Степан эрьзя проект окружающий мир. Презентация на тему "степан дмитриевич эрзя"



Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!


Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.


Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.


Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители


Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ


ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.


В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки




ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель- змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!


Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ


ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!










МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!




ХРИСТОС ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец… Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА



ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.


1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках г. Возвращается на Родину.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. Д. Эрзя

Степан Дмитриевич Э́рьзя - российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алтыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сёл и городов.

Аргентинский период творчества скульптора С 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Газеты называют Эрьзю странником, а его жизнь загадочной. Сразу же в некую причинную связь были поставлены обстоятельства его жизни, его происхождение и творчество. Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры революционных рабочих со знаменами, «Расстрел» и обнаженная женская натура - «Танец», «Во сне», «Леда и лебедь», «Ева», монументальные и лирические камерные портреты. Перешагнув порог своего пятидесятилетия, Эрьзя предстал перед зрителем во всей полноте своего человеческого опыта, сложности и глубине переживаний. Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев. Но огромное воздействие на С. Эрьзя имела сельва. Он бывал в лесах Чако, в провинции Мисьонес, где велась разработка особо ценных пород древесины - альгарробо, урундай, кебрачо.

Работы скульптора С. Эрзя

Музей С.Д.Эрзи в г.Саранске

Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске. Памятник на могиле С. Д. Эрьзи. Мемориальное кладбище в Саранске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Я шлю тебе письмо из 41..."Автор Степанов Евгений

В работе исследуются письма с фронта Завгороднева Вениамина Фёдоровича, уроженца п. Новоорск, Оренбургской области, погибшего от ран в 1944 году....

Эрьзя по имени эрзи

Творчество С. Д. Эрьзи


В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ.

К. Г. Абрамов.


Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин?

Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен…

Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей .

Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!


Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий.

Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ .


Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда :

дата рождения : 1876 г. Октября, 26. дата крещения : 1876 г. Октября, 31. родители : Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители : Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд : священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.


Родители

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством.

Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.


Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой…

ПОРТРЕТ МАТЕРИ


Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой…

Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.

ПОРТРЕТ ОТЦА


Первые уроки

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи.




спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос…

А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла…

К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!


КРАСИВЕЙШАЯ

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах…

И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь?

Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей .

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ


Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог…

Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув.

Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

ОБНАЖЕННАЯ


ЖЕНСКАЯ ФИГУРА

ПОРТРЕТ МОРДОВКИ

СТАРИК МОРДВИН


ПОРТРЕТ ОТЦА

ПОРТРЕТ МАТЕРИ

СТАРИК МОРДВИН


КАПРИЗ

КАЛИПСО

МОИСЕЙ


СПЯЩАЯ МАТЬ

ПЛАМЕННЫЙ


Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша,

До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой –

Это дом его – его спасенье…

Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства –

Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

МАТЬ С РЕБЕНКОМ



Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец…

ХРИСТОС

Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА

ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА)

1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг . Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.


1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве.

1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.

1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер.


Урок - биографический экскурс по творчеству С.Д. Эрзи

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

{
Влада Лаптева, уги – 453401

Степан Дмитриевич
Нефедов (Эрьзя)
(1876-1959)
Родился 8 ноября 1876 года в
селе
Баево
Алатырского
уезда Симбирской губернии.
Его родители - Дмитрий и
Мария Нефёдовы - были
крестьянами
и
принадлежали к марийской
народности эрьзя.

Его отец первым заметил художественные способности сына и
отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села
Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем
в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать
церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов
путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы
известного художника так вдохновили его, что он решил изучать
живопись и получить высшее образование.
В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
преподавателями на отделении живописи были Константин
Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные
художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры,
где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой

В 1906-1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает
обучение и находит собственный стиль.
В это же время скульптор становится известен под псевдонимом
Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы
мордовского народа, выходцем из которой он был.
В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так
Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева - кебрачо
и альгарробо.

«Эрьзя… Это не имя, это даже не
псевдоним. Это прозвище… одной из
старинных и далеких народностей –
мордвы…
Этот
маленький
народ,
затерянный среди изумрудных лугов и
безграничных
болот
Симбирской
губернии, орошаемой великой рекой
Волгой, имеет какое-то этническое
родство с финнами.»
Из книги Григория Сутеева «Скульптор
Эрьзя»

«Почти десять лет перед первой мировой
войной
он
провел
за
границей,
преимущественно в Италии, а также во
Франции.
Там
он
выработал
свою
оригинальную, не лишенную внешней
эффектности манеру и освоил различные
материалы – не столько гипс и мрамор, но и
цемент, чугун, железобетон.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20
века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.

В 1909 году его работа «Последняя
ночь осужденного перед казнью»
завоевала первое место на VIII
Венецианской биеннале.
Мастер создал ее под впечатлением от
Бутырской тюрьмы в Москве: в годы
учебы он подрабатывал тем, что
фотографировал
осужденных
революционеров.
Материал: цемент
Работа не сохранилась

скульптура Иоанна Крестителя
1914 год.
была создана для церковного
прихода в городке Феццано
(Италия).
На фото копия 2011 года,
сделанная
с
оригинала
хранящегося в Италии.

«Будучи
мордвином
по
национальности, Эрьзя часто
выбирао свои модели среди
соотечественников, стремясь
выработать
образ-тип
мордовской женщины.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства
конца 19 – начала 20 века. – Москва:
издательство
Московского
университета,
1993.
Эрьзянка, 1915

Голова мордовки
(Эрьзянка), 1915

Портрет мордовки, 1938

«Свободная деформация натуры, намеренное
преувеличение тех или иных черт, эффектно
откинутые головы и распростертые тела – вот
черты иконографии и стилистики этого
мастера.»

Автопортрет (Тоска)
1908
Бронза
Русский Музей

В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там
его работы приобретали и крупные музеи, и частные
коллекционеры. В этот период мастер работал в
основном над скульптурными портретами -
«Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный
священник». Благодаря цепкой памяти и умению
работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего
за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан
Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал
санитаром в московском военном госпитале, времени
на занятия скульптурой у него почти не оставалось.
Самые известные из редких работ этого периода -
«Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой».

«портрет балерины
Софьи Фёдоровой»
1915
музей Государственного
академического Большого
театра, Москва

«Монголка»
1915

После революции Степан Эрьзя работал над
мифологическими и национальными
образами - скульптурными портретами
эрзянских и мордовских женщин,
библейской Евы и древнегреческой Леды.
Занимался он и агитационным искусством,
которое соответствовало советскому Плану
монументальной пропаганды: создавал
памятники Карлу Марксу и Владимиру
Ленину, фигуры рабочих и крестьян,
оформлял Дом союза горняков в Баку

«Ева»
1919
Мрамор

«Шёпот»
1922
Дерево (орех)

« Уральские мастера приняли Эрьзу как своего.
Европейская знаменитость, он прост в общении,
немногословен, всегда поглощён работой, не
привередлив
в
еде
и
жилье.
В нем чувствуется творческая мощь, глубокий ум,
целеустремленность. Как истинный самородок, он
изобретателен во всем. Он сам сколачивал станки для
своих работ, сваривал каркасы, сам отливал работы,
прекрасно фотографировал. Он изобрел новый
материал «железобетон», состоящий из цемента,
соединенного с помощью кислоты с металлическими
опилками»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на Урале»

Памятник
«Освобожденному труду»
1920
Екатеринбург
В 1920 году Степан Эрьзя создал в
Екатеринбурге
памятник
«Освобожденному
труду»,
прозванный в народе Ванькой
Голым
за
то,
что
смущал
комсомольцев
своей
откровенностью. Так что спустя пять
лет его убрали с Площади 1905 года
и, заколотив в деревянный ящик,
оставили коротать дни на заднем
дворе Краеведческого музея.

«Памятник уральским
коммунарам»
1920, Екатеринбург
С.Д.Эрьзя, Е.В.Ваулина,
Ф.Г.Самарин
« Голая женская фигура,
изображающая
Свободу
простояла до 1923 года, а
потом была демонтирована.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

«Памятник Карлу
Марксу»
1920, Екатеринбург
Не сохранился
«<…>Карла Маркса сначала
«причесал»
какой-то
скульптор и в таком виде
бюст существовал до 1936
года, а потом бесследно
исчез.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

Бюст «В.И. Ленина»
1922-1923 год
Туф

Со временем взаимоотношения Эрьзи с советской
властью обострились: культурной политикой
страны управляли в те годы представители
авангардных направлений искусства.
Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти:
«Повсюду
господствовали
футуристы...
В
Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили
произведения искусства, которые были плохими по
их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей
коллекционеры произведений искусства, владельцы
магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую
библиотеку...»

«С конца 20-х годов Эрьзя находился в Южной
Америке (он вернулся на родину в 1950 году), где
материалом служили тропические деревья –
квебрахо и альгарродо, позволявшие создавать
фантастические контрасты необработанной и
гладкой отполированной поверхности.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века.
– Москва: издательство Московского университета, 1993.

В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине БуэносАйреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные
деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские
газеты печатали пространные статьи об известном русском
скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать
скульптуры из экзотических пород дерева - квебрахо и
альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала
долгой обработки. Но это окупалось ее качествами:
выразительной текстурой и красивыми оттенками - от
почти белого до красновато-коричневого.

Правительство выделило ему мастерскую в Политической литературы, 1988.
2. Мордовский республиканский музей изобразительных
искусств им. С.Д.Эрьзи [Электронный ресурс]: Режим
доступа http://erzia-museum.ru/ru/
3. Образ Урала в изобразительном искусстве / [сост. Е. П.
Алексеев] .- Екатеринбург: Сократ, 2008.
4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 –
начала 20 века. – Москва: издательство Московского
университета, 1993.
5. Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и
воспоминания. – Саранск, 1968.

1 слайд

2 слайд

В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ. К. Г. Абрамов.

3 слайд

Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!

4 слайд

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.

5 слайд

Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.

6 слайд

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители

7 слайд

Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ

8 слайд

ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.

9 слайд

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки

10 слайд

11 слайд

12 слайд

ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!

13 слайд

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ

14 слайд

ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

20 слайд

23 слайд

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.

24 слайд

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве. 1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. 1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер. 1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...