«Темы, идеи, образы - Карамзин. Создание проблемной ситуации



Николай Михайлович Карамзин

Год рождения: 1766

Год смерти: 1826

Родился публицист в тысяча семьсот шестьдесят шестом году. Николай потерял мать в раннем детстве и воспитывала его няня. Детство он провёл в имении своего отца, небогатого помещика и отставного капитана.

В восемь лет, Николай, за одно лето, прочёл всю библиотеку матери, которая состояла из десятка нравоучительных романов. Когда мальчику исполнилось тринадцать, отец определил его в пансионат при Московском университете.

Четыре года Николай изучал русскую историю, французский и немецкий язык, а так же литературу.

В тысяча семьсот восемьдесят третьем году, отец настоял, чтобы юноша переехал в Петербург и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк. Совсем скоро Николай Михайлович повстречал своего дальнего родственника - Дмитриева, который и рассказал будущему поэту и прозаику, что занимается переводами прозаических статей и пишет стихи, тем самым, зарабатывая себе на хлеб.

Карамзин подал в отставку и занялся вплотную литературой и переводами. А воротившись в Симбирск, Николай Михайлович познакомился с членом «Золотой венец» тайного религиозно-просветительского общества масонов - Иваном Петровичем Тургеневым. Он-то и уговорил Карамзина уехать в Москву.

Иван Петрович ввёл Николая Михайловича в учёное общество, которое возглавлял общественный деятель, русский просветитель - Николай Иванович Новиков. На то время, он уже был знаменит, благодаря своим острым сатирическим произведениям, которые были направлены против самодержавия и крепостного права.

Здесь, в этом обществе, публицист стал редактором, в первом русском детском издании, который возглавлял Новиков - «Детское чтение для сердца и разума». И на протяжении трёх лет Николай Михайлович, всё сильнее углублялся в литературу и в свою работу редактора, отдаляясь от масонства. А потом и вовсе произошёл разрыв, между масонами и Карамзиным, это произошло в тысяча семьсот восемьдесят восьмом году.

В тысяча семьсот восемьдесят девятом году, весной, поэт от отца получил в наследство имение. Он продал его и отправился путешествовать по Кёнигсбергу, Франции и другим городам Европы. А воротившись обратно в Москву, и имея богатейший запас ярких впечатлений, окончательно понял, что литература - его призвание!

В тысяча семьсот девяноста первом году, в январе, в свет выходит «Московский журнал» и это издание, сразу же завораживает читателей. Потому как, в на его страницах печатались лучшие русские поэты и писатели, а сам же Карамзин, рассказал читателям о красотах других стран, в своём сочинении - «Письма русского путешественника». Здесь же, в этом издании, была впервые напечатана повесть «Бедная Лиза».

В восемнадцатом веке, большинство писателей, творили свои произведения на трудно понимаемом, литературном, тяжёлом языке. Он был книжный, искусственный … Карамзин же, пытался создавать свои произведения на понятном и простом языке, на том, к которому люди привыкли и на котом русское образованное дворянство говорило. Отчего, молодое поколение, с большим восторгом приняло творчество Николая Михайловича.

В тысяча семьсот девяноста втором году, весной, масонов стали подозревать в преступных замыслах против правительства. Нависла угроза ареста над Николаем Ивановичем Новиковым и его «злейшими» товарищами. Стали интересоваться и Карамзиным … От имени русского писателя и от своего имени, Карамзин замолвил слово и выступил в защиту за Новикова.

В мае вышел очередной номер «Московского журнала», в котором была напечатана ода Карамзина «К Милости», она была написана в тревожную неделю, в ту самую, когда Новиков ожидал решения суда.

В оде открыто говорилось, что в нарушениях закона виновна императрица, а не Новиков. Что она одержима озлобленностью и боится правды, потому как именно так понятна будет людям правда и будет расправа. Правда, осталась ода без ответа, а Новикова приготовили к заключению в крепости на пятнадцать лет.

В тысяча семьсот девяноста втором году «Московский журнал» прекращает своё издание.

На престол взошёл Павел Первый и он вернул свободу Николаю Ивановичу, что вселило в душу Карамзина огромную надежду. Вскоре Николай Михайлович написал оду, в которой сравнивал Петра Великого с Павлом Первым, но сам вскоре убедился, что Павел Первый не имеет ничего общего с «нарисованным образом» мудрого человека и правителя, коим его описал автор в произведении.

Произошёл дворцовый переворот. И с новыми двумя одами Карамзин обращается уже к новому императору - Александру Первому. В обоих произведениях автор призывает дворянство прекратить разорять и уничтожать Россию, прекратить войны и отметить рабство, создать «умные» и понятные всем законы, и каждого, свято их соблюдать. За поучения, новый царь, наградил автора од перстнем с бриллиантом.

В следующее десятилетие, после закрытия «Московского журнала», Николай Михайлович выпускает сборник стихов, а потом и несколько альманахов и три части «Пантеона иностранной словесности». Чуть позже, он открывает издание нового журнала, который назвал - «Вестник Европы». В этом журнале он публиковал статьи на тему политики, истории и общественности.

В тысяча восемьсот втором году, в журнале была напечатана «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Белинский сказал об этом произведении просто - «она свела с ума всю публику».

Карамзин писал исторические, гениальные произведения, тем самым, положив начало исторической художественной прозе. А потом, её успешно развивали, в своих произведениях Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин и прочие.

С тысяча восьмисотого по тысяча восемьсот шестнадцатый год, Николай Михайлович работал над многотомником истории России. А работу в журнале он и вовсе оставил, хотя она приносила писателю не малый доход. Но, публицист отдал все силы и долгие годы многотомной истории.

В тысяча восемьсот восемнадцатом году, царь Александр Первый, разрешил выпустить в свет восемь томов произведения - «История Государства Российского». Успех был ошеломляющим, он превзошёл все ожидания автора! Народ бросился читать историю своего отечества. Казалось, что «Древнюю Россию», отыскал Николай Михайлович, как Америку нашёл Коломб!

В тысяча восемьсот двадцать первом году вышел в печать одиннадцатый том «Истории Государства Российского», в нём рассказывалось об Иване Грозном.

Карамзин посвятил «Истории» двадцать два года. А работая над двенадцатым томом, рассказывая про тысяча шестьсот одиннадцатый год, когда русский народ воевал против польской интервенции и дальнейшее развитие истории, оказалось, что автор совершил массу исторических ошибок, а именно … Карамзин не учёл в своих рассказах экономику, исторический процесс, принизил роль народа и возвысил, лишь одну личность - правителя. Грубейшие ошибки!

Но не смотря на них, всё же «История Государства Российского», на то время, являлась крупным научным явлением, а на сегодняшний день, это замечательное произведение!

После выпуска всех томов, Александр Первый, держал автора при дворе. Карамзин мог высказать непосредственно царю своё мнение и взгляд на отдельные политические моменты, на внутреннее и внешнее правление.

Николай Михайлович верил, что стране необходимо монархическое правление. И заблуждался, думая, что именно «монарх» предоставит народу «благоденствие», именно это и помешало Карамзину понять необходимость в истории страны «революционного выступления декабристов».

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Деятельность Николая Михайловича Карамзина была высшим достижением эстетического развития этого периода. В области литературы он дал образцы философской лирики и почти всех прозаических жанров, к которым станут обращаться в ближайшие годы русские литераторы: путешествия в письмах, сентиментальной повести, «готической» новеллы («Остров Борнгольм»); наконец, он дал законченные образцы «слога» - «языка сердца», где примат непосредственного чувства над рациональным познанием сказывался в эмоциональной, часто лирической окрашенности, повышении мелодического начала, богатстве, а иногда и изысканности стилистических оттенков. Широкой читательской публике Карамзин известен как прозаик и историк, автор «Бедной Лизы» и «Истории государства Российского». Между тем Карамзин был также поэтом, сумевшим и в этой области сказать свое новое слово. В стихотворных произведениях он остается сентименталистом, но в них отразились и другие стороны русского предромантизма. В самом начале поэтической деятельности Карамзин написал программное стихотворение «Поэзия». Однако, в отличие от писателей-классицистов, Карамзин утверждает не государственное, а сугубо интимное назначение поэзии, которая, по его словам. Оглядываясь на историю мировой литературы, Карамзин по-новому оценивает ее многовековое наследство. В отличие от классицистов, не признававших Шекспира, который не укладывался в рамки их поэтических правил, Карамзин восторженно прославляет великого английского драматурга. В нем он видит глубочайшего психолога. Карамзин стремится расширить жанровый состав русской поэзии. Ему принадлежат первые русские баллады, которые впоследствии станут ведущим жанром в творчестве романтика Жуковского. Баллада «Граф Гваринос» - перевод старинного испанского романса о побеге отважного рыцаря из мавританского плена. Она была переведена с немецкого языка четырехстопным хореем.. Вторая баллада Карамзина - «Раиса» - близка по содержанию к повести «Бедная Лиза». Ее героиня - девушка, обманутая любовником, кончает жизнь в морской пучине. Поэзию Карамзина отличает от поэзии классицистов культ природы. В стихотворении «Волга» Карамзин первый из русских поэтов воспел великую русскую реку. Это произведение создано по непосредственным впечатлениям детства. В круг произведений, посвященных природе, входит стихотворение «Осень». В произведении «Осень» - лирический пейзаж связан с грустными размышлениями автора не только об увядании природы, но и о бренности человеческой жизни.Поэзия настроений утверждается Карамзиным в стихотворении «Меланхолия». Поэт обращается в нем не к четко выраженному состоянию человеческого духа - радость, грусть, а к его оттенкам, «переливам», к переходам от одного чувства к другому:


О Меланхолия! нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья;

Отчаянье прошло... Но слезы осушив,

Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь

И матери своей, Печали, вид имеешь.

За Карамзиным прочно закрепилась репутация меланхолика. Между тем печальные мотивы - только одна из граней его поэзии. В его лирике нашлось место и для жизнерадостных эпикурейских мотивов, вследствие чего Карамзина можно считать одним из родоначальников «легкой поэзии». Единственная его поэма «Илья Муромец осталась незаконченной. Отталкивание Карамзина от классицистической поэзии отразилось и в художественном своеобразии его произведений. Он стремился освободить их от стеснительных классицистических форм и приблизить к непринужденной разговорной речи. Карамзин не писал ни од, ни сатир. Излюбленными его жанрами стали послание, баллада, песня. Подавляющее число его стихотворений не имеет строф или же написаны четырехстишиями. Рифмовка, как правило, не упорядочена, что придает авторской речи непринужденный характер. В безрифменном стихе написаны обе его баллады, стихотворения «Осень», «Кладбище», «Песня» в повести «Остров Борнгольм».

37. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Последнее десятилетие XVIII в. - время расцвета сентиментализма. Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60-70-х годах. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова. Гражданской поэзии классицизма и его «громкости» предвестники сентиментализма противополагают идеал нравственного воспитания личности, поэзию «тихого» покоя и мечтательного уединения. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством. В русле идей сентиментализма развивается в творчестве того же Муравьева и других поэтов и прозаиков конца XVIII в. Сентиментализм. главное - внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, “чувствительными” героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут заканчиваться гибелью или несчастьем героя. В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза». Популярность “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека. Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков. Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству. Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”. Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, - они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза - дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд. Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд. Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

Популярность повести "Бедная Лиза", анализ которой мы проведем, была столь велика, что окрестности Симонова монастыря (именно там происходят описанные в произведении трагические события) стали местом своеобразного "паломничества", почитатели таланта Карамзина таким образом выражали свое отношение к судьбе полюбившейся им героини.

Сюжет повести "Бедная Лиза" смело можно назвать традиционным: бедная крестьянская девушка жестоко обманута богатым и знатным человеком, она не выдерживает предательства и уходит из жизни. Как видим, ничего особо нового читателю не предлагается, но в этот избитый сюжет Карамзин вносит неподдельный человеческий интерес к героям, он описывает их историю в доверительной, интимной манере, его влечёт к себе мир душевных переживаний героев, соприкасаясь с которым он и сам испытывает глубокие и искренние чувства, которые находят выражение в многочисленных лирических отступлениях, характеризующих и героев, и, в первую очередь, самого автора, его гуманистическую позицию, готовность понять каждого из героев.

Образ Лизы стал для своего времени очень крупным художественным открытием, главная мысль Карамзина звучала даже не полемически, а вызывающе: "... и крестьянки любить умеют!"". Обратим внимание на восклицательный знак, автор настаивает на своём, готовый историей "бедной Лизы" доказать это своё утверждение, которое у большинства "просвещённых читателей" сначала могло вызвать в лучшем случае лишь улыбку.

Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" создан в русле противопоставления жизни сельской, близкой к природе, чистой и целомудренной, где ценность человека определяется только его человеческими качествами, и городской, условной и в этой своей условности испорченной, портящей человека, заставляющей его приспосабливаться к обстоятельствам и терять свое лицо в угоду "приличиям", соблюдение которых обходится - в человеческом плане - очень дорого.

В образе героини Карамзин выделяет такую черту, как самоотверженность. Она "неутомимо" трудится, чтобы помочь матери, которая называла её "божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за всё то, что она делает для матери". Страдая от горя, вызванного смертью отца, она "для успокоения матери старалась таить печаль своего сердца и казаться спокойною и весёлою". Человеческое достоинство девушки проявляется в том, что она гордо и спокойно несет свой крест, она не может взять не заработанные ею деньги, она искренно и наивно полагает, что недостойна быть избранницей "барина", хотя и чувствует к нему большую любовь. Сцена объяснения героев в любви пронизана поэзией, в ней, наряду с условностями, ощущается подлинное чувство, поэтически воплощенное в душевных переживаниях героев, которым созвучны картины природы - утро после объяснения в любви Лиза называет "прекрасным". Образы "пастушка" и "пастушки" как нельзя более полно передают душевную чистоту героев, целомудренность их отношения друг к другу. На какое-то время душевная чистота героини преобразила Эраста: "Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которыми прежде упивались его чувства".

Идиллические отношения "пастушка" и "пастушки" продолжались до тех пор, пока Лиза не сообщила возлюбленному о сватовстве к ней сына богатого, после чего они, обезумев от страха потерять друг друга, переступили грань, отделяющую "платоническую любовь" от чувственной, и при этом Лиза оказывается несравненно выше Эраста, она полностью отдаётся новому для себя чувству, тогда как он пытается осмыслить произошедшее, по-новому посмотреть на любимую девушку. Замечательная деталь: после своего "падения" Лиза боится, чтобы "гром не убил меня как преступницу!" Произошедшее роковым образом сказалось на отношении Эраста к Лизе: "Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы". Именно этим вызван его обман: он пресытился Лизой, ее чистой любовью, кроме того, ему нужно было поправить свои материальные дела выгодной женитьбой. Попытка его откупиться от Лизы описана автором с потрясающей силой, а слова, которыми он фактически изгоняет Лизу из своей жизни, говорят о его подлинном отношении к ней: "Проводи эту девушку со двора", - приказывает он слуге.

Самоубийство Лизы показано Карамзиным как решение человека, для которого жизнь закончена прежде всего потому, что его предали, он не в состоянии жить после такого предательства - и делает страшный выбор. Страшный для Лизы еще и потому, что она - набожна, она искренно верит в Бога, и самоубийство для нее - это страшный грех. Но ее последние слова о Боге и о матери, она ощущает свою вину перед ними, хотя изменить что-либо она уже не в силах, слишком страшная жизнь ее ожидает после того, как она узнала о предательстве человека, которому верила больше, чем себе...

Образ Эраста в повести "Бедная Лиза" показан автором как образ сложный и противоречивый. Он по-настоящему любит Лизу, он старается сделать ее счастливой и это ему удается, он наслаждается своим чувством к ней, теми новыми для себя ощущениями, которые вызваны этим чувством. Однако он так и не может преодолеть в себе того, что, вероятно, можно было бы назвать влиянием света, светские условности до какого-то предела им отметаются, но потом он снова оказывается в их власти. Можно ли осуждать его за его охлаждение к Лизе? Могли бы герои быть счастливы вместе, если бы этого охлаждения не было? Новаторством в создании художественного образа Карамзиным можно считать изображение душевных страданий Эраста, который выгоняет Лизу из своей новой жизни: здесь "злодейский поступок" героя переживается им самим настолько глубоко, что автор не может осудить его за этот поступок: "Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык моё не движется - смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему". Да и финал повести даёт нам возможность увидеть, что герой страдает от содеянного им: "Эраст до конца жизни своей был несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею".

Сентиментализму присуща определённая "чувствительность", которой отличается и сам автор повести. Современному читателю такие глубокие переживания могут показаться странными, однако для времени Карамзина это было подлинное откровение: столь полное, глубочайшее, погружение в мир душевных переживаний героев становилось для читателя способом познать и самого себя, приобщение к чувствам других людей, талантливо описанным и "прожитым" автором повести "Бедная Лиза", делало читателя духовно богаче, открывало ему новое в своей собственной душе. И, наверное, в наше время горячее сочувствие автора своим героям не может оставить нас равнодушными, хотя, конечно, и люди, и времена очень сильно изменились. Но во все времена любовь остаётся любовью, а верность и преданность всегда были и будут чувствами, которые не могут не привлекать к себе души читателей.

Но это любование не обязывает Карамзина к сочувствию ей или аналогичным явлениям в его современности. . Если не считать подготовительного периода литературной работы Карамзина до его путешествия за границу, вся его деятельность как писателя-беллетриста и даже журналиста замыкается в короткий период от 1791 до 1803 г.; после этого времени 23 года его жизни ушли на «Историю Государства Российского». Двенадцати лет было достаточно для укрепления за Карамзиным славы великого писателя, реорганизатора русской литературы и языка. Карамзин уже в 1790-х годах выступает в роли учителя и вождя литературы. Влияние его было огромно; представители самых разных умственных течений в русском обществе открыто признавали это влияние, говорили об увлечении Карамзиным, через которое они прошли.

Критерий красоты, эффектности был основным для Карамзина как художника; критерий силы решал дело для него как историка и политического мыслителя. Нет нужды доказывать слабость обоих этих критериев. фа Посадница вызывает восхищение Карамзина-эстета. Но она побеждена. Сила монархии в лице Ивана III сокрушила ее, и Карамзин-политик осуждает ее. «Победителей не судят» - вот лозунг Карамзина. И другой - «Горе побежденным». И еще в «Истории Государства Российского» едва ли не основной аргумент в пользу самодержавия, убедительный для Карамзина, - это то, что самодержавие победило. В конце концов уже в «Марфе Посаднице» мы видим двойственную форму отношения писателя к своей героине и к своей теме вообще: Карамзин посылает фу на казнь, повинуясь силе и исповедуя право этой силы, и в то же время любуется эффектностью гибели фы.

На протяжении всего почти XVIII в. западные сентиментальные или, вернее, предромантические и в то же время предреалистические литературные течения создали обширный фонд культурных ценностей. Облик европейской культуры ко времени начала Французской революции значительно изменился по сравнению с тем, который застал на Западе Ломоносов. Классицизм доживал свой век, разрушался - и дал новое цветение, на новой основе, в революционном творчестве поэтов и драматургов конца века. Рядом с ним пышно расцветала , возвещенная Ричардсоном, Стерном, Греем, Дидро, Руссо, Клопштоком. Анализ человека «вообще», во имя государственного единства, подчиняющего и поглощающего личность, уступил место психологическому анализу личности, завоевавшей право на интерес к себе, на защиту, на культ именно в качестве конкретной индивидуальности. Эмоциональная жизнь человека, его «частные привязанности», его «страсти» стали цениться более, чем логическая схема его политических соотношений, даже чем рациональная структура его морали. За этой перестройкой отношения к человеку стояло признание неправильности политической системы феодализма, незаконности ее господства над личностью, стоял индивидуализм революционного в ту пору мировоззрения буржуазии, стояло признание человека и его человеческого счастья высшим критерием ценности. Пусть гибнет личность, было бы живо государство, - говорил классик XVII в., и его лозунг был прогрессивен и нужен в его время. Пусть гибнет то государство, которое губит личность, было бы вольно человеку строить свою жизнь, как он хочет, и добиваться своего человеческого счастья, где он хочет, - этот лозунг, прогрессивный в конце XVIII в., помогал штурмовать феодализм и его политическую систему. А то обстоятельство, что буржуазность этого лозунга несла в себе возможность перерождения в идеологию новой эксплуатации, не было заметно тогда, когда перед народами стояла первоочередная задача борьбы со старым, феодальным злом. К концу XVIII в. и Западная Европа, и Россия накопили уже немалый опыт нового искусства.

В совершенно особом отношении к Карамзину стоит творчество другого великого деятеля русской литературы, также сентименталиста и притом строившего свою литературную систему задолго до Карамзина, с начала 1770-х годов, Александра Николаевича Радищева. Ряд элементов, введенных Карамзиным в литературу, есть и у Радищева; недаром центральное произведение и того и другого писателя - сентиментальное путешествие. Но интерпретация нового стиля и даже составных элементов его у Карамзина и Радищева совершенно различны. Это были в самом деле два пути единого стиля, вернее, два русских сентиментализма, принципиально враждебных друг другу. С одной стороны, это был стиль, воплощавший революционные стремления демократии, с другой - стиль консервативного дворянского мировоззрения, связанного с передо
выми традициями, но отказавшегося от политической прогрессивности.

Карамзин, сводя воедино все элементы дворянского сентиментализма, имевшиеся уже в русской культуре, и литературе в частности, ответил на запрос, назревший в ней, ответил с большей последовательностью, яркостью, с большим талантом, чем его предшественники. Тем самым он сделал направление мысли и искусства, замыкавшееся до него все-таки в узком кругу интеллигенции, достоянием гораздо более широких слоев.

Сочинение на тему «Творчество Н.М.Карамзина» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей.


Однако Н.М.Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований. Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести «Бедная Лиза» писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма коренным образом отличались от раз и навсегда застывших форм классицизма. Писателю-сентименталисту интересны, прежде всего, чувства и переживания героев, их внутренний мир. Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей. Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница или Покорение Новгорода». Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например лирическую осеннюю зарисовку.
Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями. В небольшой его фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка.
Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале 19 века.
Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности и вещей и явлений, которая мало изменятся во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы, непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.
Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...