Сабантуй (праздник): описание и история. Небывалый размах: как пройдет праздник Сабантуй в Алтайском крае Когда проходит сабантуй



Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй .

Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. Во время праздника устраиваются различные состязания: бег в мешках, по перетягиванию каната, по спортивным видам спорта, например шахматам и волейболу.

Главное же состязание Сабантуя – это выявление самого сильного человека праздника по татарской национальный борьбе – корэш . Победитель получает в награду барана, которого должен поднять на плечо и сделать с ним круг почета по площади Сабантуя Майдану .

http://glee.pp.ru/forum/14-505-1

http://forum.logan.ru/viewtopic.php?p=558394

Когда же возникла традиция проводить праздник Сабантуй ?

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй , башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер ”.

Источник :

Сабантуй – старинный праздник, который посвящен окончанию весенних полевых работ, особенно любим в Татарстане. Его название, в котором слилось два тюркских слова – «сабан» («плуг») и «туй» («праздник») – означает «праздник плуга».

Сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово «туй» в данном случае также уместно трактовать, как «свадьба, бракосочетание».

Подобные торжества существуют и у других народов нашей страны: башкир, чувашей, марийцев, удмуртов. А народы Северного Кавказа, балкарцы, ногайцы, казахи называют этот праздник Сабантой.

Традиции празднования Сабантуя в Татарстане

Он известен уже несколько тысяч лет. Первые письменные упоминания о нем оставили путешественники по землям Волжской Булгарии. Свидетельства об этом празднике оставил в 921 году арабский посол Ибн Фадлан, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций и быта.

В настоящее время Сабантуй является государственным праздником в Республике Татарстан, Башкортостане, федеральным – в России и официальным городским – во многих городах мира. По инициативе татарских общин он проводится в таких городах как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто, Берлин, Лейпциг, Монреаль, Прага, Стамбул и многих других.

С 2002 года он официально включен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. К празднованию 100-летия образования ТАССР в 2020 году власти Татарстана собираются зарегистрировать интеллектуальные права на Сабантуй и создать посвященный этому празднику музей.

Когда отмечают Сабантуй в Татарстане?

Изначально праздник земледельцев был приурочен к началу полевых работ и праздновался в конце апреля. После принятия тюркскими народами ислама, введением в годы советской власти Григорианского календаря, Сабантуй стали отмечать ближе ко дню летнего солнцестояния.

Сейчас празднование проводится в течение трех недель в июне. Определенной даты не существует, и каждый год о времени проведения Сабантуя сообщают лишь в начале весны. Если раньше эту дату устанавливали аксакалы, то теперь она назначается президентом республики.

В первые выходные после окончания весенних полевых работ Сабантуй отмечают в селах, спустя неделю – в крупных городах (Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и др.), и, наконец, еще через неделю проходят торжества в столице Татарстана – Казани. Для празднования выбирается выходной день – воскресенье.

Как в Татарстане проходит праздник Сабантуй?

В сельской местности накануне праздника юноши седлают лучших коней и с песнями объезжают все селение, жители которого одаривают их платками, полотенцами, отрезами ткани и прочим.

Чтобы собрать как можно больше подарков и богаче нарядить коней, молодые люди заранее договариваются с соседями и родственниками. Полученные дары затем будут вручаться в качестве призов в состязаниях и соревнованиях, проводимых в честь Сабантуя.

Перед началом торжества все подарки размещают на специальных столах на майдане – центральной площадке праздника. Подношение даров заменило существовавший в прежние времена языческий ритуал жертвоприношения.

В административных центрах накануне праздника оборудуются площадки для концертов, организуются майданы для проведения конкурсов и состязаний. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, которую читает мулла.

Самые масштабные торжества проходят в Казани – на майдане Березового леса поселка Мирный и в лесопарковой зоне озера Лебяжье. На празднике в столице присутствуют представители власти, делегации дипломатических миссий иностранных государств, видные духовные и общественные деятели, представители крупного бизнеса.

Праздник в Казани открывает Президент Татарстана. В разные годы Сабантуй в Республике Татарстан посещали президенты РФ – Б. Н. Ельцин, В. В. Путин и Д. А. Медведев, которые принимали участие в местных национальных играх и обрядах. Одним из главных мероприятий в столице традиционно становится концерт с участием представителей всех регионов республики.

На празднике можно будет увидеть предметы народного быта и познакомиться с национальными традициями, на ярмарках – приобрести сувениры, национальную одежду и обувь.

В различных населенных пунктах пройдут концерты с участием звезд эстрады, профессиональных и самодеятельных танцевальных и музыкальных коллективов. Гостей ждут игры и конкурсы, состязания танцоров, певцов, чтецов.

Желающие смогут принять участие в различных мастер-классах по народным ремеслам. К Сабантую также приурочено награждение передовиков труда и победителей профессиональных конкурсов.

В детских садах и школах проводятся подобные праздники для ребят, устраиваются конкурсы талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи, соревнуются в ловкости и силе.

Что ещё бывает на Сабантуй в Татарстане? Неизменным пунктом праздничной программы становятся спортивные состязания: поднятие камней, борьба на руках, перетягивание каната (аркан тартыш), а также шуточные соревнования по бегу с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжкам в мешках. Нередко проходят веселые бои мешками с соломой или травой, разбивание горшков с завязанными глазами.

Но особенно нравятся гостям такие номера, как джигитовка, соревнования на парных упряжках, быстрая езда под седлом и «кыз куу», во время которого парень должен догнать девушку и поцеловать ее на скаку. В Набережных Челнах и Казани проводятся скачки на ипподроме, состоящие из нескольких заездов.

Особенно ярким и захватывающим бывает турнир по борьбе на поясах «куреш» («кореш») – спортивному единоборству на кушаках (поясах). Вначале в состязаниях принимают участие мальчики, затем – юноши, потом – молодые и зрелые мужчины. Когда остается лишь два борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя – живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковер и т.д.).

Этот вид борьбы в нашей стране включен в реестр национальных видов спорта. В 2010 году в Татарстане прошел чемпионат мира по курешу. Признан он и в других странах мира: членами Международной Ассоциации Куреш в настоящее время являются представители свыше 100 государств Азии, Африки, Америки, Европы и Океании.

Как принято готовиться к Сабантую? К этому празднику люди готовятся заранее: проводят генеральную уборку и небольшой ремонт в домах, покупают подарки для друзей и родных, накрывают праздничный стол.

К нему подают плов с бараниной и сухофруктами, перемечи – пирожки с мясом, бэлиши с различными начинками, чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочное печенье, залитое жидким медом. Согласно мусульманской традиции, спиртные напитки к празднику подавать не принято.

На Алтае готовятся отметить юбилейный национальный татарский праздник Сабантуй. В нашем регионе его празднуют в 25-й раз. Впервые Сабантуй пройдет на территории особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь"..

Что это за праздник - Сабантуй?

Сабантуй - это самый известный национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ. Его отмечают с конца мая до конца июня. Название происходит от слов тюркского происхождения "сабан" – плуг и "туй" – то есть свадьба, торжество или вообще праздник в широком значении. Получается, "торжество плуга" или день земледельцев. В языческие времена крестьяне во время этого праздника восхваляли духов плодородия, а также Солнце, бога Неба, чтобы был хороший урожай. Отсюда появились традиционные состязания в прыжках, беге, борьбе и конных скачках.Сейчас религиозная составляющая практически сошла на нет. Сабантуй стал просто веселым народным гулянием, во время которого можно увидеть всю красоту обрядов и обычаем татарского народа. Сегодня праздник возведен в ранг государственного в Татарстане и Башкортостане. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже в других странах мира, где есть татарские диаспоры.

В 2004 году у праздника появилась собственная эмблема — домотканое татарское полотенце с красным орнаментом на фоне голубого неба.

Когда и где будут отмечать Сабантуй в Алтайском крае?

Что особенного будет на празднике в этом году?

Во-первых, Сабантуй впервые пройдет в предгорьях Алтая. Год назад, например, главной площадкой был парк Центрального района Барнаула.

Во-вторых, на праздник приедут главы трех субъектов России: врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников. "Пройдут переговоры на высшем региональном уровне по вопросам в области экономики, взаимодействия в сфере культуры, образования", — сообщил врио министра экономического развития Алтайского края Николай Чиняков.

И, конечно, с особым размахом будут встречать гостей праздника.

Можно подробнее про "особый размах" праздника?

Площадки начнут работать с 10.00. Торжественное открытие Сабантуя назначено на 13.00. С приветственным словом выступит врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников.

В программе запланированы выступления мастеров искусств Татарстана и фольклорных коллективов алтайской земли. Особенность татарского праздника Сабантуй в том, что любой желающий может принять участие в различных состязаниях и конкурсах.

Одно из главных событий — куреш. Это национальная борьба на поясах. Победитель получает главный приз - автомобиль. Проверить свои силы и побороться (в прямом смысле) за авто может любой желающий.

Также каждый сможет принять участие в боях мешками на бревне, конных скачках, показать свою силу, поднимая тяжелые гири, или снять приз, забравшись на высокий и скользкий столб. Пройдут соревнования по забегам в мешках или с полными ведрами воды на коромыслах. Можно будет от души побить горшки, правда с завязанными глазами, а также принять участие во множестве других веселых игр и аттракционах.

В этом году в Сабантуе участвуют лучшие коллективы республики Татарстан, приезжает много артистов.

Впервые построено полноценное татарское подворье на территории "Бирюзовой Катуни", где будут представлены особенности культуры, гастрономии.

"Надеюсь, мы сможем удивить любого, кто приедет на этот праздник", — отметил Чиняков.

А кормить будут?

Конечно! Да еще как! Национальную татарскую кухню представят множеством блюд.

Председатель региональной национально-культурной автономии татар Алтайского края Анвар Аминов рассказал, что из Татарстана специально на праздник привезли огромный казан, рассчитанный примерно на пять тысяч порций. Гости Сабантуя смогут бесплатно попробовать плов из этого казана.

Среди прочих гастрономических радостей — очпочмаки, перемячи, беляши, чак-чак. А еще будет представлено национальное блюдо кыстыбый. Ему нет аналогов в русской кухне. Это традиционное татарское блюдо из теста с начинкой. Представляет собой обжаренную пресную лепешку, начиненную картофельным пюре. По виду напоминает незакрытый пирог – начинка кладется на одну половину лепешки и закрывается сверху второй половиной.

Как добраться до "Бирюзовой Катуни"?

ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" расположена в Алтайском районе. Расстояние от Барнаула составляет около 290 км. Организовано гостей на праздник доставляют туристические агентства. Но можно добраться и самостоятельно на автомобиле или автобусе. от Барнаула по Чуйскому тракту (федеральной трассе Р 256/ М 52) до моста через Катунь за пос. Манжерок (не доезжая источника Аржан-Суу). Время в пути по свободной трассе – от 3,5 ч.

Сабантуй - самый известный национальный праздник татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Это - воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие, в котором принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и любые желающие, зачастую из числа многочисленных зрителей. Последнее обстоятельство создает забавные и веселые ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия, единения и, видимо, поэтому праздник Сабантуй является столь любимым среди татар, как, впрочем, и среди представителей других национальностей, участвующих в этом торжестве.

Для увеличения фотографии кликните по ней мышкой компьютера.

************* ************* ************* *************

(1 фото Артура Карамова, Сабантуй в деревне Кишит, Татарстан)

(2 фото Шамиля Абдюшева, представители других национальностей, участвующие в Сабантуе; http:www.matbugat.ru )

(3 фото Шамиля Абдюшева, Сабантуй 2012; http:www.tatpressa.ru)

Этот праздник, возведенный в ранг государственного в Татарстане и близлежащем к нему Башкортостане, поначалу проходит в деревнях, других малых регионах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик - в Казани и Уфе. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом, где имеются татарские диаспоры.

Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан . Поскольку слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощённо, а именно, - праздни к плуга .

Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы. Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй, на мой взгляд , не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй - это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

Как было сказано выше, татары и некоторые другие тюркские народы связывают этот праздник с успешным завершением весенне-полевых работ, зачастую приходящимся на конец весны и начало лета. Однако по информации ректора Казанского государственного института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгеля Тагирова, у древних тюрко-татарских кочевых племен Сабантуй, которому, по его мнению, три тысячи лет, поначалу был праздником наступления весны и оживления природы.

Это торжество отмечали в первые весенние дни выезда на пастбища, когда начиналась дойка кобыл и приготовление кумыса. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался С абатуй , от слова саба. Саба - емкость из козьей или бараньей шкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй - Саба-туй.

Прототипом Сабантуя специалисты считают древнее весеннее степное мероприятие под названием Д жиен . На нем вожди и старейшины племен обсуждали различные политические и хозяйственные вопросы, например, раздел пастбищ для выпаса скота, а затем устраивали большие массовые угощения, увеселительные игры и, самое главное, спортивные состязания.

На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными. На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе, военные.

Энгель Тагиров считает, что Сабантуй, в свою очередь, был прототипом греческих Олимпийских игр и не исключает того, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена) и другие докиммерийские кочевые племена.

О древних спортивных состязаниях степных народов - немало свидетельств. Например, российские археологи находят различные сосуды, бляхи и др. предметы с изображениями борющихся на поясах мужчин. Упоминания об этом есть и в древних китайских источниках. А на Алтае имеются наскальные рисунки, так называемые петроглифы, которые, кроме изображений различных животных и охоты на них, представляют сцены конных скачек и борющихся на поясах людей.

О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, приобрел всемирную известность: проводятся континентальные и мировые чемпионаты. Ведется работа по включению борьбы на поясах в программу Олимпийских игр. Специалисты считают, что у кочевых народов это состязание поначалу появилось как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками.

************* ************* ************* *************

(1 фото Шамиля Абдюшева, национальная борьба на поясах - куреш; http:www.matbugat.ru )

(2 фото Артура Карамова, дети борются на поясах; деревня Куюк, Татарстан)

(3 фото Артура Карамова, подростки борются на поясах; деревня Кишит, Татарстан)

Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками. В былые времена лошади были «фирменным знаком» татарского народа, который был очень силен в коннице и тактике ведения военных действий. По информации директора Института истории Татарстана Р. Хакимова, вся конная специализация со всеми ее атрибутами в свое время была заимствована у татар другими народами как на территории нынешней Европы, так и в Китае. Поэтому конный строй у других народов назывался «татарским».

Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка , которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.

********** *************

Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку.

На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куринным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, перетягивание каната или палки; деревня Кишит, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, влезание на верхушку столба; деревня Кишит и Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, борьба на руках; деревня Куюк, Татарстан)

Если конные соревнования, национальная борьба, лазание на столб и борьба на руках подразумевают физическую подготовку, то в других состязаниях, например, в бое с мешками, наполненными соломой или опилками, может участвовать любой желающий из числа зрителей. И, в основном, из такого рода соревнований уже начинается юмористическая и веселая сторона спортивного Сабантуя.

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, бой мешками, заполненными соломой; деревня Куюк, Татарстан).

********** ************* *************

(2 фото Шамиля Абдюшева, достование ртом монеты или другого мелкого предмета из катыка (кефира); http:www.matbugat.ru)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, бег в мешках; деревни Куюк и Кишит, Татарстан)

********** ************* *************

(2 фото Артура Карамова, бег с ложкой во рту, в которой находится куриное яйцо; деревня Куюк, Татарстан).

********** ************* ************* *************

(1 фото Шамиля Абдюшева, бег с шестью ведрами, заполненными водой; http:www.matbugat.ru )

(2 фото Артура Карамова, бег с ведрами, заполненными водой; деревня Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, борьба на руках среди женщин всех возрастов; деревня Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба

Варианты Сабантуя

Первый вариант Сабантуя

Батыр Сабантуя с призом

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .

Сабантуй как государственный праздник

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Федеральный Сабантуй

2001 год - Саратов,

2002 год - Тольятти (Самарская область),

2003 год - Димитровград (Ульяновская область),

2004 год - Йошкар-Ола,

2005 год - Нижний Новгород,

2006 год - Саранск,

2007 год - Челябинск,

2008 год - Астрахань,

2009 год - Ульяновск,

2010 год - Ижевск,

2011 год - Екатеринбург,

2013 год - ...

Всероссийский Сельский Сабантуй

IV (2013 год) - ...

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.

См. также

  • Обходные обряды

Примечания

  1. Акатуй
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. См. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.
  4. сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) « Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) « Русский язык « Classes.ru
  5. Сабантуй в Энциклопедии Челябинск
  6. Агапайрем - место встреч
  7. Балтай - праздник мёда и масла
  8. Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
  9. Тридиции народов КБР
  10. 1gb.ru хостинг - первая страница
  11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...