Бетховен был глухим или нет. Что делал бетховен, когда потерял слух. Девятая: симфония симфоний


Жан Антуан Ватто (1684-1721) - Савояр с сурком

Савояр - житель Савойи (Франция), странствующий музыкант с шарманкой и дрессированными сурками.

Людвиг ван Бетховен - Сурок (1790)
Поёт Большой детский хор

"Сурок" - классическая песня Людвига ван Бетховена на стихи Иоганна Вольфганга Гёте (из пьесы "Ярмарка в Плундерсвейлере"). Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. В оригинальном тексте перемежаются немецкие и французские строки. В переводе на русский язык более всего известен вариант, имеющий очень мало общего с текстом Гёте - в сущности, ничего, кроме припева.
При прослушивании этой песни даже у несентиментальных людей на глаза наворачиваются слёзы. Как фортепианная пьеса эта песня используется во многих курсах обучения музыке. Я тоже играла её в детстве. Но вот чего я никогда не думала, так это того, что я доживу до такого времени, когда в моей стране будет множество бездомных людей и среди них дети. Они не ходят с шарманками и с сурками, но разве от этого их жизнь становится легче?

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн (1740-1792) был певцом, тенором, в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом,басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка "ван" перед фамилией.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать его игре на клавесине и скрипке.
В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена - Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе "Сурок".

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул:

Он всех заставит говорить о себе!

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете.

После неудачной попытки учиться у Гайдна Бетховен выбрал себе в учителя Антонио Сальери.

Бетховен много работает и много пишет - его сочинения начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория "Христос на Масличной горе", балет "Творения Прометея", Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:

Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Среди них:

Людвиг ван Бетховен - Соната N14 - Лунная соната (1800-1801)
Партия фортепиано - Мария Гринберг

Людвиг ван Бетховен - Соната N23 - Аппассионата (1803-1805)
Партия фортепиано -

В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой "Фиделио". Эта опера относится к жанру опер "ужасов и спасения". Успех к "Фиделио" пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись "Фиделио" своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: "Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…".

Людвиг ван Бетховен - Опера "Фиделио" в постановке Цюрихской оперы (2004)
Оркестр Цюрихской оперы
Дирижёр - Николаус Харнонкурт
Партия Леоноры (Фиделио) - Камилла Найланд
Партия Флорестана - Йонас Кауфманн

Rafał Olbiński - Fidelio
- Фиделио
Постер к опере Бетховена

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

Людвиг ван Бетховен - Симфония N3 (Героическая)
Дирижёр - К. Мазур (ГДР)
Гевандхауз-оркестр (Лейпциг - ГДР)

Изначально симфония была посвящена Наполеону Бонапарту, но потом, композитор разочаровался в его политике и отменил своё посвящение.

Бетховен - Симфония N5 часть1 (1803-1804)
Калининградский симфонический оркестр
Дирижер - Эдуард Дядюра

Симфония N5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804-1808 годах, - одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения.

Людвиг ван Бетховен - Симфония N5
Государственный академический оркестр Республики Беларусь
Дирижер - Михаил Снитко

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: "разговорные тетради", куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далёкой возлюбленной".
Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, среди них есть и русские.

Людвиг ван Бетховен - Шотландская застольная
Поёт - Народный артист СССР Максим Михайлов
Запись 1944 года

Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - "Торжественная месса"...

Телевизионная передача из цикла "Партируры не горят" - "Бетховен. Торжественная месса"
Ведущий передачи - Артём Варгафтик

Людвиг ван Бетховен "Торжественная месса" (Missa Solemnis)
Исполняет Городская капелла Дрездена (Staatskapelle Dresden), 2010
Дирижёр - Кристиан Тилеманн (Christian Thielemann)
Поют - Крассимира Стоянова, Элина Гаранча, Михаэль Шаде, Франц-Йозеф Селиг

И Симфония N 9 с хором.

Девятая симфония впервые была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Людвиг ван Бетховен - 9-я симфония
Дирижёр - Павел Коган
Юбилейный концерт, посвящённый 60-летию Павла Когана
Запись сделана в Большом зале Московской консерватории

Павел Леонидович Коган - дирижер, академик Российской академии искусств, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ.

Людвиг ван Бетховен на стихи Фридриха Шиллера - финал 9-й симфонии - Ода "К радости"

Финал 9-й симфонии сегодня используется в качестве гимна Евросоюза.

Ода "К радости" (An die Freude) - написана в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. Ода была изменена в 1793 и положена на музыку Бетховеном.
В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года - Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года).
В 1974 году на основе этой мелодии принят государственный гимн Южной Родезии "Звучите громче, голоса Родезии".

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове.
Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером:

Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

Документальный фильм из серии "Знаменитые композиторы", посвящённый Людвигу ван Бетховену

Бессмертная возлюбленная - художественный фильм производства Англии и США (1994)
Режиссёр и автор сценария - Бернард Роуз

В главной роли снялся Гэри Олдмен, который сам музицировал на экране: игра на фортепиано его хобби.

Вот что сказал о сюжете этого фильма его продюссер Брюс Дэйви:
"В общем-то это не хроника жизни, - это мистерия, это любовная история, и мы хотели показать его музыку, его семью и женщин в его жизни."


Одно из самых знаменитых в истории музыкальных произведений великого Бетховена, получившее название «Лунная соната», было посвящено юной Джульетте Гвиччарди. Девушка покорила сердце композитора и затем жестоко разбила его. Но именно Джульетте мы обязаны тем, что можем слушать столь глубоко проникающую в душу музыку одной из лучших сонат гениального композитора.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) родился в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжёлыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги — он дал публичный концерт. Вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость и необщительность.

В это же время в жизни будущего композитора появился Кристиан Готлиб Нефе, его мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил его понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма, равенства всех людей.

В 1787 году молодой Бетховен покинул Бонн и отправился в Вену. Прекрасная Вена — город театров и соборов, уличных оркестров и любовных серенад под окнами — покорила сердце юного гения. Но именно там молодого музыканта поразила глухота: сначала звуки казались ему приглушёнными, потом он по несколько раз переспрашивал нерасслышанные фразы, затем понял, что окончательно теряет слух.

«Я влачу горькое существование, — писал Бетховен своему другу. — Я глух. При моём ремесле ничего не может быть ужаснее... О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».

Но ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой, итальянкой по происхождению Джульеттой Гвиччарди (1784-1856). Джульетта, дочь богатого и знатного графа Гвиччарди, приехала в Вену в 1800 году. Жизнелюбие и очарование юной девушки покорили 30-летнего композитора, и он сразу же признался друзьям, что влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце насмешливой кокетки зародились такие же нежные чувства.
В письме своему другу Бетховен подчёркивал: «Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за неё... Мне стало отраднее жить, я чаще встречаюсь с людьми... Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года».

Людвиг даже помышлял о браке, несмотря на то, что девушка принадлежала к аристократическому роду. Но влюбленный композитор утешал себя тем, что будет концертировать, добьется независимости, и тогда брак станет возможным.

Через несколько месяцев после первой встречи Бетховен предложил Джульетте взять у него несколько бесплатных уроков игры на фортепиано. Та с радостью приняла это предложение, а взамен за столь щедрый подарок преподнесла своему учителю несколько вышитых ею рубашек. Бетховен был строгим учителем. Когда игра Джульетты ему не нравилась, раздосадованный, он швырял ноты на пол, демонстративно отворачивался от девушки, а та молча собирала тетради с пола.

Увлечение, по-видимому, действительно было взаимным. Композитор импонировал Джульетте своим именем и даже своими странностями. К тому же, как вспоминали современники Бетховена, его личность неотразимо действовала на окружающих. Несмотря на то, что оспа обезобразила и без того некрасивое лицо Людвига, невыгодное впечатление от его наружности быстро исчезало благодаря прекрасным лучистым глазам и обаятельной улыбке. Исключительная искренность и подлинная доброта уравновешивали многие недостатки его неистового, страстного характера.

Через шесть месяцев, на пике чувств, Бетховен приступил к созданию новой сонаты, которую после его смерти назовут «Лунной». Она посвящена графине Гвиччарди и была начата в состоянии великой любви, восторга и надежды.

Но вскоре все изменилось... Появился соперник — молодой красавец граф Р. Галленберг, мнивший себя композитором. Происходя из обедневшей аристократической семьи, Галленберг решил сделать музыкальную карьеру, хотя и не обладал для этого достаточными данными. Пресса отмечала, что увертюры «некоего графа Галленберга» столь рабски подражают Моцарту и Керубини, что в каждом отдельном случае можно указать, откуда именно он брал тот или иной музыкальный оборот. Но легкомысленная красавица не на шутку увлеклась графом и его сочинениями, искренне поверив, что «талант» Галленберга не находит признания из-за интриг. По другим источникам, за графа ее поспешили выдать родные, узнавшие о ее отношениях с композитором...

Как бы то ни было, между Бетховеном и Джульеттой произошло охлаждение. А еще позднее композитор получил письмо. Оно заканчивалось жестокими словами: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».

Бетховен, разгневанный, попросил юную графиню больше не приходить к нему. «Я презрел её, — вспоминал много позже Бетховен. — Ведь если бы я захотел отдать этой любви мою жизнь, что же осталось бы для благородного, для высшего?»

В 1803 году Джульетта Гвиччарди вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.

В душевном смятении в октябре 1802 года Бетховен покинул Вену и уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание»:

«О вы, люди думающие, будто бы я злобен, упрям, невоспитан, — как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии... Я совершенно глух...»

Но Бетховен собрался с силами и решил начать новую жизнь и в почти абсолютной глухоте создал великие шедевры.

Прошло несколько лет, и Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену. Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был её учителем, рассказывала о нищете и трудностях её семьи, просила простить её и помочь деньгами. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его истерзанном многочисленными разочарованиями сердце. В конце жизни композитор напишет: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был её мужем...»

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи ещё ученицей маэстро, однажды заметила, что у Бетховена не так повязан шёлковый бант, перевязала его и поцеловала при этом в лоб, композитор не снимал этот бант и не переодевался несколько недель, пока друзья не намекнули на не совсем свежий вид его костюма.

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что... не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался.

После его смерти в ящике письменного стола нашли письмо «К бессмертной возлюбленной» (так Бетховен озаглавил письмо сам): «Мой ангел, моё всё, моё я... Отчего глубокая печаль там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв путём отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя и я не всецело твой? Что за жизнь! Без тебя! Так близко! Так далеко! Какая тоска и слёзы по тебе — тебе — тебе, моя жизнь, моё всё...».

Многие потом будут спорить о том, кому именно адресовано послание. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный портрет возлюбленной Бетховена, выполненный неизвестным мастером.

Из: Анна Сардарян. 100 великих историй любви

На превью: кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная» (1994)

_______________________________________

Тайны гениев Казиник Михаил Семенович

Глава 2. Был ли глухим Бетховен?

Глава 2. Был ли глухим Бетховен?

Бог изощрен, но не злонамерен.

А. Эйнштейн

Альберт Эйнштейн как-то высказал совершенно уникальную мысль, глубина которой, как и глубина его теории относительности, воспринимается не сразу. Она вынесена в эпиграф перед главой, но я так люблю ее, что не упущу возможности еще раз повторить эту мысль. Вот она:

“Бог изощрен, но не злонамерен”.

Эта мысль очень нужна философам, психологам, очень важна для искусствоведов.

Но еще больше она необходима впавшим в депрессию или просто не верящим в свои силы людям. Ибо, изучая историю искусства, задумываешься о жесточайшей несправедливости Судьбы (скажем так) по отношению к величайшим творцам планеты.

Нужно ли было Судьбе устроить так, чтобы Иоганн Себастьян Бах (или, как его впоследствии назовут, Пятый апостол Иисуса Христа) всю свою жизнь метался по затхлым провинциальным городкам Германии, беспрерывно доказывая всяким светским и церковным бюрократам, что он неплохой музыкант и очень старательный работник.

А когда Бах получил наконец относительно приличную должность кантора церкви Святого Фомы в большом городе Лейпциге, то не за свои творческие заслуги, а только потому, что “сам” Георг Филипп Телеманн от этой должности отказался.

Нужно ли было, чтобы великий композитор-романтик Роберт Шуман страдал тяжелейшей психической болезнью, отягощенной суицидальным синдромом и манией преследования.

Обязательно ли, чтобы композитор, больше всех повлиявший на последующее за ним развитие музыки, Модест Мусоргский, заболел тяжелейшей формой алкоголизма.

Нужно ли, чтобы Вольфганг Амадеус (амас деус – тот, кого любит Бог)... впрочем, о Моцарте – следующая глава.

Наконец, нужно ли, чтобы гениальный композитор Людвиг ван Бетховен был глухим? Не художник, не архитектор, не поэт, а именно композитор. То есть Тот, у кого тончайший музыкальный СЛУХ – второе по степени необходимости качество после ИСКРЫ БОЖЬЕЙ. И если эта искра столь ярка и столь горяча, как у Бетховена, то к чему она, если нет СЛУХА.

Какая трагическая изощренность!

Но почему же гениальный мыслитель А. Эйнштейн утверждает, что при всей изощренности у Бога нет злонамеренности? Разве величайший композитор без слуха – не изощренное зло намеренности? И если да, то в чем тогда смысл этой намеренности.

Так послушайте же бетховенскую Двадцать Девятую фортепианную сонату – “Hammarklavir”.

Эту сонату ее автор сочинил, будучи абсолютно глухим! Музыку, которую невозможно даже сравнить со всем, что на планете существует под грифом “соната”. Когда речь заходит о Двадцать Девятой, то сравнивать нужно уже не с музыкой в ее цеховом понимании.

Нет, мысль здесь обращается к таким вершинным творениям человеческого духа, как “Божественная комедия” Данте или фрески Микеланджело в Ватикане.

Но если говорить все же о музыке, то обо всех сорока восьми прелюдиях и фугах баховского “Хорошо темперированного клавира” вместе взятых.

И эта соната написана глухим???

Побеседуйте с врачами-специалистами, и они расскажут вам ЧТО происходит у человека даже с самими представлениями о звуке после нескольких лет глухоты. Послушайте поздние бетховенские квартеты, его Большую фугу, наконец, Ариетту – последнюю часть последней Тридцать Второй фортепианной сонаты Бетховена.

И вы почувствуете, что ЭТУ МУЗЫКУ мог написать только человек с ПРЕДЕЛЬНО ОБОСТРЕННЫМ СЛУХОМ.

Так, может быть, Бетховен не был глух?

Да, конечно же, не был.

И все-таки... был.

Просто все здесь зависит от точки отсчета.

В земном понимании с точки зрения чисто материальных

представлений Людвиг ван Бетховен действительно оглох.

Бетховен стал глух к земной болтовне, к земным мелочам.

Но ему открылись звуковые миры иного масштаба – Вселенские.

Можно сказать, что бетховенская глухота – своего рода эксперимент, который проведен на подлинно научном уровне (Божественно-изощренном!)

Часто для того чтобы понять глубину и уникальность в одной сфере Духа, необходимо обратиться к другой сфере духовной культуры.

Вот фрагмент одного из величайших творений русской поэзии – стихотворения А.С. Пушкина “Пророк”:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими, как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей

коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье...

Не это ли случилось с Бетховеном? Помните?

Он, Бетховен, жаловался на непрерывный шум и звон в ушах. Но обратите внимание: когда ангел коснулся ушей Пророка, то Пророк видимые образы услышал звуками, то есть содроганье, полет, подводные движения, процесс роста – все это стало музыкой.

Слушая все более позднюю музыку Бетховена, можно сделать вывод о том, что чем хуже Бетховен слышал, тем глубже и значительнее была создаваемая им музыка.

Но пожалуй, впереди самый главный вывод, который поможет вытащить человека из депрессии. Пусть он прозвучит вначале несколько банально:

НЕТ ПРЕДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.

Бетховенская трагедия глухоты в исторической перспективе оказалась великим творческим стимулом. И это значит, что, если человек гениален, то именно неприятности и лишения могут оказаться лишь катализатором творческой деятельности. Ведь, кажется, что может быть страшнее для композитора, чем глухота. А теперь давайте рассуждать.

Что было бы, если бы Бетховен не оглох?

Могу смело предоставить вам список имен композиторов, в числе которых находилось бы имя не глухого Бетховена (исходя из уровня музыки, написанной им до появления первых признаков глухоты): Керубини, Клементи, Кунау, Сальери, Мегюль, Госсек, Диттерсдорф и т. д.

Убежден, что даже профессиональные музыканты в лучшем случае только слышали имена этих композиторов. Впрочем, те, кто играли, могут сказать, что их музыка очень прилична. Кстати, Бетховен был учеником Сальери и посвятил ему три своих первых скрипичных сонаты. Бетховен так доверял Сальери, что учился у него целых восемь (!) лет. Сонаты, посвященные Сальери, демонстрируют,

что Сальери был замечательнейшим педагогом, а Бетховен – столь же блестящим учеником.

Эти сонаты – очень хорошая музыка, но и сонаты Клементи тоже чудо как хороши!

Ну что ж, порассуждав подобным образом...

вернемся на конференцию и...

Теперь нам довольно просто ответить на вопрос, почему четвертый и пятый дни конференции оказались результативными.

Во-первых,

потому что побочная партия (наш третий день) оказалась, как и положено, доминирующей.

Во-вторых,

потому что наш разговор касался, казалось, неразрешимой проблемы (глухота – не плюс для возможности сочинять музыку), но которая разрешается самым невероятным образом:

если человек талантлив (а руководители крупнейших предприятий разных стран не могут не быть талантливыми), то проблемы и сложности – это не что иное, как мощнейший катализатор деятельности таланта. Я называю это эффектом Бетховена. Применяя его к участникам нашей конференции, можно сказать, что проблемы плохой конъюнктуры могут только раззадорить талант.

И в-третьих,

мы слушали музыку.

И не просто слушали, но были настроены на самое заинтересованное слушание, самое глубокое восприятие.

Интерес участников конференции был вовсе не развлекательного характера (как, скажем, просто что-то узнать о милой приятной музыке, отвлечься, развлечься).

Это не было целью.

Цель же заключалась в том, чтобы проникнуть в самую сущность музыки, в музыкальные аорты и капилляры. Ведь суть подлинной музыки, в отличие от бытовой, ее кроветворность, ее желание общаться на высочайшем универсальном уровне с теми, кто духовно способен подняться на этот уровень.

А посему четвертый день конференции – день преодоления слабой конъюнктуры.

Как Бетховен, преодолевший глухоту.

Теперь ясно что это такое:

Доминирующая побочная партия

или, как говорят музыканты,

побочная партия в доминанте?

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

Из книги Всякие диковины про Баха и Бетховена автора Иссерлис Стивен

Глава 13 Промежуточная форма-фильм и роман Сходные черты Тенденция к изображению жизни во всей ее полноте. Такие великие романы, как «Мадам Бовари», «Война и мир» и «В поисках утраченного времени», охватывают широкие сферы реальной действительности. Их авторы стремятся

Из книги 111 симфоний автора Михеева Людмила Викентьевна

Людвиг ван Бетховен 1770-1827 Если бы в 1820 году вы столкнулись нос к носу с Бетховеном на улицах Вены, что, признаться, маловероятно, поскольку вас тогда, скорее всего, ещё не было на свете, вы бы решили, что это престранный тип. Одежда растрёпанная, волосы растрёпанные, шляпа

Из книги Повседневная жизнь греческих богов автора Сисс Джулия

Бетховен

Из книги Ружья, микробы и сталь [Судьбы человеческих обществ] автора Даймонд Джаред

Из книги Тайны гениев автора Казиник Михаил Семенович

Глава XI Связи с богами Некогда, во времена, предшествовавшие появлению богов-граждан, боги частенько покидали Олимп. Они давали себе отдых от текущих дел и каждодневных забот на своих собраниях. Они уезжали на край света, к Океану, по направлению к стране эфиопов, то к

Из книги Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне автора Никитина Нина Алексеевна

Глава XIV Сила женщин. Гера, Афина и их близкие Посейдон метался в поисках города и края, которые признали бы его верховную власть. Бог морей оказался в незавидном положении: всюду ему отказывали, тогда как, судя по некоторым чертам его божественного характера, он лучше,

Он родился 245 лет назад, но трагедия, связанная с потерей слуха, до сих пор завораживает любителей музыки.

Тайна рождения Бетховена

Даже спустя столетия остается одна большая тайна о жизни Людвига ван Бетховена - когда его день рождения? Хотя его последние слова были записаны, когда он умер 26 марта 1827 года, но начало жизни великого композитора не столь очевидное. Датой его рождения часто называют 16 декабря 1770 года, а крещение было на следующий день, 245 лет назад.

Потеря слуха великого композитора - еще одна тайна

Но есть много фактов, которые нам доподлинно известны о Бетховене. Широко известным можно считать тот, что к концу своей жизни музыкальный гений не мог услышать собственные произведения.

Интерес к потере слуха у Бетховена не угасает среди его поклонников, и многие из них очарованы трагическими обстоятельствами, с которыми столкнулся композитор, и его способностью продолжать работу даже после того, как он полностью потерял слух в 45 лет. Сжимая палочку в зубах и держа ее напротив клавиатуры фортепиано, он мог различать слабые звуки.

Девятая симфония - наиболее известная работа Бетховена

Он смог оставить миру то, что остается самой известной его работой - Девятую симфонию, которая была написана уже после его глухоты. В то время он пережил один из самых острых моментов в карьере.

За три года до того, как Людвиг ван Бетховен погрозил кулаком грому и молнии, бушующим за окном, и упал мертвым на свою кровать, его Девятая (последняя) симфония была впервые представлена миру в Вене. Бетховен в это время стоял в оркестре, не сводя глаз со своих записей, и неловко отбивал такт. Официально он не был дирижером. Исполнителям говорили не обращать на него никакого внимания. Он был настолько глух к тому времени, что не смог услышать собственной музыки и не слышал аплодисментов, которыми взорвался зал после того, как музыканты закончили играть. Только когда один из солистов развернул его к залу, он смог увидеть восторг публики. Музыка перешла в фоновый режим, а демонстрация отнощения публики к новому произведению состоялась внезапно. Люди начали кричать, хлопать в ладони, демонстрируя маленькому человеку свое признание и симпатию.

Однако такая оценка публики не смогла прогнать меланхолию, с которой тогда столкнулся Бетховен. Хотя он и шутил с другими по поводу своей болезни, позже из его писем стало известно, его проблемы со слухом стали причиной глубокой депрессии и изолировали от общества. «Мой бедный слух преследовал меня повсюду как призрак, и я избегал человеческого общества, - писал он как-то. - Я, кажется, становлюсь мизантропом, но мне еще далеко до этого состояния».

Как вел себя музыкальный гений в повсерневной жизни после потери слуха

Тем не менее, потеря слуха и то, как он справлялся с этим в повседневной жизни, помогли сохранить эту историю на века.

Поскольку он использовал записи для ведения разговоров со своими друзьями, семьей и коллегами, их удалось сохранить. Эти записи часто односторонние, поскольку он все еще мог отвечать на многие вопросы вербально, но они дают понятие, о чем Бетховен думал в то время. Также он часто писал в таких тетрадях сам, если не хотел, чтобы другие в комнате его слышали. Как-то его племянник Карл привел домой довольно потрепанного друга, и Бетховен написал: «Мне не нравится ваш выбор друга. Бедность заслуживает сочувствия, но не без исключений».

В 1990 годах несколько поклонников Бетховена купили на аукционе прядь его волос, в надежде сделать медицинский анализ и выяснить, была ли его глухота вызвана использованием ртути для лечения сифилиса. Сейчас эта прядь хранится в Государственном университете Сан-Хосе, но в ней не было обнаружено никаких признаков ртути.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя - Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.

Кроме того, Бетховен выступал на концертах. Так, в 1822 году, когда композитор уже полностью оглох, он пытался дирижировать при исполнении своей оперы «Фиделио», но потерпел неудачу: не смог добиться синхронности с оркестром.


Отчего оглох Бетховен, мы точно этого не знаем. На этот счет существуют различные теории. Так, предполагают, что Бетховен страдал болезнью Паже, характеризующейс я утолщением костей, - об этом могут свидетельствоват ь крупная голова и широкие брови композитора, что характерно для этого заболевания. Костная ткань, разрастаясь, могла сдавить слуховые нервы, что и привело к глухоте. Но это не единственное предположение медиков. Другие ученые считают, что Бетховен потерял слух из-за… воспалительного заболевания кишечника. Вывод, конечно, неожиданный, но проблемы с кишечником иногда действительно вызывают потерю слуха.

Стивен Джоб. Из книги "Могут ли поцелуи продлить жизнь?"

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...