Тема человек время отцы дети. Сочинение - Сочинения - Блок образования - Информационно-развлекательный портал. Сочинение Тургенев И.С


Герой своего времени или "лишний человек" своей эпохи (по роману И.Тургенева "Отцы и дети")

Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.

Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.

В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.

Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?

Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.

Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры - характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком - неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.

Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.

Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря - либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение - нигилизм.

Нигилисты - это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель - место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача - сломать, а уж созидать будут другие.

Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников. Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников - не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.

Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в «балахон», «одежонку», немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука - красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд. На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты...

Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает. И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.

Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе». Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей. Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. «Настоящий человек об этом не должен заботиться», - говорит он.

Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.

Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого «полного и беспощадного отрицания», что дворянство - отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.

Евгений - убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было - полезность. Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит. Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.

У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой - он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось «из кожи вон лезть». И сам же лечит этого мужика.

Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за «своего брата, не барина», несмотря на то, что он «не потакал им и обходился с ними небрежно». С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за «шута горохового».

В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью. Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами. После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром... Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано. Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой... В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет...» Его мечты об общественной деятельности не оправдались. « Я нужен России... Нет, видно, не нужен...», - говорит он.

В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм - зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.

В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.

Передо мной И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и главный герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого автора, «выражением новейшей нашей современности». Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.

Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.

Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него «отроду лишней копейки не взяли». Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.

Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.

Опыт - вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: «Шила в мешке не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.

И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?

Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права - это похвально. Отрицание всего того, что порождено «безобразным состоянием общества», - народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный

Сочинение Тургенев И.С. - Отцы и дети

Тема: - Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “аристократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.
Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

«Отцы и дети» Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

13.Обломов и Обломовка .

Роман Гончарова «Обломов» стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук».

И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Многих героев романа он одарил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своём диване. «Сон Обломова» – это великолепный эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик героя, в этом отношении, «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что роман без «Сна» был бы произведением неоконченным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.

Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.
Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» – отвечает: «Есть – обломовщина!»

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.

14.Споры вокруг романа «Обломов»

Хорошо известно резкое высказывание Н.А. Добролюбова о романе "Обломов": "Сущность характера Обломова - в его совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете, в полной оторванности от жизни, в безволии, приводящей к тому, что он становится рабом каждой женщины, каждого мошенника, который пожелает взять над ним верх". Чтобы понять накал споров вокруг романа, обратим внимание на противоположную по тональности и сути реплику критика А.В. Дружинина: "Невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко... Обломов любе зен всем нам и стоит беспредельной любви... Сам творец его беспредельно предан Обломову... "Сон Обломова" не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя". Где таятся корни этого столь противоречивого образа? Первая часть романа завершается вопросом Обломова: "Отчего я такой?" Ответ на него дан в чудном "Сне Обломова". В нем сам автор в живой картине жизни Обломовки объяснил происхождение обломовского характера. Вообще, первая глава необыкновенно совершенна. Ее чрезвы чайная и непринужденная насыщенность такова, что двенадцать страничек, в сущности, предвосхищают и исчерпывают все содержание объемистой книги.

С первых строк портрет Ильи Ильича выражает не только идею романа, но и все ее оттенки. "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Глубоким поэтическим чувством отличается "Сон Обломова ", несмотря на то что отрицательное отношение автора к укладу жизни и нравам обломовщины несомненно. В чем причина такого "противоречия"? Конечно, прежде всего в том, что повествование на этих страницах ведется под углом зрения Обломова: это в его воображении возникают картины столь милого ему прошлого, это он оценивает дорогих ему людей. Трудно не согласиться с мнением критика А.В. Дружинина, современника Гончарова, о том, что в "Сне Обломова " отразились воспоминания детства писателя, которые он пронес через всю жизнь. Сам Гончаров, рассказывая о прототипах романа, говорил о том сладостном чувстве, которое охватило его в молодости по приезде домой, в Симбирск, из Москвы: "Дом у нас был, что называется, полная чаша Свои лошади, корова, даже козы и бараны, куры и утки - все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня". И еще: "и по приезде до мой, по окончании университетского курса, меня обдало той же "обломовщиной", которую я наблюдал в детстве". "Сон" - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица "сонного царства", безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича... "Сонное царство" Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаи ческих значений слова "обло"-круг, окружность.

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый чудом уцелевший "блаженный уголок" - обломок райского сада Эдема? Главную причину столь любовного отношения писателя к изображаемой жизни следует видеть в творческой натуре писателя, в его понимании литературы. Он передал Обломову некоторые собственные черты ("Мне, например, прежде всего бросился ленивый образ Обломова в себе и в других"). Однако главное, по мнению Гончарова, в том, что в создании искусства обязательно присутствует сердце художника: он должен испытать любовь к тому пласту жизни, который изображает. "Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые и неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека". В этих словах современного критика Ю. Лощица - ключ к пониманию непреходящего значения образа Обломова.

"Сном Обломова" завершается первая часть романа. В том, как он написан, мы видим глубокую связь Гончарова с принципами натуральной школы. Полная отчужденность от интересов большого мира, "первобытная лень", консерватизм- таково обломовское бытие. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", - подчеркивает писатель. Отрыв от реальной жизни, власть сказки, чуда и воображения в фантастическом замысле, восприятие жизни как вечного праздника-таков внутренний мир обломовцев. Гончаров подчеркивает, что обломовцы не знали реальных забот, "многотрудной жизни", не знали, "зачем дана жизнь". Их идеал жизни-"покой и бездействие". Труд они "сносили... как наказание". Весь пафос их существования сосредоточился в трех актах жизни (рождение - свадьба - похороны), а в промежутках между ними они погружались в обычную апатию. Всякие иные заботы - перемены и новшества - обломовцы встречали со стоической неподвижностью. И поэтому ничто не могло нарушить однообразия их жизни, всесильной власти над ними традиционных норм жизни, обрядов и обычаев, от другого житья-бытья они с ужасом отвернулись бы. В этой атмосфере мальчик превратился в лелеянный, тепличный "экзотический цветок", и "так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая ". Романист постоянно показывает, как "пытливое внимание " одаренного мальчика не пропускает "ни одной мелочи, ни одной черты" в картине домашнего быта. Они "неизгладимо врезываются" в его душу. "Его мягкий ум" напитывается "живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни его окружающей".

Как же Гончаров достигает подобной поэтичности и обобщающей широты в изображении "Сна"? Он мастер точного и пластического воспроизведения предметов домашнего быта, всякого рода деталей, поз, взгляда, жеста, обстановки. Он погружает свои сюжеты в густую ткань вещей, мелочных житейских привычек, поступков и помыслов. При всей этой связанности с будничными деталями жизни он остается неизменно одухотворенным поэтом, умеющим в мелочах открывать общий смысл жизни, находить выражение в них характера героя и целого общественного уклада. Каждая мелочь в описании "Сна" становится поэтически ощутимой. Она гармонически входит в ткань его романа, служит раскрытию идеи и характеров.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Эпилог преступления и наказания. Его связь с общей проблематикой романа

Раскольников и свидригайлов.. раскольников и соня мармеладова.. раскольников и лужин раскольников и поРФирий петрович..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Раскольников и Свидригайлов
Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольник

Раскольников и Соня Мармеладова
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеа

Раскольников и Лужин
Родион Раскольников,главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия сред

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия - важная отличительная черта Тургенева-писателя. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала, принимавше

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия

Отец и сын Кирсановы
“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни. Принято считать, что название романа содержи

Евгений Базаров перед лицом любви и смерти
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисход

Что утверждает и что отрицает Евгений Базаров
В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Итак, в романе Тургенева “Отцы и

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному. Обломов родился в Обломовке - “благословенном” уголке зем

Стихи Ф.И Тютчева о любви
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта с

Особенности стихов Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художест

Лирика А.А Фета
В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Наиболее близки мне ст

Особенности лирики Фета
А.А. Фет - один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душис

Особенности лирики Некрасова
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Своеобразие лирического героя в стихах Некрасова
Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выс

Стихи Некрасова о любви
Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются "Крестьянские дети", "Жен

Влюбленному
Как вести о дороге трудной, Когда-то пройденной самим, Внимаю речи безрассудной, Надеждам розовым твоим. Любви безумными мечтами И я по-

Город калинов и его обитатели
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях

Кабанихи и Дикой
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и

Катерина среди обитателей города
А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория- угнетатели, представители «темного царства», другая - униженные и забитые ими люди. Представители первой групп

Сцена свидания в драме гроза
В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки, которая не смогла сражаться за свою любовь. Из "любви и

Добролюбов и Писарев о Катерине
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д.

Как доктор Старцев превратился в Ионыча
Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все

Особенности драматургии Чехова
Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор

Две семьи в романе война и мир Курагины и Болконские
В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его

Наташа Ростова
Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрез

Мой любимый эпизод в романе война и мир
В произведение «Война и Мир» самый главный эпизод, по моему мнению, - это эпизод совета, где решается судьба Москвы – судьба России. Действие происходит в лучшей избе мужика Андрея Савостьянова

Война на страницах романа Война и мир
Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ста

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.

Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.

Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.

До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...