В каком году шолохов. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Другие варианты биографии


(1905-1984) советский писатель

Михаил Шолохов – известный советский прозаик, автор множества рассказов, повестей и романов о жизни донских казаков. За масштабность и художественную силу произведений, описывающих жизнь казацких станиц в сложный переломный период, писатель был награжден Нобелевской премией. Творческие достижения Шолохова Михаила Александровича были высоко оценены и в своей стране. Он дважды получал звание Героя Социалистического Труда, стал лауреатом наиболее значимых в Советском Союзе Сталинской и Ленинской премий.

Детство и юность

Отец Михаила Шолохова был зажиточным купеческим сыном, скупал скот, арендовал у казаков земли и выращивал пшеницу, одно время был управляющим паровой мельницы. Мать писателя из бывших крепостных крестьян. В юности она прислуживала в имении помещицы Поповой и была выдана замуж помимо воли. Через время молодая женщина покидает так и не ставшего родным мужа и уходит к Александру Шолохову.

В 1905 году на свет появляется Михаил. Незаконнорожденного мальчика записывают на фамилию официального мужа матери. Этот известный факт биографии Михаила Александровича Шолохова оказал на будущего писателя большое влияние, развив обостренное чувство справедливости и желание всегда докопаться до правды. Во многих произведениях автора можно будет найти отголоски личной трагедии.

Фамилию настоящего отца М. А. Шолохов получил только после венчания родителей в 1912 году. За два года до этого семья выехала в станицу Каргинскую. Биография этого периода содержит краткие данные о начальном обучении Шолохова. Вначале с мальчиком регулярно занимался местный учитель. После подготовительного курса Михаил продолжил обучение в гимназии г. Богучара и закончил 4 класса. Занятия пришлось оставить после прихода в город немецких солдат.

1920-1923 годы

Этот период является довольно сложным не только для страны, но и для будущего писателя. О некоторых событиях, произошедших в жизни Шолохова в эти годы, не упоминает ни одна краткая биография.

На новом месте жительства юноша получает должность делопроизводителя, а потом и налогового инспектора. В 1922 году он был арестован за превышение власти и практически сразу же приговорен к расстрелу. Спасло Михаила Шолохова вмешательство отца. Он внес довольно большую сумму в качестве залога и привез на суд новое свидетельство о рождении, возраст сына в котором был уменьшен более чем на 2 года. Как несовершеннолетнего, юношу приговорили к исправительным работам в течение одного года и под конвоем отправили в Подмосковье. В колонию М.А. Шолохов так и не попал, поселившись впоследствии в Москве. С этого момента в биографии Шолохова наступает новый этап.

Начало творческого пути

Первые попытки опубликовать свои ранние произведения приходятся на недолгий период проживания в Москве. Биография Шолохова содержит краткие сведения о жизни писателя в это время. Известно, что он стремился продолжить обручение, однако из-за отсутствия необходимой рекомендации от комсомольской организации и данных о трудовом стаже поступить на рабфак не удалось. Писателю приходилось довольствоваться небольшими временными заработками.

М. А. Шолохов участвует в работе литературного кружка «Молодая гвардия», занимается самообразованием. При поддержке давнего знакомого Л.Г. Мирумова, большевика со стажем и кадрового сотрудника ГПУ, в 1923 году свет увидели первые произведения Шолохова: «Испытание», «Три», «Ревизор».

В 1924 году издание «Молодой ленинец» на своих страницах печатает первый рассказ из выпущенного позже сборника донских рассказов. Каждая краткая история в сборнике – это отчасти и биография самого Шолохова. Многие из персонажей его произведений не вымышлены. Это реальные люди, окружавшие писателя в детстве, юности и более позднем возрасте.

Наиболее значимым событием в творческой биографии Шолохова стал выход в свет романа «Тихий Дон». Первые два тома были напечатаны в 1928 году. В нескольких сюжетных линиях М. А. Шолохов развернуто показывает жизнь казачества в период Первой мировой, а затем и Гражданской войны.

Несмотря на то, что главный герой романа Григорий Мелехов так и не принял революцию, произведение было одобрено самим Сталиным, который дал разрешение на печать. Позже роман был переведен на иностранные языки и принес Шолохову Михаилу Александровичу мировую популярность.

Еще одним эпическим произведением о жизни казацких станиц является «Поднятая целина». Описание процесса коллективизации, выселения так называемых кулаков и подкулачников, созданные образы активистов говорят о неоднозначной оценке автором событий тех дней.

Шолохов, биография которого была тесно связана с жизнью простых колхозников, пытался показать все недочеты при создании коллективных хозяйств и беззаконие, достаточно часто имевшее место по отношению к обычным жителям казачьих станиц. Принятие в целом идеи создания колхозов послужило поводом для одобрения и высокой оценки произведения Шолохова.

Через некоторое время «Поднятую целину» вводят для обязательного изучения в школьную программу, и с этого момента биография Шолохова изучается наравне с жизнеописаниями классиков.

После высокой оценки своего произведения М. А. Шолохов продолжил работу над «Тихим Доном». Однако в продолжении романа нашло отражение то усиливающееся идеологическое давление, которое оказывалось на автора. Биография Шолохова должна была стать подтверждением еще одного превращения сомневающегося в идеалах революции в «твердого коммуниста».

Семья

Шолохов всю жизнь прожил с одной женщиной, с которой и связана вся семейная биография писателя. Решающим событием в его личной жизни стала краткая встреча в 1923 году, после возвращения из Москвы, с одной из дочерей П. Громославского, бывшего когда-то станичным атаманом. Приехав свататься к одной дочери, Михаил Шолохов по совету будущего тестя женится на ее сестре, Марии. Мария окончила гимназию и в то время преподавала в начальной школе.

В 1926 Шолохов первый раз становиться отцом. В последствие семейная биография писателя пополняется еще тремя радостными событиями: рождением двух сыновей и еще одной дочери.

Творчество военных и послевоенных лет

Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом, творческая биография его в этот период пополнилась краткими очерками и рассказами, среди которых «Казаки», «На Дону».

Многие критики, исследовавшие творчество писателя, говорили о том, что М. А. Шолохов весь свой талант израсходовал на написание «Тихого Дона», а все написанное после по художественному мастерству намного слабее, чем даже самые ранние произведения. Единственным исключением был роман «Они сражались за Родину», так и не дописанный автором до конца.

В послевоенный период Михаил Шолохов занимается в основном публицистической деятельностью. Единственное сильное произведение, которым пополнилась творческая биография автора, является «Судьба человека».

Проблема авторства

Несмотря на то, что Михаил Шолохов является одним из известных советских прозаиков, биография его содержит сведения о нескольких разбирательствах, связанных с обвинениями в плагиате.

Особое внимание вызвал «Тихий Дон». Шолохов написал его за очень небольшой для такого масштабного произведения срок, подозрения вызывала и биография автора, который во время описываемых событий был ребенком. Среди аргументов против Михаила Александровича Шолохова некоторые исследователи приводили и тот факт, что качество написанных до романа рассказов значительно ниже.

Через год после публикации романа была создана комиссия, которая подтвердила, что автором был именно Шолохов. Членами комиссии была исследована рукопись, проверена биография автора и установлены факты, подтверждающие работу над произведением.

Среди прочего было установлено, что Михаил Александрович Шолохов длительное время проводил в архивах, а создать одну из главных сюжетных линий помогла биография реального сослуживца отца, который был одним из руководителей изображенного в книге восстания.

Несмотря на то, что Шолохов подвергался подобным подозрениям, а биография его содержит некоторые неясности, роль писателя в развитии литературы 20 столетия тяжело переоценить. Именно ему, как никому другому, удалось точно и достоверно передать все разнообразие человеческих эмоций обычных тружеников, жителей небольших казачьих станиц.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«… Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой… - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»… Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова… Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

Действие в романе развивается в двух планах - историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном-его любовью к Аксинье, в плане социальном-столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности… Органична и развязка романа. В плане личном-это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом-это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону;

Обе переплетающиеся сюжетные линии-личная и историческая-оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.

В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону-вот что стоит в центре книги.

Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года. Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война, революция, гражданская война-таковы исторические события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.

Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические судьбы донского казачества со время войны и революции-таково основное содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и значения социальный вопрос-о пути к революции и социализму широких народных масс.

Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в «Тихом Доне».

Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.

Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде.

Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями-лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров - злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.

Против них ведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники, выразители его интересов- революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточных социальных сил- Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне гражданской и,:

наконец, его духовное опустошение-вот что образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.

Григории Мелехов

Ибо в те дни будет такая скорбь,

какой не было от начала творения…

даже доныне и не будет… Предаст

же брат брата на смерть, и отец-

детей; и восстанут дети на
родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Ч

то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона», рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.

Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелехова состоит в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он оказался, душевный крах-справедливое возмездие за разрыв с народом, с великой правдой революции.

По своему социальному положению Григорий Мелехов- крестьянин-середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями, поиски несбыточного «третьего пути» в революции - не с красными и не с белыми - вот что определяет поведение Мелехова.

В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека-Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь

смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный тра­гизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к крас­ным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает, что все кончено. «Он попро­щался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влаж­ную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».

В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всем казачестве. Типич­ность Григория заключается в ином. Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего своего пути в революции.

Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: чело­век, оторванный от народа, от революционной правды и не на­шедший в себе сил выбраться на правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв Григория с на­родом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-то издалека неслось протяж­ное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя-седло поползло под ним… Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...»

В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и порочности «третьего пути» в революции и вскрыл траги­ческую обреченность и гибель человека, порвавшего с народом

Аксинья

Ч

ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замеча­тельным мастерством. Мировая ли­тература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир кре­стьянки, простои женщины из народа. Аксинья - натура слож­ная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испы­тывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок. Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце кон­цов и привела Аксинью к гибели.

С огромным художественным мастерством Шолохов осветил внутренний мир своих героев. Многообразными средствами ис­кусства переданы их радости и горе, их любовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя действенным сред­ством психологического анализа. Восьмая часть романа откры­вается великолепной по своей художественной выразительности сценой. После тяжелой и изнурительной болезни к Аксинье воз­вращаются силы и здоровье. Очень скоро разыграются в ее жизни трагические события, которые приведут ее к гибели. Но теперь она полна радости и беспричинного ощущения счастья. И вот как воспринимает она картину весны: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Бле­стящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затоплен­ные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за, ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все каза­лось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем...

Бездумно наслаждаясь вернувшийся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через раз­рушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»

Шолохов сумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю прелесть весны с ее ослепительным светом, красо­той и радостью в органическом единстве с настроением Аксиньи.

В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погиб­ла, и Григорий похоронил ее. Он с мучительной ясностью соз­нает, что для него все кончено. Его постигла полная катастро­фа. Чрезвычайно характерно, что похороны Аксиньи тоже проис­ходят при ярком свете летнего утра. Но если в первом отрывке самой картиной природы Шолохов передал ощущение радости, то теперь теми же средствами пейзажной живописи выражены мрачные, скорбные переживания Григория:

«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, сколь­зили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».

Большевики

П

омимо Григория и Аксиньи - центральных героев романа, в многообразной галерее персонажей «Тихого Дона» важное место занимают представители революционного народа-большевики.

Среди большевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца Гаранжу, слесаря Штокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им свойственна безграничная преданность делу народа, высокие нравственные качества. Большой силой чувства, чистотой и целомудрием отличается любовь Бунчука и Анны Погудко.

В своих героях Шолохов подчеркивает их неустанную и энергичную борьбу за политическое просвещение масс, за революционное воспитание народа. Показательны в этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская работа большевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как выразители самых светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.

Наиболее удался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник Григория Мелехова, коренной казак по происхождению, он вырос вместе с Григорием на хуторе Татарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой дорогой. Шолохов прямо противопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с самого начала все было ясно и у которых «свои прямые дороги, свои концы». И говорит он об этом с чувством явной зависти.

Кошевой обрисован многогранно. Шолохов подчеркивает в нем его любовь к жизни и страстность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» - говорит он. Вполне закономерно, что в конце романа он становится председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов социального воспитания.

Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив, воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону Советской власти, на сторону социализма.

Эти же начала выражены в вожде революционного казачества - Подтелкове. Федор Подтелков-один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге

«Тихого Дона» Шолохов нарисовал образ Подтелкова - его деятельность на Дону и гибель от рук белых палачей.

«Тихий Дон» переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание и принадлежит к числу замечательных произведений социалистического реализма.

«Судьба человека»

К

ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».

Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.

За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного мо-гла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.

Некоторые мотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом произведении Шолохова-в рассказе военных лет «Наука ненависти». И там и здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает:

то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе человека» обрело полновесную художественную выразительность.

«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,-одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм. Интересно отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-то мере полемизируя с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературой потерянного поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «… однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров-Хемингуэя, Ремарка и других, - рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой-из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»

В произведениях «потерянного поколения» была своя неоспоримая историческая правда. Большие художники почувствовали, что на человечество надвигается чудовище милитаризма,

что оно угрожает самому существованию мира, всем великим.ценностям, созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотен поколений. Они почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породила милитаризм, построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе «потерянного поколения» звучал очень сильный и искренний протест против милитаризма. Но этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала как роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается ее только проклинать.

Шолохов тоже берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны,-плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потеряннего поколения», окрашен в оптимистические тона.

Пейзажные сцены рассказа-картины ранней весны - трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями,

В «Судьбе человека» - два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека-мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны.

Но тут же слышится и голос второго рассказчика - самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

Значение творчества Шолохова

С

первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос времени-вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-

лизмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки, разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не менее могущественного врага-силу собственности, навыки, представления, инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и запечатлела «Поднятая целина».

Михаил Шолохов-подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг - простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность, правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью художественной формы. Шолохов- враг неоправданной усложненности в литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа, преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.

Библиография

Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание 17, А. Дементьев, Е. Наумов, Л. Плоткин, Издательство «Просвещение», Москва, 1968 г.

Русская литература и литераторы, Е. Кукшин, «Просвещение», Москва, 1947 г.

Михаил Шолохов (1905-1984) - русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Получил Нобелевскую премию 1965 года за вклад в мировую литературу (роман-эпопея о русском казачестве «Тихий Дон»). В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1960 — Ленинской премии, в 1967 и 1980 годах — Героем социалистического труда.

Будущий выдающийся писатель появился на свет в 1905 году (хутор Кружилин, Вешенская станица) в зажиточной семье, отец - приказчик коммерческого магазина и управляющий паровой мельницей, мать — казачка родом, была прислугой в панском имении Ясеневка, её насильно выдали замуж за казачьего станичного атамана Кузнецова. После расставания с ним, Анастасия Черняк стала жить с Александром Шолоховым, их сын Михаил родился вне брака и звался Кузнецовым (по фамилии её бывшего мужа), пока они официально не развелись, и она не вышла замуж за Александра Шолохова в 1912 году.

После того как глава семейства получил новую работу в другой станице, семья переехала на новое местожительство. Маленький Миша обучался грамоте приглашенным на дом местным учителем, в 1914 году он стал обучаться в подготовительном классе Московский мужской гимназии. 1915-1918 год — обучение в гимназии г. Богучары (Воронежская губерния). В 1920 году после пришествия к власти большевиков, Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где его отец стал заведовать заготконторой, а сын вести делопроизводство в станичном ревкоме. Закончив ростовские налоговые курсы, Шолохов становится продовольственным инспектором в станице Букановской, там, в составе продотрядов, он участвовал в продразверстке, попадал в плен к Махно. В сентябре 1922 года Михаил Шолохов был взят под стражу, против него было возбуждено уголовное дело и даже вынесен приговор суда - расстрел, который так и не был приведен в исполнение. Благодаря вмешательству отца, который внес за него крупный денежный залог и выправил ему метрические документы, по которым он стал несовершеннолетним, его отпустили уже в марте 1923 года, присудив ему год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправку в Болшево (Подмосковье).

Поехав в столицу, Шолохов пытается стать рабфаковцем, что ему не удается, так как у него отсутствует трудовой стаж и направление комсомольской организации. Будущий писатель подрабатывал разнорабочим, посещал различные литературные кружки и учебные занятия, преподавателями на которых были известные в то время личности как Александр Асеев, Осип Брик, Виктор Шкловский. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован фельетон «Испытание», авторства Шолохова, позже еще несколько произведений «Три», «Ревизор».

В том же году после приезда к родителям, жившим в станице Букановской, Шолохов решился сделать предложение Лидии Громославской. Но убежденный будущим тестем (бывшим станичным атаманом) «сделать из него человека», берет в жены не Лидию, а её старшую сестру — Марию, с которой у них в будущем родилось четверо детей (двое сыновей и двое дочерей).

В конце 1924 года газета «Молодой ленинец» опубликовала рассказ Шолохова «Родинка», вошедший в цикл донских рассказов («Пастух», «Жеребенок», «Семейный человек» и т.д.), позже объединенных в сборники «Донские рассказы» (1926 г), «Лазоревая степь» (1926 г), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г). Эти произведения не принесли автору особой популярности, однако ознаменовали пришествие в советскую русскую литературу нового писателя, способного заметить и отразить в яркой литературной форме важные веяния жизни того времени.

В 1928 году, проживая со своей семьей в станице Вешенская, Шолохов начинает работу над своим самым грандиозным детищем — романом-эпопеей в четырех томах «Тихий Дон», в котором он отразил судьбу донского казачества во времена Первой мировой войны и дальнейшего гражданского кровопролития. Роман был опубликован в 1940 году, получил высокую оценку, как партийного руководства страны, так и самого товарища Сталина. Во времена Второй мировой войны роман переводился на многие западноевропейские языки и получил большую популярность не только в России, но и далеко за её пределами. В 1965 году Шолохов был выдвинут на Нобелевскую премию, и стал единственным советским писателем, получившим её с личного одобрения тогдашнего руководства Советского Союза. В период с 1932 года по 1959 год Шолоховым был написан еще один его знаменитый роман в двух томах о коллективизации «Поднятая целина», за которую он получил Ленинскую премию в 1960 году.

В военные годы Михаил Шолохов служил военным корреспондентом, в то сложное для страны время было написано немало рассказов и повестей, в которых описывалась судьба простых людей, попавших в жернова войны: рассказы «Судьба человека», «Наука ненависти», неоконченная повесть «Они сражались за Родину». В последствии эти произведения были экранизированы и стали настоящей классикой советского кино, которые производили на зрителей неизгладимое впечатление, поражая их своей трагичностью, человечностью и неизменным патриотизмом.

В послевоенное время Шолохов издает ряд публицистики «Слово о Родине», «Свет и Мрак», «Борьба продолжается» и т.д. В начале 60-х годов он постепенно отходит от литературной деятельности, возвращается из Москвы в станицу Вешенскую, ходит на охоту и рыбалку. Все полученные за свои литературные достижения премии он отдает на строительство школ в его родных местах. В последние годы жизни он тяжело болел и стоически переносил последствия двух инсультов, диабета, и, в конце концов, онкологического заболевания гортани — рака горла. Его земной путь окончился 21 февраля 1984 года, его останки были погребены в станице Вешенской, во дворе его дома.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) - советский писатель, один из классиков русской литературы, лауреат Нобелевской премии и академик. Он появился на свет 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилином, сейчас это Шолоховский район Ростовской области. Всю жизнь он провёл в родной станице, изредка переезжая на время в другие города.

Детство и юность

Мать будущего писателя, Анастасия Черникова, была крестьянской сиротой. До свадьбы она была горничной у одной помещицы, после этого девушку насильно выдали замуж за казака Кузнецова. Но они не любили друг друга, вскоре крестьянка сбежала к Александру Шолохову. Он родился в Рязанской губернии, служил приказчиком, заведовал заготовительной конторой Донпродкома. Михаил был незаконнорожденным сыном, по документам его отцом был муж Анастасии. И только в 1912 г. после его смерти влюблённые обвенчались, тогда Александр смог «усыновить» родного ребёнка.

В 1910 г. семья переехала на хутор Каргин. Там Шолохов учился в церковно-приходской школе, после этого он поступил в гимназию. Но юноше удалось окончить лишь четыре класса из-за начавшейся революции, он учился с 1914 по 1918 гг. Позднее он окончил налоговые курсы, был инспектором. Во время гражданской войны Миша служил добровольцем в продовольственном отряде. Также его назначили педагогом по ликвидации неграмотности среди взрослых.

Параллельно с работой Михаил участвовал в создании газеты «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома. Он даже сочинил две пьесы для этого заведения, сохраняя анонимность. Они назывались «Необыкновенный день» и «Генерал Победоносцев».

Переезд в Москву

Когда Мише исполнилось 17 лет, он решил переехать в Москву. С 1922 года прозаик жил там, работал грузчиком, каменщиком и счетоводом. Но его всегда тянуло к литературе, поэтому в свободное время он посещал занятия кружка «Молодая гвардия». Осенью 1923 г. в печатном издании «Юношеская правда» были опубликованы фельетоны Шолохова «Испытание» и «Три». В следующем году читатели смогли ознакомиться с его рассказом «Родинка».

После успешного дебюта писатель опубликовал ещё несколько своих произведений, позднее все они вошли в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Во многом ему помогал Александр Серафимович, который написал предисловие к одной из книг прозаика. Они познакомились в 1925 г., до конца своих дней Шолохов был благодарен другу за поддержку. Он считал его одним из первых учителей в своей жизни.

Впоследствии Михаил получил образование. Он окончил биологический факультет МГУ и историко-философский факультет Ростовского университета. В МГУ имени Ломоносова он и встретил свою будущую супругу Марию, дочь казачьего атамана. Она изучала филологию, после получения диплома стала личным секретарём прозаика.

Главный роман

В 1924 г. Михаил Александрович возвращается на родину. Там он женится на Марии Громославской. Их брак длился до смерти литератора, в семье родилось четверо детей. Они жили в станице Каргинской, с 1926 года переехали в Вёшенскую. В это же время прозаик начинает работу над своим самым известным романом «Тихий Дон». В нём описывалась судьба казачества в годы войны, произведение состояло из нескольких частей.

В 1928 и 1929 гг. увидели свет две первые книги эпопеи. Их опубликовали в издании «Октябрь». Третья часть появилась лишь через несколько лет, поскольку был запрет на публикацию со стороны правительства. Это связано с тем, что в романе сочувственно изображены участники антибольшевистского восстания. В 1932 г. читатели смогли ознакомиться с третьей книгой, спустя два года Михаил закончил писать следующую часть. Но на него оказывалось колоссальное давление, произведение пришлось несколько раз переписывать. В 1940 году вышла последняя часть четвёртой книги.

Именно «Тихий Дон» прочно закрепился в мировой и русской классике. Его перевели на многие языки. В этом романе объединяется несколько сюжетных линий, его считают одним из самых ярких примеров соцреализма. Максим Горький и Александр Серафимович высоко оценили творчество Шолохова, начиная с первой книги эпопеи. Они писали восторженные отзывы, всячески поддерживали коллегу.

Одновременно с эпопеей был выпущен и другой важный роман прозаика. Он назывался «Поднятая целина», сюжет был основан на истории движения 25-тысячников. Первый том увидел свет в 1932 году. Вторая часть была временно утеряна, и только после войны удалось её опубликовать. Это произведение вошло в школьную программу, его появление стало важным событием в литературной жизни страны. Также в 30-е годы Шолохов нередко писал статьи о культуре и литературе.

Годы войны

Во время Великой Отечественной войны Михаил Александрович работал военным корреспондентом. Он сотрудничал с изданиями «Правда» и «Красная звезда». В этот период выходят его рассказы «Наука ненависти», «На Дону», «На Смоленском направлении». В 1941 г. прозаик получил Государственную премию, за эти деньги он купил четыре ракетных установки для армии.

Также Шолохов начинает публиковать главы из нового романа под названием «Они сражались за Родину». Окончательная версия книги появилась лишь в 1969 г. Писатель сжёг рукопись, поэтому читателям остались только некоторые главы. В 1975 г. книга была экранизирована Сергеем Бондарчуком.

Общественная деятельность

После окончания войны литератор усиленно занимается общественной работой. Он вступил во Всемирный конгресс деятелей науки и культуры. Также Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР, в 1934 году его приняли в Союз писателей. Участвовал он и во Всемирном Совете Мира. Благодаря прозаику было организовано движение «Союз казаков области войска Донского».

Параллельно с этим Михаил продолжает писать. В 1956 г. опубликовано сочинение «Судьба человека». В 1965 г. прозаик получил Нобелевскую премию за эпопею «Тихий Дон». Эти средства он пожертвовал на постройку школы в своей родной станице. Также он был награждён в разные годы Сталинской премией, Ленинской, Литературной «Софией» и Международной премией Мира. Шолохов был почётным доктором филологических наук в Лейпцигском и Ростовском университете. В Шотландии его избрали доктором права.

В последние десять лет жизни прозаик практически ничего не писал. В его родную станицу регулярно приезжали посетители со всего мира, которые хотели пообщаться с литератором. Он перенёс два инсульта и диабет, после этого в горле начали появляться метастазы. Двадцать первого февраля 1984 года Шолохов скончался от рака гортани.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...