Тишайший государь Алексей Михайлович Романов. Характеристика правления. Правления Алексей Михайловича (кратко)


Алексей Михайлович Романов, старший сын Михаила Федоровича Романова, родился в Москве 19марта 1629 года. Ему было всего 16 лет, когда в 1645 году умер его отец, и Алексей Михайлович принял корону Российского государства. А еще через месяц умерла его мать, и юный царь остался круглым сиротой. Несмотря на то, что он получил превосходное образование, Алексей Михайлович еще не мог править самостоятельно. Самым близким к молодому царю человеком в это время был его воспитатель Борис Иванович Морозов. Алексей Михайлович искренне любил и уважал своего наставника, и неудивительно, что в первые годы царствования Алексей Михайловича именно Морозов управлял страной. Неумеренные злоупотребления Морозова и его родни, крайне неудачная налоговая политика, которую они проводили (они собирали с людей громадные налоги, в частности налог на соль), привели к тому, что 2 июня 1648 года в Москве вспыхнул так называемый «Соляной бунт». Во время бунта было убито несколько высших государственных чиновников. Для умиротворения народа Алексей Михайлович был вынужден не только отлучить Морозова от государственных дел, но и отправить его в ссылку. Между тем перед правительством стояло много задач и проблем, требовавших возможно быстрого решения. Первым в списке безотлагательных дел стояло создание свода государственных законов, поскольку существовавшие судебники безнадежно устарели. Сразу после Соляного бунта (в 1648 году) в Москве был созван Земский Собор, принявший так называемое «Соборное Уложение», то есть свод государственных законов: земельных, семейных, уголовных и других. Соборным Уложением государственные учреждения России руководствовались вплоть до начала XIX века. Второй по величине и значимости реформой, проведение которой назрело, была церковная реформа. Дело в том, что за время смуты в церковных книгах, которыми священнослужители пользовались во время богослужений, накопилось большое число неточностей и расхождений. Исправление книг проводилось постепенно, но патриарх Никон, являвшийся доверенным лицом Алексея Михайловича, решил ускорить этот процесс (1653 - 1656г.г.). Исправлению подлежали не только сами книги, но и некоторые стороны церковных обрядов. Большое количество людей, предпочитавших старый порядок вещей, не одобрили реформы Никона. Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха. Все это усугублялось еще тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом. Будучи очень близок к Алексею Михайловичу, Никон долгое время оказывал сильное влияние на царя. Вплоть до того, что Алексей Михайлович оставлял его управлять страной во время своего отсутствия. Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола и отправлен в ссылку. Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона (хотя самого Никона он осудил). В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды). В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой. У правительства хватало проблем и помимо реформ. Часть из них касалась внутренних дел, а часть взаимоотношений с другими странами. Перемирие, заключенное с Польшей, и мир со Швецией были крайне не выгодны для России. На протяжении царствования Алексея Михайловича правительство пыталось исправить такое положение дел. В 1653 году Земский Собор рассматривал вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Россией (по просьбе украинцев, воевавших тогда с поляками за независимость и надеявшихся получить защиту и поддержку у России). Вопрос был очень важен для России, поскольку подобная поддержка могла спровоцировать очередную войну с Польшей, что, собственно, и произошло. 1 октября 1653 года Земский Собор принял решение о воссоединении Украины с Россией; 8 января 1654 года украинский гетман Богдан Хмельницкий торжественно провозгласил воссоединение на Переяславской раде, а уже в мае 1654 года Россия вступила в войну с Польшей. Россия воевала с Польшей с 1654 по 1667 год. За это время в состав России были возвращены Ростиславль, Дорогобуж, Полоцк, Мстислав, Орша, Гомель, Чечерск, Новый Быхов (1654); Смоленск (23.09.1654); Витебск, Минск, Гродно, Вильно, Ковно (1655 год). С 1656 по 1658 год Россия воевала со Швецией. Русский войска взяли приступом Динабург, Кокнес, Юрьев, Ниеншанц, осадили Ригу и Орешек. В ходе этой войны было заключено несколько перемирий на различных условиях, но в итоге Россия так и не сумела вернуть себе выход к Балтийскому морю. В самой России было неспокойно. В 1662 году в Москве вспыхнул так называемый «Медный бунт», связанный с введением в оборот медных денег. В 1670 - 1671 годах в стране бушевала крестьянская война под предводительством казака Степана Тимофеевича Разина, справиться с которой удалось, прямо скажем, не без труда. Таким образом, период правления Алексея Михайловича до предела насыщен бурными и разнообразными событиями. Но нельзя сказать, что сам царь принимал в них активное участие. По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был прекрасным человеком; добрым, отзывчивым, милосердным. Недаром он заслужил прозвище «Тишайший». Народ относился к нему с любовью и уважением. Но при всем том он был человеком не на своем месте. Он был не способен к управлению: всегда питал самые добрые чувствования к народу, всем желал счастья, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ни чего вымыслить, как положиться во всем на существующий механизм приказного управления. Алексей Михайлович умер 29 января 1676 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царь Михаил умер в 1645 г., не дожив до 50 лет. Через месяц в могилу сошла и его жена, царица Евдокия. На плечи их сына, 16-летнего Алексея Михайловича, провозглашенного царем на Земском соборе, т. e., в сущности, выбранного, как некогда Михаил, легла огромная тяжесть власти. Конечно, ему повезло больше, чем отцу в 1613 г. Ведь Алексей вступил на трон в мирное время и в мирной стране. Самым важным событием начала его царствования стало принятие в 1649 г. Соборного уложения – нового свода законов. Оно предусматривало более суровые, чем раньше, наказания за преступления против государства и церкви. У Соборного уложения оказалась долгая жизнь. Им пользовались судьи почти 200 лет, до начала XIX в. Уложением было установлено полное крепостное право – теперь срок розыска беглых крестьян не ограничивался каким-то периодом. Помещик мог вернуть своего беглого крестьянина, сколько бы лет ни прошло со дня его побега. История введения крепостного права не проста. До конца XVI в. крестьяне могли раз в году (осенний Юрьев день) покидать своего помещика. Однако длительные войны, репрессии Ивана Грозного, нашествия врагов, Смута разорили, ослабили служилых людей – владельцев вотчин и поместий. Продолжалось и повальное бегство обнищавших крестьян от помещиков. Чтобы остановить его, в 1597 г. приняли закон: беглые в течение целых 5 лет подлежали возвращению к своим господам. Одновременно провели перепись зависимого населения. Так были заложены основы крепостного права, которое окончательно оформилось в середине XVII в.

Алексей Михайлович, второй царь династии Романовых, вступил на престол при всеобщей поддержке подданных, которым он нравился. Молодой государь отличался умом, образованностью, был с юных лет деятельным, живым, подвижным. Веселый, остроумный, он страстно любил охоту, завел при дворе театр. Алексей Михайлович прославился редкостной богобоязненностью, благочестием и глубокой верой в Бога. Он оставался верен друзьям, почитал старших, был добрым, совестливым человеком. В 1652 г., посылая митрополита Никона в Отрочь монастырь за прахом убитого Малютой Скуратовым митрополита Филиппа Колычева, он передал Никону письмо, которое тот зачитал прямо перед гробницей мученика. Царь просил Филиппа простить «согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно завистью и неудержанием ярости».

Сохранившиеся до наших дней письма царя Алексея Михайловича дышат энергией, остроумием и необыкновенным жизнелюбием. В письме стольнику А. И. Матюшкину он описывает, как борется с разболтанностью стольников, опоздавших на смотр: «Да извещаю тебя, што тем утешаюся, што столников безпрестани купаю ежеутро в пруде – Иордань хороша сделана, человека по четыре, и по пяти, и по двадцати человек за то: кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю, да после купанья жалую, зову их ежеден; у меня купалщики те едят вдоволь, а иные говоря: мы, де, нороком не поспеем, так-де и нас выкупают, да и за стол посадят, многие нороком не поспевают...» Из этого письма видно, что склонность Петра Великого к весьма смелым шуткам над своими подданными унаследована им от остроумного отца.

И хотя Алексей Михайлович не ломал «старины», как это сделал впоследствии его сын Петр, Россия развивалась, постепенно осваивая достижения и опыт передовых стран Европы. В частности, благодаря Алексею Михайловичу в России основали кораблестроение по голландскому образцу.

В начале царствования Алексея первым советником считался боярин Б. И. Морозов. Он даже породнился с царем – оба женились на сестрах Милославских. Но вскоре Морозов зарвался, его подручные прославились взятками и злоупотреблениями. Социальный взрыв произошел в 1648 г., когда Морозов ввел высокий налог на соль. Рост цен на этот необходимейший продукт привел к Соляному бунту. Народ разгромил дома вельмож, убил двух приближенных Морозова. Жизнь же самого боярина буквально вымолил у бушующей толпы сам царь Алексей Михайлович. Но от услуг Морозова царю пришлось отказаться.

Крупнейшим дипломатом и политиком того времени стал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Сын бедного псковского помещика из Опочки, он сумел получить прекрасное образование, знал латинский и немецкий языки. О нем говорили, что он «знает немецкое дело и немецкие обычаи знает же». Ордин был умным, критически мыслящим человеком. Он много лет возглавлял Посольский приказ, оставаясь сторонником сближения с Западом, ратовал за развитие торговли, стал инициатором принятия в 1667 г. Новоторгового устава, вводившего льготы для русского купечества. Он отличался редким умением вести сложные переговоры с поляками, отношения с которыми б ли исключительно тяжелыми после вмешательства России в польско-украинскую распрю и присоединения Украины. Он слыл последовательным противником резких действий против Речи Посполитой, стремился достичь за столом переговоров согласия, выгодного и России, и Польше. Так, после долгих переговоров с польской делегацией Ордин сумел заключить столь нужное России Андрусовское соглашение о мире.

Человек гордый и упрямый, он имел в придворной среде много врагов. Не все его действия нравились царю, которому казалось, что Ордин делает слишком много уступок полякам. В 1671 г. Алексей Михайлович, как сказано в документах, Ордина «от всей мирской суеты освободил явно». Обиженный боярин уехал в Псков и в отдаленном, стоящем среди густого леса Крыпецком монастыре постригся в монахи под именем Антония. Но видно, что «мирская суета» не давала ему и там спокойно молиться Богу. При пострижении он захватил с собой посольский архив, и, как только в 1676 г. умер Алексей Михайлович, инок Антоний начал писать новому царю Федору основательные записки о русско-польских делах, явно рассчитывая на то, что новая власть не обойдется без его знаний и связей. Так и произошло. В 1679 г. Ордина вызвали в Москву. Он начал очередные переговоры с поляками, но его стремление к союзу с Польшей не понравилось в придворных кругах, и в октябре 1679 г. Ордина окончательно отстранили от дел. Ордин опять уехал в свой монастырь, где и умер в 1680 г.

Раскол в Церкви

За века существования на Руси церковная служба сильно «отошла» от своего образца – греческого богослужения. Благочестивый царь Алексей, мечтавший сделать Москву центром православия, поддержал старания своего друга, патриарха Никона, исправить по греческим образцам церковные книги и ритуал службы.

Никон был личностью необыкновенной. Выходец из народа, мордвин по национальности, он быстро стал известен среди паствы и даже в Кремле благодаря своему уму, красноречию, честолюбию и невероятной энергии. Никон сумел понравиться приехавшему в Россию иерусалимскому патриарху греку Паисию, с которым он вел долгие беседы. Возможно, что именно тогда, в беседах с ученым греком, укорявшим русского священника за отступления от греческого канона, и созрела идея церковной реформы. Никон познакомился с царем, вступил с ним в переписку, со временем стал необходимым Алексею Михайловичу. Добрый и искренний царь Алексей всей душой привязался к Никону, видя в нем «собинного» (особенного) друга, наставника и истинного духовного отца. Последующие события показали, что Никон в этой дружбе был не так бескорыстен, как царь.

Снедаемый гордыней, Никон мечтал стать вселенским патриархом, сравняться в могуществе с патриархом Филаретом при царе Михаиле. Давно задуманную реформу церкви Никон хотел использовать для усиления своей власти. Избранный Священным собором в патриархи, он тут же публично отказался от патриаршества. Тем самым Никон шантажировал царя, считавшего его другом, – вынудил Алексея Михайловича встать перед Никоном на колени и умолять все-таки принять отринутый патриарший посох. Никон согласился, но потребовал от царя послушания и одобрения на переустройство церкви. И началось...

Властный и горячий, патриарх Никон круто взялся за реформу, которая сводилась формально к «восстановлению» якобы забытых византийских принципов и ритуалов. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя; богослужебные книги следовало переписать заново. Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма». Новизна навязанных патриархом перемен поражала и страшила многих. Людям того времени, привыкшим к церковным обрядам своих предков, казалось, что вводится какая-то новая, «нерусская» вера, утрачивается святость «намоленных» старинных книг, икон. Никоновские реформы виделись им знаком грядущей катастрофы, преддверием появления Антихриста.

В качестве самого ярого противника Никона выступил протопоп Аввакум Петров. Поначалу он был близок к кругу Никона, но потом их пути резко разошлись. Аввакум, обладая ярким даром проповедника и писателя, страстно и убедительно громил нововведения «никонианской ереси». За это его обвинили «в расколе» церкви, многократно ссылали, «извергли» из чина священника. Но Аввакум, настоящий фанатик, стоял на своем. Не сломленный ни пытками, ни многолетним сидением в земляной яме, он тайно рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку», как называл он Алексея Михайловича.

Начиная церковную реформу, Никон даже не представлял себе, какое несчастье она принесет стране. Общество утратило покой.

Люди одной веры, одних духовных корней вдруг действительно раскололись на два непримиримых лагеря заклятых врагов. Никонианская церковь обрушила на сторонников старой веры всю мощь тогдашнего государства. Старообрядцев, гордившихся своей преданностью вере отцов и дедов, власти называли «раскольниками», преследовали, унижали, убивали. Старообрядцы уходили в леса, основывали там свои «скиты», в которых при угрозе ареста сжигали себя вместе с семьями. Всякое сопротивление официальной церкви расценивалось как государственное преступление и жестоко каралось. Бесчисленны примеры самоотверженности, верности, смирения, которые показывали в те страшные годы старообрядцы.

Шесть лет оборонялись от правительственных войск монахи Соловецкого монастыря, не принявшие новых книг и обрядов. Захватив обитель, царские воеводы казнили лютыми казнями более 500 защитников. Правительственная «охота» на старообрядцев продолжалась более 100 лет, пока Екатерина II не прекратила это самоистребление русского народа. Но было уже поздно. Раскол, поразивший некогда единую нацию, оказался крайне вредным для ее духовного благополучия и существования в будущем.

Начатая Никоном церковная реформа взбудоражила всех православных. Оказалось, что те, с кем дружил ранее Никон, в частности Иван Неронов, Аввакум Петров, стали его врагами. Никон без сожаления отправлял их в ссылку, подвергал жестоким преследованиям. Более того, в 1656 г. патриарх добился, чтобы Священный собор отлучил от церкви всех защитников старых обрядов. Это было страшное наказание для православного верующего человека. Но вскоре дала трещину, а потом и раскололась дружба Никона и царя. Гордыня Никона, его страстное желание повелевать царем стали нетерпимы для Алексея Михайловича.

Долго тянулась ссора двух бывших друзей. Но Алексей Михайлович, как ни тяжело ему было, решил пройти этот путь до конца. «Тишайший» царь умел быть и твердым, и жестоким. В 1666 г. Священный собор с участием антиохийского и александрийского патриархов низложил Никона и отправил его под конвоем в Ферапонтов монастырь.

Семья царя Алексея

Жизнь «Верха» – так называли царский дворец, стоявший на Кремлевском холме, – протекала при Алексее Михайловиче по принятым в старину обычаям и традициям. Царь вставал, молился, шел в баню, совещался с ближними боярами, заходил на половину царицы, играл с детьми, гладил любимого кота (его изображение дошло до наших дней). Летом царь с семьей жил «в прохладе» на лоне природы, в своих подмосковных дворцах: в Преображенском, Измайловском и в самом любимом – Коломенском. Деревянный, причудливой формы, ярко украшенный, Коломенский дворец возвышался на холме у красивой излучины Москвы-реки, откуда открывался вид на Москву. Семейная жизнь царя Алексея Михайловича сложилась на редкость удачно. Долгие годы он был счастлив с царицей Марией Ильиничной Милославской. Красивая, спокойная и добрая, она родила царю 13 детей – 5 мальчиков и 8 девочек. Царица была старше царя на 3 года, отличалась особым благочестием и богобоязненностью. Порой в малом возке, невзирая на снега или грязь, она отправлялась на богомолье по святым местам Подмосковья. Скончалась Мария 3 марта 1669 г., а в 1671 г. царь женился снова. Новой царицей стала 20-летняя дочь рязанского дворянина Наталья Нарышкина, которую он якобы встретил в доме своего приближенного боярина А. Матвеева и полюбил. В мае 1672 г. Наталья родила первенца – сына Петра, будущего реформатора России. Годы, проведенные Алексеем с Натальей, оказались самыми счастливыми для царя. Но счастье было недолгим – царь умер всего лишь 47 лет от роду.

Недолго жил и сын и Михаила Фёдоровича царь Алексей Михайлович (Тишайший) (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования в 16 лет, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий и застенчивый взгляд (рис.2).

Рис. 2

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй -- Н. К. Нарышкиной -- троих детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья -- регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).

1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве - Соляной бунт. Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов.

Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегорске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.

Практически на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны, и в начале 1649 года был принят новый свод законов - Соборное Уложение.

Если непосредственной причиной создания Соборного уложения 1649 г. послужило восстание 1648 г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий, то глубинные причины лежали в эволюции социального и политического строя России и процессах консолидации основных классов - сословий того времени: крестьян, холопов, посадских людей и дворян, - а также начавшемся переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Указанные процессы сопровождались заметным ростом законодательной деятельности, стремлением законодателя подвергнуть правовой регламентации максимальный объем сторон и явлений общественной и государственной жизни.

Соборное Уложение состояло из 25 глав, включавших в себя 967 статей. В нем были систематизированы на более высоком по сравнению с предшествующим законодательством уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие и ранее. Кроме того, имелись и новые правовые нормы, появившиеся главным образом под давлением дворянства и чернотяглых посадов. Для удобства главам предшествует подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей.

Как кодекс права, Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса развития феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин.

В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов - сословий, что привело определенной стабилизации общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостничества. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн.

В Уложении "главное внимание обращено на дворянство, как на господствующий военно-служилый и землевладельческий класс: без малого половина всех статей Уложения прямо или косвенно касается его интересов и отношений. Здесь, как и в других своих частях, Уложение старается удержаться на почве действительности"*.

При Алексее Михайловиче расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха.

Все это усугублялось еще тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом.

Он был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича; эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую впечатлительную душу юного царя... Никон был практик, Алексей Михайлович - идеалист.

Будучи человеком крайне честолюбивым, Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Во время войн 1654--1658 гг. царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Возвратившись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды; 10 июля 1658 он отказался от своего сана и уехал в Воскресенский монастырь.

Государь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Лишь в 1666 году на духовном соборе под председательством александрийского и антиохийского патриархов Никон лишён архиерейского сана и заточен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона (хотя самого Никона он осудил). В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды).В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой.

Но к этому времени в Москве и Константинополе установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные книги переписывались от руки.

Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь играла ту роль в православном мире, какую играла Константинопольская, т.е. стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.

В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные книги стали приводиться в соответствие с греческими.

Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Внешне разногласия сводились:

  • v по каким образцам - греческим или русским унифицировать церковные книги,
  • v креститься двумя или тремя перстами,
  • v как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.

В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова. Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и умерли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.

Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем.

С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.

В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств:

  • v освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации;
  • v способствовало укреплению российской государственности. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Еще одним важным событием этой эпохи явилось восстание под предводительством Степана Разина.

Родился Степан около1630 г. Трижды (в1652, 1658 и1661 гг.) бывал в Москве, а в первый из этих приездов--в Соловецком монастыре. Обстановка на Дону накалялась. В1667 г. с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон и в другие места хлынули новые партии беглых. На Дону царил голод. В поисках выхода из тяжелого положения, чтобы добыть хлеб насущный, бедные казаки в конце зимы -- начале весны 1667г. объединяются в небольшие ватаги, перебираются на Волгу и Каспий, грабят торговые суда. Их разбивают правительственные отряды. Но ватаги собираются снова и снова. Во главе их становится Степан Разин.

В августе они появляются в Астрахани, и местные воеводы, взяв с них обещание верно служить царю, сдать все суда и пушки, отпустить служилых людей, пропускают их вверх по Волге на Дон.

В начале октября Разин вернулся на Дон. Его удалые казаки, которые приобрели не только богатства, но и военный опыт, обосновались на острове у Кагальницкого городка.

На Дону установилось двоевластие. Делами в Войске Донском управляла казацкая старшина во главе с атаманом, сидевшая в Черкасске. Ее поддерживали домовитые, зажиточные казаки. Но находившийся у Кагальника Разин не считался с войсковым атаманом Яковлевым, своим крестным отцом, и всеми его помощниками.

Численность разинского повстанческого войска, формирующегося на Дону, быстро растет. В начале мая 1670г. Разин снимается с лагеря. Разин захватывает Царицын, Астрахань, Смбирск. Пламя восстания охватывает огромную территорию: Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды. Слободскую Украину, Дон. Основной движущей силой становятся массы крепостных крестьян. Активно участвуют в движении городские низы, работные люди, бурлаки, служилая мелкота (городовые стрельцы, солдаты, казаки), представители низшего духовенства, всякие "гулящие", "бездомовные" люди. В движение включаются чуваши и марийцы, мордва и татары.

Разосланные Разиным и другими предводителями прелестные грамоты поднимали на восстания новые слои населения. По сообщению современника-иностранца, в это время в движении участвовало до200 тысяч человек. Многие дворяне пали их жертвой, сгорели имения.

Напуганные размахом восстания, которое в документах того времени называли войной, власти мобилизуют новые полки. Царь Алексей Михайлович сам устраивает смотр войскам. Главнокомандующим всеми силами он назначает боярина князя Ю. А. Долгорукого, опытного полководца, отличившегося в войне с Польшей, сурового и беспощадного человека. Тот делает своей ставкой Арзамас. Сюда идут царские полки, по пути отбивая нападения повстанческих отрядов, давая им сражения.

Обе стороны несут немалые потери. Однако медленно и неуклонно сопротивление вооруженных повстанцев преодолевается. Правительственные войска собираются также в Казани и Шацке.

Степана Разина схватили 14апреля 1671г. в Кагальнике домовитые казаки во главе с К. Яковлевым. Вскоре его привезли в Москву и после пыток казнили на Красной площади, причем бесстрашный предводитель в свой последний, смертный час "ни единым вздохом не обнаружил слабости духа". Возглавленное им восстание стало самым мощным движением "бунташного века". И одним из событий эпохи правления первых Романовых.

Алексей Михайлович – второй государь из клана Романовых, взошедший на российский престол. Царь известен многолетней войной с Речью Посполитой, Медным и Соляным бунтами. О рождении будущего царя Алексея Михайловича была сделана запись в «Новом летописце». Там говорилось, что у 17 марта 1629 года появился наследник.


Крестины новорожденного проходили в Чудовом монастыре. На крещении мальчика присутствовал патриарх Филарет Никитич. Крестным отцом Алексея стал троицкий келарь Александр. Родители выбрали будущему правителю имя в соответствии со святцами. Царские «мамы» занимались воспитанием ребенка до 5-летнего возраста. После прохождения этого возрастного рубежа Алексея Михайловича передали боярину Борису Морозову. Первый учитель занимался с цесаревичем грамотой и чтением.


Среди настольных книг присутствовали Деяния святых апостолов, Часослов и Псалтыри. Будущий царь постепенно постигал такие науки как письмо и церковное пение. Книги были страстью Алексея Михайловича. К 13 годам у мальчика собралась небольшая библиотека, в которой присутствовали литовские «Грамматика» и «Лексикон», «Космография».


У цесаревича были и другие увлечения, в том числе музыкальные инструменты, детские латы и даже конь. Б.И. Морозов оказал непосредственное влияние на развитие Алексея Михайловича. Учитель впервые использовал для мальчика немецкие одеяния. Только в 14 лет представили общественности наследника престола. Уже через 2 года молодому парню пришлось взять бразды правления государством в свои руки. Официальной резиденцией Алексей Романов сделал Коломенское.

Начало правления

Обучение Алексея было несколько однобоким, поэтому, когда царь взошел на престол, то столкнулся с рядом проблем, к которым был не готов. Это способствовало сближению с дядькой Морозовым. На первых порах Алексей Михайлович прислушивался к советам боярина, но позже сформировал личное мнение относительно вопросов государства.

Это способствовало укреплению характера царя. Иностранные гости в воспоминаниях описывали Алексея как мягкого, добродушного и тихого правителя. Такие качества выделили С. Коллинз, А. Мейерберг и даже Г.К. Котошихин. Алексей Михайлович ревностно следовал церковным обрядам и трижды в неделю воздерживался от еды и воды. Благодаря религиозности царь получил прозвище Тишайший.


Влияние Бориса Морозова по-прежнему оставалось слишком большим. Когда царь решил вступить в брак в 18-летнем возрасте, то выбрал в жены дочь Рафа Всеволожского. Свадьба так и не состоялась из-за вмешательства боярина. Тем не менее, через год прошло венчание Алексея Михайловича и Марьи Ильиничны Милославской. Вскоре по проторенной дорожке пошел и Морозов. Верный учитель женился на сестре девушки – Анне.

С этого времени влияние Милославского и Морозова на царский двор заметно возросло. Несмотря на это, Алексей Михайлович выявил негативные моменты во внутреннем управлении государством. К этому приложил свою руку боярин. Царь решает ввести пошлину на соль. Новый налог заменил соляную пошлину, стрелецкие и ямские деньги. Но в народе это ликования не вызвало, напротив, население проявило недовольство нововведениями. Усугубило ситуацию злоупотребление полномочиями Милославскими и разговоры о любви царя к иностранным обычаям.


Разгорелся Соляной бунт. Беспорядки проходили в Москве и других городах страны. Простые граждане желали получить в свои руки Бориса Морозова. Не получив желаемого, люди напали на дом боярина, убили думного дьяка Чистого и окольничего Плещеева. Царю ничего не оставалось, как втайне ото всех переправить Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь.

Бунт помог народу добиться отмены новой пошлины на соль. Постепенно недовольства угасали и боярин вернулся во дворец. С этого времени Морозов лишился возможности управлять государством, но царское расположение осталось. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.

Внутренняя политика

Внутренняя политика царя включает несколько важных для государства распоряжений. Правление Алексея Тишайшего ввело запрет беломестцам обладать землями, заведениями, в том числе торговыми и промышленными. В соответствии с принятым Соборным уложением крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. Это касалось и семей.

Историки выделяют несколько основных приказов, которые сыграли роль во внутренней жизни государства. К таковым относят Тайные дела, Хлебный, Рейтарский приказы, Счетные дела, Литовский, Монастырский и Малороссийский.


Финансовую сторону Романов не оставил без внимания. Царь приказал провести перепись тяглых дворов, установить количество представителей мужского пола. Предпринял Алексей Михайлович попытку внедрения обновленной соляной пошлины, но задумка оказалась неудачной.

Мелкие таможенные пошлины по приказу царя были ликвидированы. Единственным возможным вариантом для взимания мыта или годовщины – передача на откуп. Казна из-за недостатка денег была вынуждена выпустить дополнительные средства. Речь идет о медных монетах. Это привело к тому, что деньги из меди практически обесценились по сравнению с серебряными монетами. Вновь неудачное решение привело к бунту, который окрестили Медным.


Алексей Михайлович принимает в 1667 году странное решение о строительстве нескольких кораблей. Судоверфь была организована на Оке рядом с селом Дединово. Неизвестно, как царь планировал использовать суда. Особой нужды в кораблях не было. Одно из строений лишь однажды вышло из порта и доплыло до Астрахани.

Изменения в законодательстве Алексей Тишайший произвел незначительные. По приказу царя разработали Соборное уложение, в составе которого присутствовал Новоторговый устав, Новоуказные статьи о поместьях, разбойных и убийственных делах, воинский устав.

Внешняя политика

Алексей Михайлович пытался защитить западные границы. Это стало причиной развязывания войн против государств, расположенных на западе континента. Основным противником для России была Речь Посполитая. На протяжении века правители России пытались отстоять свои территории и завоевать чужие.

Военные действия не помогли Романову проложить путь к Балтийскому морю. Были положительные этапы во внешней политике. В частности, вновь частью большой страны стали Черниговские и Смоленские земли, отсоединившиеся в период Смуты. Алексей Михайлович не допускал набегов крымских татар, отодвинув южные границы.


Во время царствования Алексея Тишайшего часть Украины относилась к Польско-Литовскому государству. Крепостной гнет мешал местным жителям спокойно жить, поэтому недовольство вылилось в неприятности для местной власти. Запорожские казаки направились в бой против Речи Посполитой.

Успех был на стороне запорожцев. Правителям страны пришлось начать переговоры. Украина стала автономным государством. Но поляки не согласились с таким решением. Казакам ничего не оставалось, как смириться с поражением. Руководитель казачьего движения начал поиски сильного союзника. Многочисленные попытки наладить отношения с Россией возымели действие через несколько лет. Земский собор дал добро на начало совместных с казаками военных действий против Речи Посполитой.


1654 год для Украины и России стал знаковым. Два государства объединились и стали единым целым. Украинскими землями руководил гетман, помогало ему большое казачье войско. Этим решением остались недовольны власти польско-литовской стороны. Началась война. Первые месяцы складывались удачно для Романовых: захвачены 30 городов, в том числе Смоленск.

Неожиданно на Речь Посполитую напал шведский король. Государство не могло противостоять западному войску, поэтому Швеция получила некоторые земли, в том числе Варшаву. Алексей Михайлович не хотел уступать и заключил временный мир с Польско-литовской страной. Это было стратегически неверным решением.


После смерти новый гетман переходит на польскую сторону и организует войну против России. Противостоять Швеции и Речи Посполитой царь не мог. Потеряв немало воинов, страны принимают решение о перемирии. Россия лишилась земель в Прибалтике.

Личная жизнь

В биографии царя Алексея Михайловича сказано о двух браках. Впервые в союз Романов вступил в юном возрасте. Супруга - дочь Милославского Мария. В 44 года женщина скончалась. Наследница известной фамилии оставила супругу 13 детей. Прошло менее двух лет, как по России пролетела новость – царь женился во второй раз. Женой стала Наталья Нарышкина. Молодая женщина подарила мужу троих детей.


Алексей Михайлович воспитывал 16 мальчиков и девочек. Только трое сыновей взошли на престол. Это , Иван V и . Замужество дочерей царь устроить не смог. Интересно, что дети от разных матерей не общались друг с другом. Историки утверждают о вражде между ними. В те времена фото отсутствовали, поэтому до наших дней дошли исключительно полотна с портретами царской семьи.

Смерть

Смерть настигла царя Алексея Михайловича Романова неожиданно. Незадолго до 47-го дня рождения у правителя случился сердечный приступ. Проблемы со здоровьем оказались смертельными для царя.


За два года до гибели Алексей Михайлович заявил во всеуслышание, что наследником престола в случае кончины правителя станет Федор.

Память

  • 1939 – « »
  • 1956 – «300 лет тому…»
  • 1988 – «Гулящие люди»
  • 2010 – памятник Алексею Михайловичу в Новом Осколе
  • 2011 – «Раскол»
  • 2013 – «Романовы. Фильм первый»

– второй царь московский из дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича и второй его жены Евдокии Лукьяновны (Стрешневой). Алексей Михайлович родился в 1629 г. и с трехлетнего возраста воспитывался под руководством боярина Бориса Ивановича Морозова , человека умного и по тому времени образованного, слегка наклонного к «новым» (западническим) обычаям, но хитрого и своекорыстного. Находясь при царевиче Алексее безотлучно в течение 13 лет, Морозов приобрел очень сильное влияние на своего питомца, отличавшегося благодушием и привязчивостью.

13-го июля 1645 года 16-летний Алексей Михайлович наследовал престол своего отца, при чем, как видно из свидетельства Котошихина , косвенно подтверждаемого и некоторыми другими показаниями (например, Олеария ), последовал созыв земского собора , санкционировавшего воцарение нового государя, – признак того, что, по воззрениям людей XVII века, избирательное право земли, выразившееся в акте избрания на царство Михаила Романова 1613 года , не прекратилось с кончиной первого царя из новой династии Романовых. По сообщению Котошихина, царя Алексея Михайловича, как и его отца, избрали на царство люди всех чинов Московского государства, однако без ограничения (гласного или тайного) его царской власти в силу чисто субъективной причины – личного характера юного царя, слывшего «гораздо тихим» и сохранившего за собою не только в устах современников, но и в истории прозвание «тишайшего». Следовательно, царь Алексей Михайлович правил более самодержавно, чем его отец. Унаследованные от Смутного времени привычка и потребность обращаться за содействием к земщине при нём ослабела. Земские соборы, особенно полные, ещё созываются, но уже значительно реже, особенно в позднейшие годы правления Алексея Михайловича Романова, и приказное начало в государственной жизни мало-помалу берет при нём перевес над земским. Царь окончательно становится воплощением нации, средоточием, от которого все исходит, и к которому всё возвращается. Такому развитию самодержавного принципа соответствует внешняя обстановка правления Алексея Михайловича: неслыханное до того развитие придворного блеска и этикета, впрочем не устранявшее простодушного, патриархального обхождения царя с его приближенными.

Царь Алексей Михайлович. Конец 1670-х

Не сразу, однако, Алексей Михайлович мог поставить свою власть на недосягаемую высоту: первые годы его правления напоминают события юности Ивана Грозного или затруднения, с какими пришлось бороться вначале царю Михаилу . После смерти матери (18 августа того же 1645 г.) Алексей Михайлович всецело подчинился влиянию Морозова, не имевшего более соперников. Последний ради укрепления своего положения сумел решить в желательном для себя смысле вопрос о женитьбе царя, устроив его брак с дочерью своего верного подручника, Марией Ильиничной Милославской . Этот брак был заключён 16 января 1648 г., после того, как невеста, первоначально избранная самим Алексеем Михайловичем (Всеволожская) была устранена под предлогом падучей болезни. Сам Морозов женился на сестре новой царицы. Царский тесть Милославский и Морозов, пользуясь своим положением, начали выдвигать своих родных и друзей, не упускавших случая к наживе. В то время, как молодой Алексей Михайлович, во всем полагаясь на любимого и чтимого им «второго отца», мало вникал в дела лично, в народе накоплялось недовольство: с одной стороны, отсутствие правосудия, лихоимство, тяжесть налогов, соляная пошлина, введенная в 1646 г. (отменена в начале 1648 г.), в соединении с неурожаем и скотским падежом, а с другой стороны, благоволение правителя к иноземцам (близость к Морозову и влиятельное положение заводчика Виниуса ) и иностранным обычаям (разрешение потреблять табак, сделанный предметом казенной монополии), – все это в мае 1648 г. привело к кровавой катастрофе – «соляному бунту ». Непосредственное обращение толпы на улице к самому Алексею Михайловичу, до которого жалобы не доходили иным путем из-за грубого вмешательства клевретов Морозова, разразилось мятежом, продолжавшимся несколько дней, осложнившимся сильным пожаром, который, однако, послужил к прекращению дальнейшего волнения. Морозова удалось спасти от ярости толпы и укрыть в Кирилловом Белозерском монастыре, но тем более поплатились его сообщники: думный дьяк Назар Чистого, умерщвленный мятежниками, и ненавистные начальники приказов земского и пушкарского, Плещеев и Траханиотов, которыми пришлось пожертвовать, выдав их на казнь, причем первый был даже вырван из рук палача и варварски убит самою толпою. Когда волнение утихло, Алексей Михайлович в назначенный день лично обратился к народу и тронул его искренностью своих обещаний настолько, что главный виновник происшедшего, Морозов, за которого просил царь, мог вскоре возвратиться в Москву; но его господство кончилось навсегда.

Соляной бунт в Москве 1648. Картина Э. Лисснера, 1938

Московский мятеж отозвался в том же году подобными же вспышками в отдаленных Сольвычегодске и Устюге; в январе 1649 г. обнаружились в самой Москве новые, во время подавленные попытки возмущения опять-таки против Морозова и Милославского. Гораздо серьезнее были вспыхнувшие в 1650 г. мятежи в Новгороде и Пскове , где в начале правления Алексея Михайловича производилась скупка хлеба для уплаты шведам части условленной суммы за перебежчиков из областей, отошедших к Швеции по Столбовскому миру 1617 . Вздорожание хлеба, вывозимого за границу, вызвало толки об измене бояр, всем заправляющих без ведома царя, дружащих иноземцам и заодно с ними замышляющих выморить голодом русскую землю. Для усмирения бунтов пришлось прибегнуть и к увещаниям, и к разъяснениям и к военной силе, особенно относительно Пскова, где волнение упорно продолжалось несколько месяцев.

Однако посреди этих смут и неурядиц правительство Алексея Михайловича успело совершить законодательную работу весьма крупного значения, – кодификацию Соборного Уложения 1649 . Согласно с давним желанием русских торговых людей, в 1649 г. английская компания была лишена своих привилегий, поводом к чему, помимо различных злоупотреблений, послужила казнь короля Карла I : английским купцам отныне позволялось торговать только в Архангельске и с уплатою обычной пошлины. Реакция против начинавшегося сближения с иноземцами и усвоения чужих обычаев сказалась в возобновлении запрета торговли табаком. Несмотря на старания английского правительства после реставрации Стюартов , прежние льготы англичанам возобновлены не были.

Но ограничение иностранной торговли внутри государства повело за собою в последующие годы правления Алексея Михайловича, когда войны с Польшей и Швецией потребовали крайнего напряжения платежных сил, непредвиденные последствия: в казну нужно было стягивать возможно большие запасы серебряной монеты, а между тем обнаружилось сильное сокращение привоза серебра, поставлявшегося ранее английскими купцами в слитках и в звонкой монете, подвергавшейся затем перечеканке. Правительство Алексея Михайловича прибегло с 1655 г. к выпуску медных денег, долженствовавших ходить наравне и по одной цене с серебряными, что однако скоро оказалось невозможным, так как, уплачивая жалованье медью, казна требовала уплаты сборов и недоимок непременно серебром, а чрезмерные выпуски медной монеты и без того, делая размен фикцией, повели к быстрому понижение курса. Наконец, развившееся также в громадных размерах производство фальшивых денег окончательно подрывало доверие к новому платежному средству, и последовало крайнее обесценение меди и, следовательно, непомерное вздорожание всех покупных предметов. В 1662 г. финансовый кризис разразился новым мятежом в Москве («Медным бунтом »), откуда толпа бросилась в село Коломенское, любимое летнее местопребывание Алексея Михайловича, с требованием выдачи бояр, считавшихся виновными в злоупотреблениях и во всеобщем бедствии. На этот раз волнение было усмирено вооруженною силою, и мятежники понесли суровое возмездие. Но медные деньги, бывшие еще целый год в обращении и упавшие в цене в 15 раз против нормальной стоимости, были затем уничтожены.

Медный бунт. Картина Э. Лисснера, 1938

Еще более тяжелое потрясение испытало государство в 1670 – 71 гг., когда ему пришлось выдержать борьбу не на жизнь, а на смерть с казацкою вольницею, нашедшею вождя в лице Стеньки Разина и увлекшею за собою массы черного народа и поволжское инородческое население. Правительство Алексея Михайловича, однако, оказалось достаточно крепким, чтобы осилить враждебные ему стремления и устоять в опасной борьбе социального характера.

Степан Разин. Картина С. Кириллова, 1985–1988

Наконец, к эпохе правления Алексея Михайловича Романова относится и тяжкий кризис в церковной жизни русского народа, начало векового раздвоения, вызванного «новшествами» Никона , но коренившегося в самых глубинах народного миросозерцания. Церковный раскол открыто выразил приверженность русского народа к собственным национальным началам. Масса русского населения начала отчаянную борьбу за сохранение своей святыни, против наплыва новых, украинских и греческих влияний, который с приближением к концу XVII века ощущался всё теснее. Суровые репрессивные меры Никона , гонения и ссылки, имевшие результатом крайнее обострение религиозных страстей, экзальтированные мученичества беспощадно преследуемых за приверженность к русским обычаям «раскольников», на которые те отвечали добровольными самосожжениями или самопогребениями, – такова в общих чертах картина положения, созданного честолюбием патриарха, затеявшего свою реформу более всего в целях личного самовозвышения. Никон рассчитывал, что слава очистителя русской церкви от мнимой ереси поможет ему выдвинуться на роль главы всего православного мира , стать выше других его патриархов и самого царя Алексея Михайловича. Неслыханно властолюбивые поползновения Никона привели к резкому столкновению между ним и благодушным царём. Патриарх, имевший в один из периодов правления Алексея Михайловича неограниченное влияние на царя и весь ход государственных дел, второй «великий государь» , ближайший (после удаления Морозова) друг и советник монарха, поссорился с ним и покинул свой престол. Прискорбный конфликт завершился соборным судом 1666-1667 , лишившим патриарха священного сана и осудившим его на заключение в монастыре. Но тот же собор 1666-1667 подтвердил главное дело Никона и, наложив на его противников бесповоротную анафему, окончательно уничтожил возможность примирения и объявил расколу решительную войну. Она была принята: в течение 8 лет (1668 – 1676) царским воеводам пришлось осаждать Соловецкий монастырь , одну из самых почитаемых народных святынь, ставшую теперь оплотом национальной старины, – брать его приступом и вешать захваченных мятежников.

Алексей Михайлович и Никон у гроба святого митрополита Филиппа. Картина А. Литовченко

Одновременно со всеми этими тяжелыми внутренними событиями правления Алексея Михайловича с 1654 г. и до самого конца царствования не прекращались внешние войны, толчок к которым дали события в Малороссии, где Богдан Хмельницкий поднял знамя религиозно-национальной борьбы. Связанный вначале невыгодным Поляновским миром , заключенным при его отце, поддерживавший в первые годы дружеские отношения к Польше (план общих действий против Крыма), царь Алексей Михайлович Романов не мог отказаться от вековых традиций Москвы, от её национальных задач. После некоторых колебаний, должен был выступить решительным ходатаем за православный русский юго-запад и принять под свою руку гетмана Богдана со всей Украиной, что означало войну с Польшей . Трудно было решиться на этот шаг, но не воспользоваться благоприятным случаем для осуществления давнишних заветных стремлений, оттолкнуть от себя Малороссию с риском, что она бросится в объятия Турции, значило бы отречься от своей миссии и совершить трудно поправимое политическое безрассудство. Вопрос был решен на земском соборе 1653 года , вслед за чем совершилось принесение присяги царю Алексею украинцами на раде в Переяславле (8 января 1654 г.), и Малая Русь официально перешла под державу московского царя на условиях, обеспечивавших её автономию. Открывшаяся немедленно война, в которой Алексей Михайлович принимал личное участие, ознаменовалась блестящими, небывалыми до тех пор успехами московского оружия, завоеванием захваченного в Смутное время и окончательно отнятого по миру в 1654 г. Смоленска, всей Белоруссии, даже коренной Литвы с её столицею Вильною ( – ). Московский государь принял в свой титул именование «всея Великия, Малые и Белые Руси самодержца», а также великого князя Литовского.

Переяславская рада 1654 г. Картина М. Хмелько, 1951

Вековой спор казался близким к разрешению; Польша, навлекшая на себя еще победоносное шведское нашествие, находилась на краю гибели, но именно совместные действия против неё двух врагов, отнюдь не бывших союзниками, а скорее мешавших друг другу и претендовавших на одну и ту же добычу (Литву), послужили к спасению Речи Посполитой. Вмешательству дружественной и единоверной полякам Австрии, заинтересованной в поддержании Польши против чрезмерно усилившейся Швеции, удалось при помощи посольства Аллегретти склонить Алексея Михайловича к перемирию с Польшею в 1656 г., с удержанием завоеванного и с обманчивой надеждой на будущее избрание его самого на польский престол. Ещё главнее – австрийцам и полякам удалось побудить царя к войне со Швециею, как гораздо опаснейшим врагом. Эта новая война со шведами , в которой Алексей Михайлович также лично участвовал (с 1656 г.), была очень несвоевременна, пока спор с Польшей не получил окончательного разрешения. Но избежать её по изложенным причинам было трудно: веря, что в скором будущем он станет и королём Польши, Алексей Михайлович оказался даже лично заинтересованным в её сохранении. Начав войну, Алексей Михайлович решил попытаться осуществить другую давнишнюю и не менее важную историческую задачу России, – пробиться к Балтийскому морю, но попытка не увенчалась успехом, оказалась преждевременной. После первоначальных успехов (взятие Динабурга, Кокенгаузена, Дерпта) пришлось потерпеть полную неудачу при осаде Риги, а также Нотебурга (Орешка) и Кексгольма (Корелы). Кардисский мир 1661 года явился подтверждением Столбовского, т. е. все взятое во время похода Алексея Михайловича было отдано шведам обратно.

Такая уступка была вынуждена начавшимися в Малороссии после смерти Хмельницкого (1657) смутами и возобновившеюся польской войной. Присоединение Малороссии далеко еще не было прочным: между «москалями» и «хохлами», во многом весьма непохожими друг на друга и еще плохо знакомыми между собою, не замедлили возникнуть неудовольствия и недоразумения. Стремление добровольно поддавшегося России и Алексею Михайловичу края удержать в целости свою административную самостоятельность от неё встречалось с московскою тенденцией к возможному объединению управления и всех внешних форм жизни. Предоставленная гетману самостоятельность не только во внутренних делах Украины, но и в международных сношениях, трудно согласовалась с самодержавною властью русского царя. Казацкая войсковая аристократия чувствовала себя вольнее при польских порядках, чем при московских, и не могла ужиться с царскими воеводами, на которых, впрочем, и простой народ, более тянувший к единоверной царской Москве, чем к шляхетской Польше, имел не раз основания жаловаться. Уже Богдан имел неприятности с правительством Алексея Михайловича, не мог привыкнуть к новым отношениям, был очень недоволен прекращением польской и начатием шведской войны. После его смерти открылась борьба за гетманство, длинная цепь интриг и междоусобий, шатаний из стороны в сторону, доносов и обвинений, в которых трудно было не запутаться правительству. Выговский , перехвативший гетманство у чересчур молодого и неспособного Юрия Хмельницкого , шляхтич по происхождению и симпатиям, тайно передался Польше на самых, по-видимому, заманчивых условиях Гадячского договора (1658) и с помощью крымских татар нанес сильное поражение князю Трубецкому под Конотопом (1659). Дело Выговского тем не менее провалилось вследствие несочувствия к нему рядовой казацкой массы, но малорусские смуты этим не кончились.

Гетман Иван Выговский

В это же время возобновилась война с Польшей, успевшею избавиться от шведов и теперь нарушившей недавние обещания избрать Алексея Михайловича своим королём в надежде на украинские брожения. Об избрании царя Алексея на польский престол, которое и раньше обещалось лишь в виде политического маневра, не было больше и речи. После первых успехов (победа Хованского над Гонсевским осенью 1659 г.) война с Польшей пошла для России далеко не так удачно, как в первую стадию (поражение Хованского Чарнецким у Полонки, измена Юрия Хмельницкого , катастрофа при Чуднове , Шереметев в крымском плену, – 1660 г.; потеря Вильны, Гродно, Могилева, – 1661 г.). Правый берег Днепра был почти потерян: после отказа от гетманства Хмельницкого , постригшегося в монахи, его преемником оказался также присягнувший польскому королю Тетеря. Но на левой стороне, оставшейся за Москвою, после некоторых смут явился другой гетман, – Брюховецкий : так было положено начало политическому раздвоению Украины. В 1663 – 64 гг. поляки воевали с успехом и на левой стороне, но не могли взять Глухова и отступили с большими потерями за Десну. После долгих переговоров оба государства, крайне утомленные войною, наконец, заключили в 1667 г. на 13 с половиной лет знаменитое Андрусовское перемирие , разрезавшее Малороссию надвое. Алексей Михайлович получил утраченные его отцом Смоленск и Северскую землю и приобрел левобережную Украину. Однако на правом берегу за Россией остался только Киев с ближайшими окрестностями (вначале уступленный поляками только временно, на два года, но потом не отданный Россией обратно).

Такой исход войны правительство Алексея Михайловича могло в некотором смысле считать успешным, но он далеко не соответствовал первоначальным ожиданиям (например, относительно Литвы). До известной степени удовлетворяя национальному самолюбию Москвы, Андрусовский договор сильно разочаровал и раздражил малорусских патриотов, отечество которых оказалось поделенным и более, чем наполовину, возвращенным под ненавистное владычество, из-под которого столько времени и с такими усилиями пыталось выбиться (Киевщина, Волынь, Подолия, Галичина, не говоря уже о Белой Руси). Однако украинцы сами способствовали этому своими постоянными изменами русским и метаниями в войне со стороны на сторону. Малорусские смуты не прекратились, но даже еще осложнились после Андрусовского перемирия. Гетман правобережной Украины, Дорошенко , не хотевший подчиняться Польше, готовый служить правительству Алексея Михайловича, но лишь под условием полной автономии и непременного соединения всей Украины, решил ввиду неисполнимости последнего условия перейти под руку Турции, чтобы под её властью достичь объединения Малороссии. Опасность, грозившая со стороны Турции и Москве, и Польше, побудила этих бывших врагов уже в конце 1667 г. заключить договор о совместных действиях против турок. Этот договор был затем возобновлен с королем Михаилом Вишневецким в 1672 г., и в том же году последовало вторжение на Украину султана Мехмеда IV , к которому присоединились крымский хан и Дорошенко, взятие Каменца и заключение королем унизительного мира с турками, который однако не прекратил войны. Войска Алексея Михайловича и левобережные казаки в 1673 – 1674 гг. удачно действовали на правой стороне Днепра, и значительная часть последней вновь подчинилась Москве. В 1674 г. правобережная Украина вторично испытала ужасы турецко-татарского опустошения, но полчища султана опять удалились, не объединив Малороссии.

29 января 1676 г. царь Алексей Михайлович скончался. Его первая жена умерла уже 2 марта 1669 г., после чего Алексей, чрезвычайно привязавшийся к своему новому любимцы, боярину Артамону Матвееву , женился вторично (22 января 1671 г.) на его дальней родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной . Вскоре она родила от Алексея Михайловича сына – будущего Петра Великого. Уже и раньше, в первые годы правления Алексея Михайловича, европейские влияния проникали в Москву под эгидой Морозова. Потом присоединение Малороссии с её школами дало новый сильный толчок в направлении к Западу. Оно имело результатом появление и деятельность в Москве киевских ученых , основание Ртищевым Андреевского монастыря с ученым братством, деятельность Симеона Полоцкого , неутомимого писателя стихами и прозою, проповедника и наставника старших царских сыновей, вообще, перенесение латино-польской и греко-славянской схоластики на новую почву. Далее, фаворит Алексея Михайловича Ордин-Нащокин , бывший начальником посольского приказа, является «подражателем иностранных обычаев», учредителем почт для заграничной переписки и основателем рукописных курантов (первых русских газет); а бежавший за границу подьячий того же приказа Котошихин, автор известного сочинения о современной ему России, представляется также несомненным и горячим западником. В эпоху же могущества Матвеева культурные заимствования становятся еще более ощутительными: с 1672 г. при дворе Алексея Михайловича появляются иноземные, а потом и свои «комедианты», начинают разыгрываться первые театральные «действа». У царя и бояр заводятся европейские экипажи, новая меблировка, в иных случаях иностранные книги, дружба с чужеземцами, знание языков. Курение табака уже не преследуется, как прежде. Затворничеству женщин приходит конец: царица уже ездит в открытом экипаже, присутствует при театральных зрелищах, дочери Алексея Михайловича учатся даже у Симеона Полоцкого.

Близость эпохи решительных преобразований явно чувствуется во всех этих фактах, равно как в начинающейся военной реорганизации в появлении полков «иноземного строя» , в упадке отживающего местничества, в попытке устройства флота (верфь в с. Деднове, корабль «Орел», сожженный Разиным на нижней Волге; мысль об откупе курляндских гаваней для русских кораблей), в начавшемся устройстве заводов , в стремлении пробиться к морю на западе. Дипломатия Алексея Михайловича мало-помалу распространяется на всю Европу, до Испании включительно, между тем как в Сибири русское владычество дошло уже до Великого океана , и утверждение на Амуре повело за собою первое знакомство и затем столкновение с Китаем .

Енисейский край, Прибайкалье и Забайкалье в эпоху правления Алексея Михайловича

Правление Алексея Михайловича представляет собою эпоху перехода от старой Руси к новой России, эпоху трудную, когда отсталость от Европы давала себя чувствовать на каждом шагу и неудачами на войне, и резкими неурядицами внутри государства. Правительство Алексея Михайловича изыскивало способы к удовлетворению все более усложнявшихся задач внутренней и внешней политики, сознавало уже свою отсталость во всех сферах жизни и потребность вступить на новую дорогу, но еще не решалось объявить войну старой замкнутости и старалось обойтись при помощи паллиативов. Царь Алексей Михайлович был типичным человеком своей эпохи, соединявшим крепкую привязанность к старой традиции с любовью к полезным и приятным нововведениям: стоя еще крепко на старой почве, будучи образцом древнерусского благочестия и патриархальности, он уже заносит одну ногу на другой берег. Человек более живого и подвижного темперамента, чем его отец (личное участие Алексея Михайловича в походах), любознательный, приветливый, радушный и веселый, в то же время усердный богомолец и постник, примерный семьянин и образец благодушия (хотя и при сильной подчас вспыльчивости) – Алексей Михайлович не был человеком сильного характера, был лишен качеств преобразователя, был способен на нововведения, не требовавшие крутых мер, но не был рожден для борьбы и ломки, как его сын Пётр I. Его способность сильно привязываться к людям (Морозов, Никон, Матвеев) и его мягкосердечие легко могли вести ко злу, открывая во время его правления путь всяким влияниям, создавая всемогущих временщиков и подготовляя в будущем борьбу партий, интриги и катастрофы вроде событий 1648 года.

Любимым летним местопребыванием Алексея Михайловича было село Коломенское, где он построил себе дворец; любимой потехой – соколиная охота. Умирая, царь Алексей Михайлович оставил большое семейство: вторую жену Наталью, трех сестер, двух сыновей (Федора и Ивана) и шесть дочерей (см. Царевна Софья) от первой жены, сына Петра (род. 30 мая 1672 г.) и двух дочерей от второй жены. Два лагеря его родственников через двух разных жён – Милославские и Нарышкины – не замедлили после его кончины начать между собою борьбу, обильную историческими последствиями.

Литература по биографии Алексея Михайловича

С. М. Соловьёв, «История России с древнейших времен», т. X – XII;

Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», т. II, ч. 1: «Царь Алексей Михайлович»;

В. О. Ключевский, «Курс русской истории», ч. III;

Выбор редакции
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...

Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...

Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...

Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...
Ягоды смородины крупных размеров, пригрезившиеся во сне, пророчат спящему человеку жизненные блага, веселье и счастливое будущее. Но,...
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...
Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...
Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....