Вампилов «Старший сын» — сочинение «Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. Кто такой вампилов Вампилов старший сын тема


Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Дубровский Пушкина

    Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровског

  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького

    Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере

  • Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение

    Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.

  • Что такое кровная месть? Итоговое сочинение 11 класс

    Любая религия учит, что месть – явление отрицательное и к добру это не приводит. Каждого ребенка с детства учат прощать, забывать зло и отвечать добром обидчику. Но характеры у всех разные, а жизнь

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша сочинение 6 класс

    Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.

“Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека”, – эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение

Совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы “Старший сын” несложна. Двух юношей – студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) – свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин – старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось – пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова – десятиклассник Васенька – влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к “старшему сыну”. И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. “Старший сын” становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы “Старший сын” наиболее удачное, так как ее главный герой – Володя Бусыгин – вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает “старшего сына”, старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со “старшим сыном”. Но самое главное – Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина – умная, красивая девушка и при этом практичная и рас – четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. “Положительность ” устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец “напутствовал” его: “На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел”. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, “сирота” Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он “разоблачает” Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины – Михаил Кудимов – человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. “Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен”, – говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип “правильных” людей. которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится (“разглядывает их с опаской, подозрением”, “удаляется молча и боязливо”) и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название “Предместье” на “Старший сын”. Главное – не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие – вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу – это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? “Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…” (В. Распутин).

Класс: 10

Цели и задачи:

  • постижение идейно-художественного своеобразия пьесы,
  • дальнейшее формирование представлений учащихся о своеобразии драматургической поэтики А.Вампилова,
  • дальнейшее формирования навыка проникновения в подтекст пьесы, трактовки образа,
  • проблема нравственности в пьесе.

Методика урока: слово учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, выразительное чтение учащихся.

Ход урока

1 этап: раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.

2 этап: работа с названием пьесы с опорой на ранее изученный материал

"Нравоучение с гитарой", "Предместье", "Старший сын" (1970 г.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием:

1. В чем проявляется взаимосвязь в названиях пьес?

2. В чем принципиальная разница в названиях пьес?

3. Какова смысловая символика в названии пьесы "Старший сын"?

Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

3 этап. Анализ пьесы с цитированием и выразительным чтением.

Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы.

Коллизия пьесы.

Сарафанов и его дети.

Образы Бусыгина и Сильвы в раскрытии идеи пьесы.

Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы.

Проблематика и идея пьесы.

Фабула пьесы довольно проста: студент медицинского института Бусыгин и агента по торговле Сильва провожают девушек в предместье города. Опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег.

Бусыгин. У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

Так они оказываются в доме Сарафановых. Открытый и доброжелательный Андрей Григорьевич верит в ложь и принимает Бусыгина за старшего сына.

В первом действии во второй картине общее настроение в семье холодное, без семейного тепла. Сын Васенька влюблен в Макарскую безответно, дочь Нина поскорее хочет уехать из дому с женихом на Сахалин. Сарафанов одинок в своей семье, в жизни. Бусыгин, выросший в детском доме, чувствует в Андрее Александровиче доброго, душевного человека. Финал пьесы оптимистичен, герои становятся сердечнее и мудрее. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, к тому же ему нравится Нина. Васенька уже не стремится убежать из дома, да и Бусыгин тянется к семье Андрея Александровича.(Учащиеся приводят цитаты из пьесы).

Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.

Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.

Выводы учителя и учащихся: дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды.(выразительное чтение диалогов)

Сопоставьте образ Бусыгина и Сильвы.(работа с текстом)

Выводы учителя и учащихся: Сильва рассказывает Бусыгину: " На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак. Напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов не случайно изначально драматизирует судьбы своих героев. Оказавшись в непростой ситуации, герои проявляют себя по-разному: Бусыгин на протяжении пьесы раскрывает свои положительные черты характера, что делает его благородным, сильным, порядочным. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва-находчивый, но циничный. Истинное его лицо открывается тогда, когда он заявляет, что Бусыгин не сын, не брат, а рецидивист. Драматургу важно было сказать читателям: каждый человек делает свой выбор при любых обстоятельства.

К какому типу людей относится Кудимов? (Анализ эпизодов)

Выводы учащихся и учителя: "Улыбается. Он много улыбается. Добродушен",- говорить о нем Вампилов. Он представляет "тип правильных людей", которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу". Хотя правду всегда говорит лишь один Кудимов, а все герои в силу обстоятельств врут, но удивительно в вампиловской комедии то, что ложь оборачивается сердечностью, теплом. Этот драматургический прием позволяет раскрыть такие глубины личности, духовности и доброты, о которых они сами не подозревали.

Роль Макарской и соседа в пьесе. (Чтение отдельных цитат)

Выводы: драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния. Наташа Макарская показана человеком порядочным и по-женски несчастной. Сосед предстает перед читателями человеком осторожным "сосед удаляется молча и боязливо", " разглядывает с опаской и подозрением"

Жанр пьесы.

Рассуждения учителя и учащихся: слово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события (Сильва, Макарская, Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, общедраматургических, бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" (Е.Гущанская).

Как относится Вампилов к Сильве, Бусыгину, Сарафанову? (ответ учащихся)

Проблематика и идея пьесы.

Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.

А.Румянцев в своей книге "Александр Вампилов" вспоминает: "Я упрекнул его в чем-то, а он возразил:

Ты не прав, старик. Ты не имеешь оснований так говорить.

Потому что я люблю тебя.

Это прозвучало смешно, сентиментально. Вскоре после гибели Сани, перечитывая его книгу, я увидел, что жизнь в минуты того разговора продолжала его пьесу. Да, "Старшего сына", последнюю сцену".

Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

В этих словах - вампиловский завет, оставленный всем нам. " Я люблю людей, с которыми все может случиться, - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же".

Валентину Распутину принадлежат слова: " Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение:" На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова "старший сын".

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

Тема:

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

Цель:

  1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
  2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
  3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

Оформление:

  1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
  2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
  3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
  4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

Подготовительная работа:

  1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
  2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
  3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
  1. Какова фабула пьесы?
  2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
  3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
  4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
  5. На какой коллизии строится пьеса?
  6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
  7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
  8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
  9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
  10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
  11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
  12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
  13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
  1. Индивидуальные задания

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Учитель:

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Учитель:

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Ученица:

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

(Звучит романс)

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Ученица:

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Ученик:

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Что такое совесть?

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

Учитель:

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

Работа со словом.

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62


Вампилов — писатель, к которому слава пришла уже после смерти. Именно после нелепой смерти, что приключилась с ним на озере Байкал, свои обороты стала набирать его посмертная слава. Его произведениями все зачитываются, печатаются книги, хотя при жизни вышла лишь одна. Пьесы стали ставить в театрах, по его произведениям снимают фильмы. Словом, о Вампилове заговорили и его работы мы изучаем по сей день. Так на литературе мы познакомились с работой Вампилова Старший сын.

Вампилов Старший сын

Старший сын — это пьеса Вампилова, которая выходила в двух вариантах. Сначала это была работа под названием Мир в доме Сарафанова и была написана в 1964 году. В 1970 году Александр Вампилов дорабатывает свою пьесу и дает ей новое название Старший сын.

Книга Вампилова Старший сын — это замечательная работа автора. Она показывает нам, насколько важно в жизни уметь слушать, понимать другого, приходить на помощь в трудную минуту, быть отзывчивым и насколько важна поддержка. Показано, что даже по духу можно быть роднее всякого родства.

В произведении мы знакомимся с такими героями как Сарафанов — пожилым человеком, его детьми Ниной и Васей, и названным старшим сыном Бусыгиным. Весь сюжет пьесы комедийный и начинается с шутки. Так, оказавшись ночью в незнакомой местности два молодых парня Сильва и Бусыгин Вова, ищут ночлег. Вот только никто не хочет приютить незнакомцев. И тут Сильва идет на хитрость. Увидев, как человек заходит в дом, они бросаются туда, где и разыграли спектакль. Сильва, понимая, что их сейчас выгонят и не дадут приют на ночь, представляет Бусыгина, как названого старшего брата. Парни, прислушиваясь к разговору отца и сына, мотали все на ус. В итоге они отвечают на все вопросы Сарафанова старшего. Бусыгин входит в доверие. Сам же Вова настолько проникся к старику, его жизни, что и сам стал себя считать старшим сыном.

Бусыгин, как нельзя кстати появился в жизни Сарафанова, у которого дочь собралась замуж и хочет покинуть отчий дом. Вася, которому не везет в любви, все норовит уйти в тайгу. И вот Бусыгин, как та палочка-выручалочка, появляется, дабы все поменять. Сам же Володя наслаждался ролью сына, ведь у него отца никогда и не было. Он полностью погрузился в свою роль, и действительно стал, как старший брат, как старший сын, который хочет помочь, наставить своих названых брата и сестру на путь истинный, а старику-отцу скрашивает его старческую жизнь.

Старший сын Владимир приносит гармонию в дом, из которого всем хотелось убежать. Нина хочет уехать на Сахалин, надеясь спастись от возложенных на нее обязанностей. Вася никак не мог найти ответы на жизненные вопросы, не мог найти себя в жизни поэтому и хотел уйти на стройку в тайгу. Да и сам Сарафанов рад бы бежать из дома да некуда. Бусыгин же все меняет. Теперь никто и никуда не хочет бежать. У Сарафанова есть старший сын, на которого можно опереться, Нина нашла любовь, Вася победил привязанность к девушке. Бусыгин показал Нине и Васе, насколько много для них значит отец. Однако совесть дает о себе знать, а тут еще и чувства, что возникли к Нине. Бусыгин признается во всем, но от этого ничего не меняется, ведь, как оказалось, душевное родство даже сильнее кровного.

Главные герои пьесы

Один из главных героев пьесы Старший сын — это Сарафанов. Его жизнь не удалась: жена бросила, дети тоже хотят уйти из дома. На работе не ладится, пришлось оставить свою профессию. Как сказал Сарафанов, не получилось из него серьезного музыканта и он вынужден начать играть в похоронном оркестре.

Вася — сын Сарафанова, десятиклассник, влюблен в девушку на десять лет старше его.
Нина — дочь Сарафанова. На нее легла забота о семье. Ей сложно, она даже выглядит старше своих лет. Хочет уехать, выйдя замуж.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...