В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С. А. Есенина “Пушкину”? Тяжесть последнего воплощения и прощание с кармой Какие у нас отношения со своими цивилизациями


1. Развивать эстетическую, эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства, понимать их художественный образ.

2. Применять в работе выразительные средства (эффекты освещения, композиции, колорита).

3. Воспитывать бережное, доброе отношение к людям.

Оборудование

1. зрительный ряд: Икона "Владимирская Богоматерь”

  • "Мадонна Липта"Леонардо да Винчи
  • А. Г. Венецианов “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”.
  • “Сикстинская мадонна"Рафаэль.
  • К.С. Петров- Водкин “Петроградская Мадонна”
  • А. А. Дейнека “Мать"
  • Тоидзе "Родина- мать зовет”.
  • Б. Йеменский “Тишина”.
  • 2. музыкальный ряд: песни о женщинах, маме.

    Ход урока

    I Организационный момент.

    Проверка подготовки к уроку.

    Организация внимания учащихся.

    II. Постановка целей и задач урока.

    1. Сообщение темы урока.

    2. Постановка целей и задач урока.

    Знакомство с творчеством художников-живописцев, изображавших, воспевавших в своих произведениях образ женщины. Выполнить композицию "Мать и дитя”.

    III. Работа по теме урока.

    Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины.

    Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по своему.

    Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

    Икона “ВладимирскаяБогоматерь”

    Ребята, обратите внимания на изображение иконы “Владимирская Богоматерь”.

    Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

    Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

    Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

    Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

    Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

    В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

    "Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

    Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

    Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать"в живописи не исчезает.

    Искусство Возрождения (xv в.) принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

    Одним из лучших произведений на эту тему станет “Мадонна Лита”. Леонардо да Винчи.

    На доске “Мадонна Литта" Леонардо да Винчи.

    Выступление ученицы

    На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось пtредать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

    Выступление ученика

    Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля "Сикстинская мадонна”, в которой гениально воплощена идея материнства. Земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Ее движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери ощущается глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

    Выступление ученицы

    Ребята, мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

    На доске “На пашне. Весна”

    "На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

    А вот другое полотно Венецианова "На жатве. Летом" Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:

    В полном разгаре страда деревенская,
    Доля ты! - русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать....
    Зной нетерпимый: равнина безлесая.
    Нивы, покосы да ширь поднебесная.
    Солнце нещадно палит...

    На доске “ПетроградскаяМадонна”

    Вот и наступил XX век.

    В искусстве XX века совершенно по новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

    Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.

    Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

    Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

    На доске “Родина мать зовёт”

    “Мать” Интересно воплощена эта тема в картине “Мать"художника худ. А.А. Дейнеки (1899-1969).

    Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

    Противопоставляя хрупкое, разморёное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.

    По новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

    Все знают плакат Тоидзе “Родина мать зовёт”. В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери.

    Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества.

    Вывод: Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

    IV. Обобщение и закрепление знаний

    А сейчас переходим к практической части урока.

    V. Самостоятельная работа

    Задача: Найти свой идеал женщины-матери, продумать композицию и выполнить портрет "Мать и дитя”

    Этапы работы.

    1. Выбор положения листа.

    2. Компоновка рисунка.

    3. Набросок карандашом.

    4. Прорисовка деталей.

    5. Пропорции человека.

    6. Работа в цвете.

    VI. Итог урока.

    1. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины. Что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве этих художников? Да, идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства. Красота женщины - это красота материнства

    Какое воплощение находит образ женщины матери в средневековом искусстве?

    Какому идеалу стремились художники всех времён и народов?

    В чём особенность воплощения образа женщины - матери в произведениях искусства в XX веке. ?

    Выставка и анализ лучших работ.

    VI. Домашнее задание.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонны героиня картины.

    М. Бонфельд


    О специфике воплощения конкретного в содержании музыки


    Проблема связи искусства и действительности – одна из ключевых в эстетике. Она решалась и решается на разных уровнях и в разных аспектах. Для данной работы наиболее существен вопрос – какой предстает действительность, данная в художественных произведениях, в чем особенность этой «действительности искусства» в сравнении с реальной действительностью или преобразованной в результатах научного творчества. Однако, взятый в целом, и этот вопрос весьма объемен. Поэтому ограничимся выявлением определенных, важных для нашего изыскания его сторон.

    Реальная действительность – это весь окружающий человека мир в неисчерпаемости явлений и связей между ними. И искусство, и наука, как в отдельных произведениях художников и ученых, так и в совокупности всех результатов их творческой деятельности, никогда не смогут дать абсолютно законченной, адекватной картины мира. И в том и в другом случае мы сталкиваемся с отражением отдельных сторон, фактов, явлений. Это обстоятельство, среди многих, служило поводом к максимальному сближению искусства и науки, как однотипных форм отражения реального мира.

    Но достаточно взглянуть несколько более пристально на «действительность науки», как в поле зрения оказываются именно различия, уходящие корнями в самые основы каждой из этих форм общественного сознания 1.

    Изучая под каким-либо углом зрения то или иное явление, наука не в состоянии охватить и проанализировать все его связи: изыскания в этом случае стали бы бесконечными. Всякое исследование (если понимать под этим словом не процесс познания вообще, а конкретную научную работу) посвящено только тем элементам, которые в данный момент представляются существенными. Так возникает неполнота картины. Но – и это обстоятельство наиболее важно! – тот участок действительности, те ее элементы, которые находятся в центре внимания ученого, воссоздаются им в результатах его работы с максимально возможной целостностью. Вновь открытые учеными закономерности не отвергают научно состоятельные результаты предыдущих исследований: последние становятся просто частным случаем более сложной и богатой связями системы. Максимально возможная на каждом этапе и в заданных рамках целостность отраженных объективных связей – вот идеал, к которому стремится в процессе работы каждый ученый.

    В художественном творчестве все обстоит противоположным образом. Конечным этапом здесь является не целостность, но иллюзия целостности. Речь идет об обстоятельном свойстве любого творения искусства: оно, творение, представляет собой художественно организованное единство отдельных сторон реальном действительности, одни из которых выступают на первый план, другие оказываются фоном, третьи могут и вовсе игнорироваться 2.

    Вспомним ленинское высказывание о том, что «...искусство не требует признания его произведений за действительность» 3. Оно удивительно метко по своему существу: не простая констатация факта «действительность реальная – не равнозначна действительности искусства», но искусство «не требует» (и, добавим, даже протестует против) такого восприятия отраженной в нем действительности. Любопытно, однако, что восприятие «действительности искусства» в качестве реальной существует. Искусство будит воображение и, тем самым, обеспечивает творческий характер восприятия. Художественное произведение взывает к собственному опыту человека, помещая его сознание как бы «вовнутрь» произведения. Таким образом, это сознание и «действительность» максимально сближаются; воспринимающий субъект становится заинтересованным действующим лицом, а не наблюдателем.

    Но так как целостность мнима, иллюзорна, всегда можно определить, какие составляющие образовали данную в каждом творении художника «действительность искусства». Эта действительность не является реальной действительностью объективного мира, не является целостной действительностью, данной в результатах научного творчества; это – действительность, распадающаяся на ряд составляющих, ингредиентов, иными словами – действительность расчлененная.

    Вдумчивое исследование расчлененной действительности, какой она дана в различных видах искусства, смогло бы, думается, приблизить эстетику к более четкому и, вместе с тем, достаточно гибкому определению специфики каждого вида, и, в конечном счете, к возможно объективной классификации их.

    Наша же задача – выделить те стороны расчлененной действительности, которые необходимы для понимания природы конкретного в музыке.

    Все великие мастера искусства с необычайно пристальным вниманием, остро, горячо реагировали на события и произведения в их художественной «вотчине». И в процессе обучения мастерству молодого художника доминирует доскональное изучение художественного наследия. Причем, не столько с точки зрения художественных приемов (хотя и эта сторона важна на определенном этапе), сколько в проникновении в «святая святых» мастера – его мышление: тогда памятники становятся живым искусством. Так учились Моцарт и Мусоргский, Шуман и Бородин, Шекспир и Пушкин; Готлиб Неефе учил так Бетховена постигать Баха; осваивая громадное художественное наследие, так учился и сам Бах. Став зрелым мастером, художник не перестает обогащать свой художественный опыт произведениями предшественников и современников, пусть даже занимая по отношению к некоторым из них острокритическую позицию. И сами художники и искусствоведы не прошли, конечно, мимо того факта, что изученное таким образом богатство отнюдь не остается только частью сознания художника, но переходит и в его творения.

    Тема рыцарства, например, встречалась в творчестве несметного числа авторов и постепенно обросла «неотразимо» действующими атрибутами, вошедшими в плоть и кровь содержания этих произведений 4. И роман о бессмертном идальго из Ламанчи, пусть со знаком минус, но отталкивается именно от «действительности» рыцарского романа. Несколько веков бродила легенда о несчастном и могучем докторе, пока Гёте не обрел в ней основу для «Фауста». Из богатейшего источника русских сказок и былин наполняли свои кубки Пушкин и Цветаева, Ершов и Бажов. Существует обстоятельная научная литература об «источниках Шекспира».

    А вот что говорил Гёте: ««Преображенный урод» лорда Байрона – это продолженный Мефистофель. И это хорошо. Если бы он в погоне за оригинальностью постарался бы избежать этого, у него вышло бы хуже. Мой Мефистофель поет песню, взятую у Шекспира, – и почему бы ему этого не делать? Почему мне нужно бы было мучиться и выдумывать свое, когда шекспировское как раз подходит и говорит именно то, что нужно? И поэтому, если даже пролог моего «Фауста» имеет сходство с экспозицией Иова (речь идет о библейской «Книге Иова». – М. Б.), то это опять-таки очень хорошо, и меня за это нужно хвалить, а не порицать» 5.

    Таким образом, став явлением действительности реальной,6 «действительность искусства» часто проходит как бы второй круг преобразования. В отличие от первичной «действительности искусства», которая представляет собой отражение «действительности бытия», такой вторичный ингредиент можно назвать художественной действительностью.

    Художественная действительность – это только одна из составляющих расчлененной действительности искусства, поэтому она редко используется в прямом, не снятом виде. Чаще всего она выступает в качестве примет сюжета, конструкции, стиля и т. д. Как и действительность реальная, художественная действительность проходит путь не прямого отражения в сознании художника. Именно это обстоятельство дает художнику право заявить: «Все, что у меня, – мое!... а взял ли я это из жизни или из книг – не все ли равно? Вопрос лишь в том, хорошо ли это у меня вышло!» 7

    Роль художественной действительности, разумеется, неодинакова в различных видах искусства, но, по крайней мере, в трех из них – музыке, архитектуре, орнаменте, – ее трудно переоценить. (Необходимо хотя бы в нескольких словах соотнести предлагаемый термин «художественная действительность» с широко бытующим и, на первый взгляд, адекватным – «традиция». Понятие «традиция» охватывает значительно более широкий круг явлений и даже выходит за рамки искусства, бытуя в связи с самыми различными формами материальной и духовной культуры; в рамках же искусствознания «традиция» отнюдь не включает в свое определение в качестве основного момент связи произведений искусства с «действительностью искусства».)

    То обстоятельство, что музыка, в отличие от многих других искусств, не обязательно связана с предметным отражением объективного мира, делает проблему конкретного в музыкальном искусстве особо сложной. Об этом красноречиво свидетельствует наличие полярных точек зрения на сам факт существования конкретного в музыке. Чтобы не быть голословным, приведу два высказывания из советской эстетической литературы последних лет.

    «...Музыкальное содержание – это смысловой силы векторное содержание, а не конкретная идея» 8.

    Несмотря на столь разноречивые выводы, обе работы близки в одном смысле: в них отсутствует собственно анализ музыки, который мог бы убедить в справедливости той или иной точки зрения. С другой стороны, в некоторых работах советских музыковедов существует немалое количество музыкальных анализов, из которых наличие в музыке определенного конкретного содержания очевидно. Примером может послужить великолепный анализ «Осенней песни» Чайковского, сделанный Л. Мазелем 10. Опираясь прежде всего на сам текст, а не на заголовок произведения 11, автору удается, насколько это возможно по отношению к небольшой фортепианной пьесе, подняться до высот обобщений социального порядка.

    Однако каждый подобный анализ констатирует сам факт воплощения конкретного в музыке. Ускользает главное – истоки факта, его природа, механизм, внутренний смысл. Почему воплощение конкретного в музыке осуществляется столь необычным, сложным образом?

    Попытаемся на основе уже сделанного хотя бы частично ответить на этот вопрос.

    Что представляет собой материал музыки? В принципе, это – звуковая атмосфера, связанная с человеком. Поскольку человек постоянно расширяет и углубляет свои связи с окружающим миром, рамки этой атмосферы, также раздвигая свои границы, вбирают в себя все, что звучит в реальной действительности. Но существуют, тем не менее, какие-то участки звукового мира более тесно, непосредственно связанные с человеческой личностью как субъектом и человеческим обществом как объектом (по отношению к личности). Субъективный мир человека выявляется через интонации его речи, через «немые интонации» пластики движений человека (Асафьев). Если же эти интонации связаны с объединением группы людей в едино-действующий коллектив – они более объективны, внеличны. Само явление речевой и пластической интонации – есть уже опосредование, отражение внешнего мира, поскольку она является непосредственной реакцией сознания: «Интонация – это одно из самых могущественных средств выражения оценочного отношения человека к тому, о чем он говорит» 12.

    Но в интонации, слитой с человеческой речью, есть предмет (в самой речи) и есть отношение к предмету (и в речи, и в интонации). В «чистой» музыке самого предмета, на первый взгляд, не существует. Это и дает повод для высказываний типа: «Музыка есть то искусство, которое более других отметает телесное, ведь она представляет чисто движение, как таковое, в отвлечении от предмета»13. И с другой стороны, отсутствие видимого предмета, о котором идет речь, делает несостоятельной гипотезу о происхождении музыкальной интонации от речевой. Б. Асафьев считал, что речевая и музыкальная интонации – две «ветви одного звукового потока» 14. Но если это так, если речевая и музыкальная интонации – не ствол и ветвь, а «две ветви», чем же обусловлена интонация музыкальная?

    Поиски, очевидно, следует направить в те области, где отношение является само по себе характеристикой предмета или группы предметов реального мира. Для того, чтобы стать таковым, отношение должно быть эмоциональным. На связь таких определенных в эмоциональной характерности интонаций с музыкой обратил внимание Гегель: «Еще вне искусства звук в виде междометия, в виде скорбного крика, вздоха, смеха, составляет непосредственное, живейшее раскрытие душевных актов и чувств, это есть «увы» и «ах» чувства»15. Но Гегель добавляет далее, что это – еще не музыка, «ибо эти восклицания не выражают представленного содержания во всей его всеобщности» 16.

    Междометие, равно как и жест, – есть нечто единичное, присущее конкретному человеку или конкретной группе людей. Но чтобы стать явлением искусства, то есть отражением действительности, обращенным к человечеству, следует, словами Энгельса, поднять «единичное из единичности в особенность, а из этой последней – во всеобщность» 17. Эта стадия знаменует собой возникновение собственно художественной деятельности, когда «возникают и относительно самостоятельные законы, которым подчиняются в своем развитии как эстетические чувства, так и художественная деятельность» 18 (по определению Б. Асафьева – «всецело музыкальные явления»19). К ним относятся элементы музыкальной речи и принципы их организации (например, музыкальный звук и лад).

    Чем, например, отличается плач обрядовый от плача бытового? Прежде всего, вероятно, своей способностью «заразить» совершенно посторонних эмоциями плакальщицы – невесты или вдовы, то есть своей «обращенностью к человечеству». Но, одновременно с этим, плач обрядовый это уже не набор стихийных, хаотических, хотя и определенных в эмоциональной направленности звучаний бытового плача: он уже находится в плену многих закономерностей музыкального искусства, ограничивающих и упорядочивающих его структуру. Ладовые закономерности, например, диктуют плачу определенный звукоряд и т. п. Тот же плач вовлекается в круг еще более сложных чисто музыкальных взаимодействий, становясь, скажем, эпизодом оперы Мусоргского; еще большую обобщенность и условность приобретают интонации плача в арии lamento оперы XVIII века или в крупном симфоническом или камерном сочинении (и соответственно, все основательнее становится разрыв между ними и их первоисточником в реальной действительности – бытовым плачем).

    Единичность, будучи возведенной во всеобщность, не остается только фактом для данного музыкального произведения; вовлекаясь в круг еще более условный, для которого всеобщность оказывается уже только особенностью, она продолжает жить в других произведениях искусства. «Как видно из истории музыки, почти нет такого периода, школы, поколения композиторов, в которых тем или иным способом не использовались бы факты музыкальной культуры, то есть произведения, ранее созданные, найденные готовыми» 20.

    Накопленный материал позволяет, наконец, постулировать основной тезис данной работы: конкретное в музыке выявляется через художественную действительность, в то время как в других видах искусства, за исключением, возможно, архитектуры и орнамента, конкретное связано, прежде всего, с прямым воспроизведением или описанием ситуаций и образов реального мира. Проявления художественной действительности в музыке не только количественно неисчислимы, но и качественно исключительно богаты и разнообразны на самых различных уровнях: от фактуры изложения материала и до драматургической концепции многочасового музыкального действа. Особое место в музыкальном искусстве принадлежит художественной действительности, данной как жанр.

    Проблема жанра – одна из наиболее широко обсуждаемых21, что, разумеется, не случайно. Рамки статьи не позволяют включиться в полемику с высказанными точками зрения. Однако само существо затронутой темы требует хотя бы максимально сжато охарактеризовать явление жанра, каким оно представляется в свете поставленных вопросов.

    Прежде всего, жанр мыслится как компонент самой музыкальной ткани, объективно данный в ней и в этом смысле не зависимый от восприятия (он лишь выявляется в восприятии). Во-вторых, жанр – это наиболее полное по законченности и отшлифованности воплощение художественной действительности, когда ее приметы воспринимаются не порознь, но вступают в нерасторжимую связь и создают некое единство. Это последнее связано в своих первоистоках с какими-либо типичнейшими явлениями реальной действительности. Скажем, сарабанда – первоначально как крестный ход, а затем как траурное шествие вокруг катафалка – сосредоточила и передала в ритме и мелодии очень существенные для быта и культуры Испании XVI века черты. Это привело в дальнейшем к широчайшему распространению танца в Испании (а вскоре и за ее пределами); количество же перешло в качество: видовые признаки откристаллизовались и стали легко узнаваемыми при самом различном их музыкальном «наполнении» 22. И, наконец, всякий жанр, будучи порождением культуры определенной эпохи, может стать способом передачи конкретных черт этой культуры, недвусмысленно связывая музыку с определенными временами, социальными или общественными реалиями. Это последнее свойство жанра требует, как можно предположить, более развернутого обоснования. Рассмотрим его на конкретном примере.

    Героика и до появления зрелых сочинений Бетховена входила в круг музыкальных образов, воплощаемых композиторами. Но происхождение и характер этой героики были совершенно иными. Ее генезис связан, в первую очередь, с театром эпохи классицизма. Герои – боги, императоры, – ни в коем случае не отождествлялись с сидящей в зрительном зале аудиторией (даже со зрителями-монархами, хотя были призваны поучать и – часто – льстить последним). Музыка этой жанровой сферы добетховенского периода (а частично и у раннего Бетховена) связана именно с героикой «на котурнах». Неудивительно поэтому, что будь это Бах («Sinfonia» из Партиты до минор), будь это Гендель («Увертюры» из клавирной сюиты соль минор), будь это Гайдн (II часть из известной Ре-мажорной сонаты – № 7 по акад. изд.), будь это ранний Бетховен (вступление к 8-й сонате), – вся героическая музыка связана с одной и той же жанровой сферой 23.

    Из совершенно иных жанровых основ исходит героика в сочинениях Бетховена зрелого периода творчества. Это героика, пропущенная одновременно сквозь лирическое ощущение действительности, объединенная в жанровом аспекте с массовой траурностью, песенностью, танцевальностью. Так сказать, героика, перешедшая в зрительный зал. Слушая бетховенскую симфонию, мы не наблюдаем за героями: в этот момент мы сами – герои. Но ведь это и есть та главная примета эпохи, когда народная масса осознала себя реальной политической силой. Среди прочего, этот факт нашел отражение и в музыке народных празднеств и траурных шествий французской революции 24. И хотя Бетховен достаточно ясно раскрыл общефилософский смысл своих идеалов в хоре финала Девятой симфонии, связь их с яркой и грозной эпохой революционной борьбы во Франции была бы недоказуемым постулатом, если бы композитор не насытил свою музыку жанрами музыкальной культуры этой эпохи (благо таковая представляла собой определенную художественную ценность и вызывала значительный интерес).

    Рассмотренный таким образом жанр предстает прежде всего как явление, тесно связанное через художественную действительность с действительностью реальной, как высшее в своей цельности воплощение художественной действительности.

    Обратимся к возможностям жанра (и шире – художественной действительности) в передаче конкретного в музыкальных произведениях (по необходимости приведенные анализы фрагментарны и лишь призваны доказать правомерность метода).

    Вначале рассмотрим жанр как средство передачи конкретного в драматургии крупного инструментального сочинения.

    Драматургическая основа «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза всецело основана на жанровом контрасте темы – Idee fixe с остальной музыкой в средних частях симфонии и отсутствии такового – в крайних. Даже не зная ни программы, ни названий частей, можно отметить следующие качества: I часть в наименьшей степени, по сравнению с остальными, связана с объективными (марш, танец) жанрами и, следовательно, наиболее лирична, субъективна. Именно в ней указанная тема – материал для развития. Три средние части, в основном, – объективны: вальс, пастораль, марш. В них тема – Idee fixe противостоит остальной музыке как сфера внежанровая. В финале же наблюдается нечто прямо противоположное происходящему в I части: растворение субъективного в объективном: связанный с массовым танцевальным ритмом жанр, в котором воплощена основная тема, настолько неожидан и элементарен, что дает повод для восприятия такого изложения темы как пошлой пародии. Именно так возникает и изживается конфликт между парящей в «небесных сферах», во внежанровом «вакууме» музыкой Idee fixe и всем остальным музыкальным материалом симфонии. Именно так мы, отвлекаясь от программы, понимаем роль и смысл взаимодействия субъективного и объективного начал в этой романтической симфонии: объективное вытесняет из симфонии субъективное и идеальное; последним в симфонии просто не остается места.

    Обратимся к примерам, когда художественная действительность не проявляется как жанр. В теме фуги до-диез минор Баха (XTK, I, № 4) довольно трудно обнаружить признаки какого-либо жанра в основных его чертах. Каков же содержательный смысл темы? Б. Асафьев называет ее «сурово-сосредоточенной» 25. Можно ли объективно, опираясь только на сам музыкальный текст, обосновать эту образную характеристику? Рассмотрим художественную действительность этой музыки. Прежде всего, лад, выявленный необычайно остро. Но ранее было сказано, что лад – это «всецело музыкальное явление», способ организации материала. Однако и лад несет на себе определенную эмоционально содержательную нагрузку в том же аспекте, что и жанр. Именно это объясняет отношение к ладу как некоей этически-смысловой категории (проявлявшееся еще у древнегреческих исследователей музыки). Темп, наряду с ладом, относит рассматриваемую тему если и не к определенному жанру, то, по крайней мере, сужает круг возможных жанровых толкований; в качестве вероятных слышатся траурное шествие, хорал и т. п. Поэтому в теме прослушивается не только матовость (от минорного лада), но и суровость. Тема – одноголосна. Предполагая в глубине, «в подтексте», какие-то жанровые признаки, она не дает ни одному из них проявиться определенно. Так в нашем сознании появляется ощущение сосредоточенности: необходимо напряженно следовать за темой-«сфинксом», которая должна сама разгадать свою загадку 26. И действительно, жанровость от начала к концу фуги становится все более ощутимой: 2-я тема фуги представляет собой ариозные секвенции, 3-я – одновременно активна (маршевый характер начала) и сдержанна (несколько затянутое разрешение вводного тона); к концу фуги многократные стретты 3-й темы придают в общем хоральному складу музыки оттенок шествия (т. 93 и далее).

    Конкретное можно выявить в музыке и в том случае, когда одни жанровые признаки как бы вступают в противоречие, конфликт с другими. Вот как с точки зрения особенностей жанра Л. Мазель характеризует начало увертюры: «.. .энергичные унисонные ходы издавна ассоциируются с трубными сигналами, фанфарами, призывами ко вниманию...» 27. Именно это качество присуще и началам Пятой симфонии Бетховена и Четвертой Чайковского. Можно и не знать, что «так судьба стучится в дверь», что в этой музыке «отражена сила рока» и т. п., но «увертюрность» этих начал в сочетании с предельной скованностью мелодической интонации, – она словно зажата в тиски мизерного диапазона, – создает ощущение конфликта между идущей от увертюры энергией и не дающей пространства для равномерного распределения этой энергии интонацией. А это, в свою очередь, обуславливает чудовищную концентрацию сил, наделяет каждый звук мощью, не свойственной человеческому естеству, но связанной в нашем представлении с явлениями надличными, иррациональными.

    В «Полете валькирий» Вагнер достигает нужного эффекта благодаря весьма неожиданной и даже несколько парадоксальной (но не конфликтной!) связи различных элементов художественной действительности. В основной теме ощутим сплав двух жанровых пластов: фанфар (медь, движение мелодической линии по аккордовым звукам) и танцевальности (по-кошачьи упругий пунктирный ритм, – может быть, жига, по в медленном темпе, – в сочетании с типичным для подвижного танца метром – 98). Создается довольно сложное по ощущениям целое: что-то очень массивное и в то же время легкое; если можно так выразиться – героико-грациозное. А трель, постоянно звучащая у высоких деревянных духовых, создает зрительный эффект заоблачной, ровной, «безухабистой», но и напряженной линии полета. Достаточно «выпрямить» ритм (убрать пунктир) – и исчезнет танцевальность, а вместе и грация; снять фанфарность интонации, «сузить» мелодию – потеряется массивность, героичность.

    Анализ художественной действительности дает возможность увидеть конкретное не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. При этом, разумеется, анализ опирается исключительно на музыкальный текст, и, благодаря этому, выявляется, своего рода, «встречный образный ряд» 28 по отношению к словесному тексту.

    Песней «Честная бедность» завершается цикл Г. Свиридова «Песни на стихи Р. Бернса». Аккомпанемент второй строфы этой песни (со слов: «Вот этот шут – придворный лорд...») представляет собой интереснейший случай использования художественной действительности. Вслушиваясь внимательно в размашистые интонации сопровождения, своеобразный пунктирный ритм (четверть с точкой – две шестнадцатые), полифоническую фактуру, – нельзя не заметить тесной связи этой музыки с музыкой медленных частей увертюр французского типа XVII – XVIII веков. Правда, собственно временные связи при восприятии цикла, скорее всего, останутся не услышанными. Но ощущение все той же героики «на котурнах» – осознанно или неосознанно – возникает безусловно. Словесный же текст строфы вносит существенную поправку в это восприятие, подменяя котурны ходулями. Поразительно и то, что эта же мелодия, когда в последней строфе она переходит в вокальную партию и теряет пунктирный ритм, звучит абсолютно без иронии, широким могучим распевом-гимном – композитор непринужденно, точными штрихами переводит ее в нужное для песни жанровое русло.

    В зависимости от большего или меньшего «снятия» основных признаков жанра, музыка может быть более «конкретной» и более «абстрактной». Оторваться от художественной действительности совершенно без риска потерять элементарный смысл она не может. Вряд ли оправдано высказывание Ю.А. Кремлева о самых произвольных и рассудочных звучаниях, которые «неизбежно имеют тот или иной характер, а, следовательно, интонационно впечатляют…» 29. Мы воспринимаем музыку как некое содержание (впечатление), поскольку ориентируемся в ее жанровой атмосфере, то есть поскольку мы в состоянии выявить в ней некую закономерность, усвоенную ранее: художественную действительность. Можно говорить, следовательно, о большем или меньшем ограничении произвола, но отнюдь не о его господстве.

    За рамками статьи осталось довольно много вытекающих из ее основных положений вопросов. Проблема художественной действительности широка и охватывает большой круг явлений. Задачей работы было доказать неизбежность появления в эстетике, и в особенности в эстетике музыкальной, понятия «художественная действительность» – более локального, чем традиции, и в то же время значительно более емкого, чем жанр, – в нем, этом понятии, и содержится, на наш взгляд, ключ к постижению конкретного в музыке.


    Примечания:


    1 Проблема различия и сходства науки и искусства занимает все более заметное место в современной культуре. Этой теме посвящен ряд интересных исследований. См.: Раппопорт С. О природе художественного мышления. В сб. «Эстетические очерки», вып. 2. М., 1967; а также «Художественное и научное творчество», в сб. статей под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1972.

    2 Связь между отдельными сторонами действительности, как они выступают в художественном произведении, может оказаться и парадоксальной – в сказке, фантастике, юмореске.

    3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 62.

    4 А ведь все штампы в свое время действовали именно неотразимо – потому-то они и стали штампами!

    5 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М. – Л., 1934, с. 267.

    6 «...являясь отражением действительности, произведение искусства, вместе с тем, принадлежит к материальной культуре. Возникнув, оно перестает быть только отражением и становится само явлением действительности» (Лотман Ю. Лекции по структурной поэтике. Тарту, 1964, вып. 1, с. 18).

    17 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1952, с. 185.

    18 Юлдашев Л. Социальные причины формирования эстетических чувств и их роль в обществе. В сб. «Вопросы марксистско-ленинской эстетики». МГУ, 1964, с. 64-65.

    19 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л, 1963, с. 212.

    20 Lissa Z. Szkice z estetyki musycznej. PWM, 1965, s. 269.

    21 См., например: Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964; Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; сб. «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». М., 1971.

    22 «Сарабанда долго, до начала XIX столетия, оставалась выражением элегического, печально-торжественного и даже зловеще-гнетущего (напр., характеристика испанского гнета в Нидерландах в увертюре «Эгмонт» Бетховена. 1809 – 1810)». Б. Яворский. Сюиты Баха для клавира. М. – Л, 1947, с. 25. Как ни велик диапазон эмоциональных состояний, о котором говорит Яворский (от «элегического» до «зловеще-гнетущего»), его можно расширить, даже не выходя за указанные им временные границы: например, яркая, мажорная, гимническая «Сарабанда и партита» И. С. Баха (До мажор; BWV, 990).

    23 Можно предположить, что замечание Р. Роллана о театральности «Патетической», среди прочего, основано и на этом качестве музыки.

    24 См. также о различии коллективных танцев в дореволюционную эпоху и массовых – времени французской революции: Яворский Б. Сюиты Баха для клавира, с. 19-20.

    25Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с. 47.

    26 А. Амброс называет эту же тему «таинственно-торжественной. (Амброс А. Границы музыки и поэзии. СПб., 1889, с. 45). Как видно из проделанного анализа, подобная характеристика также целиком согласуется с объективно выявленным в теме содержанием.

    27 Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. В сб. «Интонация и музыкальный образ», М., 1965, с. 226.

    28 По аналогии с понятием «встречный ритм» (термин Е. А. Ручьевской).

    29 Кремлев Ю. Интонация и образ в музыке. В сб. «Интонация и музыкальный образ», с. 41-42.

    ВОПЛОЩЕНИЕ

    ВОПЛОЩЕНИЕ

    ВОПЛОЩЕ́НИЕ , воплощения, ср. (книжн.).

    1. Принятие телесного образа; в религиозных учениях - принятие богом человеческого образа (рел.).

    2. Переход в действительность, осуществление в конкретной форме. Эта поэма - поэтическое воплощение общественных идеалов.

    3. Самое совершенное осуществление какого-нибудь качества. Эта девушка - воплощение скромности.


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "ВОПЛОЩЕНИЕ" в других словарях:

      Джагернаут, объективизация, аватара, выражение, олицетворение, вочеловечение, инкарнация, образец, реинкарнация, материализация, идеал, реализация, исполнение, запечатление, выполнение, опредмечивание, образчик, претворение Словарь русских… … Словарь синонимов

      Литературная энциклопедия

      ВОПЛОЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. воплотить, ся. 2. чего. Тот (то), в ком (чём) воплотились какие н. характерные черты, свойства, олицетворение (во 2 знач.). Этот человек в. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Воплощение - ВОПЛОЩЕНИЕ. Художественный замысел поэта, чтобы осуществить себя, должен облечься в конкретную форму: этот акт оформления поэтического замысла и выхода его из безо̀бразного хаотического состояния есть акт воплощения. В творческом процессе он… … Словарь литературных терминов

      воплощение - — Тематики нефтегазовая промышленность EN embodiment … Справочник технического переводчика

      ВОПЛОЩЕНИЕ - [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… … Православная энциклопедия

      Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия

      воплощение - ▲ средоточие свойство воплощение чего обладание каким л. свойством в качестве основного, в высокой степени; абсолютное выражение какой л. идеи; средоточие какого л. свойства; воплощать в себе. во плоти (ангел #). олицетворение наделение… … Идеографический словарь русского языка

      Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Матери Своей, Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле воплощение есть основной церковный догмат. Он ясно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      воплощение - яркое воплощение … Словарь русской идиоматики

    Книги

    • Воплощение. Книга 7 , Тим Лахэй, Джерри Б. Дженкинс. В седьмой книге серии Left Behind - Воплощение - в войну за человеческие души вступают новые силы. Доктор Цион Бен-Иегуда, бывший раввин, а ныне духовный лидер миллионовверующих, встречается…

    Много выходцев из внеземных цивилизаций воплощено сейчас на Земле в человеческих телах. Звездные души на Земле родом из различных галактик, звёздных систем и даже из других Вселенных.

    Всех притянула уникальность Земли, ведь только здесь собраны вместе такие понятия, как: любовь, радость, смех, счастье.

    На других планетах сделан уклон в техническое и материальное развитие, они так не любят, так не чувствуют.

    Земля стала для нас родным домом, и всем Звёздным Душам очень важно прожить земную жизнь, использовав все возможности, которые дают нам земные условия и наша цивилизация.

    Как узнать, откуда моя Душа?

    Историю своего происхождения можно узнать, используя инструменты реинкарнационики. Но главное — это не просто удовлетворить своё любопытство, узнав название своей звездной системы или планеты, а понять, и воплотилась именно сейчас.

    Даже если в погружениях нам приходят названия, то очень сложно ориентироваться в них. Например, туманность Андромеды — это звёздная система, в которой находятся тысячи цивилизаций.

    Но с другой стороны, у каждой цивилизации есть свои особенности, и та же Андромеда специализируется на работе с сознанием человека , над сбором и обработкой информации об уровне развития человечества.

    Очень часто информация о названии цивилизации не приходит напрямую, и сами представители этих цивилизаций объясняют это тем, что в нашем языке просто отсутствуют эти названия или имеют совершенно другой смысл.

    К тому же, важно, чтобы мы не привязывались к названию планеты или звёздной системы, а смотрели бы шире на историю своего происхождения.

    Зачем мы на Земле именно сейчас?

    Не секрет, что Земля проходит сейчас очень интересный период, цель которого — переход в более высокие измерения. И многие звёздные Души оказывают бесценную помощь планете, используя опыт своих цивилизаций.

    Они обладают уникальными талантами и способностями, они получают помощь и поддержку своей звёздной семьи, так же как мы получаем поддержку от своего земного рода.

    Для связи со своей цивилизацией такие люди , выходят на телепатическую связь со своей звёздной семьёй и получают поддержку в виде информации, новых технологий, уникальных методик и энергии.

    И цивилизации заинтересованы в том, чтобы их выходцы, «звёздный посев» — как они называют своих посланцев, смогли реализоваться здесь.

    Им очень интересно:

    • исследовать возможности человеческого тела в проявлении неземных способностей;
    • увидеть, насколько сложно будет для человека вспомнить и, главное, принять своё звёздное происхождение ;
    • насколько звёздная Душа сможет реализоваться в земном теле, найти адекватное применение способностям, которые характерны для данной цивилизации.

    В чём особенности реализации звёздных Душ?

    Итак, в зависимости от своей специфики звёздные Души могут ставить различные задачи для своего воплощения на Земле.

    Перечислим некоторые из них:

    1. Работать над расширением сознания людей , таким образом подготавливая их к жизни в более высоких измерениях.

    Такая звёздная Душа может происходить из цивилизации, которая имеет наработки в этой области и располагает инструментами, адаптированными к земным условиям.

    Такие люди обладают способностью выходить за рамки обычных представлений и «выводить» других за пределы ограничений , которые нам диктует наша жизнь.

    Они дают толчок и возможность расширить границы своих представлений о себе самом и о своём пространстве.

    2. Многие целители являются выходцами из внеземных цивилизаций, которые имеют большой опыт по восстановлению и поддержанию здоровья.

    Сейчас они помогают людям легче проходить через все процессы трансформации и перехода. Каждый из них обладает уникальным даром целительства, собственными методиками и наработками.

    3. Звёздные Души могут взять на себя миссию по распространению новой информации , просветительства и обучения.

    Обычно это хорошие организаторы, новаторы, знающие своё дело и способные увлечь других. Они используют свои способности для структурирования нового общества, объединяя людей на совершенно новой основе, других интересов и мотивации.

    Мне кажется, можно смело отнести к этой категории.

    4. Контактёры, ченнелеры, передающие знания и помогающие наладить связь с Высшими сферами и неземными цивилизациями.

    Благодаря своим способностям обеспечивают информационную и энергетическую поддержку от Высших сил.

    Многие из них однажды просто «обнаруживают» свои способности контактёрства, «вспоминают» былой опыт и очень органично вписываются в процесс коммуникации между двумя мирами.

    5. Выходцы из тех цивилизаций, которые не смогли избежать гибели своей планеты по вине её жителей и которые дали клятву, что никогда не допустят повтора трагедии на Земле.

    Эти светлые Души учат детей любить, защищают природу и делают всё возможное, чтобы Земля не погибла от рук своих жителей.

    6. Это могут быть люди самых простых профессий, которые вкладывают в свою работу любовь, терпение, желание заботиться о других. Они незаметно привносят свои знания и внеземной опыт в ежедневный труд.

    Чем же нас привлекла планета Земля?

    Многие звёздные Души, достигнув совершенства в своей цивилизации, приходят на Землю испытать себя в новых, гораздо более жёстких условиях.

    Для них это огромный вызов — пройти через полное неприятие, протест и непонимание и выйти на максимальное раскрытие своего потенциала, чтобы познать свои возможности в земных условиях.

    На одну из консультаций ко мне пришла клиентка с чётким запросом понять, зачем она здесь, на Земле.

    Она очень неуютно чувствовала себя в человеческом теле, оно было для неё слишком инертным, неповоротливым, ощущалось как балласт и часто игнорировалось.

    Была видна её однозначная позиция неприятия земной жизни, пережидания, её статус временного пребывания в этом пространстве, что очень мешало жить полноценной жизнью в семье и в обществе.

    Я предложила ей посмотреть, как она попала на Землю , почему покинула свою родную планету. Мы увидели, что она была видным учёным, который в своей работе достиг определённого потолка и захотел расширить поле деятельности.

    И так как её цивилизация была уже на достаточно высоком уровне, то появилась идея попробовать себя на менее развитой планете. Земля привлекла её схожестью ландшафта и климата, а главное, она увидела, сколько работы предстоит сделать на этой планете!


    И как настоящий учёный она была в восторге от предвкушения стольких трудных задач. И чем сложнее, чем запутаннее лабиринт, тем больше было желания испытать себя.

    На Земле она нашла идеальные условия для самореализации: очень трудно и очень интересно, это был настоящий вызов её талантам и способностям. Мы увидели, что её пытливый ум и хорошие организаторские способности могут проявляться с успехом и сейчас.

    Какие у нас отношения со своими цивилизациями?

    Также звёздные Души приносят большую пользу и своим звёздным семьям: они помогают своим цивилизациям получать опыт чувствования и любви , так как многие цивилизации пожертвовали проявлением чувств в угоду быстрого развития и технического прогресса.

    У некоторых Душ есть контракт со своей цивилизацией по поставке информации, они своего рода репортёры, присланные на задание.

    Они комфортно чувствуют себя в этой роли, выполняя эту миссию. Но также часто на консультации выясняется, что Душа уже выполнила свою часть обязанностей по контракту со своей звёздной семьёй и может выйти за рамки своего служения.

    В таких случаях Душа получает выбор следовать своему собственному пути и самостоятельно находить то, чем ей интересно заниматься.

    Как же люди приходят к пониманию, что они звёздные Души?

    Конечно же, очень немногие осознают себя в той или иной роли. Есть много людей, которые даже не догадываются и живут в полном неведении о своём происхождении.

    На одной из консультаций ко мне обратилась женщина, которая проходила сеансы реабилитации у остеопата. Специалист помогал восстанавливать левую часть тела, которая была повреждена, как после аварии, хотя в этой жизни никакой аварии у неё не было.

    Она обратилась за помощью выяснить, откуда это тянется, из какого прошлого воплощения и почему проявилось именно сейчас. Авария действительно произошла, но очень много лет назад, когда она покинула свою планету на космическом корабле.

    Катастрофа произошла не по её вине, но она чувствовала себя косвенно причастной к трагедии, потому что как врач не смогла спасти умирающего капитана корабля, и вся миссия этого полёта осталась без должного руководства, что и привело к трагедии.

    Это чувство вины и активировало память давнего прошлого в виде физических проявлений травмы на теле. Поработав над чувством вины, мы вышли на признание своих звёздных корней и на неожиданную активацию канала связи со своей цивилизацией.

    Оказывается, они давно ждали такого случая, чтобы обратить её внимание на внеземное происхождение и задуматься о раскрытии способностей, которые были заложены в ней.

    Также в погружении мы посмотрели момент прибытия её на Землю, когда после катастрофы её спас корабль другой цивилизации.

    Интересно, что земляне всех пришельцев из-за их транспортных средств и сверхспособностей воспринимали как богов, сошедших с небес. Но это уже тема для другой публикации.

    Если вам что-то срезонировало, если вас давно посещают мысли и догадки, и вы никак не можете выйти на свою реализацию, то, может быть, настало время приподнять завесу и посмотреть, что за багаж вы принесли из своего звёздного дома, какие способности и таланты ждут своего раскрытия.

    Такое путешествие в прошлое может приоткрыть тайну вашего появления на Земле, прояснить причину вашего воплощения здесь и, что немаловажно, почувствовать неразрывную связь со своим звёздным домом и поддержку.

    Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
    Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
    Благодаря лирике мы можем понять, почувствовать и узнать личность самого поэта, его душевный настрой, его мировоззрение.
    Вот, например, стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», написанное в 1918 году. Произведения этого периода носят бунтарский характер: в них слышны насмешливые и пренебрежительные интонации, чувствуется стремление поэта быть «чужим» в чуждом ему мире, но мне кажется, что за всем этим скрывается ранимая и одинокая душа романтика и максималиста.
    Страстная устремлённость в будущее, мечта о преображении мира - основной мотив всей поэзии Маяковского. Впервые появившись в ранних его стихах, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через всё его творчество. Поэт отчаянно пытается обратить внимание всех живущих на Земле людей на волнующие его проблемы, разбудить обывателей, не имеющих высоких духовных идеалов. Поэт призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие, неумение и нежелание понять и пожалеть обличает он в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
    По-моему, никто не может так выразительно, как Маяковский, всего лишь в нескольких словах описать обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего шесть слов, а какую выразительную картину рисуют они:
    Ветром опита,
    льдом обута,
    улица скользила.
    Читая эти строки, я наяву вижу зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь, уверенно цокая копытами. Всё движется, всё живёт, ничто не находится в покое.
    И вдруг… упала лошадь. Мне кажется, что все, кто рядом с ней, должны замереть на миг, а потом сразу броситься на помощь. Я хочу крикнуть: «Люди! Остановитесь, ведь рядом с вами кто-то несчастен!» Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь
    за зевакой зевака,
    штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
    сгрудились,
    смех зазвенел и зазвякал:
    - Лошадь упала! -
    - Упала лошадь!
    Мне вместе с поэтом стыдно за этих безразличных к чужому горю людей, мне понятно его пренебрежительное отношение к ним, которое он выражает своим главным оружием - словом: их смех неприятно «звякает», а гул голосов похож на «вой». Маяковский противопоставляет себя этой равнодушной толпе, он не желает быть её частью:
    Смеялся Кузнецкий.
    Лишь один я
    голос свой не вмешивал в вой ему.
    Подошёл
    и вижу
    глаза лошадиные…
    Даже бы если поэт закончил своё стихотворение этой последней строкой, он, по-моему, уже многое бы сказал. Слова его настолько выразительны и весомы, что любой человек увидел бы в «глазах лошадиных» недоумение, боль и испуг. Увидел бы и помог, ведь невозможно пройти мимо, когда у лошади
    за каплищей каплища
    по морде катится,
    прячется в шерсти…
    Маяковский обращается к лошади, утешая её, как утешал бы друга:
    Лошадь, не надо.
    Лошадь, слушайте -
    чего вы думаете, что вы их плоше?
    Поэт ласково называет её «деточкой» и говорит пронзительно-прекрасные, наполненные философским смыслом слова:
    все мы немного лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь.
    И ободрённое, поверившее в свои силы животное обретает второе дыхание:
    лошадь
    рванулась,
    встала на ноги,
    ржанула
    и пошла.
    В конце стихотворения Маяковский уже не обличает равнодушие и эгоизм, он заканчивает его жизнеутверждающе. Поэт как бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и всё будет хорошо!» И мне кажется, что лошадь слышит его:
    Хвостом помахивала.
    Рыжий ребёнок.
    Пришла весёлая,
    стала в стойло.
    И всё ей казалось -
    она жеребёнок,
    и стоило жить,
    и работать стоило.
    Меня очень взволновало это стихотворение. Мне кажется, что оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!

    Выбор редакции
    Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...

    Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...

    Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

    Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...
    Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...
    Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
    Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
    Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
    Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...