Школьное чтиво: "Шинель". Чему нас учит Гоголь? Тест по произведению


Сочинение


Реализм и романтизм в творчестве Г. Гоголя. Стиль Г. Гоголя особый, он состоит в объединении реального и романтического, даже мистического. В его повестях «Миргород», «Вечера на хуторе возле Диканьки» мы видим яркое, реалистическое изображение села, казацкой жизни и вместе с тем - изображение мистических персонажей. Любимцами читателей стали ведьма Солоха, Черт, Панночка, Ресница. Жизнь и смерть мелкого чиновника за повестью Г. Гоголя «Шинель». В этой повести также можно найти объединение реалистического и мистического. Жизнеописание Башмачкина поражает правдивостью изображения, вызывает жалость и сочувствие.

Почему он - Акакий Акакиевич? Чиновник, о котором рассказывает Г. Гоголь, такой мелкий, никчемный, никому не нужен, что он не может носить какое-то красивое имя героя или победителя. О том, как ему давали именя, Гоголь рассказывает с сочувствием: должны были назвать Трифилием, Дулою или Вархасием, итак мать его избрала имя отца, Акакий. Акакий - означает «неплохой», что, само собой, хорошо. Но же он - Акакий Акакиевич?! Понятно, что жизнь с таким именем будет не очень удачным, хорошо, если «неплохим».

Акакий Акакиевич? - мелкий чиновник. Акакий Акакиевич ощущает себя совсем никчемным человеком. Он всего боится, зарабатывает очень мало денег, ему не хватает их даже для нормальной человеческой жизни: любая неожидаемая ситуация становится для него катастрофой. Так стало и с его шинелью, которую все его сотрудники называют сокрушительным словом «капот». Только полная непригодность этого «капота» заставляет Башмачкина заказать новую шинель. Все время, пока он откладывал на это деньги в специальный ящичек, потом ждал, пока шинель пошьют, был для него счастливейшим в жизни, так как у него появилась цель. Осуществление мечты, владение шинелью делает героя лучше, но растерянным: он удовлетворен, но не знает, что делать дальше. А дальше его жизнь становится сплошной катастрофой. Его грабят, он в отчаянии, направляет жалобу чиновнику, который требует, что бы все было по форме… Растерянный и обессиленный, герой повести просто заболел и умер. Никчемная жизнь никчемного муравья в человеческом муравейнике.

История Значительного Лица. Чиновник, генерал, к которому обращался Акакий, хотя и выше Башмачкина должностью, а все же таки - такой самый мелкий. Не должностью - душой. Через свою спесь он не видит ничего вокруг себя - только отображение самого себя в зеркалах во время репетиции осанки и командного голоса. Он кричит на этого сомлевшего и странного чиновника, не понимает, зачем тот пришел. Он собирается получать от жизни только удовлетворение - хотя бы в виде полного владения женой, еще «знакомой», Каролиной Ивановной и двумя сыновьям и дочерью. Позднее, поняв, что его бездушное поведение привело к смерти героя повести, ему мерещится его призрак. Конец истории точный: призрак Башмачкина перестает появляться тогда, когда получает шинель…

Гоголевский «смех сквозь слезы». Гоголевские герои такие яркие, что читатель плачет и смеется вместе с писателем. Образ Башмачкина вызывает быстрее сожаление и сочувствие. Гоголь учит нас: посмотрите внимательно, возможно, рядом с вами также есть свой Башмачкин? Возможно, вы можете ему помочь?..

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2112.

Ко дню памяти Николая Васильевича Гоголя (+ 21 февраля (6 марта) 1852) мы переиздаем одну из статей выдающегося русского православного мыслителя, литературного, театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1850-1896).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Впервые напеч.: Московские ведомости.- 1892.- 22 февраля.- N52.- С.4-5. (В рубрике: Литературные заметки.) Подпись: Ю. Николаев) подготовил профессор А. Д. Каплин. Примечания - составителя.

На днях в газетах напомнили, что сегодня исполнится сорок лет со дня кончины Гоголя. Говорилось о предпо-лагаемом ему памятнике, о том, что сбор пожертвований на этот памятник достиг уже значительной суммы. Еще десять лет - и сочинения Гоголя сделаются общим достоя-нием, и памятник ему, конечно, будет воздвигнут.

А много ли сделано до сих пор для правильной оценки, для правильного понимания Гоголя? Не случилось бы так же, как с Пушкиным, когда ему поставили памятник. Все помнят эти «Пушкинские дни», все помнят, какие разно-речивые мнения высказывались о значении его поэзии тогда, - высказываются и до сих пор. Теперь только отпа-ли, а может быть, лишь притаились уже совершенно неле-пые мнения о Пушкине, но разноречие осталось. А уж о Гоголе и подавно. Далеко ли мы ушли в понимании его созданий от времен Белинского? Кажется, не очень далеко. Я не говорю о «материалах»: их появилось много. Появил-ся, наконец, и монументальный труд академика Н. С. Тихонравова , представляющий для изучающих Гоголя дра-гоценную руду. Я говорю о понимании Гоголя. Конечно, теперь, кажется, уже всеми оставлен взгляд на Гоголя как на обличителя дореформенных порядков, всеми оставле-на и глупая басня об его помешательстве. Но вот и все. Эти «определенные» мнения оставлены, но никаких дру-гих не появилось. По крайней мере, что-то не слышно о них. Как заговорят о Гоголе, так с разными вариациями повторяют все то же и то же: «пошлость пошлого человека», «сквозь видимый смех и невидимые слезы». О том, что Гоголь как никто умел выставить «пошлость пошлого человека», - сказал Пушкин. Сказано это глубоко и верно, но ведь что определил здесь Пушкин? То орудие, которое находится в распоряжении Гоголя; но остается еще вопрос, что он делал и что он сделал этим орудием? О «невидимых слезах» сказал сам Гоголь, и опять сказал глубоко и верно. Но ведь в них, в этих слезах, заключается только указание на тот лиризм, который проникает собою все создания Го-голя. Остается еще вопрос: в чем смысл этого лиризма?

Теперь вследствие продолжительного и большею частию безсмысленного упоминания о «пошлости» и о «не-видимых слезах» эти выражения обратились в ходячую фразу, которую употребляют люди, решительно ничего не имеющие сказать о Гоголе; и вот со времен Белинского мы только и пришли к тому, что отделываемся от Гоголя ходячими фразами...

Очень понятно, что на такой почве могут возникать и высказываться очевидно нелепые мнения. Так, в про-шлом году один либеральный критик провозгласил, что г. Гл. Успенский выше Гоголя . Помнится, в либеральной журналистике нашей это мнение не нашло отпора: о нем просто промолчали. Это молчание решительно можно принять за знак согласия. Да и отчего нет? В подкладке мнения столь усердного к современности критика лежала та мысль, что Гоголь устарел, что мировоззрение г. Успен-ского уже «современнее» мировоззрения Гоголя. А ведь эту мерку «современности» наши либеральные писатели и прикидывают ко всем явлениям жизни и литературы. Критик же, о котором речь, просто оказался смелее сво-их собратий, а потому не стеснился приложить эту мерку и к Гоголю... И ничего. «Он ничего, и они ничего», как сказано у Гоголя о Ноздреве и его приятелях. Он ничего, и читатели ничего: собираются ставить Гоголю памятник и праздновать пятидесятилетие со дня его смерти...

Положим, за десять лет много воды утечет, и, быть мо-жет, станут невозможными подобные... «недоразумения»; но кто поручится, что случится именно так? Ведь Гоголь не понят до сих пор вовсе не потому, что мало было «мате-риалов» для его оценки и характеристики. Понять его можно было и по одним его давно всем известным создани-ям, а «материалы» послужат лишь для отчетливого, очевид-ного доказательства правильности понимания. Причину разноречивых суждений о Гоголе надо искать в других об-стоятельствах. Наше западничество никогда не могло по-нять Гоголя - он стоял просто вне его понимания. Все от-ношение нашего западничества к Гоголю выразилось в из-вестном письме Белинского . В «Переписке с друзьями», в «Авторской исповеди» видели не ключ к пониманию художественных созданий Гоголя, а как бы акт его отречения от собственных произведений. Между тем именно в «Пе-реписке» и в «Исповеди» мы имеем ключ к разгадке Гого-ля-и вот почему.

К Гоголю гораздо более, чем далее к Пушкину, примени-мы заключительные слова знаменитой речи Достоевско-го на Пушкинском празднике: «Он оставил нам великую тайну - и вот мы ее разгадываем». Гоголь не довершил своего подвига. Он оставил нам лишь наполовину возведенное величественное здание. Да и это наполовину воз-веденное здание он оставил нам вчерне. Каков же был общий план, что желал сделать Гоголь? Для решения это-го вопроса драгоценный материал дает огромная работа Н. С. Тихонравова. Он собрал, привел в систему, прове-рил все, что только можно было собрать, и вот из этих-то кусочков, намеков, отрывков можно восстановить общий план замыслов Гоголя. Повторяю: посредством такой работы молено обставить непререкаемыми доказательства-ми то понимание Гоголя, которое само собой вытекает при углублении даже в каждое отдельное его создание.

Миросозерцание Гоголя было христианское миросозер-цание. С этой точки зрения он смотрел на мир и жизнь - и вот эту-то точку зрения было неимоверно трудно соче-тать с особенностью его гения, с его умением «как никто выставить пошлость пошлого человека». Постоянное стремление к такому сочетанию и составляет всю исто-рию его художественного развития. И чем далее, тем более он достигал своей цели. Характер его юмора, до тех пор неслыханного и неизданного, заставившего Россию засме-яться «изумленным» смехом, чем далее, тем все более и бо-лее обозначается. Этот юмор, впервые появившийся в ми-ре, не имел себе ничего подобного: это был юмор эпический.

Над Константином Аксаковым много смеялись за то, что он сравнивал «Мертвые души» с поэмами Гомера, но смеялись праздно. Осмеять здесь было нетрудно. Сто-ило только сопоставить Аяксов и Ахиллов с Чичиковыми и Ноздревыми, чтобы возбудить веселый смех. Но неудач-но было не сравнение Аксакова, а неясность, допущенная им. По существу, сравнение было верное и глубокое. Без сомнения, поэма Гоголя, по своему эпическому спокой-ствию, ближе всего подходит к поэмам Гомера, только Гоголь судит жизнь во имя иного идеала. И у него из-под наслоений времени, быта, культуры встает вечное, вечная сущность падшей души человеческой... Но, чтоб это почувствовать, надо отрешиться от многого, а главным обра-зом - от высокомерия...

Да, высокомерие наше более всего мешает правильно-му пониманию Гоголя. Нам кажется, что мы со своим об-разованием, со своим развитием, со своими «идеями» так далеко ушли от Чичиковых и Маниловых, от Собакевичей и Ноздревых, что, на наш взгляд, это если не совер-шенно отжившие, то какие-то архаические типы. Не так смотрел на дело сам великий художник. Он, которому, ко-нечно, мы все, гордые своими «идеями» и своим развити-ем, не достойны развязать ремень у обуви (См.: Мк. 1:7), - он видел в своих героях отражение чувств и настроений, живших и в его великой душе. Об этом он свидетельствует в своей «Переписке».

Герои мои, - пишет он, - потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения - история моей собствен-ной души. А чтобы получше все это объяснить, определю тебе себя самого как писателя. Обо мне много толковали, разбирали кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ни у одного еще писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем.

Признавая, что в этом заключается сущность его талан-та, Гоголь говорит, что этот талант остался бы бесплод-ным, «если бы с ним не соединилось мое душевное обстоя-тельство и моя собственная душевная история».

Раскрывая это «душевное обстоятельство», Гоголь пи-шет следующие многознаменательные слова:

Никто из читателей моих не знал, что, смеясь над мои-ми героями, он смеялся надо мной.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильно-го порока, - продолжает он, - который высунулся бы виднее прочих моих пороков, все равно как не было так-же ни одной картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но, вместо того, во мне заключалось собрание всех возмож-ных гадостей, каждой понемногу. И притом в таком мно-жестве, в каком я не встречал доселе ни в одном челове-ке. Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу уже от рождения моего несколько хороших свойств, но лучшее из них было желание быть лучшим.

Таков был процесс творчества Гоголя. Форму его обра-зам давало наблюдение над жизнью, содержание - наблю-дение над собственною своею душой, вернее сказать - проникновение в эту душу. «Обстоятельство», которое да-ло возможность развиться таланту Гоголя, его способности «выставить пошлость пошлого человека», именно и заклю-чалось в таком покаянном настроении его души. Это было настроение христианское, настроение мытаря, который, «бия себя в перси», восклицал: «Более, буди милостив ко мне грешному!» Постоянное сознание своей греховности и постоянное же «желание быть лучшим» в соединении с самым выдающимся свойством таланта Гоголя и создали то особенное отношение к жизни, которое отразилось не-слыханным еще во всемирной литературе юмором Гоголя. В высоком христианском смирении - вот где надо искать разгадку творчества Гоголя. Мне уже приходилось об этом говорить года два назад , и теперь кстати будет напом-нить читателям тогдашние мои слова:

Гоголь понимал, что, касаясь отрицательных сторон жизни, художник сам должен быть чист и свят, должен обладать тем высоким смирением, которое достигается лишь подвигом всей жизни, - писал я тогда, - потому что трудно гордому, высоко ценящему себя человеку стать на одну доску с заурядными в его глазах, мелкими людьми, трудно пережить их жизнь, переболеть их язвами, пере-страдать их страданием; трудно признать их равными себе людьми; трудно найти в своей душе те же язвы, те же недостатки, те же несовершенства, как и в душах этих лю-дей. Для этого нужно понять и почувствовать всю беско-нечную ничтожность каждого из нас, и умного и глупого, и добродетельного и греховного, пред тою Высшею прав-дой, которая сияет вечною укоризною исполненной лжи и греха жизни; для этого надо понять, что все мы незаплатимо и неискупимо виновны пред Тем, Кто подъял на Себя грехи мира. И как тусклая свеча и самый яркий светиль-ник разнятся между собою, пока нет солнца, которое, сразу затмевая их ничтожный блеск, уничтожает это пус-тое различие, так и пред солнцем Вечной Правды, пред солнцем Лика Христова, стушевываются мелкие и ни-чтожные людские добродетели и пороки, сливаясь в од-ном тоне непоправимой и неискупимой греховности. Го-голь понимал, что лишь с таким чувством сознания своей греховности, сознания и своей виновности во всем зле мира и жизни, может художник приступить к изображе-нию отрицательных сторон жизни. Ибо только тогда мо-жет он полюбить мелкого и пошлого, на его взгляд, челове-ка, признать в нем человека, равного себе и брата своего; ибо только тогда будет он его судить не как гордый и са-модовольный человек, своим судом, судом своей горды-ни, - только тогда будет он судить его не во имя отвлечен-ной доктрины, не во имя своего мнимого превосходства, не тем судом, каким евангельский фарисей судил мытаря, но во имя правды Божией, карающей грех, а не человека, тем судом, каким кающийся христианин судит самого себя, каким судил Гоголь и сам себя в своей «Переписке» и в сво-ей «Исповеди». И вот эти-то любовь и смирение осветили пред Гоголем душу человеческую, душу, на наш взгляд, мел-кого и пошлого человека, так что «все изгибы» этой души «наружу вышли». Только благодаря такому отношению к действительности Гоголь есть великий художник, равный всему великому, что когда-либо появлялось в области ху-дожественного творчества...

Так писал я. Теперь лее прибавлю, что если бы не это «душевное обстоятельство» Гоголя, если бы не постоянное христианское настроение его души, то его способность ярко выставить пошлость жизни создала бы лишь болез-ненное настроение духа, отразилась бы злорадным и бес-цельным зубоскальством, каким отразилась, например, у Салтыкова... Только благодаря покаянному настроению своей души Гоголь как художник «не радуется неправде, но сорадуется истине»...

В той статье моей, из которой взята только что при-веденная выписка, я для выяснения своей мысли остано-вился главным образом на «Мертвых душах». Я старался показать, что ни образование, ни «идеи», ни «развитие» не делают людей лучшими, не дают им никакого преиму-щества пред типами, выведенными Гоголем; что лишь по-каянный подвиг может восстановить падшую душу челове-ческую; что только по высокомерию нашему мы никак не хотим узнать и себя в гоголевских изображениях. Я гово-рил об отрицательных типах Гоголя. Но есть одно произ-ведение, где у него выведен положительный тип, который еще ярче свидетельствует о ничтожестве «премудрых и разумных», высокомерно относящихся к ничтожным, на их взгляд, людям и явлениям. Это произведение - всем известная повесть «Шинель», этот положительный тип - Акакий Акакиевич.

Всем известно, как понимали, как толковали эту по-весть, что в ней видели. В Акакии Акакиевиче даже не хо-тели признать человека, смотрели на него как на какое-то полуживотное. Явилось такое мнение, часто повторяемое, что Достоевский в своих «Бедных людях» изображением Макара Алексеевича Девушкина поправил Гоголя, очелове-чив Акакия Акакиевича. Трудно понять, как могло явить-ся такое мнение, трудно понять, как в сентиментальном изображении Достоевского могли видеть поправку Гоголя. Но главное дело в том, что и нечего было поправлять. Именно «Шинелью» Гоголь дает, быть может, самый глу-бокий и самый жесткий урок нашему высокомерию. В дру-гих своих произведениях он нам как бы говорит: «Всмот-рись в свою душу и увидишь, что ты не лучше всех этих, на твой взгляд таких смешных и пошлых, людей, этих Мани-ловых и Ноздревых, Хлестаковых и Бобчинских»; в «Шинели» дело поставлено иначе. Всем смыслом этого произ-ведения Гоголь как бы говорит нам: «Посмотри, ты хуже этого, на твой взгляд смешного, ничтожного, забитого чи-новника, которого ты не хочешь признать даже челове-ком». Да, хуже. Прошу вас внимательно перечитать «Ши-нель», и вам тотчас лее станет до очевидности ясно, что это произведение есть как бы бесконечно глубокая, вели-колепная иллюстрация к евангельскому изречению: «Бла-женны кроткие...» (См.: Мф. 5: 5); если не так, то пусть же скажут мне, какая самая главная черта нравственного образа Акакия Акакиевича? То, что он забит, то, что он недалек умом, то, что он ничтожен и смешон? Но разве нет людей столь же забитых, столь же недалеких умом, столь же ничтожных и смешных, но с злым, дурным сердцем, которые злобно несут «бремя жизни», которые, если по своему бессилию не могут выразить действием свою злобу, то питают ее в своем сердце? А Акакий Акакиевич нес это «бремя» крот-ко, и не было дурного чувства в его кротком сердце. Он буквально исполнил слова Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (См.:Мф. 11: 29). И вот он, этот ничтож-ный и забитый чиновник, - он был «кроток и смирен сер-дцем» во всем значении этих святых слов. Этою кротостью он победил совесть оборвавшего его генерала; благодаря этому сердечному смирению его лицо в изображении ве-ликого художника земли Русской вырастает до размеров лица трагического... Таков смысл этого гениального со-здания Гоголя, в котором заключено грозное и суровое об-личение всех нас, не хотящих или боящихся слишком глу-боко заглянуть в свою душу...

Повторяю: наше высокомерие мешает нам правильно понять Гоголя. Мы придаем мало значения главному: душе человеческой, своей душе, зато придаем много значения второстепенному, тому, что само собою «приложится». И Гоголь учил нас этому главному: он призывал нас к покаянию, к углублению в свою душу...

Гоголь, - писал я в статье моей, здесь уже цитованной, - являет собою один из самых великих и один из са-мых трагических русских характеров. Не понятый и не разгаданный, как зловещее привидение высится он над землей Русскою, этот демон смеха, как назвал его Досто-евский. И еще, быть может, пройдет много времени, пока уже все поймут, что это был не «демон смеха», а великий подвижник. Он вынашивал в душе своей наши грехи, наши болезни, наши язвы, - в себе самом распял их, и пригвоз-дил во имя великой и нелицемерной правды Божией, и пал под бременем своей колоссальной задачи: призвать свою родину к покаянию всенародному; пал разбитый и сломленный, но не побежденный. Его жизнь - отразив-шаяся в его созданиях - была покаянным подвигом, а нет в мире высшей красоты, как красота покаяния...

И когда будет понят Гоголь, когда будет понят весь смысл его подвига, он встанет над землею Русскою уже не зловещим привидением, уже не демоном смеха, а во всей неслыханной красоте своего трагического страдания, как укор настоящему, как прообраз будущей, кающейся и возрождающейся России...

«Великому художнику-христианину». Вот что должно быть там написано...


Сочинения Н. В. Гоголя: Доп. том ко всем предшествовавшим изд. соч. Гоголя / Извлечено из ру-кописей акад. Н. С. Тихонравовым. М., 1892. Вып. I-II.

М. А. Протопопов.

Николаев Ю. «Поэт по-шлости»: По поводу посмертной статьи А. Градовского о Гого-ле. «Вестник Европы», январь //Московские Ведомости. 1890. 27янв. №27. С. 3.

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Цели и задачи урока:

Познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»;

Проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

Учить анализу текста;

Воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

портрет Н.В.Гоголя;

видеофрагменты фильма «Шинель»; иллюстрации; презентация; словарь И.Ожегова.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. К нам урок пришли сегодня гости. Поприветствуем их. Садитесь. Давайте перед началом урока улыбнемся другу, пожелаем друг другу удачи!

2.Записываем число, тему урока.

« Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

Ф.М.Достоевский.

Ход урока:

I. Слово учителя:

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «Петербургских повестей», в который входит «Нос», «Портрет», а так же повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?

Подумайте…….

Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока "Есть люди, по жизни никем не замеченные…» И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», проанализируем, постараемся ответить на вопросы:

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

А как должно быть в жизни?

Бедный человек или бедный чиновник А. А. Башмачкин?

Наш герой Акакий Башмачкин герой маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

II.Отгадывание кроссворда.

  1. 1. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  2. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  3. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  4. Количество департаментов, где служил Акакий Акакиевич? (Одном)
  5. Место действия повести; (Петербург)
  6. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  7. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

- Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

III. Работа со словарем Ожегова С.И. (3 мин)

(Гуманизм . Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

Существует немного произведений мировой классики, которые привлекали бы столько же внимания литературоведов, исследователей, художников, режиссеров, как повесть Гоголя «Шинель».

В 1959 году на киностудии «Ленфильм» был снят художественный фильм по повести Гоголя «Шинель», где главную роль исполняет замечательный актер и режиссер Ролан Быков. На уроке мы будем опираться на фрагменты этого фильма, а также на текст повести.

Одной из сквозных тем цикла является тема «маленького человека».

IV . Беседа(Повторение изученного )

Вспомните, в произведениях каких авторов встречались с образом «маленький человек»?

(Нам уже известна тема «маленького человека» из произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Главный герой, Самсон Вырин, обратите внимание, чиновник 14-го класса; в повести Н.В.Гоголя «Шинель» чиновник Акакий Акакиевич 9-го(титулярный советник)

Чиновники в России считались «благородным» сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто.

Замысел повести «Шинель» родился не сразу. Многие факты и обстоятельства написания «Шинели» нам известны, а другие навсегда скрыты временем. П.В.Анненков, мемуарист, вспоминает об этом так:

V. Сообщение 1 ученика.

Однажды при Н.В. Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда понимали истинное, любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму – 200рублей. Именно столько стоило в то время лепажевское ружье (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером), предмет зависти каждого заядлого охотника. Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель новенького ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каково же было его изумление, когда обнаружилось что ружье, бережно положенное им на носу лодки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. Как он мог хоть на миг выпустить из поля зрения свою драгоценность?! По его же словам, дорвавшись, наконец до исполнения заветнейшего желания, он «находился в каком-то самозабвении». До позднего вечера он шарил по дну в тростниковых зарослях. Совершенно выбился из сил, но все поиски оказались тщетными. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: его охватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и вскладчину купили ему новое ружье. Так «возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице». Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись. Все, исключая Гоголя. Он один выслушал рассказ «задумчиво и опустил голову». «Анекдот был первой мыслию чудной повести его, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». В анекдоте Гоголь услышал совсем не то, что другие. Беззаботных слушателей развеселило, что чиновник попал впросак по собственной рассеянности. Благополучный конец совсем стер постигшую его беду. Гоголя рассказ погрузил в глубокую грусть. Он был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был у Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники.

Итак, мы начинаем анализировать повесть.

VI.Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Как он относится к службе?

(выборочное чтение: «он служил с любовью»; «наслаждение выражалось на лице его…»)

Посмотрим эпизод из кинофильма «Шинель» и ответим на вопрос:

Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?

(унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)

Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?

(для одного молодого человека в «этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»; он «содрогался», понимая, как много «в человеке бесчеловечья»)

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.)

Перед нами внешне ничем не примечательный человек («нельзя сказать, чтобы очень замечательный»). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределенного «несколько», уменьшительный суффикс –еньк-, отрицающая большое приставка не-)

Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?

(выборочное чтение текста: «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения»)

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

ДОСКА : АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

Как вы думаете, почему?

«Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но и даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам», - пишет Гоголь.

Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?

(приобретение новой шинели)

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

- «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»

(перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)

Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?

(«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга это была не кто другая, как та же шинель на толстой вате… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове доже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель»)

Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.

Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)

VII.Физкультминутка.

Что такое кульминация??

- Определите кульминационный эпизод повести.

(кража шинели)

Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?

(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)

Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)

Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?

VII. Просмотр эпизода «Башмачкин у значительного лица».

В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Какие

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.

Как заканчивается повесть??

- Давайте обратим внимание на финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?

(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)

VIII. Итоги урока:

Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Бедный чиновник или бедный человек?»

(«бедный»: 1. «малоимущий, малообеспеченный»;

2. «несчастный, вызывающий сочувствие, сострадание человек»)

(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич - бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.

Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

А как должно быть в жизни?

Чему учит повесть «Шинель»?

Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»

IX.Рефлексия.

Понравился ли вам урок????

Довольны ли вы вашей работой на уроке???

Оценки.

Д.З. Ответить письменно на вопрос, «Каким представляется Петербург в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?


Замысел повести «Шинель» возник у Н. В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долгое время копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Потрясение от потери было настолько сильным, что незадачливый охотник серьезно заболел. Здоровье чиновника пошло на поправку, лишь после того как друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Блаженство Акакия Акакиевича продолжалось недолго. Подвергнувшись ночному нападению и лишившись осуществленной мечты, он впал в отчаяние. Хлопоты по розыску преступника не помогали. Единственным средством оставалась помощь одного «значительного лица». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину у генерала, убил в нем последнюю надежду. «Надлежащее распеканье» привело к горячке и скорой смерти.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Яркий пример — «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемая должность убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает раскаяние, но оно быстро проходит. Финал повести с появлением привидения чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак бы не повлияла на сложившийся порядок.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...