Усадьба Чернышевых в Яропольце: фото, как добраться? Ярополец


Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву . Из-за своей занятости на государственной службе, новый хозяин не много уделял внимание своему приобретению, воспринимая имение лишь как доходное хозяйство. Однако, несмотря на такое отношение, он выстраивает в 1742 году на территории усадьбы каменную .

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев , известный как блестящий полководец , руководивший, в ходе войны с Фридрихом II, штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй . Императрица высоко ценила администраторские способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб .

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.
Усадьба оставалась во владении семьи Чернышевых до 1917 года. Последними владельцами были Чернышевы-Безобразовы - потомки сестры Захара Григорьевича - Софьи.

После октября 1917 года судьба усадьбы повторила судьбу многих дворянских усадеб России . В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы . Позднее в них расположился санаторий имени Павлика Морозова. Медицинской направленности очень способствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.

В первые месяцы Великой Отечественной войны усадьба попала под немецко-фашисткую оккупацию и после нанесенного фашистами ущерба какое либо практическое использование усадьбы стало невозможным. Лишь в 1953 году на территории усадьбы проходили съемки кинофильма с иронично-пророческим названием - «На графских развалинах»

Сейчас территория усадьбы отгорожена от дороги двухметровым железным забором . На территорию усадьбы проход закрыт, возможно, по соображениям безопасности. Хочется отметить, что несмотря на разрушения, принесенные временем и историей, усадьба хранит остатки былой красоты и величия, и хочется верить, что ее смогут и успеют восстановить.

Как добраться

На автомобиле из Москвы или Истры   116 км.

Наиболее быстрой дорогой для поездки в Ярополец следует признать трассу М9 (новорижское шоссе, Балтия). Если ехать из Истры, то встать на Балтию можно за . Затем, проехав по новорижскому шоссе до Волоколамска, въехать в город и держаться северного направления Направление на Лотошино, Ярополец будет обозначено указателями.

Итак, в 1717г. часть земель Дорошенко была выкуплена генерал-майором Г.П.Чернышевым и появилась новая усадьба. Строительство усадебного комплекса началось при следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве (1722-1784) , получившем его в наследство. Неординарная личность, человек, принёсший пользу государству, Москве. Один из молодых друзей Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией ; сумел на несколько дней захватить Берлин (за что и поплатилось его имение в 1941г. Немцы стреляли прямой наводкой.- zlv 14). 9 октября 1760 года русским были вручены символические ключи от города. Копии этих ключей в качестве сувениров разбрасывали над контингентом советских войск, стоящих перед Берлином, в 1945-м.

После Семилетней войны Захар Григорьевич более 10 лет возглавлял Военную коллегию , т.е. стоял во главе военного ведомства России. За эти годы он провел ряд важных преобразований в армии, основанных на осмыслении опыта Семилетней войны и сыгравших важную роль в победах русских войск в войнах второй половины XVIII века. Как отмечает биограф полководца, «около 12 лет граф Чернышев с примерным искусством и отличным успехом управлял Военной Коллегией: при нем изданы новые штаты, положения, инструкции для полков; водворены в войсках лучший порядок и благоустройство».

Руководство Комиссией о строении городов . Первой своей задачей видел создание инфраструктурной связи новых земель с Россией. Еще в 1772 году он составил «Почтовое учреждение для двух белорусских губерний», в кратчайшие сроки были созданы 134 постоялых двора и почтовые станции, которые не только связали новые территории со старыми губерниями, но и обеспечили устойчивую почтовую связь внутри наместничества. Привел в порядок дороги, за что его похвалила Екатерина 2.

В 1777 году под руководством Чернышева были составлены атласы Могилевской и Псковской губерний, а через год – утверждены планы городов.

Почти одновременно начинается широкомасштабное дорожное строительство . Города края связали шоссейные дороги с плотным покрытием, обсаженные по краям деревьями. Путешественникам они напоминали парковые аллеи. Проложенный по указанию графа тракт Гдов – Псков – Остров – Опочка – Полоцк – Могилев, был впоследствии продлен до Киева и стал одной из важных магистралей империи.

В 1782 году граф Чернышев назначается генерал-губернатором Москвы . По словам его биографа, он «обновил, украсил древнюю столицу многими зданиями». И действительно, хотя Захар Григорьевич возглавлял новообразованную Московскую губернию всего два с половиной года (с 4 февраля 1782 до своей смерти 29 августа 1784) он успел сделать весьма много. В его период в Москве построены Арсенальная башня и Бутырский тюремный замок. Свой личный дом показал Екатерине. Она пришла в восторг. Здание оказалось настолько удобным и настолько оптимально расположено, что в 1790 году казна выкупила его у наследников графа для резиденции московских генерал-губернаторов. В настоящее время в здании располагается московская мэрия.

В Яропольце с конца 1750-х гг. разворачивается грандиозное по замыслу строительство.

З а образец для своей усадьбы в Яропольце он взял Версаль . Пять лучей-проспектов, расходящихся от центральной площади – почти так же, как в резиденции французских королей.

Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Звездным часом усадьбы стал визит Екатерины, случившийся в 1775 году, о чем свидетельствует стелла в честь её посещения. Стелла располагалась в парке, который спускался к пруду, общему с Гончаровыми. Деревья в парке формировались в виде канделябров. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.

Напротив ворот в 1780-х годах начинает строиться новый храм . Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница . Чернышев был масоном, как многие в то время. Есть спорные знаки в оформлении, но исследователи усадеб отрицают их масонское толкование.

После смерти мужа, вдова с трудом достроила храм, но в усадьбе почти не жила. По просьбе хозяйки друг семьи Чернышевых, князь А.М.Голицын помог ей привлечь к строительству знаменитого архитектора К.И.Бланка. Под его руководством были восстановлены стены, завершены своды и начата внутренняя отделка. Отделка так и не была завершена полностью. Храм был освящен только в 1798 году, а в 1830 году здание горело, погибло внутреннее убранство и иконостас. Постепенно всё восстанавливали. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Возможно, внутри храм так и не был расписан.

Особое место в интерьере храма занимает надгробие фельдмаршала З.Г.Чернышева. Он был выполнен скульптором А.Триппелем в конце XVIII века . Часть деталей была выполнена Триппелем собственноручно, смонтирован памятник был уже в России. То, что поставлено было в церкви, несколько отличалось от проекта, т.к. при транспортировке разрушилось. Да и церковь отказывались освящать из-за некоторых фигур.

Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый – с изображением Георгия Победоносца, правый – с гербом Чернышевых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышева работы Ф.И. Шубина. О станки фельдмаршала Чернышева вдова не успела перенести в мавзолей.

Детей у них не было. В 1864-1874гг. имениями владел Ипполит Иванович Чернышев-Кругликов, чьё захоронение находится у церкви в Яропольце.

После революции 1917г. в главном доме распологались детская колония, больница, а позже санаторий имени Павлика Морозова, а перед Отечественной войной – госпиталь. В годы оккупации здесь почти три месяца стояли вражеские войска. размещенные в усадьбе Чернышевых В1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".

В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание церкви,хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго; к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Шубина фрагмент надгробия З.Г. Чернышёва.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Собственные фото 2006 и 2009гг.
  2. Статьи сайтов http://www.stoletie.ru, http://lamagrad.ru,http://strana.ru, http://arch-heritage.livejournal.com

Copyright© zlv14 2009,2013
Копирование материалов сайта без размещения обратной ссылки на источник запрещено

Есть в Московской области достопримечательность, которую должен посетить каждый житель нашего региона, интересующийся историей и архитектурой. К вашему огромному удивлению, это не Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и не Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Это небольшое старинное село Ярополец, располагающееся в Волоколамском районе. По археологическим данным ему уже более 1 000 лет.
На маленький населенный пункт, в котором проживает чуть больше тысячи человек, приходится несколько достаточно значимых достопримечательностей, что ставит его в один ряд со многими туристическими гигантами. Из того, что интересно посмотреть, отмечу следующее:

Реклама — поддержка клуба

  • Усадьба Загряжских-Гончаровых,
  • Усадьба Чернышевых и Казанская церковь,
  • Часовня над могилой гетмана Дорошенко,
  • Никольская часовня,
  • ГЭС на реке Ламе,
  • Памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской,
  • Ярополецкий народный краеведческий музей.

Но начнем по порядку.
Как всегда, случайно прочла в интернете про одну из достопримечательностей Яропольца, не храм и не усадьбу, а первую сельскую ГЭС в молодой советской республике.

Вид впечатлил, что было решено, едем в Ярополец, а по дороге посмотрим еще что-нибудь.
И тут вдруг выясняю, что Ярополец вполне самодостаточен, здесь вполне хватает интересных мест для однодневной поездки - две усадьбы, большой и шикарный, пусть и заброшенный парк при них, огромная и очень красивая церковь, часовня, памятники, музеи. В общем, решено, мы едем именно в Ярополец.
Отчетов о поездках сюда на просторах рунета великое множество, поэтому организовать поездку, включить самые значимые места не составит проблем. Поехали.
Отношения с Новой Ригой как-то у нас «не сложились», и мы по привычке выруливаем на Волоколамку. Да, тут куча светофоров, да все время через населенные пункты, но сколько всего по дороге можно рассмотреть просто в окно. И хоть сто раз уже был, все равно так и тянет заехать, но наша цель через 130 километров.
Проезжаем мимо церкви Иоанна Предтечи в Садках.

Храм очень красив в своей простоте. Построен в 1741 году.

Мимо часовни Дмитрия Солунского в Снегирях. Часовенка хоть и новодел, но в комплекс Снегири вписалась просто идеально, а вот и сам комплекс.



Музей очень интересный, расположен на рубеже обороны Москвы. Дальше показалась любимая мною церковь Серафима Саровского в Снегирях.

Очень красивый деревянный новодел. А вот впереди и Истра показалась.

На удивление быстро проезжаем. А вот и храм Петра и Павла в Новопетровском. Мимо ездим, всегда обращаю внимание на ход реконструкции, думаю, уже скоро совсем сделают.
Ну, вот и Волоколамск.

Конечно, я пропустила многое по дороге, но я выбрала именно то, к чему у меня душа стремится. Не отказываем себе в удовольствии прокатиться через центр Волоколамска, еще раз посмотреть со стороны на Кремль.

Если кто не был, то в Кремле есть замечательная диорама обороны Москвы.
А мы проезжаем мимо памятника автобусу - труженику и в Масленниково уходим налево на Ярополец.

По дороге обращаем внимание на церковь Рождество Богородицы в Суворово

и впереди, наконец, у нас цель путешествия.

Наша первая остановка - чуть-чуть не доезжая таблички с названием села - ДОТы времен Великой Отечественной войны .

Их тут очень много, бои шли очень кровопролитные. А мы, рассмотрев их со всех сторон, поехали дальше.
Усадьбу Гончаровых в Яропольце проехать мимо сложно, въездные башенки привлекут внимание кого угодно.

Она у нас на пути первая. Останавливаемся и идем гулять. В то время у меня совсем старенький фотоаппарат, так что фото не всегда удачные, но суть они передать смогут. История села очень интересна, тут переплелись необыкновенные судьбы.

Село Ярополец было подарено гетману Украины, Петру Дорошенко, Софьей Александровной, после того как он принес присягу Москве. Гетман прожил здесь на покое 14 лет, позже передав своему сыну, а тот имение разделил имение на неравные части и большую продал графу Г.П. Чернышеву, тому которому мы обязаны уличным освещением Москвы.

Пока оставим Чернышевых и перейдем ко второй части усадьбы. Она осталась во владении сына гетмана, он её по наследству передал дочери. В дальнейшем усадьба перешла к её сыну И.А.Загряжскому. При его второй женитьбе рождается дочь Наталья, будущая теща Александра Сергеевича Пушкина.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская выходит замуж за Николая Афанасьевича Гончарова и в этом браке рождается Наталья Гончарова. Пушкин сюда приезжал два раза к теще, проведать.

Усадьба на тот момент приходила в упадок. Муж Натальи Ивановны умер и оставил ей очень большие долги, рассчитаться с которыми она не могла, более миллиона рублей.

Наталья с детьми приезжала к маменьке гостить часто.

Сейчас на территории усадьбы находится база отдыха МАИ, проход на территорию свободный. Усадьба сильно пострадала во время войны.

После прогулки по усадьбе и знакомства со всеми постройками мы идем гулять по парку. Тропка нас выводит к водосбросу ГЭС .

Погода стояла очень жаркая, народу было очень много, люди купались, просто отдыхали.

Тогда мы не знали, что кроме водосброса есть музей ГЭС, а то обязательно бы сходили. Но были впечатлены самим видом, и вроде как хватило.
Хоть мы дошли пешком, но сюда есть подъезд. После усадьбы Чернышевых и Казанской церкви поворот налево, дорога так себе, но покрыта асфальтом, правда, такая узкая, что со встречкой разъезжаться сложно. У мостика есть небольшая парковочка, но машин очень много и можно просто не найти места. А мы пошли пешком по парку к машине, правда по другой тропинке.
Вышли ко второй усадьбе князей Чернышевых .

По дороге прошли мимо стелы в ознаменование приезда в усадьбу Екатерины Великой .





Усадьба была настолько великолепна, что её ставили в один ряд со многими дворцами Европы. Богатым убранством, лепниной, множеством скульптур, замечательным регулярным парком она выделялась среди других усадеб.
В «Атласе Российской Империи» XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может».
Тут жили, бывали, родились многие известные личности:

  • Захар Чернышов - первый градоначальник Москвы, это в его дворце на Тверской сейчас мэрия,
  • «Пиковая дама» всех времен Наталья Петровна Голицына,
  • Дмитрий Владимирович Голицын - еще один градоначальник Москвы, чьими трудами мы имеем в городе Большой и Малый театры и очень много других построек,
  • декабрист Захар Чернышев,
  • Ксения Чернышева-Безобразова, состоявшая в браке с младшим сыном эрцгерцога Австрийского из династии Габсбургов Рудольфом.

Во время войны усадьба была очень сильно разрушена, и сейчас вид её весьма плачевен. Обойдя усадьбу, мы прошли к машине в смешанных чувствах. Очень жалко, когда в руинах стоят такие красивые дома.
Проходя по дороге, слева видим большую церковь - храм Казанской Иконы Божьей матери. Подъехали… ужасно, такое великолепие и в таком удручающем состоянии. Храм уникален, два симметричных объема - это необычно для русской архитектуры.

Одна часть храма - это церковь с очень красивым иконостасом,

а во второй была усыпальница князей Чернышевых.

После попадания немецкой бомбы в храм мраморная усыпальница устояла, но наши вандалы разрушили. Унесли великолепную мраморную розетку, сломали обелиск.

Да, храм ветшает, но сколько всего разрушено, изрисовано.









В храме пытались проводить реконструкцию, но кроме как "пытались" никаких подвижек нет. Поэтому очень смешно смотрится вот такая табличка.

Обойдя храм снаружи, побывав внутри, мы решаем поехать к часовне гетмана Дорошенко .

(Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)

ООО «Парковая реставрация» в марте 20014 г. разработала проектную документацию по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации. В настоящее время усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. В храме ведутся восстановительные работы.

Находится к северо — западу от Волоколамска, в 0,5 км от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово-парковый ансамбль в первой половине 1760-х гг.
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.

План усадьбы

  1. Дворец
  2. Обелиск
  3. Парадные ворота курдонёра
  4. Боковые ворота курдонёра
  5. Конный и скотный дворы
  6. Службы
  7. Церковь
  8. Колокольня

Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.
Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем.
Что же теперь осталось от «Версаля»? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями...






Усадьба Ярополец Чернышевых-памятник культурного наследия

Данный объект находится в федеральной собственности и в 90-е гг. передан в пользование Московского авиационного института. На сегодняшний день реставрационные работы на объекте не ведутся, а судя по внешнему облику усадебного дома, уже остро стоит вопрос о проведении первоочередных противоаварийных мероприятий.
Красивейший усадебный комплекс федерального значения под равнодушные взгляды приходит в упадок. Пользователь, не имеющий возможности адекватно следить за состоянием объекта и обеспечить проведение всех необходимых работ, при этом рьяно защищает свое право на использование объекта, тем самым не давая собственнику возможность привлечь реальных инвесторов. Начиная с 1966 г. исполнительным органом власти Московской области принимались акты, направленные на сохранение усадебного комплекса и прилегающей территории, а также закреплялась обязанность Московского авиационного института по охране памятника архитектуры.

Источник:
Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 71





Персоналии

Граф ЗАХАР ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕРНЫШЕВ

Граф З.Г. ЧЕРНЫШЕВ , 1722-1784, генерал — фельдмаршал, сын графа Григория Петровича (р. 1670 г., ум. 1745) от брака с близкой к Петру Великому особой, Евдокией Ивановной Ржевской („Авдотья - бой-баба р. 1695 г., ум. 1747 г.), родился 18 Марта 1722 г.; начал свое служебное поприще в гвардии, а в 1742 г., в чине капитана, причислен был к русскому посольству в Вене, но был там недолго, и, спустя два года, назначен был камер — юнкером ко двору Наследника престола Великого Князя Петра Федоровича. Здесь он имел возможность обратить на себя внимание Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей Императрицы, и приобрести её особое расположение. Но придворная жизнь Чернышева продолжалась недолго, до 1748 г.; вновь отдавшись военной служба, Чернышев принимал учaстиe в Семилетней войне, при чем командовал корпусом в чине генерал — поручика в битве при Цорндорфе; в 1761 г. умному, распорядительному Чернышеву удалось взять Берлин и наложить на него контрибуцию. По кончине Императрицы Елизаветы, Петр III задумал помочь Фридриху II против Австрии и назначенные для этой цели корпуса поручил в командование Чернышеву. Екатерина, вступив на престол, возвела давнего своего любимца в генерал — аншефы и наградила орденом св. Андрея, а в 1763 г. назначила его вице-президентом Военной коллегии. На этом поприще Чернышев приложил много труда, так как в период его управления коллегией Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Турцией, и, кроме того, внутри государства свирепствовал Пугачевский бунт.
В 1775 году Чернышев назначен был президентом Военной коллегии, с возведением в звание генерал — Фельдмаршала, но, вследствие ссоры с Потемкиным, уже в следующем году назначен был генерал — губернатором Белоруссии, только что присоединенной от Польши по первому разделу. Чернышев и здесь много поработал на пользу края, связав Белоруссию крепкими узами с Poccиeй и подняв в ней промышленность и торговлю. Уже в 1780 г. Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала графу: „Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады“. Такую заботливость об упорядочении жизни и быта населения проявил Чернышев и в Москве, куда назначен был главнокомандующим 5 Февраля 1782 года.
О Чернышеве сохранилась слава, как о твердом и бескорыстном русском вельможе. Один из самых умных и самых образованных людей своего времени, „горячая голова“, как называла его Екатерина II, он, по отзыву знаменитого современника, князя Н. В. Репнина, „пользовался отличным уважением и был разумным администратором, по военной и гражданской части “.
Женат был па Фрейлине (с 1762 г.) Анне Родионовне Вейдель (р. 1744 г., ум. 9 июля 1850 г.), позднее (с 15 Авг. 1775 г.) статс — даме, женщине гордой и высокомерной; детей у них не было.
Граф 3. Г. Чернышев умер 29 Августа 1784 года.

(С портрета Рослена; собственность Г. Г. Черткова, в С.-Петербурге.)

Н.А. Бондарева Усадьба Ярополец Чернышевых

Однажды побывав в Яропольце Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец», волшебный парк с причудливо изогнутыми, странного силуэта деревьями… Все это будоражит воспоминания и будит воображение…
История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII в. сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим – зверинец. В селе стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1684 г. по повелению царевны Софьи удаленный от Москвы Ерополч с соседними деревнями и землями был пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко – плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышевым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летним юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором.
Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.

В 1745 г. усадьбу унаследовал средний сын Чернышева – Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья – огромной территории, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.
Двухэтажный с мезонином дворец, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями – является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в стиле раннего французского классицизма, предположительно архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.
Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» – портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта.

Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. Парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, имел трое ворот. Из них наиболее представительными были центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.
Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на главную, так называемую Версальскую аллею, совпадающую с продольной планировочной осью, один конец которой закреплен Казанской церковью. Навстречу вам открывает объятия странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому округлому пруду широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным полированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. От времени цветной гранит покрылся сетью мелких трещинок, белокаменное основание памятного знака подернулось бархатом мхов…

«Зеленые кабинеты», узорчатые клумбы, фонтаны и мостики – где все эти затеи прихоти, услаждавшие взор?
Нет больше в Яропольцах мечети – символа победоносного мира с Турцией, заключённого в 1774 г. Проект одноэтажного, купольного павильона стиля тюркери, с отдельно-стоящими по сторонам минаретами, заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства У. Чемберса. Разрушена оранжерея, античные и готические постройки. Утратам Яропольца Чернышевых несть числа… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбёжек и артобстрелов Великой Отечественной) – оставлено медленно разрушаться и погибать.
В любой момент может обрушится обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.

Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича – Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 г. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно, даже с включением стен и фундамента своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.
Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой гамме архитектора Казакова – синий, белый и золотой.
Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая роскошную люстру. Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной ограды с золотыми колонками – насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона – белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно.

Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева – плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами.
В неподвижных водах большого пруда отражается сказочный ярополецкий лес и небосклон, с неподвижно застывшими облаками… Мертвое безмолвие разлилось вокруг… «Русский Версаль» словно погрузился в сон вечности, изредка нарушаемый заезжими туристами.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

С. Веселовский Усадьба Ярополец Чернышевых

К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П. Д. Дорошенко в «Полтаве».
Последние годы жизни П. Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А. А. Загряжским, женившимся на дочери А. П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. <...>

Второй половиной Яропольца потомки П. Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г. П. Чернышев. После смерти Г. П. Чернышева в 1745 г. владение перешло к его сыну 3. Г. Чернышеву, получившему в 1773 г. звание фельдмаршала. Командуя отдельным корпусом, он в 1760 г. взял Берлин. В последние годы жизни (1782-1784) 3. Г. Чернышев был главнокомандующим (генерал-губернатором) Москвы. В это время старшим адъютантом при нем
состоял в чине полковника будущий соратник Н. И. Новикова И. П. Тургенев. Он, очевидно, бывал у своего начальника в Яропольце. Прах фельдмаршала, умершего в 1784 г., покоится в мавзолее приусадебной церкви.

При Чернышеве усадьба отстраивается наново. Главный дом по пышности оформления походил на дворец. Ему предшествовал широкий парадный двор, в который вели чугунные въездные ворота, изысканные по рисунку. По сторонам от них стояли круглые башни, увенчанные зубцами. Великолепный парк, частично регулярный, частично пейзажный, с павильонами, беседками, каналами, спускался от дома к реке Ламе. Этот парк считался одним из лучших в Подмосковье.
С Яропольцем также связан декабрист Захар Григорьевич Чернышев, офицер Кавалергардского полка. По инициативе П. И. Пестеля в этом - самом аристократическом полку царской, армии Южное общество создало свою группу. Южане предполагали в момент восстания использовать эту группу, по своему положению близко стоявшую к правящей верхушке, для провозглашения республики и физического устранения членов царской семьи.

Входивший в нее Чернышев в дни восстания декабристов находился в отпуске, вне Петербурга. Но мужественное поведение на допросах усугубило его вину в глазах Верховного уголовного суда, приговорившего Чернышева к каторжным работам. С 1829 г. он служил рядовым в кавказских войсках, с редкой храбростью участвовал в боях, был тяжело ранен. Лишь в 1833 г. его произвели в офицеры. Через несколько лет Чернышев получил разрешение выйти в отставку и вновь поселился в Яропольце.

Его сестра Александра Григорьевна также связана с Яропольцем. Она была замужем за одним из вождей Северного общества Никитой Муравьевым, автором проекта декабристской конституции. Женщина героического склада, А. Г. Муравьева первая из жен декабристов, последовавших за мужьями, приехала в Читу. С собой она привезла известное стихотворное послание А. С. Пушкина сосланным декабристам «Во глубине сибирских руд...»
Близкие отношения с Чернышевыми поддерживал выдающийся медик М. Я. Мудров. Он обладал замечательной библиотекой по медицинским вопросам. В 1812 г., при приближении войск Наполеона к Москве, «все книги, составлявшие... богатство и ученую роскошь», он вывез в Ярополец. Там они были спасены. В 1813 г. ученый пожертвовал свое книжное собрание Московскому университету.

Представляю вашему вниманию архивные фотографии, а также схемы планов реконструкции усадьбы Ярополец Чернышевых XX века.

2. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

3. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

4. Парковый фасад дворца. Фото 1930-х гг.

5. Санаторий имени Павлика Морозова в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

6. Главный фасад дворца. Фото 1960-х гг.

7. Парковый фасад дворца. Фото 1950-х гг.

8. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

9. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

10. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

11. Конный двор. Вид с юго-восточной башни. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

12. Ворота конного двора. Фото 1930-х гг.

13. Ворота конного двора. Фото 1950-х гг.

14. Вид дворца и конного двора со стороны парка. Фото из архива Фуфаева А.С. 1940-е гг.

15. Конный двор. Вид с северо-запада. Фото 1950-х гг.

16. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1959 г.

17. Конный двор. Общий вид с юго-востока. Фото Якунина О. 1978 г.

18. Конный двор. Общий вид с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

19. Конный двор. Вид юго-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

20. Конный двор. Вид северо-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

21. Конный двор. Вид с юго-запада. Фото Якунина О. 1978 г.

22. Конный двор. Вид северо-западной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

23. Конный двор. Вид внутри двора. Фото Якунина О. 1978 г.

24. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото начала XX в.

25. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото 1920-х гг.

26. Обелиск. Фото 1920-х гг.

27. Турецкая мечеть. Фото начала XX в.

28. Храм-памятник Екатерины II. Фото начала 1920-х гг.

29. Овальный павильон (Храм уединения). Фото начала XX в.

30. Ворота и ограда парадного двора. Фото 1930-х гг.

31. Церковь Казанской Божьей Матери. Общий вид. Фото 1930-х гг.

32. Выкопировка из генерального плана усадьбы Ярополец Чернышевых. 1768 г.

33. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Седов А.П. 1951 г.

34. Схема парка усадьбы Ярополец Чернышевых. Чертеж Тихомирова Н.Я. 1946-1947 гг.

35. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Проектное задание. 1962 г.

37. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С. 1949-1950 гг.

38. План дворца и конного двора усадьбы Ярополец Чернышевых. Проект приспособления. 1970-е гг.

39. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

40. План второго этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

41. Схема плана дворца Чернышевых.

42. Обмерный чертеж усадьбы 1962-1970 гг.

43. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Маркаров А.А. 1980 г.

44. Схема расположения базисов фотографирования на объекте усадьбы Чернышевых.

45. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

46. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

47. Парковый фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

48. Фасад с парка.

49. Боковые фасады конного двора (левая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

50. Боковые фасады конного двора (правая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

52. Фасад конного двора со стороны Красного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

53. Устройство фундамента под стенами конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

54. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

55. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

56. Подвал северной части конного двора. Чертеж их Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

57. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

58. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Узел А. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

59. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

60. Фасад церкви Казанской Божьей Матери. Чертеж из "Смешанного альбома Казакова М.Ф.". Начало XIX в.

61. План церкви Казанской Божьей Матери. Обмерный чертеж.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...