А м горький фома гордеев главные герои. Cочинение «Портретная характеристика Фома Гордеев. Встреча с Щуровым и Ухтищевым


Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».

«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…» Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги. Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев. Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя. Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», - замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны. Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда». Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговецлесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: «Хитрый старый черт... Преподобная лиса... возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит... Поостерегись!..» Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, «мозговой человек», как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей «философии»: «Купец в государстве - первая сила, потому что с ним - миллионы!» Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров - представитель старого, дикого, патриархального купечества. Он против новшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. «От свободы человек гибнет!» - злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер. Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж. «Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования». Мир собственнических отношений для него «тюрьма»: «...Душно мне... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!» «Не жизнь вы сделали - тюрьму... Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали... - говорит Фома купцам. - Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Вы не жизнь строите - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими... Вы испортили жизнь! Вы все стеснили... от вас удушье... от вас!» Фома - «здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности». Он упорно «выламывается» из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге («...пусть голодные учатся, мне не надо...»), общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость сытого к голодному». В конце повести Фома повержен и унижен; маякинский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных. Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям. В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых. Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность. В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело. Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги. Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры. Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него. Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг». «Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление. Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления. Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться. Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

30.03.2013 17367 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)

Максим Горький — человек великой тайны, которую он мучительно и самозабвенно открывал в самом себе через своих героев. Эта тайна — смысл человеческой жизни.

Наверное поэтому в его произведениях нет проходных персонажей — каждый значителен. Значителен именно своим, неповторимым жизненным опытом, личностным пониманием его смысла. Но разве можно до конца познать то, что имеет миллионы решений, меняет свой облик, над чем человечество бьется тысячелетия? Каждый понимает, что дело в правде жизни. «А если она, правда — то самое дорогое и есть? — говорит Яков Маякин — Ежели ее может быть, каждый молча ищет?.. Кто, кроме меня, интересы мои понимает?»

В вопросе о смысле жизни и счастии люди оказываются в таком же положении, как при строительств Вавилонской башни.

В романе «Фома Гордеев», художественном мире, созданном волей и талантом писателя, живут купцы-волгари, владельцы пароходств и заводов, и их дети — наследники богатого состояния. С классовой точки зрения, жизненные интересы у них общие: выгодные сделки, прибыль, капитал, власть. Но помимо этого у каждого есть и нечто большее — жизненные ценности. Иначе как же понять чувство одиночества и тоску Маякина о правде, которую каждый «молча ищет».

О Фоме Гордееве наше литературоведение привычно говорило как о личности «маргинальной», «выломившейся из своего класса»,— да и сам Горький, по его словам, хотел показать титана, «сваленного тучей комаров».

Ключ к главной мысли мы находим в начале романа. Вспомним уклад семьи Маякина, традиционные вечерние чтения Библии, образ, возникающий в представлении маленького Фомы, слушающего «Книгу Иова», написанную библейским вольнодумцем: «Человек... дорастая до неба, погружал свои темные руки в облака и, разрывая их, кричал страшным голосом: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?».

Так на кого же больше похож Фома: на этого человека, достающего до облаков, или на «титана, сваленного кучей комаров»? И кто такие эти «комары»: Маякин, Щуров, Игнат Гордеев?

Почему же купцы при всех отрицательных сторонах личности являются созидателями жизни (они налаживают и развивают торговые связи, организуют перевозки по Волге, необходимые всем, строят фабрики и заводы, по мере возможности помогают людям), а Фома Гордеев — главный герой — получается разрушителем не только дела, созданного трудом, умом и волей его отца, но и собственной жизни, и — что еще страшнее — собственной личности?

Ответ на этот вопрос дает система образов в романе.

В центре романа три фигуры: Игнат Гордеев, Яков Маякин, Фома Гордеев, связанные семейными узами, общим делом, но главное — представлением о совести человеческой (остальные персонажи как бы входят в орбиту каждого из них). Но как жить в ладу с собственной совестью в мире, созданном против законов Совести? «...Совесть, — читаем мы на первой странице романа, — непобедима лишь для слабых духом; сильные же быстро овладевая ею, порабощают ее своим целям». Если совесть «одолеет их души, то они, побежденные ею, никогда не бывают разбиты и так же сильно живут под ее началом, как жили и без нее...».

Так совесть напрямую сопрягается с силой или слабостью человеческого духа. Сильные легко заглушают голос совести, слабые полностью попадают под ее власть. Кого же Горький относит к сильным и слабым духом?

Критерии четкие: сильные — это люди, не «смятенные буйными страстями», не «полубезумные в стремлении забыть себя», те, которые сами управляют жизненным потоком или сознательно отдаются его течению. Слабые же «охвачены темной волной и несутся с нею, словно мусор». «Мутный, горячий поток» овладевает ими.

Значит герой романа — Фома Гордеев — оказывается личностью слабой именно за счет тех сторон его натуры, которые отличают его от других, за которые его любят окружающие. Это человек, имеющий по мнению его самого и близких ему людей, обостренное чувство стыда и совести.

Обратимся к жизненному пути каждого из героев романа.

Образ Якова Маякина

Яков Маякин — владелец канатного завода. «Умный старик. Он во всяком житейском деле изнанку видит. Он у нас — ристократ — от матушки Екатерины. Много о себе понимает» (Игнат Гордеев). Главную цель своей деятельности он видит в устроении жизни, начиная с государства Российского, кончая судьбой отдельного человека. Каждый должен знать место в жизни: если ты пожарный — стой на своей каланче.

В силу жизненной установки Маякин не тяготится своим делом, он не раб, а хозяин его. Прагматичный подход к человеку сочетается с уважением к нему. Маякин твердо следует традициям и законам жизни, поэтому почти до конца борется за Фому, стараясь наставить его на путь, проложенный отцами, чтобы перед смертью было кому передать труд свой. Смело лавируя в бурном потоке жизни, он то противостоит ему, то ложится на дно, то, улавливая волну, мчится на ее гребне. Это опытный, «опаленный жаром жизни» человек, «стойкий в своих желаниях», умеет ценить жизнь и по-звериному наслаждаться ее законами.

Внутренняя жизнь любого человека отражается на его внешнем облике. Вот и мы при первой встрече с Маякиным поражаемся тому, что у него как бы «два лица». На протяжении романа Горький нигде не забывает подчеркнуть ту или иную деталь его облика: то сходство с каким-нибудь хищником, например, ястребом, то отмечает его «иконописное лицо», то его ехидную ядовитую улыбку, то манеру извиваться всем телом». И при всем том — напряженная работа мысли, взгляд умный, бойкий. Речь Маякина тоже разная, по обстоятельствам: властная, вразумляющая, просящая, наставляющая, ехидная, насмешливая, полна ярких, глубоких, запоминающихся афоризмов.

Если он испытывает временами чувство одиночества, то это одиночество земного, житейского плана, без надрыва и томления духа, как у Фомы. Он познал законы жизни, среди которых отведено место Богу и церкви, причем место не формальное. В его доме не отказывали нищим и нуждающимся, «обрядности исполнялись неуклонно, в них влагалась вся свободная сила обитателей». В личной, общественно-деловой жизни Маякин по-домостроевски старается придерживаться христианских заповедей (хотя бывает и циничен), он разумен во всем: в вере, в делах богоугодных, но по сути политика его такова: Богу — Богово, кесарю — кесарево».

Финал его жизни благополучен: он достигает всего, чего хотел — власти, уважения и почета сограждан, богатства. Сын Маякина Тарас, вернувшись домой, не только наследует деньги, но и берет в руки все дела и, став крупным промышленником, вместе с зятем увеличивает капитал отца и занимает видное положение в городе. Маякин любящий и заботливый отец: он приглядел дочери достойную партию — Люба выходит замуж за перспективного Смолина.

Маякин умирает так, как мог бы только пожелать: на руках любящих и уважающих его людей, в благополучной и полной достатка семье.

Образ Игната Гордеева

Под стать ему и Игнат Гордеев (Игнат, Игнатий — имя латинского происхождения, в дословном переводе означает «огнедышащий»), умный, волевой, удачливый именно потому, что обладал огромным запасом энергии, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Успехом в жизни, богатством он был обязан только самому себе. В сорок лет он, начавший карьеру с водолива на барже именитого купца, стал владельцем трех пароходов и десятка барж на Волге. Он тоже из тех сильных духом, которые находят компромисс со своей совестью. Игнат — натура страстная и противоречивая. В его жизни прослеживаются три постоянно сменяющие друг друга полосы. Работа — время, когда он «ловил золото» и «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Его увлекает стихия, но жажда наживы находит удовлетворение не в деньгах, не в количестве пароходов, а в насыщении потребности души. Игнат осознает это как важное жизненное качество — «горела бы душа к работе». Маякин замечает: «Кто так говорит — его хоть до гола раздень, он все богат будет».

Игнат умеет ценить в себе это состояние, потому что переживал тяжелые периоды апатии, полного безразличия к делу и имуществу. Душа мятежная, он даже получает чувственное наслаждение от треска ломающейся под натиском льда баржи, Это время сильно, с напором вырывающейся из него страсти.

Другой период — период кутежей, проматывания денег, нажитых большими трудами, умом и бесстыдством. Тогда он чувствует себя рабом дела. Как дикий зверь, он рвет цепи и бессилен их разорвать — и потому не находит себе успокоения.

Третья полоса жизни — стыд и покаяние, когда Игнат часами простаивал перед иконами, по нескольку дней сидел запершись в комнате, питаясь хлебом и водой.

Этот человек при всем буйстве характера был способен на глубокое, искреннее раскаяние, имел в сердце «страх Божий». Он, как и Маякин, понимал, что не все в жизни зависит от человека, но многое совершается по воле Божьей. Игнат Гордеев и Яков Маякин не рвутся к идеалам, в небесные выси, — но заповеди христианские носят в сердце. Как говорил Достоевский, русский человек грешит, но в отличие от всех других осознает, что безобразит.

Горький показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».

За несколько месяцев до смерти Бог посылает ему встречу с «ангелоподобной женщиной» Медынской, похожей одновременно на «цветок и на икону» (такой она представляется Гордееву именно в тот период). Помогая ей, Игнат вкладывает деньги в богоугодное дело, заботясь не только о симпатии Медынской, но и о том, чтобы люди после его смерти «добром помянули».

Финал жизни Игната Гордеева тоже благополучен. Он, как и его кум, получил от жизни все, что хотел, — богатство, уважение. Он умирает с миром в душе как раз в тот момент, который давал ему уверенность, что его любимый сын прочно стоит на ногах.

Смерть приходит к Игнату как к праведнику. Любая смерть по своей сути безобразна, но как красива эта сцена в романе! Знание прихода смерти как бы дается Игнату заранее. Он умирает без мучений, в одночасье, под благовест колоколов всех церквей, в белой рубахе, в саду под яблоней, полной созревших яблок, а рядом с ним надежда его жизни — сильный и красивый сын. Свет восходящего солнца, розовые блики его лучей на белой рубахе, запах яблок, перезвон колоколов — все символизирует конец жизни человека достойного, «сумевшего сохранить себя цельным» и полностью реализовать свои силы.

Образ Фомы Гордеева

Издавна в литературоведении образ Фомы Гордеева рассматривался как образ мятежника, бунтаря, восстающего против несправедливости, затхлости жизни купечества, уклада жизни царской России.

В отличие от отца и крестного у Фомы нет жизнелюбия, его страсти суетны и мятежны. В момент похмелья, тяжелых раздумий он видит себя в стороне от «котлована жизни», в котором кипят люди. Ему хочется отойти в сторону и оттуда посмотреть, чтобы понять, «зачем дана жизнь человеку».

Образ реки, мутного потока, котлована, бездонного рва постоянно сопровождают Фому Гордеева — они неразлучны. Этого мы не находим в романе, когда ведется рассказ об Игнате, Маякине, Щурове.

Символом запутавшегося сознания Фомы становится в романе сова, которая в народных поверьях отмечена знаком мудрости. Когда-то в детстве Фома с приятелями спугнули в овраге сову и гоняли ее до тех пор, пока она, беспомощная днем, «не истрепалась вконец и где-то запряталась». Сходство положения несчастной совы и Фомы Гордеева заставляет вспомнить слова из «Книги Иова»: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?» Фома, действительно, окружен на свету мраком. Он ослеплен светом, который Бог дал людям, он «хотел научить людей жить, но как надо жить, не знал сам».

Но разве это только его вина? Скорее, беда — и не его одного. Он как бы часть сути чего-то исконно русского, роднящего его с родной природой. Сочетание полусонного, скорее даже — спящего сознания с присущей молодости потребностью «вмешаться в жизнь», «командовать, рубить», продиктованной исключительно желанием «заставить всех обратить на себя внимание и показать всем силу, ловкость, живую душу в себе», приводит героя к тяжелейшему, душевному конфликту. Поглощающая Фому тяга к самоутверждению вязнет не в отсутствии условий для этого (их предостаточно), а в полной неспособности личности реализовать себя. Будет справедливым сказать, что Фома Гордеев вместе с врожденным комплексом неполноценности (стеснительность, замкнутость, робость) мучается еще и неумением что-то делать, говорить, по-житейски вникать в суть явления (он сам не раз признается: «я думать не умею»). А житейская сердцевина всякого торгового дела, которая противна Фоме, по Маякину, такова: «Или всех грызи, иль лежи в грязи... Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой — нож». Внутренняя душевная чистоплотность не позволяет Фоме принять фальшь отношений между людьми, преступные способы наживы, грязные деньги.

Но и простые мужицкие радости недоступны «хозяину» большого дела. Присущее Фоме Гордееву умение ценить красоту во всем (в природе, в труде, в человеческой внешности, манере поведения) заставляют его во время подъема баржи любоваться работой кудрявого веселого парня, но это восхищение тут же перерождается в жгучую зависть. Ритм, слаженность действий дружного коллектива завораживают Фому настолько, что невозможность слиться, раствориться в нем поднимает со дна души быстро нарастающее раздражение и даже злое желание, чтобы цепи порвались, не выдержали — и баржа, его баржа, стоившая таких огромных усилий, не была поднята. Когда же ее удалось все-таки поднять, то не результат труда, а вид этой «грязной, разбитой уродины» злит Фому и поселяет в его сердце обиду на себя.

На первый взгляд, здесь то же равнодушие к своему имуществу, что временами посещало и его отца, однако природа этих чувств не во всем одинакова. Игната волнует зрелище стихии, когда горит его «Волгарь»: «...жалко — не видал я. Чай, какая красота, когда на воде, темной ночью, этакий кострище пылает? Большущий пароходище был...» Игнат весь отдается силе воображения; Фому же беспокоит только смена переживаемых настроений.

Неспособность Фомы Гордеева жить в этом мире (неважно, в каком историческом времени и обществе, — в мире людей) чувствуют все, поэтому каждый, по-своему любя его, дает наставления, не лишенные здравого смысла. Прав Маякин, говоря: «Любит тот, кто учит». Отец учит жить, чтобы брать у жизни все, что она дает в изобилии; крестный — чтобы жизнь устроить для себя и для общества, исполнить долг, реализовав свои силы; Люба — чтобы отдать себя людям и т. д. Словом, нет человека в романе, который бы не поучал Фому. И это вовсе не потому, что они намного умнее его и хотят похвалиться этим. Просто видят, что страдания его искренние, глубокие, они мучают его.

Все сначала учат, а потом уходят от него. Сочувствие не беспредельно, а переживание чужого страдания может заразить душевным нездоровьем и окружающих. Фома правильно угадывает причину своего духовного недуга — «бесчувствие», но это не совсем точно. Он не чувствует не испытывает ни к кому любви, милосердия, его душевные привязанности неустойчивы. В итоге он никому не сделал добра, не сказал ласкового слова, не оказал поддержки и помощи. В пьяных кутежах Фома спускает все нажитое отцом, не задумавшись ни разу над тем, что его деньги могли бы помочь каким-нибудь несчастным. Какие чувства живут в его душе? Смятенность, злоба, злобная мстительность, раздражительность. Полностью бесчувственным его назвать нельзя. Наследника жизни волнует только состояние собственной души, а в ней — «как в погребе» (вспомним Ларру в «Старухе Изергиль»). Перед подъемом баржи все мужики истово молятся, только Фома «забыл снять картуз» и перекреститься. Он грубо обрывает подрядчика, посоветовавшего его обратиться за помощью к Господу, да и сами молитвы «ложились на душу ему, как тяжесть».

Для Фомы с детства существует один закон — его желание, а отсюда честолюбие, самолюбивая уверенность, что он лучше других. Укоры совести и стыд, испытываемые им, постоянно засыпаются плотным слоем пепла его страстей и греховных поступков. Избалованному любовью близких людей, ему и в голову не приходит (при сознании неправильности своей жизни и критике окружающих) покаяться в делах своих.

Именно сокрушения сердечного и смиренномудрия, которое «ни на кого не гневается, и никого не прогневляет» так не хватает Фоме Гордееву. Обратим внимание на имя и фамилию, которые дает Горький своему герою. Фома — один из учеников Христа, получивший прозвище «неверующий» за свои сомнения. Гордеев — явно имеет происхождение от слова «гордость», от «гордыни» (возношение себя перед людьми и Богом) — одного из тяжелейших грехов человеческих

Конец романа, конец судьбы Фомы Гордеева очень тяжелый. В народе говорят, что если Бог кого захочет наказать, он лишает разума. Так происходит и с Фомой: случается то, чего он больше всего боялся. «Он какой-то истертый, измятый и полоумный бродит по улицам — над ним смеются люди, которых когда-то он так ненавидел».

Характерны обстоятельства, при которых умерли Игнат Гордеев, Маякин, и «конец» Фомы, когда-то сильного, богатого и красивого человека. Их смерть носит отпечаток самодостаточности жизни — Фома же пропал для себя и людей. За что судьба так сурово покарала его?

В Игнате и Маякине (при всех их пороках) живет сила любви: к делу, к детям, жизни. Ее нет у Фомы, любви как оживотворяющего начала в судьбе любого человека.

Таковы печальные поиски смысла жизни одного из главных героев Горького — Фомы Гордеева.

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…»

Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», - замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».

Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговецлесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: «Хитрый старый черт... Преподобная лиса... возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит... Поостерегись!..»

Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, «мозговой человек», как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей «философии»: «Купец в государстве — первая сила, потому что с ним — миллионы!» Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и
дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров — представитель старого, дикого, патриархального купечества. Он против новшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. «От свободы человек гибнет!» — злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер.

Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. «Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования».

Мир собственнических отношений для него «тюрьма»:

«...Душно мне... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что — не мирится!» «Не жизнь вы сделали — тюрьму... Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали... — говорит Фома купцам.
— Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Вы не жизнь
строите — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими... Вы
испортили жизнь! Вы все стеснили... от вас удушье... от вас!»

Фома — «здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности». Он упорно «выламывается» из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее
изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов

Ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге («...пусть голодные учатся, мне не надо...»), общество умных и
образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир
собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него
свою печать; он рано познал «снисходительную жалость сытого к голодному». В конце
повести Фома повержен и унижен; маякинский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных.

Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.
В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев — основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.
В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело — зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат — хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник — Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.
Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».
«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди — «столпы общества» — пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.
Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...