Явление христа народу краткое описание картины. А. Иванов. Явление Христа народу. В чем уникальность «Явления Христа народу»


Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. По его мысли, момент, когда Христос явился людям, определил дальнейшую судьбу человечества. Иванов делился с друзьями, что нельзя найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, чем откровение Мессии, с которого начался день нравственного совершенства людей. И что здесь важно — живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Хотя, конечно, Иванов был очевидным мастером академизма и ждали от него именно шедевра на библейскую тему.

Сын божий появился в тот момент, когда Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан. За спиной Крестителя — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и сомневающийся Нафанаил.

Иоанн Предтеча указывает на Мессию, которого заметил вдалеке. Пустыня, окружающая одинокую фигуру Христа, придает ей одновременно величие и простоту. И звучит пророчество Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).


Эскиз к картине. (Pinterest)


Впечатленные этими словами, люди застыли. Раб, чье лицо вымазано краской, прослезился от чувства надежды на освобождение и спасение. Кто-то с сомнением смотрит на Крестителя, кто-то в страхе и волнении — на Иисуса. Справа спускаются книжники и фарисеи: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).

Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. А юноша рядом с ним — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.

Контекст

О том, что Иванов работал над полотном все своей жизни, знали все. Мастерская в Италии, где работал художник, полнилась эскизами и этюдами (которые потом выкупил Третьяков, не успевший к продаже самого полотна — Александр II перехватил), а картины все не было.

Художник фанатично продумал все детали. На подготовку ушло три года. Иванов изучил Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил Италию в поисках видов, исходил храмы и синаноги в поисках лиц истинных иудеев. Каждый образ тщательно прорабатывался. Какие-то — составные. Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.


Одной из моделей Иванова был Гоголь. (Pinterest)


Одной из моделей Иванова был. Гоголь! Италия свела двух гениев. И Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Вот он, стоит в пол-оборота к Христу.

Когда же работа была закончена, Иванов решился явить своего Христа русскому народу — отправить в Петербург. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. С другой, — общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права, и как-то не досуг были ни Христос, ни его явление.

И никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам вышла картина. Будучи примерным последователем академизма, Иванов отказался от традиционного для того времени героизма и сделал акцент на психологизме.

Судьба художника

Александру Иванову, видимо, на роду было написано стать художников. Отец, который тоже был живописцем, отдал сына учиться в Императорскую Академию Художеств, когда мальчику исполнилось 11 лет. За особые успехи его отправили на повышение квалификации в Европу. В Италии он в основном был увлечен религиозными сюжетами. И, как вы понимаете, в один знаменательный для себя день, пришел к мысли о написании картины на всемирный сюжет. Так, вместо отведенных четырех лет за границей Иванов провел там 33 года.


Александр Иванов. (Pinterest)


«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал Иванов Герцену. — Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется».

Удивительная и трагичная история: вскоре после презентации творения своей жизни Александр Иванов скончался от холеры. Сторонники мистических явлений могут, безусловно, приписать это тому, что автор сделал свое дело — автор может уходить. Но не исключено, что здоровье Иванова подорвали стрессы из-за критики современников.

Уже после смерти художника полотно купил император и распорядился построить для нее специальный павильон в Румянцевском музее. В 1920-х, когда полотно попало в Третьяковку, специально для картины был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.


1. В центре композиции — одетый в верблюжью шкуру Иоанн Предтеча, указующий в сторону Христа. Иванов изображает здесь, вероятно, описанный в Евангелии от Матфея эпизод, когда Иоанн Креститель произносит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).
2. Слева за Иоанном — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Петр и Нафанаил (Варфоломей) в бирюзовых одеждах, известный высказыванием: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
3. Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. Любопытно, что на картине набедренная повязка этого старика серо-белого цвета, а в воде отражается красная. Почему — неясно. Пейзаж картины — окрестности итальянского города Субиако, которые Иванов выдал за Палестину.

4. Юноша, взбирающийся на берег, — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.
5. Группа сидящих странников не видит Иисуса из-за большого камня, они в напряжении поворачивают головы по направлению движения рук Иоанна Крестителя. Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. На них вифинские шапочки (фасон по названию области Вифиния), какие носили эллинизированные (испытавшие влияние греческой культуры) жители из внутренних областей Малой Азии. Крайний слева в дорожной шляпе — это автопортрет Иванова.
6. Разбирая сверток одежд своего хозяина, раб слушает проповедь Иоанна Крестителя. По словам Иванова, речь так тронула невольника, зародив надежду на освобождение (Иванов сделал акцент на этом моменте в контексте споров об отмене крепостного права), что слезы покатились из его красных глаз. При возгласе «Вот Агнец Божий!» он оставил одежды и оглянулся назад. Его господин, обеспокоенный такой реакцией, движением правой руки велит рабу вернуться к своим обязанностям. Лицо раба зеленоватого цвета: невольников специально мазали плохо смываемой краской, чтобы помешать их побегу.
7. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий!», спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Но его помощник и сам с любопытством разворачивается назад, в сторону Иисуса, тем самым тормозя движение престарелого патрона, на лице которого прочитывается досада.
8. Этот молодой человек так энергично обернулся под действием слов Иоанна в сторону Христа, как будто только и ждал этого. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей. На это косвенно могут указывать и его ярко-белые одежды без коричневых прожилок. Вероятно, он принадлежит к мистической религиозной секте, ожидающей прибытия божьего посланника. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков.
9. Профессор Иван Астафьев (в эссе 1916 года) так комментирует следующую сцену: «Две другие фигуры, они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха, и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились. Дрожание слез в глазах, полных умиления, выражается в трепетном дрожании всего тела. Что этот человек тронут до глубины души, что в словах Пророка видит он спасительные надежды, что он добр и мягок сердцем, это узнаем мы тотчас. Юноша же, не понимая глубокого смысла проповеди, слушает внимательно под влиянием какого-то страха, смешанного с любопытством, свойственном его возрасту».
10. Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. Они отворачиваются от Христа, как бы отвечая на слова Иоанна Предтечи: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).
11. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь. Они просто оборачиваются, следуя за общим движением тех, кому были слышны слова Иоанна Предтечи. Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. Он тесно общался с Ивановым в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Как отмечал Гоголь в одном из писем, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».

В 1831 году Академия художеств отправила молодого живописца Александра Иванова на стажировку в Италию. Обычно студентам ставилась задача написать картину на античный сюжет, но в этот раз дело обстояло по-другому. Профессора решили заказать ему картину из евангельской истории — «Явление Христа народу». Библейские сюжеты считались более трудными для выполнения, и студентам их обычно не поручали.

Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине. Все это время Иванов упорно работал. Он вознамерился изобразить берег Иордана, с которого Иоанн Предтеча указывает собравшимся иудеям на фигуру Христа, появившуюся на дороге, — момент встречи ветхозаветного и новозаветного миров, начало новой эры. Художник не жалел сил на работу с натурой. Десятки эскизов, сотни набросков, работа с натурщиками — Иванов кропотливо реконструировал в Италии Палестину новозаветных времен. На холсте амфитеатром расположились самые разные исторические персонажи, которых можно было встретить только на дорогах Иудеи: будущие апостолы, фарисеи, саддукеи, богатые иудеи, римские легионеры. У каждого особое выражение лица — каждый по-своему реагирует на слова Иоанна Предтечи.

Законченная в 1857 году, картина не вызвала большого интереса у публики: это было время бурных споров об отмене крепостного права, и религиозные темы отошли на второй план. В июле 1858 года Иванов умер от холеры. И почти сразу после этого император Александр II купил работу за 15 000 рублей и преподнес ее в дар Румянцевскому музею.

http ://www .vokrugsveta .ru /authors /362/

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.

- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.

Созданию величественного полотна ”Явление Христа народу” художник Александр Иванов посвятил 20 лет своей жизни. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Работая над картиной, Иванов сделал 258 эскизов.

Во время работы над полотном А. Иванов жил в Риме, где познакомился с Н. Гоголем, который согласился позировать ему для создания одного из образов. На картине похожий на Гоголя человек стоит ближе всех к Христу.

В картине присутствуют только мужчины, но самое интересное, что выразительные черты мужских лиц были списаны Ивановым с женских. Интуиция подсказала художнику, что лица итальянок сохранили больше евангельского, чем лица мужчин.

Особенности композиционного восприятия многофигурной картины

Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник

http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/12.html ).

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине - это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине - это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы - Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа («дрожащие»). Центр - юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.

От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины - мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены и потому зрительно уменьшены.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.

Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.

По порядку восприятия, который задан композицией. 1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше. 2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. 3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше. 4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Композиционно, по ощущению «на одном». Конструктивно, конечно, Христос много дальше.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед к людям. Пока мы переходим в порядке, заданным художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.

Отметим, что все четыре персонажа, которые последовательно сравниваются с фигурой Мессии, выделены художником треугольником пустыни, по которой он идет.

По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа - 24 метра; от юноши в плаще - 10 метров; от Гоголя - 2 метра; от всадника - 0 метров.

Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа - 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником.

Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них

1836 - не позднее 1855. Малый вариант картины, одновременно служивший А.А. Иванову эскизом. Холст, масло. 172 х 247 см
______
Картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» - центральное произведение в творчестве Александра Иванова. Двадцать лет трудясь в Италии над воплощением своего грандиозного замысла, художник выполнил большую подготовительную работу. В собрании Русского музея находятся более 80-ти натурных этюдов, два эскиза и так называемый малый вариант картины с фигурами в треть человеческого роста Неудовлетворенный размером этого холста, Иванов остановил работу и в 1837 году, используя его как эскиз, приступил к написанию большой картины, ныне хранящейся в собрании Третьяковской галереи.
Задумав создать монументальное полотно на ключевую для всего человечества тему, Иванов выбирает сюжет «всемирный». В письме из Рима своему отцу он пишет: «… Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии - на Евангелии Иоанна!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия - увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу!...». В первом появлении Иисуса Христа перед людьми художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку это евангельское событие открывало путь к духовному преображению человечества, означало наступление нового мира.
Явление Христа в картине Иванова подобно видению. Его одинокая фигура, отнесенная на дальний план, слита воедино с холмами и долинами древней земли, с цепью гор, окутанных голубой дымкой. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии природного мира.
Важную роль играет и образ Иоанна Кристителя. Глашатай новой истины, он указует людям, представленным в сложный момент выбора веры, на приближающегося к ним Сына Божьего.
Контрастом пророку Иоанну художник изобразил противников Христа - «окаменелых сердцем фарисеев», медленной поступью идущих из глубины холста как образ старого мира.
Основное же внимание Иванов сосредоточил на изображении народа, в котором появление Мессии вызывает своеобразный духовный переворот, выраженный целой гаммой чувств - от радостной надежды и пророческой уверенности до фарисейского скепсиса.
Александр Иванов начинал работу над картиной с мыслью о том, что в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате большая картина, как и ее малый вариант, осталась незаконченной.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...