Военная галерея 1812 года в зимнем дворце. Военная галерея


ВОЕ́ННАЯ ГАЛЕРЕ́Я ЗИ́МНЕГО ДВОРЦА́ (Военная галерея 1812) в Санкт-Петербурге, художественная экспозиция портретов, увековечившая память многих героев и участников Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813–14. В галерее помещались портреты военачальников, которые имели генеральский чин и при этом непосредственно принимали участие в военных действиях, в т. ч. на нестроевых должностях. Списки генералов составлялись в Главном штабе, представлялись лично императору Александру I и затем утверждались Государственным советом. Для написания портретов был приглашён британский портретист Дж. Доу (бесспорно его работами считаются 100 портретов, в т. ч. в рост генерал-фельдмаршалов М. Б. Барклая де Толли , М. И. Кутузова и герцога А. Веллингтона ). Он работал вместе с помощниками А. В. Поляковым и В. А. Голике и др. художниками. Работа продолжалась в 1819–29, хотя экспозиция пополнялась и позднее. Всего было написано св. 330 портретов, среди них – портреты П. И. Багратиона , Д. В. Давыдова , Д. С. Дохтурова , А. П. Ермолова , П. П. Коновницына , Я. П. Кульнева , А. И. Кутайсова , Д. П. Неверовского , М. И. Платова , Н. Н. Раевского , Н. А. и А. А. Тучковых и др. Часть портретов из утверждённого списка по разным причинам не была написана, вместо них в галерее были размещены рамы, затянутые зелёной тканью, с именной табличкой. Во 2-й пол. 1830-х гг. в галерею помещены конные портреты императора Александра I (художник Ф. Крюгер ) и его союзников – прусского короля Фридриха Вильгельма III (художник Крюгер) и австрийского императора Франца II [Франца II (I)] (художник И. П. Крафт).

Галерея заняла специально сооружённое для неё в 1826 по проекту архитектора К. И. Росси помещение между Белым (позднее Гербовый) и Большим тронным (Георгиевский) залами Зимнего дворца. На стенах рядом с портретами помещены 12 лепных медальонов, обрамлённых позолоченными лавровыми венками, с названиями крупнейших сражений русской армии в 1812–14. На церемонию открытия галереи 25.12.1826 (6.1.1827), в очередную годовщину окончания войны, были приглашены генералы и офицеры – ветераны войны с Наполеоном, а также солдаты гвардейских полков, награждённые медалями за участие в Отечественной войне 1812 и взятие Парижа.

При большом пожаре в Зимнем дворце в 1837 картины галереи удалось спасти; к 1839 по чертежам архитектора В. П. Стасова восстановлено помещение для галереи. В советское время экспозиция пополнилась написанными Доу с натуры ещё в 1828 четырьмя портретами чинов роты дворцовых гренадеров, сформированной в 1827 из ветеранов Отечественной войны 1812, и двумя картинами известного баталиста П. Гесса, исполненными в 1840-х гг. для Зимнего дворца: «Сражение при Бородино 26 августа 1812 года» и «Переправа через Березину 17 ноября 1812 года». Ныне Военная галерея 1812 в составе Эрмитажа.

Издано по повелению Государя Императора. , 89 л.л. гелиогравюр и фототипий на дорогой картонной бумаге, 294, стр. текста на веленевой бумаге. Помещены 329 портретов размером 11,4х9,8 см. в алфавитном порядке фамилий изображенных лиц героев Отечественной войны 1812 года. По 4 портрета на лист в золотой орнаментальной рамке. Кроме того, помещены еще 4 больших портрета во весь рост Императора Александра I, Цесаревича и Великого Князя Костантина Павловича, Князя М.Б. Барклая-де-Толли и Князя М.И. Голенищева-Кутузова, выполненных гелиогравюрой. Приведены также 2 больших вида Военной галереи, исполненных гелиогравюрой. Все портреты «Военной галереи 1812 года», кроме большого портрета Императора Александра I, принадлежащего кисти Крюгера, написаны в первой половине 20-х годов XIX столетия специально вызванным для этого в 1819 году в Санкт-Петербург английским художником, известным в то время портретистом Георгом Дау (Dawe), по воле Императора Александра I. Многие из портретов Дау писал с натуры, иные же - с наиболее верных изображений. Вслед за собранием портретов, во второй половине книги, помещается в том же порядке справочный текст, дающий возможность ознакомиться со служебной деятельностью, преимущественно в войсках и в особенности в эпоху войн с Наполеоном, всех тех лиц, которые изображены на портретах. Эти сведения не биографии, а только сокращенные послужные списки, давающие, между прочим, краткий перечень боевых подвигов и наград каждого деятеля той славной эпохи. Кропотливая работа, как послужные списки, исполнена секретарем Императорского Русского Исторического общества А.А. Голомбиевским. В издательском зеленом коленкоровом переплете с художественным тиснением золотом и серебром, а также еще 3-мя красками на передней крышке. Оригинальные светло-зеленые форзацы с растительным орнаментом. Формат: 42х35 см. Вес 8,5 кг. Это роскошное издание напечатано было в небольшом количестве экземпляров не для продажи. Редкость в таком виде!

Библиографические источники:

1. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №22, Военное дело. Army and Navy. Москва, 1933, №428.

2. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» 50, Военная история. History of the Russian Army. Москва, 1934, №124.

3. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №67, 250 рублей!



Николай Михайлович (1859-1919) – Великий Князь, генерал от инфантерии, масон. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., служил в Кавалергардском полку. Внес большой вклад в русскую историческую науку, опубликовал ряд изданий и исследований об эпохе Александра I. Они посвящены личности самого императора и его сподвижникам, дипломатическим отношениям между Россией и Францией. Ему принадлежит знаменитое издание «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Великий Князь состоял председателем Императорского Русского Исторического и Географического Обществ, директором музея Александра III. Николай Михайлович составил огромную коллекцию бабочек. С ним поддерживали дружеские отношения М. Добужинский, С. Дягилев, А.Бенуа, он был знаком с французскими политическими деятелями Р. Пуанкаре и Ж. Клемансо. В 1915 г. ему присваивается по представлению профессоров Московского университета ученая степень доктора русской истории. Разделял взгляды оппозиционного думского большинства на критическое положение в стране, приветствовал Временное правительство. Высказывался против вовлечения России в Первую мировую войну, предсказывал предстоящие социальные потрясения. Расстрелян большевиками в Петропавловской крепости: о его освобождении ходатайствовали А.В. Луначарский и М. Горький, В.И. Ленин дал на него разрешение, но на тот момент Николай Михайлович уже был казнен. Его литературный архив приобрела Королевская Берлинская академия.

Е. П. Ренне, кандидат искусствоведения, ст. н. с. Государственного Эрмитажа

Военная галерея Зимнего дворца – пожалуй, один из выдающихся и грандиозных памятников, созданных в честь победы русской армии в войне с Наполеоном.

Стены галереи, находящейся в самом сердце императорского дворца рядом с Тронным залом, покрыты пятью рядами погрудных портретов. Монотонность длинных рядов одинаковых по размеру изображений прерывается семью огромными портретами, обрамлёнными торжественными коринфскими колоннами и проходом в соседние залы. На трёх из них представлены конные изображения глав государств – союзников российского императора Александра I: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I. На четырёх других – портреты в рост главнокомандующих: великого князя Константина Павловича, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона.

Идея создания мемориальной галереи с портретами более чем 329 участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1812–1814 годов приписывается самому Александру I. Во всяком случае, именно он пригласил писать портреты английского художника Джорджа Доу. Император лично просматривал и утверждал списки тех, чьи имена должны были украшать галерею. Главным условием стало непосредственное участие в боевых действиях против французов в кампаниях 1812–1814 годов в чине генерала. Военные на погрудных портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия. Запечатлённые в разных ракурсах генералы на фоне облаков или деревьев, на нейтральном тёмном или светлом фоне, с горным пейзажем или красной драпировкой не кажутся однообразными. Более того, они удивляют ярко выраженной индивидуальностью. Сохранились многочисленные свидетельства современников о поразительной схожести портретов с оригиналами. «Сходство в портретах его (Доу. – Е. Р .) чрезвычайное, действие поражающее, лица выходят из рамок», – писал издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин. Ему вторил побывавший в Петербурге в 1827 году английский медик Огастус Гранвилл: «…портреты исполнены в смелой, вдохновенной манере, с расчётом на определённое помещение. Кроме того, они, как я понял, поразительно передают сходство. Я могу это подтвердить по отношению к тем, с кем я уже был знаком или познакомился позднее. Справедливо заслужив похвалу за то, что он преуспел в передаче такого количества выдающихся индивидуальностей, г-н Доу может дополнительно гордиться тем, что он так варьировал позу и аксессуары каждого из них, что в галерее не найти двух одинаковых композиций».

Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.

Счастливый случай помог Александру I найти художника для столь масштабного проекта. Талантливый портретист попался на глаза российскому императору во время Первого конгресса Священного союза в небольшом немецком городке Аахене. Сюда осенью 1818 года съехались не только коронованные и сановные представители России, Англии, Австрии и Пруссии, чтобы обсудить назревшие после войны с Наполеоном вопросы европейской политики, но и многочисленные художники, искавшие связей и заказов. Одним из них был прибывший в Аахен в свите герцога Эдуарда Кентского англичанин Джордж Доу (1781–1829). По воспоминаниям флигель-адъютанта императора Александра I А. И. Михайловского-Данилевского, будущего военного историка и писателя, художник просил «позволения принести ко мне картины своей работы и оставить их в моей горнице на несколько дней, дабы приходившие ко мне соотечественники наши могли их видеть и посредством того его узнать. Он мне принёс три или четыре портрета, коих сходством все были поражены, и между прочим, князь Волконский… который сказал, чтобы я к нему прислал Доу для снимания с него портрета…». Государь, увидевший портрет, поразился сходству и быстроте, с которой работал художник, и велел сделать Доу предложение приехать в Россию для создания портретов генералов, на что последний, «как легко можно вообразить, с радостью согласился».

Уже весной 1819 года Доу прибыл в Петербург, а осенью 1820-го показал на выставке в Императорской академии художеств несколько своих произведений, привезённых из Англии, и картины, которые он успел создать в России, в том числе 5 из 80 портретов, написанных для будущей галереи. Непривычная для русского глаза живописная манера художника, казавшаяся слишком смелой, эскизной, театральной, вызвала неоднозначную реакцию критики, хотя все признали за художником «талант необыкновенный», и он удостоился звания «почётного вольного общника Академии художеств».

Как ни быстро работал Доу, а в плане продуктивности в сочетании с качеством с ним не мог поспорить ни один русский художник этого времени, но галерея не была готова к моменту неожиданной и до сих пор остающейся загадочной смерти императора Александра I осенью 1825 года. Судя по документам Придворной конторы, хранитель Эрмитажа Ф. И. Лабенский принял от художника к 1825 году 225 погрудных портретов, в 1826-м – 12, итого 237 из запланированных 342. При этом нужно учесть, что, помимо работы для галереи, Доу изобразил к этому времени почти всех членов императорской фамилии и ближайшего окружения, государственных чиновников и светских дам, представителей науки и художественной элиты, причём многие портреты исполнены в натуральную величину в рост и повторены по нескольку раз. Понятно, что при таком объёме работы ему требовались ассистенты. В 1822 году костромской помещик генерал П. Я. Корнилов отдал в обучение Доу своего крепостного, художника-самоучку Александра Полякова (1802–1835). Одновременно с Поляковым в доме Буланта на Дворцовой площади, 47, работал ещё один помощник – «человек бедный и робкий, не знавший себе цены» Василий (Вильгельм Август) Александрович Голике (1802–1848). Несмотря на то что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны.

При новом императоре Николае I в июне 1826 года архитектор Карл Иванович Росси приступил к сооружению галереи на месте небольших комнат в центральной части Зимнего дворца между Белым (позже Гербовым) и Большим Тронным (Георгиевским) залами. Строительство велось в спешном порядке. Торжественное освещение галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания Наполеона из России. Как писал в журнале Павел Свиньин: «...сие великое предприятие... приведено ныне к окончанию... 25 прошедшего декабря в день рождества Христова и избавления России в 1812 году от нашествия галлов с двадесятью языками галерея сия освящена была в присутствии императорской фамилии и всех генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года и за взятие Парижа». Однако многое ещё надлежало сделать. В момент открытия галереи недоставало около 100 погрудных портретов. Портрет Александра I верхом на белой лошади был установлен в года. После смерти Джорджа Доу в октябре 1829 года его родственник и душеприказчик Томас Райт передал в Эрмитаж остававшиеся в мастерской художника законченные портреты, среди которых было несколько погрудных и три больших портрета в рост Кутузова, Барклая де Толли и Веллингтона, датированные 1829 годом. В окончательном виде галерею запечатлел художник Г. Г. Чернецов в 1829 году (Собрание Эрмитажа). В 1832–1833 годах в галерею были помещены конные портреты прусского короля Фридриха-Вильгельма III работы Франца Крюгера (1797–1857) и австрийского императора Франца I работы П. И. Краффта (1780–1856). В 1837 году конный портрет Александра I, исполненный Доу (Москва, Музеи Кремля) заменили более удачным портретом кисти Ф. Крюгера. В 1834–1836 годах в Зимнем дворце часто бывал А. С. Пушкин. В стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, он замечательно точно описал свои ощущения от посещения галереи, где «все плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги», лица тех, кого он хорошо знал, кого-то недолюбливал, со многими дружил, ко многим относился с глубоким уважением, видя в них героев, сплотивших нацию, что он гениально выразил в строках того же стихотворения: «…толпою тесною художник поместил сюда начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».

Пожар, свирепствовавший в Зимнем дворце в декабре 1837 года, уничтожил декоративное убранство всех залов, портреты же Военной галереи были спасены гвардейскими солдатами. В рекордно короткий срок (1838–1839) был восстановлен и по-новому отделан весь Зимний дворец. Галерею заново отстроили по проекту архитектора В. П. Стасова, несколько изменившего её вид. «Потолок поднят, и дано более света сверху; здесь можно видеть некоторые части хитрого устройства крыши-фонаря (просветы) потолка. Над карнизом сделана вновь прелестная галерея (хоры) с бронзовою решёткою, украшенною жирандолями», – сообщал писатель Александр Башуцкий в журнале «Отечественные записки».

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал, в город Свердловск. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили на новые с современной подсветкой, все портреты прошли консервацию. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из лучших страниц в русскую историю.

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...