Сообщение о культурных связях византии. Византийская культура


Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма.На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика . В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи .

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она былаисторическим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Οʜᴎ должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селœениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. По этой причине даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинœения византийских ученых и писателœей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для расчёта размеров налога, в астрономии, в строительстве. Οʜᴎ также широко использовали изобретения и сочинœения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицинœе. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен ʼʼгреческий огоньʼʼ - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью ʼʼгреческого огняʼʼ византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Οʜᴎ умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинœения историков создавались на базе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. По этой причине внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать данный храм главной и самой большой церковью всœего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли ʼʼчудом из чудесʼʼ, воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посœерединœе, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всœего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. По этой причине часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестинœе. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлинœенный овал лица - всœе говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Οʜᴎ кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - ʼʼВладимирская Богоматерьʼʼ - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли ʼʼБиблией для неграмотныхʼʼ: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всœего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принœесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книᴦ. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателœей.

Культура Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Византии" 2017, 2018.

Византийская цивилизация занимает особое место в истории. На протяжении всего средневековья византийская культура по уровню своего развития превосходила западноевропейскую; византийцы сохранили наследие античности, благодаря чему стало возможным Возрождение, в становлении же русской культуры роль Византии просто огромна.

Византия, т.е. Восточная Римская империя, образовалась в IV в.: в 324 г. римский император Константин перенес столицу своего государства на Босфор, в древнюю греческую колонию Византий, на месте которой был воздвигнут новый имперский центр – Константинополь, а в 395 г. Римская империя окончательно была разделена на Восточную и Западную. Западная Римская империя через полвека пала под натиском варваров, а Восточная вступила в новый, средневековый период своей истории в качестве самостоятельного государства Византии. Впрочем, вплоть до VII в. новое государство оставалось, по сути, обломком древнего Рима, причем обломком весьма солидных размеров: территория Византии в это время превышала 750 тыс. км 2 , численность населения достигала 65 млн. чел. Жители Византии продолжали именовать себя “ромеями”, т.е. римлянами (хотя официальным языком был греческий), сама империя называлась Ромейской, т.е. Римской, а ее столица Константинополь именовалась Новым Римом; вплоть до начала IX в. и варварские королевства, образовавшиеся на территории бывшей Западной Римской империи, номинально признавали власть византийского – т.е. римского, императора. Социально-экономические институты коренным образом не изменились: развитые города, ремесло, торговля, рабовладение, римское право, — все сохранялось таким, как в поздней Римской империи. Однако со второй половины VI в. положение начинает меняться: с севера на территорию империи вторгаются славянские племена, которые вскоре заселили весь Балканский полуостров, затем арабы-мусульмане отняли у византийцев весь Восток, от их владений в Италии тоже почти ничего не осталось; в результате территория Восточной Римской империи сократилась в 3 раза. Начался экономический упадок, выражавшийся в натурализация хозяйства и перенесении центра тяжести экономики из города в деревню, следствием чего стала коренная перестройка социально-экономических отношений: место развитого городского строя и крупного землевладения занимают сельские общины и колонисты-стратиоты, получающие земельные наделы за военную службу; иными словами, рабовладельческий строй постепенно сменяется феодальным.

В рассматриваемый период происходит становление византийской культуры, главной чертой которой был синтез наследия античности с новым, христианским мировоззрением. Этот синтез происходит во всех сферах культуры, от политики до искусства. Византия становится центром православной ойкумены, ее император – защитником и покровителем всех христиан; от императора требуются теперь не только сила и храбрость, но и справедливость, христианское благочестие и милосердие, так что политическая жизнь в идеале должна теперь строиться на христианских основаниях, а государство – быть своего рода alter ego церкви. Церковная и государственная сферы общественной жизни сливаются воедино: монарх заботится о церкви, церковь служит интересам государства; оборотной стороной христианизации политики становится политизация христианства, в результате чего теологические разногласия выливаются в настоящие гражданские войны между православными и сторонниками многочисленных ересей. Споры о природе Христа, о месте его в Троице, об иконопочитании и др. приводят в движение сотни тысяч людей, которые идут на смерть ради победы той или иной точки зрения; напряженная духовная жизнь чрезвычайно характерна для данного, да и других периодов истории Византии.

Меняется сама картина мира – люди теперь воспринимают пространство и время, жизнь и смерть, мир природы и мир человека иначе, чем в античную эпоху. Вместо античной теории цикличности исторического развития утверждается концепция линейного времени, отсчитываемого от сотворения мира; исчезает противопоставление греков (римлян) и “варваров” (сменяющееся противопоставлением христиан и язычников, а также православных и еретиков), рождается идея всемирно-исторического развития; меняются этические и эстетические идеалы – на смену античному идеалу гражданина приходит средневековый идеал истинного христианина, красоту теперь видят не в прекрасном теле, а в глубоких внутренних движениях человеческой души, дух празднует победу над телом. Человек теперь видит себя не героем, ничего не боящимся и ни на что не надеющимся в мире, которым правит слепая судьба, а униженным и слабым грешником, который, однако, создан по образу и подобию божьему, который может надеяться на спасение и жизнь вечную; свобода от судьбы, от неизбежной причинности и бездушной необходимости, надежда на милость Господа, свобода и надежда вообще – вот чем отличалось новое христианское видение мира от старого античного.

Однако античное наследие не было отброшено и забыто; напротив, оно сохранялось и использовалось, ведь античность воспринималась в Византии как свое собственное прошлое, и традиционность византийской культуры означала прежде всего сохранение античных традиций. В литературе, философии – точнее, богословии, системе образования, науке, искусстве – во всех сферах культуры византийское христианство вбирало в себя опыт предшествующих веков. Нельзя, конечно, сказать, что этот процесс был бесконфликтным и безболезненным: многое было отброшено, против многого велась ожесточенная борьба, в некоторых сферах, как, например, географии и других естественных науках, произошел регресс; на смену позднеантичному индивидуализму приходит средневековый коллективизм и корпоративизм, в культурном творчестве снижается роль авторского принципа. Кроме того, собственно христианская культура была все же новой, оригинальной, состоявшей не из одного только переосмысленного наследия Рима и Греции: в литературе возникли новые жанры (литургическая поэзия, агиография и др.), историки стали писать всемирные хроники, архитекторы и художники создают особый византийский стиль в искусстве, отличающийся аристократической утонченностью и аскетическим спиритуализмом. Но византийская культура все же представляла собой особое явление в эпоху средневековья: она не стала полностью церковной и до конца своего существования сохраняла преемственность с античностью.

В VIII – IX вв. в Византийской империи происходит феодализация социально-экономической жизни: крестьяне из мелких собственников превращаются в наследственных держателей земель знати, в городах развивается ремесло и торговля объединенных в корпорации мелких производителей, в государственном аппарате земельная аристократия ведет борьбу с чиновной знатью. В следующий период, в X – XII вв. византийское общество становится полностью феодальным, хотя власть крупных феодалов-вотчинников еще ограничивается по-прежнему централизованным государственным аппаратом. Во внешней политике Византия ведет борьбу с Болгарией, турками-сельджуками, норманнами, степными кочевниками; успех сопутствует то той, то другой стороне, однако Восточной Римской империи удается сохранить независимость.

Одной из главных основ византийской была развитая система науки и образования. К образованию, науке, знанию вообще византийцы относились с огромным уважением; правда, во всем этом они ценили в первую очередь теоретическую, умозрительную сторону, а прикладные и технические знания считали ремесленными. К теоретическим наукам относились богословие, математика и естествознание, к практическим этика и политика; науками считались также грамматика, риторика, диалектика, астрономия, музыка и юриспруденция. Дети в возрасте 6 – 7 лет поступали в начальную школу, где обучались чтению (по Псалтири), письму и счету; начальных школ – частных, церковных, монастырских, городских, было много, и общий уровень грамотности был для того времени очень высок. Желающие могли продолжить образование в школах грамматики, где, как и в античное время, штудировали греческих авторов, а позднее поступить в высшую школу – например, столичный университет с его тремя факультетами – юридическим, философским и медицинским. Изучение философии рассматривалось как подготовка к занятиям теологией, но и в таком качестве философия давала знание важнейших античных систем, в первую очередь Платона и Аристотеля. Кроме того, само византийское богословие в лице таких его представителей, как Иоанн Дамаскин и др., органически включало в себя элементы древнегреческой философии. В богословско-философской мысли периода ее расцвета выделялись два течения: одно интересовалось устройством природного мира, утверждало силу человеческого разума и постоянно обращалось к наследию античной мысли (Михаил Пселл, Иоанн Итал и др.), другое сосредоточивалось на внутреннем мире человека и стремилось к христианскому самосовершенствованию с помощью различных мистических практик (Симеон Новый Богослов и др.).

В естественных науках, математики и астрономии также сталкивались христианские умозрительные концепции с рационалистическим, технически-прикладным подходом; наряду с комментированием древних авторов развивалось и оригинальное научное творчество. Ученый Лев Математик заложил основы алгебры и сконструировал множество механизмов; он же создал световой телеграф. В географии представления Косьмы Индикоплова о том, что Земля представляет собой плоский четырехугольник, окруженный водой и прикрытый колпаком небесного свода, не могли серьезно конкурировать с сохранявшимися и комментировавшимися работами эллинистических и римских ученых. Астрономия также строилась на античных разработках, в первую очередь, на трудах Клавдия Птолемея, будучи при этом тесно связанной с астрологией (надо сказать, что астрология также была создана и распространена в античности, а церковь в средние века боролась с этой “наукой” – правда, безуспешно).

Весьма богата византийская историография: следует назвать такие работы, как “Хронография” Феофана, “Бревиарий” патриарха Никифора, “Хроника” Георгия Амартола, “История” Льва Диакона и др. Большое распространение имели сочинения энциклопедического характера – как по истории, так и по другим наукам и отраслям знания. Патриарх Фотий создал “Миробиблион”, где были даны характеристики творчества 280 античных и ранневизантийских авторов вместе с обширными выдержками из их произведений. Перу императора Константина Багрянородного принадлежат сочинения “Об управлении государством”, “О церемониях византийского двора”. “Лексикон” Суды представлял собой огромного размера словарь, статьи которого содержали выдержки из трудов античных и византийских авторов, посвященные литературе, истории, грамматике и философии. Интересны памятники мемуарной литературы, написанные разными авторами – “Советы и рассказы” полководца Кекавмена, “Исторические записки” императрицы Анны Комнины и др.

Византийская литература представлена, с одной стороны, церковными произведениями и сочинениями светских авторов, следовавших античной традиции, с другой стороны, популярными произведениями, воспроизводящими формы устного народного творчества. Очень распространенным жанром были жития святых, которые были в X в. собраны в один гигантский свод Симеоном Метафрастом. Изысканными метафорами и сложными аллегориями отличаются поэмы Иоанна Кириота; античная традиция живет в сочинениях Михаила Акомината и Феодора Метохита, так же, как и в многочисленных творениях Феодора Продрома, воскресившего жанр античного романа. Вершиной народной литературы Византии является поэма о Дигенисе Акрите – эпос, свободный от книжных античных реминисценций и потому отражающий мысли и чувства людей подлинной средневековой христианской Византии.

Высочайшие достижения имела византийская культура в области архитектуры и изобразительного искусства. В архитектуре византийцы создали оригинальный тип крестово-купольного храма, одним из самых ранних памятников которого стал собор св. Софии в Константинополе с его парящим в небе огромным куполом диаметром свыше 30 м. Не менее значительными были успехи и в области светской архитектуры – императорские дворцы в Константинополе – Большой дворец, Вуколеон, Влахернский дворец, поражали воображение современников. Византийское изобразительное искусство подчинялось строгим нормам церковного канона, закрепившего в своих правилах глубоко спиритуалистическую эстетику Византии. Византийское искусство прославляло в человеке не телесную красоту, а духовное величие и аскетическую чистоту; художник стремится запечатлеть не столько тело, сколько душу, не столько внешний облик, сколько внутреннюю духовную жизнь. Это искусство рассчитано на отрешенное созерцание, образы здесь выполняют роль символов, видимо говорящих о том, что недоступно для глаза; лица святых с их высокими лбами, тонкими сухими губами и огромными глазами с экстатически расширенными зрачками действительно способны убедить зрителя, что иной мир куда более реален, чем этот.

Византийцы довели до совершенства искусство мозаики, прекрасными памятниками которого являются мозаики Софии Константинопольской, Нового монастыря на острове Хиос, монастыря Дафни близ Афин и др.; здесь же представлены и великолепные образцы фресковой росписи, чистые и нежные оттенки которой в соединении с серебром и золотом дают изысканную цветовую палитру. Византийская иконопись, книжная миниатюра, замечательные памятники прикладного искусства – ювелирного дела, резьбы по кости и камню, изделия из стекла, керамика, художественные ткани – все эти виды византийского искусства находились на высочайшем уровне развития, недостижимом для стран Западной и Восточной Европы вплоть до XIII в.

Трудно переоценить тот вклад, который внесла Византия в становление русской культуры. Политические отношения между Русью и Византией нередко бывали достаточно натянутыми, особенно во второй половине IX – первой половине X вв., когда они только устанавливались. Однако даже войны, происходившие между Русью и Византией, имели своей целью не захват или подчинение, а достижение приемлемых условий в торговле: Византия была основным торговым партнером Киевской Руси. Однако в ту эпоху торговые связи еще не приводили к серьезным изменениям в сфере культуры: экономика еще не стояла на первом месте в системе общественных интересов и приоритетов. Это место тогда занимала религия, и потому решающую роль в развитии русско-византийских культурных связей сыграло крещение Руси, т.е. обращение подчинявшихся киевским князьям восточнославянских племен в православную веру.

Значение этого шага огромно: по масштабу изменений в культуре принятие Русью византийского православия превосходит все позднейшие социально-культурные сдвиги, включая последствия монгольского ига и реформы Петра I. Обращение в веру византийцев определило собой сам тип русской культуры на весь тысячелетний период ее исторического существования; собственно, Русь стала частью единой восточнохристианской цивилизации – вместе с Болгарией, Сербией и самой Византией. Это был особый историко-культурный тип, отличный как от нехристианских цивилизаций Востока, так и католической цивилизации Запада: византийцы, русские, болгары и сербы вплоть до монгольского завоевания Руси и турецкого завоевания Византии и южнославянских стран составляли собой своего рода суперэтнос, историко-географическую и культурную общность, подобную Западной Европе, Леванту или Мезоамерике.

Трудно назвать такую сферу социально-культурной жизни древней Руси, в которой не обнаруживалось бы значительного влияния византийской культуры. Это даже трудно назвать влиянием: произошел процесс трансплантации целых культурных институтов, пересадка самостоятельных сфер и систем культуры, в результате чего культура Древней Руси стала своего рода дочерним ответвлением культуры Византии. Так, русская церковь была составной частью византийской (одной из 60 митрополий константинопольского патриархата – хотя и самой крупной), киевского митрополита утверждал константинопольский патриарх, и митрополичью кафедру чаще всего занимали греки. Немало греков было и среди епископата и верхушки клира вообще; естественно, что при каждом таком духовном лице находился соответствующий штат – от писцов до иконописцев, так что византийцы отнюдь не были на Руси редкими гостями. С другой стороны, и русские люди часто бывали в Византии: священники, монахи, купцы, воины – всем находилось занятие в культурной столице восточнохристианского мира. Церковный суд на Руси судил по византийскому праву, отношения светской и церковной власти выстраивались по византийской модели, само понимание государства, его предназначения и функций, тоже было византийским. Русская письменная литература началась с перевода византийских книг; вся система жанров перешла в русскую литературу от византийской; собственно, имеет смысл говорить не столько о русской литературе как особом явлении и предмете рассмотрения, сколько о русском варианте единой восточноправославной, т.е. византийско-южнославянско-русской литературы. То же можно сказать о культовой каменной архитектуре и живописи: первые каменные соборы, первые фрески и иконы создавали на Руси византийцы, и даже много позднее артели византийских мастеров продолжали работать на Руси. Византийцы были учителями русских зодчих, художников, ювелиров и других мастеров прикладного искусства: так, Феофан Грек был учителем Андрея Рублева. Палладиум Руси, икона “Владимирской Богоматери” привезена из Византии – и т.д.; о влиянии византийской культуры, о значении этого влияния для Руси можно говорить очень долго, но главное при этом – понимать, что это нисколько не противоречит самобытности и не умаляет оригинальности русской культуры. Заимствуются только формы культуры – вкладываемое в них содержание всегда является своим; Византия дала нашей культуре форму, а русские создали ее содержание.

Отношения Византии с миром западноевропейских государств были сложными и противоречивыми: с одной стороны, византийская культура на всех этапах своего развития оказывала большое влияние на культуру католической Европы, с другой стороны, между католицизмом и православием существовало постоянное взаимное отталкивание, имевшее как политические, так и собственно культурные формы выражения. В первые века существования Византии ее императоры стремились к восстановлению единой Римской империи путем присоединения западноевропейских варварских королевств, и этим попыткам в какой-то степени сопутствовала удача – так, византийцы захватили всю Италию. В эпоху раннего средневековья весь Запад был под сильнейшим влиянием византийской культуры: сам Рим в VII – VIII вв. был полувизантийским городом – там был особый греческий квартал с церквами и монастырями; в архитектуре старой и новой римских столиц – Рима и Равенны, доминировали византийские тенденции. Сами западные королевства номинально считались подчиненными византийскому императору – Константинополь до конца VIII в. оставался центром всего христианского мира; здесь жили античные традиции, в том числе и традиция рассматривать западноевропейцев, т.е. слившихся в единое общество потомков германских завоевателей и латинского населения бывшей Западной Римской империи, как варваров. Национально-конфессиональная психология западноевропейцев начала формироваться именно в этих условиях, и в ее основание лег комплекс неполноценности по отношению к византийскому Востоку, закономерно компенсировавшийся комплексом превосходства по отношению к нему же. Сферой, в которой находило свою форму стремление к взаимному отталкиванию двух частей бывшей Римской империи, была тогда религия и церковь.

Различия между Востоком и Западом христианского мира выражались в догматике вероучения, обрядности, церковной организации, типе отношений между церковью и государством. Самым существенным различием здесь было то, что на Западе церковь в условиях распада римского общества и государства взяла на себя исполнение некоторых политических функций, в результате чего она заняла самостоятельную и очень активную социальную и политическую позицию, а на Востоке, где централизованная монархия была по-прежнему сильна, церковь подчинилась государству, точнее, была в него интегрирована, и никогда не вела своей собственной политики. До VIII в. христианская церковь оставалась единой, хотя римские папы порой и конфликтовали с константинопольскими патриархами; но в середине этого века в Италии возникло светское государство пап (Папское государство), и отношения между двумя основными церковными центрами стали быстро ухудшаться.

Изменилась в это время и политическая ситуация: в 800 г. папа римский венчал короля франков императорской короной, т.е. возникла новая империя; это вызвало большой конфликт с Византией, так как византийцы считали наследниками старой Римской империи только себя – а теперь западные варвары становились на один уровень с ними. Однако в руках у византийцев к этому времени находились лишь Южная Италия и Сицилия, поэтому новую империю пришлось признать. Теперь, когда христианский мир разделился на две империи, церкви трудно было бы сохранить свое единство, тем более, что римский папа и константинопольский патриарх никак не могли поделить между собой славянскую паству – и тот, и другой стремились, чтобы болгары, моравы, сербы, русичи приняли веру именно от него (это сулило разнообразные, в том числе политические и финансовые дивиденды). В середине IX в. дело дошло до взаимного анафематствования – папа и патриарх неоднократно прокляли друг друга. Некоторое время номинальное единство церкви еще сохранялось; однако в середине XI в., когда норманны захватили Сицилию, а вскоре и Южную Италию (византийские владения), папство подчинило эти территории своему церковному влиянию и предъявило претензии на другие земли, после чего сохранение единства стало невозможным. В 1054 г. папа и патриарх снова анафематствовали друг друга, произошел официальный разрыв церквей – схизма; католики и православные теперь рассматривали друг друга как схизматиков, т.е. раскольников.

Однако влияние византийской культуры на Западную Европу в течение всего этого времени и даже позднее, до конца XII в., оставалось очень сильным. Византийское искусство служило образцом для подражания не только в Сицилии и Южной Италии, но и в Венеции, соборы которой строили и украшали греческие архитекторы и мозаичисты. Более того: византийское влияние сказывается в искусстве Франции, Германии, Англии, византийский придворный ритуал перенимается императорами Священной Римской империи, даже захватившие принадлежавшую византийцам Сицилию норманнские короли с гордостью носят облачение византийских императоров; Константинополь продолжает оставаться для западноевропейцев городом-сказкой, золотым чудом, которое притягивает их, как магнит, ибо ничего подобного в Европе еще нет.

Правда, это представление о Константинополе как о городе сказочных богатств (что в значительной мере соответствовало истине) сыграло роковую роль для византийцев: в 1204 г. рыцари, участвовавшие в Четвертом крестовом походе, взяли столицу Византии штурмом. Восточная Римская империя распалась, на ее территории образовалась несколько латинских (основанных завоевателями) и греческих государств. Только через полвека борьба византийцев за независимость начала приносить плоды, и в 1261 г. Византия была восстановлена; однако это было лишь жалкое подобие бывшей огромной и могучей империи. Императорам из последней византийской династии Палеологов приходилось опасаться и венецианцев, и монголов, и вышедших из подчинения болгар и сербов, и особенно турок, которые последовательно захватывают одну страну за другой. В попытке получить помощь на Западе Палеологи стремятся установить союз с папским престолом; неоднократно делаются попытки объединения (унии) православной и католической церквей – естественно, на условиях признания верховенства папы. Однако партия латинофилов даже тогда, когда она возглавлялась императорами и некоторыми патриархами, встречала сильную оппозицию православной партии, выступавшей за сохранение чистоты веры; в то же время крестовые походы против турок, предпринимавшиеся европейскими королями по инициативе папы римского, чаще всего заканчивались поражением крестоносцев. В 1439 г. была окончательно установлена уния православной и католической церкви (православная церковь признала примат папы и приняла католическую догматику), но в 1444 г. армия крестоносцев была уничтожена османами в битве при Варне, Константинополь остался без защиты, и в 1453 г. был взят турками штурмом. Через два десятка лет все было кончено – турки покорили последние осколки некогда великой империи; просуществовавшая десять с половиной веков Восточная Римская империя исчезла с лица земли.

Но даже в это тяжелое для Византии время византийская культура продолжала оказывать большое влияние на культуру Запада. В XIV – XV вв. в Византии творила целая плеяда ученых-гуманистов – Феодор Метохит, Никифор Григора, Димитрий Кидонис, Георгий Плифон, Виссарион Никейский и др., идеи которых были восприняты и развиты в Европе. Византийские ученые ездили в Европу, посещали итальянские, французские, английские университеты, в то время, как многие итальянцы учились в Византии. Византийцы, владевшие древнегреческим языком и прекрасно знавшие античную литературу, стояли у истоков Возрождения в Италии и Европе в целом. Они переводили античных авторов на латынь, преподавали в итальянских университетах, вокруг них формировались кружки итальянских гуманистов, положившие начало Ренессансу. Таким образом, византийская культура, пронесшая через века наследие античности, сыграла огромную роль для культуры Запада и всего мира; благодаря Византии была сохранена преемственность между культурой Греции и Рима и культурой Европы Нового времени, обеспечено историческое единство европейской цивилизации.

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной храни-тельницей эллинистических культурных традиций. Однако насле-дие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ор-тодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие пе-риоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) - Византия становится преем-ницей Римской империи. Происходит переход от античной к сред-невековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культур-ной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) - происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией горо-дов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Восто-ком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обу-словленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществи-ли раздел Византии. Константинополь становится столицей но-вого государства - Латинской империи. Православное патриар-шество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Ви-зантийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр сво-еобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и фи-лософской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х-ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню раз-вития образованности, по напряженности духовной жизни и кра-сочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстети-ки сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Диони-сий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисско-го, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневе-кового христианского богословия и философии. В центре фило-софских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и чело-века. В поздневизантийский период широчайшие познания про-славленных философов, богословов, филологов, риторов - Геор-гий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Вис-сарион Никейский и др. - вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез запад-ных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении гре-ко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени тра-диций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отли-чие от раздробленной средневековой Европы сохранила государ-ственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем вли-янии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что прояв-лялось в своеобразии философско-богословских воззрений право-славных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схола-стике и литературе. Среди ученых энциклопедического характе-ра, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоан-на Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла
(XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наибо-лее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения вли-яния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древ-няя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованнос-тью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Особенности Византийской культуры

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Влияние и роль Византийской культуры

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...