Сочинение на тему "В чем трагедия Печорина?". В чем заключается трагизм существования Печорина? Основная часть печорин трагическая личность


Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.

Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»

В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.

В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Эксперименты

Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.

Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.

Никчемность и невостребованность

Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.

Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова сочинение

    Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

  • Семья Ростовых и семья Болконских (сравнительная характеристика) в романе Толстого Война и мир сочинение

    Для Льва Толстова семья – важнейшая основа для становления человека в обществе, в жизни. В романе представлено множество семей, которые отличаются друг от друга степенью знатности, укладом жизни, традициями, мировоззрением.

  • Cочинение Компьютер - плюсы и минусы - друг или враг

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (17.1-17.4).

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

Ком­мен­та­рии к темам сочинений

С17.1. В чём тра­гич­ность судь­бы Печорина? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

Лермонтовский герой - че­ло­век тра­ги­че­ской судьбы. Он тра­ги­че­ски одинок. Пе­чо­рин за­клю­ча­ет в своей душе силы необъятные, но на его со­ве­сти много зла. Герой, по его же соб­ствен­но­му признанию, не­из­мен­но иг­ра­ет роль то­по­ра в руках судьбы, не­об­хо­ди­мо­го дей­ству­ю­ще­го лица вся­ко­го пя­то­го акта. Тра­гизм судь­бы Пе­чо­ри­на свя­зан не толь­ко с со­ци­аль­ны­ми усло­ви­я­ми жизни героя (принадлежность к свет­ско­му обществу, по­ли­ти­че­ская ре­ак­ция в Рос­сии после раз­гро­ма вос­ста­ния декабристов), но и с тем, что изощ­рен­ная спо­соб­ность к са­мо­ана­ли­зу и бле­стя­щее ана­ли­ти­Че­ское мышление, бремя по­зна­нья и со­мне­нья при­во­дят че­ло­ве­ка к утра­те простоты, естественности. Даже вра­чу­ю­щая сила при­ро­ды не в со­сто­я­нии ис­це­лить мя­ту­щу­ю­ся душу героя.

С17.2. По­че­му Бо­ро­дин­ское сра­же­ние по­ка­за­но Л. Н. Тол­стым как глав­ное со­бы­тие войны народной? (По ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».)

Писатель, изоб­ра­жая Бо­ро­дин­ское сражение, был убеждён в том, что «причина на­ше­го тор­же­ства была неслучайна, но ле­жа­ла в сущ­но­сти ха­рак­те­ра рус­ско­го на­ро­да и войска». У Тол­сто­го чёткий и нрав­ствен­ный критерий: «Я люблю мысль на­род­ную вслед­ствие войны 1812 года». В изоб­ра­же­нии Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния Тол­стой ис­поль­зу­ет свой из­люб­лен­ный приём - сна­ча­ла даёт вид сверху, а затем - из­нут­ри сражения. Это до­сти­га­ет­ся пе­ре­да­чей на­блю­де­ний Пьера. Два­жды Пьер охва­ты­ва­ет взгля­дом всё поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его глаз видит не позицию, а, вы­ра­жа­ясь сло­ва­ми Толстого, «живую местность». Осо­бен­но остро Пьер по­чув­ство­вал силу на­род­но­го патриотизма. На­род­ные и сол­дат­ские сцены даны тоже через вос­при­я­тие Пьера, и это со­об­ща­ет изоб­ра­же­нию боль­шую силу. Непосредственность, простота, ис­крен­ность Пьера в этом слу­чае слу­жат у Тол­сто­го как сви­де­те­ли ве­ли­чай­шей истины: народ – ос­нов­ная сила Бо­ро­дин­ско­го сражения.

С17.3. Какой предстаёт судь­ба Рос­сии в ли­ри­ке А. А. Блока?

Тема Ро­ди­ны -центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема Рос­сии была основополагающей: «Этой те­ме я со­зна­тель­но и бес­по­во­рот­но по­свя­щаю жизнь», - го­во­рил поэт. В твор­че­стве Блока на­ба­том зву­чит мысль: «Каким бы ис­пы­та­ни­ям ни под­вер­гал­ся милый серд­цу край, через какие несчастья, обманы, стра­да­ния ему ни при­шлось бы пройти, Рос­сии удаст­ся избе­жать гибели:

Пускай за­ма­нит и обманет,

Не пропадешь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит Твои пре­крас­ные черты…

«Россия» (1908)

Именно верой в будущее, не­смот­ря на пред­чув­ствие всех бурь и трагедий, про­ник­нут цикл «На поле Куликовом» (1908), со­сто­я­щий из 5 стихотворений. Ис­то­рия Родины, ос­мысление сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния та­ко­го события, как Ку­ли­ков­ская битва, по­мо­га­ет ли­ри­че­ско­му герою об­ре­сти себя, воз­му­жать и опре­де­лить свою дорогу, где сли­ва­ют­ся во­еди­но ду­хов­ная суть древ­не­го ру­си­ча и со­вре­мен­ни­ка поэта.

С17.4. Какое место занимают стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»?

Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений - «Гамлет». Стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание некой неотвратимости:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:

Но продуман распорядок действий,

И не отвратим конец пути.

«Гамлет» становится ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.

В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает календарь, вернее даже, дневник, который передаёт события жизни героя. Читая их, становишься невольным свидетелем событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина собственной жизни, переживаний и мыслей.


Трагизм Печорина

Роман "Герой нашего времени" был написан в 1837-1840 годах в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это была переходная эпоха после краха идей декабризма, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые идеалы еще не успели сформироваться. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом в русской жизни. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние.

Это мрачное десятилетие породило новый тип людей -- разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. Сквозь призму подобных представлений, навеянных лермонтовской эпохой, и изображается трагедия Печорина - «героя нашего времени».

Центральной проблемой романа является проблема личности главного героя. Судьба одного человека волновала автора потому, что она была отражением судьбы многих. Рисуя главного героя романа, он создавал портрет, составленный «из пороков всего…поколения, в полном их развитии».

Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Эту главную тему романа автор раскрывает, глубоко и всесторонне исследуя жизнь, поступки, характер главного героя романа.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что поняв трагизм Печорина, мы сможем понять и печальную судьбу целого поколения. Также мы сможем глубже и полнее воспринимать, чувствовать лирику и другие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященные этой теме. В то же время герой Лермонтова может многому нас научить, читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.

Цель моей работы - ответить на вопрос: почему же все-таки мыслящий человек, чувствующий « в душе своей силы необъятные», так и не смог найти свою дорогу и место в этом мире и вынужден проводить пустую, бесцельную жизнь, тяготясь ею.

Для достижения цели в реферате ставится следующая задача: глубоко и всесторонне исследовать жизнь, характер, поступки главного героя романа.

Особенности композиции и сюжет романа

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти повести в единый роман.

Переходя от главы к главе, мы постепенно узнаем героя, автор заставляет нас задумываться над его загадками и причинами «больших странностей» его характера. Ключ же к ним мы находим, сложив воедино весь пазл истории жизни Печорина.

С этой же целью - как можно глубже раскрыть внутренний мир персонажа, главный герой показан нам с точки восприятия трех людей.

В каждой повести Лермонтов помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада.

Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживает новые и новые грани своего характера.

Трагизм Печорина

Кто же такой Григорий Александрович Печорин? Он - сильная волевая натура, жаждущая деятельности. Природная одаренность главного героя, выражающаяся в его глубоком уме, сильных страстях и стальной воле, резко бросается в глаза читателям романа. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил, он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Она и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь,- указывает сам Печорин,- была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин-скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия. Но ведь Печорин не

такой бессердечный эгоист. Его сердце способно глубоко и сильно чувствовать, и нам об этом говорит его отношение к Вере.

Он обманывает себя, потому что на самом деле он молод, он все может: и любить, и быть любимым, но сам отказывается от надежды, от радостей, убеждая себя, что для него они невозможны. Эти противоречивости и не дают возможности Печорину жить полной жизнью.

Истоки печоринского индивидуализма

Печоринский индивидуализм сформировался в переходную эпоху - в эпоху отсутствия общественных идеалов: а жизнь, лишенная высоких целей, бессмысленна. Главный герой осознает это. Не стремясь к богатству, почестям, карьере, он открыто презирает свет и, вступив в конфликт со своей средой, становится «лишним», ведь он является личностью в условиях обезличенной николаевской действительности.

Печорин ощущает себя выше своей среды. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден жить. Но в то же время он сформирован этой самой средой. В нем одновременно существуют две стихии - природная, естественная и искажающая ее социальная и природное начало в Печорине всюду наталкивается на социальный предел.

«Журнал Печорина» раскрывает трагедию одаренного человека, стремившегося к активным действиям, но обреченного на вынужденное бездействие. В своей исповеди он так все это объясняет: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен…»

В этой исповеди звучит не только укор, осуждение светского общества, которое оскорбляет человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет себе, делает завистливым, лицемерным, но и самоосуждение и боль за погубленную лучшую половину души.

Жизненные позиции и нравственные принципы

Разуверившись в жизни, Печорин пытается выработать жизненную позицию, оформить принципы отношений с людьми, обосновать систему взглядов с учетом особенности, заключающейся в его «необъятных силах», требующих действий.

Но что же делать, если жизнь не представляет возможности реализовать эту энергию и силы? В этой ситуации нормальным состоянием Печорина является скука. Даже под чеченскими пулями Печорин не перестает скучать: в свете, на Кавказе главного героя томит и мучает пустота жизни, но ни одна из привязанностей не спасает Печорина от скуки и одиночества.

Почему? Главная ценность для Печорина - личная свобода. Однако свобода человека от общества, сама по себе вещь абсолютно невозможная, оборачивается иными сторонами. Личность отгораживается не только от ненавистного ей официального мира, но и от действительности вообще.

Счастье, по словам Печорина, это «насыщенная гордость»: «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив, если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».

С этим утверждением Печорина невозможно согласиться. Зачем человеку быть «причиною страданий и радостей» того, кто ему дорог? Это мы совсем не могли бы постичь, если бы не понимали, что он - обездоленный. Так мало деятельности, расхода душевной энергии отпущено ему судьбой, что даже мелкая игра с княжной Мери тешит его самолюбие, создает иллюзию содержательной жизни.

Печорин хочет прежде получать от людей, а потом давать им. Даже в любви.

Печорин также не способен и дружить. К нему искреннее привязаны доктор Вернер и Максим Максимыч, но Печорин, как ни хотел бы, не может назвать этих людей своими друзьями. Он убежден, что « из двух друзей всегда один раб другого». Печорин вызывает к себе жалость, потому что имея такие представления о дружбе, он никогда не сможет ощутить радость взаимовыручки и взаимопонимания.

Печорин своей же жизнью опровергает собственный тезис, что «счастье - это насыщенная гордость». Эгоизм, индивидуализм, равнодушие - это не врожденные качества, а своеобразный моральный кодекс, система убеждений, от которых Печорин не отступил ни разу в жизни.

Особенности характера

Особенности характера усугубляет боль разочарований, постоянное, беспросветное одиночество. Осознание напрасно прожитой жизни рождает равнодушие к ней, вследствие чего - внутренний кризис, пессимизм, и даже смерть не страшит главного героя.

Это равнодушие к смерти и подталкивает главного героя испытать судьбу, вступить с ней в противоборство, и на этот раз выйти победителем. Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления над личной волей и над значением независимых от человека обстоятельств. Также она выявляет титанические возможности главного героя к подвигу. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба не только щадит его, но и возвышает.

Действие и борьба, сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, а не слепая покорность судьбе - таково жизненное кредо героя. И физическая смерть Печорина оборачивается его духовным бессмертием: он устремлен вперед в поиске истинного смысла жизни.

Кто виноват?

Трагизм, по определению Белинского, «между глубокостию натуры и жалкостию действий», свободолюбивые идеи, воспринятые людьми печоринского типа в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми к окружающей действительности. Николаевская реакция лишила этих людей возможности действовать в духе этих идей и даже поставила их под сомнение. А уродство воспитания и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до нравственных норм.

Лермонтов ясно указывает на причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей того времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в ссорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.

Лермонтов перекладывает часть вины на общество, но в то же время и не снимает ответственности с главного героя. Он указал на болезнь века, лечение которой в преодолении индивидуализации, порожденной безвременьем, приносящей глубокие страдания самому Печорину и губительной для окружающих.

роман лермонтов печорин

Заключение

История Григория Александровича Печорина - это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Он своей же жизнью опроверг собственный тезис, что «счастье-это насыщенная гордость».

Что ж, истина - вещь дорогая. За нее платят иной раз жизнью. Но зато всякая жизнь, бывшая действительным поиском этой истины, навсегда входит в духовный опыт человечества.

Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы начинаем осознавать очень важные для нас и сегодня вещи. Мы приходим к пониманию того, что индивидуализм противоречит живой природе человека, ее действительным запросам; что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться - все это тяжелая ноша для человека. Оказывается, человеку свойственно стремление к добру, правде, красоте, действию. У Печорина не было возможности осуществлять свои стремления, поэтому он несчастлив. В наше время люди сами распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая роман Лермонтова, мы учимся ценить полноту жизни.

Подобные документы

    Характеристика образа главного героя Григория Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", первого русского реалистического романа в прозе. Печорин как представитель "лишних людей", его взаимоотношений с другими героями произведения.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Кавказские впечатления М.Ю. Лермонтова. Первое издание романа "Герой нашего времени". Творческие принципы следование правде жизни и критическая оценка героя. Таинственность в обрисовке Печорина. Обвинения и оправдания Печорина.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "Демонические" свойства натуры Печорина. Место образа Грушницкого в романе. Дневниковые записи героя.

    презентация , добавлен 14.10.2012

    Анализ внутреннего мира и переживаний главных героев повести Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорина и Грушницкого, сравнительная характеристика. Мнение литературоведов Марченко и Белинского о Грушницком как "кривом зеркале" Печорина, обоснование.

    статья , добавлен 21.09.2010

    Жанровые и композиционные особенности романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", жанровая специфика произведения. Проблема смысла жизни и рока в главе "Фаталист". Трагическая обреченность Печорина и его отношение к предопределению.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Точки зрения литераторов на композицию романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Понятие композиции произведения и хронологическая последовательность. "Герой нашего времени" - психологический роман. Средства выражения художественного замысла.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    "Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах исследователей "Героя нашего времени".

    реферат , добавлен 11.04.2012

    Изучение биографии и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Исследование мусульманского поверья и ряда чрезвычайно удивительных случаев в романе писателя. Характеристика образа, характера и портрета главного героя Печорина, его взаимоотношений с людьми.

    реферат , добавлен 15.06.2011

    Выявление тенденций в понимании и интерпретации образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ этапов духовного поиска, стремления вырваться из плена своего эгоистического "я". Установление причин духовной драмы героя времени.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Роман М. Ю. Лермонтова (1814-1841) "Герой нашего времени". Система образов. "Княжна Мери". Характер Печорина. Анализ лирического произведения элегия В.А. Жуковского "Славянка". Анализ стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума".

В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.

И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,- замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный кон­траст представляют детская улыбка героя и его холодный, тя­желый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеял­ся». «Это признак - или злого нрава, или глубокой постоян­ной грусти»,- замечает рассказчик.

Печорин - герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой харак­тер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разно­сторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объек­том злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных по­рядочности, благородства, чести. В душе его появляется от­вращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».

Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печори­на, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «де­тей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоря­ет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» - и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.

Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Зло­действа» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушниц­кого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные на­стоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятель­ности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречаю­щимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бес­цельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам прихо­дит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действи­тельной жизни». Страстно жаждущий идеала, но не нашед­ший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманка­ми страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благород­ных стремлений, лучший цвет жизни».

Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него - это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скуч­но и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него ос­талось только два убеждения: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представ­лении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», - считает он. Любовь для героя - удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордо­сти». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и стра­ха - не есть ли первый признак и торжество власти?» - пи­шет Печорин.

Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни - в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Оне­гин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», - писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.

Раскрывая внутренний облик героя, автор использует раз­личные художественные средства. Мы видим подробный пор­трет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного об­щества»). Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порож­дает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины лю­бят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермон­тов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «во­ображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».

Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, со­ставленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к актив­ной деятельности. Такова авторская позиция в романе.

Здесь искали:

  • в чем трагичность судьбы печорина
  • в чем заключается трагедия Печорина
  • в чем трагизм печорина
Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...