Скрипка инструмент дьявола почему. Хардингфеле (хардангерфеле) — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Горн из морской раковины



Сын портового грузчика не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности.



Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.



В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.



В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.



Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.



Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».





После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

кто был адресатом «Лунной сонаты», или Почему Бетховена обвиняли в том, что его музыка слишком мрачна и угрюма

В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии).

Происхождение хардингфеле не вполне понятно. Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной , другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами.

Самым старым сохранившимся экземпляром хардингфеле считается «Скрипка Ястада «, изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-ых годов скрипка хардангер стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.

Устройство

Хардингфеле имеет 8 либо 9 струн, из них 4 игровые, остальные резонирующие, проходящие через подставку и под грифом. Подставка более плотная и расположена несколько выше, чем у обычной , что удобно для двойного движения смычка.

Традиционная хардингфеле меньше обычной и звучит громче. Деки у хардингфеле более выпуклые, более широкий и короткий гриф. Новые хардингфеле по размеру больше старых, форма их корпуса схожа с обычной .

Хардингфеле часто украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.

Несмотря на то, что большинство мелодий исполняется в обычном строе - a-d1-a1-e2 , в Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а так же от местных особенностей определенных областей. Нижние резонирующие струны строятся по звукам d1-e1-fis1-a1 .

В зависимости от строя хардингфеле наигрыши исполнялись в Ре мажоре, Соль мажоре и Ля мажоре (в последнем случае игра называлась «в стиле троллей»).

От обычного скрипичного строя строй хардингфеле отличается тем, что басовая струна звучит на большую секунду выше. Хотя хардингфеле можно настраивать и как обычную скрипку.

Долгий период тяжких поприщ и суеверий

На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангер считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. По некоторым сведениям подобные поджоги продолжались в графстве Телемарк даже в 1950-ых годах. Музыкантов играющих на хардангерфеле не пускали в церковь, их считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами и мифами.

Особенно туго приходилось музыкантам в XIX веке, когда движение Пробуждения достигло особо сильного влияния. Пиетизм1 категорически решил, что скрипичная игра - это смертный грех и музыканты после смерти, обречены гореть в огне и сере. Симбиоз религиозной фантастики и старого суеверия вызвал появление «нечистого» в визуальной форме: сатану узнавали в большой черной собаке, появлявшейся в праздничном зале, когда музыканта охватывало вдохновение. А если в это время заглянуть под его руку, то можно было увидеть малых чертят в вихре танца.

Для странствующих проповедников Пробуждения музыкант был правой рукой дьявола. Часто от них можно было услышать осуждающие фразы: «Здесь кругом, должно быть, сплошь безбожный народ, - в Хэггшёне, куда я пришел, скрипки висели на стенах во всех избах». «Скрипка - дьявол, висящий на стене». «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше» и т. д. Проповедники знали свое дело: люди разбивали инструменты, сжигали их, делали из них кормушки для кур или игрушки для детей.

Существовали легенды о дьяволе, играющем на хардангерфеле. Согласно одной из них, дьявол пробравшись в праздную деревню стал играть старинный норвежский танец (слот) Fanitullen.

«И играл он так замечательно, что все слышавшие музыку танцевали до тех пор, пока не умирали от истощения. А после этого их тела продолжали ужасную пляску пока черепа, отвалившись от костей, не скатывались по склонам холмов.»

Существуют мнения, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига, вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen, играемой скрипачом из долины Халлингдал.

Некоторое представление об отношении к сельским музыкантам того времени может дать рассказ статс-музыканта Хенрика Мейера, который он послал Маттезону в 1740 году:

Это произошло в 1695 году в Бергене. Я уже три месяца обучался музыке. Мы репетировали предпраздничную рождественскую службу. По субботам обычно приезжал крестьянин, который привозил молоко и масло моему учителю Паулю Крёплину. Пока крестьянин ожидал плату за свой товар, он следил за нашей репетицией.

Шутя учитель сказал ему, что вместо денег платой для него будет наше Пение, которого он достаточно наслушался. Крестьянин ответил на это, что перед рождеством у его усадьбы можно послушать нечто более интересное. Все посмеялись над крестьянином, а мой учитель, кантор и органист, больше всех. Тогда крестьянин предложил господам прийти сегодня же вечером (а это был предрождественский вечер) и убедиться в его правоте. Когда крестьянин ушел и закончилось музицирование, все принялись возбужденно обсуждать услышанное. В конце концов мы решили пойти на то место.

Когда время подошло к полуночи, появился крестьянин и пригласил следовать за ним в горы. Я должен был нести бутыль вина. Было очень холодно. После того как мы провели в горах около четверти часа, кантор, органист и мой учитель стали проявлять нетерпение и спросили крестьянина, как долго надо будет еще ждать. Крестьянин попросил набраться терпения, и вот в горах начали раздаваться звуки…

Вначале прозвучал аккорд, затем одни звук, после чего заиграл орган и полилась музыка. Пели голоса в сопровождении цинков, скрипки и других инструментов, но никого не было видно. Органист, удивленный игрой невидимых исполнителей и подземных виртуозов, проговорил: „Если вы от бога, покажитесь, если от дьявола, замолчите». Моментально стало тихо. С органистом случился обморок, его отнесли в дом крестьянина, положили в кровать, хорошо укрыли, и только на следующее утро он пришел в себя.

Мы все помчались в Берген и едва успели к праздничному выступлению. То, что я написал здесь, все правда, а напечатанная на заглавном листе мелодия - та, которую я слышал в Норвегии в горах около Бергена. Она лучше всех сохранилась в моей памяти. Это и заверяю собственноручно.

Мелодия, запомнившаяся Хенрику Мейеру, представляет собой одноголосную мелодию для хардангерфеле с двухтактовыми мотивами и вариациями.

В виртуозной игре, пленяющей слушателей, усматривали сатанинское влияние. А чтобы хорошо играть на инструменте, по поверьям, кроме усердных занятий музыканты использовали и другие способы. В инструмент можно было положить кусочек человеческой кости, повесить внутрь мешочек, наполненный чесноком, мякотью определенного растения, янтарем. Последнее препятствовало любому колдовству над инструментом. Но лучше всего найти Водяного и научиться играть у него.

Водяной - урод, сатана и дьявол - опасен для праведной души, но может одарить потусторонней силой игры. Водяного надо было посещать ночами под четверг три недели подряд. Иногда его узнавали в седом старике, появлявшемся в лодке за веслами. В определенных местах вешали скрипку или на дерево у берега и уходили, а когда возвращались, Водяной играл на этой скрипке лот, положив свой инструмент рядом. Теперь дело было лишь в том, чтобы не перепутать инструменты. Возьмешь свой собственный - сможешь играть лот Водяного, и этот лот поистине околдовывает танцующих. Возьмешь скрипку Водяного - твоя душа его навсегда!

Но, играя, нужно точно считать репризы: когда превышали известное число, обычно одиннадцать, попадали во власть Водяного: если кто-нибудь посторонний, не участвовавший в танце и не слышавший музыки, не приходил на помощь и не обрезал струны скрипки, то стулья и столы начинали танцевать, и всю компанию уносило в воду.

Рассказывают, что Лонгбакка-Ян из Расбу в Уппланде учился играть у Речного человека, у моста в Хове: «Когда он однажды играл на свадьбе в Алунде, ближе к полудню начали танцевать столы и стулья, а сам он никак не мог убрать от себя скрипку, другим пришлось оторвать ее от него. Однако и это не помогло, скрипка продолжала играть даже тогда, когда ее положили на кровать».

Время течет, и суеверие больше не окружает инструмент и его музыку.

Хардингфеле в наше время

Сейчас скрипка хардангер обладает большой популярностью , особенно в сельских районах запада и юго-запада Норвегии. Она распространена в районах Телемарк, Нумедал, Халлинглад, Вальдрес и Вестланд - от Хардангера до Сюннфьорда. В районе Сетесдал на хардингфеле стали играть в XIX веке, в Нордфьорде и Ромсдале - в последнее время. Скрипачи организованы в общенациональных местных группах.

В 1880-1920 годах в Соедененных Штатах Америки во время крупнейшего притока норвежских иммигрантов появились виртуозы игры на хардангерфеле. Несколько позже, в 1984 году бала создана «Американская ассоциация хардангерфеле ».

Как ни странно довольно сильный интерес к инструменту проявила Япония. В последние годы инструмент получил признание и в остальной части мира.

Видео: Хардингфеле на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали в модных салонах слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.

Творение дьявола

Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века). Сразу же появились и легенды, связанные с ними. Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол. Как-то раз князь тьмы увидел на земле красивую девушку и страстно в нее влюбился.

Однако прелестница не ответила на чувство нечистого, хотя он и сулил ей за любовь баснословные богатства. Тогда разозленный дьявол превратил несговорчивую красавицу в скрипку, придав своему созданию соблазнительные формы возлюбленной. С тех пор особым покровительством темных сил пользуется скрипка, а вместе с ней и искусные скрипачи и мастера, создающие инструменты.

В Швеции существует множество преданий о речном духе - стрёмкарле, скрипаче-виртуозе, играющем над водой прекрасные мелодии. Легенды гласят, что музыка этого духа восхитительно хороша и его скрипке под силу заставить пуститься в пляс даже хромых стариков.

Об искусных музыкантах говорили (и говорят до сих пор): играет как стрёмкарл. Считалось, что если человек пожелал послушать удивительную игру обитателя вод, он должен принести ему в жертву черного ягненка.

А скрипачи, желающие поучиться мастерству у стрёмкарла, оставляли свои инструменты на ночь под мостами рек, где, по слухам, обитал призрачный виртуоз.

Чертовы пирушки

Во многих странах к скрипке люди относились настороженно. Считалось, что именно игрой на этом инструменте наслаждаются черти во время своих пирушек.

Да только вот беда: среди нечисти трудно найти хорошего музыканта. Вот потому-то во многих европейских сказках говорится о том, как ушлые бесенята пускаются во все тяжкие, лишь бы заманить на свои пирушки искусных скрипачей, а порой обманом отнимают у них и сам инструмент.

Так, предания гласят, что черт, желающий получить хорошую скрипку, принимал облик деревенского музыканта и вечерней порой подкарауливал своего «коллегу», возвращавшегося с заработков домой. Слово за слово - завязывалось знакомство, и в какой-то момент нечистый предлагал новому приятелю обменяться скрипками.

Инструмент черта выглядел очень дорогим, а потому многие бедолаги тут же соглашались на обмен. Но придя домой, бедный музыкант обнаруживал в футляре не шикарную скрипку, а сухую ветку.

А вот чтобы заманить скрипача на чертову пирушку, нечистый прикидывался богатым мужиком и предлагал сельскому виртуозу хорошо заработать.

И только приехав в дом к заказчику, бедный скрипач понимал, на какую «вечеринку» он попал. Чтобы ускользнуть от страшных «клиентов», музыканту требовалось проявить недюжинную смекалку. Но случалось и так, что ему предстояло ублажать музыкой чертей и ведьм целую вечность.

«Красная» скрипка, забирающая жизнь

Однако самым известным мистическим преданием, связанным с данным инструментом, является история «красной» скрипки.

Несколько столетий ходит по Европе легенда, что некий скрипичный мастер, оплакивавший смерть любимой жены, добавил ее кровь в лак, которым покрыл новую скрипку.

После этого скрипка стала ярко-красной, а душа покойной переселилась в инструмент. В первые годы своего существования «красная» скрипка никому не причиняла зла. А потом случилось вот что.

Инструмент случайно попал в руки мальчика-скрипача. Душа женщины, заключенная в инструмент, разбудила в мальчике невиданный талант. Злые силы собирались послушать его игру и, в конце концов, без остатка выпили жизнь ребенка.

Когда тот скончался, инструмент был похоронен вместе с ним. Однако на следующий день оказалось, что могила несчастного раскопана, а скрипка исчезла. С тех пор она «путешествует» по всей Европе, выбирая себе владельца, но каждого человека, которому «посчастливится» коснуться «красной» скрипки, ждут страшные несчастья и мучительная смерть.

Загадки мастера

Безусловно, настороженное отношение к скрипке касалось и ее создателей. Во все времена люди поглядывали на скрипичных мастеров с недоверием, а о самых выдающихся из них еще при жизни слагали легенды. Хотя нужно отметить, личности этих людей задавали окружающим немало загадок.

Скрипки, созданные великим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеют себе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну их божественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок ни качеством дерева, ни размерами, ни даже лаком.

А ведь долгое время считалось, что несравненный голос инструментам великого мастера дает удивительный лак, изготовленный по особому рецепту. Но несколько лет назад некими смелыми исследователями был проведен практически варварский эксперимент. С одной из скрипок Страдивари был полностью смыт лак, однако даже после этого кощунства она звучала по-прежнему.

Еще несколько столетий назад родилась следующая версия, пытающаяся объяснить феномен мастера. Якобы в детстве маленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создавать инструменты, голос которых напоминал бы людям о Царствии Небесном.

Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнего чудесное миро, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именно этот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественное звучание.

Слуги князя тьмы

Совсем иные слухи ходили в странах Европы о скрипках Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Поговаривали, что этот мастер, связанный договором с орденом иезуитов, часть своих инструментов вынужден был продавать им за незначительную цену.

Раздосадованный такой несправедливостью Гварнери заключил сделку с дьяволом, согласно которой он получал свободу, а его скрипки приобретали невиданную силу воздействия на слушателей. С тех пор звуки инструментов дель Джезу завораживали людей и якобы будили в их душах темные чувства и желания.

Интересен тот факт, что именно скрипка Гварнери долгие годы была верной спутницей и помощницей самого «демонического» виртуоза в истории человечества Никколо Паганини.

Предания гласят, что этот гениальный музыкант, страдая от унижений безысходной бедности и ища признания, отдал душу дьяволу в обмен на великолепную скрипку, которая впоследствии принесла ему богатство и известность.

По другой легенде, Паганини выиграл детище Гварнери в карты в придорожной таверне у странного человека, который, совсем не жалея о проигрыше, на прощание предсказал молодому человеку великую славу. Как бы там ни было, а музыка Паганини никого не оставляла равнодушным. Дамы на его концертах рыдали и падали в обморок, и даже мужчины не стеснялись своих слез.

Однако слухи о сделке с дьяволом постоянно преследовали гениального музыканта, чему отчасти способствовали его своеобразная внешность и эксцентричное поведение. И если при жизни Паганини мало кто решался выступать против него с обвинениями, то после смерти музыканта Римско-католическая церковь категорически выступила против его погребения по христианскому обряду.

47 лет тело Никколо Паганини искало себе пристанище во всех городах Италии, пока, наконец, в 1897 году его изнуряющее посмертное путешествие не закончилось на одном из кладбищ Пармы.

Эти страшные скитания останков великого виртуоза породили новые легенды. Так, жители острова Сент-Оноре, где на некоторое время обрело пристанище тело Паганини, рассказывают, что после того как останки музыканта покинули их земли, на прибрежных скалах выросли удивительные синие лилии. Сам же дух музыканта навеки остался на этих берегах, и теперь штормовыми ночами сквозь шум ветра можно услышать голос его скрипки.

А верная спутница «демонического» виртуоза ныне находится на родине Паганини - в ратуше города Генуи. И раз в год один из молодых талантливых музыкантов берет ее в руки, чтобы целый вечер играть перед слушателями в память о ее первом знаменитом владельце.

Елена ЛЯКИНА

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...