Упоение точностью. From a Classical Position William Forsyth Современный танец С кем работал вильям форсайт хореограф


Уильям (Билл) Форсайт (англ. William Forsythe, 30 декабря 1949, Нью-Йорк) - американский танцовщик и хореограф, работающий преимущественно в Германии; одна из наиболее значительных фигур в хореографии 2-й половины XX века. Разработчик (в сотрудничестве со своими артистами) техники танцевальной импровизации.

Биография

Учился танцу в университете Джексонвиля. Будучи стажёром «Балета Джоффри», дебютировал на сцене в Чикаго в 1971 году. В 1973 году вслед за своей женой Эйлин Брэди переехал в Германию, где был принят в состав Штутгартского балета. При поддержке руководителя балетной труппы Марсии Хайде начал пробовать себя в качестве хореографа. В 1976 году поставил свой первый балет, «Изначальный свет» и официально получил должность хореографа.

С 1984 года в течение 20 лет руководил Франкфуртским балетом, где многие спектакли создал вместе с композитором Томом Виллемсом. Также тесно сотрудничал с архитектором Даниэлем Либескиндом и модельером Иссеем Мияке.

Форсайт активно использует в своих работе достижения современной техники и цифровые технологии. В 1999 году, когда труппа была на гастролях, совместно с Siemens Art program он провёл во Франкфурте уличную художественную инсталляцию с использованием видеозаписей своих артистов. В 2001 году планировал провести похожую акцию на Манежной площади в Москве в рамках II Европейского фестиваля современного танца - однако она была запрещена российскими властями.

В 2005 году создал собственную труппу, The Forsythe Company, занимающуюся экспериментами в области современного танца.

Балетный критик Павел Гершензон, идеолог направления развития балетной труппы Мариинского театра в 1998-2008 годах, выстраивал в своих теоретических работах прямую линию развития балета от Мариуса Петипа через Баланчина к Форсайту.

Постановки

  • 1976 - Urlicht
  • 1979 - «Орфей» на музыку Ханса Хенце*, Штутгартский балет.
  • 1983 - France/Dance
  • 1984 - Artifact
  • 1987 - In the Middle, Somewhat Elevated на музыку Тома Виллемса
  • 1988 - Impressinge the Czar на музыку Тома Виллемса, Людвига ван Бетховена и др.
  • 1990 - Limb’s Theorem на музыку Тома Виллемса
  • 1991 - Loss of Small Detail
  • 1996 - «Головокружительное упоение точностью» на музыку Девятой симфонии Франца Шуберта
  • 1999 - Three Atmospheric Works (см.: )
  • 2000 - One Flat Thing, reproduced ; Kammer/Kammer
  • 2001 - «Фраза Вирджинии Вульф» на музыку Эккехарда Эхлера, С. Мейснера и Тома Виллемса
  • 2005 - You Made Me a Monster (см.: )
  • 2006 - Studies
  • 2007 - Decreation
  • 2008 - Yes we can’t ; I Don’t Believe in Outer Space
  • 2009 - The Returns

(*) - мировая премьера музыкального произведения

Признание и награды

  • премия «Бесси» (1988, 1998, 2004, 2007)
  • премия Лоуренса Оливье (1992, 1999, 2009)
  • кавалер ордена искусств и литературы (Франция, 1999).
  • премия «Бенуа танца» (за постановку спектакля «Фраза Вирджинии Вульф», 2002)
  • Немецкая танцевальная премия (2004)
  • премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца (США)
  • «Золотой лев» Венецианской биеннале за пожизненные заслуги (Италия, 2010)

Уильям Форсайт родился и вырос в Нью-Йорке. Он учился во Флориде у педагогов Нолана Дингмана и Кристы Лонг, выступал с Джоффри балетом и Штутгартским балетом, где в 1976 году стал постоянным хореографом. За последующие семь лет Форсайт поставил множество балетов и для Штутгартской труппы, и для балетных компаний Мюнхена, Гааги, Лондона, Базеля, Берлина, Франкфурта, Парижа, Нью-Йорка и Сан-Франциско.

В 1984 году, подписав контракт на 20 лет, он возглавил Франкфуртский балет, для которого создал такие постановки, как Artifact (1984), Impressing the Czar (1988), Limb’s Theorem (1990), The Loss of Small Detail (1991, в соавторстве с композитором Томом Виллемсом и дизайнером Исси Мияке), A L I E / N A(C)TION (1992), Eidos:Telos (1995), Endless House (1999), Kammer/Kammer (2000), Decreation (2003) и другие. После закрытия Франкфуртского балета в 2004 году Форсайт основал новую, полностью независимую труппу Forsythe Company, существующую при поддержке земель Саксония и Гессе, городов Дрезден и Франкфурт, а также частных спонсоров. Помимо выступлений на основных площадках в Дрездене и Франкфурте, артисты ведут интенсивную гастрольную деятельность. Для новой труппы Форсайт поставил балеты Three Atmospheric Studies (2005), You made me a monster (2005), Human Writes (2005), Heterotopia (2006), The Defenders (2007), Yes we can’t (2008/2010), I don’t believe in outer space (2008), The Returns (2009) и Sider (2011).

Форсайт и его труппа стали обладателями многих наград, среди которых Премия Бесси (Нью-Йорк, 1988, 1998, 2004 и 2007) и Премия Лоуренса Оливье (Лондон, 1992, 1999 и 2009 годы). В 1999 году французское правительство наградило Уильяма Форсайта титулом Кавалера ордена Искусств и литературы. Кроме того, он был удостоен Креста "За выдающиеся заслуги" от правительства Германии (1997), Премии Векснера (2002), "Золотого льва" на Венецианской биеннале (2010) и Премии Американского танцевального фестиваля Сэмюэла Скриппса "За достижения в области хореографии" (2012).

Уильям Форсайт создавал архитектурные объекты и инсталляции по заказам архитектора и художника Даниэля Либескинда, арт-групп ARTANGEL (Лондон) и Creative Time (Нью-Йорк), а также парижского муниципалитета. Его инсталляции и кинофильмы демонстрировались во многих музеях и на различных выставках, в том числе на Биеннале Уитни (Нью-Йорк), на Венецианской биеннале, в Лувре и в токийской галерее 21_21 Design Sight. Кроме того, показы его спектаклей, фильмов и инсталляций проходили в мюнхенской Пинакотеке современности, Центре искусств Векснера, (Колумбус, США), на Венецианской биеннале и в лондонской галерее Хейвард.

Совместно со специалистами в области СМИ и образования Форсайт разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. Его компьютерная программа Improvisation Technologies: A Tool for the Analytical Dance Eye" ("Технологии импровизации: инструмент аналитического взгляда на танец"), разработанная в 1994 году совместно с Центром искусств и медиатехнологий (город Карлсруэ, Германия), используется в учебном процессе профессиональных танцевальных трупп, консерваторий, университетов, аспирантур и колледжей всего мира. В 2009 году в сотрудничестве с Университетом штата Огайо был запущен интернет-проект Synchronous Objects for One Flat Thing ("Синхронные объекты для одной плоскости"), раскрывающий организационные принципы хореографии и возможности ее применения в рамках других дисциплин. Это пилотный проект научного портала Forsythe"s Motion Bank, цель которой – создание и изучение профильных онлайн-ресурсов с приглашенными хореографами.

Уильям Форсайт регулярно проводит лекции и семинары в различных университетах и творческих организациях. В 2002 году он был избран руководителем танцевального направления в творческом проекте компании Rolex "Учитель и ученик". Уильям Форсайт является почетным членом Центра движения и танца Лабана (Лондон), почетным доктором Джульярдской школы (Нью-Йорк) и почетным внештатным профессором Корнелльского университета (США) (2009 – 2015).


Упоение точностью

Мариинка замахнулась на Уильяма, нашего, Форсайта


Уильям Форсайт – теоретик движения, один из самых крупных современных хореографов. Впервые балеты Форсайта на сцене Мариинки появились в 2004 году. Они воспринимались и труппой, и зрителями как революционный прорыв космической математики в область абсолютной симметрии Петипа. В 2013 году одноактные балеты Форсайта «Там, где висят золотые вишни» и «Головокружительное упоение точностью» вернулись на сцену Мариинского театра в рамках традиционного балетного фестиваля. Включены они и в программу фестиваля «Звезды белых ночей», генеральным спонсором которого является банк ВТБ. Над их возобновлением работал сам Уильям Форсайт и двое его помощников – Кэтрин Беннетс и Ноа Гелберт, которые любезно согласились ответить на вопросы корреспондента сайт.

– Вы уже не первый раз сотрудничаете с Мариинским театром. Как вы сейчас оцениваете состояние труппы? Как идет работа?

Ноа Гелберт: Мариинский театр находится в постоянном развитии, я наблюдаю здесь непрерывное движение от одного поколения к другому, поэтому сюда всегда очень интересно возвращаться. Я второй раз ставлю здесь тот же самый балет. Возникают теплые, семейные чувства.

Кэтрин Беннетс: Я очень люблю приезжать в Мариинский, здесь шикарная танцевальная школа. Танцоры здесь, образно говоря, «голодные» и хотят танцевать. Они все умеют, и в основном мы работаем над деталями. И это дает отличные результаты.

– Чем отличается перенос уже готового балета от постановки нового?

Ноа Гелберт: Прежде всего, количеством времени на постановку. Перенос уже готовой вещи происходит в два раза быстрее, чем работа над новым балетом. Когда вы создаете движение, вы должны все время соотносить движения с музыкой, и вот это как раз и требует очень много времени.

– В чем специфика вашей работы с Форсайтом? Насколько вы свободны в принятии решений?

Кэтрин Беннетс: Мы знакомы довольно давно. Мы даже танцевали вместе. Впервые я увидела постановку Форсайта в Штутгарте в 1975 году. Хореография меня поразила! Это было па-де-де для Уильяма и его жены. А во втором его балете я уже танцевала сама. В течение 15 лет я работала ассистентом Уильяма во Франкфурте. Форсайт мне доверяет. Я знаю, что он ищет. Чаще всего я знаю, что он скажет, еще до того, как он это произнесет вслух. Уильям обычно прислушивается к моим советам. Если я говорю, что предпочла бы сделать что-то так, а не иначе, он всегда это принимает во внимание. Он прекрасно понимает, что и для чего я делаю, а я знаю, чего добивается Уильям. В принципе, он дает свободу для творчества, если доверяет человеку. Но в его работе всегда существует определенная и конкретная система, которой нужно следовать.

« Мы хотим, чтобы нам позволили оставаться артистами, а не превращали в бизнесменов».

Кэтрин Беннетс

Ноа Гелберт: На самом деле я не вхожу в состав труппы Форсайта. Я танцевал в его Франкфуртском балете, который был закрыт в 2003 году, но работал там в частном порядке, иногда как танцор, иногда как ассистент хореографа, иногда как балетмейстер. Работа с Форсайтом – это сотрудничество. Форсайт что-то предлагает, и если это нас трогает, мы начинаем работать. Это открытый процесс совместного творчества.

– Вы снова ставите в Мариинском театре те же балеты, что и в 2004 году. Сами балеты меняются с годами?

Ноа Гелберт: Хореография та же, исполнители новые. А каждый танцор подходит к движению по-своему. Каждый художник пытается донести свою индивидуальность и свое чувство движения, и это полностью меняет восприятие, видение образа. Поэтому правильно даже будет сказать, что каждый вечер различные составы танцоров будут по-своему интерпретировать балеты. Можно сказать, что балет вырос и танцоры выросли. Эти исполнители видели балет вживую, на сцене Мариинки, и они создают его вновь. Балет – это ведь не музейный экспонат, находящийся за стеклом в витрине, который остается неизменным.

Кэтрин Беннетс: Я не присутствовала непосредственно при первой постановке «Золотых вишен» в Парижской опере в 1987 году. Я присоединилась, когда Уильям перенес этот балет во Франкфурт. Это было в том же 1987 году, но уже после премьеры в Париже. Это балет с определенным уровнем риска, невероятно взрывной. Таким он и остается.

– Господин Гелберт, вы ставили балеты в Перми, в Санкт-Петербурге, в Москве. У вас есть балет «Шинель» по Гоголю. Откуда такой интерес к России?

Ноа Гелберт: Я люблю Россию и думаю, что все эти события произошли в моей жизни не случайно, а были запланированы свыше. Мои корни в России, мой дед был выходцем из России. Но, к сожалению, я его не видел. Он умер, когда моя мама была очень юной, задолго до моего рождения. Но я всегда отчетливо ощущал, что часть моей истории, возможно, потеряна. И всякий раз очень волнительно было получить приглашение из Мариинского театра, из Большого, из Пермского театров. Что касается «Шинели», это было предложение Махарбека Вазиева, бывшего директора балетной труппы Мариинского театра. Ему пришла в голову идея взять иностранца и русскую литературу, чтобы сделать иностранный русский балет. Конечно, я с восторгом ухватился за эту идею. За время работы над балетом я прочел много русской литературы и книг о России, и художественной, и исторической.

– Госпожа Беннетс, вы только что покинули пост худрука Королевского балета Фландрии, а до этого были свидетелем ухода Уильяма Форсайта из балета Франкфурта. Балет и строгое финансовое планирование несовместимы? Как найти компромисс между бухгалтерией и искусством?

Кэтрин Беннетс: Вы задали абсолютно правильный вопрос, и вы первая, кто спрашивает меня об этом. Сейчас в мире искусства этим вопросом все заняты. Как правило, бизнес уничтожает искусство, если начинаешь думать только о прибыли. Конечно, с деньгами нужно обращаться должным образом, но наш приоритет все-таки искусство, а не деньги. Со времен моей молодости, мир, естественно, изменился. Сейчас политики и чиновники стараются сделать сферу искусства прагматичной. Но это искусство, а мы – артисты. Мы хотим, чтобы нам позволили оставаться артистами, а не превращали в бизнесменов.

Американский и немецкий хореограф, танцовщик.

Уильям Форсайт родился и вырос в Нью-Йорке (дата рождения – 30.12.1949). Первоначально изучал историю искусств и театр в университете Флориды. Впервые на урок танца Форсайт пришел за компанию с приятелем и, заинтересовавшись, решил начать заниматься балетом. Его первым педагогом по хореографии в Университете Джексонвиля стала Криста Лонг, именно она увидела в Уильяме прирожденного хореографа. Позднее Форсайт получил стипендию на обучение в Joffrey Ballet School (Балет Джоффри) в Нью-Йорке. Здесь Уильям Форсайт впервые познакомился с балетами Баланчина. Также Форсайт обучался в школе американского балета, посещал классы Мэгги Блэк, Финиса Джанга, Джонатана Уоттса, Мередит Бейлис, Уильяма Гриффита, Леона Данелиона, Мадам Перьяславич и Пэта Уайда. С 1971 выступал с труппой Балета Джоффри, а в 1973 по приглашению Джона Крэнко Форсайт примкнул к Штутгартскому балету, где с 1976 стал постоянным хореографом. В последующие годы Форсайт поставил множество балетов и для Штутгартской труппы, и для балетных компаний Мюнхена, Гааги, Лондона, Базеля, Берлина, Франкфурта, Парижа, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Он поставил “France/Dance” (1983) с юной по приглашению Рудоьфа Нуреева для балета Парижской Оперы, “Шаги” (Steptext) – для Aterballetto в 1985, в 1987 опять же для Opéra national de Paris был создан балет “In the Middle Somewhat Elevated” с Сильви Гиллем и Лораном Хилэром (Laurent Hilaire) в качестве солистов.

В 1984 году, подписав контракт на 20 лет, он возглавил Франкфуртский балет, для которого создал такие постановки, как Artifact (1984), Impressing the Czar (1988), Limb’s Theorem (1990), The Loss of Small Detail (1991, в соавторстве с композитором Томом Виллемсом и дизайнером Исси Мияке), A L I E / N A(C)TION (1992), Eidos: Telos (1995), Endless House (1999), Kammer/Kammer (2000), Decreation (2003) и другие.

В то же время Форсайт ставил балеты для Нью-Йоркского Балета («Behind the China Dogs», 1988 и «Herman Schmerman» (Часть 1), 1992), Королевского Балета («Firstext», 1995), Нидерландского Театра Танца («Say Bye-Bye», 1980; «Mental Model», 1983, «Marion», «Marion (NDT III)», «Four Point Counter», 1995), Балета Джоффри («Square Deal», 1983), Национального Балета Канады («The second detail», 1981). Его постановки обрели высокую популярность и начали исполняняться труппами всего мира.

После закрытия Франкфуртского балета в 2004 году Форсайт основал новую, полностью независимую труппу Forsythe Company, существующую при поддержке земель Саксония и Гессе, городов Дрезден и Франкфурт, а также частных спонсоров. Помимо выступлений на основных площадках в Дрездене и Франкфурте, артисты ведут интенсивную гастрольную деятельность. Для новой труппы Форсайт поставил балеты Three Atmospheric Studies (2005), You made me a monster (2005), Human Writes (2005), Heterotopia (2006), The Defenders (2007), Yes we can’t (2008/2010), I don’t believe in outer space (2008), The Returns (2009) и Sider (2011). Хотя последние постановки Форсайта создаются исключительно для труппы Forsythe Company, его более ранние балеты занимают достойное место в репертуаре многих театров мира: Мариинского театра, Парижской оперы, Королевского театра Ковент-Гарден, Нью-Йорк Сити Балета, Балета Сан-Франциско и Национального балета Канады.

Форсайт и его труппа стали обладателями многих наград, среди которых Премия Бесси (Нью-Йорк, 1988, 1998, 2004 и 2007) и Премия Лоуренса Оливье (Лондон, 1992, 1999 и 2009 годы). В 1999 году французское правительство наградило Уильяма Форсайта титулом Кавалера ордена Искусств и литературы. Кроме того, он был удостоен Креста «За выдающиеся заслуги» от правительства Германии (1997), Премии Векснера (2002), «Золотого льва» на Венецианской биеннале (2010) и Премии Американского танцевального фестиваля Сэмюэла Скриппса «За достижения в области хореографии» (2012).

Уильям Форсайт создавал архитектурные объекты и инсталляции по заказам архитектора и художника Даниэля Либескинда, арт-групп ARTANGEL (Лондон) и Creative Time (Нью-Йорк), а также парижского муниципалитета. Его инсталляции и кинофильмы демонстрировались во многих музеях и на различных выставках, в том числе на Биеннале Уитни (Нью-Йорк), на Венецианской биеннале, в Лувре и в токийской галерее 21_21 Design Sight. Кроме того, показы его спектаклей, фильмов и инсталляций проходили в мюнхенской Пинакотеке современности, Центре искусств Векснера, (Колумбус, США), на Венецианской биеннале и в лондонской галерее Хейвард.

Совместно со специалистами в области СМИ и образования Форсайт разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. Его компьютерная программа Improvisation Technologies: A Tool for the Analytical Dance Eye» («Технологии импровизации: инструмент аналитического взгляда на танец»), разработанная в 1994 году совместно с Центром искусств и медиатехнологий (город Калсруэ, Германия), используется в учебном процессе профессиональных танцевальных трупп, консерваторий, университетов, аспирантур и колледжей всего мира. В 2009 году в сотрудничестве с Университетом штата Огайо был запущен интернет-проект Synchronous Objects for One Flat Thing («Синхронные объекты для одной плоскости»), раскрывающий организационные принципы хореографии и возможности ее применения в рамках других дисциплин. Это пилотный проект научного портала Forsythe’s Motion Bank, цель которой – создание и изучение профильных онлайн-ресурсов с приглашенными хореографами.

Уильям Форсайт регулярно проводит лекции и семинары в различных университетах и творческих организациях. В 2002 году он был избран руководителем танцевального направления в творческом проекте компании Rolex «Учитель и ученик». Уильям Форсайт является почетным членом Центра движения и танца Лабана (Лондон), почетным доктором Джульярдской школы (Нью-Йорк) и почетным внештатным профессором Корнелльского университета (США).

Родился в Нью-Йорке. Хореографическое образование получил во Флориде. В 1971 присоединился к труппе Балета Джоффри, тремя годами позже стал членом труппы Штуттгартского балета, где впервые выступил в качестве хореографа: «Urlicht» (1976), «Сон Галилея» (1978), «Орфей», «Песни любви» и «Временной цикл» (1979).

Считается одним из блестящих «выпускников» штутгартской «кузницы хореографов», основанной Дж. Крэнко - наряду с Джоном Ноймайером и Иржи Килианом.

В течение следующих лет ставит для балетных трупп Мюнхена, Гааги, Лондона, Базеля, Берлина, Франкфурта-на-Майне, Парижа, Нью-Йорка и Сан-Франциско.

С 1983 по 2004 - директор Франкфуртского балета: «Артефакт» (1984), «Шаги» (1985), «Посредине, чуть на возвышении» (1987, Парижская Опера), «Впечатляя царя» (1988), «Теорема Лимба» (1990), «Утрата маленькой детали» (1991, в сотрудничестве с композитором Томом Виллемсом и дизайнером Иссэи Мияке), ALIE/NA(C)TION (1992), «Эйдос:Телос» (1995), «Бесконечный дом» (1999), KAMMER/KAMMER (2000), и «Рассоздание» (2003).

Также ставит балеты для «Нью-Йорк Сити балле» (Behind the China Dogs , 1988, и Херман Шмерман , 1992), Королевского Балета (Firstext , 1995), Голландского театра танца (Say Bye-Bye , 1980; Mental Model , 1983 и др.), Балета Джоффри, Канадского национального балета.

Его постановки исполняются по всему миру, включая Шведский Королевский балет, Датский Королевский балет, Балет Лионской оперы, Star Dance Company (Токио), Балет Немецкой государственной оперы (Берлин), Балет Дюссельдорфской оперы, Нюрнбергский балет, Государственный балет (Вена), Балет Большого Женевского театра, Голландский национальный балет, Мариинский театр и др.

После закрытия Франкфуртского балета в 2004 Форсайт основывает собственную компанию - The Forsythe Company, базирующуюся в Дрездене и Франкфурте-на-Майне. Наиболее важные работы, созданные Компанией Форсайта - «Три атмосферных этюда» (2005), «Нигде и в то же время везде» (2005), «Ты сделал(а) из меня монстра» (2005), «Гетеротопия» (2006), «Да, мы не можем» (2008) и др.

Продюсирует и участвует в создании большого количества архитектурных и перфоманс-инсталляций. Инсталляции выставлялись в Лувре, на венецианской Биеннале и других значимых площадках. Его короткометражный фильм «Соло» был представлен в 1997 на Биеннале Уитни.

Обозначил новую веху в развитии обучения танцу, выпустив в 1994 первый в своем роде компьютерный продукт «Технологии импровизации: Инструмент для аналитического танцевального ума», который используется балетными компаниями, танцевальными школами, университетами, архитекторскими программами дополнительного образования и средними школами. Различные крупные университеты и культурные центры по всему миру часто приглашают Форсайта в качестве преподавателя. Сейчас он является одним из со-директоров и преподавателей программы Европейской Сети Учеников Танца.

Является почетным членом Центра Лабана в Лондоне, почетным доктором Нью-Йоркской Джульярдской школы и Колледжа музыки и игровых искусств.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...