Сравнение дуэли - Онегина и Ленского; Печорина и Грушницкого - и роль эксперимента и самоанализа в поведении Печорина. Сочинение на тему «Две дуэли (по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)


Сочинение «Две дуэли» (Герой нашего времени и Евгений Онегин)

В жизни дворянина начала XIX века дуэли была отведена социально-
знаковая роль, то есть дуэль олицетворяла собой защиту чести
в дворянской среде. Дуэль - это поединок двух людей, один из которых
обижен и требует восстановления чести.
В художественной литературе социально-знаковая роль дуэли выполняла
двойную функцию. Во-первых, дуэль как элемент композиции
чаще всего определяла кульминацию; во-вторых, дуэль служила
поворотным пунктом в судьбе главных героев произведения
и использовалась автором для более глубокого раскрытия образов.
Рассмотрим две дуэли. Дуэль между Онегиным и Ленским в романе
Пушкина «Евгений Онегин» и дуэль между Печориным и Груш-
ницким в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В этих двух
романах дуэль использована и как композиционный ход, и как средство,
позволившее изменить жизнь героев.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением Ольги, винит во всем Онегина, усматривая
в этом поведении оскорбление для себя. Он вызывает Онегина на
дуэль. Дуэль для Ленского - единственный выход из создавшейся
оскорбительной для него ситуации. Онегин принимает вызов. Он
не нашел в себе силы отказаться от дуэли, потому что общественное
мнение, которое он презирал, но все же не смог игнорировать, диктовало
ему согласиться на дуэль. Ночь перед дуэлью для Ленского
была мучительной, он пишет стихи прощания:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день 1рядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он...
Онегин же спокойно спал в эту ночь. Пушкин наделяет Онегина
в этот, казалось бы, смертельный момент какой-то инертностью, даже
равнодушием. Ленский убит. Для судьбы Онегина, да и всех остальных
(Татьяны, Ольги) дуэль оказалась отправной точкой к перемене жизни.
Пушкин не дает нам отчета о психологическом состоянии Онегина,
читатель может только догадываться о его переживаниях.
После дуэли Онегин уезжает в путешествие года на три и возвращается
другим человеком. Его ждала роковая встреча с Татьяной,
пробудившая глубокое чувство в ранее столь холодной душе,
но это все потом. Ольга после смерти Ленского вскоре вышла замуж,
она недолго печалилась о своем поэте. Татьяна поняла, что дуэль
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной жертвой Ленский пал»).
Дуэль в романе Пушкина выполняет и еще одну очень важную
роль. Смерть Ленского символична. Ленский - романтик, и, как романтик,
он погибает при столкновении с реальной жизнью.
Пушкин в главах, следующих за описанием дуэли, прощается
с романтизмом. Прощание грустное - это прощание с юностью,
и как прекрасна и быстротечна юность, так же прекрасен и романтизм,
но он недолговечен - наступает зрелость, а вместе с ней и реализм,
ставший для Пушкина путеводителем в его поэзии и прозе.
Дуэль в другом романе, - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- также играет двойную роль. Дуэль происходит и реально,
и символично между Печориным, главным героем романа, и Груш-
ницким, своего рода пародией на образ Печорина. Грушницкий моделирует
в искаженном виде и внешность, и манеру поведения разочарованного
в жизни человека.
Печорин ставит Грушницкого в поистине трагическую ситуацию,
пытаясь заставить своего «двойника» раскаяться в задуманной подлости.
Эта ситуация и для самого Печорина может оказаться роковой:
«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому я решил
испытать его: в душе его могла проснуться искра великодушия,
и тогда все устроилось бы к лучшему...» Грушницкий был убит на
дуэли. Печорин пережил трагические минуты и лишний раз убедился
в том, что он послан в мир, чтобы приносить несчастья другим.
Дуэль понадобилась Лермонтову в романе не только для сюжетного
хода, но и для того, чтобы раскрыть глубину характера своего
героя. Накануне дуэли он размышляет о самых главных вопросах
человеческого бытия: о смысле и цели жизни человека, о его назначении
на земле. Перед предполагаемой смертью не приходится сомневаться
в честности и искренности Печорина. И читатель, наконец,
понимает, для чего понадобилась Печорину «цепь психологических
экспериментов над собой» и над всеми, кто встречался на его пути.
Он искал смысл и назначение своей жизни.
Итак, две дуэли при различных психологических нагрузках все
же имеют одно важное свойство, которое присуще природе самой
дуэли. Дуэль призвана разрешать конфликт в своей социально-знаковой
системе. Оба писателя используют дуэль и как сюжетный ход,
и как средство для раскрытия глубинных процессов, происходящих
в сознании человека или в окружающей жизни.

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Онегин и Печорин - представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них - герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.

Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.
Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин - столичный аристократ с богатым наследством.

Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.
Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.
Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.
Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.

Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина - его гибель. И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин - это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.
Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

И – выдающиеся образы, олицетворяющие свое время. Их создали разные авторы, но они очень похожи. Самое простое объяснение этому в том, что Михаил Лермонтов во многом равнялся на Александра Пушкина. Однако Печорин Лермонтова – это не подражание Пушкинскому Онегину, а сходный по мировоззрению образ.

Что же сближает эти образы? Онегин и Печорин – люди благородного происхождение. Оба еще молоды и полны энергии. От природы они наделены острым умом. Интеллект героев в основном гораздо выше, чем у людей их окружения, поэтому они чувствуют себя одинокими.

Онегина обучал гувернер-иностранец, который старался не перетруждать воспитанника наукой. Но Евгений, все же получил неплохое образование благодаря своей сообразительности и любви к чтению. Печорин так же хорошо образован.

Отношение к любви тоже сближает героев. Они рано научились «искусству» любви, умели легко покорять женские сердца. Однако сами вряд ли умели по-настоящему любить, хотя и стремились к идеалу. Онегину надоели отношения с глупыми и лживыми столичными барышнями, но и любовь чистой деревенской девушки он тоже не принял. Своим строгим отказом он ранил чувства искренней девушки. Любовные перипетии Печорина еще сложнее. Наибольшим преступлением была его страсть к юной Белле. Воспылав желанием обладать девушкой, он берет ее в плен, влюбляет в себя, а потом, наигравшись в чувства, забывает о ней.

Оба героя по-своему отторгали общество, в котором жили. Онегин это делал пассивно, своим циничным и равнодушным отношение ко всему. Печорин же более активная личность. Возможно, причина в том, что Онегин – лентяй, баловень судьбы. Он нигде не служил, а просто жил в свое удовольствие. Печорин – офицер, который через провинность поехал служить на Кавказ.

Онегин и Печорин – романтичные герои, разочарованные в своем времени. Но, несмотря на это, они – порождение своего времени. Как бы не отстранялся Онегин от общепринятых правил, он зависел от общественного мнения. Именно поэтому он идет на дуэль с другом, чтобы «не упасть» в глазах других людей. Печорин тоже стреляется на дуэли, думая, что так отомстит ненавистному обществу. Однако таким действием лишь становится его частью.

Герои не верят в настоящую дружбу. Онегин дружит с Ленским от скуки. Печорин не подпускает к себе близко дружественно настроенного к нему Максима Максимовича. При встрече со старшим товарищем Печорин держится демонстративно холодно. Хотя Максим Максимович все равно симпатизирует герою, возможно чувствуя его настоящую душу.

Онегин и Печорин – смелые, решительные молодые люди. Но все же Онегин более осторожен. Он привык к своей жизни, хоть она ему и во многом надоела. Печорин – фаталист, играющий с жизнью. Чего только стоит его участие в игре «Русская рулетка». Печорин с легкостью рискует собственной жизнью, и так же легко относится к жизни других людей.

Оба героя тоскуют в ожидании какого-то Великого дела. Их внутренняя сила, жажда приключений могла бы пригодиться, родись они в более «героическое» время. И если Онегин еще мог бы себя реализовать в рядах декабристов, то Печорин застал время жестоких реакций властей на восстание декабристов. Поэтому Печорин – более трагический образ.

Евгений Онегин Александра Пушкина и Григорий Печорин Михаила Лермонтова имеют много общего, и вместе с тем они самобытные литературные образы.

1.1.3. Сравните поведение перед дуэлью Печорина и Ленского, героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент главы шестой). Какие выводы можно сделать по итогам сопоставления?

1.2.3. Чем похожи подходы в раскрытии темы дружбы у Р. Гамзатова и В. Высоцкого?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

Написали ли вы свое завещание? - вдруг спросил Вернер.

А если будете убиты?..

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

Хотите ли, доктор, - отвечал я ему, - чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему, - Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

*********************************

XX

Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл;

Но мысль одна его объёмлет;

В нём сердце грустное не дремлет:

С неизъяснимою красой

Он видит Ольгу пред собой.

Владимир книгу закрывает,

Берёт перо; его стихи,

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру. XXI

Стихи на случай сохранились;

Я их имею; вот они:

«Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Иль мимо пролетит она,

Все благо: бдения и сна

Приходит час определённый;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход! XXII

Блеснёт заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а - так;

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой -

Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис - и вниз,

Шаг ступил на ледник - и сник,

Оступился - и в крик, -

Значит рядом с тобой - чужой,

Ты его не брани - гони.

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл;

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

На вершине стоял хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него!

Пояснение.

1.1.3. Ленскому и Печорину не чужды романтические настроения: Ленский достает томик Шиллера, пишет романс, Печорин размышляет о красоте природы. Герой Лермонтова разочарован в жизни, старается подчинить свои чувства холодному рассудку. В отличие от пушкинского героя Печорин не верит в любовь, никаких предсмертных записок не оставляет, считает все это ерундой. Ленский со свойственной молодости верой в чувства весь поглощен мыслями о любимой, упивается представлениями о том, как после его смерти Ольга будет приходить к его могиле.

1.2.3. В стихотворении В. Высоцкого «Песня о друге» и в стихотворении

Р. Гамзатова «Берегите друзей» звучит общая мысль: дружба – великий дар, дружить нужно учиться, нужно учиться ценить друзей.

Владимир Высоцкий уверен, что настоящий друг всегда подставит плечо, на такого друга можно положиться:

Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него!

Лирический герой стихотворения Расула Гамзатова с высоты прожитых лет оценивает, как важны друзья, понимает, что многих он потерял напрасно, потому что когда-то не смог правильно оценить, услышать, простить.

Набатом звучит в стихотворении мысль: учитесь дружить, берегите друзей:

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Таким образом, и Гамзатов, и Высоцкий раскрывают тему дружбы в лучших традициях русской литературы: дружба – ценность, которую нужно беречь, счастье, если у вас есть настоящий друг.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...