«Семнадцать мгновений весны»: как снимали легендарный фильм. Где снимали "17 мгновений весны": места съемок, история создания фильма С какой целью сделан фильм 17 мгновений


В августе 1973 года в течение 12 вечеров подряд в Советском Союзе творились странные вещи: резко возрастало потребление электроэнергии, при этом снижался расход воды, да еще и уличная преступность была практически на нуле – этот факт зафиксирован в милицейской статистике. Необъятная страна впервые смотрела фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Как все начиналось

Считается, что неофициальным «крестным отцом» картины стал сам председатель КГБ СССР Юрий Андропов. Якобы, в разговоре с Юлианом Семеновым он похвалил политические детективы, которые писатель создавал уже в течение нескольких лет, и предложил экранизировать романы об Исаеве. В качестве конкретной помощи даже позволил автору поработать некоторое время в архивах КГБ – от этой возможности у Семенова действительно захватило дух, ведь до этих пор так не везло еще ни одному писателю. Кстати, консультировал фильм первый заместитель председателя КГБ, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун, правда, в титрах он указан под вымышленным именем. Юлиан Семенов, автор романа «Семнадцать мгновений весны» и автор сценария фильма Работать над сценарием для фильма Юлиан Семенов начал одновременно с созданием книги. В результате тот даже был завершен на год раньше, чем в свет появилось печатное издание романа – в 1968 году, а уже в 1970-м на киностудии имени Горького начались съемки картины, которой суждено будет на многие десятилетия стать любимейшим киношедевром миллионов зрителей. Татьяна Лиознова не сразу смогла доказать, что женщина способна стать режиссером столь масштабного проекта, для этого ей пришлось «подвинуть» нескольких претендентов мужского пола, однако ей это удалось.

Актеры и роли

«Семнадцать мгновений весны» стал лидером советского кино по количеству народных актеров. Однако актерский состав, как часто бывает, сложился не сразу. Это сегодня нам кажется, что роль Штирлица никто кроме Вячеслава Тихонова не смог бы сыграть, на самом деле, еще незадолго перед съемками Татьяна Лиознова серьезно рассматривала кандидатуры Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина и даже гайдаевского Остапа Бендера Арчила Гомиашвили (по слухам, у нее в этот период как раз был с ним роман). К счастью, в отличие от всех перечисленных актеров, Тихонов просто оказался более свободным, и выбор остановился именно на нем.
Радистку Кэт также могла сыграть другая знаменитая актриса. Если бы не загранкомандировка, в этой роли мы могли увидеть Ирину Алферову. Образ Фрау Заурих писали под Фаину Раневскую, которая просто отказалась от этой эпизодической роли, «в которой нечего играть». А вот Леонид Куравлев почти был утвержден на роль… Гитлера. Он, кстати, очень убедительно смотрелся в гриме и даже начал репетировать, но, по его словам, сам отказался: «У меня действительно были пробы на Гитлера. Репетировал, меня гримировали под Гитлера... Но я этого антихриста не осилил, моя природа была против» В результате «антихриста» сыграл немецкий актер Фриц Диц, который к тому времени уже почти стал «штатным Гитлером» международного кинематографа.
Ленид Куравлев в гриме Гитлера и Айсмана для фильма «17 мгновений весны» Когда была такая возможность, в выборе актеров старались придерживаться исторической достоверности. Так, например, с внешностью Шелленберга в исполнении Олега Табакова невероятно удалось попасть «в яблочко». По воспоминаниям Юлия Визбора, после выхода фильма на экраны Табаков получил очень неожиданное послание. Ему написала из Германии племянница самого Шелленберга, которая очень благодарила русского актера за то, как он сыграл эту роль. Женщина призналась, что несколько раз пересматривала картину, чтобы взглянуть на «дядю Вальтера».
Реальный Вальтер Фридрих Шелленберг и Олег Табаков в этой роли А вот с образом Генриха Мюллера вышла промашка. У режиссерской группы не было фотографий реального исторического лица, и Леонида Броневого на эту роль взяли не за внешнее сходство. Потом выяснилось, что реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Однако образ «добродушного» шефа гестапо стал, в результате, одним из самых ярких в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал, как выглядит исторический Мюллер, то, скорее всего, отказался бы от роли.

Как можно ближе к жизни

Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей. Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу.
Вообще, с точки зрения актерского мастерства, роль Штирлица считается очень сложной. По словам Льва Дурова, в ней «кроме анализа и сопоставления ничего нет, - никаких возможностей хоть как-то раскрыть характер героя». Поэтому приходилось создавать вокруг него какие-то жизненные мелочи. Например, собака, которая положила Штирлицу голову в руки. Этот эпизод вышел совершенно случайно – неизвестно чья псина просто забрела на съемочную площадку и сама подошла к актеру.
Для остальных персонажей режиссер придумывала особые человеческие «изюминки», как Лиознова называла их, «бзики». Так, например, характерное движение Мюллера, когда он дергает шеей от тесного воротничка, родилось случайно во время съемок – Броневому действительно мешал костюм, и он несколько раз непроизвольно так сделал: «- Почему вы перестали дергать шеей? - однажды спросила на съемках Лиознова актера. - А что, надо дергать? - удивился Броневой. - Да-да, так очень хорошо.»
Оберштурмбанфюрер Айсман, которого в результате сыграл Леонид Куравлев, кроме арийского носа с горбинкой получил еще черную повязку на глаз. Актеру никак не давалась роль сотрудника гестапо, а так, по словам Лиозновой, «сразу появилась биография». Были на съемках фильма и другие сложности. Например, младенец, которого надо было снимать. Дети всегда создают на съемочной площадке трудности, поэтому вначале думали использовать куклу, но затем отказались от этой идеи – напряженная сцена, когда новорожденного раздевают у открытого окна, конечно, не удалась бы без настоящего ребенка. Кстати, хочется сразу всех успокоить – на самом деле в павильоне было настолько тепло, что у звукооператора даже возникла проблема с записью плача, пришлось потом специально ездить в детскую больницу чтобы дописывать его. Самый молодой актер в момент съемок душераздирающего эпизода мирно посапывал. Еще один неожиданный вопрос пришлось решать, когда выяснилось, что дети слишком быстро растут (как известно, только чужие, конечно). Так как съемки длились три года, то в роли «настоящего богатыря» пришлось снимать шесть разных младенцев.

Прошло более сорока лет с премьеры «Семнадцати мгновений весны», фильма, ставшего легендой сразу после выпуска.

Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.

1. Эффект присутствия

Многие зрители задавались вопросом: почему «Семнадцать мгновений весны» вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.


2. Без «Славы»

Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка «СЛАВА» – привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» – во всем виноват отвратительный почерк актера.


3. Под взглядом с Лубянки

При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.


После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.

4. Нестандартные воины СС

В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.


5. Сделано в СССР

Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде – бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы – даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.


6. Неожиданный кадр

Сцена со Штирлицем и собакой – чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.


7. Кинопросмотр для кубинского правительства

Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод «Мгновений». Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.


8. За что Тихонова чуть не арестовали

Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.


9. Как «Веселый Роджер» не дал Дурову выехать за границу

Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова , отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на «экзамене» актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский «Веселый Роджер», а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой «за плохое поведение», а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.


10. 20 спокойных вечеров

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности – все люди были прикованы к экранам.


11. Необычный голос Кобзона

Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев , Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский – режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона , но та резко ответила: «Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!». Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых «Не думай о секундах свысока» и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос – певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.


12. 100 белых рубашек для Штирлица

Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.


13. Убедительный Мюллер

Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого , который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, «Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против».


Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо – тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера – вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.


Редакция рекомендует вам познакомиться со статьей об актерах-фронтовиках , которые отстаивали свободу нашей страны с автоматом в руках.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Легендарный 12-серийный художественный телевизионный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману писателя Юлиана Семенова . Когда шёл фильм, улицы были пустыми — народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, потом обсуждали на кухнях.

Действие военной драмы происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй мировой войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев , он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.

Режиссёр Татьяна Лиознова посвятила фильму несколько лет своей жизни. И народ это оценил: после «17 мгновений весны» режиссёру Татьяне Лиозновой пришло 12 мешков писем от зрителей и она все прочитала...

«Она большая мастерица, фанатично преданная своей профессии режиссера. — Рассказал „АиФ“ Леонид Куравлёв , сыгравший оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. — Лиознова многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Татьяна Михайловна любила очень жесткую дисциплину. Это чувствуется на экране, кстати сказать. Ведь картина „17 мгновений весны“ — мужская картина, она не женская. Когда Лиознова входила в павильон, то наступала тишина — тишина не сказать, что мертвая, но тишина творческая. Пришла хозяйка заниматься творчеством и все знали, что она с каждого, от первого члена киногруппы до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. Дисциплина — один из важных инструментов, который принёс успех картине».

Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли. «Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов , Юрий Соломин . Но главным претендентом был Арчил Гомиашвили , с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Но все претенденты были заняты в других кинопроектах, а Тихонов был свободен. Сейчас уже даже трудно представить кого-то другого в роли Штирлица.

Интересное, что изначально Леониду Броневому предложили роль... Гитлера! (Кстати, на фюрера пробовался и все тот же Куравлев.)

Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.

















Когда Броневой пришёл на фотопробы на роль Гитлера, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.

В «17 мгновениях весны» лидер фашистов — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актерской задачей. Броневой погрузился с головой в работу. И за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.

Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днем жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой в интервью «АиФ», ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест». Кстати, решении актёрской задачи Броневому помог даже... тесный мундир. Именно из-за неудобства костюма появился знаменитый нервный тик Мюллера. Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно резало шею.

«Поэтому я постоянно дергался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.

Кстати, реальный Генрих Мюллер был высоким худым брюнетом с носом с горбинкой. Как сказал Броневой, если бы он узнал об этом до съёмок, то отказался бы от роли.

А вот Олег Табаков , наоборот, оказался невероятно похож на бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. После выхода фильма на экраны Олегу Павловичу написала из Германии племянница Шелленберга, она говорила, что они всей семьёй с удовольствием каждый раз пересматривают фильм, т.к. родне приятно ещё раз увидеть «дядю Вальтера».

Легендарный сериал «17 мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью: народ сочинил огромное количество анекдотов про сладкую парочку «Штирлиц-Мюллер».

« Стой, кто идёт?!

— Дождь, сказал Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу».

«Штирлиц как-то решил разыграть Мюллера на 1 апреля. „Мюллер, а вы знаете, что я — русский разведчик?“ — „Не знаю!“, — в свою очередь, разыграл Мюллер Штирлица».

По признанию Леонида Броневого, его самые любимые анекдоты — тоже именно про Штирлица и Мюллера. Некоторые можно считать даже признанием в народной любви к актёрам, говорит Леонид Сергеевич. Например, «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».

Едва успев выйти на телеэкраны страны 11 августа 1973 года, многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны", снятый режиссером Татьяной Лиозновой, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все советские зрители, позабыв о других делах, на двенадцать дней прильнули к экранам своих телевизоров, затаив дыхание, наблюдая за героическими буднями разведчика Максима Исаева, больше запомнившегося как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, исполненного замечательным советским и российским актером Вячеславом Тихоновым.

История создания

Своим появлением на страницах книг Штирлиц обязан писателю Юлиану Семенову, написавшему роман-трилогию о советских разведчиках в годы Великой Отечественной войны. Первая книга, имевшая название "Пароль не нужен", вышла еще в 1966 году. За ним в течение следующих трех лет последовали "Майор Вихрь" и, собственно, роман «Семнадцать мгновений весны», фильм по которому был вскорости снят по личной инициативе председателя Комитета государственной безопасности Юрия Андропова.

В том же году, в котором был написан и сам роман, руководство киностудии "Ленфильм" выкупило у Юлиана Семенова одноименный сценарий, в срочном порядке его утвердило и назначило режиссера. Уже были начаты подготовительные работы к съемкам, проходили пробы первых претендентов на роли. Внезапно в ситуацию вмешалась Татьяна Лиознова, до того момента успевшая зарекомендовать себя блестящей режиссерской работой в только что вышедшем кинофильме "Три тополя на Плющихе".

Спустя длительное время ей все же удалось убедить Семенова отозвать сценарий у "Ленфильма" и продать в которой она работала.

Вопрос места съемок

Поскольку будущий телефильм был посвящен подвигу советских разведчиков, рискующих жизнью в самом логове фашисткой Германии - городе Берлине, кроме подбора актеров, максимально отражающих видение этой истории самим режиссером Лиозновой, успевшей к началу съемок практически полностью откорректировать и дополнить весь авторский сценарий, потребовалось решить и другой, не менее важный вопрос. Он состоял в том, что каким-то образом нужно было передать атмосферу Берлина, швейцарского Берна и других мест фронтовой Европы, но при этом умудриться не выйти за рамки выделенного бюджета.

Пришлось применить всю свою смекалку и фантазию. Она придумала решить этот вопрос за счет географических имитаций, выдавая на экране одни города и государства за совсем иные.

В итоге мест, где проходили съемки фильма "Семнадцать мгновений весны", оказалось множество. Они были и за границей, и внутри страны, а иногда одна единственная сцена, видимая зрителю у телеэкрана как единое целое, на самом деле представляла собой целое лоскутное одеяло. В качестве примера можно привести сцену провала профессора Плейшнера, в которой он сначала начинает свой путь в германском Мейсене, любуется медвежатами уже в зоопарке Тбилиси, и заканчивает свою жизнь на мостовой латвийской столицы Риги.

Швейцарская граница, которую переходил пастор Шлаг, находилась в Грузии. Берлинский зоологический музей, в котором Штирлиц ожидал Бормана, был снят в Ленинграде. Съемки "Семнадцати мгновений весны" в Бутырской тюрьме с легкостью отобразили ужасы застенков фашистского гестапо (на фото ниже).

Остановимся же подробнее на местах съемок этой легендарной киноленты, на протяжении сорока пяти лет не теряющей ни своей актуальности, ни любви телезрителей.

ГДР

После окончания всех организационных тягот, весной 1971 года, наконец началась работа над фильмом.

Съемочная группа вместе со всем реквизитом и актерами отправилась в дружественную Германскую Демократическую Республику, первое из мест, где снимали "17 мгновений весны". Там планировалось отснять убийство Штирлицем фашистского провокатора, исполненного актером Львом Дуровым, а также все натурные сцены фронтового Берлина.

Однако Дурова из отечества не выпустила выездная комиссия. Причиной этому послужила аполитичность артиста. На заданный вопрос о том, как выглядит флаг Советского Союза, Лев Дуров ответил:

Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер»...

Его фамилия была тут же вычеркнута из списков отъезжающих.

Итак, какие же именно достопримечательности ГДР стали теми самыми местами, где снимали "17 мгновений весны"?

Их было достаточно много. Во-первых, в Германии были сняты виды швейцарского Берна, города, в который приехал профессор Плейшнер, роль которого сыграл блистательный актер Евгений Евстигнеев. Появившись в Берне, профессор гуляет по его улочкам и знакомится с городом. Телезрители видят непривычные советскому глазу старинные дома, черепичные крыши, булыжные мостовые и городской собор с двумя симметричными колокольнями.

В действительности же эти съемки производились на улице Шлоссбрюкке восточно-германского города Мейсена.

Вторым объектом для съемок стал дом Штирлица, по сценарию расположенный в Бабельсберге, районе города Потсдама.

На самом же деле этот дом находится в районе Панков, северной части Берлина. Именно здесь и проживал советский разведчик.

Еще одним местом, где снимали "17 мгновений весны", в частности, больницей, в которой родился экранный ребенок радистки Кэт, стала самая настоящая берлинская университетская клиника «Шарите».

Эта лечебница была основана в 1710 году и является старейшим медицинским учреждением не только Германии, но и Европы.

"Элефант"

Это заведение, любимый пивной ресторан Штирлица, известно любому патриоту телефильма.

В реальной жизни "Элефант" называется Zur Letzten Instanz, что переводится как "Последняя инстанция". Ресторан является не только одной из достопримечательностей Берлина, но и старейшим заведением в мире, поскольку первое упоминание о здании, в котором он расположен, датируется еще 1561 годом. Сама же "Инстанция" ведет свое летоисчисление с 1621 года.

В разные годы посетителями этого ресторана становились такие знаменитости и исторические личности, как Наполеон Бонапарт, Клара Цеткин, Вильгельм Раабе, Чарли Чаплин. А в новой истории гостями "Инстанции" стали Михаил Горбачев, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Нас же это заведение интересует прежде всего как еще одно место, где снимали "17 мгновений весны". Именно здесь, в пивной, носящей по фильму название "Элефант", у Штирлица однажды произошло немое пятиминутное свидание со своей женой, устроенное советскими службами внешней разведки.

В этом же ресторане Максим Исаев ужинал с пастором Шлагом, роль которого исполнил знаменитый актер Ростислав Плятт. Правда на этот раз заведение уже носило другое название - Zum groben Gottlieb, что переводится с немецкого, как «У грубого Готлиба».

Сама же знаменитая и трогательная встреча Штирлица с женой, образ которой воплотила актриса Элеонора Шашкова, снималась уже не в этом ресторане, а в Москве, в павильоне киностудии.

Киностудия имени Горького

Через месяц работы в ГДР съемочная группа вернулась в Москву, практически сразу же приступив к работе в специально созданных для фильма павильонах киностудии имени Горького.

К их приезду художники-декораторы успели проделать серьезный объем работы, воссоздав в своих декорациях обстановку явочной квартиры Штирлица, коридоров ведомства рейхсканцлера Германии и кабинета начальника тайной государственной полиции Генриха Мюллера, образ которого стал практически первой знаковой работой в кино актера Леонида Броневого. Сшитый костюмерами китель с непривычки натирал Леониду Сергеевичу шею, поэтому он постоянно нервно дергал подбородком в сторону. Это его движение было замечено режиссером Лиозновой и впоследствии оставлено в картине.

Работа в павильонах продолжалась почти все лето, после чего съемочная группа отправилась в Латвийскую ССР.

Латвия

Съемки в Риге "Семнадцати мгновений весны" стали одними из самых ключевых в картине. В столице Латвии было отснято множество эпизодов, подаривших телезрителям атмосферу как Берлина, так и Берна.

Одной из достопримечательностей города, использованной в фильме, стал рижский Дом с черными котами, который можно увидеть на фото ниже.

Это здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году, для целей киноленты стало на время Берлинской гостиницей, у которой состоялась встреча советского разведчика Исаева с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом, роль которого после некоторых колебаний исполнил советский автор-исполнитель и поэт Юрий Визбор.

Следующим объектом для съемок стала лютеранская церковь Креста, являющаяся памятником архитектуры города Риги.

Это здание для нужд фильма стало церковью пастора Шлага, причем ее внешней оболочкой. При этом пастор занимался починкой органа и проведением богослужений в помещении рижской церкви Святого Павла, внутренний интерьер которой был также использован в картине.

Явка советского разведчика в Берне была провалена в здании доходного дома, построенного в 1903 году архитектором Вильгельмом Людвигом Николаусом Бокславсем.

В правом окне на фото ниже должен был стоять цветок как условный сигнал, предупреждающий о провале явочной квартиры Штирлица.

Профессор Плейшнер по оплошности не обратил на это внимание.

Чтобы не попасть в руки головорезов группенфюрера Мюллера, он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна подъезда на брусчатку примерно в том месте, которое отображено на фото ниже.

Эпизод гибели профессора Плейшнера стал одним из самых драматических в фильме.

Цветочная улица

Это место, настоящее название которого звучит как улица Яуниела, за долгие годы стало самой знаменитой советской кинематографической улицей Старой Риги.

В "Семнадцати мгновениях весны" она называлась Блюменштрассе. В другой же знаменитой киноленте, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", улица Яуниела стала той самой Бейкер-стрит.

На самом же деле Цветочной улицы в Берне, по сценарию ставшем последним пристанищем для несчастного профессора Плейшнера, никогда не было и нет.

Грузия

В январе 1972 года были начаты съемки "Семнадцати мгновений весны" в Грузии. Целью поездки съемочной группы фильма был Тбилиси, в зоопарке которого снят эпизод посещения профессором Плейшнером якобы Бернского зверинца.

В горах же Боржоми снимался переход пастора Шлага через а местом, в котором пастор стал на лыжи, стал горнолыжный курорт Бакуриани.

Главным же приветом из солнечной Грузии в фильме стала та самая немая сцена свидания Штирлица со своей женой в кафе "Элефант", идею которой подал Татьяне Лиозновой один из главных консультантов "Семнадцати мгновений весны", грузинский полковник КГБ Георгий Пипия, почерпнувший эту историю из личного опыта.

Москва

Уже к марту съемочная группа вернулась в Москву. Мест, где снимали этот фильм, здесь также было достаточно много.

В первых же кадрах картины можно увидеть Штирлица, прогуливающегося в пригороде Берлина с фрау Заурих по берегу красивого пруда. В действительности этим местом стала бывшая барская усадьба Архангельское-Тюриково, расположенная в Северо-Восточном административном округе Москвы.

Зданием спецведомства США в Берне послужила городская восемнадцатого века на Мясницкой улице города Москвы.

Домом с конспиративной квартирой, в которой нацисты издевались над ребенком радистки Кэт, стал особняк Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Рижский вокзал города Москвы, являющийся памятником архитектуры, был задействован в картине дважды.

В первый раз Рижский вокзал был использован в качестве образа приграничного вокзала, из которого профессор Плейшнер отбывает в швейцарский Берн. В последней же серии фильма он уже "исполнил роль" вокзала самого города Берна, с которого Штирлиц провожал радистку Кэт в Париж.

Для отеля "Горные лыжники", в котором к Штирлицу приставала дама подшофе, было выбрано некогда популярное среди молодежи кафе "Лира", на месте которого впоследствии был построен первый в Советском Союзе ресторан "Макдоналдс" (на фото ниже).

Вместо послесловия

С 11 по 24 августа 1973 года состоялась премьера "Семнадцати мгновений весны", на целых двенадцать дней приковавшая внимание телезрителей и даже резко снизившая уровень преступности, согласно официальным милицейским сводкам.

Такая же реакция зрителей наблюдалась и в Венгрии, Болгарии, на Кубе, да и везде, где когда-нибудь транслировался этот замечательный фильм.

Существует легенда, согласно которой после просмотра этой картины расчувствовавшийся Леонид Ильич Брежнев приказал немедленно разыскать и наградить настоящего Штирлица.

Однако вымышленный персонаж Максим Исаев был всего лишь красивой кинолегендой о подвиге советских разведчиков и пережитых страной тех далеких временах страшной войны, о которых никогда нельзя забывать...

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...