Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Как один мужик двух генералов прокормил – краткий анализ Краткий анализ как мужик двух генералов прокормил


Слайд 1

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? – радостно сказал он. - То есть как…мужика? - Ну да, простого мужика… Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы! Прочитайте выразительно. Сформулируйте тему урока. Кто автор этих строк? Из какого произведения этот отрывок?

Слайд 2

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина
Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 3

Цель урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством писателя. 2. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Слайд 4

М. Е. Салтыков - Щедрин
«Я писатель. В этом моё призвание».

Слайд 5

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин?
2. Какова настоящая фамилия писателя?
3. Кто были родители писателя?
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием?
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)?
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина?

Слайд 6

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин? 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии
2. Какова настоящая фамилия писателя? Салтыков
3. Кто были родители писателя? Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца.
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием? Московский дворянский институт Царскосельский лицей Крепостной живописец Павел, сестра Надежда
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)? «Запутанное дело»
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин? Рязань, Тверь
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина? «Сказки для детей изрядного возраста»

Слайд 7

Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках. Г.Х.Андерсен.

Слайд 8

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Салтыков-Щедрин шёл навстречу новому кругу читателей – грамотным людям из народа, которых, по словам Л. Н. Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть ли не миллионами». Кроме того, сказочная фантастика служила средством художественной конспирации: открывала возможность в завуалированной форме ставить самые острые проблемы общественной жизни.

Слайд 9

Что такое сказка?
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях

Слайд 10

М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник
«Я писатель. И в этом моё призванье»

Слайд 11

Терминологический диктант
1. Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане. 2. Иносказание, в котором определенная мысль или понятие передаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности. 3. Эмоционально окрашенное определение. 4. Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности. 5. Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца). 6. Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка. 7. Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков. 8. Едкая, язвительная насмешка.

Слайд 12

№ п/п Ответ
1. юмор
2. аллегория
3. эпитет
4. гипербола
5. Эзопов язык
6. гротеск
7. сатира
8. сарказм

Слайд 13

Немного отдохнем!

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Завязка
Как генералы попали на остров?

Слайд 17

Развитие действия
Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается. Почему? О чем они думают?

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? О чем пишут в газете?

Слайд 21

Кульминация
Какой выход находят генералы из создавшегося положения? Кто такой мужик? Почему так трудно пришлось генералам на острове?

Слайд 22

Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

Слайд 23

Развязка
Каким образом генералам удалось вернуться в Петербург?

Слайд 24

Чем закончилась сказка?

Слайд 25

Приемы сатиры:
Аллегория Гипербола Фантастика Гротеск

Слайд 26

Контроль степени усвоения произведения
1 вариант
1.Как два генерала оказались на необитаемом острове? а) в результате кораблекрушения; б) по щучьему велению; в) с помощью волшебника; 2. Какую газету читали генералы на острове? а) «Московские ведомости»; б) «Московское обозрение»; в) «Весть»; 3. Кем мужик работал в Петербурге? а) поваром; б) извозчиком; в) маляром; 4. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? а) пуговицу; б) орден; в) тапочки; 5. Как генералы вернулись домой? а) заснули и проснулись дома; б) так же, как и попали на остров; в) мужик построил корабль; 6. Какой из генералов был поумнее? а) тот, кто был учителем каллиграфии; б) тот, кто был учителем географии; в) тот, который не был учителем; 7. Как генералы мужика при себе удерживали? а) цепью приковали; б) верёвочкой привязали; в) он остался сам;
2 вариант
1. В чём мужик на острове варил суп? а) в котелке; б) в пригоршне; в) в кокосовой скорлупке; 2. Как генералы отыскали на острове мужика? а) по следам на песке; б) по звукам балалайки; в) по запаху мякинного хлеба; 3. В каком виде генералы прибыли на остров? а) в мундирах; б) в ночных рубашках; в) раздетые; 4. Из чего мужик сделал силки для птиц? а) из собственных волос; б) из собственной рубахи; в) из лески; 5. На какой улице в Петербурге жили генералы? а) на Подьяческой; б) на Фонтанке; в) на Литейной; 6. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху? б) высекли; в) откормили; 7. Чем генералы наградили мужика? а) орденом; б) плёткой; в) рюмкой водки и пятаком.

Слайд 27

Сверим ответы
задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант
1. Б Б
2. А В
3. В Б
4. Б А
5. В А
6. А Б
7. Б В

Слайд 28

Характеристика героев
Генералы Мужик

Беспомощные?

Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать?
? Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные?
? Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» ?
? Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 29

Сверим ответы
Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать Все время занят работой
Глупые (ничего не понимали) Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные Мастер на все руки
По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет
Не способны думать ни о ком, кроме как о себе Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 30

Оцени себя: Если у вас получилось от 16 до 21 верных ответов – вы хорошо усвоили тему урока. Если вы набрали от 10 до 15 верных ответов – вам нужно повторить тему урока. Если вы набрали менее 10 верных ответов – вы плохо усвоил изученный материал, будьте внимательней!

Слайд 31

Разделы: Литература

Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

  1. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
  2. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
  3. Развивать умения делать выводы из прочитанного.
  4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
  5. Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.).

Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

Что такое сатира?

(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. ).

2. Проверка домашнего задания.

Какие вопросы у вас возникли, когда вы читали произведение?

(вопросы записываются на доске)

  1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?
  2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?
  3. Необитаемый остров?
  4. Газета “Московские ведомости”?
  5. Генералы работали в регистратуре?
  6. Зачем нужно упоминание о кухарке?
  7. Зачем упоминается одеяло?

3. Анализ сказки.

Где начинается действие произведения? (В Петербурге ).

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений ).

Кто герои произведения? (два генерала ).

Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин ).

Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом ).

Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин. ).

Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров ).

Какой остров считается необитаемым? (где нет людей ) .

Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте ).

Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью ).

Генералы пытаются уйти ото реальной жизни уснуть. Не получается.

Почему? - О чем они думают?

Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

Какой выход находят генералы из создавшегося положения?

(Найти мужика, текст ).

Кто такой мужик?

(зависимый крестьянин ).

Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло ).

Где кульминация произведения? (нашли мужика ).

Где развязка? (возвращение в Петербург ).

Определите тип композиции? (кольцевая ).

Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

Выжили бы они без мужика? (нет )

В Петербурге они жили своим трудом?

В чем географическая особенность Петербурга?

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

Приемы сатиры

Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева )

Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

(сцена остервенения генералов ).

4. Домашнее задание

Напишите, что в поведение мужика вызывает восхищение, а что осуждение.

Форма сказки всегда привлекала Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки относятся к 1869 году. Однако подавляющее большинство их было написано за период с 1884 по 1886 годы.

Привлекательность сказочной формы для Салтыкова-Щедрина легко объяснима. Великий сатирик писал свои произведения на «эзоповском языке». Сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Ведь сказка (как впрочем и басня) издавна создавалась самим народом. А Щедрин, как известно, радел за народ, переживал за его судьбу, за беды, которые он претерпевал. Испытывая подобные чувства, сатирик порицал высокопоставленных лиц, всячески пародируя их в своих произведениях.

Отражение всего этого мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Типичное для народной сказки начало - «жили да были» - задает тон всему дальнейшему повествованию. Вполне реалистичное, оно скрыто за фантастическим сюжетом: два генерала, которые «служили…всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали», попадают на необитаемый остров. И поскольку до этого ни к чему эти герои руки не прикладывали, то на острове не могли добыть себе пищу. И это несмотря на то, что на острове «растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал». Так и остались генералы голодными.

Единственное, что нашел один из генералов, был старый «нумер «Московских ведомостей», который и принялись читать несчастные. Чуть ниже Щедрин напишет: «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра…был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и державшего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…»

Здесь проявился один из приемов поэтики жанра сказки Салтыкова-Щедрина – полемика с литературным противником.

Но чтением сыт не будешь! Голод брал свое. Генералы не нашли ничего съестного вокруг себя. И тут их взор обратился друг на друга. В мгновение ока эти два приятеля превращаются в хищников, готовых разорвать и съесть другого. Хорошо, что все обошлось малой кровью: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»

Неизвестно, что было бы с этими героями, если бы не встретили они простого мужика. Чувствуя свое сословное превосходство, генералы приказали ему добыть им еду. Мужику не составило особого труда выполнить из приказ. И здесь очевиден контраст между действующими лицами сказки. Генералы изображены Салтыковым-Щедриным карикатурно. Мужик же – это воплощение всех положительных качеств, которыми обладает простой народ: смекалка, трудолюбие, готовность к трудностям. Мужик «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина!»

Итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени. Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию. Мне кажется, слово «высшее» действительно стоит заключить в кавычки. И этому есть простое объяснение: те самые неприспособленные к жизни генералы, которых Салтыков-Щедрин обличает в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сати­рического творчества. Его обращение к сказочному жанру обу­словлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась осо­бая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов.

В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фан­тастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное ис­кусство эзопова языка.

2) Особенности жанра.

М.Е. Салтыкова-Щедрина «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отно­сится к жанру сатирической литературной сказки.

Литературная сказка - эпическое повествование, преимуще­ственно прозаического характера, с установкой на вымысел; от­ражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и показывает осо­бенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они - яв­ления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с ка­кими другими известными литературными и фольклорными сказками.

«Сказка, - писал , - может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они на­писаны настоящим народным языком - простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народ­ной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, форми­ровалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фанта­стика, образность народной речи, приём зоологических упо­доблений.

3) Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евгра- фович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков- Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать се­вера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не на­шли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог по­думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?» - вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образов генералов важны художественные детали, которые также имеют гротеск­ный характер. Например, единственным предметом, напоми­нающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, - всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, - заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи гос­под появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, кото­рым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! - небось и ухом не ведёшь, что туг два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, бе­лыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернув­шись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в ка­значейство и сколько тут денег загребли».

Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомыс­ленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ни­чего не знают и не понимают)

Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на не­обитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что чело­веческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт»)

Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

Как повёл себя мужик, увидев генералов? (начал им прислу­живать)

Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (му­жик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку

водки да пятак серебра»)

Образ мужика. Само появление в сказке мужика фанта­стично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под го­лову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Му­жичину интересует, довольны ли господа генералы его усер­дием. Герой даже сам плетёт для себя верёвку, которой его по­том генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою гене­ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведе­ние мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иро­низирует над мужиком, называя его то «мужичиной- лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются аб­сурдными: «...начал мужик на бобах разводить, как бы ему сво­их генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жалова­ли и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о ге­рое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым- Щедриным в своей сказке.

Сатирическая форма стала для М.Е.Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различ­ные сатирические приёмы: гротеск, ирония, фантастика, аллего­рия, сарказм - для характеристики изображаемых героев и опи­сания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, гам родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных ру­башках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин вы­смеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к ко­фею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных жи­вотных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатириче­ские приёмы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Вы­смеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да нака­пливаются».

Сатира - вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приёмы, которые используются М.Е. Салтыко­вым-Щедриным в своей сказке:

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на не­обычном сочетании фантастического и реального.

Сарказм - едкое выражение насмешки.

Эзопов язык - особый язык, иносказание, с помощью кото­рого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

Аллегория - иносказательное изображение предмета с це­лью выявить наиболее существенные черты. Гипербола - сильное преувеличение. Фантастика - способ изображения действительности в нере­альном виде.

Ирония - способ выражения насмешки. - Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...