Тема ты и твое имя. Образование в городе мурманске. Анастасия(греч. возвращение к жизни)


Тема урока: «Ты и твоё имя »

Урок-исследование.

Учитель МОУ СОШ № 19 г. Новороссийска

Цель: Расширить представление детей об именах, отчествах и фамилиях. Задачи:

Предметные :

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств и фамилий, объяснить их происхождение.

Метапредметные:

Познавательные - формирование умения искать информацию, умения

Классифицировать, формирование умения анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи, умения доказывать.

Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать свои действия, оценивать результат, мобилизовать силы.

Коммуникативные - умение работать в команде: дискутировать,

планировать учебное сотрудничество.

Личностные – формирование умения культурно общаться, привитие нравственных понятий «толерантность», «уважение», «любовь».

Личностные:

приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи; помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома, семьи; воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: репродукция картины «Три богатыря»; портреты Ивана Грозного, Петра I; мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

СЛАЙД 1

На прошлом уроке мы с вами говорили о родословных. Вспомните, какими интересными и богатыми получились ваши семейные древа и сколько в них имён.


Ребята, перед вами картина русского художника Васнецова «Богатыри».

Вспомним их имена.

Скажите, у Добрыни Никитича «Никитич» это что? (Мнения разделяются, ухватиться за неправильный ответ «отчество», попросив доказать)

На самом деле это не так. На Руси в те времена не было понятий: имена, отчества, фамилии. А были в основном прозвища, которые гораздо позднее перешли в фамилии.

Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (Имя)

СЛАЙД 1 (клик 2)

Да, мы будем говорить об именах. Итак, тема нашего урока «Ты и твоё имя»

2. Проверка домашнего задания.

Как вы думаете, зачем человеку имя? (Дети выражают своё мнение)

Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей.

С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.

– Сколько имён в нашем классе? (28 +1)

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… и Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…

Бабка с нехрестями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь поспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

СЛАЙД 2

Кто из вас знает, что означает ваше имя и почему вас так назвали?

Справка для учителя:

АЛЕКСАНДР – др. греч., означающее «защитник людей».

АЛЬБИНА – латин. «белая».

АНАСТАСИЯ – греч. «воскресшая».

АНДРЕЙ – др. греч., означающее «мужественный».

АННА – др. евр. «благодать».

ВАЛЕРИЯ – латин. «сильная», «здоровая».

ВЕРОНИКА – греч. «несущая победу».

ВИКТОРИЯ – латин. «победа».

ДЕНИС – греч., означающее «посвящённый Дионису» (богу вина).

ДМИТРИЙ – греч., означающее «посвящённый Деметре» (богине земледелия и плодородия).

ЕКАТЕРИНА – греч. «чистота».

ИВАН – др. евр., означающее «милость Божия».

ИГОРЬ – др. герман., означающее «защитник» или др. сканд. «воинственный»

КИРИЛЛ – греч. «господин».

МАРИЯ – др. евр. имеет несколько значений «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая» или «госпожа».

НИКОЛАЙ – греч. «победитель народов».

НИКОЛЬ – греч. от муж. Николай

ОЛЕГ – др. сканд. «святой», «священный».

РОМАН – латин. «римлянин».

СОНЯ – греч. «мудрая».

ЮРИЙ – греч., означающее «земледелец».

Из каких источников вы брали сведения о своём имени?

Справка для учителя:

· Харченко

· Савенко

· Ткаченко

АБРАМОВ – в святцах есть имена Авраам, Авраамий, разговорный вариант – Абрам. Смысл в них один: в переводе с древнееврейского – «отец многих народов».

АЛЬБОВ – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как «белый». Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времён, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым.

5. , Матвеева тетрадь по Кубановедению 3 класс.

6. Советская энциклопедия.

7. Суперанская русских имён.

8. Суперанская русских личных имён.

9. и др. Тайна имени.

10. Шешко именослов.

Презентация к классному часу Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «ВСОШ» Степанова О.А Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами? Тебе дано, а люди им пользуются? Имя и судьба человека

«Как корабль назовешь, таким и будет плавание» - эта поговорка, как и любая другая народная мудрость, возникла не просто так.

Имя человека - это мощный носитель информации о нём. Даже официальная статистика уже давно определила, что носители одного и того же имени похожи друг на друга по характеру, образу жизни, а иногда и внешне.

Влияет ли имя на личность и судьбу его носителя или все зависит от окружения человека? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Скорее всего, оба варианта ответа по-своему верны. Когда человек рождается, и его называют тем или иным именем, он на подсознательном уровне начинает формировать своё Я в соответствии с характеристиками этого имени

Звуковая характеристика

Сочетание звуков в имени играет очень важную роль. Если звучание вашего имени гармонирует с внутренними ритмами, вызывает в подсознании какие-либо положительные эмоции: гордость, уважение, то есть нравится вам – у вас гораздо больше шансов стать счастливым и успешным человеком, чем если вы будите каждый раз испытывать дискомфорт при его звучании и завидовать людям с красивыми именами. По этому поводу психологи советуют – не бояться бумажной волокиты и обязательно менять паспортное имя на желаемое.

Исторические корни

Каждое имя обладает своим персональным образом, сложившимся в ходе истории. Имена великих людей ассоциируются в общественном сознании с определенными стремлениями и достижениями. Узнавая про подвиги своих тезок, человек обретает источник дополнительной уверенности в том, что и он может так же. Недаром в королевских династиях разных времен одни и те же имена повторялись из поколения в поколение, и по сей день детей нередко называют в честь успешных и знаменитых людей.

Национальная характеристика

Как правило, когда человека называют его национальным именем, это уже само по себе делает его причастным к обычаям и культуре своей народности. Но если вы хотите дать ребенку свободу выбора в самоопределении национальной принадлежности, лучше назвать его каким-либо международным именем (например: Лора , Денис и т.п.).

Значение имени

Изначально в качестве имен у наших далеких предков выступали «говорящие» словосочетания, несущие определенный смысл: «Быстрый олень», «Большой клык», «Зоркий глаз». Со временем имена обрели более простую и благозвучную форму, и их значение ушло с поверхности восприятия. Но у каждого имени, тем не менее, осталось своё индивидуальное толкование. К примеру «Артур » толкуется как «медведь», а «Лариса » - как «чайка». Некоторые имена сохранили буквальное значение: «Любовь », «Надежда », «Гений».

Обычно у человека как минимум, два имени: паспортное (полное) и уменьшительное (Анна - Аня). И он совершенно по-разному реагирует и отзывается на них. Скажем, если бы вас постоянно называли полным именем, вы наверняка выросли бы немного другим человеком: потому что полное имя символизирует более уважительное, строгое отношение, чем его уменьшительная форма. И наоборот. Но вы признаёте, что и то и другое имя - ваши. Как бы "раздваиваетесь", подстраиваясь под них, тем самым расширяя уровень своего восприятия. Люди же с одним постоянным именем (Денис , Глеб , Вера , Алиса …) более серьёзны и "однобоки", более постоянны и вдумчивы…

Имя - это ключ к человеческой душе.

КАКВАСЗОВУТ?

Почему нас так зовут?

1. « В чашечке тюльпана, на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…..»

2. «Девочка беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вашего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена, зовут меня…»

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых?

«ТАК БЫЛО»

Как вы думаете, сколько всего в мире имен?

4 миллиарда.

И это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Имена клички

Наши предки- жители Древней Руси носили имена клички, взятые из названий животных, растений, вещей. Часто встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок

Имена, связанные с событиями в жизни людей.

Родился в семье сын- первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на

занятия людей:

Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.

Имена, указывающие на занятия людей.

Имена, указывающие на приметы или черты характера человека.

Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Необычные имена

Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена не значили, что ребенок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

НЕКРАС, НЕНАШ, НЕМИЛ, ДУРАК.

Имена, данные в честь святых.

После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.

Коль ты родился в день Ефима, так назван именем таким . Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.

«Ты и твое имя».

Меж живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный

Имя свое от родителей в сладостный дар получает.

Дать имя новорожденному очень трудно. Каждый член семьи предлагает свое имя.

Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали?

«Не ошибись»

Я называю сокращенную форму имени,

а вы назовите полное имя.

Саша- Андрюша - Оля-

Маша- Сережа- Максим-

Миша- Аня - Вова-

Марина- Паша – Кристина-

Назовите имена, которыми называют мальчиков и девочек?

Валя, Саша, Паша, Женя, Юлия- Юлий, Жан - Жанна, Федор-Федора, Виктор-Виктория, Ульян – Ульяна, Василий- Василиса, Валерий-Валерия.

Назовите произведения, в названиях которых встречаются имена и фамилии?

«Руслан и Людмила», «Светлана», «Садко», «Снегурочка», «Василий Теркин», «Тимур и его команда», «Песнь про Царя Ивана Грозного и купца Калашникова», «Дед Мазай и зайцы», «Ванька», «Тарас Бульба», «Васюткино озеро», «Евгений Онегин», «Дубровский»

«Обломов»,»Ромео и Джульетта», «Бедная Лиза», «Орина –мать солдатская», «Том Сойер»

Наше путешествие заканчивается.

Давайте сделаем вывод, что же такое имя?

ИМЯ - ЛИЧНОЕ НАЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА,

КОТОРОЕ ЕМУ ДАЮТ ПРИ РОЖДЕНИИ.

Роль личного имени в жизни человека велика.

Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому,

все его хорошие или плохие поступки

делаются достоянием гласности.

Отсюда появились выражения:

У НЕГО ДОБРОЕ ИМЯ. НЕ ПОЗОРЬ МОЕГО ИМЕНИ.

Что при этом имеют в виду?

  • Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми?
  • Назовите самые короткие имена.
  • Назовите самые длинные имена.
  • Когда мальчика называют ласковым женским именем?
  • Какие имена читаются одинаково слева направо и справа налево?
  • Какой город состоим из одного мужского и ста женских имен?
  • Как зовут мэра нашего города?
  • Кто первым полетел в космос?
  • Назовите имя первой женщины-космонавта.
  • Объясни происхождение своего имени.

Я и моё имя (урок-презентация)

Цели:

  1. В ходе самостоятельной исследовательской работы познакомиться с происхождением своего имени, выяснить его значение;
  2. Учиться находить и отбирать необходимую информацию, используя различные источники;
  3. Развивать творческие способности обучающихся, их ассоциативное, образное мышление;
  4. Познакомиться с семейными, историческими, культурными традициями, связанными с личными именами;
  5. Совершенствовать умения создавать собственный текст на определенную тему, учитывая цель, адресат, особенности жанра;
  6. Развивать навыки публичного выступления.

1.Слово учителя:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

А.С.Пушкин

«Что в имени тебе моем?»- грустит поэт. Вроде бы, действительно, ничего особенного оно не значит и быстро забудется. Но … лишь благодаря ИМЕНИ человека память о нем живет в сердцах людей – его современников и потомков…Об интересном, увлекательном, а порой загадочном, таинственном мире имен пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Запись темы урока)

Мы выясним, что же такое «имя», как появились личные имена, что означает имя каждого из вас, познакомимся с их историей. Готовясь к уроку, вы провели небольшое исследование и подготовили презентацию своего имени.Выясняем лексическое значение слова «презентация» - заимствованное из французского языка-«представление».

2. Что же такое-«имя»? (Слушаем ответы детей). Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова.

ИМЯ- 1.Личное название человека, даваемое ему при рождении. 2.Фамилия, семейное название. 3.Личная известность, репутация. 4.Известный, знаменитый человек.

Какое значение слова нас интересует? (Первое значение многозначного слова).

Как появились личные имена людей? Что они обозначают? Ответить на эти и другие вопросы помогает ОНОМАСТИКА (читаем на доске: греч. onomastikos - относящийся к имени) – наука о собственных именах – и специальный раздел ономастики АНТРОПОНИМИКА (греч.antropos- человек, onima- имя) – изучает собственные имена людей.

Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Любое слово, которым называли(именовали) человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя. По -древнерусски рекло, назвище, прозвище, название, прозвание (слова-синонимы на доске записываем в тетради). Значит, личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему индивидуально, чтобы к нему обращаться или говорить о нем с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки становятся известными благодаря имени. Отсюда устойчивые выражения – фразеологизмы: У него (неё)доброе имя; не позорь моего имени; во имя Родины; именем героя; громкое имя; сделать себе имя и т.д.(Записываем на доске словосочетания и объясняем их смысл).

В настоящее время большинство русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди них есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари: церковные (святцы, месяцесловы, минеи) и гражданские. Личные имена в церковных календарях были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры. Это имена людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую веру и причисленных церковью к лику святых. Ребенка крестили и нарекали одним из таких имен в соответствии с календарем (считалось, что так устанавливалась его духовная связь с его небесным заступником, имя которого он получает, а образ жизни, характер, поведение в трудных обстоятельствах в дальнейшем берет за образец).

Празднуя день своего имени (именины, день ангела), человек отмечает день памяти своего святого, образ которого как бы сопутствует ему. Кто были эти святые, где и когда они жили, откуда произошли их имена, что они обозначают, что узнали вы о своих именах и о себе самих? Давайте познакомимся! Представьте, пожалуйста, результаты своих исследований.

3. Презентация результатов исследовательских работ учащихся. Оценки.

4. Рефлексия (учащиеся устно отвечают на вопросы, предложенные на этом этапе урока):

  1. Интересно ли вам было работать над проектом?
  2. С какими трудностями вы столкнулись? Какой этап работы показался вам самым трудным?
  3. К кому вы обращались за помощью?
  4. Как вы считаете, чему вы научились, выполняя эту работу?

Классный
час
Ты и
твое имя

Говорят, когда человек рождается, на
небе загорается звезда, которая
определяет его судьбу. Влияет на
характер и судьбу человека и созвездие,
под которым он родился. И, конечно
же, большое значение имеет имя,
которое дают родители ребенку при
рождении. Сегодня праздник наших
имен.

Имена, имена, имена …
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
С.Я.Маршак

Ономастика – наука о собственных
именах
(от греческого слова онома – имя)
Антропонимика – наука об именах
людей
(от греческого слова антропос – человек)

Из истории
Древнерусские имена представляют собой
огромный интерес. Они раскрывают богатство
русского народного языка. Древнерусские имена
были разнообразны.
Например: Первак - Первой, Второй, Вторак,
Третьяк отражали порядок появления новых
членов семьи;
имена - Черныш, Беляк, Рябой, Косой, Буян,
Мал, Ждан, Кудряш даны по цвету волос, кожи,
по другим внешним признакам.

Наши предки пользовались и
иносказательными именами: Баран,
Волк, Блоха, Ворона, Дуб.
В летописях сохранились имена: Баран
Филиппов, Паук Иванов.

Иногда в качестве имён брались не реальные, а
желаемые признаки: Светозар (светлый, как
заря), Владислав (владеющий славой), Всемила
(всеми милая). Красивых женских имен
сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна,
Забава, Любава.

Революция и имена
Регистрацию новорождённых стали вести отделы записи
актов гражданского состояния.
Родители могли выбрать любое понравившееся имя или
даже придумать своё. Иногда родители давали своим
детям нелепые, странные имена. Так появились
Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже
Электрификации.
Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имён,
которые не имели распространения в последующие годы:
Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы
химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий,
Вольфрам, Рубин.
Математические термины: Медиана, Алгебрина,
Гипотенуза.

Распространенность некоторых имен с XVII по XX век
(на каждую тысячу именуемых)
XX в.
Имена
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
до
1917 г.
40-50-е гг. 70-90-е гг.
Василий
60
47
66
68
10
3
Иван
111
100
111
246
18
6
Михаил
23
20
37
38
28
38
Павел
6
12
29
30
12
12
Петр
23
22
34
18
14
12
Степан
28
34
33
8
4
2
25
22
10
105
29
Виктор
Анна
Нет свед.
63
64
64
51
12
Евдокия
Нет свед.
17
22
8
6
-
Елена
Нет свед.
24
30
32
28
120
Наталья
Нет свед.
18
21
36
12
108
Ольга
Нет свед.
15
27
45
30
70
Прасковья
Нет свед.
34
28
12
3
-
Татьяна
Нет свед.
18
20
36
16
116

Самые популярные имена 21 века

Андрей
Даниил
Кирилл
Дмитрий
Никита
Илья
Матвей
Анастасия
Алина
Софья
Полина
Дарья
Виктория
Мария

Самые редкие имена

У актрисы Ольги Будиной растет Наум по
фамилии Наумов, Валерия Гай Германика растит
дочь Октавию, Анастасия Волочкова - Ариадну. У
Сергея Мельниченко, продюсера группы «Ранетки»,
появилась дочь, которую назвали Рассветой. Детей
Тутты Ларсен зовут Марфа и Лука, детей Тины
Канделаки - Меланья, Леонтий. Дмитрий Певцов и
Ольга Дроздова назвали своего первенца Елисеем.
Близнецов Марии Шукшиной зовут Фока и Фома.
Анастасия Заворотнюк назвала сына Майклом, у
Григория Лепса растет Николь, а сына Леры
Кудрявцевой зовут Жаном,у А.Малинина – Фрол и
Устинья.

Странные имена

Мальчиков называли Дмитрий-Аметист,
Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат,
Меркурий, Март, Князь, Принц, Космос,
Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, ЯрославЛютобор, Архип-Урал, Кит, Лука-Счастье,
Огнеслав, Господин, Мир, Тагил.
Девочкам давали следующие имена: Услада,
Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса
Даниэлла, Россия, Заря, Луна, Океана,
Радость, Дельфина, Лиса, София-Солнышко.

В защиту детей
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

Что означают некоторые имена
Евгений, Евгения (греч.)-благородный,
благородная
Екатерина (греч.) – чистая
Елена (греч.) – светлая, солнечная
Иван (Иоанн) (евр.) – благодать Божия
Татьяна (лат.) - устроительница
Марина (лат.)- море, морская
Наталья (лат) – родная, природная
Александр (греч.) – защитник людей
Софья (греч.) – мудрая
Дарья (перс.) – несущая добро

Имена 5 «Б» класса
Софья
Малика
Александр
Анна
Дмитрий
Вадим
Евгений
Кристина
Дарья
Иван
Виктория
Валентин
Илья
Антон
Анастасия
Матвей
Даниил
Алина
Мария
Екатерина

Малика в переводе с арабского языка означает «госпожа», «принцесса», «царица», «владычица».

Обычно Малика растет очень ласковым и улыбчивым ребенком, но за
лучезарной улыбкой скрывается недетская скрытность и
рассудительность. Девочки с этим именем в психологическом плане
развиваются быстрее сверстниц, очень рано начинают понимать, что
такое «хорошо» и что такое «плохо», имеют собственную позицию по
многим вопросам. Малика с удовольствием учится, схватывает все на
лету. В глубине души носительница этого имени – мечтательная и
впечатлительная натура.

Иван- «благодать Божья»

Распространённое у
славян и некоторых
других народов
(белорусов, болгар,
македонцев, русских)
мужское имя. Друзья
меня называют Ваня,
Ванцо. В семье меня
зовут Ваня, Ванечка,
Ванюшка. Характер у
меня не вспыльчивый,
я добрый, отзывчивый.

Дарья

Имя Дарья русское, православное. «Дарованная, несущая
добро». Дашу можно назвать командиром, она любит,
когда люди следуют за ней. К сожалению, у нее слабая
интуиция, но ее выручает природная
сообразительность и хорошая память. Любит
заниматься домашним хозяйством.
Дома меня ласково называют
Даша, Дашуля, Дарьюшка, Дашуня, Дашута.
Больше всего, конечно, мне нравится Дашуля.
Из тайн моего имени мне свойственно всё, кроме любви
к домашнему хозяйству. Я не люблю убирать комнату.
А еще я импульсивная и уверенная в себе.

Антон

Антон (греч.) – вступающий в бой
Антон трудолюбив, начитан, наблюдателен,
чувствителен, эмоционален, готов к
самопожертвованию, но не уверен в себе,
Из тайн моего имени, я думаю, мне подходит всё.

Матвей

Матвей - дарованный Богом.
Матвей спокоен, лишен
честолюбивых планов. Не любит
выделяться из толпы,
чрезвычайно скромен. Тихо,
терпеливо делает свое дело. Но
если его обвинить в нечестности
или оскорбить, Матвей способен
на самые непредсказуемые
поступки, так что обидчикам не
позавидуешь!

О происхождении этого имени не существует
какого-то сложившегося мнения.
По одной из версий оно произошло от
древнерусского слова «вадити», что означает
«спорить», «обвинять».
По другой версии имя Вадим - это вариация
древнерусского Владимир.
Вадим
Непоседа и любитель постоянного
движения - так можно
охарактеризовать Вадима.
Его постоянно одергивают взрослые,
просят вести себя потише.
Родителей он очень любит и
старается во всем слушаться.
Вадим трудолюбив и
целеустремлен, начатое дело
всегда доводит до конца.

Именины

Православным имя подбиралось по святцам. Каждая дата в
этом календаре связана с именами святых, память которых
празднует в этот день православная церковь.
Ребенка называли именем того святого, день памяти которого
совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой
становился невидимым покровителем, защитником человека.
Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день
именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же
имена зачастую встречаются несколько раз в год.
Например, именины Ивана указаны 24 раза, Андрея – 9 раз,
Марии – тоже 9 раз.
Екатерина – 7 декабря, Наталья – 8 сентября.

Имена в прозе и поэзии

М.Цветаева, А.Блок, А.С.Пушкин,
А.Ахматова, В.Жуковский,
О.Мандельштам, С.А. Есенин,
И.Северянин, А. Куприн,
Я. Смеляков.

Викторина

1. Кто больше назовет женских имен с
удвоенной согласной в корне?
(Анна, Алла, Белла, Виолетта, Генриетта, Жанна,
Изабелла, Инесса, Иоанна, Каллиста, Камилла, Мариетта,
Мирра, Нелли, Нонна, Стелла, Сюзанна, Филиппа,
Шарлотта, Элла, Эллина, Эмма.)

2. Какие имена можно получить, заменив
одну букву?
Таня- Ваня, Саша – Маша, Даша – Паша,
Рома – Тома.

3. Какое женское имя состоит из тридцати
букв «я»?
ЗОЯ

4. Назовите города, состоящие из двух
мужских имен.
Борисоглебск, Петропавловск

5. Образуйте имена из следующих
сочетаний слов:
владеть миром
Владимир
владеть всем
Всеволод
свято славить
Святослав
милая людям
Людмила

6. Вспомните названия растений (цветов,
трав, деревьев), которые созвучны с
женскими и мужскими именами.
Анисья – анис (травянистое растение),
Василий, Василиса - василек, Лилия лилия, Роза, Розалия - роза, Маргарита маргаритка, Агата - агатис, Снежана –
подснежник, Азалия - азалия, Гортензия –
гортензия.

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Ты и твоё имя»

Цели и задачи:

  • дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
  • формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

Формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

Развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

Развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят старшеклассников по изучению имён ребят нашей школы.

– Как вы думаете, может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Слайд 2

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

– Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

II. Толкование имен.

Слайд 3

– А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

Слайды 4-28

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи.

– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)

АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

СЕРГЕЙ – родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

V. Исследование.

Слайд 29

– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты (выступают дети ):

В нашей школе всего 1008 детей, имен женских – 58, мужских 64.

Слайд 30

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Слайд 31

Мужские имена:

Слайд 32

Самые популярные имена:

Женские

Мужские

Имя

Количество детей

Имя

Количество детей

Александра

Денис

Ирина

Максим

Мария

Алексей

Екатерина

Иван

Юлия

Дмитрий

Елена

Сергей

Дарья

Александр

VI. Знаете ли вы, что…

Слайд 33

Слово учителя

На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.

Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.

В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

Слайд 34

В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VII. Итог работы. Рефлексия.

Слайд 35


- Какие имена запомнились?

Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили за работу на уроке.

Использованная литература:

  • Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
  • Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
  • Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru
Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...