Тщетная предосторожность (балет). Балет «Тщетная предосторожность «Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг»


П. ГЕРТЕЛЬ
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
Балет в двух действиях
Либретто Ж. ДОБЕРВАЛЯ

О БАЛЕТЕ «Тщетная предосторожность»

«Тщетная предосторожность» - первенец классического хореографического наследия. Более чем два столетия она украшает репертуар многих театров мира. Созданная накануне французской реврлюции 1789 года, «Тщетная предосторожность» кровно связана с философией Руссо и Дидро. Она продолжила, но в области хореографии, новаторские искания Глюка, Моцарта, Бомарше, и в жанре лирической комедии, практически, воплотила заветы великого теоретика и реформатора танцевального искусства Ж. Новерра. Во второй половине XVIII века балет из развлекательного дивертисменно-прикладного зрелища к опере или драме превратился в самостоятельный вид искусства. С передовой литературой, музыкой, живописью его объединяла общая тематика и круг образов. Здесь нашли отражение прогрессивные идеи энциклопедистов, их борьба за театр-трибуну, за изображение реальной действительности.
Греческие и римские персонажи трагических балетов ведущих хореографических того времени - Новерра, Хильфердинга, Анджиолини наделялись глубокими и искренними чувствами. В пределах традиционных классических сюжетов сквозь оболочку популярных мифов и сказаний античности проглядывали новые черты. Естественно, что в отличие от наивно пасторальных представлений придворного балета начала столетия, такие спектакли требовали новых выразительных средств. На смену холодноватой изощренной технике доноверровского периода пришла пантомима, живописный и эмоционально окрашенный жест. Холодную виртуозность заменил осмысленный и лаконичный пластический речитатив. Новерр утверждал, что любой жест танцовщика-артиста - это «стрела, пущенная душой». Трансформация балетного представления в содержательную «пьесу с танцами», разработка пантомимы и па д"аксьон (действенного танца), реформа костюмов, декораций, исполнительского искусства - вот основные заслуги Новерра. Продолжателем его начинаний стал французский танцовщик и балетмейстер Жан Берше Доберваль (1742-1806). Виртуоз в полухарактерном жанре, он пользовался заслуженным успехом в комических балетах на сцене парижской Академии музыки. О «мужественной красоте гибкого и изящного тела», «сильных движениях, волнующих душу», которыми отличалось искусство Доберваля, с восторгом писал его современник Бомарше. После завершения блистательной сценической карьеры в Париже он уехал в Бордо, где начал второй, пожалуй, самый плодотворный этап своего творчества. В небольшом городском театре одна за другой появились постановки Доберваля - «Дезертир» (1784), «Ветренный парк» (1786), «Тщетная предосторожность» (1789).
Их идейно-тематическое звучание, сценические ситуации, фабула и занимательность интриги близки французской комической опере. «Совершеннейшим образом комического балета» назвал «Тщетную предосторожность» итальянский балетмейстер и педагог К. Блазис. Следуя заветам Новерра, Доберваль первыйв истории балета вывел на сцену своих современников. Его герои - простые люди. Они живут в привычной для зрителя обстановке, веселятся и грустят, трудятся и мечтают о счастье, активно защищают свое право на любовь, выступают против социальных предрассудков и меркантильных расчетов.
Успеху балета сопутствовало и наличие широко распространенного в искусстве XVIII века наивного сюжета о счастливом соединении юных влюбленных Лизы и Колена, вопреки желанию тетушки Марцелины выдать Лизу замуж за сына сельского богача. Сюжет идеально соответствовал и музыкальной партитуре спектакля. В ее основе - известные мелодии и песни того времени, отрывки из произведений Гайдна, обилие народных танцев. Их отобрал и обработал сам Доберваль, а строка песни «От худа до добра один шаг...», даже вошла в название первой редакции балета («Балет о соломе или От худа до добра один шаг»). «Мольером танца» назвал Доберваля его ученик Шарль Дидло. «Основным свойством Доберваля было умение очертить характеры... Никто лучше его не умел ставить, показывать и играть пантомиму, тут все у него было правдиво и глубоко», - писал Дидло. Доберваль подробно разработал сюжет, обыграл предметы быта, поэтизировал повседневное. Он создал целую галерею неповторимых сценических портретов. И каждого из героев Доберваль наделил богатой и самобытной танцевальной речью.
«Тщетная предосторожность» с момента появления стала настоящей школой исполнительского мастерства - танцевального и актерского. При жизни Доберваля в главных партиях балета выступали его ученики, впоследствии знаменитые хореографы XIX века Ш. Дидло, Ж. Омер, С. Вигано. Именно они перенесли хореографический шедевр на лучшие сцены Европы - в Вену, Милан, Мадрид.
Несмотря на всеобщий успех балета, его демократичность и народность были всегда чужды вкусам руководителей Парижской оперы. Как и Новер, Доберваль не получил признания у себя на родине. Лишь через два с лишним десятилетия после смерти Добервиля «Тщетная предосторожность», наконец, появилась на сцене ведущего музыкального театра Франции. В 1828 году она была поставлена Ж. Омером в музыкальной редакции Л. Герольда. Постановщики сохранили лучшие танцевально-музыкальные и игровые эпизоды первой редакции, самостоятельно сочинили забытые и новые фрагменты.
Тем не менее, балет не задержался надолго в репертуаре театра. И в дальнейшем желанного результата не дали многократные попытки возродить спектакль. Чуждая с момента создания Парижской опере постановка балета во второй половине девятнадцатого века окончательно исчезла из репертуара.
Второй родиной «Тщетной предосторожности» стала Россия. Впервые она была показана в 1800году в Москве и Петербургском театре балетмейстером Д. Соломони под названием «Обманутая старуха или Тщетная предосторожность». В Москве и Петербурге она появлялась неоднократно под разными названиями в редакциях Бернарделли, Дидло, Перро. В течении всего XIX века «Тщетная предосторожность» постоянно имела место в репертуаре театров. Сценическая история балета в России связана с именами замечательных исполнителей, среди них - воспетая А.С. Пушкиным А. Истомина, любимица московского студенчества Е. Санковская. Большой успех имели исполнительницы партии Лизы знаменитая Ф. Эльслер, итальянка В. Цукки. Несмотря на обилие в то время балетов периода романтизма, старинный балет XVIII века все же успешно продолжал свою сценическую жизнь.
В 1863 году немецкий композитор П. Гертель предложил третью музыкальную редакцию балета. Именно она послужила отправной точкой для М. Петипа и Л. Иванова в Петербурге (1885, 1894 гг.), А. Горского в Москве (1905, 1916 гг.). В основе этих редакций балета — добервалевская концепция решения спектакля в целом. Изменился ее танцевальный текст — обогатился находками и нововведениями балетной техники XIX века. В начале нашего столетия в «Тщетной предосторожности» блистали А. Павлова, Т. Карсавина, С. Федорова, М. Мордкин. Лучшими исполнительницами партии Лизы позднее стали Е. Гельцер, О. Лепешинская, С. Головкина. В первое послереволюционное десятилетие (1917—1927 гг.) «Тщетная предосторожность» была одним из самых репертуарных балетов Большого театра. В последние десятилетия появились разные сценические редакции «Тщетной предосторожности». К более ранней редакции балета Л. Герольда обратились английский балетмейстер Ф. Аштон (1960) и русский балетмейстер О. Виноградов (1971). В Москве «Тщетная предосторожность» шла в редакции А. Горского — П. Гертеля, в постановке конца 40-х годов А. Мессерера и А. Радунского. В. МАЙНИЕЦЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина

Раннее утро. Перед домом Марцелины прогуливается молодой крестьянин Колен. Он влюблен в Лизу, воспитанницу Марцелины, и ищет с ней встречи. но добиться этого не легко. Марцелина строго следит за своей воспитанницей и оберегает ее от нежеланных женихов. На ферму приходят крестьяне, чтобы получить деньги за полевые работы. Марцелина, неохотно расплачиваясь, спешит быстрее отправить их, так как ее отвлекают многочисленные хозяйственные заботы. Воспользовавшись уходом Марцелины, Колен подходит к Лизе, которая неравнодушна к нему. Влюбленные, никого не замечая, увлеченно танцуют. Возвращается Марцелина и с негодованием их разгоняет.
Появляется богач Мишо со своим глуповатым сыном Никезом, которого он бы очень хотел женить на Лизе, чтобы породниться с Марцелиной. Марцелина не в восторге от Никеза, но ее прельщает богатство его отца, и она готова начать переговоры. Лиза, почувствовав, что ее любви угрожает опасность, отвлекает внимание Мишо н уводит его за собой. Вслед за ними спешат Марцелина и Никез.

Вторая картина.

Успешное завершение жатвы венчает праздник урожая. Все радуются и веселятся. В порыве щедрости и радости Марцелина дарит детям новые сабо. Марцелина и Мишо, окруженные счастливыми детьми, уходят. Молодежь увлеченно танцует и веселится. Танцуют и юные влюбленные — Лиза и Колен. Появляются цыгане. Веселье в полном разгаре. Неожиданно начинается гроза. Все разбегаются. Марцелина и Мишо договариваются о встрече в ее доме.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Третья картина.

Марцелина и Лиза возвращаются домой и усаживаются за прялки. Гроза прошла. Марцелина выходит к пришедшим крестьянам и запирает Лизу на ключ. Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и просит Колена уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и они с Коленом обмениваются платками. Послышались шаги Марцелины. Лиза выталкивает Колена в чулан. Вошедшая Марцелина сразу же замечает чужой платок на шее у Лизы и хочет ее наказать. Марцелина заставляет Лизу сесть в чулан, не подозревая, что там находится Колен. Лиза отчаянно сопротивляется, но Марцелина все же заталкивает ее в чулан. В дверь просовывается голова нотариуса, крючкотвора и кляузника. Вместе с ним входят Мишо, Никез, молодежь. Подписывается брачный контракт. Жениху вручается ключ от чулана. Дверь открывается и... на пороге появляются, держась за руки, Колен и Лиза. Все смущены. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и она благословляет их. Всеобщий восторг и ликование.

Четвертая картина.

Собираются гости, чтобы поздравить Марцелину и влюбленных с торжественным событием. Молодые Лиза и Колен с удовольствием танцуют для гостей. Все герои спектакля прощаются со зрителями, благодарят за внимание и соучастие в событиях, которые разыгрывались на сцене.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

«Тщетная предосторожность».
Михайловский театр.
Музыка Луи Герольда, хореография Фредерика Аштона.

После семилетнего перерыва в репертуаре Михайловского театра снова появилась «Тщетная предосторожность», на этот раз в хореографии Фредерика Аштона (1960). Прежняя постановка — Олега Виноградова (1971) на музыку Луи Герольда — продержалась в афише до 2007 года. В 2002 году балет Аштона был перенесен в Большой театр, но сейчас в его репертуаре осталась только версия Юрия Григоровича.

Сцена из спектакля.

«Тщетная предосторожность» — лирическая комедия (редкий жанр в классическом балете), чудесным образом пережившая все реформы и потрясения XIX и XX веков, считается старейшим балетом, дошедшим до наших дней. Речь, правда, идет только о либретто Жана Доберваля: хореография и сборная музыка премьеры 1789 года не сохранились. Пасторали с незатейливой интригой, где обстоятельства мешают соединению влюбленных, были традиционны для балетной сцены. Но этот балет воспринимался современниками как новаторский. Доберваль сделал сюжет и героев боле реалистичными (пусть и наивно): буколические шелка он заменил на прозаический ситец в прямом и переносном смыслах. Важным отличием явилась также действенность хореографии. Вслед за своим учителем Жаном Новерром Доберваль создал балет, где действие развивалось через хореографию, а не только пантомиму, что не раз отмечала критика. На одном из премьерных показов в театре Бордо главный танцовщик, услышав весть из Парижа о том, что третье сословие получило право голоса, провозгласил со сцены тост, бурно поддержанный залом. В XIX веке этот «народный» балет обрел две партитуры — Луи Герольда (1828) и Петера Гертеля (1864), и, в интерпретации разных хореографов, с успехом шел на европейских сценах, часто избираемый для дебютов и гастролей благодаря простоте и универсальности.

В России балет благополучно пережил революцию 1917 года, сойдя за пособие для начинающего балетомана. В 1937 году Леонид Лавровский поставил «Тщетную предосторожность» (на основе партитуры Гертеля). Пасторальное «кукольное царство» (по определению Лавровского) версии Мариуса Петипа — Льва Иванова, которое сохранялось в репертуаре до 1922 года, он заменил реалистичностью и социальной подоплекой. Главным мотивом стала борьба за «свободную любовь», которая торжествует победу в третьем акте, сочиненном хореографом для праздничных танцев по поводу рождения первенца Лизы и Колена.

А. Соболева (Лиза), В. Лебедев (колен).
Фото — архив Михайловского театра.

«Тщетная предосторожность» Аштона гармонично вписалась в снизошедшую на Михайловский театр атмосферу буржуазной респектабельности, приятно оттененную растительным орнаментом дуатовских опусов и умело разбавленную выверенными дозами неординарных режиссерских интерпретаций в опере. Сегодня балет Аштона — классика, но еще не архаика — смотрится как комическая пастораль ХХ века. В спектакле даже предусмотрено появление тележки, запряженной живым пони, а открывает балет комический pasdecinq петуха и четырех упитанных курочек.

Как и огромное количество других версий этого балета, «Тщетная» Аштона собрана из мозаики музыкальных фрагментов (обработка Джона Ланчбери на основе партитуры Герольда), находок предшественников и оригинальной хореографии. Многое было почерпнуто из рассказов Тамары Карсавиной — исполнительницы партии Лизы в балете Петипа-Иванова, а также из фотографий спектакля Лавровского. Так появились танец с ленточками, зонтик-лошадка деревенского дурачка Алена, сцена с майским деревом и ключами… В программке к спектаклю Михайловского театра приведена цитата из книги Джули Кавана, которая приписывает идею танца Симоны в сабо (номер-хит спектакля) Аштону, хотя по версии российских исследователей он появился уже в спектакле Петипа-Иванова.

В хорошо сделанном балете Аштона, где гармонично переплетены танец (вполне действенный) и пантомима, будет столько блеска, сколько смогут привнести талантливые исполнители. Характерные и гротесковые роли в комедии предполагают импровизационность в создании образа. Однако в данном случае есть серьезные ограничения: за точным соответствием оригиналу скрупулезно следят балетмейстер-постановщик Майкл О’Хэйр и правообладатель постановки Аштона Жан-Пьер Гаскье.

Сцена из спектакля.
Фото — архив Михайловского театра.

Премьере 27 марта, исполненной не без энтузиазма, не хватило именно блеска, азарта, актерского мастерства. Главные герои — Лиза (Анастасия Соболева) и Колен (Виктор Лебедев) — скорее классичные, чем характерные, более естественно смотрелись бы в дворцовом, а не деревенском окружении. Порою милым и нежным, ведущим кокетливую игру, им не доставало витальности и убедительности, самостоятельно найденных, запоминающихся штрихов.

Вдовушка Симона — гротесковая роль, партитуру которой вел Майкл О’Хэйр, — не стала такой фееричной и смешной, какой могла быть. Ален (Денис Толмачев) оказался хоть и странноватым, но добрым малым.

В целом сложился однородный актерский ансамбль: никто не перетягивал внимание на себя, но и не вдохновил чудом театрального перевоплощения.

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Потеряв Наталью Осипову и Начо Дуато, Михайловский театр перешел к так называемым "народным балетам", ориентированным на тех, кто балет видит раз в пятилетку. Впрочем, такова была политика этого театра изначально, с самого прихода Кехмана: все для простого человека, а высоколобые пускай идут в Мариинский (Приглашение Дуато и Осиповой заставило думать о Михайловском иначе, но это было временное помрачение директорского ума - никто не знал, что настоящий балет столь дорог). "Пламя Парижа", а теперь "Тщетная предосторожность" оказались банальным возвращением назад.

"Тщетная" - балет узко-специальный. Интересующий фанатов и знатоков. Но Фредерик Эштон - который для некоторых ценителей - ярчайшая бездарность 20 века, символизирующая тотальную неспособность британцев заниматься хореографией, для других ценителей - автор "Маргариты и Армана" с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым, а потом с Сильви Гиллем и Николя Ле Ришем, ради которого можно простить все остальные провалы, для прочих же - популяризатор высокого балета, автор упрощенных версий многих выдающихся хореографий ( , например) - сделал из изысканного шедевра сентиментализма (на петербургской сцене этот спектакль впервые поставил Ш.Дидло) драмбалет. Драмбалет получился качественный, широкому зрителю должен нравиться. Тем более, что в первом и втором акте на сцену выводят очаровательного пони, второй акт заканчивается эффектной сценой бури ("Лебединое" отдыхает), в спектакле много пародийных и иронических танцевальных номеров, и главное - каждое движение понятно без извилин. Вот тут танцуют про любовь, а тут про уборку урожая. Только танца в самом прямом смысле у Эштона нет. В первом акте пара простеньких вариаций у солиста и солистки (все остальное время они завязывают и развязывают бантики, ленточки и прочую дребедень), во втором чуть посложнее па-де-де, в третьем легенький танец героини. Все.
(Для сравнения. Смутно помню "Тщетную" Олега Виноградова в Кировском 1980-х - с Маргаритой Куллик и Владимиром Кимом. Никаких массовых сцен, никаких иронических танцев - зато солист и солистка танцевали весь балет на мелкой технике. Спектакль был, мягко говоря, не шедевр - но это был балет).
Зато как удобно театральной дирекции (английский балет до сих пор работает по этому принципу, с минимизацией затрат). Солистка не нужна - танцевать может кто угодно. Солист тем более не нужен. Драматическая роль матери-вдовы - самая яркая, но и здесь достаточно заполучить опытного артистичного танцовщика - и дело сделано. Остается только пони пригласить. Лошадке и аплодируют громче всех. Освободившиеся деньги можно потратить на импортного дирижера - тем более, что музыка Герольда не просто "для ног", она очень напоминает залихватские припевы мультфильмов про Мюнгхаузена или известное "Его превосходительство любил домашних птиц".
Впрочем, находка Михайловского театра - Анастасия Соболева, исполнившая на премьере роль Лизы. Наконец-то рекрутерам Михайловского улыбнулась удача и вместо тяжелых на подъем, деревянных типа-солисток они нашли талантливую, артистичную (по крайней мере, в роли нежной деревенской девицы), пластичную балерину. С техникой у нее проблем немало, но при таких данных это можно решить привлечением хороших репетиторов. На Соболеву было очень приятно смотреть - она органично вошла в ткань балета. Все остальные - как и быть должно. Виктор Лебедев (Колен)- Буратино, как всегда. Майкл О"Хэйр (вдова, мать Лизы) танцует на среднеевропейском уровне, не более. В меру артистичен, в меру техничен. Звезд с неба не хватает. Полагаю, что Николай Цискаридзе был много интереснее.
Общий уровень кордебалетных номеров хорошо демонстрируют два момента. Танец петуха и кур, вставленный в текст балета несколько раз: весь построен на подражании ОДНОМУ движению птиц. Танец Алена, сына владельца виноградника: как он начинает скакать на зонтике в первое появление, так и продолжает весь балет. Одно движение для решения главной комической роли! Если это не бездарность, то что тогда бездарность?
Эштон силен массовыми сценами, нюансами психологической игры (например, вдова, уходя из дома кокетливо заглядывает в зеркало), английской иронией во взаимоотношениях персонажей, пантомимой. Чем угодно, только не танцем. Поэтому успех Эштона у зрителей Михайловского театра должен быть оглушительным. Если только пойдут они на балет с загадочным названием "Тщетная предосторожность". Не знает широкий российский зритель такого названия.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...