Сроки проведения соут специальная оценка условий труда. Срок действия специальной оценки условий труда


Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест - это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности.

Общая информация

Которую далее мы будем именовать для простоты восприятия СОУТ, была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.

Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера. Важно запомнить для себя раз и навсегда, что такое СОУТ, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, а также некоторые особенности ее осуществления на практике и информацию о мероприятиях, проводимых после ее завершения.

Официальное определение понятия СОУТ

Определение СОУТ дано в части первой ст. 3 ФЗ № 216, принятого 28.12.13 года. Согласно данной норме, она является единым комплексом осуществляемых последовательно мер по выявлению факторов трудового процесса и среды производства, определяемых, как вредные и/или опасные, оценке уровня их влияния на работника. При этом учитывается фактическое отклонение показателей от установленных государством гигиенических требований, применение средств защиты (коллективной и индивидуальной).

В чем заключается суть СОУТ?

Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса - это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.

Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и благоприятный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель.

Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).

Рабочие места, подлежащие СОУТ

В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому и работников, которые работают у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, спецоценка не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России.

Список подлежащих спецоценке мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.

Рабочие места, признаваемые аналогичными

На самом деле, на практике у работодателей сложности возникают не столько при определении срока проведения специальной оценки условий труда, сколько при составлении перечня аналогичных (похожих) рабочих мест. Более чем в половине случаев список формируется неправильно.

Во-первых, работодатель самостоятельно принять решение о признании конкретных рабочих мест аналогичными не может, т. к. это задача эксперта организации, занимающейся проведением СОУТ. Во-вторых, оно должно быть утверждено в завершении комиссией по проведению спецоценки.

Обратите внимание на то, что аналогичные места обладают совокупностью общих признаков:

  • однотипное (одинаковое) оснащение системой отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • расположение в одном или нескольких одинаковых (однотипных) производственных зонах, либо помещениях;
  • работники занимают одну должность и трудятся по одной и той же специальности или профессии;
  • сотрудники выполняют одинаковые функции (трудовые) в условиях однотипного технологического процесса и при идентичном режиме рабочего времени;
  • сотрудники в работе используют одинаковое оборудование и инструменты, материалы и сырье, приспособления;
  • работники оснащены одинаковыми (идентичными) СИЗ.

В соответствии с установленным порядком проведения специальной оценки условий труда, при наличии в компании рабочих мест, являющихся аналогичными, исследуют их не все, а 20% от общего количества, но не менее 2-х. Результаты СОУТ при этом распространяются на все.

Результаты СОУТ

Результат проведения СОУТ выражается в установлении на каждом конкретном месте работы класса условий труда. Данная работа выполняется экспертом организации, занимающейся проведением спецоценки. Итоги должны быть оформлены в виде отчета по установленной форме. В нем ставят свои подписи все члены комиссии работодателя, а затем в течение трех дней (рабочих) уведомляют об этом организацию, проводившую СОУТ.

Отчет есть не что иное, как комплект документации, включающий в т. ч. сведения об организации и работодателе, протоколы замеров, карты спецоценки.

Использование результатов СОУТ

Результаты должны применяться с даты подписания всеми членами комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда. Срок ознакомления работников с ними, предоставляемый законом, тоже начинает исчисляться с этого времени.

Когда условия труда по итогам СОУТ признаются опасными и/или вредными, работодатель обязан своим сотрудникам:

  • предоставить компенсации и гарантии, предусмотренные ТК РФ;
  • обеспечить их средствами (сертифицированными) для коллективной защиты и индивидуальной;
  • предоставлять молоко и иные пищевые равноценные продукты.

Кроме того, в сферу обязанностей работодателя входит проведение мероприятий, целью которых является изменение в лучшую сторону условий труда сотрудников. Например, снижение уровня загазованности, запыленности воздуха, модернизация производства.

Если среды, определяемые как опасные и/или вредные, не выявлены, и условия труда официально признаны безопасными, работодатель в целях поддержания их в таком виде должен осуществлять своевременный и полный контроль над такими местами, а также проводить мероприятия, направленные на поддержание их на безопасном уровне.

Результаты СОУТ: ознакомление работников

Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ - это один из вопросов, который волнует работодателя после проведения специальной оценки условий труда. Какой срок для этого предоставляется, можно узнать, обратившись к тексту ФЗ № 426.

Работник должен быть ознакомлен в течение тридцати дней (календарных), отсчет при этом начинается с момента утверждения (подписания всеми членами комиссии) отчета о результатах СОУТ. В данный промежуток не включается период нахождения работника на больничном листе, в отпуске, командировке или межвахтовый отдых.

Факт ознакомления должна подтверждать подпись сотрудника в карте СОУТ. С документом также каждый раз знакомят вновь принятых работников.

Работник не принимает результаты спецоценки: что делать?

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Срок проведения специальной оценки условий труда по плану: впервые, повторно

Если СОУТ работодатель проводит впервые, и причиной тому служит принятие ФЗ № 426, то предусмотрены переходные положения, касающиеся сроков. Существует три варианта развития дальнейших действий:

  1. На рабочем месте ранее была проведена аттестация (АРМ). В этом случае СОУТ организовать работодатель обязан в срок не позднее пяти лет. Отсчет начинается с даты утверждения результатов последней аттестации. Однако следует помнить, что если срок действия ее результатов истек, т.е. прошло более пяти лет, спецоценку проводят безотлагательно. В противном случае есть риск привлечения к адм. ответственности.
  2. На рабочем месте ранее никогда не проводилась АРМ, оно не включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426 и введено в эксплуатацию до 01.01.2017 г. В этом случае прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в законе нет. Правовые эксперты предполагают, что руководствоваться нужно ч. 6 ст. 27 указанного нормативно-правового акта. В ней указано, что СОУТ может проводиться работодателем поэтапно, но не позднее 31.12.18 года.
  3. На рабочем месте ранее не проводилась АРМ, и оно включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426. В этом случае СОУТ должна быть проведена в самые кратчайшие сроки. Обусловлено это тем, что трудовые условия на данных рабочих местах заведомо принадлежат к категории опасных и/или вредных.

Повторная плановая СОУТ проводится не позднее 5 лет с того момента, как был утвержден отчет последней спецоценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда: срок проведения

Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Существуют из данного правила исключения. Так, в соответствии с законом, установленные сроки проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) могут быть уменьшены до полугода. Наблюдается это в случае, если на рабочем месте (ах):

  • произошли изменения в составе применяемых материалов и сырья или (и) используемые сотрудниками средства для коллективной защиты и индивидуальной, что может привести к изменению уровня воздействия факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, на работников;
  • произошел несчастный случай, в котором третьи лица не виноваты;
  • у работника обнаружено профессиональное заболевание.

Кроме того, СОУТ проводится в течение полугода в отношении мест (рабочих), по поводу которых высказал свое мотивированное мнение профсоюз, а затем от него поступило письмо с предложением провести внеплановую спецоценку, либо в отношении которых существует предписание госинспектора труда.

Во всех перечисленных случаях срок проведения специальной оценки условий труда исчисляется со дня их наступления.

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

Согласно ТК РФ, в сферу обязанностей каждого работодателя входит обеспечение безопасных условий, в которых работают его работники, в т. ч. организация проведения СОУТ.

Неисполнение, либо нарушение порядка (установленного законом) осуществления спецоценки грозит административной ответственностью. Для должностного лица штрафы варьируются в пределах 5 000 -10 000 руб., для юр. лиц - 60 000 - 80 000 руб. При выявлении повторного нарушения сумма денежного взыскания увеличивается практически вдвое, к тому же список санкций расширяется: возможна дисквалификация или приостановление деятельности компании.

Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод о том, что нарушением порядка проведения спецоценки признаются, например, следующие действия со стороны работодателей: несоблюдение срока, неправильно оформленная документация (результаты), отсутствие специально созданной комиссии и т. д.

В обязанности каждого нанимателя входит гарантирование безопасных рабочих условий его сотрудникам. Об этом говорит ст. 212 ТК РФ. С этой целью им инициируется и оплачивается проведение специальной оценки условий труда, для которого привлекается сторонняя уполномоченная структура. Далее рассмотрено, каков порядок, сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда, а также дальнейшее использование ее результатов бизнес-субъектом в своей деятельности.

Понятие и суть спецоценки труда, ее правовое регулирование

Он в обязательном порядке должен осуществляться почти всеми российскими работодателями с начала 2018 года, что обусловило принятие соответствующего ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. (далее – ФЗ № 426) и истечение срока актуальности результатов аттестации мест труда.

СОУТ заменила аттестацию рабочих мест, хотя методики их проведения во многом схожи.

Исходя из ст. 8 ФЗ № 426, СОУТ проводится согласно определенной методики, утверждаемой профильным госорганом исполнительной власти. В данном случае это Методика проведения СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Согласно ей, приглашенная управленцем бизнес-субъекта независимая спецкомпания ознакомляется с условиями, в которых функционирует коллектив, на заранее определенных рабочих местах, анализирует их и оценивает уровень воздействия на подчиненных.

Перечень оцениваемых рабочих мест

Прежде чем говорить об оценивании рабочих мест, необходимо разобраться с определением данного понятия. Так, под ними, согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ, понимаются такие контролируемые нанимателем места, за которыми закрепляются штатные единицы и на которых они обязаны трудиться, либо куда они прибывают в связи с особенностями их функционала.

Подлежат проверке все имеющиеся в бизнес-субъекте места, кроме мест работы:

  • удаленных сотрудников,
  • надомных подчиненных;
  • работников, нанятых физлицами без статуса ИП.

Помимо этого, нельзя оценивать вакантные рабочие места. Во избежание недоразумений перед оценкой комиссией формируется и утверждается перечень оцениваемых мест (в т. ч. и аналогичных).

Исходя из порядка проведения спецоценки условий труда, если рабочие места в хозсубъекте – аналогичные, разрешено исследовать одну пятую из них, но не меньше двух. Итоги выборочной проверки, при этом, транслируются на весь объем.

На практике у многих нанимателей возникают трудности именно с формированием перечня аналогичных рабочих мест. Чтобы их избежать, следует учесть такие общие признаки данной категории:

Сроки проведения спецоценки

Для того, чтобы говорить о сроках и периодичности проведения специальной оценки условий труда, следует обратиться к ФЗ № 426.

Так, ст. 27 содержит разрешение для хозсубектов, которые до 31.12.2013 г. провели аттестацию рабочих мест, не проводить СОУТ в течение 5 лет после этого.

Время отсчитывается с даты утверждения итогов аттестации.

Разрешенный период исчерпывает себя 31 декабря этого года. После этого спецоценка должна безотлагательно провестись, иначе работодателя привлекут к административной ответственности (ст. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так считают правовые эксперты, руководствуясь ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426, говоря о бизнес-субъектах, на которых никаких проверок никогда не проводилось, чьи рабочие места не являются потенциально вредными либо опасными (то есть не входят в перечень, приведенный в ст. и введены в эксплуатацию до 01.01.2017 г.

Сроков проведения СОУТ в этом случае федеральное законодательство не содержит.

Если же проверок не было, но рабочие места ‒ вредные или опасные, оценивание следует провести как можно быстрее, не выдерживая приведенных сроков.

Кроме указанных ситуаций, ст. 17 ФЗ № 426 предусматривает случаи осуществления внеплановой проверки. К ним относят:

  1. получение управленцем соответствующего предписания либо письма от профсоюзного образования;
  2. использование иной сырьевой базы, которая может быть вредна для здоровья членов трудового коллектива;
  3. внедрение новых СИЗ;
  4. чрезвычайное происшествие на производстве (кроме несчастного случая, вина за который лежит на третьих лицах) либо возникновение профзаболевания, спровоцированного тяжелыми условиями работы;
  5. корректировку производственных процессов;
  6. применение нового оборудования.

В первых четырех ситуациях данную проверку следует осуществить на соответствующих рабочих местах не позднее полугода со дня наступления вышеперечисленного, в остальных – не позже года.

Алгоритм проведения СОУТ

Как уже говорилось, данная проверка стандартизирована. Она включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Организационный

Как уже было отмечено, проведение и оплата проверки вменяется управленцу, заключающему договор ГПХ с соответствующей , для которой проведение СОУТ – основной род деятельности (это отмечается в ее уставных бумагах).

Компания должна соответствовать положениям ст. 19 ФЗ № № 426. Так, ее штат не может составлять менее 5 официально устроенных человек, обладающих сертификатом, дающим право на проведение проверок такого рода.

Кроме того, она должна иметь собственную аккредитованную лабораторию.

На данном этапе административным лицом издается распоряжение о формировании комиссии по СОУТ и определении круга ее обязанностей.

Численность ее членов, вместе с руководителем бизнес-субъекта (по совместительству – главой комиссии), должна быть нечетной. В комиссию, помимо сторонних экспертов, обязательно должен быть включен специалист по ОТ и представитель профсоюза (если таковой орган имеется)

Этап 2. Подготовительный

На данном этапе определяется и комиссионно утверждается список проверяемых рабочих мест, а также график проведения специальной оценки условий труда.

После этого комиссии передаются все бумаги и информация, запрашиваемые ей для реализации поставленных задач.

Этап 3. Выявление отрицательных трудовых условий

Этот этап обуславливается сопоставлением имеющихся в бизнес-субъекте производственных факторов с факторами из Классификатора, утвержденного Приказом Минтруда № 33н. проделывает это эксперт приглашенной организации. Идентификация производится согласно Методики и сопровождается:

  • описанием локальных негативных факторов и определением источников их возникновения;
  • их исследованием и измерением;
  • комиссионным утверждением результатов идентификации.

Этап 4. Исследования и исчисление вредных и опасных условий

Все обнаруженные негативные факторы должны подвергнуться исследованию и измерению проверяющими и, в дальнейшем, лабораторией. Их перечень формирует комиссия с учетом:

  • федеральных норм по ОТ;
  • нюансов функционирования бизнес-субъекта;
  • характеристик средств и предметов труда;
  • итогов проведенных в прошлом проверок;
  • инициатив членов коллектива.

Методика исследования остается на усмотрение приглашенной организацией, но должна учитывать утвержденные и аттестованные государством исследовательские методы.

По итогам исследования определяются классы рабочих условий. Они бывают четырех видов:

  • 1 – оптимальные условия, не влияющие на рабочий коллектив;
  • 2 – допустимые, воздействующие на работников в пределах законодательно определенной нормы. Их влияние прекращается после отдыха или на момент начала нового рабочего дня;
  • 3 – вредные, воздействующие на организм сотрудников сверх норм. Для восстановления требуется длительное время. Этот класс делится на четыре подкласса;
  • 4 – опасные, контакт с которыми чреват поражением организма и несет угрозу жизни штатной единицы.

На практике нередки ситуации, когда исследование и измерение провести невозможно (например, если реализация данной процедуры будет угрожать жизни и здоровью членов комиссии, работников). В этих случаях:

  1. составляется протокол, обосновывающий подобное решение и включающийся в отчет о СОУТ;

Его копию должен получить территориальный орган госнадзора за соблюдением трудовых нормативов не позднее 10 рабочих суток с даты составления бумаги.

  1. рабочие условия априори признаются опасными.

Этап 5. Исследования и исчисление вредных и опасных условий непосредственно в ходе проверки

При СОУТ исследуются и измеряются:

  • рабочие факторы физического характера (пыли фиброгенного влияния, шумность, вибрации);
  • излучения различного характера (электрическое, магнитное, лазерное, инфракрасное и УФ-поле);
  • микроклиматические условия (температура и влажность, движение воздушных потоков);
  • освещенность;
  • факторы химического характера (взвеси в воздухе, в том числе биологического происхождения или получаемые методом синтеза и контролируемые посредством химанализа);
  • факторы биологического происхождения (объем микрофлоры в воздухе, провоцирующей заболевания);
  • рабочие характеристики (напряженность и тяжесть труда на хозсубхъекте).

Данный перечень – открытый и может дополнятся Митруда и соцзащиты совместно с органами власти.

Этап 6. Оформление итогов проверки

В завершении проверки составляет отчет, внешний вид и содержание которого стандартизированы (Приказ Митруда № 33н).

Его должны подписать все члены комиссии, в том числе руководитель хозсубъекта. В случае несогласия эксперта с данными, приведенными в бумаге, он вправе задокументировать мнение и приложить его к отчету.

Он содержит:

В обязанности проверяющей организации входит передача итогов СОУТ (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426) в федеральную информационную систему не позднее 10 суток с даты его утверждения в виде электронной бумаги, завизированной ЭП управленца (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426).

Наниматель должен ознакомить коллектив с отчетом под роспись в карте СОУТ не позднее месяца со дня утверждения бумаги. Из указанного срока вычитаются дни нахождения сотрудника на лечении, отдыхе или в командировке.

Также важно ознакомить с бумагой каждого вновь трудоустроенного подчиненного.

Нередка ситуация, когда штатная единица отказывается расписываться о том, что ознакомлена с отчетом. Если это имеет место быть, стороной работодателя составляется акт, визируемый минимум тремя подписями. В свидетели приглашается начальник цеха или отдела, в котором работает несогласное лицо, а также работник отдела кадров. После этого несогласному лицу разъясняют его право обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию для оспаривания данных, приведенных в отчете.

Кроме ознакомления, в месячный период управленец обязан разместить на сайте бизнес-субъекта данные о проведенной проверке и отразить меры по улучшению состояния ОТ.

В отношении безопасных рабочих мест или мест с допустимыми условиями управленец подает декларацию соответствия условий гостребованиям ОТ (ст. 11 ФЗ № 426), которая, в дальнейшем, фиксируются в реестре. Ее форма и правила подачи утверждены Приказом Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014 г.

Срок действия документа – 60 месяцев с даты утверждения отчёта о СОУТ.

Период хранения отчета по СОУТ

При невыявлении опасных для жизни рабочих условий все собранные материалы должны находиться в архиве 45 лет. В обратном случае бумаги хранятся 75 лет.

Применение результатов СОУТ

Исходя из результатов проверки:

  • устанавливаются классы условий, влияющие на размер уплачиваемых работодателем страховых взносов за работников;
  • определяется объем причитающихся трудящимся компенсации и гарантии (сокращенное рабочее время, допотпуск и финансовые выплаты);
  • корректируется обеспечение штатных единиц СИЗ, молоком или иными равноценными продуктами;
  • организовываются дополнительные медосмотры;
  • подготавливается соответствующая статотчетность.

Помимо этого, проводятся мероприятия по улучшению рабочих условий (минимизация загазованности, запыленности, совершенствование производственных процессов).

Если условия труда – нормальные, работодатель оставляет за собой право контролировать их и реализовывать меры для поддержания на достойном уровне.

Ответственность за игнорирование законодательных положений о проверке

Игнорирование или нарушение установленного на федеральном уровне алгоритма проведения проверки (несоблюдение временных рамок, неправильное оформление отчета, отсутствие комиссии) чревато ответственностью административного характера в виде штрафа. Для должностного лица сумма составит 5.000-10.000 руб., для организации – 60.000-80.000 руб.

Повторное нарушение обуславливает увеличение штрафных санкций и вменение дисквалификации либо приостановления деятельности.

Таким образом, спецоценка трудовых условий – важная процедура, позволяющая работникам бизнес-субъекта быть уверенными в своей безопасности, либо получать дополнительные гарантии и компенсации, если есть угроза их жизни и здоровью, а управленцу – избежать административных взысканий.

19-01-2018

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – комплекс процедур, который осуществляется специальными организациями по инициативе руководителя предприятия. Она нацелена на то, чтобы обнаружить и определить степень негативного воздействия факторов производства на работника во время осуществления им профессиональной деятельности, а также уровень отклонения от стандартов, зафиксированных в правовых документах.

Поверка СОУТ проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который начал действовать с 2014 года. Он отменил действовавшую до этого процедуру аттестации рабочих мест, преобразовав ее в специальную оценку условий труда. По сути, это одно и то же, однако во втором случае комплекс мероприятий значительно расширен. На основании СОУТ определяются размеры выплат в пенсионный фонд и устанавливаются различные льготы трудящимся: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, досрочный выход на пенсию и т. д.

Проводить спецоценку необходимо всем работодателям, которые используют в производстве наемных сотрудников. Исключения составляют краткосрочная, удаленная или неофициальная работа, а также надомный труд и диспетчерская служба.

  1. Цели и преимущества СОУТ.
  2. Когда нужно проводить СОУТ.
  3. Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ.

Цели и преимущества СОУТ

Специальная оценка помогает:

  1. Привести условия труда в соответствие с требованиями, установленными законами.
  2. Снизить уровень или полностью искоренить негативные факторы в рабочем процессе.
  3. Избежать внештатных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
  4. Защитить интересы сотрудников.

Вследствие этого работодатель получает следующие выгоды:

  • сокращает отчисления в пенсионный фонд;
  • уменьшает затраты на компенсацию за вредные и опасные условия труда и дополнительное страхование;
  • совершенствует свой бизнес, вкладывая деньги в его модернизацию, а не в различные выплаты и штрафы. Кстати, нарушение сроков и других требований в проведении специальной оценки может обойтись нанимателю в 200 000 рублей.

Преимущества для сотрудников:

  • гарантии соблюдения безопасности и охраны труда;
  • информирование об уровне риска, вредности производственных факторов и возможных негативных последствиях.

В случае несоблюдения этих условий работник вправе потребовать срочную СОУТ, обратившись в контролирующие органы. Для нанимателя это чревато штрафом и незапланированным проведением специальной оценки.

Когда нужно проводить СОУТ

Согласно правовым актам, это обязательное мероприятие, через которое должно пройти любое предприятие. Так как закон «О специальной оценке условий труда» был принят в 2014 году, то последующие 4 года считаются переходным периодом, для которого актуальны результаты аттестации рабочих мест. В дальнейшем СОУТ должна проводиться каждые 5 лет. Однако существует ряд нюансов, которые могут повлиять на ее сроки и о которых необходимо знать, чтобы не получить штраф на большую сумму.

Руководители новых организаций должны позаботиться о проведении специальной оценки в первые полгода после регистрации. Кроме того, работодателю следует как можно быстрее организовать СОУТ, если:

  • условия труда значительно изменились в лучшую сторону;
  • ранее рабочие места не подлежали аттестации.

Сроки специальной оценки также сдвигаются в следующих случаях:

  1. На предприятии были образованы новые рабочие места.
  2. В производственных технологиях или оборудовании произошли изменения, что могло повысить риски, ухудшить условия труда и иметь негативные последствия для здоровья сотрудников.
  3. В процессе выполнения работы случилось чрезвычайное происшествие.
  4. В производственный процесс были внедрены новые материалы.
  5. По предписанию трудовой инспекции в связи с тем, что во время плановой проверки были обнаружены отклонения от установленных нормативов.
  6. Были зафиксированы случаи профпатологии среди работников, спровоцированных вредными факторами производственного процесса.
  7. На предприятии были заменены средства защиты.
  8. Профсоюз выступил с обоснованными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом (ч. 2, ст. 17) при первых двух условиях СОУТ должна быть организована в течение 12 месяцев. В остальных случаях необходимо позаботиться о прохождении проверки не позднее 6 месяцев.

Помимо этого, в течение месяца после утверждения СОУТ работодатель обязан официально, под роспись проинформировать трудящихся об итогах процедуры, а также разместить на интернет-ресурсе план мероприятий, которые будут проведены на основании результатов спецоценки.

Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ

По закону наниматель должен инициировать специальную оценку своевременно, при этом в его интересах всячески способствовать данному процессу, предоставляя комиссии соответствующую документацию, данные и разъяснения. Нарушение этих требований влечет за собой штрафные санкции. Индивидуальным предпринимателям и ответственным лицам придется выплатить до 10 тысяч рублей, а при повторном срыве сроков – до 40 тысяч рублей. Организация получит штраф до 80 тысяч рублей, при втором нарушении – до 200 тысяч рублей.

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест ( (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов и утверждение . Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с . С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета .

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...