Васька пепел на дне. Cочинение «Наташа и Васька Пепел


Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача.

“Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…”

Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение - отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Васька считает, что путь его был предопределен и не верит в возможность измениться.

“Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…”

И все же он мечтает вырваться и жить честной жизнью с возлюбленной Наташей. Поэтому предлагает ей сбежать с ним.

“Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все – гнилое… все – не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была…

Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может… А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…”

Василиса уговаривает Пепла устроить убийство ее мужа, хозяина ночлежки. При этом она якобы отпустит его вместе со своей сестрой.

“Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно… злоблюсь я на нее за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью ее… так – бью… что сама плачу от жалости к ней… А – бью. И – буду бить!”

Но Пепел не верит коварной и жадной Василисе, отказывает ей. История Васьки заканчивается печально. Из мести Василиса обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла. Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой.

“Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите…
Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..”

Итог становится понятен. Пепла ждет каторга в Сибири.


Другие работы по этой теме:

  1. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И...
  2. ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа...
  3. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” сквозь призму фантастической фабулы проливает свет на простые общечеловеческие истины, которые были актуальны как во времена писателя (произведение датировано...
  4. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Очень часто сюжет драматургического произведения строится на любовной истории («Русалка» А.С.Пушкина, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, «Иванов» А.П.Чехова и т.д.), так как в любви герои могут ярко и интересно проявить свои характеры, убеждения и т.п. Любовная сюжетная линия есть и в пьесе «На дне». Она строится на описании взаимоотношений Василия Пепла, Наташи, четы Костылёвых.

Экспозиция любовной сюжетной линии выясняется из разговора Пепла и Сатина в первом действии: у молодого, ловкого вора и хозяйки ночлежки в недавнем прошлом был роман, однако к началу действия Пепел уже разочаровался в своей любовнице. Он устал от лютости и порочности Василисы, о чём говорит ей прямо: «Души в тебе нет, баба... В женщине — душа должна быть... мы —звери... (...) надо нас — приучать... а ты — к чему меня приучила?..» (II). Молодой парень тяготится своей жизнью, тянется к другой, честной и осмысленной, поэтому так заинтересованно будет слушать рассказы Луки о «золотой стране» Сибири (II). Вскоре после разговора Васьки и Сатина в подвале появляется Наташа, и по ласковому обращению с ней Васьки можно догадаться, что вот сейчас завязывается новая любовная история. Сцена объяснения в любви Пепла и Наташи, подслушанная Василисой, становится кульминацией этой сюжетной линии. Кажется, всё складывается удачно: Васька уговорил Наташу выйти за него замуж, а она согласилась, хотя и не очень любит его. Сцена объяснения в любви заканчивается зловещей фразой Василисы: «Устрою я тебе свадебку» (III). Развязка следует практически сразу за кульминацией: за сценой Василиса калечит Наталью, обваривая ей ноги кипятком из самовара; на сцене Пепел в страшном возбуждении убивает Костылёва. Так рушатся все мечты Васьки о счастье, так заканчивается любовная (бытовая) сюжетная линия пьесы.

Но совершенно очевидно, что бытовая сюжетная линия не исчерпывает содержания горьковской драмы. История любви Пепла и Наташи оттесняется на второй план социальным содержанием произведения. Трагическая история любви двух молодых героев важна в пьесе не только сама по себе, но и как иллюстрация к идее автора: уйти, подняться со «дна» жизни почти невозможно. Ограниченное значение бытовой сюжетной линии подчёркивается ещё и тем, что в ней никак не участвует большинство героев пьесы. Ночлежники предпочитают оставаться наблюдателями любовной драмы. Кроме того, после развязки бытовой сюжетной линии (конец третьего действия) Горький пишет четвёртое действие, где Пепел, Василиса и Наташа вообще не появляются. Ночлежники между делом упоминают только, что Пепел в тюрьме и судится с Василисой, а Наташа ушла из больницы куда глаза глядят.

Главным в пьесе «На дне» становится не бытовое содержание, но социальное и философское. Уже само существование ночлежки Костылёва, людей-отбросов есть горький упрёк, предъявленный драматургом обществу. Да, эти люди-отбросы сами во многом виноваты. Но ведь это люди! Гуманизм Горького заключается в том, что обитателей «дна» он изображает не как озверевших выродков, а как людей с умом, способных к духовным исканиям. Мечты Насти, Пепла, Актёра, Клеща свидетельствуют о благородных душевных порывах героев.

В пьесе Горького социальное обличение современной России закономерно связывается с философскими вопросами: что делать, чтобы облегчить или, может быть, даже изменить жизнь обитателей ночлежки; что для них важнее — утешение или правда? И вот в подвале, похожем на пещеру, герои начинают размышлять над вопросами человеческого бытия. Социально-бытовая пьеса наполняется философским содержанием, которое становится главным в произведении.

В споре о лжи-утешении и правде принимают участие буквально все герои. Именно этот спор становится основой сквозного сюжета пьесы, объединяющего и всех героев, и все частные сюжетные линии, к которым относится любовная история Васьки Пепла.

Итак, если вспомнить историю русской драматургии, то можно отметить: пьесы, основанные на социально-философском конфликте, встречаются столь же часто, что и пьесы, построенные на любовном конфликте: к первым относятся комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Лес» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и т.д. Драма М.Горького «На дне» является социально-философской, а бытовая сюжетная линия (любовный треугольник между Пеплом, Наташей, Василисой и Пеплом, Василисой, Костылёвым) играет в ней вспомогательную роль. Через взаимоотношения четырёх названных героев показаны хозяева и ночлежники — нравственные принципы, характеры, мечты тех и других.

Общий сюжет в пьесе Горького развивается многолинейно (социальный, философский и бытовой сюжеты сложно переплетаются), композиция связывает все сюжетные линии и, таким образом, помогает выразить сложное идейное содержание. Постепенно разрозненные бытовые, семейные, личные столкновения перерастают в идеологические и моральные конфликты. По мере развёртывания действия пьесы становится ясно, что ночлежники вместе с автором пытаются решить «вечный» вопрос о правде и лжи-утешении.

Характеристика литературного героя

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. – любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В 90 х годах М. Горький обращается к теме босячества, пишет реалистические рассказы, в которых выводит ряд образов босяков, людей, выброшенных из жизни самой жизнью. В тысяча девятьсот втором году Горький пишет пьесу “На дне”, явившуюся обличительным актом против капиталистического Read More ......
  2. Хозяева Характеристика литературного героя Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в Read More ......
  3. На дне Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Read More ......
  4. Актер Характеристика литературного героя Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но Read More ......
  5. Бубнов Характеристика литературного героя Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на Read More ......
  6. Лука Характеристика литературного героя Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с Read More ......
  7. Правда – бог свободного человека. М. Горький, “На дне” Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени Read More ......
  8. Пепел Время действия романа – 1797-1812 гг., пятнадцатилетие после неудавшегося восстания Тадеуша Костюшко и третьего (1795) раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией. В центре повествования – юный Рафал Ольбромский, сын небогатого старого шляхтича. На масленицу в доме отца он Read More ......
Васька Пепел (На дне Горький)
Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...