Василий Тёркин - народный герой (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).  «Василий Теркин» - анализ произведения План поэмы василий теркин по главам


25.01.2013 38351 2334

Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).

2. Слово учителя (по главе «О награде»).

В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль?

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко в даль...

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет...

Грозным напоминанием звучат слова:

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой – не ради славы –

Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)

3. Выразительное чтение главы «Гармонь ».

– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?

Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.

Итог главы : «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).

4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

Поищи-ка, дед, разводку,

Мы ей сделаем развод.

Эх, яичница! Закуски

Нет полезней и прочней.

Это доктор на дорожку

Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

5. Чтение главы «Кто стрелял?».

– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:

Мать заждалася...

и вдруг –

Вдалеке возник невнятный,

Новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный

И томящий душу звук.

– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.

Смерть есть смерть. Ее прихода

Все мы ждем по старине.

А в какое время года

Легче гибнуть на войне?

С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:

Ты прижал к вискам ладони,

Ты забыл, забыл, забыл,

Как траву щипали кони,

Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,

И далек, далек, далек

Вечер тот и та девчонка,

Что любил ты и берег.

И друзей и близких лица,

Дом родной, сучок в стене...

Нет, боец, ничком молиться

Не годится на войне.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу,

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:

Адъютанты землю роют,

Дышит в трубку генерал.

В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подает:

– Не горюй, у немца этот –

Не последний самолет...

В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.

6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.

7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.

а) Слово учителя.

– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)

– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)

– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.

б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).

– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:

Я ограблен и унижен,

Как и ты, одним врагом.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

И скажу тебе, не скрою, –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

в) Язык поэмы.

(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». )

– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Гл. «Переправа»

– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)

– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета») .

– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.

– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.

Синтаксический параллелизм

Бой в лесу, в кустах, в болоте,

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь – по грудь;

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Артиллерия тонула,

Увязали тягачи.

Точные, впечатляющие эпитеты

И чернеет там зубчатый ,

За холодною чертой.

Неподступный, непочатый

Лес над черною водой.

Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».

– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.

8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.

«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.

Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание) , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя .

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

Ветер злой навстречу пышет,

Жизнь, как веточку, колышет,

Каждый день и час грозя.

Кто доскажет, кто дослышит –

Угадать вперед нельзя.

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Донгак Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Балгазын.

Урок литературы в 8 классе «Дороги Василия Теркина».

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Ход урока.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

1.Слово учителя. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского (слайд № 1 портрет Теркина), о которой он писал: (учитель обращается к эпиграфу, помещенному на доске)

«Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».(слайд №2)

2.Начнем мы поход с устного описания памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину (подготовленный ученик знакомит с памятником по фотографии )(слайд№3)

Ученик. На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд №4)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

3.Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Твардовский : Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

Тёркин:

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

Вывод ученика

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

4.Беседа

Давайте посмотрим,как наши солдаты, такие,как Василий Теркин шли на бой не ради славы,а ради жизни на земле. Первый вопрос будет таким.

1.«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

(Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.)

2.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав?

(Он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

3.Какой подвиг совершил Теркин в главе «Переправа»

Вывод делает ученик. Твардовский в главе «Переправа» показал бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей,идущих на смерть за родину.(слайд №5)

4.С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»? (со стариком и старухой).

5.Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем)

6.Какой ответ дает Теркин деду?(«Побьем, отец»).(слайд №6)

7.Как говорит дед о себе и о Теркине

(«Вот что значит мы, солдаты…»). Слайд №7

8.В чем смысл названия главы «Два солдата»?

Вывод делает ученик. И дед, и Теркин – настоящие солдаты. Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба –герои своего времени.

9.Какую награду получил Теркин за сбитый самолет? (орден и отпуск).Слайд №8

5.Продолжим работу по главам по группам

Группы получают карточки с текстом. Вы хорошо должны знать предложенные для чтения главы и сейчас проверим, как вы это знаете. Ваша задача – правильно вставить пропущенное слово.

1.Видят -маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли …

Проплывает по реке? (бочка)

2.-Нет, живой. Без гимнастерки.

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Нет. А может, это ….?-

Кто-то робко пошутил. (Теркин.)

3.-Разрешите доложить

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

….туда подбросить. (Огоньку)

4.“Эти штуки в жизни нашей,-

Дед расхвастался,- пустяк!

Нам …..даже в каше

Попадались. Точно так.

Попадет, откинешь ложкой,

А в тебя - так и мертвец”. (осколки)

5.У кого …..,ребята?

Да она-то здесь, браток-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок. (Гармонь)

6.Слова учителя. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу) слайд №9

Теркин- Так сыграть бы на дорожку?

Солдат- Да сыграть - оно не вред.

Т.- В чём же дело? Чья гармошка?

С.- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)

Т.- Да нельзя так уж нельзя

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И опять же, посудите,

Может, завтра- с места в бой…

С.- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.

(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)

7. Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».слайд №10

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

8.В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Слайд №11


Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

1.Не зарвёмся, так прорвемся, …. (Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа! ….. (Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- ….. (Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- …… (Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы- …… (Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим, С места – ……. (в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода ……... (Все мы ждем по старшине)

  1. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный, …… (Русский чудо-человек)

  1. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома, …… (Теркин снова на войне)

9.Работа с репродукцией. Слайд №12

Какой момент фронтовой жизни изобразил художник? (Жизни солдата на войне посвящено полотно художника - фронтовика Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин", 1951) . Картина Непринцева перекликается с поэмой А.Т. Твардовского "Василий Теркин". На картине изображена группа солдат(кто лежит, кто сидит и тд), вероятно, только что вышедших из боя. В центре, окруженный солдатами, боец с ярко красным кисетом в руках. Это свой "Василий Теркин". Он также устал, так же только что подвергался смертельной опасности, но он что-то весело говорит присутствующим, пытаясь их развеселить.)

Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина? «То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек».Мне кажется, что эти строчки о Василии Теркине напоминают этого человека.

Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти.Необходимо было жить, выживать и в этих страшных условиях. И когда выпадали минуты отдыха, люди искренне радовались тому, что остались живы, что вернули пядь родной земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше.)

Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат. Они умеют радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю в недолгие минуты отдыха).

Вывод учителя. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое .

10. Теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии. слайд №13

В - еселый

А - ктивный

С - мелый

Я - рый

Т - ерпеливый

Е - динственный

Р - асторопный, - ешительный

К - репкий

И - нтересный

Н - аходчивый

11.Учитель: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Из Балгазына ушли на фронт и не вернулись 46 бойцов-односельчан. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя” В нашей библиотеке собраны материалы об участниках войны, хранятся воспоминания близких и родственников бойцов. Сейчас мы прочитаем воспоминания участников войны, которые они рассказали своим детям, внукам и правнукам. У них, наверное, тоже были на войне встречи с Тёркиным.

Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?

Обобщение учителя : У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Вывод делает ученик : Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль. Мы хотим быть такими же сильными, мужественными, отважными, как Василий Теркин, как наши прадеды.

Вывод учителя : На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы, из Балгазына”

Домашнее задание: чтение и анализ главы «Переправа», «Гармонь»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

I.Введение.Традиции искусств Тувы…………….……………………………..2

Тувинская скульптура –резьба по чонар-дашу..………………………………3

II. Основная часть.

2.1.Связь скульптур с обрядами и ритуалами…………………………………..3

2.2 Образ арзылана,сказочного льва…………………………………………...4

2.3. Одушпай С.К- член Союза ХудожниковСССР и Российской Федерации.5

2.4. Выставки мастера камнерезного искусства………………………………...6

2.6. Труд и искусство………………………………………...…………………..7

III. Заключение.Одушпай С.К – известный в Туве камнерез…………………..8

Использованная литература……………………………………………………..9

Наша Тува уникальна национальным достоянием – искусством народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура активно проявляет цветовые оттенки камня.

Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.

Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе. Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.

Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.

Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.

Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.

Есть два легендарных месторождения агальматолита в нашей республике, где мастера добывают мягкий камень тувинские мастера-резчики. В западном районе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне, в месте Сарыг-Хая – Желтая Скала добывается агальматолит светлых оттенков. Столетиями из темной глубины, из-под толщи почвы находил солнечный камень тот, кто владел его секретом и умел видеть заключенный в нем волшебный образ. Только в руках истинного мастера оживали причудливые фигурки, оставляя в вечности мгновения жизни. Залежи камня темных оттенков агальматолита - серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг, Улуг-Хемского кожууна республики Тува.

С 28 ноября до конца декабря 2013 года в Национальном музее им.Алдан- Маадыр Республики Тыва открылась вторая выставка камнереза Сергея Кашпик-ооловича Одушпая, посвященная 55-летию со дня рождения народного мастера моего родного дяди.

На выставке в витринах представлены 24 камнерезных произведения автора из фондов музея и его частичной коллекции, которые характеризуют всю тематику творческой деятельности камнереза.

Одушпай Сергей Кашпик-оолович – известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К.Одушпай родился 21 января 1958года в с.Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в республиканском краеведческом музее им.Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на крупных выставках Союза художников России таких, как «Сибирь социалистическая» Кемерово 1985,»Советская Россия» Москва 1985, «Молодые художники России» Москва 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР Москва 1989, «Художники России – Москве» Москва 1997, «Россия» Москва 2004, «Народное искусство России» Вологда 2008, Россия» Москва 2009,зональных выставках - «Сибирь» Красноярск 1991, «Ремесла Сибири» Томск 1997, «Сибирь» Иркутск 2003, «Сибирь» Новосибирск 2008, Ремесла Сибири» Томск 2011, «Искусный мастер» Нарьян-Мар 2011, «90-летие ТНР» Кызыл 2011, «По родному краю» Кызыл 2012

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником - оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К.Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России.

С.Одушпай в большинстве, свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне – это однофигурные скульптуры домашних, диких животных и мифических зверей (арзылан, лошадь, горный козел, сарлык-як, дракон). Очень интересно выполнены этнографические композиции – «На чайлаг», «Сакманщица», «Упрямый козел», в которых он со знанием скотовода-кочевника изображает повседневную жизнь тувинских чабанов.

В экспозиции выставки представлены замечательные в пластическом решении его многофигурные композиции всадников на лошадях в динамичном движении – «Скачки», «Всадники на скачках», Конный духовой оркестр. Также он вырезает из агальматолита группы животных в стремительном движении – «Бегущие дзерены», «Бегущие кабаны». Особенно привлекает внимание его историческая композиция «Красный обоз», состоящий из двух частей. Она посвящена дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время С.К.Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва. За многолетний, творческий труд в честь 55-летнего юбилея Одушпай С.К награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.

В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастер смело расширяет тематику пластики малых форм и обновляет выразительные средства художественной обработки камня.

Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусства обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. У Одушпай С.К двое детей: сын Эртине заканчивает Новосибирский ВУЗ, он будет программистом, а вот дочь Чаяна пошла по стопам отца, в следующем году заканчивает Кызылское училище искусств, станет как отец – художником. Я горжусь им и хочу научиться у него камнерезному искусству.

Работа посвящена исследованию творчества камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Актуальность исследования обусловливается и тем, что тувинское камнерезное искусство прошло большой путь в своем развитии, достиг на этом пути немалых успехов, в частности, было создано много произведений эпического жанра, разных фигур животных, предметов, шахмат; эти произведения получили широкую известность не только в нашей республике, но и в других городах России. Их увидели многие любители искусства.
Объект исследования – творческий путь дяди – Одушпая С.К.
Предмет исследования – изучение материалов по камнерезному искусству Тувы, их особенностей, жанров и видов, проследить за процессом творения мастера; изучить и познакомиться с некоторыми его работами.
Цель состоит в системном изучении и комплексном описании творчества мастера камнерезного искусства Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
− уточнение понятий «чонар-даша» и «камнерезного искусства»;

Изучение книги Тойбухаа «Оживший камень»;

Посещение второй выставки камнереза Сергея Одушпая в музее им. «Алдан-Маадыр».
В качестве материала исследования использовались рисунки его работ с выставки, которая проходила в музее им.Алдан-Маадыр в конце 2013 года.
Методами исследования явились - метод наблюдения и описания.
Новизна работы состоит в том, что мною впервые было проведено исследование и изучение камнерезного искусства Тувы, а самое главное, это изучение творческого пути моего родного дяди – камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.

Мемориал они сооружали всем селом, каждый внес свой маленький вклад.

– Вот эти лавочки смастерили пожарные вместе с участковыми милиционерами, кустики посадили лесники, а вот эти серебристые тополя привезли откуда-то учащиеся школы. Думали, не приживутся, смотри-ка, как хорошо принялись. Дорожники из ДРСУ уложили асфальт… Словом, обустраивали и облагораживали мемориал всем миром, – подытоживает глава администрации села Аяна Ооржак. – Обнесли оградкой, а для удобства сделали два прохода с лестницами, поскольку люди уже привыкли здесь ходить. А неподалеку даже маленькую песочницу для детей устроили…

К 70-летию Победы не только облицовку основной стелы заменили, но и установили еще две новых: на первой высечены в мраморе имена тех балгазынцев, которые были призваны на фронт и вернулись, а на второй – тех, кто сложил свои головы на поле брани. В общей сложности в списках 86 человек.Все это стало возможным только благодаря настойчивости и сподвижничеству почетного жителя села Антонины Пепеляевой, которая давно уже вынашивала идею запечатлеть на мраморе фамилии всех балгазынцев-фронтовиков. Отличник народного образования СССР, заслуженный учитель Республики Тыва Антонина Пепеляева приехала в Балгазын в 1948 году. 60 лет проработала в местной школе. Почти 40 лет руководила школьным лесничеством. Сбором материалов об участниках войны занималась практически всю жизнь.

– Ведь тогда, до перестройки, легче было, не то, что сейчас, – рассказывает Антонина Семеновна. – Сельсовет еще был, в котором все документы на фронтовиков хранились. А потом, в то время были комсомольская, пионерская организации, – красные следопыты. Так и собрали материал. Все, слава Богу, сохранили. Вот как теперь все пригодилось.О каждом балгазынском фронтовике она знает практически все:

– Вот Пахоруков такой же подвиг совершил, как и Шумов. Березиков – единственный, кто до Берлина дошел. И, кстати, живым вернулся. Уже в мирное время он в Енисее утонул, спасая своего племянника. Племяша спас, а сам до лодки не доплыл, утонул. А вот Тырышкин в 44-м был призван, а весной 45-го уже погиб под Берлином. Все ребята из Балгазына призывались в основном в 1942–1943 годах. А Тырышкин был призван позже, поэтому в «Книгу памяти» почему-то не попал. Кстати, в «Книге памяти» сказано, что Леонтий Попеляев в госпитале от ран скончался. А мы выяснили, что его орудийный расчет под Курском немецким танком раздавило...О подвиге Владимира Пахорукова она узнала из переписки с ленинградскими краеведами. Они сообщили, что во время боев под Ленинградом он был взят в плен. Но ему удалось бежать к партизанам. Однажды партизанский отряд получил из центра задание: во что бы то ни стало уничтожить немецкий состав с боеприпасами. Он шел на подкрепление частям, осаждавшим город. А железную дорогу фашисты усиленно охраняли. Партизаны никак не могли к нему подобраться. Тогда Пахоруков обвязал себя гранатами, дополз-таки незамеченным до насыпи и бросился под поезд. Ценой своей жизни он остановил состав.– Когда президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Кечил-оолу звания Героя Советского Союза, мы тоже ходатайствовали за Пахорукова, – вспоминает Антонина Семеновна. – Но нам ответили, что нужно найти очевидцев, свидетелей из партизанского отряда. Так дело и заглохло.У большинства фронтовиков, имена которых запечатлены на стелах, родственников и близких в Балгазыне уже не осталось. Нынче их разыскали и пригласили на парад, который в Балгазыне впервые проводили 9 Мая. Кто смог, приехал. У обновленного мемориала, как полагается, провели митинг. А в параде, кроме пожарных, лесников и милиционеров, приняли участие школьники. Стройной шеренгой прошлись даже первоклашки, которые сами сшили для себя костюмы барабанщиков. Учащиеся местного профтехучилища издали красочный альбом, который передали в сельскую библиотеку.

В рамках акции «Моя Победа» на могилах ветеранов Великой Отечественной войны установили памятники, обустройством могил и по сей день занимаются балгазынские «молодогвардейцы»и ученики старших классов МБОУ СОШ села Балгазын.


«Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет. Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века. Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.

Темы и проблемы

  1. Тема подвига . В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.
  2. Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.
  3. Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.
  4. Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.
  5. Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.
  6. Главная мысль и идея

    Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть. Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины. И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

    Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.

    Каким настроением она наполнена?

    Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

    Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

    Средства художественной выразительности

    Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

    Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План пересказа

1. Монолог героя поэмы.
2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.
3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.
4. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.
6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.
7. Герой поэмы сопоставляется со стариком, ветераном прошлой войны.
8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить, — о потере Родины).
9. Теркин бьется с немцем один на один.
10. Он из винтовки сбивает самолет.
11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.
12. Теркин среди других солдат ведет бой.
13. Мечты героя об отдыхе.
14. Взвод Теркина переходит й наступление.
15. Раненый Теркин на боле боя разговаривает со смертью.
16. Встреча Теркина со стариком и старухой.
17. Дорога на Берлин.
18. В бане. Тела солдат украшают шрамы, а гимнастерки — ордена.
19. Автор прощается со своим героем.

Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Некоторые впервые участвуют в военных событиях, но отсвет героизма лежит на их лицах. Речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошлых столетий:

Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Что путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ...
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Твой народ, Россия.

Теркин полушутя, полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И, как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С юмором представляет он свое возвращение: как он с гордостью будет держаться с односельчанами, рассказывать о войне, о своих подвигах. И никто не осудит героя за хвастовство:

И явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек»...
...И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только б слушали девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

Жизнерадостным, простым, человечным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Строки, полные юмора, сменяются суровым описанием боя:

Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.

Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе непритязательной веселой сценки. Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.

Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия, и начинается лихая солдатская пляска: никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат:

Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.

Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:

Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту...
— Что вы, хлопцы, как же так?..
— Ничего, — сказал водитель, —
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него.

Память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она - в делах и борьбе живых. В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле». Автор раскрывает сложные понятия, используя бытовые примеры:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить —
Я не спорю — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.

Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.

На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения передаются в строках:

На прощание
Обнялись они, мужчины,
Генерал-майор с бойцом, —
Генерал — с любимым сыном,
А боец — с родным отцом.

Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви — материнской, девичьей, женской... Как ни трудно в бою ребятам, но они все-таки вспоминают о своих матерях, женах, девушках, оставшихся в тылу. Он рассказывает об их нелегком труде:

Жены думают, любя,
Что иное слово
Все ж скорей найдет тебя
На войне живого.

Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор сетует, что Теркина никто в дорогу не провожал, но надеется, что какая-то девушка все-таки полюбит его. И просит автор за своего героя:

Полюбите молодца,
Сердце подарите,
До победного конца
Верно полюбите!

Теркин - обобщенный образ веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся однофамильцев хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:

Чуть обидно, да приятно.
Что такой же рядом с ним.

Непонятно, да занятно
Всем ребятам остальным.
Этот спор разрешает мудрый старшина:
Что вы тут не разберете?
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Твардовский пишет, что в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Обобщая образ бойца, автор говорит:

Все худое он изведал,
Он терял родимый край,
И одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай!
С первых дней годины горькой
Мир слыхал, сквозь грозный гром
Повторял Василий Теркин:
Перетерпим. Перетрем...

Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
...Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Подводя итог всей своей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.

План

  1. Монолог героя поэмы.
  2. Переправа.
  3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
  4. Рассуждение героя о возвращении домой.
  5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
  6. Бой Теркина с немцем.
  7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
  8. Мечты героя об отдыхе.
  9. Взвод переходит в наступление.
  10. Разговор со смертью.
  11. Встреча со стариком и старухой.
  12. Дорога на Берлин.
  13. Прощание с героем произведения.
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...