Судьба нади рушевой. Биография. Память о Наде Рушевой


Девочка, ушедшая из жизни в 17 лет и оставившая после себя 12 тысяч рисунков. “Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, – писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А.

Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства”.

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.

Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.

В чем особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала. По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.

Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором! И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.

Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки – это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка. По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы. Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.

По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет. Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги . Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.

Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг. «Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось». И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма. Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

Х удожница Надя Рушева прожила всего 17 лет. Когда ей было 12, в МГУ состоялась ее первая выставка, а журнал «Юность» опубликовал о ней статью. За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, в СССР и за рубежом прошло 15 персональных выставок ее работ. Большая их часть сейчас хранится в Государственном музее А.С. Пушкина. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем иллюстрации юной художницы Нади Рушевой.

Раскадровка к «Сказке о царе Салтане»

Надя Рушева. Фотография: chtoby-pomnili.com

Надя Рушева. Иллюстрация к «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина

Надя Рушева в Эрмитаже

Рисовать Надя Рушева начала в пять лет - отец читал ей сказки, а она в это время переносила на бумагу возникавшие в воображении образы. Первыми ее героями стали персонажи сказок Пушкина . К «Сказке о царе Салтане» она нарисовала целую раскадровку - как к фильму или анимации. Когда Надя научилась читать сама, она сделала рисунки к «Медному всаднику» , «Повестям Белкина», «Евгению Онегину» . Книги были ее страстью - уже к 15 годам она прочла все трагедии Шекспира.

Минималистичная Татьяна

Надя Рушева. Гости Лариных. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Надя Рушева. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Надя Рушева. Татьяна на балу. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.

Сто рисунков с Гераклом

Надя Рушева. Аполлон и Дафна

Надя Рушева. Вальс кентавриц

Надя Рушева. Геракл и Деянира

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках. Одна из ее последних работ - «Аполлон и Дафна» - также создана на мифологический сюжет. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных» .

Лис в человечьем облике

Надя Рушева. Принц. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Надя Рушева. Лис. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Надя Рушева. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис Наде Рушевой казался некрасивым, а глаза Принца - маленькими «невидящими колечками». Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».

Встреча Мастера и его Маргариты

Надя Рушева. Маргарита. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева. Встреча Мастера и Маргариты. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева. Мастер. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова был впервые напечатан в журнале «Москва» в 1966–1967 годах. Надя Рушева прочитала его на одном дыхании и тут же начала рисовать. Отцу казалось, что 15-летняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, он говорил, что дочь «вдруг преобразилась и повзрослела». А художница просила его найти всю возможную информацию об авторе и работала над рисунками с упоением, забыв все другие сюжеты. Создав 200 листов, Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, художница рисовала ее множество раз.

Эта девочка прожила короткую, но яркую жизнь, и оставила после себя более 12 тысяч работ, выполненных тушью и чернилами. Гениальная юная художница, обладающая уникальным даром, всегда жила жизнью тех, кого рисовала. Никогда не делавшая набросков, она погружалась в свой мир, где чувствовала себя абсолютно свободной. Сейчас об известной в СССР девочке редко говорят, и хочется вспомнить самые любопытные моменты ее жизни и подробно остановиться на вызывающем интерес творчестве.

Биография юного гения

31 января 1952 года в Улан-Баторе на свет появилась девочка с печальными глазами. Ей дали имя Найдан (Надежда), которое переводится как "Бессмертная", и, как оказалось, родители словно предвидели судьбу своей малышки. Ее отец был известным театральным художником, а мать - талантливой балериной. Через полгода семья поменяла место жительства и переехала из столицы Монголии в Москву.

Уже в возрасте четырех лет Надя Рушева проявляла свои недюжинные таланты живописца. Именно отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Заметив уникальный дар, он старался сделать все, чтобы дочь развивала его. Профессиональный живописец читал девочке сказки, а она рисовала на бумаге любимых героев и делала это по собственной инициативе, поскольку никто не учил ее этому искусству. После того как она взяла в руки карандаш и бумагу, больше девочка с ними не расставалась. В ее работах - целый мир, созданный перьевой ручкой. "Я их вижу, они проступают на бумаге словно водяные знаки, и все, что мне остается - только их обвести", - так говорила Надя о своих рисунках.

У юной художницы было настоящее чутье: удивительным образом она передавала характер героев, точно изображала костюмы прошлых эпох и никогда не ошибалась, хотя делала это интуитивно. На бумаге сохранились впечатления девочки от услышанных волшебных историй и наблюдений за окружающими.

Более 30 прекрасных рисунков к одной из самых своих любимых сказок сделала юная Надя Рушева. "Маленький принц" Экзюпери очаровал девочку, и она была готова слушать философскую историю снова и снова.

Любимый автор

Однако самым любимым автором маленького гения являлся Пушкин, и когда отец читал ей "Сказку о царе Салтане", девочка тут же принималась рисовать. Она создала множество удивительных работ и никогда не пользовалась ластиком. Казалось, что ее рука обводит невидимые чужому взору линии, уже нанесенные на бумагу. Каждое лаконичное изображение точно раскрывало характер героев, и такие иллюстрации к сказке создавались один раз и навсегда. Юная Надя Рушева никогда ничего не меняла в своих работах. Ее шедевры - это чистая импровизация, вдохновленная реальностью.

Пушкиниана Нади Рушевой

Пушкин стал для юного гения целым миром, именно он разбудил в ней спящий инстинкт творить. Работая над образом поэта, она старалась прочувствовать атмосферу прошлой эпохи. Она ощущала ее, представляла окружающих людей, их обстановку, и все рисунки из этого цикла специально сделаны остро зачиненными гусиными перьями.

Исследователи, сравнившие рисунки Рушевой и Пушкина, сделали вывод о том, что их манера письма очень похожа. Надя рисует так же непринужденно, изящно, но в ее работах виден индивидуальный стиль. Она остается сама собой и легко импровизирует.

Надя Рушева, биография и творчество которой не перестает волновать самых преданных ее поклонников, стремилась понять внутренний мир великого поэта и постоянно углублялась в тему. Она изображала Пушкина-лицеиста, его товарищей по учебе, поднявших бунт против доносчика Пилецкого, обращала внимание на любовные линии, создавала портреты любимых женщин, рисовала поэта с семьей.

Особый интерес представляют работы, повествующие о последних часах жизни Александра Сергеевича, и творчество маленького гения невозможно втиснуть в рамки обычной одаренности. Ее рисунки указывают на особый талант, которым обладала девочка: она явно видела то, что не дано другим, и переносилась в прошлые эпохи, становясь участницей далеких событий. И столь точное изображение XIX века не объяснялось только богатым детским воображением.

Перед тем как приступить к работе, Надя бродила по значимым местам, обращалась к творчеству гения и впитывала атмосферу XIX века. Кстати, множество ее работ находится в Государственном музее А. С. Пушкина, и живые рисунки можно увидеть в открытом доступе.

Серия, посвященная Древней Греции

Даже в самых ранних рисунках видна рука настоящего художника с его безошибочным чувством отбора прекрасного и изящным языком. Надя улавливала самые драматические моменты и изображала их на бумаге.

Роман, оказавший большое влияние на девочку

Еще одна серия удивительных рисунков, сделанных гениальной девочкой, посвящена событиям, происходившим в романе Булгакова. Последовав совету своего отца, школьница прочла на одном дыхании полуопальную книгу и загорелась желанием изобразить на бумаге персонажей сложного произведения. "Подходя к чистому листу, я уже точно знаю, какими будут мои герои", - признавалась Надя Рушева.

"Мастер и Маргарита" - это литературный шедевр, который вдохновил ее на творчество, и перед тем как приступить к работе, она прошлась по местам, описанным в романе.

Странные совпадения

Любопытен такой факт: уже после смерти девочки Елена Сергеевна Булгакова, мечтающая о полном издании книги, озаботилась проблемой иллюстраций высокого качества. Она зашла в гости к Рушевым, и отец Нади показал безупречные рисунки дочери. Пожилая дама потеряла дар речи от того, что обнаружила невероятное сходство изображенной Маргариты с собой, хотя художница не была знакома с женой писателя.

А на руке Мастера красовался перстень - копия фамильного украшения, которое носил сам Булгаков. Неизвестно, какие силы подтолкнули юного гения нарисовать именно это. Как считают исследователи творчества Рушевой, она была настоящей провидицей, способной заглянуть в прошлое и будущее.

Известность в СССР и за рубежом

Уже в 12 лет состоялась выставка работ юного художника, тонко воспринимающего происходящее. Это был настоящий триумф! О девочке узнал весь Советский Союз.

Ее работы выставлялись за рубежом, и о юной художнице с восторгом писала иностранная пресса. Такие хвалебные отзывы многим не нравились, и некоторые открыто выражали мнение, что талант девочки не так уж и велик, как его преподносят, и нельзя обычную школьницу так сильно превозносить. Однако известность не испортила девочку, ведь она всегда была лишенным зазнайства человеком, везде искавшим скрытый смысл. Дисциплинированная Надя Рушева отличалась сильным характером, доставшимся ей по наследству от матери-балерины, и в то же время была очень мягким человеком, разбиравшимся в оттенках добра и зла.

Многообразие таланта

Исследователи восхищались ее уникальным талантом и отмечали, что подобного примера в истории искусства больше нет. Столь ранние творческие взрывы отмечались у музыкантов, поэтов, но у художников это первый случай, ведь все детство и юношество должно уходить на освоение мастерства. А гениальная девочка творила с малых лет.

Многообразие ее таланта просто поражает! Она интересовалась всем и безошибочно отбирала из безграничного культурного богатства самое важное. Все линии завершены в единственном движении пера. Она работала тушью, которая не терпит исправлений, изредка раскрашивая произведения акварелью. Художница Надя Рушева всегда верно выбирала тот единственный изгиб, плавность, толщину, которые необходимы в конкретном варианте. И такая уверенность руки непостижима. Кажется, что мало нарисовано, но так много сказано, и в каждом рисунке, который может называться картиной, царит особая атмосфера.

Ее дарование невозможно измерить обычными категориями, и столь раннее созревание ума говорит лишь о ее гениальности. Талант Нади безграничен, и автор без страха обращается к самым разным темам и жизненным явлениям. Она глотает книги, и каждая рождает жажду воплотить на бумаге образы, родившиеся в ее воображении. Рушева создала иллюстрации к произведениям Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других писателей и поэтов.

Лаконичность, трогающая душу

Удивляет малость средств, при помощи которых достигается прекрасный результат. Например, работа "Непокоренная" вызывает трепет и сострадание. Надя не рисует бараки и проволоку концлагеря "Освенцим", на бумаге изображено лицо - изможденное, настрадавшееся, на котором живут только угольки глаз. Здесь нет деталей, которые бы рассказывали о зверствах фашистов, но в этой работе зритель все понимает и без них. Изумляет, как девочка смогла выразить глубокие образы нашего века и прошлых эпох в столь юном возрасте.

Одиночество гения

Самыми дорогими людьми для талантливой девочки были родители. В силу уникального дара она не имела близких подруг, и только с матерью и отцом делилась всем, что ее волнует. Много времени она проводила на различных выставках и в музеях, с большим интересом читала серьезные литературные шедевры. Например, "Войне и миру" Толстого Надя Рушева посвятила более 400 иллюстраций.

Мудрая не по годам школьница с врожденной культурой как-то обмолвилась: "Нельзя жить для себя. Надо гореть. Это очень трудно, но надо". Она тратила душевные богатства, отдавая себя людям без остатка. И это основной признак истинного таланта.

Документальный фильм

Юной художнице посвятили документальный фильм, который называется "Тебя, как первую любовь". В начале 1969 года девушка много времени провела на киностудии "Ленфильм", гуляла по красивейшему городу, знакомилась с его богатой историей и архитектурными памятниками. Она вспоминала, что это было самое прекрасное время в ее жизни.

Навсегда 17-летняя

Накануне трагедии Надя вернулась в Москву. Рано утром шестого марта полная новых идей художница собиралась в школу, но неожиданно потеряла сознание. В семье не было телефона, и отец помчался в больницу. Не приходя в сознание, в возрасте 17 лет девочка умерла, а ее смерть вызвала шок у всех людей, и многие отказывались верить в ее кончину. Надя Рушева, причина смерти которой указана в медицинском заключении, страдала аневризмой сосудов головного мозга, и в то время такая болезнь не поддавалась лечению. Никто не знал, что у девочки есть заболевание, с которым люди живут не более девяти лет, а ей судьба отмерила целых семнадцать.

Память

Она собиралась поступать во ВГИК, чтобы учиться на художника-мультипликатора, однако судьба распорядилась по-своему. Надя, которая обрела бессмертие после жизни, похоронена на Покровском кладбище, а на гранитном памятнике изображен ее рисунок - симпатичный кентавренок.

Имя поставившей в тупик маститых искусствоведов художницы не было забыто. В ее честь назвали новую планету, открытую в 1982 году, в Москве есть школа имени Нади Рушевой № 1466, в которой она училась. В ней находится замечательный музей, где можно увидеть подлинники работ девушки, ее вещи, услышать рассказы о жизни и творчестве волшебницы, создавшей более 12 тысяч произведений.

О талантливой девочке помнят в Тыве, ведь ее мама являлась одной из первых балерин республики, и в 1993 году был открыт музей Нади Рушевой в городе Кызыле. Здесь можно познакомиться с рисунками, переданными родителями девочки, и в очередной раз восхититься ее бессмертным талантом.

Московский конкурс

Сегодня творчество художника, к сожалению, почти забыто. До сих пор нет единого центра, однако московские власти попытались привлечь внимание юных талантов и организовали в 2003 году городской конкурс рисунков Нади Рушевой. За все время проведения в нем приняли участие более 30 тысяч школьников, накоплен богатейший фонд детских работ, представляющих художественную ценность. Конкурс проводится как настоящий праздник искусства, который дает уникальную возможность обмениваться опытом.

Загадка гения

Наш материал хочется закончить словами академика Лихачева, писавшего, что именно такое искусство и требуется народу. Гениальная девочка проникала в область человеческого духа и стремилась показать как можно больше. Никто не знает, откуда у Нади в столь юном возрасте было удивительное знание эпох и людей. И этот вопрос навсегда останется без ответа…


Cуществует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.


Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.


В чём особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.


Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.


Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки – это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.


По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.


Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

О гениальной девочке, которой так и не суждено было стать взрослой - Наде Рушевой.

В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве открылась выставка рисунков Нади Рушевой «Я живу жизнью тех, кого рисую…»

Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: Надя Рушева/ru.wikipedia.org

31 января гениальной художнице исполнилось бы 65 лет.
Впервые об 11-летней девочке-художнице узнали ее ровесники, читатели «Пионерской правды». Тогда, в декабре 1963 года, Надя проиллюстрировала для газеты рассказ польского писателя. В 1964 году - первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Вскоре - выставки в Варшаве и Ленинграде, приглашение на «Голубой огонек»…
И одновременно - жизнь обычной школьницы, переживания из-за двоек по математике и своей скромной внешности, увлечение лыжами и танцами, песнями «Битлз» и Мирей Матье…
Нет ничего случайного в том, что Надино дарование открылось именно в 1960-е, в «век НТР», как тогда говорили. Людям, так страстно поверившим в технический прогресс, в силу физики и математики, вдруг было послано явление, столь же прекрасное, сколь и непостижимое наукой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о Наде вскоре после ее внезапного ухода: «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области человеческого духа… Это загадка, которая никогда не будет разгадана».
Девочка-подросток, не получившая никакого систематического художественного образования, рисовала с легкостью и неутомимостью титанов Возрождения. Ею было создано множество иллюстративных серий к сложнейшим произведениям русской и мировой классики.
Слова «самородок» или «вундеркинд» тут не подходили, поскольку Надин художественный мир был целен и самодостаточен. Академики живописи разводили руками: они не знали, чему можно было бы научить эту девочку.
Как сложна и несводима к простым оценкам любая эпоха. Бульдозеры еще крушили храмы, а где-то рядом тянулась многотысячная очередь на выставку Нади Рушевой, на долгожданную встречу с несомненным даром Божьим.
В нашей семье с начала 1970-х годов бережно хранятся проспекты с посмертных выставок Нади. Собственно, проспектов всего три, но и по этим скромным свидетельствам можно представить себе и атмосферу выставок, и их географию:
«Выставка рисунков Нади Рушевой в Свердловской картинной галерее. Открытие состоится 17 августа 1972 г. в 16.00»;
«Тюменская областная картинная галерея приглашает вас на выставку рисунков Нади Рушевой. На выставке представлено около ее 400 работ на темы произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Шекспира, М. Булгакова…»;
«Омский музей изобразительных искусств. Май 1973 года. Рисунки Нади Рушевой…»
В 1970-е годы Надина выставка проехала через всю страну и жители почти ста пятидесяти городов смогли прикоснуться к ее творчеству.
В последний месяц жизни Надя участвовала в съемках документального фильма. Благодаря этому совсем короткому черно-белому фильму у нас есть счастье увидеть Надю. Вот ее одинокая худенькая фигурка на аллее в зимнем Летнем саду, под февральским снегом, вот она благоговейно слушает экскурсовода в квартире Пушкина на Мойке…

Когда фильм вышел на экраны, газета «Советское кино» писала (7 июня 1969 г.): «Здесь не нужна была «скрытая камера». Юная героиня фильма — Надя Рушева не обращала никакого внимания ни на режиссера, ни на оператора. Девушка с умными проницательными глазами за квадратами очков в темной оправе, с милой, чуть застенчивой улыбкой, жадно вглядывалась в улицы и дома Ленинграда, иногда размышляла вслух. И тогда за кадром слышался ее тихий голос. Простая речь, естественная интонация…»
Из последнего Надиного интервью: «…А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, там: путешествие по Италии, о Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло, тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице Гигантов, которая находится в Венеции… Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки…»
После ухода Нади осталось около двенадцати тысяч графических работ, множество рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей. Какова же судьба этого огромного художественного наследия?
По мнению специалистов, многие работы Нади срочно нуждаются в помощи реставраторов: когда-то рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем, картон покоробился, бумага пожелтела. Глядеть на это горько. Как писал один из любимых Надей японских поэтов:
Пронзающий душу цвет
Печального осеннего ветра…
Наследие Рушевой в основном находится на государственном хранении, в надежных руках. И теоретически в трех городах России — Москве, Петербурге и Кызыле) можно увидеть работы Нади Рушевой. Но при всем этом не покидает ощущение, что Надино творчество забыто. Во всяком случае, оно почти неизвестно нынешним детям и подросткам. А ведь еще недавно в нашей стране на пароль «Надя Рушева» отзывалось любое сердце…
Гармония Надиных рисунков, достигнутая самыми скупыми средствами, и сама техника исполнения (тушь и перо), настолько близки оказались японской классической эстетике, что японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках. Одну из таких изданных в Японии открыток мне когда-то подарила старший научный сотрудник Пушкинского музея Евгения Александровна Рапопорт, много сил отдавшая описанию и сохранению Надиных рисунков.
Приезжая к нам, японцы удивляются, что в России нет Рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях.
Надя тоже тянулась к японской культуре. В конце 1967 года во время поездки в Ленинград она увидела в книжном магазине сборник японской поэзии и тут же зачиталась. Купить книгу не смогла — очевидно, не хватило денег. Когда Надя вернулась в Москву и села за письмо к мальчику Алику, с которым познакомилась в «Артеке», то попыталась припомнить так понравившиеся ей строки:
«…Одно из пятистиший, кажется, такое:
Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.
…Можно сделать чудесные рисунки… Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений…»
Я нашел это пятистишие. Оно принадлежит японскому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку и звучит так:

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Почему-то сейчас мне видится, что это Надя сидит на песчаном белом берегу и играет с маленьким крабом. Как будто бы это нарисовала сама Надя: островок, фигурка девочки, крабик ползет по белому берегу бумаги.
Быть может, тогда, зимой, в толкучке книжного магазина, за строчками японского поэта ей вспомнился «Артек», последний вечер у моря.
«…В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..»
В «Артеке» было что-то от рая. И рай, мне кажется, чем-то похож на «Артек»… Это сравнение кажется вам странным, а то и глупым? Что ж, все мы дети своего времени. Мы взрослеем, переоцениваем свои поступки, раскаиваемся, становимся мудрее и совершаем новые глупости. Мы круто меняемся. Но детство свое мы изменить не в силах. Оно навсегда останется октябрятским и пионерским. И в этом, если вдуматься, есть и Промысел, и урок, и счастье.
…Вы не сердитесь? И не смеетесь?

Надежда Рушева. Вехи жизни

Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия). Отец Николай Константинович Рушев — театральный художник. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа — балетмейстер.
Лето 1952-го - переезд в Москву. С этого времени и до 1966 года семья Рушевых живет около Донского монастыря. Территория монастыря — место первых прогулок Нади.
1959-й — за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина;
май — первая поездка с родителями в Ленинград, посещение Эрмитажа.
1962-й — переросшее впоследствии в дружбу знакомство со скульптором и графиком, академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. Он посоветовал родителям не отдавать дочку в художественную школу: «Для необычных талантов нужны необычные педагогические установки… У нее пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздает ее…»
1963
декабрь — рисунки 11-летней Нади к произведению польского писателя Тадеуша Ункевича публикуются в четырех номерах «Пионерской правды»
1964
— в этом году Надя начинает работать над иллюстрациями к «Войне и миру»;
май — первая выставка, организованная редакцией журнала «Юность»;
июнь — первая публикация Надиных рисунков в журнале «Юность», (иллюстрации к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко»)
1966
февраль — поездка в Варшаву на открытие персональной выставки
1967
январь — завела дневник, вступила в комсомол. «Дорогая Надя, — написал ей в связи с этим событием Борис Полевой, тогдашний редактор журнала «Юность», — поздравляю тебя… Будь хорошей комсомолкой. Старый комсомолец Б. Полевой»;
январь-март — выставка в фойе Театра на Таганке;
апрель-май — выставка в ЦДРИ;
июнь - поездка в «Артек». «Жизнь моя, — писала потом Надя, — делится на два этапа: до поездки в «Артек» и после…»
сентябрь — организовала в классе Клуб юных друзей искусства;
поездка с отцом на Бородинское поле


1968
Весь год — работа над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова
1 января — первый день поездки с классом в Ленинград;
6 января — посещение г. Пушкина;
февраль — Надя впервые работает в технике офорта
1 июня — открытие выставки рисунков к «Войне и миру» в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. На открытии искусствовед Г. В. Панфилов сказал: «Работа Нади Рушевой — это продолжение совершенства русского классического рисунка: Федора Толстого, Павла Соколова…»
8 июня — Надя в Ленинграде, открытие выставки «Пушкиниана» в Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке
30 июня — поездка с отцом в Остафьево и Суханово;
июль — поездка с отцом в Большие Вяземы и Захарово, потом в г. Горький;
август — оформление заставок для телеспектакля ЦТ
24 августа — поездка в Тарусу к В. А. Ватагину, обсуждение иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». Старый мастер говорил Наде: «Меня заботило, как ты поймешь образ Иешуа, ведь уже сто лет русские художники за тему Христа не берутся… Допросы, пытки, несение креста, казнь… Да, это он… Голгофа, ужас, духота… Два креста и третий — за нашей спиной? Так еще не было… Отважно. Все потрясает. Как же это у тебя получилось?..»
1969
28 февраля — 4 марта — поездка в Ленинград, участие в съемках документального фильма «Тебя, как первую любовь…» (режиссер И. Калинина, оператор Ю. Николаев, сценарист М. Литвяков). Сейчас этот фильм можно
29 февраля — Надя приходит в Русский музей в свои любимые залы — древнерусских икон и В. Серова
6 марта земная жизнь Нади оборвалась. Ей только исполнилось семнадцать лет. Одна из последних ее работ называется «Мученица и ангелы».
Художница похоронена на Покровском кладбище на первом участке.

Имя Нади Рушевой носит школа № 470 (неподалеку от станции метро «Кантемировская»), где она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.
21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади - 3516 Рушева.
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Находятся:
В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве,
в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге,
музее Льва Толстого в Москве,
В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва в г. Кызыле.

«Я теперь на всё смотрю по-другому…»

Из писем Нади Рушевой товарищу по «Артеку» Олегу (Алику) Сафаралиеву. Из Москвы в Баку.

1 ноября 1967 года
Здравствуй, Алик! Спасибо за письмо!
У нас холодина, и я заболела. Слава богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала. Последняя степень озверения.
Недавно ездила в центр, смотрела какое-то кино в «Мире», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля. Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», там рядом отреставрировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в театре им. Маяковского «Медею». Когда она истошно кричала, выбегали два мима с огромной ревущей маской. Из актеров понравилась только героиня.
Шестого числа у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
Надя Рушева.
P. S. Тебе нравится князь Андрей?
Напиши свое мнение о романе и фильме. Какой тебе кажется Наташа? Пьер? Получил ли ты письмо с «Бегущей по волнам»?

12 января 1968 года
Хороший ты мой друг Алик!
+20! Да ты с ума сошел! Это же благодать! Господи, что бы я дала, чтобы было потеплее, хотя бы -15°. Если бы ты был здесь, наверно, уже умер от холода.
Значит, от вас до Баку 129 км, карты врут (географические). По ним около 300 км. Следственно, до Ольги не 2 530 км…
Ты от города до города за 2 часа добираешься. А я целых два часа до Дворца пионеров еду (Ленинские горы)…
По дороге в Ленинград интересный случай был. В поезде «Юность» мы пели часа четыре. Света не было, ну и чудесно! Какой-то тип подсвистывал нам из темноты. Причем здорово. Он посвистит какую-нибудь песню, а мы подхватим и споем. Чего только не было: сначала туристские, потом танцевальные, просто так, потом народные, потом пионерские, до опер и романсов дошли… А он все свистит и свистит. Мы так и не узнали, кто это был.
А в Ленинграде, в Эрмитаже, ходим и ахаем. Божественно красиво…
На Мойке, 12, экскурсовод была чудесная! (Это была Наталья Наумовна Альтварг. — Д. Ш .) Так рассказывала, прямо от души, а у самой слезы на глазах. Да…
Я видела одну интересную книжечку какого-то японского поэта. Одно из пятистиший, кажется, такое:

Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.

Я уже больше не мог.
Но когда я вышел,
Во дворе тихо заржала лошадь.

Можно сделать чудесные рисунки к ним. Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений.
Теперь о пьесе Марка (Марк Кушниров — артековский пионервожатый. — Д. Ш .). Она о нашем пресс-центре «Артек-67». Естественно, это будет другой лагерь и другие ребята, но прототипы мы. Еще… Для пьесы нужен конфликт, а у нас все было гладко. Ведь так? Запомни, в пресс-центре, а не в отряде.

Но какого характера конфликт? Творческий разлад? Зависть? Или мальчик? Я себе ничего не могу представить. Невозможно… Ведь так все было хорошо!
Творческий разлад… глупистика. Мы - как один человек. Зависть… А чему завидовать? Что у кого-то ресницы длиннее или у другого рисунки или статьи лучше? Чепуха!
Мальчик… Такого можно было бы ввести, но это уже совсем тра-та-та. Это я говорю на основании разговора с Мариком и прочих умозаключений.
Пьеса о нас, 15-летних ребятах. О 30 днях, о дружбе, разной: крепкой, обреченной, а от этого еще более сильной. И о легкой, красивой, но быстро забывающейся. 30 дней, всего 30 дней. А нам 15 лет…
Люди мало думают, никакой ответственности, никто не накажет. А настоящая дружба, серьезная, наша… Марк напишет так, чтобы взрослые не говорили: «…но они еще дети».
Теперь о тебе. В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..
Порой такого наговорят, что начинаешь сомневаться в искренности того, что было. Правда ли все это? Не было ли это время прожито в обмане?
Приходят ли к тебе такие мысли? Или все это бред сивой лошадки? Не сочти это за что-нибудь такое, но мальчишки тут или не доросли или… Глупенькие какие-то, чудаки.
Так напиши обо всем и о прошлом 1967г. Бывают годы хорошие и плохие. А этот был тяжёлым. И тем сильнее сияют дни Артека, и том более мрачными кажутся остальные.
Пиши скорее!
Надя Рушева.
Еще раз желаю скорейшего выздоровления и жду фотокарточку.

29 февраля 1968 года
Здравствуй, Алик!
Еще раз отвечаю на некоторые твои вопросы.
Тяжелый год. Я никого не заставляю думать так же.
Если ты ВСЁ помнишь, ну и отлично!
Ты сам на мои вопросы не всегда отвечаешь (например, анкета).
Не дуйся!
Я теперь на всё смотрю по-другому. Всё, что было тогда - это прощание с детством, и никогда ничего подобного не будет.
Хватит сентиментальничать!

В понедельник на классный час кто-то приволок пластинку Высоцкого. Ух, что было! Все так и млели, а потом крутили «битлов», они поют «Где-то есть город…». Чудо!
Свалилась с горы «Бараний лоб» сломала лыжи, а лицо такое, как будто на нем «кошек твисту обучали»! Свет померк… Но ничего, вылезла, а летела здорово! Бреющий полет! Специально потом съездила и сфотографировала место, где треснулась (см. фото).
В классе у нас скандал. Окончательно разругалась с КВН-ными мальчишками.
Знаешь, Алька, собираюсь все написать серьезное письмо, да все отвлекают, а там, глядишь, и мысли разбегутся. Главное, пиши чаще и не обязательно серьезно.
Рисунки в следующий раз, а то у меня сейчас веселое настроение. 24 февраля у нас был вечер. Ничего, потанцевали, побесились и посплетничали. 8 марта опять будет вечер. Здорово! Я танцую то, чему нас учили в «Артеке».
Начали «Войну и мир». Вчера писала сочинение на тему «Подвиг капитана Тушина на Шенграбенском поле и князя Андрея при Аустерлице». Тушин - милый, а князя Андрея я не люблю, особенно после фильма. Желчный аристократ, вредный, жестокий до тупости.
Ты, конечно, видел рисунки Шмаринова к «Войне и миру». Напиши свое мнение. Мне они очень нравятся.
Если не слушал 1-й номер «Кругозора», много потерял. Я его проигрываю каждый день. Мирей Матье, Гердт, Джоан Баэз, Мина, «Аккорд». У-лю-лю! Пра-па-па.
Пиши. Жду.
Надя Рушева

4 марта 1968 года
Привет, Алик!
Первый месяц весны. Солнышко!..
Ты когда-нибудь перечитывал мои письма? Если да, то интересный вывод сделать можно. Как и на твоих письмах… Есть веселые и грустные, тяжелых нет.
Ты, видимо, еще действительно в детстве. А мое понятие уж какое есть - не отступлюсь. Все происходит не без нашего ведома…
С тобой ничего подобного, видимо, не происходит. Потом узнаешь. Тоска пойдет зеленая. Но легче, если есть друзья. Напиши, с кем ты там дружишь…
В классе у нас сейчас очень сложно. Трудно. Но расшевелить их все-таки удалось…
Насчет «великой» художницы… Ну что ты. Куда там. Ах, Алька, Алька! Смешной ты, славный мальчишка! Пришли, ради бога, свою фотокарточку…
Пишию. Жду.
Надя Рушева

11 мая 1968 года
Здравствуй, Алик!
Получила твое письмо. С анкетой… И на том спасибо. Ладно.
На то письмо я ответила, только не помню, отправила или нет. Отвечаю на анкету. Тоже весьма туманно.
Достоинства, которые вы больше всего цените в людях? ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ.
Отличительная черта? ЛЕГКОВЕРИЕ.
Представление о счастье? ДРУЖБА.
О несчастье? ОДИНОЧЕСТВО (т. е. нет друга).
Антипатия? МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ И НЕСКОЛЬКО МАЛЬЧИШЕК.
Любимое занятие? РЫТЬСЯ В КНИГАХ, РИСОВАТЬ, БОЛТАТЬ С ДРУЗЬЯМИ.
Любимый поэт? МАЯКОВСКИЙ, ЕВТУШЕНКО, ПУШКИН.
Прозаик? Л. ТОЛСТОЙ.
Герой? ПЬЕР БЕЗУХОВ, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ.
Героиня? НАТАША РОСТОВА.
Цвет? КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.
Имя? АЛЕКСАНДР, НАТАША, ОЛЬГА.
Блюдо? МОРОЖЕНОЕ.
Изречение? ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ вроде: «БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА», и т. д.
Девиз? ПОКА ЧТО: «ВПЕРЕД, ЛОМАЯ И УГАДЫВАЯ». (Е. Евтушенко).
Жизнь протекает без приключений, Писать не о чем. Пока!
Надя Рушева.

Ноябрь 1968 года
Здравствуй, Алик!
В школе почти все, как обычно…
Вообще этот месяц, октябрь, был какой-то тягомотный и немного бредовый. Марка давно не видала. То он не мог, то я. Рисовать было некогда, одна отрада - читала («Моби Дик» Г. Мелвилла, Джек Лондон, Горький…). Почти никто не писал. Никуда не ходила.
Вчера началась зима. Сегодня уже на лыжах катаются. Что-то, как подумаю, что зима будет несколько месяцев, тоскливо так становится. А меньше двух месяцев назад было лето! Такого лета больше никогда не будет.
Год високосный… У нас умерло много родственников и знакомых.
1 ноября я была на вернисаже Н. Жукова. Там познакомилась с А. И. Гессеном… Возможно, буду делать иллюстрации к его НОВОЙ книге. Если все выйдет, то эта работа будет иметь огромное значение для меня… Работа эта не скорая, к апрелю следующего года. Пока! Жду, что напишешь ты.
Н. Рушева.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...