Сочинение на тему любовь к родине. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ на тему: Любовь к родине Произведения с любовью к родине


Любовь к Родине - это любовь к родной земле

Родина - это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…

Родина - это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.

Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.

Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся - тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.

Что такое любовь к Родине в моём понимании?

По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.

Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина - встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма - быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.

С чего начинается любовь к родной земле?

Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину - свою страну. Я в этом убеждён.

Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.

Каждый гражданин обязан знать и уважать своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.

Родина - это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

РЕФЕРАТ

по литературе на тему:

ОБРАЗ РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ КЛАССИКОВ

Выполнил ученик 11 Е класса

Бисикешов Р.Р.

Учитель Киселева О.Н.

Астрахань 2005

  • Введение 3
  • 4
    • 1.1 М.Ю. Лермонтов 4
    • 1.2 Н.А. Некрасов 7
    • 1.3 Ф.И. Тютчев 8
    • 1.4 А.А. Ахматова 9
    • 1.5 А.А. Блок 12
    • 1.6 В.А. Маяковский 14
    • 1.7 С.Е. Есенин 15
  • Заключение 19
  • Список литературы 20

Введение

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь.

Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, желание сделать свою страну еще прекрасней есть источник доблестного труда рабочего, удивительных открытий ученого, замечательных произведений композитора, художника, поэта. Так было всегда. И поэтому тема Родины звучит во многих произведениях русских классиков, проходит красной линией через все их творчество.

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это -- одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в данный реферат, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых русских классиков.

1. Образ родины в произведениях русских классиков

1.1 М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину -- значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели.

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит о неведомой силе, зовущей к родным местам:

Но я люблю -- за что, не знаю сам, --

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печал ь ных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом раскрывается в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шести- и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка -- чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение -- первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном -- участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” -- рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, -- лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника.

В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Поэты всегда с болью отзывались на драматические события политической жизни России. Преданные Отчизне люди не могут жить спокойно в стране, где преследуется все лучшее, все прогрессивное. “Где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран”. Лермонтов с отчаянием называет Россию “страной рабов, страной господ”.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

1.2 Н.А. Некрасов

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны --

Я песни Родине слагал! --

заявлял поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» -- с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Некрасова слива «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей, -- писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова -- верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Удивительные пейзажи встают перед нами, когда мы читаем стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит.

Отмечая трудолюбие и талант народа, поэты показывают его нелегкую жизнь, испытания, которые ложатся на его плечи. Они с ненавистью и с негодованием отзываются о власть придержащих, равнодушных к нуждам народным. Так, многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле крестьян. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” с болью и отчаяньем поэт восклицает:

... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

1.3 Ф.И. Тютчев

Федор Иванович Тютчев -- великий певец красоты русского края. В его стихотворениях природа живая, одухотворенная, способная чувствовать и переживать:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Тютчеву, как талантливому художнику, открывалось то, что не способен увидеть простой наблюдатель. Он слышит “багряных листьев томный, легкий шум” и видит, как “лазурь небесная смеется”.

1.4 А.А. Ахматова

Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколения русской интеллигенции.

А. А. Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.

Вполне закономерно, что в ее творчестве возникает проблема эмиграции. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув Родину.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой...

(1922)

Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но четко определяет свой выбор: для нее эмиграция невозможна.

Мне голос был. Он знал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда"...

...Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

(1917)

Родина в стихах Ахматовой -- это Царское Село, Слепнево, Петербург-Петроград-Ленинград, город, с которым так тесно была связана ее судьба. В стихотворении "Петроград, 1919" она пишет:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома...

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду...

Для Ахматовой Петербург - это совершенно реальный город. Но в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны:

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град

Петра Невольным памятником будет.

Ахматова не только рассматривает события в России как политические, но и придает им вселенское значение. И если у Блока в поэме "Двенадцать" революция - это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара Божья. Вспомним стихотворение "Лотова жена":

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила...

(1924)

Это не просто библейская притча. Ахматова сравнивает судьбу своей Родины с Содомом, как позже с Парижем в стихотворении "В сороковом году" ("Когда погребают эпоху..."). Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла такая участь. Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.

...Но с любопытством иностранки,

Плененной каждой новизной,

Глядела я, как мчатся санки,

И слушала язык родной.

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

(1929)

В поэме "Реквием" Ахматова вновь встраивает свои переживания в контекст эпохи. Поэма так и начинается:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл --

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(1961)

Таков был ее окончательный выбор.

1.5 А.А. Блок

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая -- такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне, --

признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.

Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под платка...”.

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия -- в каждом слове, в каждой строчке.

Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

...Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на поляк,

А ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней --

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

“Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия -- великая, истинная -- никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен.

1.6 В.А. Маяковский

В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

Землю,

где воздух,

как сладкий морс, Бросишь

и мчишь, колеся, -- но землю,

с которою

вместе мерз, вовек

разлюбить нельзя... Я

землю эту

люблю.

Можно

забыть,

где и когда пузы растил и зобы, но землю,

с которой

вдвоем голодал, -- нельзя

никогда

забыть.

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли -- Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я -- гражданин Советского Союза!”.

И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.

В лирических произведениях Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

1.7 С.Е. Есенин

“Тема Родины, России, - основная во всех моих стихах...” - нередко упоминал Есенин. Да, именно горячая любовь к России, к тому уголку земного шара, где он родился, была силой, которая воодушевляла его на новые произведения.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье...

- так можно охарактеризовать словами самого поэта его взгляд, обращенный к России из “прекрасного далека”. Создавая цикл “Персидские мотивы”, Есенин, не будучи никогда в Персии, дает прекрасный образ Родины. Даже находясь в благодатном краю, он не может забыть, что

Луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли?

Разделяя вместе с Россией трагические повороты ее судьбы, он зачастую обращается к ней, как к близкому человеку, ища сочувствия и ответа на горькие неразрешимые вопросы.

Ах, родина!

Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как ч у жой,

В своей стране я словно иностранец.

Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к действиям новых хозяев России:

Вчера иконы выбросили с полки,

На церкви комиссар снял крест...

Но, сожалея о “Руси уходящей”, Есенин не хочет отставать и от “Руси грядущей”:

Но все ж я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

При всей любви к патриархальной России Есенина обижает ее отсталость и убогость, он восклицает в сердцах:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Но какие бы невзгоды ни терзали Россию, красота ее все равно оставалась неизменной, благодаря дивной природе. Чарующая простота есенинских картин не может не покорить читатели. Уже за один “Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться в Россию поэта. Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина, а за ними - дыхание родной земли. Есенин очеловечивает природу, даже клен у него похож на человека:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

За кажущейся простотой образов - великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю.

Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху.

Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

Заключение

Тема Родины, несомненно, является ведущей в творчестве русских поэтов-классиков. О чем бы они ни говорили, образ Родины незримо присутствует во многих их произведениях. Мы чувствуем тревогу и волнение за судьбу России, восхищение ее красотой, искреннее желание увидеть страну великой и свободной.

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Невозможно любить свою Родину, не понимая и не любя свой народ, его традиции, не переживая с ним его радости и невзгоды.

Лермонтов, Пушкин, Некрасов хотят видеть Россию счастливой, а значит, свободной. Они мечтают увидеть народ, который работает на благо своей страны. Именно в народе есть та могучая и славная сила, которая способна разбить оковы гнета. В это страстно верил Н. А. Некрасов:

Рать поднимается -- Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Свое назначение русские поэты-классики видят в честном служении Отчизне, своему народу, переживая с ним его беды, пробуждая в нем лучшие, светлые чувства. Поэты верят в счастливое будущее России, верят в то, что их потомки увидят страну освобожденной, потому что имеются огромные потенциальные возможности сломать устои, сложившиеся веками.

Рамки реферата не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине.

Мне хочется закончить сочинение памятными строчками Ф. И. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать --

В Россию можно только верить.

Список литературы

1. В. К.Перцов. Маяковский. Жизнь и творчество. М., 1976.

2. А.И.Михайлов. Маяковский. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Ахматова А. Воспоминания об А. Блоке. М., 1976.

4. А. Блок. Избранное. М., 1989.

5. А. Блок. Письма к жене. М., 1978.

6. Добин Е.С. Поэзия А. Ахматовой. Л., 1968

7. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973

8. Ф.И.Тютчев. Избранная лирика. М.,1986

9. А.Григорьев. Эстетика и критика.М.,1980

Подобные документы

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2009

    Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Образ России в творчестве С.А. Есенина. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Любовь Лермонтова к Кавказу, получившая широкое отражение в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 28.04.2014

    Образ Родины в лирических произведениях А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока. Любовь к России и русскому народу, тревога и боль за их судьбу, светлая грусть в песнях И. Талькова. Романтический герой Виктора Цоя - "поколение перемен".

    презентация , добавлен 28.01.2012

    Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Творческий путь М.Ю. Лермонтова, характеристика его семьи, основных этапов жизни. Обзор ведущих тематик лирических произведений поэта. Мотив Родины в контексте ряда других тем и базовые особенности ее трактовки автором на примерах конкретных произведений.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл "Стихи о Прекрасной Даме") и его эволюция во времени. Художественные искания "младосимволистов" и образ матери, возлюбленной и Родины в творчестве поэта.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева "Путь из Петербурга в Москву", поэме Гоголя "Мертвые души", романе Лермонтова "Герой нашего времени", лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин» , герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
  4. Любовь к родной природе

    1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
    3. Патриотизм вопреки всему

      1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия …». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.

Проблемы 1. Образование и культура 2. Воспитание человека 3. Роль науки в современной жизни 4. Человек и научный прогресс 5. Духовные последствия научных открытий 6. Борьба нового и старого как источник развития Утверждающие тезисы 1. Познание мира ничем нельзя остановить. 2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. 3. Цель науки - делать человека счастливым. Цитаты 1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ). 2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы). 3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый). 4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский). Аргументы Научный прогресс и нравственные качества человека 1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в кос­тюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все жи­вое на Земле. 2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного води­теля, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество по­хоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. 3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытс­тво было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. 4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. 5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостереже­ние, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумыва­ясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер. 6) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие? 7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто поя­вится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства? 8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лиши­лись работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед. 9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был за­спиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе сущес­тво, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!» 10) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. 11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако техни­чески человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры - огромные чудовища, настоящие маши­ны для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров? 12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 190з году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру - ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. 13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь. 14) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогре­мел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению. Законы общественного развития. Человек и власть 1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. 2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устрои­ли всенародный праздник. Этот пример - красноречивое свидетельство того, что чело век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно. 3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников. 4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек тор представил ему луч­ших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. 5) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смот­ре ли пророческие глаза восторженного мечтателя. Человек и познание 1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову. 2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. 3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови. 4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия». 5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию. 6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основа­тель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы. 7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения. 8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домаш­ней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу. 9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как- то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко от­ветил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика. 10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. 11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал сту­дентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» - 12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи ско­ро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающе­гося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком. 13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, пос­ледние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведо­мого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

ТЕМА РОДИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти заду­шевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого челове­ка понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это - одна из вечных тем в отечественной и миро­вой литературе. Огромный литературный материал, связан­ный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому я хочу коснуться творчес­тва лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литерату­ры, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства ав­тора «Слова». Он говорит об обширных пространствах сво­ей Родины, о ее реках, горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе рус­ском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Рус­скую». Его воины - это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Эта идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломо­носова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает та­лантливость великого русского народа, могучий дух его вой­ска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносо­ва и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в пос­леднем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт про­славляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и фло­та, за распространение наук. Глубокой верой в русский на­род и твердым убеждением в его талантливости звучат сло­ва Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», ри­суя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы».

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермон­тов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее на­род, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свобо­ду, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабс­тва. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермон­това, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывает­ся эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов проти­вопоставляет свой патриотизм патриотизму офшфтльному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и ра­достями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов назы­вает «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви- ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гого­ля и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» - это персонажи, которые могут вызывать только чувство непри­язни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопоставлен образ Руси как «пти­цы-тройки». В этом романтическом образе выражены и лю­бовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Го­голю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает от­вета!». Но в одном он был убежден - в будущем величии русского народа.

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все твор­чество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина- мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессиль­ная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Не­красова слова «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,--

писал он.

Много замечательных строк посвящены Родине в произ­ведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова- Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардов­ского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...