Жизнь в песне захарченко виктор гаврилович. Виктор Захарченко: биография, достижения и интересные факты. Заключительные слова учителя


Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района.

Образование и ученые звания. Краснодарское музыкально-педагогическое училище, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, аспирантура в ГМПИ им. Гнесиных. Доктор искусствоведения, профессор.

Карьера. "Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции…Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду". Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора (1964-1974). С 1974 года - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. Композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни.

Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО: интервью

Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО (род. 1938) - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ "Кубанский казачий хор", профессор, композитор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ: | | .

Виктор ЗАХАРЧЕНКО: «НЕ НАДО МОЛИТЬСЯ ЧУЖИМ БОГАМ…»

«Мы отказались от мирового турне. Для этого нужно было предать себя. Нам предлагали сделать шоу, лубок такой, на тему казачьей истории, с их сценарием, костюмами, а главное - их видением наших традиций. У нашего хора другая миссия.» (Виктор Захарченко)

Государственный академический Кубанский казачий хор - единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века и единственный светский хор, получивший благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II петь и в храме. Вот уже более 30 лет художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор, обладатель множества наград, в том числе международных, композитор Виктор Захарченко.

Для читателей "Живой Кубани" руководитель Кубанского хора выкроил время в свой выходной день. В тишине пустых коридоров негромко звучало фортепиано. Приоткрыв дверь кабинета, я замерла у входа, и вся моя "телевизионная" душа сжалась от сожаления, что со мной нет видеооператора. Впервые в жизни мне довелось увидеть, как сочиняется песня. "Представляете, разбирал бумаги и нашел вот эти рукописные стихи, какая-то женщина передала мне их на концерте в Киеве. А я только нашел… И сразу песня получилась - образ в стихах яркий".

"Может, включить диктофон, чтобы не забылась мелодия?"- предлагаю я с чувством вины за то, что прервала вдохновение. "Что вы! - улыбается Виктор Гаврилович. - Эта мелодия теперь все время будет во мне звучать, пока я ее на ноты не переложу. Как это получается, я и сам не знаю".

Некоторые композиторы сначала пишут мелодию, а потом просят поэта написать на нее стихи. А как у вас рождается песня? (Виктор Захарченко автор более 200 музыкальных произведений и более 1000 обработок народных песен)
-При всем моем преклонении перед музыкой я считаю, что первично слово. "В Начале было слово" - не зря в Евангелии сказано. Я ищу хорошие стихи, если они меня трогают, я их не читаю, а пою, так и рождается песня...

Музыка - это язык души, она с сердцем говорит. Порой даже глупые слова благодаря красивой музыке надолго западают в душу. Поэтому то, о чем будет петь певец, а тем более хор, очень важно. Песня - самый демократичный жанр культуры, ее понимают все. Говорят, детей надо растить на детском репертуаре. Детские песни, конечно, нужны. Но, по большому счету, дети, их нравственность, духовность, идеалы, традиции, наконец, формируются на песнях, которые поют взрослые. Песни-то ведь звучат с утра до вечера.

Многие песни нынешнего репертуара хора я слышал в детстве. Высокие чувства к любимой, к матери, к родному дому, к Родине - все в этих песнях.

А что слушают сегодня? "Я тебя хочу"… Надо давать людям музыку, которая бы оставляла в душе светлое, доброе, возвышала человека. В этом, мне кажется, и есть миссия Кубанского казачьего хора. И моя - как его руководителя.

- Как вы думаете, что такого есть в казачьей песне и в хоре, что он так популярен во всех уголках мира?
- Могу только предположить - искренность, предельная искренность есть в этих песнях. И к этому стремимся и мы, исполнители. Чем больше искренности и подлинности на сцене, тем больше отклик у зрителей. Подлинности не этнографической (копирование еще не есть искусство). Слушатели должны верить тому, что происходит на сцене. Мне надо помочь певцу сделать песню своей, как будто он ее написал, прожил, выстрадал. Вы видели, как поют в народе? Страстно, истово. Я много записывал народных песен в фольклорных экспедициях и на Кубани, и в Сибири. Бабушки, которые нам пели свои песни, могли часами о них рассказывать, словно это их собственная судьба. О переселенцах - словно сами переселялись, о туретчине - словно на чужбине воевали, о разлуке - так истово, словно это их любимый ушел к другой. Вот так и надо петь - истово, чтобы тебе поверили, что это твоя история. Главное, что надо взять от аутентичности певцов из народа, - это убежденность. А для этого я на репетиции каждое слово разбираю, и говорим мы не только об истории создания конкретной песни, но об истории казачества, истории России.

Однажды в 70-х годах на концерте в Пятигорске подошла ко мне бабушка, попросила послушать и записать песни ее станицы. Горюет: "Умру, и песни нашей станицы со мной уйдут, петь их уже некому. Запишите, Христа ради!" Вот как относились в народе к песне - как к собственным детям. Песни ее я тогда записал, а вот издать их смог только лет через десять, "Песни станицы Кавказской", напетые Анастасией Сидоровой. Приехал в Пятигорск, чтобы найти бабушку, да она уже умерла. А песни остались.

Прежде в ваших концертах было много народных шлягеров, но с каждым годом вы включаете в свои программы все больше патриотических песен и серьезной, в том числе авторской и духовной музыки. Вы хорошо чувствуете зал и меняете программу, если он не откликается. Но во всех городах, в том числе в зале Кремлевского Дворца съездов, где 6 тысяч зрителей, "Прощание славянки", например, весь зал подпевает стоя. Что изменилось в нашем обществе?
- Да, сегодня зал откликается на более глубокие произведения. С одной стороны, в эфире радио и телевидения много попсы, пустого, глупого. Развлекательных программ - тьма-тьмущая. Устали люди только развлекаться. Человек ведь от природы тянется к глубокому. Но, мне кажется, есть и другая причина. В мире набирает обороты глобализация, в том числе, и благодаря Интернету. Стираются национальные различия, а они выражены, прежде всего, в культуре. Где международные фольклорные фестивали? Еще лет 20 назад они проходили по всему миру, а сегодня одно Евровидение. Сейчас все дети мира в Интернете играют в одинаковые игры. А ведь у каждого народа были свои игры, сказки, свои традиции в одежде, в еде и даже в медицине. Господь создал на Земле разные расы, дал нам разные языки, разные традиции и культуру. И в одночасье нас нельзя смешать, искусственное перемалывание всего национального - это, если хотите, вызов Богу. Межнациональные конфликты по всему миру - это тоже результат глобализации. Существует историческая память народа, генетическая память. Глобализация вмешивается в память народа.

Люди это чувствуют интуитивно. Ответный процесс - самобытное сжимается. Сегодня, чтобы не затеряться в огромном потоке одинаковости, у людей есть желание вернуться к своим истокам, к своему родному, к чему-то вечному и настоящему. А что это? Культура своего народа. Вот почему люди начинают сплачиваться по национальным квартирам и через национальные традиции, культуру ощущают, что они не в одиночестве. И оказывается, что песни наших дедов о Родине, о смысле жизни близки многим в зале. Как и идейные позиции казачества, на которых стоит Кубанский казачий хор: "За веру и Отечество!".

У вас было много предложений от иностранных продюсеров, в том числе от французского, американского, австралийского, создать специальную программу для мирового турне. Вы работаете над ней?
- Нет. Мы отказались от этих предложений. Для этого нужно было предать себя. Деньги, может быть, и заработали бы, но нельзя нам продаваться. Нам предлагали сделать шоу, лубок такой, на тему казачьей истории, с их сценарием, костюмами, а главное - их видением наших традиций. Не надо молиться чужим богам. Так развлекать зрителя - не наша задача, у хора другая миссия, и, прежде всего, для своего народа. Хотят в других странах послушать Кубанский казачий хор? Пожалуйста, приедем в любую страну мира. Только покажем мы свою настоящую казачью культуру, а не чье-то представление о нас.

- Но вы все же, говорят, записали песню вместе с американской рок-группой?
- Записали, но это совсем другая история. После концерта в Кремле к нам подошли молодые американцы, попросили подписать диски, говорили много добрых слов о нашем выступлении. Ребята оказались музыкантами рок-группы Ring-Side. Через пару месяцев раздался звонок из Нью-Йорка, руководитель группы Скотт написал композицию под впечатлением от нашего концерта и умолял, чтобы в ней хотя бы несколько тактов пропел Кубанский казачий хор. Я подумал: рок - это не попса, в нем всегда есть тема, есть боль, есть жизнь. Почему бы и не послушать? К нашему удивлению, в Краснодар они прилетели всей группой. Композиция и вправду оказалась интересной, мы им тоже показали свои произведения, в результате мы записали вместе две песни - "Тучки небесные" (автор музыки - В. Захарченко) и "Реве та стогне Днипр широкий". Но это - в копилку будущих программ.

В юбилейный год важно, прежде всего, показать историю коллектива, а в ней несть числа страницам и именам. Музей хочется создать, материалов накоплено очень много. Недавно меня пригласили на 75-летний юбилей Северного русского хора. Вот у них прекрасный музей. А Кубанскому казачьему хору исполняется 200 лет! Это старейший певческий коллектив в России. Следующий по хронологии - Академический русский народный хор имени Пятницкого - был основан в год 100-летия Кубанского войскового казачьего хора. А музея у нас до сих пор нет…

Некоторые скептики подвергают сомнению дату: какое 200-летие, если хор не раз расформировывали, какая уж тут преемственность?
- Расформировывали дважды, коллектив был распущен в 1921-м и вновь создан в 1936-м, и возглавили его бывшие регенты Кубанского войскового певческого хора Григорий Концевич и Яков Тараненко. В 1961-м по указу Хрущева хор был вновь распущен, но по просьбам жителей края воссоздан в 1968 году. Что значат эти 20 лет в масштабе 200-летней истории? Да и можно ли уничтожить хор или народную песню? Хор - это явление не материальное, а духовное, закрывали его, открывали, он все едино существовал в народе. Запрети его сейчас - умрет? Конечно, нет. И не потому, что так хочется правителю какому-то, а потому что надоба в народе есть.

Прежде мне не доводилось видеть вас в казачьей форме, а вот в последнее время вы ее надеваете. Что-то изменилось в вашем отношении к казачеству или в самом казачестве? Или в обществе?

Казачью форму пошили мне давно, да надеть не успел - попал в аварию. А после аварии решил ее не позорить - что ж за казак - немощный, да еще и на костылях. Вот и не носил. Но считаю, это неправильно. Какие бы мнения в обществе не существовали, я казак - и по рождению, и по убеждениям, и звание у меня есть - казачий полковник, мне это дорого. Форма есть, и теперь, когда силы восстановил, я ее надеваю. Это особенно приятно, когда идем вместе с внуком, у него тоже есть казачья форма.

А отношение государства к казачеству действительно меняется. Коренного казачества все меньше, процесс размывания традиций идет очень быстро. Кстати, именно на Кубани и на Дону самые сплоченные войска (в стране их 11). Казак - прежде всего человек служивый, он - защитник и пахарь. А какой теперь пахарь, если земли своей нет? Один путь у государства - дать казакам возможность стоять на страже Отечества, это ведь в генах - верность Родине, преданность, бесстрашие, дух особый. В народе говорят: "Колы казаки спивають, ворогы - плачуть". Послушайте строевые песни, с которыми уходили казаки на войну:

Настав тяжелый час разлуки,
Я йду за Родину служить.
Змоглы диды, зумиють внукы
Живот за веру положить.

Слова трагические, а музыка мажорная… Не сломить! Государство сейчас ближе к решению вопроса - создан Совет по делам казачества при Президенте РФ, есть надежда на то, что казачьи войска войдут в государственную систему защитников страны.

В вашей жизни немало удивительных историй: в детстве вы писали письмо самому Сталину с просьбой приобрести для школы в родной станице Дядьковской хотя бы один баян, в музыкальное училище пытались поступить, не зная даже нот, и, несмотря на отказ, все-таки не только поступили в Краснодарское музыкально-педагогическое училище, но всего через несколько лет стали студентом Новосибирской консерватории и главным хормейстером Сибирского народного хора. Как Вам это удалось?

Я очень хотел стать музыкантом. А в послевоенное время в станице жили очень бедно, музыкальный инструмент был большой ценностью. Кто мог помочь, с точки зрения ребенка? - Самый главный. Вот и написал Сталину. Неприятности, конечно, были в школе, но баян все-таки купили, на нем и учился играть - сам, как мог. А в училище занимался сутками - я был счастлив, что меня приняли.

Работая в Новосибирске, вы объездили десятки деревень и записали тысячи песен, поступили в аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных, вас ценили как хормейстера, приглашали в самый известный хор страны им. Пятницкого - вы отказались. Но едва услышав предложение возглавить Кубанский хор, в то время совсем еще молодой коллектив, вы бросили все: хор, в котором проработали 13 лет, квартиру, научную работу, и, не дожидаясь утверждения вашей кандидатуры, прилетели в Краснодар. А вдруг бы не утвердили?

Это была моя мечта. Еще в юности я записал в дневнике - "возродить Кубанский казачий хор". Мне предложили мечту, разве можно было раздумывать?

Вы не раз говорили, что вы - счастливый человек. Вам удалось претворить в жизнь самые свои большие мечты. А о чем мечтаете сегодня?
- Хороший вопрос. Открываю утром Евангелие, читаю письма апостола Павла, он о нищих говорит. Глянем на положение сегодняшней России - сколько у нас нищих! Сколько миллиардеров - посчитали, а нищих сколько? Душа болит, что народ становится нищим в прямом смысле слова. А сколько духовно нищих? Народ обидели. Потому патриотические песни петь хочется. И о хоре душа болит. Тенденции стереть национальное достанут и русскую культуру, и Кубань в том числе. А что я могу сделать? Я счастлив, что по промыслу Божьему причастен к народной культуре, моя скромная лепта - делиться с людьми той духовной культурой, что досталась нам от отцов и дедов, и воссоздать Кубанский войсковой певческий хор во всей его полноте.

На этот год планы огромные. Мечтаем, кроме юбилейного концерта в Кремлевском Дворце съездов, собрать друзей - большой круг Кубанского казачьего хора. Пригласить хоры им. Пятницкого, им. Веревки (Украина), им. Цитовича (Белоруссия), ансамбль "Коло" (Сербия), ансамбль песни и пляски им. Александрова... А вы знаете, что Александров, основатель коллектива, служил регентом в храме Христа Спасителя? Юрий Башмет уже дал согласие со своим симфоническим оркестром принять участие в концерте. Кубанский хор стал первым исполнителем казачьих песен Свиридова, очень хочется пригласить Хворостовского, чтобы он спел с хором еще никем не исполненное произведение Свиридова "Привет, Россия". Эх… Только где на все это денег взять? Будем думать…

Вы постоянно в разъездах, мало спите, репетируете, выступаете, пишете песни, научные труды о народной музыке. Как вы все успеваете и как вам сил хватает?
- С Божьей помощью (улыбается ). Зарядка, простая еда, пост по православному календарю. Близкие рядом, коллеги, на которых можно положиться. Но главное - Бог помогает.

- А хотелось бы вам стать снова молодым, полным сил и что-то переиначить в своей жизни?
- Назад, в 20 лет? Нет, что вы! Там я уже все знаю. Интересно быть тем, кем еще не был, вперед идти. Мне дорог мой жизненный опыт. С этим опытом и знаниями, которые мне дала жизнь, я могу сделать то, чего не дано юности.

Государственный академический Кубанский казачий хор - старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив - Академический русский народный хор имени Пятницкого - показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора.

Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы.

Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.


Виктор Захарченко - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, музыковед-фольклорист, дирижёр и композитор - родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края (фото: Виктор Захарченко) .

В 1960 году Виктор Гаврилович окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище, а в 1967 году - Новосибирскую государственную консерваторию имени Михаила Глинки.

Трудовую деятельность Виктор Захарченко начал преподавателем педагогического училища в городе Куйбышеве. С 1964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. В 1974 году Виктор Гаврилович возглавил Государственный Кубанский казачий хор. С 1990 года - художественный руководитель Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Хор кубанских казаков под руководством Виктора Захарченко неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей; удостоен почётного звания Академический, Государственной премии имени Тараса Шевченко Республики Украина и награждён орденом Дружбы народов.

Виктор Гаврилович Захарченко - неутомимый собиратель и популяризатор фольлора - песенного наследия России, автор научных музыковедческих исследований и многочисленных публикаций в широкой печати, в том числе: «Песни села Балман», «Песни станицы Кавказской», «Умом Россию не понять», «Поёт Кубанский казачий хор», «Кубанские народные песни»... В репертуаре Кубанского казачьего хора и его солистов не только традиционный казачий фольклор, народные песни в обработке Виктора Захарченко, но и авторские произведения Захарченко-композитора.

В разные годы Виктор Гаврилович возглавлял факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств; декан факультета традиционной культуры Краснодарской государственной академии культуры; доктор искусствоведения, профессор, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии; председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки»; член Союза композиторов России; член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества; полковник Всекубанского казачьего войска; член комиссии по Государственным премиям России при Президенте России.

Виктор Захарченко - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального Апостола Андрея Первозванного, Почётный житель станицы Дядьковской и Почётный гражданин города Краснодара, «Человек года» в номинации Русского биографического института (фотография начала 1980-х годов: Виктор Захарченко на концерте Кубанского казачьего хора) .

Среди наград Виктора Захарченко ордена Трудового Красного Знамени, «Знак почёта», Дружбы, медаль «За доблестный труд», орден Союза казаков России «За веру, волю и Отечество» и крест «За возрождение казачества», а также орден Дружбы Республики Вьетнам и ряд других почётных международных наград.

Виктор Гаврилович Захарченко о своём жизненном предназначении говорит так: «Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду» .

Биографический очерк о творческом пути художественного руководителя Государственного академического Кубанского казачьего хора и Центра народной культуры Кубани, генерального директора государственного научно-творческого учреждения (ГНТУ) «Кубанский казачий хор», доктора искусствоведения, профессора, композитора и фольклориста, члена Совета по культуре и искусству при Президенте России Виктора Гавриловича Захарченко опубликован на официальном сайте

История жизни народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко так же необычна, как и судьба Кубанского казачьего хора. Все в мире закономерно, поэтому и должен был родиться на богатой прекрасными народными песнями, танцами, обрядами кубанской земле человек с горячим сердцем и чистой душой, который бы собрал эти сокровища по казачьим станицам и хуторам. Им и оказался Виктор Гаврилович. Он записал несколько тысяч кубанских песен, возвратил их зрителям в первозданном виде на концертах Кубанского казачьего хора. Захарченко возвысил казачью песню до мирового звучания. Все свои победы он воспринимает не как личные, а как достижения всего хора.

«ДАВАЙТЕ ОТ МАМЫ, ДАВАЙТЕ ОТ ПЕЧКИ…»

Родился я в станице Дядьковской 22 марта 1938 года. До 17 лет не слышал звуков фортепиано. В военно-послевоенные годы не было ни радио, ни телевидения. Зато постоянно звучали народные песни. Как пели люди! Все наболевшее из души выплескивалось песней. Бывало, встанут на колени, как на молитву, рыдают и поют. Никогда не забуду их слез.
Не забуду и маминых горьких слез, когда она получала похоронку на отца. Он ушел на фронт в августе. А в ноябре сообщили: «Пал смертью храбрых». Долго не знали, места его захоронения. Недавно разыскали могилу в селе Красная Балка под Новочеркасском. Горе тогда подкосило маму. Сколько голосила она от нестерпимой душевной боли! А ведь ей, казачке-матери, нужно было четверых детей воспитывать. Один брат умер от голода. Но она нашла в себе силы жить.
…Все мы родом из детства. Детские впечатления проблесками молнии вспыхивают в памяти. Разве забуду, с каким волненем впервые прикоснулся к гармошке?! Мама рассказывала, что отец мечтал о том, чтобы один из его сыновей стал настоящим музыкантом.
— Говорят, в пятом классе вы написали письмо Сталину…
— Да: “Хочу быть артистом и заниматься музыкой, а у нас в школе нет баяна…” Шум поднялся, приехала комиссия: я надеялся — забрать меня учиться, но нет — с проверкой… А когда проверяющие уехали, досталось маме от учителей: «Плохо воспитываете сына. Думаете, у товарища Сталина поважнее дел нет, чем разбирать детские каракули?!». Мама оправдывалась: «Как мне усмотреть за детьми, если я с утра до вечера на работе?» Как мне хотелось учиться музыке! Особенно под впечатлением фильмов «Прелюдия славы», «Здравствуй, Москва!». На гармошке играл с удовольствием — куда ни позовут, за кусок хлеба. На свадьбах, на вечорках. В школе меня дразнили артистом.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…

И вот однажды прочитал объявление о наборе в музыкальное училище. Загорелся. Взял гармошку, котомку с едой. Денег у мамы не нашлось, на свои трудодни она гроши зарабатывала. Без денег поехал, на попутках. Из Дядьковской до Кореновской. Оттуда до Пластуновской. Из Пластуновской до Динской. А там до Краснодара рукой подать. Пришел в музыкальное училище — у меня даже документы не приняли. Музыкальная подготовка требовалась, а я ноты с листа читать не умел. Какое это было потрясение! Вышел на улицу, словно в угаре: «Что делать?..» Отправился на вокзал. Поднялся на мост, глянул с него — голова закружилась. Чуть вниз не бросился. Привела в чувство мысль: «А как же мама без меня?» И вдруг ко мне подошел незнакомый человек. Спросил: «В чем дело?». Познакомились. Оказалось, что со мной заговорил Алексей Иванович Манжелевский, педагог музыкально-педагогического училища. Он посоветовал прийти в его училище.
Я ночь не спал. Рано утром пошел сдавать документы. И поступил. Иногда думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы Алексей Иванович прошел тогда другой дорогой?..
С тех пор я мало сплю. Для того чтобы успевать за программой, нужно было работать самостоятельно. Вот и просиживал за учебниками до поздней ночи. Но я хотел стать музыкантом, дирижером. Хотеть — значит мочь. Хотел и добился.
…Бог всегда посылал мне хороших учителей. Известный фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус убедил поступать в новосибирскую консерваторию: «Для меня большая честь, если будете у меня учиться», — говорил мне, мальчишке, 70-летний человек, патриарх отечественной фольклористики.
В консерватории моим учителем был и Владимир Николаевич Минин. Он увлек меня своими пафосными речами: «Хор — это живые голоса, характеры. Человеческий голос — самый совершенный музыкальный инструмент». Мне нравилось дирижировать народным хором. И для шахмат находилось время. Играл на турнирах. Даже подумывал стать гроссмейстером. Но в 1961 году записал в дневнике: «Теперь пора делать выбор между шахматами и музыкой. Поскольку шахматы как и музыка, требуют полной самоотдачи». Выбрал музыку. А под впечатлением от концерта ансамбля песни и пляски кубанских казаков под руководством Виктора Малышева, кстати, в этом коллективе работал баянист Ким Николаевич Головко — мой учитель по классу баяна, оставил в дневнике еще одну судьбоносную запись: «Окончу консерваторию и создам Кубанский казачий хор». До исполнения мечты оставалось тринадцать лет.
После окончания консерватории у меня появились иные соблазны. Мой учитель Владимир Минин переехал в Ленинград и возглавил капеллу имени Глинки. Пригласил меня хормейстером: «Приедешь — буду рад. Не сможешь — не обижусь. Ты послушай свое сердце.». И в тот же день, как поговорил с Мининым, меня приглашают в Сибирский народный хор. Раздумывал два-три дня. Пересилила любовь к народной песне. Так бы и остался в Новосибирске, если бы не верность юношеской мечте.

ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО И ЕГО СКРИПКА

Когда пришел в Кубанский казачий хор, не представлял, до чего долгая и сложная у него история. И воспринимал поначалу коллектив, как один из ряда других ему подобных народных хоров — Сибирского, Уральского… Хотя в сравнении с ними кубанцы проигрывали. Как можно было назвать хором небольшую группу? Нужны были голоса. И я объявил открытый конкурс для набора в Кубанский казачий хор. Вскоре состав увеличился вдвое. Теперь и полторы сотни, кажемся, маловато. Для того чтобы удовлетворять запросы публики, нужны два состава. Даже три. Один состав работает дома, другой — в России, третий — за границей. На таких условиях можно обеспечивать высокое качество. А я отвечаю за качество.
Хор — живой организм. Кто-то уходит, кто-то приходит. Все уравновешено. Только никак не могу смириться с безвозвратной потерей певицы от Бога Марины Крапостиной. Молюсь и прошу: «Господи, пошли мне талантливых певцов, хормейстеров, менеджеров». Доходят молитвы до Бога. Вместо Марины Крапостиной дал мне Марину Гольченко. А репертуар Крапостиной подхватила выпускница школы народного искусства Кубанского казачьего хора Софья Бовтун. От этой девочки исходит такая чистота, непорочность, которая была у Марины.
Господь послал молодых солистов: Павла Кравчука, Евгению Джевага, Александра Дедова, Виктора Сорокина… А вот народному артисту Анатолию Лизвинскому на днях сделали операцию. Но он сильный человек, верю, что преодолеет недуг.
В коллективе сейчас много молодежи. Но когда рядом ветераны, не прервется связь времен и поколений. Хотя артистов того самого первого состава почти не осталось. Со сцены они по сей день не уходят. Так что за тридцать два года моей работы в хоре вроде крутых виражей не было. И песни старые не забывали, и манере не изменяет. По сути хор тот же, что и раньше. Но все же другой. Нужно смотреть в будущее. А будущее — это молодежь. Неизменная постоянная величина — художественный руководитель. Неизменной должна оставаться творческая линия.
— Вы создали на базе хора детскую школу, множество коллективов, Центр народной культуры. Когда поняли, что казачью песню надо не только исполнять, но и сохранять?
— Фольклор собирал еще в Сибири: записал там десять тысяч песен, часть из них вошла в сборник “Песни Обско-Иртышского междуречья”. Когда в родной Дядьковской записал духовный стих “Бедная птичка в клетке сидит” (со слов моей мамы Натальи Алексеевны), пожалел об одном: собирая фольклор, проходил мимо духовных песен и молитв. Меня иные на смех поднимали: «Чему можно научиться у стариков и старушек?». А я в ответ цитировал классика: «Народ создает музыку. Мы, композиторы ее только аранжируем». А вот рождается музыка из сердца. Приходите на репетицию хора, узнаете, как немые крючочки нотного стана становятся возбуждающими чувства звуками. Для того чтобы произошло это чудо, я должен объединить в единое целое коллектив совершенно разных людей — и по возрасту, и по взглядам, и по вокальным данным. Они должны стать моей скрипкой.
Я тонко чувствую лукавство. Понимаю, что артисты приходят на репетиции, концерты со своими заботами. У кого-то родственник болеет, у кого-то ребенок «двойку» получил. Поет хорист, а чувствуется, что он далек от музыки. Останавливаю: «Вы не верите в то, что поете». Когда настоящий артист начинает петь — для него ничего не существует, кроме мыслей и чувств, заложенных в словах и музыке. Так соловьи поют.
Моя позиция: в искусстве нужно быть честным. Всегда колет глаз халтура, когда артисты спекулируют на костюмах, манере, репертуаре. На современной эстраде этим сейчас многие грешат. К чести нашего хора скажу: у нас нет ни одной пустой песни. — Какую поэзию вы любите не как композитор, а как читатель?
— Юрия Кузнецова: он как будто побывал в раю и аду, а потом описал их. Николая Зиновьева: песню на его стихи “В степи” мы трижды повторяли по просьбам зрителей в Дивеево на 250-летии Серафима Саровского. Меня волнуют Северянин, Державин, Дельвиг, Пушкин, Фет, Цветаева. В поэзии каждого из них есть ответ на вопрос, которым я задавался, когда меня сбила машина и я перенес девять операций. Все испытания даются нам Богом для вразумления нас от гордыни, от осознания собственной гениальности. Каждый день я дважды молюсь за тех, кто творил вечное искусство до меня, — о композиторах, поэтах, принявших мученическую смерть певчих и хормейстерах. Когда выходим на сцену, понимаем, что самое главное в нашем искусстве - быть предельно искренними. Больше всего зрители ценят правду, их нельзя обмануть, они очень сильно чувствуют фальшь, подделку. Можно провести несколько человек, но в зале всегда сидят умные, глубокие люди, именно на таких зрителей мы и ориентируемся в своем творчестве. Остается неизменной нравственность. Нам необходимо беречь традиции, заложенные еще нашими прадедами. Держать духовную и профессиональную планку хора - великая честь.
— О чем мечтает Виктор Захарченко?
— Кубанский казачий хор — мой крест, смысл моей жизни, ради него каждый день я встаю в шесть утра и ложусь за полночь. Мечтаю, чтобы его судьба оказалась в надежных руках. Ведь бывает, что после ярких этапов коллектив быстро превращается в ничто. Поэтому я ращу преемников и хочу, чтобы они могли вдохнуть жизнь в русскую песню так, как я умею.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУБАНИ

Самый знаменитый кубанец.
Сегодня никто не поспорит с тем, что Кубанский казачий хор – самый популярный профессиональный национальный коллектив. Символ не только края, но и всей России. Он выступает на саммите большой восьмерки и других встречах на высшем государственном уровне.
Свежи впечатления от выступления на саммите Большой восьмерки. Буш в кресле под нашу «Калинку» пританцевывал. И другие президенты ему компанию составяли.
Владимир Владимирович Путин тоже не сдержал восторгов. Смотрю, он жестами показывает: «Здорово!».
Только однажды в Грановитой палате Московского Кремля мы испугали Клинтона. Как грянули, у него из рук вилка выпала. Не ожидал такой мощи.
А Берлускони однажды сказал: «Вы покорили Италию не пушками, а песнями». Мы ведь и в Венеции выступали.
Сейчас у меня на столе целые подборки статей из турецких, датских газет. Получил из наших посольств. Самые высокие оценки нашего творчества. В Анкаре пели в театре оперы и балета. Казалось бы в зале люди другой культуры, веры. В прошлом были между нами раздоры. Все забыто. После концерта турки к нам — со слезами и объятьями. Приняли и полюбили.
И Герхард Шредер тоже прослезился, когда услышал в нашем исполнении песню на немецком языке, на ганноверском диалекте. А он родом из Ганновера.
Президенты — большие люди, но все склоняются перед нашим искусством. В концертных залах они — обыкновенные люди, которые аплодируют, не жалея ладоней.
Правда, аплодировали нам не все. Например, во Вьетнаме и Корее мы поначалу растерялись. После каждого номера публика головами кивала. Оказалось, у этих народов не принято аплодировать, чтобы не отвлекать артистов…
В детстве мечтал стать путешественником. Сбылась мечта. Посмотрел мир. И убедился: лучше России и Кубани нет места. Во всяком случае для русского человека. Домой тянет. Понимаю Есенина, написавшего: «Если крикнет рать святая: кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу: не надо рая, дайте родину мою».
Бывало, за границей к нам подходили эмигранты, интересовались, как живем в России, можно ли им вернуться на родину. После наших концертов они острее ощущают свою русскость. Запомнились мне слова Никиты Михалкова: «Принято считать, что по-настоящему русским человеком чувствуешь себя только в православном храме. Хочу добавить: «Я также чувствую себя русским на концертах Кубанского казачьего хора». Значит, правильную культурную политику ведет наш коллектив. Значит, не случайно пришел я в свой хор, а по промыслу Божьему!


НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
ШКОЛА ИМЕНИ В.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Краевая детская экспериментальная средняя общеобразовательная школа народного искусства Кубанского казачьего хора в соответствии с распоряжением главы администрации края А.Н. Ткачева от 16 января 2007 года «О переименовании образовательного учреждения в среднюю общеобразовательную школу и присвоении ей имени В.Г. Захарченко». приобрела новый статус и новое название.
Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко стоит у истоков создания школы. И многое сделал для того, чтобы она жила и выполняла свое предназначение. Она была открыта более 20 лет назад с целью сохранения традиционной культуры Кубани, все это время высокопрофессиональный педагогический коллектив осуществляет подготовку исполнителей для работы в творческих коллективах народного творчества. Сегодня на пяти отделениях (народного хорового пения, народного танца, декоративно-прикладного искусства, духовых инструментов, народных инструментов) школы обучается 576 человек, в том числе талантливые дети из многих городов и районов Краснодарского края, а также Республики Адыгея и Ставропольского края. А выпускники составляют славу многих профессиональных коллективов Кубани, в первую очередь, конечно же, Кубанского казачьего хора.
… Себе на смену готовлю целую команду, которая сумеет продолжить мое дело. Доволен внуками. Старшему — одиннадцать, среднему — шесть, а младшему — одиннадцать месяцев. Старший говорит: «Дедушка, хочу быть таким, как ты». Отвечаю: «Хорошо, только для этого тебе надо учиться на «пятерки». Они с братом занимаются в детской экспериментальной школе народного искусства.
Очень помогает старшая дочь Виктория. Она окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. В хоре почти четверть века. Знает все песни. Но главную роль пока не отвожу своим детям. Возлагаю надежды на тех, кто прошел школу Кубанского казачьего хора. На своих единомышленников.
Если бы не было хора, не было бы таких творческих коллективов, как «Казачья душа», «Кумовья», «Родник»… Их возглавляют известные артисты, ветераны Кубанского казачьего хора, народные артистки России Татьяна Бочтарева, Раиса Гончарова. И народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко тоже наша, она сейчас руководит Краснодарской филармонией и своим ансамблем «Ивушка». Бывший хормейстер хора народный артист России Вячеслав Яковлев создал в филармонии прекрасный камерный хор. Так что Кубанский казачий хор еще и кузница руководящих кадров.
У меня, как говорится, надежный тыл. На Кубани крепкие корни. В станице Каневской живут брат с сестрой. Только собираемся все вместе нечасто. У всех свои дела. Но на праздники Кубанского казачьего хора родственники съезжаются и без приглашения.
Дочь Наташа окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Младшая Вера учится в Кубанском госуниверситете. Все мои дети воцерковленные. Спокоен: где бы они ни жили, от веры не отступят, от России не отрекутся.
Когда бываю не в духе, всегда согревает мысль о тихой моей родине. Вспоминаю родные пороги отчего дома. Стоит хибарка в Дядьковской. Земляки собираются создать музей. А улицу, на которой родился, — бывшая Свердлова, теперь назвали моим именем. Так что не один я в поле воин. Со мной Кубань и кубанцы! (Материал подготовлен с сайта Кубанского казачьего хора)

Юбилей земляка
Виктора Гавриловича Захарченко!

Дорогие земляки, встречайте народного артиста России и Украины, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Адыгея, профессора, лауреата Государственной премии России, композитора, Героя Труда Кубани Виктора Гавриловича Захарченко! — так приветствовали ведущие праздника нашего знаменитого земляка, который 24 марта отметил свой 70-летний юбилей вместе с жителями своей малой родины. Пока юбиляр шел к празднично украшенной сцене по почетному коридору, выстроенному детками из творческих коллективов в руках с цветами и шарами, и строем казаков под водительством атаманов с Насеками и Знаменами, жители Кореновска горячо приветствовали своего земляка, скандируя «С юбилеем!».
Конечно, много теплых и сердечных слов поздравлений были адресованы Виктору Гавриловичу в этот праздничный день. Глава муниципального образования В.Н.Рудник вручил Захарченко свидетельство и медаль Почетного гражданина Кореновского района, памятные подарки и поблагодарил юбиляра от всех земляков за возможность вместе с ним разделить это торжество и еще раз соприкоснуться с живым родником песенной культуры прославленного Кубанского казачьего хора. В ответном слове Виктор Гаврилович сказал:» Дорогие мои друзья, представьте, какие у меня сейчас чувства в душе, такое внимание огромного числа людей! … Мне даже неловко. Я родился на этой благодатной земле, здесь мои корни, я мальчишкой ходил пешком из Дядьковской в Кореновскую! Даже грешно взять все эти слова ваших поздравлений на себя одного, от вас я все взял, меня взрастила эта земля… Спасибо вам, мои земляки, я вас обнимаю и низко вам кланяюсь!»
…Затем лауреаты I фольклорного фестиваля творческих коллективов им.В.Г.Захарченко получили дипломы лично из рук В.Г.Захарченко.
Среди торжественных моментов этого дня – подписание договора о сотрудничестве между Кореновским районом в лице его главы В.Н.Рудника и Государственным научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» в лице его художественного руководителя В.Г.Захарченко; открытие аллеи «Почетных граждан Кореновского района»; фейерверки, запускание шаров в небо, море цветов и конечно же главное событие – концерт Кубанского казачьего хора, прямо на центральной городской площади, сцену с артистами плотными рядами окружили люди, песни наши, кубанские, родные, вызывали у людей слезы радости, это был поистине народный праздник. Земляки горячо благодарили Виктора Гавриловича и артистов хора. Такие концерты не дают исчезнуть из жизни и памяти народа нашим исконно русским духовным ценностям.
Вечером того же дня Виктор Гаврилович и Кубанский казачий хор дали концертные мероприятия в ст.Дядьковской.

Человек, рожденный в семье казаков, в течение всей жизни будет следовать традициям своего народа и всей душой и сердцем соответствовать своему статусу. Именно таким человеком является Виктор Захарченко - казак в душе и снаружи. Известность ему принесло художественное руководство Кубанским казачьим хором и создание песенной симфонии.

Кубанский казак

Виктор Захарченко родился в станице Дядьковской, расположенной в восьмидесяти километрах от Краснодара. Отец его работал сапожником, мать была колхозницей. Рожденный в простой семье, Захарченко оказался на удивление одаренным парнем. Спустя годы он стал композитором, публицистом, фольклористом и бессменным руководителем Кубанского казачьего хора. Близкий друг композитора, казак и гендиректор АПК «Кубань-Люкс» Николай Лютый, рассказывал, что все жители станицы гордятся и считают, что нет человека легендарнее, чем Захарченко Виктор Гаврилович. Биография его насчитывает множество наград и званий, но самыми добрыми и трогательными являются истории из детства. Когда он был еще мальчишкой, станицу оккупировали немцы, от которых он услышал звук национальной гармошки. Однажды он нашел инструмент на лавочке и сразу начал играть на нем. Это породило в нем мечты о собственном столь привлекательном и звонком инструменте. Спустя время его мечта сбылась и мать подарила ему гармошку, купленную в Кореновске. Счастью будущей звезды не было предела, он даже спать ложился вместе с дорогим сердцу инструментом.

Мальчик с мечтой

В детстве Виктор Захарченко был обычным мальчиком с огромным желанием учиться и творить. Однажды, будучи учеником пятого класса, он даже решил написать письмо Сталину. Он написал, что у детей станицы и у него лично есть огромное желание развиваться в музыкальной области, а в школе нет даже баяна. «С нами совсем никто не занимается», - писал Виктор Захарченко. Биография его благодаря данному письму пополнилось неожиданной для всех историей про то, как в станицу нагрянула комиссия с проверкой. Проверка пришла домой к мальчику, чем очень напугала маму, а потом отправилась в школу и отчитала директора за недостаточное внимание к творческому развитию учеников. Как оказалось, композитор очень хотел и надеялся, что его заберут с собой и всему научат, но на деле проверяющие сказали, что ему необходимо немного подрасти и только потом приезжать учиться музыке.

Свет Божий

Виктор Гаврилович в девяностые пришел к тому, что не достаточно глубоко понимает всю суть казачьей песни. Как оказалось, казаки были глубоко верующими людьми, и в свои произведения вкладывали религиозную основу. Понимая то, что у него недостаточно знаний о православии, композитор отправился в церковь, исповедался и принял решение участвовать в песнопениях на клиросе. Он погрузился в изучение духовной литературы и только тогда смог понять всю сущность православия. Благодаря стократно возросшей любви к Богу песни Виктора Захарченко даже звучать стали иначе - проникновенно и торжественно.

Виктор Захарченко. Кубанский казачий хор

Официальной датой основания считается 14 октября 1811 года. В этот день хор впервые пел на церковной службе, посвященной Покрову Пресвятой Богородицы. Многолетние существование прервал указ, который постановил роспуск хора 10 июля 1921 года. Только через пятнадцать лет Кубанский казачий хор удалось возродить под руководством Григория Концевича и Якова Тараненко. Виктор Захарченко начал руководить хором в 1974 году. Его целью было возродить классический казачий хор и сохранить традиции своего народа. Виктор Захарченко Кубанский казачий хор увековечил на четырнадцати сборниках давно забытых казачьих песен. Благодаря его безграничной любви к культуре своего народа сегодня этот хор - не просто группа людей, исполняющая давно забытые песни, а единственное в России государственное творческое объединение, всеохватно занимающееся возрождением кубанской народной культуры. И все это благодаря тому, что кубанский хор Виктор Захарченко любит особенной любовью, как свое дитя.

Слово в кубанской песне

На вопрос: «Что создается первым - музыка или слова?» - Виктор Гаврилович с уверенностью отвечает, что слова. Он, безусловно, уважает музыку и относится к ней со всем трепетом и любовью, но даже в Евангелии написано, что вначале было слово. Процесс зарождения новой песни у Виктора Гавриловича очень прост. Он сначала берет стихи, нет, он их не читает, а непременно напевает, и если напев его трогает, то рождается новая песня. Песни, которые дарит людям Кубанский казачий хор, рассказывают о любви к девушке, к матери, к милому сердцу дому и к своей необъятной Родине. По мнению Виктора Гавриловича, песня - это самый простой жанр в музыке, ее легко воспринимать даже детям. Но из его души вырывается негодование относительно репертуара современных певцов. В них нет ничего светлого и доброго, и именно поэтому доносить до слушателей столь возвышенные чувства берется на себя Кубанский казачий хор.

Мечты счастливого человека

Захарченко часто читает Евангелие, в которой апостол Павел много говорит о нищих. В России безденежье встречает чуть ли ни каждого второго, и это очень волнует композитора. Но, по его словам, финансовая нищета - еще не самое страшное. Нет ничего страшнее нищеты духовной. Народ не верит в свою страну, он не поет патриотические песни. Виктор Гаврилович считает себя счастливым человеком, так как он причастен к Божьему помыслу и народной культуре. А самое главное, что он мечтает этим делиться с другими людьми. И его мечта сбылась - он доносит до слушателей через песни Кубанского казачьего хора духовную культуру праотцов. Концертные туры - это, конечно, хорошо, но Виктор Гаврилович питал огромное желание отметить юбилей Кубанского казачьего хора на сцене Кремля. Мечта сбылась в 2012 году, и теперь Виктор Гаврилович живет с чувством, что все мечты сбываются, главное - верить и стремиться.

Казаки двести лет поют

Двести лет со дня образования было Кубанскому казачьему хору в 2012 году. Художественный руководитель коллектива принял решение окрестить его словами «Лучшее за 200 лет». Этот юбилей сложно назвать концертом, это, скорее, дань и поклон людям, стоявшим у истоков формирования Кубанского казачьего хора. Музыкантам, видевшим наступления Наполеона, певцам, поддерживающим дух народа во времена голода и холода, регентам, идущим вместе со всеми по тернистому пути казачества. Но, несмотря на все трудности, хор продолжил свое существование и сохранил традиции казаков разных поколений. Юбилей отметили на сцене Кремлевского дворца. Участниками представления стали почти пятьсот бывалых казаков и юных казачат. Со сцены звучали лучшие и завораживающие новинки. Зрители не могли оторвать взгляд от красивейшей хореографической постановки. Лихие казачьи пляски, блеск лезвия клинка, виртуозные схватки на шашках и пиках, традиционные казачьи костюмы создавали поистине историческую атмосферу.

Виктор Захарченко. Семья казачья

Главным человеком в любом хоре считается дирижер. Именно он создает необходимую атмосферу и настраивает музыкантов на нужный лад. Главным дирижером Кубанского казачьего хора является его художественный руководитель Виктор Гаврилович Захарченко. Директором хора назначен Арефьев Анатолий Егорович. В должности помощника художественного руководителя трудится заслуженный работник культуры Кубани Виктория Викторовна Захарченко. Заслуженный артист республики Адыгея Арефьева взяла на себя обязанности балетмейстера. За качество пения в Кубанском казачьем хоре отвечает заслуженный артист РФ, Кубани, главный хормейстер Наталья Александровна Коротенко-Губа. Помогают ей еще два хормейстера - Полина Владимировна Ярешко и Андрей Михайлович Кобельков. Слушая любимые песни Кубанского казачьего хора, зритель слышит более пятидесяти голосов разных артистов. Зажигательные казачьи танцы исполняют более двадцати артистов балета под руководством репетитора Леонида Игоревича Терещенко. И тринадцать замечательных артистов оркестра радуют своей музыкой слушателей Кубанского казачьего хора игрой на баяне, балалайке, трубе, контрабасе, флейте и гобое.

О чем поют казаки

Репертуар Кубанского казачьего хора широк и разнообразен. Песенная симфония Виктора Захарченко славится своей необыкновенной философской глубиной. Свое вдохновение он ищет в произведениях Блока, Лермонтова, Есенина, Цветаевой и многих других русских поэтов. Он не пытается их перепеть, ведь это давно уже реализовано, Виктор Гаврилович, скорее, осваивает стихи фольклорным методом. На сцене Кубанский казачий хор исполняет много народных песен, в их числе «Трава моя, трава», «Комарики-мушки дробненькие», «По дорогам пыль клубится», «Ой, ходила Катюша по горе крутой», «Ой, во поле три дорожки». Также важное место занимают песни, положенные на стихи русских поэтов: «Весенняя гроза», «Русская звезда», «Молитва матери», «Троицыно утро», «Буря мглою небо кроет», «Колокольный звон». Эти и многие другие авторские произведения Виктора Захарченко называются «Песенная симфония Виктора Захарченко». Не могут не привлекать внимания черноморские песни («Там на Кубани», «Распрягайте, хлопци, конэй») и песни линейных казаков («Ой, на горе калина», «Ой, тучки темные»).

Композитор

Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Музыковед-фольклорист, композитор, хоровой дирижер, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960, дирижирование и хоровой класс А.И. Манжелевского); дирижерско-хоровое отделение Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (1967, хоровой класс и ди-рижирование В.Н. Минина и Б.С. Певзнера).

В 1965-1974 главный хормейстер Сибирского народного хора (Новосибирск). В 1974 стал художественным руководителем Кубанского государственного казачьего хо-ра. Искусство государственного академического Кубанского казачьего хора пользуется заслуженным успехом в нашей стране и за рубежом. Гастрольные пути Кубанского казачьего хора проходят по всем странам и континентам.

Успешной и плодотворной была и деятельность Захарченко-фольклориста. Им собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества дореволюционные 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая и переизданы в двух томах в творческой редакции с позиций современной фольклористики. В.Г. Захарченко изданы также «Песни станицы Кавказской», два тома «Кубанских народных песен» и «Песни Кубанского казачьего хора».

В.Г. Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция Центра народной культуры Кубани (ЦНКК). Это единственное в стране учреждение культуры, которое планомерно, широко и перспективно занимается возрождением традиционной народ-ной культуры. Центр включает в себя детскую художественную школу (музыкальный фольклор, иконопись, народные ремесла и народная хореография), Государственный академический казачий хор, благотворительный фонд «Истоки». На базе ЦНКК проходят фольклорные фестивали, международные научные конференции, чтения, издаются исследования по истории и культуре казачества, выпускаются компакт-диски, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская работа.

Член Союза композиторов России.

Народный артист России (1984) и Украины (1994).

Заслуженный деятель искусств России (1977).

  • Лауреат Государственной премии России (1991, 2016).
  • Медаль «Герой труда Кубани»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III (2009) и IV степени (2004).
  • Орден Дружбы (1998).
  • Орден Трудового Красного Знамени.
  • Орден «Знак Почета».
  • Орден дружбы (Вьетнам).
  • Орден князя Ярослава Мудрого (Украина).
  • Орден «За заслуги» (Украина).
  • Орден преподобного Сергия Радонежского (РПЦ).
  • Орден Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени.
  • Медаль «Слава Адыгеи».
  • Орден «За веру, волю и Отечество» (Союз казаков России).
  • Почетный житель станицы Дядьковской.
  • Почетный гражданин города Краснодара.

Некоторые издания В.Г. Захарченко

  • В 1998 Краснодарской краевой библиотекой им. А.С. Пушкина и Краснодарской государственной академией культуры и искусства был подготовлен библиографический указатель. В нем отражены основная часть публикаций и самого В.Г. Захарченко, и литература о его творчестве (1969-1998 годы). Стремясь избежать повторов, мы указываем в нашем справочнике лишь некоторые, наиболее существенные книги и нотные издания В.Г. Захарченко.
  • 1. Песни села Балман; запись, сост., нотирование и вступит. ст. В.Г. Захарченко. – Новосибирск, 1969.
  • 2. Песни Кубанского казачьего хора; сост. В.Г. Захарченко, вступит. ст. В.Г. Комиссинского. – Краснодар, 1978.
  • 3. Свадьба Обско-Иртышского междуречья: этнографические описания свадебных обрядов. Тексты и напевы песен / Захарченко В.Г., Мельников М.Н. – М.: Сов. композитор, 1983. 224 с.
  • 4. Народные песни Кубани. Вып. 1. – Краснодар, 1987.
  • 5. Народные песни Кубани. Вып. 2. Песни черноморских казаков. – Краснодар: Сов. Кубань, 1997.
  • 6. Песни из репертуара Кубанского казачьего хора; обр. В.Г. Захарченко, сост. А.В. Шугай и В.Г. Захарченко. – Киев: «Мистетство», 1990.
  • 7. Песни станицы Кавказской, записанные от Анастасии Ивановны Сидоровой. – Краснодар, 1993.
  • 8. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков; творч. ред., вступит. ст. «Аким Дмитриевич Бигдай и его сборник “Песни казаков Кубани”» В.Г. Захарченко. Том 1. Песни черноморских казаков. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1992. 446 с.
  • 9. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков; творч. ред., вступит. ст. «Дело государственной нужды» В.Г. Захарченко. Том 2. Песни линейных казаков. – Краснодар: Сов. Кубань, 1995. 510 с.
  • 10. Поет Кубанский казачий хор. Вып. 1. Народные песни, записанные в станицах Краснодарского края в обработке для народного хора; вступит. ст. В.Г. Захарченко. – Краснодар: Изд-во «ЭДВИ», 2002. 319 с.
  • 11. Захарченко В.Г. Остановись, мгновение: Марина Крапостина. – Краснодар, 2000. 12 с.
  • 12. Захарченко В.Г. Песней очистимся: статьи, беседы, интервью. – Краснодар, 2007. 399 с.
  • 13. Песни сибирского села Ольшанка / Захарченко В.Г., Мельников М. Н. – Краснодар: Кубанский казачий хор, 2008. 171 с.
  • 14. Захарченко В.Г. Россия! Русь! Храни себя, храни! Песни для нар. хора и со-листов на стихи рус. поэтов. – Краснодар, 2008. 400 с.
  • 15. Захарченко В.Г. «Спасибо, Родина, что счастье есть»: 70 лет с кубанской песней. – Краснодар, 2008. 44 с.
  • 16. Захарченко В.Г. Умом Россию не понять: песни на стихи рус. поэтов для со-листов, хора и орк. (аранжировка А. Дудника). – М.: Композитор, 1998. 126 с.
  • 17. Из истории Кубанского казачьего хора. Материалы и очерки; сост. и общ. ред. В.Г. Захарченко. – Краснодар, 2006. 312 с.
  • 18. Кубань – Украина: историко-культурные связи. Шевченковские чтения к 70-летию В.Г. Захарченко: матер. науч.-практич. конфер. ; сост. и научн. ред. Н.И. Бондарь. – Краснодар: Пресс-Имидж, 2008. 152 с.
Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...