Тема урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» по роману «Преступление и наказание. Сцена на Николаевском мосту в «Преступлении и наказании» – читать Эпизоды где раскольников оказывается на мосту


», часть 2 , глава 2 .)

...Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

– И за дело!

– Выжига какая-нибудь.

– Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.

– Тем промышляют, почтенный, тем промышляют…

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, – чаще всего, возвращаясь домой, – случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё… Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его… Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…

Тема урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» по роману «Преступление и наказание»

Вырабатывать умение работать с текстом, обращая внимание на СЛОВО писателя; проверить сформированность читательских и аналитических умений; учить целостно, объемно воспринять эпизод, увидеть в отдельном фрагменте художественного произведения выражение авторской позиции мира и человека и передать это через свою интерпретацию текста.

Мы продолжаем работать над романом Достоевского «Преступление и наказание»

Тема нашего урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту»

1.Беседа на повторение

Что такое эпизод? (Э. – небольшая часть литературного произведения, играющая в развитии сюжета определенную структурную роль. Часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Почему важно последнее утверждение? (Э. – законченный, но не изолированный отрывок текста, поэтому анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент)

Как определяются границы эпизода? (Либо сменой действующих лиц, либо свершением нового события)

Почему важно определить место фрагмента в структуре художественного целого?

Временные, причинно-следственные связи

1______________________________________________________

Экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка

А связи между эпизодами есть? (Между эпизодами есть связи: причинно-следственные, причинно-временные, временные)

В работе над эпизодом мы должны выявить важные мотивы, идеи, художественные приемы, творческую манеру автора. Только после этого мы имеем право говорить о важнейших чертах всего произведения!

События, заключенные в эпизоде, содержит определенный мотив (встречу, ссору, спор,…) т. е. содержательная функция эпизода может быть


Эпизод – представляет собой микротему, отдельное произведение со своей композицией, в которой есть и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развязка.

СЛАЙД 8 (ГОРОД ПЕТЕРБУРГ)

На предыдущем уроке мы с вами обратили внимание на одну из важнейших тем романа - тему Петербурга. Город становится настоящим действующим лицом романа, действие произведения разворачивается именно на его улицах потому, что Достоевский по-своему осмыслял место этого города в русской истории. И хотя

Петербург Достоевского – это город распивочных и «углов», это город Сенной площади, грязных переулков и доходных домов, все-таки однажды он предстанет перед героем во всей своей величественной красоте.

Перед нами эпизод «Раскольников на Николаевском мосту» (часть 2, глава 2)

СЛАЙД 9 (РАСКОЛЬНИКОВ)

Наша задача – понять: зачем Достоевский вводит эту сцену в роман?

Прочитаем этот эпизод.

На что вы обратили внимание? Какие действия происходят? (Идет в глубокой задумчивости, едва не попал под лошадь, за что получил удар кнутом, который заставил его очнуться. И тут он почувствовал, что в руке его зажат двугривенный, который дала ему в виде милостыни сердобольная купчиха.)

Случайно ли Раскольников оказался на Николаевском мосту?

Какой парадокс вы заметили?

(Это первое, на что обращает внимание читателей Достоевский: его герой, который причислил себя к числу людей высшего разряды, выглядит в глазах окружающих просто нищим)

Но важно понять, почему именно здесь, на этом месте заставил автор очнуться своего героя? Почему он забывает боль от удара кнутом?

(С моста ему открылся великолепный вид на город. Перед ним снова встала загадка, тайна «великолепной панорамы», давно тревожившая его ум и сердце. Сейчас перед ним не город трущоб, перед ним город дворцов и соборов – СЛАЙД 10

олицетворение верховной власти России. Это Зимний дворец, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода, Медный всадник.)

Что почувствовал в этот момент Раскольников? Что ему показалось?

(Картина величественная и холодная. Только теперь он почувствовал до конца, какой он шаг совершил, против чего он поднял свой топор.)

Какой символический смысл приобретает в этой сцене панорама Петербурга? Почему от неё веет холодом?

Здесь, на Николаевском мосту, стояли друг против друга Раскольников и враждебный ему мир.

Какую роль играет в сцене такая художественная деталь, как двугривенный, зажатый в кулаке героя?

СЛАЙД 11 (РАСКОЛЬНИКОВ, ДВУГРИВЕННЫЙ)

Теперь иной смысл обретает и такая художественная деталь, как двугривенный, зажатый в кулаке Раскольникова. Его, который восстал против мира дворцов и соборов, считают за нищего, достойного только сострадания и жалости. Он, который захотел обрести власть над миром, оказался отрезанным от людей, очутился на том аршине пространства, который все время возникал в его жестоких думах.

Этот «сквозной» образ романа получает в данной сцене почти материальное воплощение, оставаясь в то же время символом огромной обобщающей силы.

Какое эмоционально-смысловое значение приобретает образ бездны, разверзшейся под ногами Раскольникова?

Достоевский показал в этой сцене одиночество Раскольникова, от отъединенность от мира людей, заставляет читателя заметить бездну, разверзшуюся под ногами героя.

Усиливается впечатление от этой сцены не только художественными деталями, но и самой ритмической структурой фразы, которой сумел автор передать движение мысли Раскольникова, сам процесс его отъединения от людей. «В какой-то глубине, чуть-чуть видно под ногами, показалось теперь все его это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, всё… КАЗАЛОСЬ, ОН УЛЕТЕЛ КУДА-то вверх, и всё исчезло в глазах его…»

Это ощущение полета в никуда, отрезанности, страшного одиночества человека усиливается несколькими художественными деталями, которые даны чуть раньше. «Небо было почти без малейшего облачка, и вода почти голубая…» Давайте мысленно представим, с какой точки открылась Р. «великолепная панорама» Петербурга.

Он стоял на мосту, под ним была голубая бездна рек и, над ним – голубое небо. Это вполне реальная картина наполняется в романе огромным символическим содержанием в сопоставлении со всеми событиями, о которых мы узнаем из текста романа несколько ранее.

СЛАЙД 13 (РАСКОЛЬНИКОВ)

Двугривенный, зажатый в кулаке Р. (тоже художественная деталь, наполненная глубоким символическим смыслом) связывает этот эпизод со сценой на бульваре, когда герой пожертвовал свои двадцать копеек на спасение бедной девочки. Связывает не только тем, что судьба этой девочки похожа на судьбу Сони, близких героя, но и ещё и тем, что здесь поднимается этический вопрос огромной важности: имеет ли он, Родион Романович Раскольников, право теперь помогать людям, а если нет, то кто это право имеет: Лужин? Свидригайлов? Кто-то другой? И что значит – помогать?

Так маленькая художественная деталь обращает нас к размышлениям героя о серьезных нравственных проблемах.

Как сцена «На Николаевском мосту» связана с предшествующим и последующим содержанием романа?

СЛАЙД 14 (ПОСЛЕДНИЙ)

Так крохотный эпизод, бесконечно малое звено в «лабиринте сцеплений» помогает нам понять замысел автора в целом.

С какой сценой и из какого произведения перекликается сцена на Николаевском мосту? В чем сходство ситуаций и в чем отличие?

(«Медный всадник»: Евгений – восседая на льве, увидел перед собою «кумира на коне» - бросает вызов; Раскольников вызова не бросает – он хочет утвердиться в этом мире).

В мире, в котором являются хозяевами лужины, свидригайловы,…, о них мы поговорим на следующем уроке.

Д/З: Образы Лужина, Свидригайлова

Вопрос по произведению Достоевского "Преступление и наказание" и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
На Николаевском мосту (теперь - мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". Каждый раз Раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме "Медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова. Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.). Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (...) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму... ".
"Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118).

В сегодняшнем мире …. тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

1. Ф.М.Достоевский. Жизнь, творчество. История создания романа «Преступление и наказание», жанр, композиция.

Н айдите ответы на вопросы:

1.Какая семейная тайна во многом определила сознание Достоевского?

2.С какого произведения начинается творческий путь писателя?
3.Кто из деятелей русской культуры сыграл большую роль в его судьбе?

4.Каковы задачи и направление деятельности кружка Петрашевского? Какое участие принимал в нём Достоевский?

5.В чём смысл духовного перерождения, пережитого Достоевским на каторге? Какая книга опирается на его каторжный опыт?

6.Каковы формы участия Ф.М.Достоевского в общественной жизни 1870-х годов?

Эволюция мировоззрения Ф.М.Достоевского.

1840-е годы

События жизни

Знакомство с Белинским, кружок Петрашевского

«Казнь» и каторга

После каторги

Мировоззрение

Социализм, испытание веры

Народ, Христос

«Идея о человеке» - найти Бога в себе




Создание романа "Преступление и наказание".


Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Ф.М.Достоевского во время пребывания его на каторге.


9 октября 1859 г.он пишет брату: «В декабре я начну роман…Я совершенно решил писать его немедля… Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…Исповедь окончательно утвердит моё имя».

Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.



Содержание.

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это - психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Композиция и жанр.
Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние.


Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований. Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Роман Достоевского — это, прежде всего, роман философский, роман споров, роман идей.

Главные идеи.

Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.


Значение некоторых имён и фамилий.

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья.

Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

Лебезятников.

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна.

Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.

Лизавета Ивановна.


2. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Петербург Достоевского.

Прочтите первые страницы романа.
Чем удивил вас Достоевский в этом описании Петербурга, знакомого вам по произведениям Пушкина, Гоголя, Гончарова?

  1. Обратившись к тексту романа, выпишите «достоевские», с вашей точки зрения, детали.

  1. С какой целью Достоевский даёт аллюзию (аллюзия, реминисценция – отзвук, явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-либо) на пушкинский текст?
  2. Как складывается образ «Петербурга Достоевского» в романе?
  3. Где происходит действие? Что это за район города? Почему действие вынесено на городские улицы?
  4. Назовите наиболее характерные детали облика города, запомнившиеся вам при чтении романа.
  5. Какие детали в описании Петербурга повторяются и почему?
  6. Какие оценочные высказывания автора и персонажей о городе выбрали? Какой образ Петербурга вырастает из этих оценок?
  7. На какие эпитеты в описании городских кварталов обратили внимание? Можно ли их назвать «психологическими»?
  8. Продолжите фразу: «Петербург Достоевского – это……»

Комната Раскольникова.

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отстававшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Комната Сони.

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

Жилище Мармеладовых.

Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ….. на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

  1. Какая деталь в описании каждой из комнат показалась вам самой значимой?
  2. Какие именования даёт Достоевский жилищу Раскольникова? Что должен чувствовать человек, живущий в таких условиях?
  3. Как в описании каморки Раскольникова и места его обитания возле Сенной прослеживается мотив «тупика».

3. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума.

«Униженные и оскорблённые» в романе.

Семья Мармеладовых.

(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)

Семён Захарович.

  1. Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых. В чём причина бедственного положения?
  2. Проанализируйте монолог Мармеладова (ч.1, гл.2). Какие чувства вызывает у вас этот герой?
  3. Как относится автор к Мармеладову?
  4. Почему Мармеладов оказался во власти пьянства, почему он может вырваться из этого болота?
  5. Добился ли Достоевский эффекта присутствия судьбы Мармеладова в общей атмосфере безысходности города Петербурга?
  6. С чего начинается падение Мармеладова? Почему он во многом обвиняет Катерину Ивановну?
  7. Как погибает Мармеладов? Что вообще, по-вашему, стало причиной его гибели?

Семён Захарович - опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа счастливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, честная и чистая Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.

Катерина Ивановна.

  1. Опишите Катерину Ивановну.
  2. Как её характеризуют слова: «Пол сама моет и на чёрном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит»?
  3. Почему она так несправедлива к Соне, к своим детям?
  4. Назовите черты характера Катерины Ивановны.
  5. Есть ли что-то общее у Катерины Ивановны и Раскольниковым?
  6. Расскажите о последних эпизодах жизни Катерины Ивановны. Как она умирала? Что вас поразило в этих описаниях?
  7. Почему перед смертью Катерина Ивановна отказывается от Бога и покаяния?

Катерина Ивановна - до предела измученная женщина, мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.

Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» (ч.2, гл.2) и «Самоубийца утопленница» (ч.2, гл.6).

  1. В чём сходство и различие этих эпизодов?
  2. Почему «необъяснимым холодом веяло … всегда» на Раскольникова от «этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина»? Отчего красота города не затрагивает Раскольникова? Почему Петербург «парадный» как бы исключён автором из топографии романа?
  3. Подумайте, почему Достоевский называет город «фантастическим»?
  4. Что вы нарисовали бы, если бы вам представилась возможность иллюстрировать «Преступление и наказание»?

4.Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Портрет.

Главный герой романа - разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами….ростом выше среднего, тонок и строен».

Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.


Раскольников среди униженных и оскорблённых.

  • Зачем Раскольников вышел из каморки?
  • Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?
Разговор в трактире
  • В чём сомневался герой?
  • Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идёт к старухе-роцентщице, в распивочной, после сна. О чём они свидетельствуют?
Убийство старухи-процентщицы
  • Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч.1, гл.2-4). Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?
  • Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

5. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя.



Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, его детям, Соне, пьяной девушке на бульваре)

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

  • Какова главная причина преступления?
  • В чём суть теории героя, в которую он верит?
  • Где она была изложена?
  • К какому разряду людей принадлежит герой?

Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда».

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет несправедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

«Обыкновенные люди».

  • Люди консервативные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.
  • Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.
  • Они слабы, бессильны и не способности изменить своей участи.
  • Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.


«Необыкновенные люди».

  • Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.
  • Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.
  • Это избранные люди. Такими личностями были, например, Магомет, Наполеон.

«Двойники» Раскольникова.

Считают себя «сильными мира сего», живут по принципу «всё дозволено».

Аркадий Иванович Свидригайлов»

1. Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

2. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «общая точка»?

Поступки

Общее с теорией Раскольникова

Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (даёт деньги Катерине Ивановне и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорблённая честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Родиона в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом (верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).

«Мы одного поля ягоды», - говорит Свидригайлов Родиону. И Родион понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, «перешли через кровь».

Пётр Петрович Лужин.


  1. Кто такой Лужин?
  2. Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?
  3. Впечатления о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между Лужиным и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения.
  4. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?
  5. Лужин не может смириться и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин своё решение.

Поступки

Общее с теорией Раскольникова

Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получает удовольствие от её зависимости. Дуня готова в ыйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути.

  • В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

6.Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

  • В чём «правда» Сони, по каким принципам она живёт, во имя чего «переступила» героиня?
  • Жизнь тяжела и для Раскольникова, и для Сони. Но как воспринимают её герои?
  • Почему в собеседники Раскольников выбрал именно Соню?
  • Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
  • Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?

  • Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие?
  • Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Что главное в поведении Сони?
  • Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
  • Докажите, что писать утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.

Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

  1. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
  2. Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне?

Соня.

18-летняя девушка, всё образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Главные черты Сони Мармеладовой.

Самопожертвование.

Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?». Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.

Смирение.

Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого помогает вера в Бога.

Всепрощение.

Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним.В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Сон как художественный приём.

Подсознание.

Сон – это общение человека со своим сознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Он – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Художественный приём.

Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Ильича Обломова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова.

Экспозиция.

Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении романа.

Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Смысл.

Сон несёт смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Символика.

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жить в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова.

Сон после убийства.

Сон-крик заполнен страшными звуками: «…. таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Всё существо героя воспротивилось совершённому убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова.

Сон, в котором Родион повторяет убийство.

Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мертво только для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Сон про оазис.

Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Сон на каторге.

Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческий мучений (он – полная противоположность сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.

7.Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Поиск истины.

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

  1. Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им?
  2. Раскаивается ли Раскольников в преступлении?
  3. Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? В чём упрекает себя Раскольников?

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

  1. Расскажите о первой встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод).
  2. Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем.
  3. На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «….хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою». Расскажите о второй встрече со следователем, сделайте вывод.
  1. Третья встреча (ч.4, гл.2). Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его «по форме»?
  2. Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Проанализируйте его.
  3. Что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?

Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории. Герой презирает себя за то, что не вынес своё преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как все. Холодная мысль («арифметика», «диалектика») Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастью людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берёт верх, и ему ничего не остаётся, как «сделать явку с повинной».

Проследим эту борьбу по тексту романа.


Крушение теории Раскольникова.

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства «одной гаденькой старушонки»: «…. я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – это его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.


9. Использование различных художественных приёмов в романе. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Речевая характеристика героев

Приём антитезы.

Тема урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Задачи: 1. вырабатывать умение работать с текстом, обращая внимание на СЛОВО писателя; 2. проверить сформированность читательских и аналитических умений; 3. учить целостно, объемно воспринять эпизод, увидеть в отдельном фрагменте художественного произведения выражение авторской позиции мира и человека и передать это через свою интерпретацию текста. Мы продолжаем работать над романом Достоевского «Преступление и наказание» СЛАЙД 1 Тема нашего урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» СЛАЙД 2 1.Беседа на повторение - Что такое эпизод? (Э. - небольшая часть литературного произведения, играющая в развитии сюжета определенную структурную роль. Часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. СЛАЙД 3 Содержание эпизода составляют поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление развитию сюжета, который в крупных произведениях строится на сцеплении ряда эпизодов). СЛАЙД 4 - Почему важно последнее утверждение? (Э. - законченный, но не изолированный отрывок текста, поэтому анализ эпизода - это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент) СЛАЙД 5 - Как определяются границы эпизода? (Либо сменой действующих лиц, либо свершением нового события) - Почему важно определить место фрагмента в структуре художественного целого? Временные, причинно-следственные связи ___________1______________________________________________________ Экспозиция развязка завязка развитие действия кульминация - А связи между эпизодами есть? (Между эпизодами есть связи: причинноследственные, причинно-временные, временные) СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 В работе над эпизодом мы должны выявить важные мотивы, идеи, художественные приемы, творческую манеру автора. Только после этого мы имеем право говорить о важнейших чертах всего произведения! События, заключенные в эпизоде, содержит определенный мотив (встречу, ссору, спор,…) т.е. содержательная функция эпизода может быть Характерологическая Т.е. отражать хар-р героя, его мировоззрения Психологическая, т.е. раскрывает душевное состояние героя, его психологи. Оценочная, т.е. содержать авторскую оценку в лирическом отступлении Может знаменовать поворот в отношениях героев Эпизод - представляет собой микротему, отдельное произведение со своей композицией, в которой есть и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развязка. СЛАЙД 8 (ГОРОД ПЕТЕРБУРГ) На предыдущем уроке мы с вами обратили внимание на одну из важнейших тем романа - тему Петербурга. Город становится настоящим действующим лицом романа, действие произведения разворачивается именно на его улицах потому, что Достоевский по-своему осмыслял место этого города в русской истории. И хотя Петербург Достоевского - это город распивочных и «углов», это город Сенной площади, грязных переулков и доходных домов, все-таки однажды он предстанет перед героем во всей своей величественной красоте. Перед нами эпизод «Раскольников на Николаевском мосту» (часть 2, глава 2) СЛАЙД 9 (РАСКОЛЬНИКОВ) - Наша задача - понять: зачем Достоевский вводит эту сцену в роман? Прочитаем этот эпизод. - На что вы обратили внимание? Какие действия происходят? (Идет в глубокой задумчивости, едва не попал под лошадь, за что получил удар кнутом, который заставил его очнуться. И тут он почувствовал, что в руке его зажат двугривенный, который дала ему в виде милостыни сердобольная купчиха.) - Случайно ли Раскольников оказался на Николаевском мосту? - Какой парадокс вы заметили? (Это первое, на что обращает внимание читателей Достоевский: его герой, который причислил себя к числу людей высшего разряды, выглядит в глазах окружающих просто нищим) - Но важно понять, почему именно здесь, на этом месте заставил автор очнуться своего героя? Почему он забывает боль от удара кнутом? (С моста ему открылся великолепный вид на город. Перед ним снова встала загадка, тайна «великолепной панорамы», давно тревожившая его ум и сердце. Сейчас перед ним не город трущоб, перед ним город дворцов и соборов - СЛАЙД 10 олицетворение верховной власти России. Это Зимний дворец, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода, Медный всадник.) - Что почувствовал в этот момент Раскольников? Что ему показалось? (Картина величественная и холодная. Только теперь он почувствовал до конца, какой он шаг совершил, против чего он поднял свой топор.) - Какой символический смысл приобретает в этой сцене панорама Петербурга? Почему от неё веет холодом? - Здесь, на Николаевском мосту, стояли друг против друга Раскольников и враждебный ему мир. - Какую роль играет в сцене такая художественная деталь, как двугривенный, зажатый в кулаке героя? СЛАЙД 11 (РАСКОЛЬНИКОВ, ДВУГРИВЕННЫЙ) = Теперь иной смысл обретает и такая художественная деталь, как двугривенный, зажатый в кулаке Раскольникова. Его, который восстал против мира дворцов и соборов, считают за нищего, достойного только сострадания и жалости. Он, который захотел обрести власть над миром, оказался отрезанным от людей, очутился на том аршине пространства, который все время возникал в его жестоких думах. Этот «сквозной» образ романа получает в данной сцене почти материальное воплощение, оставаясь в то же время символом огромной обобщающей силы. СЛАЙД 12 - Какое эмоционально-смысловое значение приобретает образ бездны, разверзшейся под ногами Раскольникова? Достоевский показал в этой сцене одиночество Раскольникова, от отъединенность от мира людей, заставляет читателя заметить бездну, разверзшуюся под ногами героя. Усиливается впечатление от этой сцены не только художественными деталями, но и самой ритмической структурой фразы, которой сумел автор передать движение мысли Раскольникова, сам процесс его отъединения от людей. «В какой-то глубине, чуть-чуть видно под ногами, показалось теперь все его это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, всё… КАЗАЛОСЬ, ОН УЛЕТЕЛ КУДА-то вверх, и всё исчезло в глазах его…» Это ощущение полета в никуда, отрезанности, страшного одиночества человека усиливается несколькими художественными деталями, которые даны чуть раньше. «Небо было почти без малейшего облачка, и вода почти голубая…» Давайте мысленно представим, с какой точки открылась Р. «великолепная панорама» Петербурга. Он стоял на мосту, под ним была голубая бездна рек и, над ним - голубое небо. Это вполне реальная картина наполняется в романе огромным символическим содержанием в сопоставлении со всеми событиями, о которых мы узнаем из текста романа несколько ранее. СЛАЙД 13 (РАСКОЛЬНИКОВ) Двугривенный, зажатый в кулаке Р. (тоже художественная деталь, наполненная глубоким символическим смыслом) связывает этот эпизод со сценой на бульваре, когда герой пожертвовал свои двадцать копеек на спасение бедной девочки. Связывает не только тем, что судьба этой девочки похожа на судьбу Сони, близких героя, но и ещё и тем, что здесь поднимается этический вопрос огромной важности: имеет ли он, Родион Романович Раскольников, право теперь помогать людям, а если нет, то кто это право имеет: Лужин? Свидригайлов? Кто-то другой? И что значит - помогать? Так маленькая художественная деталь обращает нас к размышлениям героя о серьезных нравственных проблемах. =Как сцена «На Николаевском мосту» связана с предшествующим и последующим содержанием романа? СЛАЙД 14 (ПОСЛЕДНИЙ) Так крохотный эпизод, бесконечно малое звено в «лабиринте сцеплений» помогает нам понять замысел автора в целом. = С какой сценой и из какого произведения А.С.Пушкина перекликается сцена на Николаевском мосту? В чем сходство ситуаций и в чем отличие? (А.С.Пушкин «Медный всадник»: Евгений - восседая на льве, увидел перед собою «кумира на бронзовом коне» - бросает вызов; Раскольников вызова не бросает - он хочет утвердиться в этом мире). В мире, в котором являются хозяевами лужины, свидригайловы,…, о них мы поговорим на следующем уроке. Д/З: Образы Лужина, Свидригайлова

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...