Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой. Памятник екатерине второй Памятник екатерине 2 в городе


История памятника

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1 ⁄ 16 натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе . В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году . Его автор - художник Михаил Микешин .

В конце 1960-х годов из рук Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. Её воспроизводили заново дважды - покушения на шпагу продолжаются до сих пор .

Авторы

В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин , скульптурные работы выполнили Матвей Чижов , изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин , создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров , доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм , который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктора Шрётера .

Технические данные

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский , государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту , поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу , князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге , стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год» .

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе , однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром . Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер , который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II - в частности, Русско-турецкая война 1877-1878 - помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин , адмирал Г. А. Спиридов , писатель Д. И. Фонвизин , генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский , фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков , бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах - издатель и журналист Н. И. Новиков , путешественник П. С. Паллас , драматург А. П. Сумароков , историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов , художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский , архитектор А. Ф. Кокоринов , фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов , адмиралы Ф. Ф. Ушаков , С. К. Грейг , А. И. Круз , военачальники: граф З. Г. Чернышёв , князь В. М. Долгоруков-Крымский , граф И. Е. Ферзен , граф В. А. Зубов ; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский , новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс , дипломат Я. И. Булгаков , усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин , подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон , герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский .

Городские легенды

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств . Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром -эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только

Описание

Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.

Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.

Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.

На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.

Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.

Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.

Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.

На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год". Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.


Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.

Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.

Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.


На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.

Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.


О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.

Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.


Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно - скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.
  • Скульптор

    М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин

  • Контакты

    • Адрес

      Санкт-Петербург, площадь Островского, Екатериненский сквер

    Как добраться?

    • Метро

      Гостиный двор

    • Как добраться

      До станции метро "Гостиный Двор", выйдя, направо по Невскому проспекту, через 2 минуты вы окажетесь перед памятником Екатерине II

    На площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году в центре сквера Александровской площади был открыт памятник императрице Екатерине II. С того дня, как его представили публике, вокруг памятника ходили разного рода легенды, а городские острословы всячески подтрунивали над изваянием Российской самодержицы. Говорили о том, что изваяния фаворитов императрицы на пьедестале жестами указывают на размер своих достоинств, а Державин лишь разводит руками, что под постаментом зарыт огромной ценности клад – перстень, который при закладке некая высокопоставленная дама бросила в котлован. Что касается первой истории, то она – вымысел. Из всех фаворитов Екатерины на памятнике есть изображение только Г.А. Потемкина. А вот ко второй легенде вроде бы отнеслись всерьез – при Советской власти в Екатерининском саду собирались проводить раскопки. Правда, они так и не были начаты.

    С монументом Екатерины постоянно происходили различные курьезы и неприятности. Некоторые детали – цепи, ордена, шпаги – периодически пропадали, во время реставрационных работ в короне на голове императрицы нашли осколки стеклянных бутылок, из рук скульптуры полководца А. Суворова несколько раз вырывали шпагу, причем покушения продолжаются и сейчас, а однажды шутники наряд Екатерины превратили в матросскую тельняшку. Вандалов в большинстве случаев находили. В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

    Идея установки монумента возникла в 1860 году, спустя 100 лет после воцарения Екатерины II. Автор памятника – художник М. Микешин. Гранитный пьедестал выполнен из камня, который доставляли к набережной Невы по воде с Карельского перешейка. Затем по специально проложенным железнодорожным путям гранит доставляли к месту.

    Нижняя часть пьедестала выполнена из гранита каменоломен Путсало, база и карниз – из серого гранита карьера Янисари, постамент – из серого гранита Снескесальми. Фигуры в пьедестале были отлиты мастерами-бронзолитейщиками завода «Николс и Плинке».

    Стоимость работ по сооружению памятника составила 316 тысяч рублей. Изготовление памятных медальонов, переустройство сквера и церемонии открытия стоила порядка 456 тысяч рублей. Памятник изготавливался и поэтапно монтировался с 1862 по 1873 гг. Церемония освящения прошла в ноябре 1873 г.

    При Советской власти в начале 30-х годов памятник планировалось демонтировать, а на место Екатерины поставить скульптуру Ленина. В пьедестал вмонтировать фигуры 9 членов ленинского политбюро.

    С 1988 года Екатерининский сад был взят под государственную охрану. В конце 90-х-начале 2000 года была проведена реконструкция сквера и возвращена планировка 1878 года.

    Авторство памятника принадлежит художникам М. Микешину, А. Опекушину, М. Чижову, архитекторам Д. Гриму, В. Штереру. Высота скульптуры императрицы Екатерины II - 4,35 м. В руках – лавровый венок и скипетр, у ног – корона Российской империи. На груди императрицы – орден Андрея Первозванного. По кругу пьедестала фигуры сподвижников императрицы: государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский, поэт Гавриил Державин, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, полководец Александр Суворов, государственный деятель Григорий Потемкин, полярный исследователь Василий Чичягов, президент Российской Академии Екатерина Дашкова, президент Российской академии художеств Иван Бецкой, князь Александр Безбородко.

    Мемориал планировалась расширить, но русско-турецкая война и другие события царствования императора Александра II помешали этому. Архитектор Д. Гримм представил проект, согласно которому рядом с монументом Екатерине II должны были располагаться бронзовые изваяния видных общественных и политических деятелей эпохи ее царствования. Среди них должны были быть драматург А.П. Сумароков, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор сената А.А. Вяземский, адмирал флота Ф.Ф. Ушаков.

    24 ноября (6 декабря) 1873 г. в Санкт-Петербурге на Александринской площади (ныне площадь Островского) был торжественно открыт памятник императрице Екатерине II.



    В 1860 г. Академией художеств был объявлен конкурс на сооружение памятника Екатерине II для Царского Села. Одобрение получил проект художника М.О. Микешина, автора памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Модель памятника была отлита из бронзы на заводе Шопена и отправлена на Всемирную выставку в Лондон, где удостоилась медали.

    В 1863 г. петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов обратился к императору с предложением установить памятник в сквере напротив «Александрийского театра… и Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой императрице». Микешин составил новый, более значительный по размерам проект, отличный от модели 1861 г. К середине августа 1864 г. новая модель памятника была завершена, получив высочайшее утверждение.

    Над моделью статуи Екатерины работал скульптор М.А. Чижов. Фигуры деятелей екатерининского царствования были вылеплены А.М. Опекушиным.

    Отливка бронзовой скульптуры была произведена на бронзолитейном заводе Кохуна (фирма «Никольс и Плинке»). Проект архитектурного решения монумента разработал архитектор Д.И. Гримм. По его проекту были также изготовлены массивные фонари-канделябры и ограда памятника из лавровых гирлянд. Орнаментальные детали фонарей выполнялись по рисункам архитектора В.А. Шретера.

    С июня 1869 г. начались работы по сооружению памятника, одновременно шли работы по созданию сквера. Через четыре года, 24 ноября (6 декабря) 1873 г. в обстановке особой торжественности в присутствии царской семьи состоялось открытие памятника императрице Екатерине II.

    Колоссальная статуя императрицы, облачённой в длинную, ниспадающую тяжёлыми складками мантию, установлена на колоколообразном постаменте.


    У основания памятника Екатерине II находятся фигуры видных деятелей России второй половины XVIII в.: дипломат, князь А.А. Безбородко; просветитель И.И. Бецкой; Президент Российской Академии, княгиня Е.Р. Дашкова; поэт и государственный деятель Г.Р. Державин; генерал-аншеф, граф А.Г. Орлов-Чесменский; генерал-фельдмаршал, князь Г.А. Потёмкин-Таврический; генерал-фельдмаршал, граф П.А. Румянцев-Задунайский; генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский; адмирал В.Я. Чичагов.

    П.А. Румянцев-Задунайский, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов

    А.А. Безбородко, И.И. Бецкой

    В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов-Чесменский

    Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова

    Над доской с надписью: «Императрице Екатерине II, в царствование Императора Александра II, 1873 г.», соединены атрибуты наук, художеств, земледелия, военно-сухопутного и морского дела; на книге, стоящей среди этих атрибутов, написано «Закон».

    На создание монумента ушло 3,1 тыс. пудов бронзы, то есть почти 50 т. Общая высота памятника — 14,9 м, высота скульптуры Екатерины II — 4,2 м, высота постамента — 10,7 м.

    Закладка памятника Екатерине II. 1969 г.
    Всемирная иллюстрация Т. 2, № 50 1869 г.

    Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) «Открытие памятника Екатерины II». 1873 г.
    Холст, масло.
    Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

    1873. Открытие памятника Екатерине II. 24 ноября 1873 года



    1874-1879

    1885-1890

    1896

    1895-1897



    1900-1912

    1908-1909



    1908-1909

    1909

    1913

    Монумент Екатерине Великой по праву считается одним из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Императрица, запечатленная в граните, величественно взирает на своих подданных с высоты, а подле ее ног смиренно сидят ее фавориты - люди, которые определяли тогдашнюю политику, плели интриги, теряли и обретали власть...

    История создания памятника

    Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку "освободитель") повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

    В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение "свыше", и тогда памятник, наконец, начали возводить.

    Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом - с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

    В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой - 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

    Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

    В память о первом "Царскосельском проекте" в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского - размером примерно в 1/16 величины того.

    Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

    Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти - скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи. Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов "екатерининского кружка" девять фигур…

    Григорий Потемкин-Таврический - основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

    Александр Суворов - величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

    Гавриил Державин - русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

    Екатерина Дашкова - одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

    Александр Безбородко - русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

    Иван Бецкой - секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

    Алексей Орлов-Чесменский - видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.

    Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово "закон" и сделана надпись "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год". Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

    Выбор редакции
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
    Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
    Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
    Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
    Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
    Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...