Анатолий кокорин иллюстрации к сказкам. Мой кумир - анатолий кокорин


Этой осенью я открыла для себя Анатолия Кокорина. И влюбилась по уши. Я посмотрела в интернете и библиотеке несколько его книг и множество сканов иллюстраций.
В детстве Кокорин прошел мимо меня, и сейчас я активно навёрстываю упущенное.
Особенно сильно я влюблена в Европу Кокорина. То есть иллюстрации сказок у него бесподобные, и я их тоже всё рассматриваю и рассматриваю, но глядя на зарисовочки европейских городов я буквально задыхаюсь от восторга.

Во мне проснулся дух собирательства. Я хочу, жажду, вожделею иметь его книги:)

Первой птичкой стала «Англия, Шотландия и Ирландия» (Кокорин, А. В. Англия, Шотландия и Ирландия. — М.: Сов. художник, 1972). Спасибо за неё Алибу. Разброс цен поражает. Одну и ту же книгу продают за 500, 800, 900 р. Мне повезло, я купила её всего за 200. Да ещё и у продавца из Москвы.

Удивительно, что советского художника в 1960-е годы выпускали за границу — и куда — в Великобританию! Да не один раз. К слову сказать, Кокорин был заядлым путешественником. Где он только не бывал помимо Великобритании — в Голландии, Италии, Франции, Румынии, Венгрии, Австрии, Германии, Финляндии, Дании, Чехии, Прибалтике, Индии и ещё многих странах. И это художник из закрытого СССР. В общем, можно только поразиться и восхититься.

Здесь сканы книги:
Англия — http://community.livejournal.com/all_drawings/364074.html
Шотландия — http://community.livejournal.com/all_drawings/264181.html
Ирландия — http://community.livejournal.com/all_drawings/377225.html

Вторую книгу я заказала уже значительно дороже. Но и хочу я её ещё больше, потому что она про путешествие Кокорина по Голландии. Я листала её в иностранке. И если в книге про Великобританию весь текст напечатан на машинке, то в этой он написан от руки. Книга просто удивительная. Она вышла на несколько лет раньше английской и тираж у неё значительно меньше: 7 500 экз. против 28 500 экз.
Скоро она должна прийти мне из Питера, и я вся в нетерпении.

Следующей книгой, которую я хочу приобрести, будет «Кокорин А.В. В стране великого сказочника. — М.: Советский художник, 1988».

Здесь добрые люди выложили её полный скан.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

Искусство Анатолия Кокорина настоятельно напоминает нам о том, как много красоты в окружающем нас мире. Он не ищет красоту, а просто видит ее. Его добрый взгляд улавливает красоту там, где другой не замечает ее, свыкнувшись с привычным, обыденным. И каждый раз он испытывает радость открытия. И уж, конечно, приходит в восторг, соприкоснувшись с красотою нового, неожиданного.

Средства, которыми художник передает эту красоту, мужественны и лаконичны. В своих работах он так же немногословен, как и в жизни.
Прекрасный вкус, иронический склад ума, не покидающее его чувство доброжелательного юмора никогда бы не позволили ему переступить ту грань, за которой красота становится красивостью, а восторг перед ней - сентиментальным.


Кокорин - отличный рисовальщик. Это видно уже по его ранним работам. Однако не один "божий дар", а еще и многолетний упорный труд, постоянные упражнения выработали ту живую гибкую и вместе с тем энергичную и настойчивую линию, по которой мы безошибочно узнаем рисунки Кокорина и которую с полным правом называем "кокоринской линией".











доевний Псков

Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин - участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

Хочу рассказать о своем вдохновителе с детских лет Анатолие Кокорине. Долгое время я и не знала кто это, просто у нас была маленькая книжечка с надорваной обложкой и с изумительными картинами внутри.
До чего же они просты, точны и экспрессивны.
Недавно решила подробно узнать об авторе, оказывается этот человек великий путешественник, чем понравился мне ещё больше. У него есть целые серии работ Ирландии, Шотландии, Англии и т.д. В моей книжечке были Москва, Санкт-Петербург, Венгрия и "Золотоколечная" Россия.

Он потрясающий иллюстратор сказок Андерсена, и мне, кажется, у меня была книга Андерсена с такими лёгко-возхдушными иллюстрациями. Они мне точно очень нравились и я их срисовывала, пытаясь подражать его манере.
В общем, куда не кинь взгляд, меня с детства окружала волшебная линия этого замечательного и талантливого художника.

Процетирую его комментарии к творчеству:

«… Этот толстый альбом наполнен безграмотными рисунками: четыре пальца на руках вместо положены пяти, лошади похожи на собак, собаки на овец… и всё же. Говорят, в них что-то такое есть - есть то, чего нет у других» (Надпись в альбоме «Анатолий Кокорин. Графика»)




«… с альбомом в своём путешествии я не расставался никогда. Рисовал всё время. Ведь неизвестно, что мне может потом пригодиться, когда я приступлю к работе над книгой».

«Много раз, путешествуя потом без него, я считал необходимым для себя расставить пошире ноги, плотно «прирасти» к этой новой для меня земле, слиться с ней и напряжённо, по-кокорински взглянув, провести в альбоме только одну упругую нужную линию, как бы обводя контуром изображение. «Не волоси!» - говорил Анатолий Владимирович, глядя на «мохнатый» рисунок, и его лицо светилось, брови ползли вверх, а веки прикрывали глаза. Он излучал весёлость.


«Труден был путь к лаконизму», - любил он повторять, отбиваясь от мои замечаний, что, мол, очень уж упростил пейзаж или очень обобщённо, до схемы - лошадь или козу.


«Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку. Краски подбираю так, чтобы они гармонировали одна с другой и передавали нужное настроение».

Замечательный Кокоринский Питер


Мы ходили по одним и тем же местам)))


Великий мастер

Школьники на прогулке. 1960. Собственность семьи художника

Лирические заметки с выставки Анатолия Кокорина - художника, не мучившего бумагу

14 октября 2014 Наталья Львова

В музейных залах Института русского реалистического искусства работает выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», насколько чудесная, настолько и содержательная, в какой-то момент отправляющая в собственное путешествие, уже по личной памяти. Более 180 графических листов - акварель, угольный карандаш, никогда не изданные альбомы-дневники и неведомый прежде цикл иллюстраций к "Риму" Гоголя, счастливые прижизненные издания и видавший виды желтый чемодан. Последняя персональная выставка Анатолия Владимировича Кокорина в Москве была в прошлом веке.


Почти все нарисованные им детские книжки я помню. Дети не знают имен художников, любимые книжки - только твои. И даже неловко - но это же мой Кот в сапогах , таким он всегда и был - почти везде на картинках спиной, великий хитрец и стратег. На обложке - его портрет, неуловимое выражение и, как теперь оказалось, еще и на самого художника похож. Андерсен - тоже мой! Это мои пружинные силуэты героев, первые рассмотренные сказки. И цвета красок, яркие и совершенно «заграничные». Книжки были в нашей школьной библиотеке. Однажды на продленке в казенную коробку с красками, в каждый цвет мы добавили белил, и вдруг поплыли лиловые, бледно- фиолетовые, розовые и салатовые цвета - иностранные. Краски у нас отняли.


Сказки Андерсена. Картошка. Титульный разворот. 1972. Собственность семьи художника

Названия графических серий Кокорина - его путешествия: «Поездка в Италию», «В Англии», «Во Франции», «В Дании», «В Чехословакии», «В Прибалтике» и годы - 1954, 1963, 1969, 1977. Я переклеивала обои в бабушкиной квартире, сдирала старые, и по всему полу летели обрывки передовиц: Нью-Йорк - город контрастов… мы и они… дорогами социализма


Голландия. Рыбаки. 1961. Институт русского реалистического искусства

Никаких таких дорог и городов контрастов в работах Кокорина нет, а есть - одним движением нарисованные смешные голландские рыбаки, газетчик из Хельсинки, как будто прилипший к своей тележке, светящаяся цветом пляжная фея «В дюнах». Каменный лев на Трафальгарской площади - такой точный по рисунку, как будто с натуры, а не со скульптуры.


Лондон. Трафальгар сквер. 1960. Собственность семьи художника

Москва семидесятых годов, Птичий рынок - только не бери никого в руки, обязательно купишь - как мы могли его потерять?


В нашем училище Памяти 1905 года каждую неделю велено было приносить наброски. Не придешь с папочкой замызганных листков, преподаватель по рисунку Евгений Михайлович надует губу и запоет: «А почему нет набросков, что с Вами случилось? А вот Дейнека никогда не брал в ученики пьющих и курящих художников, все были спортсмены…» Мы не были спортсменами, были лодырями и бездельниками. Иногда для чего-то торчали на улице с альбомами. Художники.

Анатолий Кокорин в 1925-28 годах учился в Пермском художественном техникуме:

Стипендия 9 рублей.

Кушак всегда туго затянут.

Зимой 40градусов мороза.

Одежонка символическая.

Настроение всегда веселое

Бодрость духа потрясающая.

Влюбленность в искусство - безграничная.

Нигде, ничего не болит.

В 1928-м уже во ВХУТЕИНе - Высшем художественно-техническом институте, учится у Сергея Васильевича Герасимова, Дмитрия Стахиевича Моора, Павла Яковлевича Павлинова, Льва Александровича Бруни.


Л.А.Бруни с группой студентов. Анатолий Кокорин первый слева. 1929

Задолго до всяких учебных заведений - у Дюрера: Меня потрясали его рисунки серебряным карандашом, углем («Портрет матери»), гравюры и, конечно, живопись. Мне хотелось работать только как Альбрехт Дюрер. Я даже стал подписывать свои работы вот так:

Рисовали, для этого дела годилось все. Одежда, брошенная на стул, вешалка, соседские кеды с высунутыми языками, зоопарк, метро, обалдевшая от натиска мать - еще три минуты посиди, пожалуйста, - разбегающиеся друзья. В зоопарке была любимая всеми студентами птица: полдня стояла на одной ноге, а остальные уходили, улетали. Медведи вечно прятались, пассажиры в метро заглядывали в альбом - не меня ли рисует? Пытка и красные уши. Стоило только присесть с альбомом, карандаш тут же машинально отмечал край композиции (только не нажимай сильно, испортишь): вон та женщина в вагоне как красиво сидит, жаль, оказывается, ей сейчас выходить.

В натурных рисунках Кокорин - гений быстрого, сквозного движенья, нашедший для него (что нечасто бывает с художниками) очень точные слова:

Мне всегда хочется встать на защиту натурного рисунка, обладающего драгоценным свойством доносить до зрителя первое ощущение удивления и восторга художника… Всегда в таком рисунке есть душа и сердце. А основные положения и законы здесь все те же, что и в длительном рисовании. Поэтому даже в очень быстром рисунке композиционное решение определяет ход работы.

Художник Леонид Сойфертис тоже нашел для друга точное слово: не мучал бумагу .


Лондон. Клерки. 1966. Собственность семьи художника

Должно быть нарисовано все, что бы ты ни увидел.

С тобой лучший и удобный по размеру альбом, чумазые ластики в кармане, которые всегда теряются (поэтому потом уже можно без них), ты давно сам себе мольберт. Рабочая, устойчивая мозоль на среднем пальце (под карандаш), всегда испачканный манжет правого рукава и скошенный ноготь на правом мизинце от того, что он упирается в бумагу. И мягкий и хрупкий грифель угольного карандаша, который не всякий сумеет правильно поточить. Кокорин однажды запишет в дневнике:

Моим верным помощником стал угольный карандаш, позволявший точно и быстро работать и линией, и пятном, и в любых условиях. Война сделала меня рисовальщиком.. Когда я попал в Румынию, у меня возникла мысль вести «Дневник художника». Писать я не горазд, поэтому я больше рисовал. Так родились у меня десятки путевых альбомов. В них рисунки и короткие записи. Некоторые напечатаны отдельными книжками, а большинство ждет своей очереди.


Серии «По старым русским городам», «По Индии» так и не изданы, а книги «Ленинградский альбом», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника» теперь библиографическая редкость (ею станет и книжка каталога, подготовленная к выставке). В одном из залов экспозиции в специальных витринах выложены их рукописные предшественники, сотни зарисовок, эскизов, этюдов, коротких заметок, вручную переплетенные.


Николай Гоголь. Рим. Колонны. 1979. Собственность семьи художника

11 ноября. Холодное утро. В тени просто морозно. Да еще кругом камень и мрамор. Средневековые полосатые стражи Ватикана надели великолепные черные плащи, из-под которых проглядывают оранжевые и черные полосы рукавов, штанов и чулок. Вообще это, конечно, явные франты. Они знают, что своими нарядами поражают публику, особенно туристов и поэтому всегда становятся в позы особенно эффектные и галантные. Конечно, на бело-сером фоне гранита и мрамора оранжево-черные полосы одежды, черные плащи и элегантные черные береты выглядят ярко и декоративно…

Одна нефтяная компания сделала мне заказ написать портрет первого президента Удмуртии Александра Волкова на его 60-летний юбилей. Они хотели преподнести руководителю региона необычный подарок. Писал Александра Александровича по фотографии. Сейчас около пяти лет я пишу нефтью, но прежними материалами, например акварелью, тоже работаю.

Многие художники заявляют для большего «пиара», что работают необычными «красками». А я считаю, что нам нужно постоянно пробовать что-то новое для развития мастерства, ведь на одной ноте много песен не пропоёшь. Да и материал этот относительно дешёвый – в Удмуртии много нефти. Мне, к примеру, в своё время принесли её около полутора литров, ими я рисую до сих пор.

Нефть – материал не очень известный для художников, но писать на самом деле можно всем. Однако это достаточно сложно, почти как акварелью. Краски можно смыть, в отличие от нефти, поэтому в данной технике процесс становится необратим, как и в ситуации с чернилами. И тем, и тем бумага пропитывается насквозь. Поэтому художник должен писать хорошо и быть уверенным в своём мастерстве. Я обычно вначале делаю набросок карандашом, потом обобщаю и начинаю рисовать нефтью.

Развести этот материал можно с любыми растворителями, маслом, даже с бензином. Особенно интересно получается смешивать с киноварью. Таким образом, нефть можно окрасить в различные цвета: красный или синий, но природная «коричневатость» останется всё равно. Некоторые оттенки получаются совершенно случайно, поэтому картина нефтью – всегда некий эксперимент.

Некоторые работы можно нарисовать за полчаса, на другие затрачивается намного больше времени. Художнику нужно продумать всё: выбрать формат, сделать эскиз карандашом, решить, в светлых или в тёмных тонах будет работа. От этого зависит её настроение.

Нефтью, как и акварелью, очень хорошо получаются пейзажи и натюрморты, потому что картины выходят мягкими, с полутонами. Портреты рисовать сложнее, ведь там нужно написать максимально похоже. Иногда я использую жёлтую бумагу, например, в серии работ «Старый Ижевск», всего там уже более 35 картин. Я изображал на них город по очень давним фотографиям. Из этой серии «улица Максима Горького», «Ижевский пруд», «здание Арсенала», оружейный завод и многое другое. Иногда меня называют серийным «маньяком», то есть художником, потому что я график и рисую сразу множество работ. За пять лет практики работы с нефтью я написал более 100 картин, например, серии «Русская классика» и «Сказки Салтыкова-Щедрина». Когда художник находит что-то интересное, нравящееся ему, то он начинает повторяться. На самом деле это самое убийственное для мастера, но этот материал и правда захватывает.

Продвигать искусство очень сложно, им интересуется весьма небольшой процент населения. И средств нет, да и город у нас рабочий. К примеру, жители Татарстана приезжают в Ижевск, приобретают работы.

Сейчас изобразительное искусство часто превращают в шоу, которое, в свою очередь, приносит деньги. Но истинные мастера, «фанатики» своего дела не задумываются о благодарности и деньгах. Одним искусством жить очень сложно, но таких людей достаточно много. В одном Париже 300 тыс. художников, в Москве только графиков – 4 тыс., в Союзе художников УР более 100 членов, а ведь мастеров может быть раза в три больше. Я, например, живу за счёт преподавания в УдГУ в Институте искусств и дизайна. Картины же пишу для себя, иной раз нужно больше отдавать, чем брать.

КОММЕНТАРИЙ

Куратор художественной галереи La bohéme artistique Рустам Булатов :

– Картины, написанные нефтью, часто приобретают для VIP-подарков из-за их необычного материала. На сегодняшний день рынка работ в этой технике нет, поэтому цена зависит и от нашего расположения к покупателю. Иногда мы дарим работы, например, определённым лидерам мнений. Таким образом, мы знакомим население с таким необычным материалом, как нефть. Зритель пока не понимает, из чего формируется цена. Если для одного покупателя картина обошлась в 50 тыс. руб., а другому 1,5 тыс., то второй будет в замешательстве: «Мне дали хуже?» Но есть несколько факторов, от которых обязательно зависит ценообразование: оформление, размер, есть ли её копии, что изображено и т.д.

Сейчас мы готовим большую выставку для города Салават, которому исполняется 70 лет. Они попросили организовать экспозицию Александра Дмитриевича с картинами нефтью. Для них это весьма актуально, потому что сначала они нашли это полезное ископаемое, и только потом вообще возник город. Выставка продлится два месяца – февраль и март, а потом, скорее всего, «погостит» в нескольких соседних городах.

Мы отправляли серию из более чем десяти работ нефтью в Америку, там тоже изображён Ижевск. Это был подарок от нашего клиента своим друзьям. Через искусство он хотел рассказать, как изменился город после их отъезда. Ещё недавно нас пригласили в одну из галерей Санкт-Петербурга, также мы начинаем сотрудничество с региональным отделением «Дом Русско-Китайской Дружбы» в рамках «Евразийской Внешнеторговой Корпорации».

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...