Роберт льюис стивенсон полная биография. Роберт Луис Стивенсон. Биография и библиография. Остров сокровищ Стивенсона - непревзойденный шедевр


Писатель с мировым именем, классик и поэт широкого масштаба, автор "Острова сокровищ" и "Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда". Этот человек входит в тридцатку авторов, чьи произведения чаще переводятся во многих странах. И это Роберт Льюис Стивенсон.

Биография писателя

Родился будущий поэт в городе Эдинбурге в 1850 году, 13 ноября. Его родителями были люди аристократических кровей - Маргарет Изабелла Балфур и Томас Стивенсон. Роберт был единственным ребенком. Все поколение Стивенсонов долгое время работало в области инженерии, проектировало и инспектировало маяки.

Практически все свое детство Роберт Стивенсон провел рядом с дедом священослужителем. Мальчик был очень болезненным, как мать, постоянно простужался. Из-за повторяющихся болезней он редко появлялся на школьных занятиях, слишком поздно обучился чтению, но страсть к сочинительству появилась еще в раннем детстве. Он часто сочинял необычные рассказы, которые слушали мать и няньки. Кроме того, мальчик требовал конспектировать все, что рассказывает. Сначала сочинительство сына было по нраву и отцу, ведь он когда-то сам увлекался литературой.

В 1867 году Роберт, окончив школу, поступил в университет Эдинбурга на факультет инженерии. Но молодого человека не привлекали технические науки, он тянулся к общению. Во время каникул Роберт Стивенсон следил за маяками, на чем настаивал его отец. Парень быстро понял, что в семейный бизнес не пойдет.

Писательская стезя

Активная писательская деятельность Стивенсона началась в 70-х годах. Сначала его рассказы и истории попали на страницы печатных изданий Лондона. Отец юного дарования настаивал на освоении технических наук, но парень все больше путешествовал и собирал интересные истории по всему свету. В 1878 году общественность смогла познакомиться с первым авторским дневником Роберта, в котором он описывал подробности своего путешествия на каноэ по Франции и Бельгии.

В 1883 году весьма перспективным писателем стал Роберт Стивенсон. "Остров сокровищ" - роман, написанный им в том же году. Роберт перебрался в Дорсет из родной Шотландии, тут он создал еще два своих великих творения. В 1888 году был написан роман "Черная стрела". Зимой этого года чета Стивенсонов вместе с детьми поехала на каникулы на юг Франции.

Спуст два года Роберту удалось построить дом на острове Уполу, что находится в Самоа. На новом месте писателю удалось создать три романа, которые также получили популярность. Единственной незавершенной работой автора стал роман "Уир Гермистон", начатый в 1894 году.

Зимой 1894 года Роберт Стивенсон почувствовал себя плохо. 3 декабря знаменитый писатель скоропостижно скончался из-за кровоизлияния в мозг. Похоронен он на горе Ваэа. Большое количество любивших и уважавших творчество писателя людей присутствовало на похоронах. С места захоронения Стивенсона открывается красивый вид на океанские просторы.

Через 100 лет со дня смерти всемирно известного поэта один из шотландских банков выпустил банкноту стоимостью 1 фунт, на которой присутствовала подпись Стивенсона, его портрет и изображение гусиного пера.

Роберт Стивенсон считается легендой классической литературы, его рукописи были распроданы во времена Первой мировой войны. Теперь эти письмена считаются утерянными.

Роберт Стивенсон - один из самых известных писателей, которого часто считают автором одной книги - романа «Остров Сокровищ», романтического и юношеского произведения. Несмотря на это, Стивенсон был неоднозначным человеком, а его самый известный роман на самом деле более глубокий, чем это может показаться.

Влияние национальной культуры на будущего писателя

Шотландец по рождению, шотландец по воспитанию и шотландец по национальному духу - это те характеристики, которые очень точно описывают такого человека, как Роберт Льюис Стивенсон. Биография писателя подтверждает, что шотландская культура и история оказали огромное влияние на формирование Стивенсона как личности. Родился будущий писатель в Эдинбурге - культурной и политической

По линии матери будущий писатель принадлежал к старинному и известному роду Бэлфуров, которые походили из знатных кланов пограничной и равнинной части Шотландии.

История семьи, своя родословная, глубокие корни - это те вещи, которыми живо интересовался Роберт Стивенсон. Биография указывает, что, где бы он ни был, он всегда оставался истинным шотландцем. Даже находясь в Полинезии, где температура никогда не опускалась ниже 40 градусов, в своем доме он соорудил типичный шотландский камин.

Детство и юность

Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье. Будучи маленьким, он перенес серьезную болезнь, которая впоследствии оказала на него влияние до конца дней. Луиса часто лихорадило, он постоянно кашлял, ему не хватало воздуха. Все распространенные биографии указывают на туберкулез легких или очень сильные проблемы с бронхами. Болезненность, бледность, слабость и худоба - это вещи, которыми всю жизнь страдал Роберт Стивенсон. Фото автора четко это подтверждают.

Свое детство и юность автор вспоминает как бесконечные периоды жара, боли и бессонницы. В школу мальчика отправили в шесть лет, однако в связи с его состоянием учеба не была успешной. Льюис сменил несколько школ, личных преподавателей, некоторое время учился в престижной школе для детей известных и состоятельных родителей - Эдинбургской академии. Повинуясь отцу, он решает продолжить семейное дело и поступает в где изучает инженерное дело, в частности построение маяков.

Интерес к литературе

Инженерия и строительство маяков - это вещи, которыми действительно интересовался Роберт Льюис Стивенсон. Биография указывает на то, что он охотно занимался практической частью учебы, которая осуществлялась на строительных площадках. В программу также входило опускание в скафандре на морское дно, где можно было изучать подводный рельеф и скалы, которые служили основой для сооружения маяка.

Спустя некоторое время Льюис подает заявку на участие в конкурсе в Королевском шотландском обществе наук, где он презентовал свое стихотворение «Новый вид проблескового огня для маяков», за что получил серебряную медаль. Уже через две недели в серьезном разговоре с отцом Стивенсон заявляет, что хочет бросить инженерное дело. Отец был против литературы, поэтому было решено, что сын станет адвокатом. Такой вариант Луиса устраивал. Во-первых, занятие адвокатурой давало ему больше свободного времени, а во-вторых, известный земляк Стивенсона, Вальтер Скотт, также был адвокатом, что не помешало ему впоследствии стать известным писателем. Льюис сдал все экзамены и получил звание адвоката, однако это было только подтверждением того, что на самом деле он литератор.

Начало литературной деятельности

Впервые писатель Роберт Стивенсон заявил о себе в возрасте шестнадцати лет. На средства его отца была выдана небольшая книжечка «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Здесь юный автор описывал двухсотлетние восстания крестьян в Шотландии. Это сочинение не было известным, однако уже здесь был виден интерес автора к национальной истории, а также желание быть объективным и точным.

Первым серьезным произведением стал роман Роберта Стивенсона «Дороги». Название очень символично, поскольку, несмотря то, что Стивенсон был болезненным и слабым, его жизненные необходимости и душевные порывы заставляли его много путешествовать.

Первые путешествия

В 1876 году Стивенсон вместе со своими друзьями совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Франции и Бельгии. Конечным пунктом был Париж, однако друзья останавливались также в приречных деревушках, богатых своей историей. оказало огромное влияние на Стивенсона. Вернувшись домой, он сразу начал работу над описанием своего путешествия, что впоследствии превратилось в произведение «Путешествие в глубь страны», а также оказало влияние на его последующее творчество.

Автор описывает сам процесс путешествия, разнообразные забавные и нелепые ситуации, которые случились во время поездки, описывает людей, их характеры и нравы. При этом он делает это легко и ненавязчиво, позволяя читателю составить обо всем собственное мнение. Именно во время этого путешествия Роберт Стивенсон встретил Фанни Осборн, ставшую впоследствии Фанни Стивенсон.

Фанни

С Франсес Матильдой Осборн Льюис познакомился в одной из французских деревушек в то время, когда она увлекалась живописью. Практически все биографы утверждают, что эта встреча была любовью с первого взгляда. Фанни была на десять лет старше Льюиса, замужем за неудачником, имела двух детей и искала уединения после смерти своего младшего ребенка. Они много разговаривали, проводили вместе время, а после расставания постоянно переписывались.

Спустя несколько лет, в 1879 году, Роберт Стивенсон получил от Фанни письмо, содержание которого осталось неизвестным для истории. Предположительно она говорила о своей серьезной болезни. Состояние Льюиса на то время было сложным: затяжная болезнь, финансовые проблемы, ссора с отцом, слова друзей, которые говорили, что Фанни замужняя женщина. Все это не остановило Льюиса. Он быстро собрался и оправился в Америку, где на тот момент проживала Фанни. Путешествие было долгим и сложным.

После прибытия в Америку он долго ехал иммигрантским поездом от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Однако Фанни там не оказалось, она переехала в Монтеррей. Льюис отправился в очередное путешествие. Он ехал один верхом на лошади. В пути его состояние очень ухудшилось, и он потерял сознание. Нашел его местный охотник на медведей, который выхаживал Льюиса, пребывающего на грани жизни и смерти несколько дней. Обретя силы, Стивенсон все-таки добрался до Фанни.

Несмотря на все преграды, в 1880 году Стивенсон женился на Фанни Осборн и вернулся домой вместе с женой, ее детьми и огромным багажом знаний, впечатлений и жизненного опыта. Фанни и ее дети сопровождали Стивенсона в его путешествиях и были с ним до его последних дней.

Тип путешественника в работах Стивенсона

Путешествия занимали огромную роль в творчестве автора. Эта тема не была новой в литературе, однако другие писатели видели героя-путешественника не так, как это видел Роберт Стивенсон. Произведения автора описывают путешественника, который ведет себя нелогично и нерасчетливо. Такой путешественник был чаще всего художником или писателем. Он не ищет какой-либо выгоды, отказывается от наград или дополнительных привилегий.

Стивенсон начинал традиционно. Путешествие изображалось в виде небольшой и простой прогулки, в ходе которой раскрывается весь идиотизм человека-обывателя. Позже эту идею в своем творчестве использовали и другие известные литераторы, в том числе и К. Джером.

Опыт, приобретенный в первом и последующих путешествиях, оказал влияние на литературную деятельность автора, в том числе на его самое известное произведение - роман «Остров сокровищ».

«Остров Сокровищ»

«Остров сокровищ», несомненно, самый известный роман Роберта Льюиса Стивенсона. Еще незаконченное произведение печаталось в известном детском журнале под псевдонимом, однако не принесло популярности. Более того, в редакцию журнала часто приходили негативные и даже возмущенные отклики. Отдельной книгой и с реальным именем автора роман вышел через год. В этот раз роман получил несомненный успех.

Несмотря на то что роман имеет достаточно простую фабулу и сюжет, как и любой роман приключений, он содержит моменты напряжения. Общую картину автор создает не детальным описанием бытовых ситуаций, а самой формой повествования. Стивенсон активно использует диалоги, что придает сюжету более активный и драматический вид.

Несмотря на то что роман считается юношеским и романтическим, в его основе лежат серьезные проблемы и темы. В частности, речь идет о проблеме контраста характеров, душевных переживаний и о противостоянии добра и зла.

«Окаянная Джанет»

Свой интерес к душе и сущности человека Роберт Льюис Стивенсон воплощает в произведении «Окаянная Джанет». В этом рассказе автор решил совместить реальное и фантастическое, а также обратиться к тому, что всегда было ему дорого - шотландские традиции и мотивы. Несмотря на то что произведение относительно небольшое, в нем автору удалось очень глубоко показать человеческую душу, ее страхи и переживания.

Благодаря особенной форме повествования автор сумел сделать так, что все реальное в рассказе кажется фантастическим, а все фантастическое - реальным. При этом сам рассказ совершенно логичен и правдоподобен. Проблема душевных переживаний стала настолько интересна автору, он продолжает ее раскрывать дальше, в частности в известной повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Толчком для написания повести стало ознакомление Стивенсона с романом Достоевского «Преступление и наказание», где были по-новому представлены проблемы человеческой морали и нравственности. Герой повести - умный, почтительный, добропорядочный доктор Джекил - вследствие неудачного эксперимента расщепляет свою личность и выпускает на свет своего уродливого и злого двойника мистера Хайда.

Стивенсон поднимает проблему цели жизни, проблему свободы, выбора, внутренней собранности и легкости. Повесть была написана в форме, которой не ожидали от Стивенсона, и вызвала всеобщий восторг.

Роман «Владетель Баллантрэ»

Это произведение Льюиса считается одним из самых мрачных, однако именно в нем Стивенсон достиг вершины своего мастерства. Именно в этом романе он соединил две самые важные темы своего творчества: противостояние добра и зла и обращение к шотландским традициям и истории. В романе он описывает двух братьев, чьи характеры ярко воплощают эти проблемы. Корни названных проблем автор пытался найти глубоко, начиная от национального характера и заканчивая пуританизмом в стране.

Роберт Льюис Стивенсон (полное имя Robert Lewis Balfour Stevenson) – шотландский писатель и поэт, автор приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма – родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам.

Среднее образование получил в Эдинбургской академии, высшее - в Эдинбургском университете, где сначала учился на инженера, получил в 1871 за работу «Новый вид проблескового огня для маяков» серебряную медаль на конкурсе Шотландской академии, но потом перешёл на юридический факультет, который окончил в 1875 . Получив при крещении имя Роберт Льюис Бэлфур, 18-летним отказался от Бэлфур (девичьей фамилии матери) в своём имени, а также изменил способ написания с Lewis на Louis. Утверждают, что консерватор Томас Стивенсон не любил либерала по имени Льюис и решил писать имя своего сына (которого в семье почти никогда не называли Робертом) по-французски, но произносить по-английски.

Ещё в три года заболел крупом, что привело к серьёзным последствиям. По мнению большинства биографов Стивенсон страдал тяжёлой формой туберкулёза лёгких (по утверждению Э.Н. Колдуэлла, ссылавшегося на мнения врачей, лечивших или осматривавших писателя, - тяжёлой болезнью бронхов).

В юности хотел жениться на Кэт Драммонд, певице из ночной таверны, но не сделал этого под давлением отца.

Первая книга, очерк «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», брошюра, изданная тиражом в сто экземпляров на деньги отца, вышла в 1866 (уже тогда проявился большой интерес Стивенсона к истории родной Шотландии). В 1873 вышел очерк «Дорога», носивший просто символическое название (несмотря на болезнь, Стивенсон много путешествовал). Через три года вместе с другом Уильямом Симпсоном он на байдарках совершил путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции. Во французской деревне Барбизон, которая стала центром Барбизонской художественной школы, основанной уже покойным Теодором Руссо, куда благодаря железнодорожному пути из Парижа в городскую общину приезжали молодые английские и американские художники, Стивенсон познакомился с Фрэнсис (Фанни) Матильдой Осборн. Эта замужняя женщина, бывшая старше Стивенсона на десять лет, увлекалась живописью и поэтому находилась среди художников. Вместе с ней в Барбизон приехали шестнадцатилетняя дочь (будущая падчерица Айсабэл Осборн, впоследствии писавшая произведения Стивенсона под диктовку) и девятилетний сын (будущий пасынок и соавтор писателя Ллойд Осборн).

Вернувшись в Эдинбург, Стивенсон выпустил книгу очерков «Путешествие внутрь страны» (1878 ). За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение - рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 , снова находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», которые с июня по октябрь под названием «Современные тысяча и одна ночь» печатает в журнале «Лондон». Через четыре года серию рассказов (под названием «Новые тысяча и одна ночь») удаётся издать отдельной книгой.

Закончив рассказы о принце Флоризеле (Флоризель, принц Богемии, - кстати, один из героев «Зимней сказки» Шекспира), Стивенсон совершил ещё одно путешествие - в места, где вели партизанскую войну французские протестанты. В июне 1879 он издал книгу «Путешествие с ослом» (осёл, тащивший поклажу, был его единственным спутником). В начале XX века эту книгу молодые литераторы называли «Путешествие с Сидни Колвином», не одобряя то, как близкий друг покойного Стивенсона готовил к изданию четырёхтомное издание писем последнего, которые подверг настоящей цензуре.

В августе 1879 Стивенсон получил из Калифорнии письмо от Фанни Осборн. Это письмо не сохранилось; предполагается, что она сообщала о своей тяжёлой болезни. Приехав в Сан-Франциско, он не застал там Фанни; измученному долгой и сложной поездкой писателю пришлось отправиться в Монтерей, куда она переехала. 19 мая 1880 Стивенсон обвенчался в Сан-Франциско с Фанни, которой удалось развестись с мужем. В августе , вместе с ней и её детьми, он отплыл из Нью-Йорка в Ливерпуль. На корабле Стивенсон писал очерки, составившие книгу «Эмигрант-любитель», а вернувшись, создал повесть «Дом на дюнах».

Стивенсон давно хотел написать роман, даже пытался начать, но все его замыслы и попытки ни к чему не приводили. Глядя, как его пасынок что-то рисует, отчим сам увлёкся и сделал карту придуманного острова. В сентябре 1881 он начал писать роман, который первоначально хотел назвать «Судовой повар». Написанное он читал своим родным. Отец Стивенсона предложил сыну ввести в книгу сундук Билли Бонса и бочонок с яблоками.

Когда с первыми главами и общим замыслом познакомился владелец детского журнала «Янг Фолкс», он с октября начал печатать роман в своём журнале (под псевдонимом «капитан Джордж Норт» и не на первых страницах). В январе 1882 публикация «Острова сокровищ» закончилась, но успеха автору не принесла. В редакцию журнала приходило немало возмущённых писем. Первое книжное издание вышло (уже под настоящим именем) только в ноябре 1883 . Тираж разошёлся не сразу, но успех второго издания, как и третьего, иллюстрированного, был бесспорным. «Остров сокровищ» (Treasure Island) принёс Стивенсону мировую славу, стал образцом классического приключенческого романа. В 1884-1885 Стивенсон писал для «Янг Фолкс» историко-приключенческий роман «Чёрная стрела» (The Black Arrow; книжное издание вышло в 1888 ). Роман Стивенсона «Принц Отто» (Prince Otto) вышел книжным изданием в 1885 , в том же году увидел свет сборник рассказов «И ещё новые тысяча и одна ночь» («Динамитчик»).

Стивенсон долго серьёзно не относился к своим стихам и не предлагал их издателям. Однако, женившись, вернувшись из США на родину, он сочинил 48 стихотворений, вызванных воспоминаниями о детстве, составил сборник «Свистульки» (Penny Whistles), отпечатал в типографии немного экземпляров для друзей (среди друзей Стивенсона были Генри Джеймс, шотландский писатель Сэмюэль Крокет) и на этом остановился. Вернулся он к стихам через несколько лет, когда сильно болел, переработал сборник и выпустил в 1885 под другим названием. Сборник стал классикой английской поэзии для детей. Через два года Стивенсон выпустил второй поэтический сборник (уже для взрослых) и назвал его «Подлесок» (Underwoods), позаимствовав это название у Бена Джонсона.

В 1885 Стивенсон прочитал во французском переводе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Впечатление отразилось в рассказе «Маркхейм», откуда уже недалеко было до фантастическо-психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekill and Mr. Hyde), вышедшей в январе следующего года.

Уже в мае на страницах «Янг Фолкс» появились первые главы «Похищенного» (Kidnapped), нового приключенческого романа. В том же, 1886 вышло книжное издание. Главный герой «Похищенного» - Дэвид Бэлфор (воспоминание о предках по материнской линии, которые, согласно семейному преданию, принадлежали к клану МакГрегоров, как и Роб Рой Вальтера Скотта).

В 1887 был опубликован сборник рассказов «Весёлые молодцы и другие истории» («The Merry Men, and Other Tales»), куда вошли рассказы 1881-1885 годов , включая «Маркхейм» и самый первый из шотландских рассказов, «Окаянную Дженет».

На следующий год Стивенсон и его семья отправились путешествовать по южным морям. Одновременно он писал роман «Владетель Баллантрэ», который вышел в 1889 (The Master of Ballantrae).

С 1890 Стивенсон жил на островах Самоа. Тогда же вышел сборник «Баллады».

На островах Самоа были написаны сборник повестей «Вечерние беседы на острове» (Island Night’s Entertainments, 1893 ), продолжение «Похищенного» «Катриона» (Catriona, 1893 , в журнальной публикации - «Дэвид Бэлфур»), «Сент-Ив» (St. Ives, окончен после смерти Стивенсона Артуром Квиллером-Кучем, 1897 ). Все эти (как и прежние) романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896 ), на который автор рассчитывал как на лучшую свою книгу, остался неоконченным.

Биография - английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 г. в Эдинбурге, в семье инженера. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур, но в зрелом возрасте отказался от него, сменив фамилию на Стивенсон, а написание второго имени с Lewis на Louis (без изменения произношения).

Псевдонимы: Капитан Джордж Норс (Captain George North)

С юности Роберт был склонен к занятиям техникой. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой, поскольку состояние здоровья, с одной стороны, и первые успехи на литературном поприще, с другой, убедили его предпочесть адвокатуре литературу. В 1873–1879гг жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников. К этому же периоду относятся поездки Стивенсона по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате которых появились его первые две книги путевых впечатлений - «Поездка внутрь страны» (An Inland Voyage, 1878) и «Путешествия с ослом» (Travels with a Donkey in the Cevennes, 1879). «Эссе», написанные в этот период, были им собраны в книге «Virginibus Puerisque» (1881).

Во французской деревушке Грез, известной своими собраниями и встречами художников, Роберт Льюис встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и, как только развод был получен, 19 мая 1880, влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: «Несусветный багаж» (1889), «Отлив» (1894) и «Потерпевшие кораблекрушение» (1892).

В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и, в 1887–1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Стремясь к наиболее тесному общению с местными жителями, Стивенсон принимал глубокое участие в их судьбе и выступал в печати с разоблачением колониальной администрации – к этому периоду в его творчестве относится роман «Восемь лет в опасности на Самоа»(«A Footnote to History: Eight Years of Trouble in Samoa», 1893). Протест Стивенсона был, однако, только лишь протестом романтика, однако людьми он забыт не был.

Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого «Завещания» («Под необъятным звездным небом…»).

Основным вкладом в литературу Стивенсона можно назвать то, что он возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но при всем мастерстве повествования он не сумел поднять его до тех высот, на которых стояли эти жанры у его предшественников. Большей частью автора интересовало приключение ради приключения, ему чужды были более глубокие мотивы приключенческого романа, как у Даниэля Дефо, а в историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая себя показом приключений героев, для которых история служит лишь случайным фоном.

Роберт Льюис СтивенсонУспех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в «Острове сокровищ» (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в «Детском цветнике стихов» (A Child’s Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в «Детском цветнике стихов», свидетельствующие о разносторонности его таланта.

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве – «Скромное возражение» (A Humble Remonstrance, 1884), «Сновидения» (Dreams, 1888), «О некоторых технических элементах литературного стиля» (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. – сближают его с Г.Джеймсом. В путевых заметках «Путешествие с ослом», «Поселенцы Сильверадо» (The Silverado Squatters, 1883) и «В Южных морях» (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно.

Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона – «Похищенный» (Kidnapped, 1886) и его продолжение «Катриона» (Catriona, 1893; журнальный вариант «Дэвид Бэлфур» – David Balfour), «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae, 1889), «Веселые Молодцы» (The Merry Men, 1882), «Окаянная Дженет» (Thrawn Janet, 1881), – читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они – за исключением «Окаянной Дженет», маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, – написаны неровно. «Черную стрелу» (The Black Arrow, 1883) и «Сент-Ив» (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. «Несусветный багаж» и «Клуб самоубийц» (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако «Берег Фалеза» (The Beach of Falesa) – один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии «Сатанинская бутылка» (The Bottle Imp, 1891) и «Земля голосов» (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов XIX в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

Стивенсон Роберт Льюис (1850-1894) - английский писатель, шотландец по происхождению, литературный критик, поэт, основоположник и теоретик неоромантизма.

Родился Стивенсон в Эдинбурге (Шотландия) в семье инженера - строителя маяков. С детства много болел. Казалось, у него не было возможности стать в будущем автором одного из самых известных приключенческих романов, поскольку заболеваний у него было чрезвычайно много. Читайте ниже более подробно биографию Роберта Стивенсона.

Болезнь детства и начало творчества

С раннего детства он был жителем, по его собственному выражению, «одеяльной страны». Ведь из-за постоянных нездоровий он проводил больше времени в постели, чем в мальчишеских играх на улице или за столом, читая интересную книжку. Доктора поставили двенадцатилетнему мальчику ужасный диагноз - чахотка. В те времена это приравнивалось к смерти. Возможно, собственно эти трудные испытания научили Стивенсона ценить жизнь, искренне ликовать каждому прожитому дню и стараться быть счастливым.

Нельзя отправиться в настоящее морское путешествие? И тогда на помощь приходили мечта и фантазия. Творческие способности развила в нем его нянька, которая знала множество историй, читала наизусть стихи Р. Бернса и рассказывала на ночь страшные истории. В 15 лет в биографии Роберта Стивенсона появилось первое произведение - он написал свою первую книгу «Петландське восстания».

В 17 лет Роберт начал изучать право в Эдинбургском университете (год окончания - 1875). Хотя Стивенсон получил профессию юриста, больше всего он мечтал стать писателем.

Остров сокровищ Стивенсона - непревзойденный шедевр

Слава к нему пришла, когда он в 1883 г. отдельным изданием напечатал роман «Остров сокровищ». Как вспоминал писатель, однажды он играл со своим пасынком Ллойдом Озборном. Они соревновались, кто лучше нарисует географическую карту. Именно тогда Стивенсон и создал карту Острова сокровищ. На второй день он сел за роман, который назвал «Корабельный повар», но издателю это название не понравилось, и они решили заменить название на «Остров сокровищ». Пытливый читатель заметит в этом произведении детали многих известных приключенческих книг. Стивенсон и не отрицал этого. Он откровенно говорил, что, например, попугай к роману «прилетел» от Робинзона Крузо, а скелет он позаимствовал из новеллы известного американского писателя Эдгара По «Золотой жук». Кстати, история, положенная в основу романа «Остров сокровищ», не такая уж и писательская выдумка. В те времена, как и сегодня, много кто бредил несметными сокровищами пиратов или их жертв, что были предусмотрительно спрятаны в разных местах земного шара и которые можно было найти за определенными тайными знаками.

Например, на острове, где больше четырех лет прожил Александр Селькирк и который впоследствии был назван островом Робинзона Крузо, до сих пор ищут огромный клад, который был там спрятан через несколько лет после освобождения Селькирка. Стивенсон будто собрал в своей книге все особенности и находки приключенческой литературы, которую трудно представить без тайных карт, спрятанных сокровищ и воинственных пиратов.

Первыми слушателями и критиками еще не напечатанного романа были отец и пасынок писателя. Стивенсон вспоминал, что когда необходимо было заполнить сундук Билли Бонса, то отец писателя почти целый день на обороте конверта от какого-то делового письма составлял реестр того, что должно быть в тайнике бывшего пирата. Этот перечень почти полностью вошел в роман. Вообще Стивенсону удалось наполнить свое произведение деталями, которые в воображении читателя именно после этого романа были тесно связаны с миром приключений и тайн: зажигательная пиратская песня, ужасная черная метка, таинственная карта и затерянный в океане остров, полный золота, омытого кровью.

Ухудшение здоровья и переезд на Самоа

Успех «Острова сокровищ» обеспечил материальный достаток семьи Стивенсона, но прогрессирующая болезнь требовала изменения климата, и поэтому он оставил любимую Шотландию. Биография Роберта Стивенсона наполнилась новыми событиями и приключениями. Писатель вместе со всей семьей отправился в путешествие к южным морям. Он поселился на островах Самоа в Тихом океане. Местные жители сначала настороженно отнеслись к чужеземцу, ведь привыкли, что европейцы в их краях появлялись только для того, чтобы обогатиться. Но Стивенсон не выказывал пренебрежения к местному населению, зато он радушно принимал их в своем доме, который местным жителям казался огромным дворцом, и с удовольствием слушал их рассказы из древности.

Очень скоро в дом Стивенсона местные жители заходили не только послушать удивительные и невероятные истории хозяина, но и с просьбой помочь. Он советовал им, как защищать себя от колонизаторов, как лучше ухаживать за своей землей и где выгоднее продать те или иные товары. Белые колонизаторы недолюбливали писателя, зато местные жители, в знак особого уважения и доверия, дали ему имя Тузитала - «белый вождь-сказитель», ведь верили в магическую силу его слова. А эта сила была большой, стоит только вспомнить, какую огласку наделала в Европе статья Стивенсона о бесстыжем грабеже островов ведущими европейскими странами, которые колонизировали Самоа.

Удивительные факты из биографии Стивенсона

Самоанцы своими силами построили дорогу до дома Стивенсона и назвали ее Дорогой благодарности. Смерть писателя для местных жителей стала большим горем. Они целыми поселками шли проститься с Тузиталою. Совет вождей решил похоронить его на вершине самой высокой горы. Однако добраться туда было чрезвычайно сложно, ведь гору со всех сторон окружал густой тропический лес, и к тому времени на нее не ступал ни один человек. Тогда самые сильные мужчины отправились в путь и ценой невероятных усилий прорубили во влажных джунглях просеку, чтобы попасть к месту последнего приюта человека, который смог перебороть судьбу. А потом вожди под страхом большого наказания богов запретили всем стрелять возле горы, где было похоронено тело Стивенсона, «чтобы над его могилой могли спокойно петь птицы».

Произведения Стивенсона читают с интересом как дети, так и взрослые. Стивенсон считается основателем и теоретиком неоромантического направления в литературе. Он остро чувствовал разрыв между действительностью и мечтой и искал необычное в обыденной жизни. Писатель на всю жизнь сохранил тягу к прекрасному, стремился придать жизни полноту и яркость, найти в обычном человеке героя. Стивенсон был чрезвычайно внимательным к слову, его считают непревзойденным писателем.

Прочитав биографию Роберта Стивенсона, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...