Зимние явления природы. Признаки зимы в неживой и живой природы Что происходит с наступлением зимы


наталья витальевна зашихина
Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)

Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам , приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

ОСЕНЬ СЕНТЯБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе : понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; в живой природе : листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг, потому что исчезают насекомые.

2. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.

3. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желание общаться с природой .

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

Объекты наблюдений

растительность

Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется : береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени : сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме.

Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

животный мир и люди

Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на паутину. Понаблюдать с детьми за паучком . Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух - разносчиков болезней.

Наблюдения за птицами . Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами , как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались : кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Труд в природе .

Уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

неживая природа

Состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая) .

Наблюдения за солнцем . Обратить внимание, где светит солнышко утром и куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время ут-ренней прогулки, а какие - во время вечерней, сравнить.

Вывод : солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свой-ствах солнечных лучей.

Опыты : Солнце высушивает предметы, Солнце прогревает предметы : Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.

Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер : качаются ветви деревьев, бегут облака).

Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Наблюдения за облаками . В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни.

Наблюдения за дождем . Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь» . Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее - летний или осенний.

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы : заморозки по ночам, появление инея ). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья - закрепить понятие «листопад» , - холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).

2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.

3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.

4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

растительность

Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад» , «золотая осень» .

Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой» . Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска) .

Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются.

Труд : Сбор семян цветов.

Сбор красивых листьев для букета в уголок природы .

животный мир и люди

Обращаем внимание, что на участке все меньше насекомых, исчезли некоторые птицы. По возможности наблюдать за отлетом птиц .

Наблюдаем за поведением оставшихся птиц и насекомых.

Наблюдаем за посадкой , обрезкой деревьев и кустарников, беседуем о необходимости этого труда.

Труд :

Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала .

неживая природа

Продолжать отмечать состояние погоды; наблюдать за солнцем , ветром, небом, осадками. Солнце менее теплое, светит реже; ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

Опыты : Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она : теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руке, цвет (светло-ко-ричневый) .

Полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод : изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовиться к зиме, отрастить длинную теплую шерсть травоядным животным, белка- заготовила на зиму пищу, медведь подготовился к спячке; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме - одежда, пища, жилище).

2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.

4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

растительность

Наблюдаем , как растения изменяются с наступлением холодов, как приспосабливаются к размножению.

Труд : Изготовление осенних букетов.

животный мир и люди

Наблюдение : кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью : растения не цветут, у некоторых облетают листья.

Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

Труд :

Уборка листвы.

неживая природа

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь) . Ветер сдувает с листьев последние листочки.

Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает) . Обсудить с детьми, почему он тает.

Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед) . Закрепить представление, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия : в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.

Наблюдение за инеем . Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

ЗИМА ДЕКАБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).

2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе .

4. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы

растительность

Обобщать представления о приспособлении растений к зиме (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают) . Трава спрятана под снегом.

Труд : Засыпаем снегом цветник с многолетними растениями.

животный мир и люди

Расширить знания о жизни птиц зимой , об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны, сравнить, что общего и чем отличаются.

Наблюдать за поведением птиц у кормушки, рассматривать следы птиц.

Труд : Развешиваем кормушки. Начинаем подкормку птиц.

неживая природа

Отмечаем характерные явления : холодно, идет снег, солнце светит, но не греет.

Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы) .

Опыты : Знакомить детей со свойствами снега : холодный, рассыпчатый, липкий, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.

Задачи наблюдений

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы) . Познакомить с новыми понятиями : «метель» , «вьюга» , «оттепель» .

2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.

3. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим» .

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы .

растительность

Наблюдаем особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.

Дерево можно отличить по стволу (березу по белому стволу, рябину по наличию кисти с ягодой)

животный мир и люди

Наблюдения за птицами . На каждой прогулке наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто, где любит находиться : вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ.

Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды : в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой - если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись - это к морозу.

Труд

неживая природа

Наблюдения за снегом . Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи.

В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит.

Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели : липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотреть сосульку - твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

Задачи наблюдений

1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели) . Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает) .

«обобщение» , выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.

4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов .

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы (лепка фигур и построек из снега, катание с горки, катание на санках) .

растительность

Наблюдаем , как растения переносят наступившие холода (ветки становятся ломкими, под снегом можно обнаружить зеленую траву) .

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением оставшихся и зимующих птиц. Формируем желание помогать животным и птицам в зимние холода.

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением , повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Труд : Подкормка птиц. Участие в постройке горки, уборки снега с дорожек.

Наблюдения в неживой природе .

Февраль - месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать , как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно.

Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики - это явление называется вьюгой .

Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось.

Охарактеризовать погоду : снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым» .

Опыты : Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая, вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

Экспериментирование : Изучаем свойство снега (мокрый лепится, сухой сыплется, в тепле превращается в воду) .

ВЕСНА МАРТ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега) .

2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве) .

4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений , труда в природе .

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление : теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

Опыты : Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

животный мир и люди

Наблюдения за птицами . Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее : они чувствуют весну.

неживая природа

В ежедневных наблюдениях за погодой отметить , что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня : - «Выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой». Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми наст (ледяную корочку, которая покрывает снег) . Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать , где быстрее тает снег и сосульки. Подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

Задачи наблюдений

1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин ).

2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов ) .

3. Развивать умственную операцию «обобщение» .

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка) . Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов) . Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

Экспериментирование : Наблюдаем за распусканием вербы, тополя, березы.

Труд : Посадка гороха, лука, окапывание деревьев.

животный мир и люди

Обратить внимание на поведение птиц : они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают) . По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Труд

неживая природа

Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев , таянию сосулек.

Обсудить с детьми, что значит «звенит капель» .

Отметить появление первых проталин . Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками.

Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

Задачи наблюдений

1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны : появление насекомых ; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.

2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе .

5. Продолжаем учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (стало тепле – показалась травка, появились насекомые, появились перелетные птицы).

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Наблюдение за появлением одуванчиков . Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи - стебель) . На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Дли-тельное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете : когда цветет черемуха - это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка» ). Учить детей видеть красоту ярких красок весны.

Труд : Посадка гороха, лука и участие в высадке рассады.

животный мир и люди

С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать , как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением .

По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные) .

Продолжить наблюдения за домашними животными : кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей .

Наблюдаем за обрезкой деревьев и кустарников.

Труд : Посильное участие в уборке участка.

неживая природа

В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды . Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба. Закрепить названия облаков (кучевые) . Какой дует ветерок (теплый, ласковый, шаловливый, нежный) .

Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.

Отмечаем характерные признаки : день увеличился, солнце стало пригревать, появляется трава, замечаем насекомых, дни стали длиннее.

ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ

Задачи наблюдений

Расширяем и обогащаем представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений, летних изменениях в природе (природа «расцветает» , ягоды, фрукты и овощи – корм для зверей, птиц, насекомых).

Подвижные игры : «Поймай комара» , «Воробышки и кот» , «Лето» .

Игры с водой, песком, глиной и др.

растительность

Наблюдаем за ростом и развитием растений и созреванием плодов. Наблюдаем появление и рост грибов .

Поливать растения можно только утром или вечером, когда нет солнца.

Труд : Полив цветов, прополка, рыхление.

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением птиц , животных и насекомых.

Как птицы кормят своих птенцов.

Помогаем составлять простейшую экологическую цепочку (гусеница питается листвой, птица съедает гусеницу) .

Труд : Сбор зеленых кормов для животных живого уголка. В теплый день выносим обитателей уголка на улицу.

неживая природа

Наблюдаем за солнцем , наличием облаков и осадками.

Замечаем такие природные явления , как радуга, роса.

Сильный ветер летом поднимает пыль.

Обращаем внимание на то, как нужно одеться летом, в зависимости от погоды.

На солнце можно обгореть…

Экспериментирование : Недостаток света влияет на рост растения.

Расширяем знания о свойствах песка , камней и глины.

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Наиболее часто встречаемые природные явления зимой:

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния . Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Урок познания мира в 1 классе

Тема: Зимние изменения в живой и неживой природе. Труд людей зимой.

Цели:

    систематизировать и обобщить знания детей о природных связях,

    провести наблюдения над зимними изменениями в природе,

    дать представления о том, как зимуют звери, насекомые птицы;

    дать представление о труде людей зимой;

    вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Ход урока. Слайд №1

1. Организация на урок.

Учитель. О чём будем говорить, узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети. Зимой. Слайд №2

Учитель . Мы сегодня поговорим о приметах зимы, об изменениях в живой и неживой природе с её приходом, взаимосвязи живой и неживой природы. Слайд № 2 (4 клика)

2) Игра «Приметы зимы». Слайд № 2 (5-й клик)

У вас на столе карточки. Расскажите друг другу, что вы знаете о зимних приметах.

Солнце ______, небо _______, осадки ______, погода ______, реки и озера _________.

3) Неживая природа зимой.

Учитель. Зима – самое холодное время года. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, иней, снегопад, лёд, гололёд, изморозь, вьюгу. Какие знаете зимние месяцы?

Дети. Декабрь, январь, февраль. Слайд № 3 (+)

Ученик 1. Декабрь ещё называют студень, студный, стужайло. Декабрь – это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Ученик 2. Слайд № 4 (+) Январь просинец, перелом зимы, перезимье. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середка.

Ученик 3. Слайд № 5 (+) Февраль – снежень, бокогрей, лютый. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

4). Живая природа зимой.

Учитель. А сейчас мы с вами рассмотрим, как отразился приход зимы на жизни растений и животных. Зима – это период покоя в жизни растений, зимой мы не видим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так привыкли к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.

Сможем определить дерево, если оно без листвы?

Игра «Угадай дерево» Слайды № 6, 7, 8, 9

2) Беседа о животных зимой.

Учитель . Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поле и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, знаков, точек, запятых. Значит, ночью тут были разные лесные жители: ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

Прыг-скок, трусишка! Хвост коротышка, уши вдоль спинки, Глаза с косинкой, одежда - в два цвета: на зиму и лето.

Дети. Заяц. Слайд № 10

Учитель. На снегу появились первые следы. Чем питается зимой заяц? Как меняется окраска?

Ученик 1 . Зайцы питаются веточками осины, берёзы, орешника. Едят и сухую траву, сено. Иногда зайцы наведываются в сады, где обгрызают стволы плодовых деревьев. От хищника зайца спасают ноги. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие сзади.

Учитель. Ещё один зверёк оставил следы на снегу.

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом

Дети. Белка. Слайд № 11

Ученик 2 . Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белка затыкает мягким лишайником или хвостом. Летом и осенью запасает орехи, шишки, грибы.

Учитель .

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
А зовут её ……

Дети. Лиса. Слайд № 12

Ученик 3. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши и полёвки. Мышиный писк лиса слышит за 100 метров. От непогоды и врагов прячется в норе.

Учитель. Ходит, бродит злой разбойник. Без дубинки и ножа. Все в лесу его боятся, Кроме дядюшки – ежа.

Дети. Волк. Слайд № 13

Ученик 5. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Умён, имеет хорошее зрение, слух. Зимой волки собираются в стаи, потому что легче передвигаться и охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, он заходит по ночам в деревни, режет и уносит домашних животных. Человека волк боится, но зимой может напасть на него. В небольших количествах волки полезны, так как они догоняют и убивают старых, слабых и больных животных, которые бы заразили остальных. Волка называют санитаром леса.

Учитель. По веткам прыгает белка, бегают по снегу лиса и волк. А где же эти животные?

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной ….

Дети. Медведь. Слайд № 14

Ученик 6. Всё лето и осень медведь ест, накапливая подкожный жир. Потом выкапывает берлогу где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Говорят, что медведи в берлоге лапу сосут. На самом деле со ступней медведя сходит старая сухая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Учитель. В стране лесной живёт портной, Не сшил одёжки ни одной. А в чём секрет? Каков ответ? Иголки есть, А ниток нет.

Дети. Ёж. Слайд № 15

Ученик 7. На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более 6 месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.

3). Игра «Дополни предложение». Слайд № 16

Трусливый, как… Колючий, как…. Злой, как…Ловкий, как ….. Хитрый, как ……..

(Дети дополняют предложения.)

4) Игра «Выбери животное».

Учитель. Выбери животных, которых можно встретить зимой: муравей, медведь, лиса, лягушка, белка, ёж, заяц, куница, уж, лось, бабочка.

Дети хлопками показывают, каких животных можно встретить в лесу.

5). Беседа о птицах.

Учитель. Не только звери, но и птицы оставили следы на нашей полянке.

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …. Слайд № 17

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует, коноплю ворует. Слайд № 18

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая всем морока,
Когда трещит…… Слайд № 19

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист.
«Здорово, дрозд-приятель»
И ставит подпись…. Слайд № 20

В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится.
Ку-ку… ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать …… Слайд № 21

(Ответы: снегири, воробей, сорока, дятел, кукушка).

Физминутка Слайд № 22

Шагаем по дорожке,

Затем по скользкому льду,

По мосточку,

Перепрыгиваем через овражек,

Заходим в парк и идём по снежочку.

А в парке деревья большие, высокие.

Посмотрите как здесь красиво,

Воздух чистый, свежий.

Давайте глубоко вздохнём, выдохнем

И ещё раз вздохнём и выдохнем.

А теперь отправляемся назад:

Идём по снежочку,

Прыгаем через овражек,

Затем по мосточку,

По скользкому льду

И шагаем по дорожке

Вот мы и дома.

Шагают

Скользят по полу

Ударяют по коленям

Подпрыгивают

Потирают ладошку об ладошку

Поднимают руки вверх и покачиваются влево, вправо.

Глубокий вздох и

выдох

Потирают ладошку об ладошку

Подпрыгивают

Ударяют по коленям

Скользят по полу

Шагают

Учитель. И у людей зимой много дел. Чем они занимаются зимой? Кому и как могут помочь? Слайд № 23

Ребята, почтальон Печкин принес нам несколько телеграмм. Давайте их прочитаем.

Телеграмма 1 . Прислали телеграмму птицы. Слайд № 24

«Горе нам, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у нас и от холода нет обороны…»

Как помочь птицам? (сделать кормушки) Слайд № 25

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для них тепло. Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!

Телеграмма 2. Слайд № 26

Когда выпал на землю снег, такой чистый и белый, кругом сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными. На полях перестали зябнуть озимые хлеба – теперь им тепло и спокойно под снежным покровом. Они говорили «Спасибо!» снегу, потому что листочки их отогрелись и не дрожали от ветра и холода. Но вот подул сильный ветер. Он унес снежное покрывало, оголил землю. Озимые хлеба просят: «Люди, помогите нам! Мы мёрзнем!»

Как помочь растениям? (Снегозадержание на полях) Слайд № 27

- Слайд № 28. – Почему так говорят6 «Много снега – много хлеба»?

Работа по учебнику.

А как еще трудятся люди зимой в сельской местности, узнаем из учебника. С. 54.

Кто такие агрономы, трактористы, животноводы? Выберите из правого столбика, какую работу они выполняют, соедините линиями. Проверим по слайду. Слайд № 29, 30, 31

А какую работу должны делать люди в городе? Слайд № 32

Итог . Что нового узнали на уроке? Как трудятся люди зимой? Слайд № 33

Рефлексия. Если урок вам понравился, вы справились со всеми трудностями и всё поняли, прикрепите веселый смайлик на солнышко. Если вам на уроке было неинтересно, что то не получилось, прикрепите грустный смайлик на тучку.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Солнце ______,

небо _______,

осадки ______,

погода ______,

реки и озера _____.

Всем привет. Листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

Процитируйте из Пушкина: — В тот год стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа..., ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения

Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • — Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.

Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

  1. Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2. Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3. И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.

Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.

Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

  • - Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  • - Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.

Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков .

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Тема : В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Задачи урока:

Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Презентация к уроку.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Раздаточный материал.

    Организационный момент.

Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.

Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: слайд 1,2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

Я вас приглашаю в гости к зиме.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) слайд 3

Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

    Актуализация знаний.

Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

Назовите признаки зимы?

Обобщение признаков зимы Слайд 4

4. Зимние месяцы. Слайд 5 - 8

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Народные приметы.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

    Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

    Дым столбом - к морозу.

    Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

    Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

    Холодная зима – жаркое лето.

5. Неживая природа зимой. Слайд 9

Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите

Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?

Учитель . А из чего же состоит снег?

Ученик 1 .

Какими бывают снежинки? Слайд 10

Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Рассмотрите разнообразные снежинки.

Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

6. Работа по учебнику

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой. Слайд 11,12,13.

    оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

    гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

    снегопад (выпадение снега из облаков).

    метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

    изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Гимнастика для глаз

7. Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

8. Зимняя жизнь растений.

–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 14)

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 15)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 16)

Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) .

Физкультминутка . ( Проектор отключается )

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

9. Секреты животного мира.

    –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) ( C лайд 17)

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) ( C лайд 18, по щелчку появляется отгадка и картинка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 19)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) (Слайд 20)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 21)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

( C лайд 25)

Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 22-24)

Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

    Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

    Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

    Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

10. Игра «Расселите животных по домикам » (Слайд 25)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

11 . Жизнь птиц зимой. . . (Слайды26- 27)

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и качующие)

Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)

Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц.

Рассказ учеников о клестах и синица х . (Слайд 28)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

Чем питаются птицы зимой?

Пшено, просо, овёс, пшеница;

    Семена подсолнечника;

    Ягоды рябины, боярышника;

    Семена клёна, ясеня;

    Шишки, жёлуди, орехи;

    Хлеб, хлебные крошки.

И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что произойдёт, если не будет птиц?

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал, выполните тест.

1. Тест «Природа зимой»

Что животным страшнее зимой?

2. Зимой температура:

1)Ниже нуля

2)Выше нуля

3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?

1)Комарами

3)Почками деревьев и ягодами растений

4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?

1)Снегирь

2)Ласточка

3)Синичка

5. Узнай птицу по описанию

Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.

3)Снегирь

4)Синичка

Проверка производится с помощью учителя. Коррекция ошибок.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.

  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

    Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.

Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)

Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок «Зима»

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...