Вечер старинных русских водевилей. Значение слова водевиль в словаре литературоведческих терминов Водевиль в России


Что такое "Водевиль"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Водевиль ВОДЕВИЛЬ. Водевилем называют драматическое столкновение в комедийном плане (см. комедия). Если в комедии драматическая борьба не должна быть жестокой, то это еще в большей степени применимо к водевилю. Здесь, обычно, изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, напр., нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п. В связи с незначительностью нарушаемой нормы, водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению - иногда к одной сцене. В. Волькенштейн. \ История водевиля. Этимология этого слова (vaux-de-Vire, Вирская долина) дает указание на первоначальное зарождение этого вида драматического творчества (г. Вир находится в Нормандии); впоследствии это слово через искажение осмыслилось voix de ville - деревенский голос. Под водевилем стали понимать такие произведения, в которых явления жизни определяются с точки зрения наивных деревенских взглядов. Легкий характер содержания является отличительной чертой водевиля. Создателем водевиля, характеризующим эти произведения со стороны его содержания, был французский поэт XV века Ле-Гу, которого впоследствии смешали с другим поэтом Оливье Басселеном. Ле-Гу издалсборник стихов Vaux de vire nouveaux. Эти легкие шуточные песни в духе Ле-Гу и Басселена сделались в Париже достоянием широких городских масс, благодаря тому, что они на мосту Пон-Неф распевались бродячими певцами. В XVIII веке Лесаж, Фюзелье и Дорневаль в подражание этим водевильным песням стали составлять пьесы подобного же содержания. Текст водевилей сопровождается музыкой с начала второй половины XVIII века. Музыкальному исполнению водевилей содействовало то, что весь текст писался в стихах («Мельник» Аблесимова). Но скоро при самом исполнении водевилей артистами стали вноситься в текст в прозаической форме изменения - импровизации на текущие злобы дня. Это дало возможность самим авторам чередовать стих с прозой. С этого времени начинается разветвление водевиля на два вида: на собственно водевиль и оперетту. В водевиле преобладает разговорная речь, а в оперетте - пение. Впрочем, оперетта стала отличаться и по своему содержанию от водевиля. В ней пародируются разные явления жизни. Такова оперетта Хмельницкого (нач. XIX в.): «Греческие бредни или Ифигения в Тавриде» и позднейшие: «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Дочь рынка», «Певчие птички», «Гейша» и т. п. После этой дифференциации водевиля за ним остается сначала шутливое изображение жизни вообще городского сословия, а потом среднего и мелкого чиновничества. Легкости содержания водевиля содействовало также и то, что он составлялся на случай для бенефиса артиста или артистки, и ставился он большей частью после серьезной драмы или трагедии. Этим определялась и незначительность его объема, хотя известны водевили не только трехактные, но даже и пятиактные (водевиль Ленского из 5 актов - «Лев Гурыч Синичкин или Провинциальная дебютантка»). Незначительность объема водевиля требовала особого сгущения комического элемента сравнительно с комедией. Поэтому гиперболичность комизма вела за собою быстрое развитие действия. Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами - с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. В позднейшее время куплеты и музыка стали необязательными. Наиболее замечательными водевилистами у нас были Хмельницкий, Шаховской, Писарев, Полевой, Каратыгин 2-й и др. В эпоху реформ водевиль потерял свое значение, уступивши место оперетте. В большинстве случаев водевили были переводными пьесами, чаще с французского, но чужеземные имена часто переделывались на русский лад. В форме водевиля Чехов написал свои шутки: «Медведь» и «Предложение». Ив. Лысков.

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ м. франц. драматическое зрелище с песнями, пением, а опера и оперетка вся положена на музык... Толковый словарь Даля

Водевиль - Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место р... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Водевиль - (франц. vaudeville) лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. - Фр... Большая Советская энциклопедия

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ, водевиля, м. (фр. vaudeville) (театр.). Комическая пьеса фарсового характера, первонач. с... Толковый словарь Ушакова

Водевиль - м. 1. Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплета... Толковый словарь Ефремовой

Водевиль - ВОДЕВИЛЬ (французское vaudeville, от vau de vire, буквально - долина реки Вир в Нормандии, где в 15 ...

Водевиль - это жанр из мира драматургии, который имеет характерные, узнаваемые признаки. С уверенностью скажем, что он является «прадедушкой» современной эстрады. Во-первых, это очень музыкальная пьеса, насыщенная танцами и песнями. Во-вторых, это всегда комедия.

Водевиль - это также и театральная пьеса, созданная в данном жанре. Сюжет ее бесхитростный и легкий. Конфликт строится на забавной интриге и разрешается счастливым финалом.

История

Любопытно происхождение столь необычного слова. Историки утверждают, что родилось оно в пятнадцатом веке в Нормандии, близ реки Вир. Там жили поэты, сочинявшие народные песни, которые именовались val de Vire, в переводе - «Вирская долина». Позже слово изменилось на voix de ville (дословно «провинциальный голос»). Наконец во французском языке термин оформился в vaudeville, что значит «водевиль». Так назывались литературные творения, в которых события излагались через призму простодушного незамысловатого восприятия. Первоначально это были лишь уличные шуточные песенки, которые исполняли странствующие артисты. Лишь в восемнадцатом веке появились драматурги, которые, ориентируясь на характер этих песен, стали сочинять пьесы с подобными сюжетами и в сходной стилистике. Поскольку тексты были стихотворными, на них легко ложилась музыка. Однако актеры в процессе исполнения пьес много импровизировали, делали они это чаще всего в прозе, а потому драматурги тоже стали чередовать стихотворные куски текста с прозаическими.

Водевиль и оперетта

Искусствоведы говорят, что с этого момента у водевиля появилась младшая сестра - оперетта, которая, впрочем, очень скоро стала чрезвычайно популярной. В оперетте преобладало пение, а в водевиле - разговоры. За специализацией формы последовало некоторое различие в содержании. Водевиль - это не сатирическое, а, скорей, шутливое изображение быта и нравов людей среднего сословия. Комедийные ситуации в нем развиваются стремительно, бурно и нередко гротескно.

Особенности жанра

Одной из характерных черт произведений этого жанра являются постоянные обращения актера к зрителю во время действия. Также специфика водевиля - это обязательное повторение одних и тех же песенных куплетов. Особенности водевиля делали его желанной частью любого бенефиса. Актер, дающий такой спектакль, после серьезных драматических монологов может порадовать публику, представая в совершенно другом образе. Кроме того, водевиль - это прекрасная возможность продемонстрировать вокальные и танцевальные данные.

Влияние на культурные традиции

Водевиль в эпоху своего возникновения очень полюбился жителям разных стран и континентов, но в каждой культуре он пошел своим путем. В Америке, к примеру, из него вырос мюзик-холл и другие яркие, поражающие воображение шоу-программы. В России водевиль вызвал к жизни пьесы-шутки и комическую оперу. Совершенно водевильное содержание у некоторых блестящих произведений А. П. Чехова («Предложение», «Медведь», «Драма» и др.).

Образец русского водевиля

«Мельник - колдун, обманщик и сват» - искрометная комическая пьеса Александра Аблесимова в духе водевиля впервые разыгрывалась на сцене в 1779 году. Спустя двести лет ее с удовольствием ставят современные театры. Сюжет предельно прост: матушка крестьянки Анюты, рожденная дворянкой, но выданная замуж за крестьянина, всеми силами препятствует свадьбе дочери, избравшей себе в мужья крестьянского паренька. Не хочет брать его в зятья и отец девушки. Конфликт вызывается разрешить хитрый и предприимчивый мельник Фаддей. Поскольку деревенское поверье гласит, что все мельники - колдуны, Фаддей не упускает случая этим воспользоваться, считая, что ворожба - это не что иное, как обман. Он становится сватом и, находя к каждому свой «ключик», успешно убеждает родителей Анюты, что лучшего зятя им не сыскать. В этой забавной комедии положений есть все, что включает в себя значение слова «водевиль».

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами.

Водевиль возник и сформировался во Франции (собственно, само название происходит от долины реки Вир в Нормандии, – Vau de Vire, – где в 15 в. жил народный поэт-песенник Оливье Басслен). В 16 в. «водевилями» называли насмешливые уличные городские песенки-куплеты, как правило, высмеивающие феодалов, ставших в эпоху абсолютизма главными врагами монархической власти. В первой половине 18 в. водевилями стали называть куплеты с повторяющимся рефреном, которые вводились в ярмарочные представления. В тот период жанр так и определялся: «представление с водевилями» (т.е., с куплетами). К середине 18 в. водевиль выделился в отдельный театральный жанр.

Ранний водевиль тесно связан с синтетической ярмарочной эстетикой: буффонадой, пантомимой, эксцентрическими персонажами народного театра (Арлекином и др.). Его отличительной чертой была злободневность: куплеты исполнялись, как правило, не на оригинальную музыку, а на знакомые популярные мелодии, что, несомненно, давало возможность подготовки нового представления за очень короткие сроки. Это придавало водевилю необычайную мобильность и гибкость – не случайно первый расцвет водевиля приходится на годы Французской буржуазной революции(1789–1794). Возможность немедленного отклика на происходящие события сделала водевиль агитационным орудием революционной идеологии. После революции водевиль утрачивает пафос и злободневную остроту; однако, популярность его не падает, но, напротив, – увеличивается. Именно в водевиле проявляется страсть к шутке, каламбуру, остроумию, что, по выражению А.Герцена, «составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера». К началу 1790-х популярность водевиля во Франции настолько велика, что группа актеров театра «Комеди Итальенн» открывает театр «Водевиль» (1792). Вслед за ним открываются и другие водевильные театры – «Театр Трубадуров», «Театр Монтансье» и др. А сам жанр постепенно начинает проникать и в театры других жанров, сопровождая постановки «серьезных» пьес. Наиболее известные французские авторы водевилей – Эжен Скриб (написавший в 18 в. – самостоятельно и в соавторстве с другими писателями более 150 водевилей) и Эжен Лабиш (19 в.). Примечательно, что водевили Скриба и Лабиша сохраняют свою популярность и в настоящее время (советский телевизионный фильм Соломенная шляпка по пьесе Э.Лабиша с удовольствием смотрят зрители не один десяток лет).

Французский водевиль дал толчок развитию жанра во многих странах и оказал существенное влияние на развитие европейской комедии 19 в., причем не только в драматургии, но и в ее сценическом воплощении. Основные принципы структуры жанра – стремительный ритм, легкость диалога, живое общение со зрителем, яркость и выразительность характеров, вокальные и танцевальные номера – способствовали развитию синтетического актера, владеющего приемами внешнего перевоплощения, богатой пластикой и вокальной культурой.

В России водевиль появился в начале 19 в., как жанр, развивающийся на основе комической оперы. В формирование русской драматургической школы водевиля внесли свой вклад А.Грибоедов, А.Писарев, Н.Некрасов, Ф.Кони, Д.Ленский, В.Соллогуб, П.Каратыгин, П.Григорьев, П.Федоров и др. Чрезвычайно богата и сценическая история русского водевиля. Широко известна плеяда блестящих русских комедийных актеров, у которых водевиль составлял основу репертуара: Н.Дюр, В.Асенкова, В.Живокини, Н.Самойлов и др. Однако в водевилях с огромным удовольствием и не меньшим успехом работали и крупнейшие актеры реалистического направления: М.Щепкин, И.Сосницкий, А.Мартынов, К.Варламов, В.Давыдов и др.

Однако к концу 19 в. водевиль практически сходит с русской сцены, вытесненный как бурным развитием реалистического театра, так и – с другой стороны – не менее бурным развитием оперетты. На рубеже 19–20 вв., пожалуй, единственным заметным явлением этого жанра были десять одноактных пьес А.Чехова (Медведь , Предложение , Юбилей , Свадьба и др.). Несмотря на отказ от традиционных куплетов, Чехов сохранил типично водевильную структуру своих одноактных пьес: парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки. Тем не менее, в дальнейшем А.Чехов уходит от водевильной традиции, в своих поздних пьесах разрабатывая драматургические принципы совершенно нового типа комедии.

Некоторое оживление российской водевильной традиции можно обнаружить в 1920–1930, когда в этом жанре работали А.Файко (Учитель Бубус ), В.Шкваркин (Чужой ребенок ), И.Ильф и Е.Петров (Сильное чувство ), В.Катаев (Квадратура круга ) и др. Тем не менее, дальнейшего развития в чистом виде водевиль не получил, в 20 в. гораздо большей популярностью пользовались иные, более сложные комедийные жанры – социально-обличительная, эксцентрическая, политическая, «мрачная», романтическая, фантастическая, интеллектуальная комедия, а также – трагикомедия.

Татьяна Шабалина

Слово "водевиль" (Vaudeville) происходит от французского "val de Vire" – Вирская долина. Вир – река в Нормандии.

В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием "Chanson de val de Vire". Авторами их считают народных поэтов XV столетия – Оливье Басселена и Ле-Гу. Возможно, это просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия – из "val de Vire" в "voix de ville" ("деревенский голос").

Во второй половине XVII столетия появились во Франции небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название "водевиль". А в 1792 в Париже был основан даже специальный "Theatre de Vaudeville" – "Театр водевиля". Из французских водевилистов особенно известны Э.Скриб и Э.Лабиш.

В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, остававшаяся в репертуаре русского театра к началу XIX в. Это "Сбитеньщик" Княжнина, Николаева – "Опекун-Профессор" и "Несчастье от кареты", Левшина – "Мнимые вдовцы", Матинского – "Санкт-Петербургский Гостиный двор", Крылова – "Кофейница" и др. Особый успех имела опера-водевиль Аблесимова "Мельник-колдун, обманщик и сват" 1779 года.

Следующий этап развития водевиля – "маленькая комедия с музыкой". Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образцами такого водевиля являются "Казак-стихотворец" и "Ломоносов" Шаховского.

В начале XIX века считалось признаком "хорошего тона" сочинить водевиль для бенефиса того или иного актера или актрисы. Например, водевиль "Своя семья, или Замужняя невеста" в 1817 году создал А.С.Грибоедов в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким для М.И.Вальберховой. Особый успех выпал на долю пятиактного водевиля Д.Т. Ленского "Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка", переделанного из французской пьесы "Отец дебютантки" (постановка 1839 года), он сохранился в репертуаре театров до наших дней и является достоверной картиной театральных нравов того времени.

Позже Н.А.Некрасов создал несколько водевилей под псевдонимом Н.Перепельский ("Шила в мешке не утаишь, девушку в мешке не удержишь", "Феоклист Онуфриевич Боб, или муж не в своей тарелке", "Вот что значит влюбиться в актрису", "Актер" и "Бабушкины попугаи").

Обычно водевили переводились с французского языка. "Переделка на русские нравы" французских водевилей ограничивалась обычно заменой французских имен русскими. Создавались водевили по весьма простому рецепту. О нем рассказывал еще Репетилов в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума":

"...вшестером, глядь – водевильчик
слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают..."


Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840 года в петербургском Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом, кроме основной пьесы, было еще по одному-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей.

Приблизительно с 40-х годов в водевиле появляются элементы злободневности и полемики, и это имеет у публики большой успех. Следует заметить, что злободневность в николаевские времена не могла выходить за пределы чисто литературных или театральных тем (и то осторожно), все остальное "строжайше запрещалось". В водевиле Д.Т.Ленского, например, "В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана" Размазня поет:

"Вот, например, разбор
Пиесы Полевого –
И автор и актер
Тут не поймут ни слова... "

Наиболее популярными авторами водевилей были А.А.Шаховской, Н.И.Хмельницкий (его водевиль "Воздушные замки" удержался до конца XIX века), А.И.Писарев, Ф.А.Кони, П.С.Федоров, П.И.Григорьев, П.А.Каратыгин (автор "Вицмундира"), Д.Т.Ленский и др.

23 февраля 1888 года А.П.Чехов в одном из писем признаётся: "Когда я испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Мне кажется, что я мог бы писать их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр". К тому времени им были написаны "О вреде табака", "Медведь", "Предложение".

ВОДЕВИЛЬ

- (от франц. vaudeville) - вид комедии: пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОДЕВИЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОДЕВИЛЬ в Литературной энциклопедии:
    . — Слово происходит от французского «val de Vire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии. В XVII столетии …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. vaudeville от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. vaudeville), лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. - Франция. Название происходит от долины р. Вир (Vau …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Франц. слово Vaudeville происходит от слова Vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское vaudeville, от vau de vire, буквально - долина реки Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные …
  • ВОДЕВИЛЬ
    [французское vaudeville] 1) уличная городская песенка 1 6 в. во франции; 2) небольшая театральная пьеса легкого, комедийного характера с куплетами …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    , я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением. Водевильный - относящийся к водевилю, водевилям; наподобие водевиля. ||Ср. МЮЗИКЛ …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    [дэ], -я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением. II прил. водевильный, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОДЕВ́ИЛЬ (франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены нар. …
  • ВОДЕВИЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    водеви"ль, водеви"ли, водеви"ля, водеви"лей, водеви"лю, водеви"лям, водеви"ль, водеви"ли, водеви"лем, водеви"лями, водеви"ле, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [дэ], -я, м. Пьеса легкого комедийного характера с занимательной интригой, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами. Сюжет …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Музыкальная …
  • ВОДЕВИЛЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. vaudeville) 1) уличная городская песенка во Франции 16 в.; 2) пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. vaudeville] 1. уличная городская песенка во франции 16 в.; 2. пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; 3. …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, …
  • ВОДЕВИЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    водевильчик, зрелище, телеводевиль, фарс, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплетами и танцами. 2) устар. Шутливая водевильная песенка, шутливые …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    водев`иль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    водевиль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Орфографическом словаре:
    водев`иль, …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    короткая комическая пьеса, обычно с …
  • ВОДЕВИЛЬ в Словаре Даля:
    муж. , франц. драматическое зрелище с песнями, пением, а опера и оперетка вся положена на музыку. Водевильный, относящ. к водевилю …
  • ВОДЕВИЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. vaudeville, от vau de Vire - долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), …
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...