Урок-путешествие. Внеклассное чтение. М. Пришвин "Синий лапоть". Урок литературного чтения на тему: Внеклассное чтение.Книги М Пришвина


Урок внеклассного чтения 4 класс

«Михаил Пришвин – певец русской природы»

Цели урока:- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя;

Расширять знания детей о природе России;

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовка к уроку: учащиеся читают книги Михаила Пришвина, находят материал о самом писателе, рисуют иллюстрации к понравившимся рассказам; учитель готовит кроссворд по творчеству писателя и рассказ о М. Пришвине, оформляется выставка книг.

Ход урока.

    Организационный момент. (звучит музыка на тему «Природа»)

    Ребята, когда вы слушали музыку, то рисовали какие –то картины. Что вы себе представили?

    Мы будем продолжать разговор о природе. А начнём наш урок с разгадывания кроссворда. Он сейчас перед вами. (работа в группах)

Ответы:1.Медведь. 2. Звери. 3. Черёмуха. 4. Барс. 5. Раки. 6. Клюква. 7. памяти. 8. Река. 9. Филин. 10. Лягушонок. 11. Воробей.12. Лоси. 13. Солнце.

Прочитайте, что получилось в тёмных клеточках? (Михаил Пришвин)

Как вы думаете, по какому принципу я составляла кроссворд? (все слова из рассказов)

Да, это названия рассказов, но некоторые из них надо уточнить.

Под номером 7 , память чья? (беличья)

Под номером 13 узнайте сказку-быль по слову «солнце» (Кладовая солнца)

    Рассказ о писателе. Сначала дети рассказывают свой материал о писателе. (слайд2)

ПРИШВИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1873–1954), русский советский писатель. Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга.

Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная родина (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945).

Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли , 1957; полностью опубл. в 1990-е годы).

    Физминутка.

    Работа над произведениями. Посмотрите на нашу выставку книг и рисунков. Какие рассказы вам особенно понравились? Давайте послушаем ваши рассказы.

    Ребята, а кто мне скажет, что значит « Держать в ежовых рукавицах» Когда так говорят?

В ежовых рукавицах – это значит, в большой строгости у кого-либо быть. Знаете –ли вы, что у Пришвина есть такой рассказ «Ежовые рукавицы».

Давайте поработаем с этим рассказом. (чтение рассказа детьми и ответы на вопросы)

« Ежовые рукавицы»

Собака, всё равно как и лисица и кошка, подбирается к добыче. И вдруг замрёт. Это у охотников называется стойкой.

Собака только стоит и указывает, а человек при взлёте стреляет. Если собака при взлёте бежит, это не охота. За одной побежит, другую спугнёт, третью, да ещё и с лаем пустится по болоту турить – охотнику так ничего не достанется. Учил я Ромку, чтобы не гонять, и не мог научить.

Некультурен! – сказал мне однажды егерь Кирсан.- Как же быть с некультурностью? – спросил я.

Кирсан очень странно ответил:

Некультурность у собак надо ежом изгонять.

Нашли мы ежа. Я пустил Ромку в тетеревиные места, и скоро он стал по тетёрке. Я позади Ромки стал, и Кирсан с ежом - сбоку.

Приказываю:

Ромка с лапки на лапку: раз, два, три… Ту-ту-ту! – вылетела.

Назад! – кричу Ромке.

Ничего не помнит, ничего не слышит. Бросился. И тут-то Кирсан на прыжке сбоку прямо в нос ему ежа. Ромка опомнился, взвизгнул – и на ежа. А ёж ему своими колючками ещё здорово поддал.

И мы на Ромку и приговариваем:

Помни ежа, помни ежа!

С тех пор, когда птица взлетает, я говорю негромко: « Ромка, помни ежа!» Он и опомнится.

Однажды я спросил Кирсана:

Как это вы, Кирсан Николаевич, пришли к такой догадке, чтобы некультурность ежом изгонять?

С себя самого перевёл, Михайло Михайлович, - ответил Кирсан.- В детстве соседям окна бил из рогатки. Раз поймали меня и говорят: « Этого мальчишку надо взять в ежовые рукавицы!» И взяли. А потом это с себя я на собак перевёл с большой пользой.

Ребята, что вы узнали об охотничьих собаках?

Чему учили Ромку?

Как его учили?

Какие слова напоминали ему?

Как Кирсан научился «некультурность ежом изгонять»?

Понравился вам рассказ?

Что особенно понравилось? Что вы услышали впервые?

8. Расскажите нам о тех произведениях, которые вы читали дома.

9..Беседа об охране природы:

Чему учат нас рассказы Михаила Михайловича Пришвина?

Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слова писателя, которые слышали и знают многие. Он писал « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать»

Внеклассное чтение. 2 класс.

Тема. Рассказы М. Пришвина о природе.

Цель:

    Продолжить знакомство детей с литературой о природе, сформировать читательский интерес к произведениям М. Пришвина.

2.Продолжить работу по развитию навыков беглого чтения, развитию устной речи учащихся.

3. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, воображение. Формировать у учащихся коммуникативные умения.

Форма проведения: устный журнал «Живые страницы книг Пришвина»

Оборудование:

    Портрет М. Пришвина.

    Страницы устного журнала(слайды):

а) «Ромка и кирпич»

б) «Ромка и тигровый кот»

в) «Жулька и гуси»

г) «Угадай-ка»

д) «…глядеть в природу – это значит глядеть в зеркало, где отражён человек…»

3. Карточки для работы в парах.

4. Выставка книг М. Пришвина.

Ход урока.

    Сообщение темы и цели урока.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.»

К. Паустовский

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями М. Пришвина и постараемся ответить на вопрос: « Как через героев книг можно увидеть личность самого писателя?»

II . Выставка книг М. Пришвина.

Рассматривание выставки и беседа.

Чем вас привлекли книги Пришвина?

Что особенно показалось интересным?

Кто нарисовал иллюстрации к его книгам? (Художники В. Горячева и Н, Устинов)

III . Устный журнал .

Чтобы лучше понять книги М. Пришвина, вглядеться в его героев, мы проведём сегодня устный журнал «Живые страницы книг Пришвина»

Не удивляйтесь, наш журнал будет говорящим. А говорить на его страницах будем мы с вами.

    Страница первая: «Ромка» (на слайде рисунок собаки Ромки с кирпичом)

Инсценирование: от «…поднимался Ромка по каменистой лестнице…» до «…Мне кажется, Рома, здесь всё благополучно»

Действующие лица:

Ромка

Кирпич

Кэт

Отрывок из какого произведения разыграли нам ребята?

В каких ещё рассказах вы встречались с этим героем?

Каким вы представили Ромку?

Видим ли мы здесь самого писателя? Каким?

2. Страница вторая: Ужасная встреча» (на слайде рисунок тигрового кота)

Разыгрывание страницы: «Однажды во время моего урока…..А кот убежал»

Действующие лица:

Ромка

На всех страницах рассказов о Ромке рядом с псом есть ещё одно действующее лицо. Кто это? Каким мы видим здесь автора?

У Пришвина было несколько любимых охотничьих собак. Каждую из них он описал с любовью.

3 . Страница третья: «Вася Весёлкин»(на слайде рисунок Жульки и гусей)

Действующие лица:

Жулька

« …Плыви, плыви, - говорил я….» «.-Ладно! – говорю я таким голосом, что она понимает меня…»

Отрывок из какого рассказа вы услышали?

Что вам больше всего понравилось в нём?

Почему рассказ называется «Вася Весёлкин»?

Что интересного узнали об этом мальчике?

4. Страница четвёртая «Поделись с товарищем» (работа в парах)

Но делиться мы будем не чем- нибудь, а впечатлениями. Впечатлением о прочитанной книге.

Предлагаются карточки с заданием по рассказам «Лесной доктор», «О чём шепчутся раки?», «Птицы под снегом»

Работа в парах.

    Прочитайте рассказ друг другу по частям.

    Ответьте на вопросы:

Карточка 1.

Определите главную мысль этого рассказа.

Найдите самый интересный отрывок, который вы прочитаете товарищу, когда будете делиться впечатлением о прочитанном.

Карточка 2.

Как раки перехитрили людей? О чём же они шептались?

Расскажите самый интересный эпизод, когда будете делиться впечатлением о прочитанном.

Карточка 3.

Подбери подходящую к этому рассказу загадку.

    В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле?

    Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

    Толстый тонкого побьёт,

Тонкий что –нибудь прибьёт.

IV . Физминутка.

Проверка работы в парах, обмен впечатлениями.

    Пятая страница. «Угадай-ка» Работа в группах.

На экране кроссворд.

    Какую собаку в одном из рассказов звали, как птицу?

    Кто пострадал от дружбы с ней и попался на колбасу?

    Как звали собаку, которая исчезала всякий раз, когда подходила к дому своего бывшего хозяина?

    4.А это кто и откуда: «Визгу много, шерсти мало»?

    Кто проявил невыдержанность, увлёкся недозволенной охотой и чуть было не погиб от пули на водохранилище?

    Какие птицы стали причиной победы справедливости над скромностью?

6. Шестая страница. «Личность писателя» Работа в группах.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Каждая группа должна подготовить краткое выступление: « Как через героев книг можно увидеть личность самого писателя?»

V . Итог урока «… глядеть в природу – это значит глядеть в зеркало, где отражён человек.»

Урок литературного чтения в 3 классе.

М.М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина;

Знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;

Отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.
- Прочитайте имя автора и название произведения, которое мы будем сегодня читать (слайд 1) .

Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист). М.М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье (слайд 2) .

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.


III. Беседа о названии рассказа.

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём или о ком он?

Кто такой «выскочка»? Кого так называют?(ответы учащихся).

Обратимся к толковому словарю Ожегова: (слайд 3)

ВЫСКОЧКА - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь в этом рассказе:

(Слайд 4)

Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака).

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока).

О собаках мы с вами много говорили. А что вы знаете о сороках?

Сообщение учащ-ся: (слайд 5)

Сорока.


Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он – темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна, культурных злаков, подсолнечника.

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.


IV. Знакомство с рассказом.

Чтение учащихся.


V. Физминутка.
VI. Обсуждение прочитанного.

Словарно – лексическая работа.

Объясните значение слов: (бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный)

Объясните выражения:

В семье не без урода.

«Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Беседа по содержанию произведения:


  • Почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

  • Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки?

  • Какой породы собака? (Лайка) Что вы знаете о лайках? (Ответы учащихся). Именно этой породы были первые путешественники в космос.

  • Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали? (Лайка приехала с берегов сибирской реки Бии. Так ее и прозвали. Бия – Бьюшка – Вьюшка). (слайд 6)

  • Что вы узнали о сороке? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный?

  • Как проявила себя Вьюшка в ситуации с сорокой?

  • Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?

VII. Работа по содержанию произведения.
1. Расшифруйте пословицу. Объясните ее смысл. Как связана каждая пословица с изучаемым нами произведением? (слайд 7):
СОВСЕМ КТО НЕ ЗНАЕТСЯ ГЛУП НИ С КЕМ

(Глуп совсем, кто не знается ни с кем.)

Михаил Пришвин «Моя родина» (Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку- осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Лесной хозяин»

То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила своё собственное, отдельное выражение.

Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у бога, просят дождя.

— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!

Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдёт дождь — и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную ёлку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у неё когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук её стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землёй, выпустили корешки и прицепились... Так под ёлкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождём, как вижу, против меня совсем близко пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалашика лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.

Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджёг скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.

Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.

Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи- восьми, с рыжеватым солнечным запёком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушёл, поднял еловую шишку и, желая пустить её в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя. Это его не смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и сказал:

— Выходи, Зина, он ушёл!

Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.

— Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?

Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:

— Нет, Вася, не знаю.

— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!

— Дурак ты! — сказала Зина.

— Правда, Зина, — сказал я, — вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!

И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как говорят, «улепетнул».

А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки её поднимались чуть-чуть удивлённо.

При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить её к себе и потом вместе обработать хозяина лесов.

Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.

— Зина, — сказал я, — смотри, как все листки, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.

Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.

— Ну, старик, — сказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!

И в этот раз дождик послушался, пошёл. А девочка серьёзно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а всё-таки дождик пошёл».

— Зина, — сказал я поспешно, — скажи, что у тебя в этой большой корзине?

Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав ещё лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.

— Вася, — крикнула девочка. — Будет дурить, выходи!

И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождём, не замедлил явиться.

Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:

— Ни гу-гу!

И все мы трое замерли.

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал...

Михаил Пришвин «Сухостойное дерево»

Когда дождик прошёл и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».

Оглядев это дерево, я сказал детям:

— Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжёлый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать её из убежища, принялся тяжёлым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.

И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмётся болезнь. Или, может быть, молния стукнула?

С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдёшь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно бы ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой. Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стёсывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стёсывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?

— Закорыш! — быстро сказал Вася.

И, поглядев на Зину, поправился:

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. Так, наверно, он слизнул бы с её лица и в этот раз правду, но я спросил её:

— А ты, Зиночка, как ты, милая дочка моя, думаешь?

Девочка обняла рукой ротик, умными глазами поглядела на меня, как в школе на учителя, и ответила:

— Наверное, виноваты люди.

— Люди, люди виноваты, — подхватил я за ней.

И, как настоящий учитель, рассказал им обо всём, как я думаю сам для себя: что дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса.

Не забыл я рассказать и о себе, что до сих пор учусь постоянно и без какого-нибудь плана или замысла, ни во что в лесу не вмешиваюсь.

Тут не забыл я рассказать и о недавнем своём открытии огненных стрелок, и о том, как пощадил даже одну паутинку. После того мы вышли из леса, и так со мною теперь постоянно бывает: в лесу веду себя как ученик, а из леса выхожу как учитель.

Михаил Пришвин «Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниёт дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая.

Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове.

Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла.

Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки- синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Михаил Пришвин «Старый скворец»

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поёт.

Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и улетели... Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?

Михаил Пришвин «Паутинка»

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый тёмный лес. Шёл я вперёд по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что- то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но всё-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил своё внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо.

Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на ёлке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы...

Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла. Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит. В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шёл, то разрывал их, сам не зная того, тысячами.

Мне казалось, что у меня была такая важная цель — учиться в лесу быть его настоящим хозяином, — что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели. Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок.

Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы.

Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул.

Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.

Михаил Пришвин «Хлопунки»

Растут, растут зеленые дудочки; идут, идут с болот сюда тяжёлые кряквы, переваливаясь, а за ними, посвистывая, — чёрные утята с жёлтыми лапками между кочками за маткой, как между горами.

Мы плывём на лодке по озеру в тростники проверить, много ли будет в этом году уток и как они, молодые, растут: какие они теперь — летают, или пока ещё только ныряют, или удирают бегом по воде, хлопая короткими крыльями. Эти хлопунки очень занятная публика. Направо от нас, в тростниках, зелёная стена и налево зелёная, мы же едем по свободной от водяных растений узкой полосе. Впереди нас на воду из тростников выплывают два самых маленьких чирёнка-свистунка в чёрном пуху и, завидев нас, начинают во всю мочь удирать. Но, сильно упираясь в дно веслом, мы дали нашей лодке очень быстрый ход и стали их настигать. Я уже протянул было руку, чтобы схватить одного, но вдруг оба чирёнка скрылись под водой. Мы долго ждали, пока они вынырнут, как вдруг заметили их в тростниках. Они затаились там, высунув носики между тростниками. Мать их — чирок-свистунок — всё время летала вокруг нас, и очень тихо — вроде как бывает, когда утка, решаясь спуститься на воду, в самый последний момент перед соприкосновением с водой как бы стоит в воздухе на лапках.

После этого случая с маленькими чирятами впереди, на ближайшем плесе, показался кряковый утёнок, совсем большой, почти с матку. Мы были уверены, что такой большой может отлично летать, стукнули веслом, чтобы он полетел. Но, верно, он ещё летать не пробовал и пустился от нас хлопунком.

Мы тоже пустились за ним и стали быстро настигать. Его положение было много хуже, чем тех маленьких, потому что место было тут до того мелкое, что нырнуть ему некуда. Несколько раз в последнем отчаянии он пробовал клюнуть носом воду, но там ему показывалась земля, и он только время терял. В одну из таких попыток наша лодочка поравнялась с ним, я протянул руку...

В эту минуту последней опасности утёнок собрался с силами и вдруг полетел. Но это был его первый полёт, он ещё не умел управлять. Он летел совершенно так же, как мы, научившись садиться на велосипед, пускаем его движением ног, а рулём повернуть ещё боимся, и потому первая поездка бывает всё прямо, прямо, пока не наткнёмся на что-нибудь, — и бух набок. Так и утёнок летел всё прямо, а впереди него была стена тростников. Он не умел ещё взмыть над тростниками, зацепился лапками и чебурахнулся вниз.

Точно так было со мной, когда я прыгал, прыгал на велосипед, падал, падал и вдруг сел и с большой быстротой помчался прямо на корову...

Михаил Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Занятие подготовила воспитатель

ГБОУ школы-интерната №2

города Армавира Краснодарского края

Ядыкина Ульяна Михайловна

Внеклассное чтение.

М.М.Пришвин «Синий лапоть»

Цели и задачи:

  • Закрепить знания о биографии писателя;
  • Вырабатывать умение ориентироваться в тексте;
  • Воспитывать у ребят интерес к чтению, стремление как можно больше узнавать нового для себя;
  • Развивать речь воспитанников, совершенствовать произносительные навыки на материале рассказа;
  • Обогащение словарного запаса воспитанников, коррекция речи.

Оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, выставка книг М.М. Пришвина.

Словарь: воспевать, агроном, физминутка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного. Сообщение темы занятия.

Фонетическая зарядка. (записана на доске)

- Ребята, в начале нашего занятия проведем фонетическую зарядку.

1 . Говори звуки с движениями:

а__о__у__и__ы__э

2. Прочитай словосочетания, правильно произноси звуки –б, -п:

Собирали в кучи

Зайцы пропали

Родионыч оторопел

3.Прочитай слова по знакам:

Сугроб, хлеб

Зубки, коробка

4.Праваильно прочитай и отгадай загадку:

Кто в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке летом?

  1. Основная часть.

Ребята, сядьте ровно, будьте внимательны. Говорите четко и правильно. Прочитайте план нашего занятия.

План.

1.Беседа о биографии писателя.

2.Ответы на вопросы.

3.Кроссворд.

4.Итог.

Ребята, что мы будем делать в начале?

(Мы будем беседовать о биографии писателя.)

(Будем отвечать на вопросы.)

Показ презентации.

Слаид 1 Эпиграф к презентации

Слаид 3 Цитата Пришвина о Родине.

Слаид 5 Мать М.М.Пришвина.

Слаид 6 Годы учебы писателя.

Слаид7,8 Творчество писателя.

Слаид9 Могила Пришвина на Введенском кладбище.

Слаид 10 Музей-усадьба Пришвина.

Слаид 11,12,13,14 Природа глазами Пришвина.

Слаид15 Пришвин детям.

Слаид 16,17 Электронная физминутка.

Слаид 18 Человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Синий лапоть».

Слаид 19,20 Беседа по вопросам.

Физминутка.

Слаид 21,22,23 Кроссворд.

Слаид 24 Спасибо за внимание.

  1. Итог занятия.

Ребята, вам понравился рассказ М.М.Пришвина «Синий лапоть»?

Что больше всего вам понравилось,запомнилось?

Что мы делали сегодня на занятии?

Все ребята сегодня хорошо работали, всем спасибо, можете идти на перемену.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина ”. Константин Паустовск ий

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину" М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье.

Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна (1842-1914) Когда Мише исполнилось 7 лет, умер его отец, Михаил Дмитриевич. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 году Миша поступил в первый класс Елецкой гимназии, из 4-го класса которой его выгнали «за дерзость учителю». В 1900 году Михаил уехал в Германию, где поступил в Лейпцигский университет. В 20 лет он успешно сдал экзамены и в Россию вернулся с дипломом агронома. И всё же настоящим призванием Михаила было творчество писателя. В 1906 году в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок».

Многое, о чем писал в своих произведениях Пришвин, не фантазия, не вымысел. В основу его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. Пришвин много путешествовал. Михаил Михайлович Пришвин писал о красоте русской природы, о русских людях, о животных.

С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес. В се понимает писатель и записывает в книжечку.

Умер Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года в Москве. Похоронен писатель на Введенском кладбище. На могиле писателя стоит памятник в виде птицы счастья.

Музей-усадьба М.М.Пришвина находится недалеко от Москвы, в деревне Дудино на берегу Москвы-реки. Этот дом Пришвин купил в 1946 году и проводил там каждое лето.

Природа глазами Пришвина

Пришвин много писал для детей: о природе, о животных, о самих детях.

Электронная физминутка для глаз

Человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Синий лапоть».

Беседа по вопросам: 2. Кого Родионыч называл синим лаптем? (Родионыч называл синим лаптем зайца.) 3. Как называли охотники мелкий хворост? (Охотники называли мелкий хворост грачевник.) 4. В какое время года исчезли зайцы в лесу? (Зайцы в лесу исчезли осенью.) 5. С чем связали охотники исчезновение зайцев? (Охотники связали исчезновение зайцев с вырубкой леса.) 1. От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведется от имени автора, М.М.Пришвина.)

6. Какое слово пропущено? Найдите в тексте. «Родионыч был такой………., что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника». (Родионыч был такой искусник, что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника.) 7. Как заяц перехитрил охотников? (Заяц спрятался от охотников на вершине грачевника.) 8. Почему Пришвин и Родионыч не убили зайца? (Пришвин и Родионыч не убили зайца, потому что им стало жалко умного зайца.)

Кроссворд

По горизонтали: Кто написал Рассказ «Синий лапоть»? 2. Заячий хвостик на языке охотников. По вертикали: Как по-другому называется мелкий хворост? Кто такой Родионыч? Кто такой синий лапоть?

Кроссворд. 3 2 111 1 1 2

Спасибо за внимание.


Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...