Виолончель история возникновения. Что такое виолончель. История создания инструмента


ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянский violoncello), струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По конструкции близок скрипке (отличается большими размерами). Длина корпуса 75-77 см. Строй на октаву ниже альта, «до» - «соль» большой - «ре» - «ля» малой октавы. Диапазон около 5 октав - больше, чем у других инструментов скрипичного семейства. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах. Обладает уникальным регистровым разнообразием.

Инструменты типа виолончели появились на рубеже 15-16 века в Италии в результате преобразования инструментов семейства виол. Суть конструктивных изменений заключалась в поисках наиболее совершенного акустически тенорового инструмента. Наиболее ранние из сохранившихся образцов виолончели были изготовлены в Брешии во 2-й половине 16 века. В 16-17 веках мастерами Кремоны создан классической тип виолончели, лучшими в 17 веке считаются инструменты Н. Амати. Виолончели А. Страдивари с ярким звуком тенорового тембра - вершинная форма инструмента. В 17-19 веках работали выдающиеся мастера и династии мастеров: К. Бергонци, Гваданини, Гварнери, Руджери, Д. Монтаньян (Италия), Н. Люпо, Ж. Б. Вильом (Франция), Я. Штайнер (Германия). В манере Штайнера работало большинство представителей Союза мастеров струнных инструментов Миттенвальда (Бавария), организованного в 1684 году и существовавшего до конца 19 века. Одним из основателей этого крупного центра был М. Клотц - родоначальник династии, которая работала в Миттенвальде на протяжении около 200 лет. В России великолепно звучащие инструменты делали И. А. Батов, Н. Ф. Киттель, Т. Ф. Подгорный.

Виолончель начала приобретать самостоятельность в ряду струнных инструментов с 17 века и постепенно входила в группу солирующих инструментов (например, в 12 кончерто гроссо ор. 6 А. Корелли, изданных в 1714). В сочинениях И. С. Баха виолончель применяется как облигатный инструмент в кантатах, в «Бранденбургских» концертах (в ряде кантат использована 5-струнная виолончель-пикколо). 6 сюит Баха для виолончели соло (1717-23) - единственный опыт использования виолончели как сольного полифонического инструмента. Важная роль в развитии виолончельного искусства принадлежит Л. Боккерини. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта виолончель - обязательная участница струнной группы симфонического оркестра, квартета, квинтета. Весьма развёрнута партия виолончели в квартетах Й. Гайдна (ор. 50, 54, 55), В. А. Моцарта (3 последних), Л. ван Бетховена (все квартеты). В симфонических, оперных и балетных партитурах нередко используются возможности ансамбля виолончели и виолончели соло; в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот» (1897) виолончель трактуется как главный «герой» произведения. Популярность у исполнителей сохраняют концерты для виолончели с оркестром Р. Шумана (1850, первый исполнитель - Д. Поппер), К. Сен-Санса (1872), Э. Лало (1876), А. Дворжака (1895). Выразительные возможности виолончели использованы в Тройном концерте Бетховена (1804), Двойном концерте И. Брамса (1887). Выдающиеся произведения русской музыки - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского (1876), Концерт Н. Я. Мясковского (1944), Симфония-концерт С. С. Прокофьева (1952).

Крупнейшие виолончелисты 19-20 века: Б. Ромберг (открыл эпоху виртуозно-романтичного исполнительства), А. К. Пиатти, А. Ф. Серве, К. Ю. Давыдов (глава русской школы 19 века), А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович, С. М. Козолупов (основоположник советской школы), П. Касальс, Г. Касадо, П. Фурнье, М. Марешаль, П. Тортелье, Г. Пятигорский, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Н. Шаховская, Н. Г. Гутман, М. Э. Хомицер и др.

Лит.: Straeten Е. van der. The history of the violoncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1-2 (Repr. - 1971); Wasielewski W. Y. von. Das Violoncello und seine Geschichte. 3. Aufl. Lpz., 1925. Wiesbaden, 1968; ForinoL. II violoncello, il violoncellista ed i violoncellisti. 2 ed. Mil., 1930. Mil., 1989; Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В 4 кн. М.; Л., 1950-1978; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Лазько А. Виолончель. М., 1965; Pleeth W. Cello. N. Y., 1982; Cowling Е. The Cello. 2nd ed. N. Y., 1983.

Строй инструмента:

Не транспонирует

(итал. - Violoncello, франц. - Violoncelle,
нем. -
Violoncello, англ. - Cello,)

Виолончель – смычковый струнный инструмент. Ее относят к басовому и теноровому регистру. Виолончель стала известна в начале 16 века. По строению напоминает скрипку и альт, но обладает большими габаритами. Виолончель используют во всех ролях: в соло, в ансамбле и в оркестре. Виолончель имеет высокую выразительность, она способна выражать совершенно разные эмоции к тому же виолончель довольно техничный инструмент.


Первое появление этого инструмента датируют первой половиной 16 века. Изначально виолончель использовали как басовый инструмент, которым сопровождали пение или аккомпанировали при помощи нее инструменты высокого регистра. Было много различных видов виолончелей, которые разнились по размеру, количеству струн и строю.

В 17-18 веках музыканты итальянской школы создали классическую модель виолончели, с неизменными габаритами корпуса. Во второй половине 18 века уже были написаны первые сольные произведения для этого инструмента – их автором стал Д. Габриэли. В 18 веке виолончель начали использовать на концертах, из-за ее более яркого звучания и усовершенствованному мастерству игры. Этот музыкальный инструмент используют в симфоническом оркестре и ансамблях. Виолончель надежно закрепилась, как один из главных музыкальных инструментов 20 века. Произошло это благодаря продвижению П. Казальса. Он развивал школы, где учили играть на виолончели, что в свою очередь привело к появлению мастеров-виртуозов своего дела. Они стабильно давали сольные концерты. Широкий репертуар виолончели насчитывает множество концертов, сонат и других произведений.

Во время игры музыки на этом инструменте, исполнитель опирает ее шпилем, который, кстати, стал популярным во второй половине 19 века, а до этого его держали ногами. В наше время, на виолончели есть шпиль, придуманный П. Тортелье, который облегчает использование.

Этот поистине значимый музыкальный инструмент больше распространен как сольный. Иногда группа музыкантов с виолончелями играют в симфоническом или струнном оркестре. Этот инструмент – обязательный элемент таких оркестров, потому что является самым низким по звучанию (если конечно не считать контрабас).

Послушайте как звучит виолончель

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - I. Lento - Allegro moderato (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - II. Allegro scherzando (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - III. Andante (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

С.В. Рахманинов - Sonata for Cello & Piano in G minor Op.19 - IV. Allegro mosso (Truls Mørk - cello; Jean-Yves Thibaudet - piano)

{fde_message_value}

{fde_message_value}

История виолончели

Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) - смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века

Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей. Это - Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари.

Что представляет собой современная виолончель и на что она способна в оркестре?
- Этот инструмент, также, как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому объем виолончели очень велик, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.

В техническом отношении виолончель является пости совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер оркестра, как Иоган-Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами.

Бетховен был несомненно первым композитором - классиком, определившим истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики - Вебэр и Мэндельсон - еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато использовал виолончель Чайковский в своих произведениях, Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие права, что сделал это свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом.

Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сэн-Санса, и к сожалению редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К числу любимых, но также довольно редко исполняемых, следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.

Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта - автора известной в свое время «Школы для контрабаса», напечатанной им во второй половине ХVIII столетия, - называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году Парижская опера располагала только одним инструментом. На что же способен современный оркестровый контрабас? В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.

Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра, раскатом грома и вообще создает полное ощущение разбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах художественно- исполнительские возможности участников «струнной группы». Но в современном симфоническом оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как «оркестр в оркестре».


Постоянный адрес статьи: История виолончели. Виолончель

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Ансамбль

Ансамбль (от фр. ensemble - вместе, множество) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до...

«Не правда ли, звук виолончели действительно густой, тягучий и бархатистый, как мёд, который собирают пчёлы Персефоны?»


Осип Мандельштам


violoncello (итал.), Violoncello (нем.), violoncelle (франц.), cello

Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретённый французским виолончелистом П.Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры. Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета. в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

Диапазон виолончели - от до большой октавы до ми третьей октавы. Партия пишется в басовом, теноровом и скрипичном ключах.

Тембр виолончели густой, сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего - баритон. Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный тембр. Но и виртуозные произведения вполне доступны этому инструменту.



Послушайте в исполнении Мстислава Ростроповича "Танец эльфов" Давида Поппера


Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры.


«Необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный и добрый пел, закрыв рот; слов не слышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной… Я сел на тумбу, сообразив, что это играют на какой-то скрипке, чудесной мощности и невыносимой - потому что слушать ее было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что казалось - весь дом дрожит и гудят стекла в окне. Капало с крыши, из глаз у меня тоже закапали слезы». – Максим Горький.

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).


В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяно) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.

В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриели. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами. Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Выдающиеся исполнители: Мстислав Ростропович, Карл Давыдов, Наталья Гутман, Джованни Солима, Марио Брунелло, Давид Герингас, Антонио Мендес.


Мстислав Ростропович исполняет: Вилла Лобос "Бразильская бахиана. Прелюдия".


Домашнее задание:

1. Сыграйте на фортепиано фрагменты оркестровых партитур и прокомментируйте используемые приемы игры:

Работы одного из мастеров семейства Амати. басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент,… … Энциклопедия Кольера

- (итал. violoncello, от viola виола). Музыкальный инструмент, средний между скрипкой и контрабасом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИОЛОНЧЕЛЬ 4 струнный смычковый инструмент, изобретенный музыкантом … Словарь иностранных слов русского языка

виолончель - и, ж. violoncelle, ит. violoncelle. 1. муз. Четырехструнное смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом. Даль.Играет на виолончелле. Прим. Вед. 1738 178. Играли на двух скрипицах и филоншели. 20. 7. 1789. КФЖ. // Ливанова 2… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Виолончель - Виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. violoncello) музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового регистра. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв.: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал.… … Большой Энциклопедический словарь

Басетля, хордофон, инструмент Словарь русских синонимов. виолончель сущ., кол во синонимов: 6 басетля (3) гамба … Словарь синонимов

- (Violoncello, сокращенно Cello) инструмент средний междуальтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменилстаринный инструмент viola di Gamba. Строй такой же, как и у альта, нотолько октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и… … Современная энциклопедия

ВИОЛОНЧЕЛЬ, виолончели, жен. (итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИОЛОНЧЕЛЬ, и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. | прил. виолончельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Васильева Алла Евгеньевна. Книга "Виолончель Solo. Алхимия музыки" выходит в свет к 85-летию выдающейся виолончелистки Народной артистки России профессора Аллы Васильевой (1933-2018). Первая из учеников Мстислава…
  • Виолончель SOLO. Алхимия музыки (+ DVD приложение) , Васильева Алла Евгеньевна. Книга`Виолончель Solo. Алхимия музыки`выходит в свет к 85-летию выдающейся виолончелистки Народной артистки России профессора Аллы Васильевой (1933-2018). Первая из учеников Мстислава…
Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...