Роды литературы. Драматические жанры литературы


Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широкие в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретные а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Эпос (epos) в переводе с греческого языка - слово. Это повествовательная форма литературы. Платон считал, что в эпохе сочетаются лирические элементы (высказывания автора) и драматические (подражание). По мнению Аристотеля, автор эпоса ведет рассказ "о событиях как о чем-то постороннем, как это делает Гомер, или от самого себя, не заменяя себя другим и выводя всех изображаемых лиц в действии". По Гете и Шиллером, автор рассказывает о событии, перенося ее в прошлое, а в драме изображает его таким, что происходит сейчас. По мнению Гегеля, эпос воспроизводит объективность в обьективизуючий форме. В. Кожинов относит эпос, как и драму, в изобразительных видов искусства.

В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей. Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел. По тому, как писатель описывает события, характеры, можем сделать вывод, как он относится к изображаемому.

События в эпохе изображаются как такие, которые уже состоялись, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени. Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости повествования. Эпические произведения пишут преимущественно прозой. Все они имеют повествовательный характер.

Формы повествования в эпических произведениях - разные. Наиболее распространенная форма - рассказ от третьего лица. Иногда рассказчик может быть персонажем произведения (Максим Максимович в повести "Бэла" с "Героя нашего времени" М. Лермонтова). Мировосприятием рассказчики-персонажи могут быть близкими писателю. Рассказ от первого лица придает произведению достоверности, вносит в него лирический элемент. Есть произведения, в которых персонажи сами рассказывают об увиденном и пережитом. Об этом свидетельствуют античные романы - "Метаморфозы" ("Золотой осел") Апулся и "Сатирикон" Петрония, мемуарные рассказы Лепкого "Сказка моего жизни".

Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта. К рассказу иногда "подключаются" авторские размышления. Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, их монологами, диалогами. Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местах.

В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи.

Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический.

Виды, жанры эпоса

Возникновение эпоса достигает первобытных времен. В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, перевод.

Сказка - эпическое произведение, в котором рассказывается о фантастических событиях и приключениях героев. Есть сказки, героические, социально-бытовые, фантастические, сатирические, юмористические, сказки о животных и тому подобное.

Кроме народных, есть литературные сказки. Известные сказки И. Франко, А. Пушкина, братьев Я. и В. Гримм, Андерсена и другие.

Былина - эпическая речитативная песня, которую в княжеские времена исполняли народные певцы-музыканты. Персонажи былин - народные герои - богатырь Илья Муромец, Добрыня Никитич. Былины возникли в XI-XII вв. в Киевской Руси, впоследствии распространились в северных областях России. Черты былинных героев сохранили украинские сказки, такие как "Сказка о Котигорошко", "Сказка о Кожемяке".

Легенда (лат. Legenda - то, что следует читать). Это фольклорный или литературное произведение, в котором рассказ на фантастическую тему. Легенды имеют разный смысл. Легендам относят распространены в средние века "жития" первых христиан, "святых" подвижников и князей. их читали в церквях, монастырях в дни праздников в честь святых. Впоследствии появились апокрифические легенды с атеистическими мотивами. Эти легенды были запрещены церковью. Известны легенды об исторических событиях и народных героев, о руководителе освободительной войны Хмельницкого, фастовского полковника Семена Палия. В легендах о Алексея Довбуша,

Максима Зализняка, Устим Кармалюка, Лукьяна кобылицы раскрывается борьба крестьян против феодального гнета.

Мир (мим) (греч. Mythos - слово, перевод). Мифы появились в то время, когда у людей было наивное непосредственное представление об окружающем мире. М. Моклица называет миф альтернативной реальностью. По ее словам, миф - "объективация первоначального восприятия, которое со временем становится синонимом выдумки, неадекватного видение такого, чего на самом деле в жизни нету. Миф концентрирует в себе полиаспектнисть человеческого мировосприятия. Он в равной степени обманчив и истинный: он обозначает наш бесконечный процесс поиска истинных знаний. Миф - антитеза к научному мировосприятие - адекватного, обоснованного, доведенного как истинное ". Мифы отличались от сказок, потому что сказки считались плодом фантазии, и от легенд, потому что в легендах были реальные исторические события и герои. Миф воспринимался как нечто вероятное. Современные литературоведы считают миф обобщенно-целостным восприятием действительности, характеризуется синтезом реального и идеального и оказывается на уровне подсознания. Под мифом понимают устойчивую архетипну модель, которая оформлена в определенных сюжетах, образах.

Заметный след в литературе оставила древнегреческая, древнеримская мифология, германо-скандинавская. Сюжеты античной мифологии использовали Данте ("Божественная комедия"), Дж. Боккаччо ("Фиезоланськи мифы"), П. Корнель ("Медея", "Эдип"). Ж. Расин ("Андромаха", "Ифигения в Авлиде").

Народные смиховинкы (анекдоты) - сатирические или юмористические рассказы, высмеивающие определенные человеческие пороки.

Притча - аллегорическое рассказ о человеческой жизни морализирующего характера. Жанр притчи появился в фольклоре, он происходит от апологии (сказки о животных). С апологии развилась и байка. Ю. Климьюк, сравнивая притчу и басню, отмечает, что близкий жанровая форма притчи и басни обусловлена общностью их происхождения: от мифа к сказке, от сказки к апологии, из которого и развилась собственно байка и притча. "Поучительность, аллегорическая, философичность, внешнее сходство построения, - пишет Ю. Климьюк - это те черты, которые соединяют притчу с басней. В то же время притча имеет ряд отличий: если байка изображает характер человека, разоблачает ее черты, то в притче на характеры героев обращается мало внимания, они часто неконкретными, можно сказать даже абстрактными, полностью зависят от заранее заданной мысли...

И еще одна существенная разница: басня является произведением комичным, притча - в принципе произведение серьезный (хотя могут быть притчи юмористические и сатирические) ... "

"Притчу, - продолжает Ю. Климьюк - еще часто называют параболой. Парабола - это группа аллегорических, морализаторско-обучающих жанров (притча, басня, короткая сказка, анекдот, рассказ и т.д.), в которой через собранный пример и его толкование утверждались определенные мысли...

Согласно содержанию и идейной направленности притча делится на религиозную и светскую, философскую и нравственную, а также фольклорную. Притча может иметь различные модификации: короткий поучительный выражение (пословица, поговорка, сентенция), фабульная притча (прозаическая и стихотворная), притча с объяснением и без объяснения, притча с аллегорией и без аллегории, притча - парабола, притча - развернутое сравнение " .1 В украинской литературе притчу как основу сюжета или как отдельный жанр использовали И. Франко, Д. Павлычко, Лина Костенко, Б. Олийнык.

Ю. Климьюк утверждает, что не каждый парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболе. Трудно отличить притчу от параболы. Некоторые литературоведы их отождествляют.

В "литературоведческих словаре-справочнике" читаем: (греческое parabole - сравнение, сопоставление, подобие) - "поучительное иносказания, близка к притче жанровая разновидность, в которой по сжатой рассказом об определенном событии скрывается несколько других планов содержания. Внутри структуры параболы - инакомовний образ, шо тяготеет к символу, а не аллегории (иногда параболу называют "символической притчей"), однако она не подавляет предметности, ситуативности, остается изоморфной отношении ". А. Потебня разновидностью басни считал притчу.

Эпопея (греч. Еророииа от epos - слово и роиео - - создавать) - повествовательный вид, который был популярен до появления романа. Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре. В Древней Греции эпопеей называли цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев. На основе народных эпопей сформировались авторские - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Энеида" Всргилия. "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели, "Слово о полку Игореве", "Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. ди Камоэнса.

Известный российский литературовед Бахтин писал, шо эпопея имеет три конструктивные особенности:

1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое", по выражению Гете и Шиллера;

2) источником эпопеи служит национальное сказанное, а не личный опыт;

3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его певца (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией... "Мир эпопеи, - конкретизирует М. Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир" начал "и" вершин "национальной истории, мир родителей и родозачинателив, мир "первых" и "лучших". Дело не в том, что прошлое служит содержанием эпопеи. отнесенностью изображаемого мира в прошлое, принадлежность его к прошлому - ... формальный признак эпопеи как жанра. Эпопея никогда не была поэмой о современности (превратившись лишь для потомков в поэму о прошлом). Эпопея как известный нам определенный жанр изначально была поэмой о прошлом..., а авторская установка (то есть установка оратора эпического слова) является установкой человека, говорит о недостижимом для нее прошлое, благоговейное установка отпрыска. Эпическое слово по своему стилю, тоном, характером образности принципиально несовместимо со словом современника о современнике, обращенные к современников ("Онегин добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы, или блистала, мой читатель... ")". Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения. ее стиль торжественный, изложение неторопливый. Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалоги.

В XVIII в. эпопею вытеснил роман. Эпопеями стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов. Известны такие украинские романы-эпопеи, как "Кровь людская - не водица", "Большая родня» М. Стельмаха, "Волынь" У. Самчука, поэмы-эпопеи - "Проклятые годы", "Пепел империй" Юрия Клена.

Роман (франц. Roman, нем. Roman, англ. Novel) - большой эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным. В романе много героев и подробно описываются их характеры, многогранные связи между собой и обществом.

Сначала термином "роман" называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском...). Слово "роман" появилось в средние века. Как отмечает В. Домбровский, романом называли "рассказ о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные нестихотворным, простонародным языком, которая для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась романской (linqua romana). Те рассказы из" являются сначала во Франции, где творят продолжение давних рыцарских поэм (шансон де жест - песни о быль, то есть старофранцузского эпоса, в котором на первом месте стоит знаменитая "Песнь о Роланде"), а дальше... циклы средневековых преданий и легенд об Артуре, святого Грааля и рыцарей "Круглого стола".

В XIII в. появляется два "Романы о Розе» Гийома де Лоррис и Жана де Меня пользователя старофранцузском языке. Термин "роман" впервые использовал английский литературовед Джордж Патенхем в исследовании

"Искусство английской поэзии" (1589). Французский литературовед XVII в. Пьер-Даниэль Юэ дал такое определение романа: "Это вымышленные любовные истории, искусно выложенные прозой для удовлетворения и назидания читателей« 1.

Роман - многоплановый эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно. В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту.

Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.

Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков. Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма. Античный роман имел развлекательный характер. Он изображал препятствия на пути к любви влюбленных. Во II-VI вв. н. е. появились романы "Эфиопика" Гелиодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Золотой осел" Апулея, "Сатирикон" Петрония.

В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы. Известны циклы романов о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола". В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности о необычайных приключениях Александра Македонского. В эту эпоху появляются популярные романы о любви Тристана и Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о Варлаама и Иосафата.

В эпоху Возрождения писатели используют реалистические принципы изображения, о чем свидетельствуют романы "Ґаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихот" Сервантеса. Роман Сервантеса - это пародия на рыцарский роман. В XVIII в. приобретают популярность авантюрный роман («Жиль Блаз" Лесажа) и роман воспитания ("Вильгельм Мейстер" Гете), психологический роман ("Памела" Ричардсона). В XIX в. появляется исторический роман ("Айвенго" Вальтера Скотта). Развитие романа XIX в. связан с именами Стсндаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, Золя, Достоевского, Толстого, Панаса Мирного.

Украинский роман зародился в XIX в. Первыми романами были "Господин Халявский" Г. Квитки-Основьяненко, "Чайковский" Е. Гребенки. Значительный вклад в развитие романической формы в украинской литературе сделали Марко Вовчок ("Живая душа"), П. Кулиш ("Черная рада"), И. Нечуй-Левицкий ("Облака"), Панас Мирный и Иван Билык ("Разве ревут волы, когда ясли полны? »), В. Винниченко (" Солнечная машина »). Талантливыми романистами XX в. является Андрей Головко ("Сорняк"), Ю. Яновский ("Всадники"), В. Во-могильный ("Город"), С. Скляренко ("Святослав", "Владимир"). Современный украинский роман представляют такие жанры, как философский («Новая заповедь» В. Винниченко), эротический ("Блуд" Е. Гуцало), исторический ("Роксолана" П. По гребельного), детективный ("Залежи золота" В. Винниченко) социально-психологический («Водоворот» Г. Тютюнника, "Собор" О. Гончара), приключенческий ("Тигролови" Ивана Багряного), готический ("Марко Проклятый" А. Стороженко), сатирический ("Аристократ с Вапнярки" А. Аиста), автобиографический ("Дума про тебя" М. Стельмаха), фантастический ("Чаша Л мрита" А. Бердника), биографический ("Приключение Гоголя" Г. Колесника), мемуарный ("Третья рота» В. Сосюры), авантюрный («Имитация» Е. Кононенко). Украинские писатели используют различные формы истории - роман-исповедь ("Я - Богдан" П. По гребельного), причудливый ("Заемный человек" Е. Гуцало, "Лебединая стая" Василия Земляка), роман-хронику ("Хроника города Ярополя" Ю. Щербака), роман в новеллах ("Тронка" О. Гончара), раман-балладу ("Дикий мед" Леонида Первомайского).

В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-эссе.

Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания. "Ни один исторический вид, - по мнению ученого, - не выдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преимуществом того или иного принципа оформления героя. Поскольку все элементы взаемовизначають друг друга, определенный принцип оформления героя связан с определенным типом сюжета, концепцией мира по определенной композицией романа ". В романе странствования герой не имеет существенных характеристик. Его движение в пространстве, приключения-авантюры дают возможность показать пространственную и социально-статическое разнообразие мира (страны, национальности, культуры). Такой тип героя и построения романа характерен для античного натурализма, в частности, для произведений Петрония, Апулея и Тормеса, "Жиль Блаз" Алена Рене Лесажа.

М. Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна "пространственная и статическая концепция разнообразия мира», жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - несчастье. Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости. Авантюрный время в романе включая мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на следующий день, после боя, поединка. В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность. Образ человека в романе странствования статический.

Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть. Для героев этого романа мир с ареной борьбы. Образцом такого романа является произведение греческого писателя эпохи античности Гелиодора "Эфиопика". Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья "Роман о Тристане и Изольде».

В основе романа испытания - исключительные полип и ситуации, которых не может быть в обычной, типичной биографии человека, нанизываются авантюры. В рыцарском романе появляется сказочное время, который не связан с историческими событиями и условиями. Окружающий мир, второстепенные персонажи являются для героев романа испытания декорацией, фоном. В XVIII-XIX вв. роман испытания, по словам М. Бахтина, "потерял свою чистоту, но тип построения романа на идее испытания героя продолжает существовать, конечно, усложняясь тем, что было создано биографическим романом и романом воспитания". Романы Стендаля, Бальзака, Достоевского, по наблюдениям М. Бахтина, является романами испытания.

Биографический роман существует с XVIII века. Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерть. В биографическом романе биографический время, события локализованы. Становление героя является результатом изменений в его жизни. Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер. К историко-биографических романов принадлежат "Петербургская осень" А. Ильченко, "Ошибка Оноре де Бальзака" Натана Рыбака.

Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор. Таковы "Рыцарь нашего времени" М. Карамзина, "Детство", "Отрочество", "Юность" Л. Толстого, "Наши тайны", "Восемнадцатилетние" Ю. Смолича.

Основой романа воспитания является педагогическая идея. Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем. К лучшим романам воспитания принадлежат "Ґаргаитюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, "История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, "Жизнь и размышления Тристана Шенди" Стерна, "Тарасу пути" Оксаны Иваненко, "Город" В. Пидмогильного.

Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестям ("Борислав смеется" И. Франко, "Мария" У. Самчука, "Старший боярин" Т. Осьмачки).

Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа.

В XX веке на Западе появляется "новый роман" или "антироман". Его создатели Натали Саррот, А. Роб-Ґрийе, М. Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя. Они считают, что новый роман должен быть безфабульним и безгеройннм.

Теории романа литературоведы обратились в XIX в. Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое. По мнению Шеллинга, персонажи романа являются символами, которые воплощают человеческие характеры.

Значительный вклад в теорию романа внес Гегель. Он считал, что роман возник в сутки общественного кризиса, роман - конец развития общества. В основе романа - конфликт между поэзией сердца и прозой отношений между личным и общественным. В коллизии романа герои противопоставляются окружению.

В. Кожинов выразил мнение, что "романное начало вообще подчиняет себе все жанры». В. Днепров считает, что роман синтезирует все рода литературы, он - ведущая форма искусства слова (Черты романа XX века. - М.; Л., 1965).

Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии ("Мать", "Артем Гармаш" Андрея Головко), трилогии ("Альпы", "Голубой Дунай", "Злата Прага" О. Гончара), тетралогии ("Детство Темы", " Гимназисты "," Студенты "," Инженеры "М. Гарина-Михайловского). Известны циклы романов ("Человеческая комедия" О. Бальзака, "Необыкновенные путешествия" Жюля Верна).

Повесть (от повидуваты) - это эпическое произведение средней формы. Она занимает промежуточное место между романом и рассказом. В основе повести - один или несколько конфликтов, немного событий, один или несколько эпизодов, медленное развитие событий, относительно простая композиция. В. Кожинов считает, что повесть "не напряженного и завершенного сюжетного узла", в ней отсутствует "единство сквозного действия *".

В работах М. Берковского, В. Кожинова и других литературоведов отмечается, что повесть ближе к эпопее античного мира, чем к эпосу нового времени. ее предмет - спокойное течение жизни, о котором можно рассказывать. В повести нет гостродраматичних ситуаций, которые привлекают романиста. М. Гуляев по этому поводу замечает, что эпичность, непоспишливисть не является признаком всех повестей. Есть среди повестей драматические, остроконфликтные, то есть близкие к роману. Таковыми, в частности, является "Невский проспект", "Записки сумасшедшего" Гоголя.

Бытует мнение, что повесть - лирическая, близкая к музыке. Но лиризмом отмечаются и другие эпические произведения. Повестями есть произведения "Николай Джеря", "Кайдашева семья" И. Нечуй-Левицкого, "Злые люди" Панаса Мирного, "Земля гудит" О. Гончара, "Поэма о море" А. Довженко. Сравнивая роман и повесть, Ю. Кузнецов отмечает: "Роман тяготеет к освоению действия, а повесть - к фиксированию бытия... ее финал основном открытый, следует из логики изображаемых событий, а не с противопоставлений, как в новелле, описания осуществляются по принципу нанизывания ".

В давние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось. В литературе Киевской Руси повестями называли летописи ("Повесть временных лет") или жития святых ("Повесть о Акира Премудрого»). Повесть как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в. Первыми повестями в украинской литературе были "Маруся", "Бедная Оксана» Г. Квитки-Основьяненко. Развитие повести связан с творчеством Марка Вовчка ("Институтка"), Т. Шевченко ("Художник", "Музыкант"), И. Нечуй-Левицкого ("Николай Джеря"), И. Франко ("Захар Беркут"), М. Коцюбинского ("Fata morgana").

Этот вид эпоса используют Гончар, В. Шевчук, Е. Гуцало, В. Яворивский, И. Чендей.

Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная.

Рассказ - это эпическое произведение малой формы. В его основе, как правило, - одно событие, одна проблема. Рассказ в рассказе имеет начало и конец. Рассказ требует от писателя умения на малой площади нарисовать яркую картину, создать ситуацию, в которой герой обнаруживает себя отчетливо, рельефно. Характеры в рассказе сформированы, отсутствует широкая мотивация поступков и событий, описания сжатые, их мало.

Рассказ приобретает популярность в эпоху Возрождения. Тогда появляются "Кентерберийские рассказы" Дж. Чосера. Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в. Известными украинскими мастерами рассказы были М. Коцюбинский, В. Стефаник, Марко Черемшина, С. Васильченко, О. Кобылянская, И. Франко, Николай Хвылевой, Григорий Косынка.

Есть рассказы социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические.

Границы между рассказом и повестью не всегда четкие, поэтому произведения "В воскресенье рано зелье копала" О. Кобылянской и "Дебют" М. Коцюбинского одни относят к повестям, другие - к рассказам.

Новелла (итал. Novella - новость) - малый вид эпоса. Она появилась еще в Древней Греции, имела устную форму, развлекательный или дидактический характер. ее использовали как вставные эпизоды Геродот (рассказ о Ариона, кольцо Поликрата), Петровой (новелла о Матрену Эфесский). В эпоху эллинизма новелла имела эротический характер. Как вид эпоса новелла оформилась в эпоху Возрождения в Италии («Декамерон» Боккаччо, "Гептамерон" Маргариты Наваррской). Наибольшего развития достигла в XIX в. В украинской литературе получили распространение такие жанры новеллы, как психологическая (В. Стефаник), социально-психологическая, лирико-психологическая (М. Коцюбинский), лирическая (Б.Лепкий), философская, историческая (В. Петров), политическая (Ю. липа), драматическая (Григорий Косынка).

Чьей отличается новелла от рассказа? В новелле меньше персонажей, чем в рассказе, характеры сформированы новеллист не комментирует мыслей и чувств персонажей. В новелле отточенная каждая деталь, для микроанализа она использует один момент из жизни и на нем раскрывает значительные психологические переживания. В новелле - однолинейный, напряженный, динамичный сюжет, неожиданные повороты действий, внезапный финал, асимметричная композиция, как правило - драматическая коллизия. В зарубежных литературах основном не делают различий между рассказом и новеллой.

Эссе (франц. Essai - попытка, набросок) - жанр, который находится на стыке художественной литературы и публицистики. В нем поднимается частичное вопрос. Эссе характеризуется большой субъективностью. К эссеистики относят различные произведения: философские, исторические, критические, биографические, публицистические, морально-этические и даже поэтические.

Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня «Опыты». В этой книге есть мнения, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого. Нарушаются проблемы обучения, воспитания, славы, достоинства, богатства, смерти. Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни. Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его понимания и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях. Автор не идет прямо к предмету, а будто проходит вокруг него. Поэтому эссе всегда "о". Почти в каждой фразе "Опытов" является местоимение "я" ("я считаю", "я согласен", "для меня").

Раскрывая специфику эссе, М. Эпштейн в статье "Законы свободного жанра" (Вопросы литературы - 1987. - № 7) подчеркивает, что эссеисту не обязательно быть хорошим рассказчиком, глубоким философом, искренним собеседником. Он может уступать силой мысли философу, блеском воображения - романист и художнику, искренностью и откровенностью - авторам исповедей и дневников. Главное для эссеиста - культурная всесторонность. Монтень первым рассказал о том, что чувствовал как человек. Эссеист пробует себя во всем. Лучшее определение жанра - всеобщность, несколько обо всем. Эссеист, по словам М. Эпштейна - "мастер произведений на свободную тему", "профессионал дилетанського жанра". М. Бахтин считал, что в XX в. проходит есеизация всех жанров литературы. Есеизация сказалась и на литературоведческих работах А. Лосева, С. Аверинцева, Г. Гачев, О. Гончара, Ю. Смолича, Д. Павлычко, И. Драча. Появились новелл а-эссе, по весть-эссе, роман-эссе ("Романы Кулиша" Петрова, "В сумерках" Р. Горак).

Очерк - вид публицистики, на грани искусства слова и журналистики. Как самостоятельный вид эпоса существует с XVIII века. Очерк появился в Англии, был популярным в произведениях писателей просветительского реализма (Аддисона, Вольтера, Дидро). Значительное место занял очерк в литературе 40-х годов XIX в. В русской литературе появились физиологические очерки, в которых писатели показывали жизнь простых тружеников.

Значительный успех у читателей имели очерки украинских писателей, в частности И. Нечуя-Левицкого ("На Днепре"), Панаса Мирного ("Путешествие от Полтавы до Гадяч»), М. Коцюбинского ("Как мы ездили в Кринице»). Эти очерки - своеобразные путевые заметки, истоки которых в Гомера "Одиссее", Лукианових "Правдивая история". Известным автором путевых заметок был В. Григорович-Барский (1701-1747 pp.). В его произведениях сочетаются признаки разных жанров: рассказы, очерка, хождений, легенд, житий. Синтезом автобиографического, путника и очеркового есть произведения Наталены Королевой "Без корней", "Дорогами и тропами жизни", сборники очерков Евдокии Гуменной "Многие неба", "Вечные огни Альберты", воспоминания В. Самчука "На белом коне", "На коне вороном ", П. Тычины" Путешествия с капеллой К. Стеценко ".

В чем специфика очерка? Одни исследователи видят ее в документализация (фактографии), другие - в публицистической остроте. Но эти признаки есть не в каждом очерке, есть очерки с вымышленными героями и сюжетами (Г. Успенский - "Власть земли»). В очерках нарушаются социальные, экономические, политические, морально-этические проблемы на определенном этапе развития общества. В очерках изображаются портреты политических деятелей, ученых, писателей, простых тружеников. Авторы очерков интересуются общественной жизнью во всех ее проявлениях. Отсюда - взволнованность повествования, публицистическая страсть в оценках изображаемого, открытость в утверждении идей. Цель очерка - дать объективную картину действительности, заострить внимание на явлениях жизни, подвергнуть критике все то, что тормозит прогресс. Авторское начало в очерке сильнее, ярче, чем в романе; Очерк может быть лаконичным; а может занимать и сотни страниц ("Письма русского путешественника" Карамзина). Он не имеет единой сюжетной линии, завершенной фабулы.

В литературоведении нет единого жанровой классификации очерков. Есть очерки документальные и недокументальни. А еще - странствующие, портретные, бытовые, социально-политические, исторические, проблемные, зоологические, зарубежные, очерки о природе. Разновидностью очерка является биографические очерки о жизни и творчестве выдающихся людей. Такого типа очерки появились еще в эпоху античности ("Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Жизнеописание Агриколы" Тацита).

Фельетон (франц. Feuilleton от feuille - письмо, лист) - это произведение художественно-публицистического характера на актуальную тему, раскрытую в сатирической или юмористической форме. Фельетон - промежуточное звено между очерком, рассказом и новеллой.

Во Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом. Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа ("подвала"), отделенного жирной линией. Позже фельетоном стали называть статью, вмишену в "подвале". Первым фельетонистом был аббат Жоффруа, который в газете "Журналь де Деба" напечатал театральную рецензию. Изобразительно-выразительными средствами фельетона является ирония, гипербола, гротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая деталь.

Есть фельетоны документальные и недокументальни (проблемные). Известные литературные; фельетоны (Ю. Ивакин - сборник "Гиперболы»). Основатель Украинской фельетона - В. Самойленко. Развитие этого вида эпоса связан с творчеством К. Котка, Остапа Вишни, С. Олейника, А. Аиста, Е. Дударя. Остап Вишня свои фельетоны называл улыбками. Разновидностями фельетонов является радиофейлетоны, телефейлетоны. Памфлет (англ. Pamphlet от греч. Pan - все, phlego - курю) - публицистическое произведение на злободневную тему. Л. Ершов так характеризует памфлет: «Это как фельетон, но не на" незначительную ", а на узловую тему. В основе его лежит большой социальный объект, этим во многом объясняется специфика памфлета, особенности его построения и стиля... памфлет по структуре ближе к публицистической статьи. Его основу составляют объекты огромного веса, которые часто нет необходимости переводить в социальный аспект. Они и так с ним связаны: социально-политическое устройство государства, морально-этические устои..., отдельные крупные государственные и политические деятели и т. п. Вот почему развертывание темы в памфлете часто происходит в манере статьи, а не через эмоционально-образные ассоциации ".

Памфлет может использовать формы интервью, репортажа, письма. В памфлете автор не скрывает своей позиции, стиль памфлета страстное, язык - экспрессивная, ему свойственна афористичность, ирония, сарказм.

Памфлет появился в эпоху античности. До нашего времени дошли филиппики Демосфена, памфлет Лукиана "Похвала мухе". В XVI в. в Германии появились памфлеты Ульриха фон Ґуттена "Письма темных людей", в конце XVII - нач. XVIII в. - Памфлеты Свифта "Скромное предложение», «Письма суконщика". Мастерами памфлета были Дидро ("Жак-фаталист»), Курье ("Памфлет о памфлеты"), Марк Твен ("Моим критикам-миссионерам").

В украинской литературе родоначальником памфлета был Иван Вышенский. Его памфлеты имеют форму диалога. История украинского памфлета знает имена таких писателей, как И. Франко ("Доктор Бессервиссер"), Леся Украинка ("Беспардонный патриотизм"), Лесь Мартович ("Изобретенный рукопись"), Николай Волновой ("Апологеты писаризму»). Этот жанр использовали Ю. Мельничук, Р. Братунь, Ф. Макивчук, Р. Федоров, Д. Цмокаленко.

Пародия (греч. Parodia - переработка на смешной лад от para - против, ode - песня) - жанр фольклора и сатирической литературы, объектом которого является композиция, лексика, оскорбления, стиль, направление, произведение писателя. Пародия - форма литературной борьбы. Она использует иронию, сарказм, шутка. "Пародия - по словам Ю. Ивакина, - кривое зеркало, в которое смотрит литератор, горько смеясь и радостно плача. Напомним, кривое зеркало искажает. Однако пародия - это тот единственный случай, когда искажения не искажает, а проясняет истину. Пародия парадоксальная: она больше похожа на свой объект, чем он сам на себя. Нетрудно привести примеры и обратного явления, когда объект пародирования больше похож на пародию, чем она на него... Чтобы быть смешнее, пародия имеет притвориться серьезной. Истинно смешная пародия не является смешной... "Пародия - разновидность критики, полемики. Она приобретает актуальность при литературных дискуссий. Элементы пародии есть в романах "Дон Кихот" Сервантеса, "Золотой теленок" И. Ильфа и Е. Петрова, поэме "Орлеанская дева" Вольтера. Она возникла в древнегреческой литературе. Поэма "Батрахомиомахия" ("Война мышей и лягушек») - пародия на героический эпос. Комедия Аристофана "Облака" - пародия на Сократа и софистов, "Лягушки" - на трагедии Еврипида.

В украинской литературе пародия появилась в XVI в. Известны пародии на священное писание и церковнорелигийну литературу. Элементами пародии проникнута "Энеида" Котляревского. В жанре пародии успешно работали Остап Вишня, В. Чечвянский, Ю. Вухналь, С. Воскрекасенко, С. Олейник, Б. Чалый, А. Жолдак, Ю. Кругляк, В. Лагода, Ю. Ивакин. К пародии обращаются неоавангардисты, в частности группа Бу-Ба-Бу.

Юмореска небольшое сочинение, стихотворный, прозаический или драматический, о смешной риса человека или случай. Юморески могут иметь стихотворную или прозаическую форму. С. Руданский свои юморески называл юморесками. В жанре юморески выступали Остап Вишня, А. Клюка, С. Воскрекасенко, Д. Белоус, С. Олейник, Е. Дударь. В литературных юморесках часто используется фольклор. Известными юмористическими песнями является "Продай, милый, седые бычки", "Ой что же это за шум сделался", "Если бы я был полтавский сотник".

В юмореске смех имеет форму доброжелательной критики в народной, остроумной, ироничной, оксиморонний форме.

Байка (англ, франц. Fable, лат. Fabula) - популярный эпическое произведение мировой литературы. Байка имеет сюжет, аллегорические образы, поучения, свое начало берет в фольклоре. Основой для многих басен стали народные сказки о животных.

Развитие басни связывают с именем Эзопа (VI в. До н. Э.). Ему приписывают до 400 текстов. До новой эры появились индийские басни, которые вошли в сборник "Панчатантра" (Пятикнижия). Мировую славу получили басни Федра, Лафонтена, Сумарокова, Крылова. Первым украинским баснописцем был Г. Сковорода. С басней связано творчество П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Л. Глебова, С. Руданского.

В основном байки имеют две части. В первой раскрывается событие, факт, явление, лицо, во второй - мораль, которая может быть в начале или в конце басни. Большинство басен имеет стихотворную форму, пишется свободным стихом.

Ряд исследователей относят басню к лирико-эпических произведений, М. Гуляев ("Теория литературы", - М., 1977.) - до лирических. А. Ткаченко рассматривает ее среди эпических и среди лирико-эпических произведений.

В творческой практике встречаются такие небольшие эпические произведения, как эскиз, эскиз, акварель, арабеска, миниатюра, этюд, образок, колючка, крошками. Акварель, эскиз, образок, зарисовка, этюд названы по ассоциации с живописью. Термин "арабеска" ввел А. Шлегель для обозначения небольших текстов с элементами фантастики, "ироническим пафосом", гротеском. Гоголь назвал арабесками цикл повестей и статей, А. Белый --збирку литературно-критических статей ("Арабески", 1911), у Николая Хвылевого является новелла "Арабески".

Эпический жанр - это что такое? Дело в том, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Это связано с тем, что данный жанр вмещает в себя несколько разновидностей. Давайте же разберемся в том, что это - эпический жанр, и какие направления он содержит? А также в том, что связывает эпос и лирику.

Что такое литературный жанр?

Представляется, что в начале повествования о жанрах эпических произведений будет целесообразным разобраться в понятии литературного жанра как такового. Слово «жанр» происходит от французского genre, взятого из латинского, где есть слово genus, оба они означают «вид, род».

Что касается литературного жанра, то им являются такие группы произведений литературы, которые складываются исторически и объединены совокупностью ряда свойств. Такие свойства носят характер как содержательных, так и формальных. Этим они отличаются от литературных форм, которые выделяются только на основании формальных признаков. Часто жанр путают с видом литературы, что является неправильным.

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению вопроса о том, что это - эпический жанр.

В чем состоит суть понятия?

Эпос (так еще называют рассматриваемый нами жанр) - это такой (так же, как драма и лирика), повествующий о событиях, которые предположительно происходили в прошлом. А повествователь вспоминает о них. Характерной чертой эпоса является охват бытия в таких различных аспектах, как:

  • Пластическая объемность.
  • Протяженность во времени и пространстве.
  • Сюжетность, или насыщенность событиями.

Аристотель о характере эпоса

Древнегреческий философ 4 века до н. э. Аристотель в своем произведении «Поэтика» писал, что эпический жанр - это (в отличие от драматических и лирических произведений) беспристрастность и объективность автора в момент повествования. Согласно Аристотелю, особенностями эпоса являются следующие:

  1. Широкий охват действительности, под которым подразумевается изображение и частной жизни отдельных персонажей, и явлений, происходящих в общественной жизни.
  2. Раскрываемость характеров людей в процессе протекания сюжета.
  3. Объективность в повествовании, при которой отношение автора к своим героям и миру, изображаемому в произведении, происходит посредством подбора художественных деталей.

Разновидности эпоса

Как уже было сказано выше, существует несколько видов эпических жанров, которые можно объединить по признаку их объема. Это крупные, средние и малые. В каждый из этих типов входят следующие разновидности:

  • К крупным относят эпопею, роман, эпическую поэму (поэму-эпопею).
  • К средним принадлежит такой вид, как повесть.
  • Среди малых называют рассказ, новеллу и очерк.

Несколько подробнее о разновидностях произведений, которые относятся к эпическим жанрам, будет рассказано ниже.

Что еще нужно отметить? Существуют также фольклорные, народно-эпические жанры, такие как былина, сказка и историческая песня.

В чем еще заключается значение эпоса?

Особенности этого жанра состоят еще и в следующем:

  • Произведение, относящееся к эпическому, не ограничено в своем объеме. Как говорил В. Е. Хализев, который был советским и российским литературоведом, эпос относится к такому роду литературы, который вмещает в себя не только короткие рассказы, но также и произведения, рассчитанные на длительное чтение или слушание - эпопеи, романы.
  • В эпическом жанре большая роль принадлежит образу рассказчика (повествователя). Он, рассказывая о самих происходящих событиях, о действующих лицах, в то же время отграничивает от происходящего себя. Но при этом в самом повествовании воспроизводится, запечатлевается не только то, о чем рассказывается, но и склад ума рассказчика, его манера изложения.
  • В эпическом жанре существует возможность использования практически любых художественных средств, известных в литературе. Присущая ему повествовательная форма дает возможность глубочайшего проникновения во внутренний мир отдельного человека.

Две крупные формы

Ведущим жанром эпической литературы до 18 века была Источником ее сюжета является народное предание, образы которого обобщены и идеализированы. В речи отражается относительно единое народное сознание, а форма, как правило, стихотворная. Примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В 18-19 веках на смену ей, как ведущему жанру, приходит роман. Сюжеты романов в основном черпаются из современной действительности, а образы становятся более индивидуализированными. В речи героев отражается многоязычность общественного сознания, которое резко дифференцировано. Форма романа является прозаической. Примерами могут служить романы, написанные Львом Толстым и Федором Достоевским.

Объединение в циклы

Эпические произведения стремятся к возможно более полному отображению жизненных реалий, поэтому они тяготеют к тому, чтобы объединяться в циклы. Иллюстрацией такой тенденции является роман-эпопея под названием «Сага о Форсайтах».

Он представляет собой монументальную серию разноплановых произведений, описывающих жизнь состоятельной семьи Форсайт. В 1932 году за присущее Голсуорси искусство повествования, в котором вершиной является «Сага о Форсайтах», писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Эпопея - значит «повествование»

Эпопея (от древнегреческого ἔπος - «слово, повествование» и ποιέω - «творю») - это обширное повествование, которое изложено либо в стихах, либо в прозе, и посвящено выдающимся историческим событиям, имеющим национальный масштаб. В общем смысле эпопеей называют сложную, продолжительную историю, включающую ряд событий крупного масштаба.

Предшественниками эпопеи были былевые песни, имевшие наполовину лирический, наполовину повествовательный характер. Они были вызваны подвигами племени или клана, приурочены к героям, вокруг которых сгруппированы. Подобные песни складывались в масштабные поэтические единицы, называемые эпопеями.

В эпопеях, относящихся к героико-романическим, их главные герои целенаправленно и активно участвуют в значимых исторических событиях, в процессе чего осуществляется становление их личности, как, например, в романе А. Н. Толстого «Петр I». Выделяют также и эпопеи «нравоописательные», которые повествуют о состоянии общества в комическом ключе, как, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле или «Мертвые души» Гоголя.

Эпический и лирический жанры

Два жанра связаны между собой и в некоторых случаях могут составлять некий симбиоз. Чтобы разобраться в этом, дадим определение лирике. Это слово происходит от греческого λυρικός, что значит «исполняемый под звучание лиры».

Этот род литературы, называемый еще и лирической поэзией, воспроизводит личное чувство человека, его отношение к чему-либо или же настроение самого автора. Произведения в этом жанре характеризуются эмоциональностью, задушевностью, взволнованностью.

Но существует и промежуточный вариант между стихами и эпическим жанром - это лиро-эпика. В подобных произведениях имеется две стороны. Одна из них - это наблюдение и оценка читателем со стороны сюжетного повествования, представленного в форме стихов. А вторая, которая, впрочем, тесно связана с первой, это получение им определенной лирической (эмоциональной) оценки повествователя. Таким образом, для лиро-эпики характерны как эпические, так и лирические принципы в отображении окружающей действительности.

К лиро-эпическим относятся такие жанры, как:

  • Поэма.
  • Баллада.
  • Стансы.
Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...