Архитектура вписанная в ландшафт корбюзье. Биография Шарля Эдуара Ле Корбюзье (Le Corbusier). Комплекс монастыря Ля Туретт


Биография (использованы материалы "Сто великих архитекторов", Д. Самин)

       Настоящее имя архитектора Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он появился на свет 6 октября 1887 года в Швейцарии. Образование получал в Вене, Париже, Берлине, где учился у известных архитекторов XIX века. В возрасте 35 лет открыл собственную мастерскую, где в течение долгого времени работал вместе с братом.

       В начале 1920-х Ле Корбюзье сформулировал принципы домостроения, которые оформились под названием пуризма. Свою позицию Ле Корбюзье пропагандировал в издававшемся им самим в 1920-1926 годах журнале "Эспри нуово" ("Новый дух"). Он сформировал пять принципов: дом должен быть на столбах, с плоской крышей, с гибкой внутренней планировкой, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. В них выражаются не только материальные, но и эстетические стремления. Эти принципы нашли отражение при сооружении многих зданий архитектора. В частности, виллы Савой в Пуасси под Парижем.

       Архитектор создал и ряд утопических градостроительных проектов для разных стран. Что касается Парижа, согласно идеям архитектора, столица Франции должна была стать вертикально ориентированной конструкцией, в ярусах которой жили люди. При этом город делился на функциональные зоны. Со стороны это выглядело так, будто речь идет о создании слаженно работающего механизма с винтиками-людьми. Один из подобных проектов был предложен для Москвы. Однако он оказался слишком нереалистичным. Архитектор не учел исторический тип застройки Белокаменной и специфику ландшафта. Зато пара более "земных" зданий по проекту Ле Корбюзье в советской столице все же появились.

       Как и его современники, Корбюзье постоянно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру без инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов. К такому пониманию он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, "поклонником прямого угла". В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. "Учитесь у машин", - провозглашал он. Жилой дом должен быть совершенной и удобной "машиной для жилья", промышленное или административное здание - "машиной для труда и управления", а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор.

      Проекты Корбюзье реализованы в Индии, США, России, Швейцарии, Франции, Алжире, Италии, Бразилии, Японии. Остается только удивляться продуктивности основоположника нового стиля. Ведь помимо практической работы, он создал немало теоретических трудов. Порядка 50 статей появились в журналах.

       В 1942-1955 годах Корбюзье разработал спираль модулора, размерную шкалу, по которой все строительство можно вести в человеческом масштабе. Архитектор ориентировался на движение человека - как он ходит, сидит, лежит. Он и сам был в постоянном движении, погиб в семьдесят восемь лет, заплыв слишком далеко на Лазурном берегу в Средиземном море.

       МАТЕРИАЛЫ

Ле Корбюзье – это такой же популярный бренд в наше время, как Coca-Cola или Nike. Когда речь заходит об архитектуре, имя Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1885−1965) произносится так же часто, как речёвки фанатов во время футбольного матча.

Современных архитекторов часто сравнивают с мэтром архитектуры, его советы чтят и воплощают в жизнь, а посредственных дизайнеров характеризуют фразой «Не Корбюзье» (аналог - «Не торт»).

Так кто же он, этот великий архитектор начала XX столетия?

Художник, дизайнер, архитектор, первопроходец стиля «модерн», талантливый публицист приобрел популярность во всем мире благодаря своему фирменному почерку: свободному фасаду и свободному плану, блокам, парящим над землей, и необработанному бетону. Именно он подарил архитекторам и дизайнерам творческую свободу, уничтожил рамки, позволил строить так, как «они видят».

«Каждый великий архитектор - обязательно - великий поэт. Он должен быть большим оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи» , − говорил американский архитектор .

Так вот, Ле Корбюзье и был как раз таким поэтом своего времени.

За исследование математических порядков Ле Корбюзье избран почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Колумбии и Женеве. Он награжден множеством орденов: Рыцаря, Командора, Офицера высшего ранга. А также у него есть целых четыре золотых медали за разные заслуги.

Ле Корбюзье, урождённый Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, сформировал свои архитектурные принципы в пяти пунктах. Они назывались «Пять отправных точек архитектуры» , и были опубликованы в его собственном журнале L’Esprit Nouveau.

  • Первый − столбы-опоры, что-то типа домов на сваях, приподнятых над поверхностью.
  • Второй – плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад.
  • Третий – свободная планировка, доступная благодаря бетонным не несущим стенам.
  • Четвертый – ленточные окна, которые можно растянуть от угла до угла.
  • Пятый – свободный фасад из самых разнообразных материалов.

Любимый цвет дизайнера – белый. Он считал, что белый очищает, а очищая своё жилище, человек очищает и самого себя. Гармония – вот то, к чему так упорно стремился в своих проектах Ле Корбюзье.

Исследователи отмечают несколько периодов в жизни архитектора: Швейцарский (1887 – 1917), Период Пуризма (1917-1930), Интернациональный стиль (30-е годы), Период Нового Пластицизма (1950-1965).

Свой первый дом Ле Корбюзье спроектировал в неполные 18 лет. Всю жизнь архитектор считал его неприлично ужасным. Это Вилла Фалле (Villa Fallet, 1905) в Швейцарии.



Зато гонорар от «чудовищного дома» позволил молодому человеку отправиться в путешествие по Европе с целью образования. На стиль великого архитектора существенно повлияли его учителя. Ими были Перре, французские новаторы в железобетонной архитектуре, и первый в мире промышленный дизайнер немец Питер Бернес. У них Ле Корбюзье работал в начале века.

Другой учитель, художник Амеде Озанфан, повлиял на Корбюзье-художника. Под впечатлением от дружбы с ним была нарисована первая картина.

Известна цитата архитектора, в которой он говорит, что изображение предпочитает разговору, потому что оно гораздо честнее. Молодые люди нарекли себя пуристами, устраивали выставки своих лаконичных картин и выпустили собственный философский журнал.

Один из самых крупных проектов в творческой жизни мастера – индийский период (1950). По заказу властей он создал в штате Пенджаб Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука», которая поворачивалась, как флюгер.

Затем появился другой знаковый проект – так называемая «Марсельская жилая единица» (1952) или город внутри города. Это экспериментальный, гармоничный жилой дом, по сути проживания в нем напоминающий коммуну. Ле Корбюзье спроектировал не только спальни и гостиные, он поместил внутрь постройки магазины, поликлиники и даже гостиницу.

Нечто похожее было у советского масштабного проекта «Дома на набережной» (1931) или «Дома советов» архитектора Б.М. Иофана. Там тоже подразумевались парикмахерские, кинотеатры и другие объекты различного предназначения. Сейчас эта идея в какой-то мере реализовалась в современных элитных жилых комплексах. Кстати, Ле Корбюзье неоднократно бывал в Москве, дело в том, что именно он был автором смелого, но, к сожалению, нереализованного проекта Дворца Советов в Москве, выигравшего в международном конкурсе. Кроме того, именно он выступил автором Здания Центросоюза. Так что жители столицы могут насладиться его творением, не тратя много времени на дорогу.



Но вернемся к Марсельскому блоку. Внешне он напоминает самую обычную многоэтажку с безликими квадратными окнами, правда, окрашенными в разные цвета. Одна из бетонных коробок, которые сейчас все так дружно ругают. Но внутри дом очень современный, стильный и яркий. Ле Корбюзье говорил о своем творении так:

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства»



На самом деле дом был всего лишь малой крупицей в масштабных планах архитектора. Он мечтал о постройке идеального города, в котором люди смогут жить гармонично и красиво. Он даже представил три действующих проекта − «Проект города на 3 миллиона жителей» (1932), «План Вуазена» (1925) и «Лучезарный город» (1930).

Очень сложно рассказать в одной обзорной статье обо всех проектах, мыслях и идеях одного из самых гениальных людей XX века. Их так много, что они становятся темами для диссертаций и целых курсов лекций.

Хочется верить, что нам удалось заинтересовать вас яркой и неординарной личностью Ле Корбюзье, и что после прочтения этого материала вам захочется «погуглить» об этом удивительном человеке и узнать о нем как можно больше. А если кому-то повезет – обязательно посетите Фонд Ле Корбюзье в Париже и Центр Ле Корбюзье в Цюрихе.

Мета-описание: Ле Корбюзье – самый выдающийся архитектор 20 века, строит в стиле модерн.

Пост почитания Ле Корбюзье
6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье – архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века

Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству. Далее в серии: и ещё о


Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) и его творения


В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин «пуризм», принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику – кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал «Эспри Нуво» (L`Esprit Nouveau – «Новый дух»), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники «К архитектуре», «Планировка города» и другие.


Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени – виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.

В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием «Эспри нуво» как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.

К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею «Лучезарного города», которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора – планировании города Чандигарх в Индии.

1. Вилла Ла Роша/Жаннере в Париже

В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.

2. Вилла Савой в Пуасси

Совсем недавно вилла Савой и московский Дом Мельникова стали памятниками-побратимами в рамках Российско-французского года культурного туризма 2016–2017. Они оба заслуженно являются символами модернизма в архитектуре. В проекте виллы Савой Ле Корбюзье воплотил все свои новаторские идеи, которые называют также «пять отправных точек архитектуры»: сваи вместо привычного фундамента, белые гладкие фасады, горизонтальное ленточное остекление, плоская крыша, на которой может быть устроен сад, свободная планировка помещений.

3. Здание Центросоюза в Москве

К счастью для нас, по проекту Ле Корбюзье построили здание и в Москве. Центросоюз строился с 1928 года по 1935-й, и за это время архитектор не раз приезжал в Москву, где познакомился с основными фигурами советского авангарда – братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом. Центросоюз является совершенно не типичным офисным зданием и образцом архитектурного модерна. Для российской строительной практики использование железобетонных конструкций было абсолютно новым опытом. С помощью передовых строительных технологий Ле Корбюзье смог применить свой любимый принцип свободной планировки, а также обеспечить внутреннюю систему кондиционирования для создания комфортной рабочей среды. Бесконечные лестницы-пандусы формируют уникальный внутренний облик здания. 15 октября 2015 года перед фасадом здания на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье.

4. Капелла в Роншане

Заказ на постройку капеллы в Роншане архитектор получил в 1950 году. Здесь он создает удивительную архитектурную форму здания, не похожую на его прежние геометрически правильные объемы. Ле Корбюзье, вдохновляясь природными образами, сделал крышу похожей на панцирь краба или морскую раковину. Внутренне пространство капеллы освещается разноцветными бликами от витражей в южной стене здания.



5. Жилая единица в Марселе

В этом проекте архитектор воплотил свою мечту о «городе-саде». Послевоенный Марсель остро нуждался в жилой площади, и Ле Корбюзье смог вместить в каркас из железобетона 337 квартир, при этом создав комфортные условия для жизни. Дом был вознесен на мощные опоры, внутри которых были размещены трубы коммуникаций. Жилое пространство разделялось на несколько уровней, соединенных «воздушными улицами». На одной из улиц были организованы общие службы снабжения и гостиница, а верхний этаж обзавелся спортивным залом и детским садом.

В облицовке здания Ле Корбюзье впервые использовал «необработанный» бетон (béton brut), который затем применил в строительстве Дворца Ассамблеи в Чандигархе.

6. Монастырь Ла Туретт в Лионе

Уединенный монастырь выполнен полностью в характерном для Ле Корбюзье стиле. Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, разделенным крытыми галереями. Аскетичный внешний вид монастыря сочетается с удивительной функциональностью, позаимствованной архитектором у проектов многоквартирных домов.

Пространство монастыря вмещает в себя кельи для 100 монахов, церковь, общественную зону с трапезными, библиотекой и залами для собраний. Как и в других своих проектах, архитектор непременно разбавляет серый цвет цветными пятнами. Здесь он раскрашивает капеллу, пристроенную к церкви в синий, красный и желтый цвета.

7. Проект индийского города Чандигарх

Для Ле Корбюзье Чандигарх был первой исключительной возможностью построить полностью новый город. В итоге получилось так, что ему достались разбивка плана ансамбля и сооружение зданий Капитолия – политического центра города. Строительство остальных объектов было поручено британским и индийским архитекторам. Один из самых важных проектов, созданных Ле Корбюзье в Чандигархе, – Дворец Ассамблеи. Он признан наиболее оригинальным и целостным в функциональном плане. В огромный внутренний холл архитектор вместил несколько объемов – зал Верхней палаты с остекленным верхом в виде пирамиды и зал заседаний в форме гиперболоида. Внешне здание выделяется своим причудливым фасадом с изогнутым портиком, обращенным к Капитолию.

Один из самых знаменитых и значимых архитекторов и дизайнеров XX века, самый авторитетный из мастеров современного зодчества, «великий урбанист», называвший дом «машиной для жилья», «великий диктатор от архитектуры», французский архитектор и теоретик искусства Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Его постройки можно обнаружить в разных странах - в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.

Архитектор

Настоящее имя Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-гравера.

Сначала будущий архитектор хотел продолжать семейную традицию, но зодчество настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло и занялся добычей необходимых ему знаний. Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования. Зато он много путешествовал, посещал музеи, подолгу засиживался в библиотеках.

Архитектуру он изучал глубоко и системно. Главным же для него всегда оставалось общение с ведущими архитекторами-практиками. В 1925 году взял себе псевдоним Ле Корбюзье - такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора. Избран почётным доктором (honoris causa) университетов Цюриха, Кембриджа, Нью-Йорка, Женевы. Почётный член многих Академий искусств.

Награжден французским Орденом Почётного легиона: орден Рыцаря; орден Командора; орден Офицера высшего ранга, французский орден «За Заслуги». Золотые медали Королевского института Британских архитекторов, Американского института архитекторов, города Флоренция.

Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье - строгий темный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком. Умер 27 августа 1965 года. Портрет Ле Корбюзье размещен на современной банкноте номиналом 10 швейцарских франков.

В Москве скоро появится памятник Ле Корбюзье, который в 30-е годы работал в столице по приглашению советского правительства. Предлагается установить скульптурный портрет или памятный знак архитектору на улице Мясницкой (бывшей Кирова), вблизи дома, построенного по его проекту.

Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания «очищенных» от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполные 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Проект был реализован с помощью профессионального архитектора. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку - по Италии и странам Австро-Венгрии.

Только в 35 лет Ле Корбюзье смог позволить себе уйти с наемной работы и вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере открыл в Париже проектную мастерскую. Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектурной композиции.

Он создал свои самые значительные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне, а идеальным для стены материалом было стекло.

Самые известные работы - вилла Савой (1931), Швейцарский павильон (1932), Марсельский блок (1951), капелла Роншан (1954), здания комплекса Капитолия в г.Чандигарх, Индия (1951—1957). Архитектор создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.

Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые «Пять отправных точек современной архитектуры», которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа «Вуазен» и другие его проекты этого времени:

  • Дом должен устанавливаться на опорах, чтобы внизу продолжалась зеленая зона.
  • Планировка дома должна быть свободной - внутренние перегородки могут размещаться по-разному.
  • Несущая фасадная стена, или, более точно, - фасад должен оформляться в зависимости от гибкой планировки.
  • Обязательным является ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы. Таким образом не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.
  • Наверху должна быть плоская крыша-терраса с садом, которая как бы возвращает городу зелень, которую забирает объем здания.

В 1925 году, во время работы над Павильоном «Эспри Нуво», Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4. В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели, основоположником которого стал именно Ле Корбюзье.

Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки - открытые или закрытые - разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол Ле Корбюзье - это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф - это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.

Ле Корбюзье знаменит и своими церковными сооружениями. Ему, протестанту по вероисповеданию, принадлежат проекты церкви Нотр-Дам-Дю-О в Роншане и доминиканского монастыря близ Лиона. Не все проекты Ле Корбюзье были осуществлены. Так, предложенный им в 1927 году на международный конкурс проект здания Лиги Наций в Женеве хотя и набрал наибольшее количество голосов, был объявлен вне конкурса лишь потому, что не был вычерчен китайской тушью.

Первым реализованным проектом общественного сооружения стало для Ле Корбюзье здание Центрального союза потребительских обществ СССР, построенное в 1929-1935 годах. Здесь стеклянная «навесная стена» фасада превращена в огромный экран, в котором отражается вечно изменяющееся небо. Это здание по праву считают самым поэтичным из всех сооружений функциональной архитектуры.

Ле Корбюзье излагал свои мысли так же, как строил: кратко, емко, глубоко. «Большое искусство живет бедными средствами», - не уставал повторять Ле Корбюзье и, отказываясь от форм и приемов традиционного зодчества, активно использовал в своих проектах его основные средства - ритм, пропорции, масштабность. Он упразднил шкалу значимости зданий и считал, что дом может выглядеть как дворец, а дворец как дом.

В зданиях, спроектированных Ле Корбюзье, никогда не было излишней помпезности. Как отмечал один из исследователей его творчества Д. Саймондс, он проектировал «не места и не предметы», а эмоции. До сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о «классической» подоснове его творчества.

В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, «пластическая страсть». Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

Вклад Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, творившего под псевдонимом Ле Корбюзье (1887-1965), в мировую архитектуру очень велик. Он по праву входит в список ведущих архитекторов XX века, буквально поработав над изменением облика жилой застройки Европы. У Ле Корбюзье много проектов, выделим наиболее значимые.

Начнём с самого крохотного дома, который был построен Ле Корбюзье — «Кабанона». Эту хижину архитектор построил для жены, в качестве летнего домика, а сам проект набросал буквально за 15 мин. Корбюзье был уверен, что домик площадью 3,66 на 3,66 м получился очень удобным. Крыша плоская, потолок высотой 2,26 м. В хижине есть санузел, столовая, рабочая зона, достаточно мест для хранения. А вот от кухни решено было отказаться — рядом с домиком находится ресторан.

О «Посёлке Фруже» в Пессаке, под Бордо, мы уже упоминали, когда писали о типовой городской застройке . Это действительно знаковый проект Ле Корбюзье, имевший социальную направленность — планировалось создать недорогое, типовое, но при этом комфортное жильё для рабочих. Были построены свыше 50 домов по семи основным проектам, причём на окраске зданий в разные цвета настоял заказчик, сахарный промышленник, которому посёлок показался слишком мрачным. Местные власти проект, реализованный в 1926 году, приняли плохо, заселение зданий началось только в 1930 году.

Виллу «Савой» (Пуасси, предместье Парижа) архитектор построил по пяти своим принципам: с крышей-террасой, ленточными окнами, бетонными колоннами в основании, открытой планировкой и свободным фасадом. Ле Корбюзье применил минимум декора, дом очень простой, но элегантный. К сожалению, плоская крыша, которая должна была стать зоной отдыха, вскоре начала протекать, строительные материалы, использовавшиеся в 1920-х годах, не позволили сделать её более надёжной. Из-за этого у архитектора возник спор с заказчиком. Сейчас дом выступает памятником архитектуры, принадлежит правительству Франции.

Корбюзье творил в разных странах мира, есть его значимый проект и в Москве. Это офисное здание Центросоюза, расположенное между проспектом Академика Сахарова и Мясницкой. Сейчас здесь располагается Росстат. Строительство началось в 1928 году и завершилось спустя восемь лет. Здание Центросоюза считается образцом европейского модернизма начала минувшего века и относится к числу московских архитектурных раритетов. Один из первых комплексов, имеющих сплошное остекление. Неудивительно, что перед этим зданием был поставлен памятник самому архитектору.

Дом Куручета, 1949 год. Этот сравнительно небольшой частный особняк правительство Аргентины предложило включить в список ЮНЕСКО, ведь здание считается абсолютом ультрамодернизма и важной вехой в творчестве Ле Корбюзье. В доме четыре уровня, внешне он получился очень лёгким, открытым, простым. Здание, расположенное в провинции Буэнос-Айрес, было построено архитектором для доктора, поэтому включает в себя медицинский кабинет на первом этаже.

Вилла «Ла Роша». Дом, построенный в 1923 году в Париже, включает в себя галерею и жилое крыло. Вновь заметны все принципы Ле Корбюзье: плоская крыша, пригодная для использования, минимум декора на фасаде, ленточные окна, колонны-опоры. Проект был новаторским для своего времени, принёс известность архитектору, но заказчики — семья богатого коллекционера — остались не очень довольны и вскоре принялись за дорогостоящий ремонт.

Вилла «Ле Лак» была возведена архитектором для собственных родителей и к этому проекту он возвращался не раз, приезжая в гости в швейцарский Сорос. Довольно простой дом, ставший основой для «новой архитектуры» Корбюзье, был построен в 1923 году. Три основных принципа — ленточное остекление, плоская крыша и свободная планировка. Южный фасад, выходящий на озеро, отделан алюминием, причём сделать это пришлось, чтобы скрыть трещину в стене.

Жилая единица в Марселе (Франция). Ещё один социальный проект Корбюзье, направленный на создание типовой застройки и недорогого жилья для рабочих. Дом построили в 1945 году, сразу после войны. В здании 350 квартир, одновременно могут проживать до 1,7 тысячи человек. Есть терраса с детским садом, отель-ресторан, торговая улица, а сами квартиры — двухэтажные, выходящие на обе стороны.

Нотр-Дам-дю-О, капелла, название которой означает «Мадонна на высотах». Необычный проект Корбюзье, создавшего в местечке Роншан (Франция) паломническую церковь из бетона. Форма крыши была навеяна раковиной, которую нашёл архитектор, а само здание идеально вписалось в живописный пейзаж. Строительство было закончено в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Корбюзье.

Одним из наиболее масштабных проектов Корбюзье стала застройка города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб (Индия). В этом городе архитектор возвёл несколько знаковых зданий, в том числе Секретариат, Дворец Юстиции, Музей и галерею искусств, Здание Ассамблеи. Корбюзье также работал над планом самого города, рассчитанного на полмиллиона жителей и разбитого на порядка 60 прямоугольных жилых секторов. Этот проект реализовывался с 1951 по 1962 годы. Так как сам Корбюзье лишь наметил план Чандигарха и возвёл наиболее крупные, главные строения в центре, остальными работами занимался его двоюродный брат, тоже архитектор, Пьер Жаннере.

Выбор редакции
«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений… В последние...

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов...

Каждый приходит к Богу своим путем. Мне повезло: мой путь начался в семье. Отца и матери в моих детских воспоминаниях почти нет. Они...

Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда...
С известной православной писательницей Наталией Сухининой я познакомился в Кирове на Трифоновских чтениях. Наталию Евгеньевну пригласили...
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...
Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...
Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...
Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...