Библейские сюжеты в живописи. Библейские темы в изобразительном искусстве


Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

Сюжет "Эсфирь перед Артаксерксом" отражает библейскую историю, рассказывающую о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь, о чьем иудейском происхождении царь не знал, пришла к повелителю в лучших одеждах во всем блеске своей красоты без приглашения, чтобы просить его не истреблять народ иудейский. Царь сидел на троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом, что означало ее неприкосновенность и милость от царя. Когда царица поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и разрешил им расправиться со своими врагами. Евреи ликовали и умертвили семьдесят пять тысяч человек, убивая целыми семьями. В память о подвига Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пурим.

Эсфирь перед Артаксерксом.
А. П. Рябушкин. 1887 г. Бумага на холсте, масло. 107x221 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. номер: Ж-1826
Поступление: В 1930 из Академии художеств
Арт-каталог

В 1887 г. Рябушкин создал эскиз на библейскую тему «Эсфирь перед Артаксерксом», «вызвавший целую сенсацию». Эта работа стала свидетельством поиска «исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов», стремлением «избегнуть принятой театральности в разработке „мизансцен“ и образов». А. Ростиславов в своей книге о художнике поделился впечатлениями об этой работе, оставленной в фондах Академии. Он написал: «И вдруг, совсем особая, своя цельность композиции, живые, восточно яркие краски, серьезно разработанная перспектива с оригинально взятой точки зрения, совсем по-новому оригинально задуманные позы фигур, без обычно условного высовывания главных на первый план. Особенно бросалась в глаза реалистическая фигура Артаксеркса, и совсем по-новому разработанные костюмы, каких еще не видали на академических эскизах. Все было нарисовано смело, ловко и живо. …Перед эскизом толпились, ученики восхищались… Настолько в Рябушкине бился живой пульс настоящего художника, которому невыносимы шаблоны и который умел своими приемами действовать убедительно». Аксенова Г. В. «Ясновидец и правдолюбец минувших жизней»: А. П. Рябушкин


Эсфирь перед Артаксерксом.
Неизвестный художник.
Хабаровский художественный музей
Региональная коллекция Хабаровского края


Эсфирь перед Артаксерксом.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Начало 1760-х.
gogol.ru

Товий и архангел Рафаил

Приключения Товии (или Тобия) и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита. Книга Товита относится к числу так называемых «второканонических» книг Ветхого Завета, то есть тех книг, которые отсутствуют в еврейском тексте Библии, но находятся в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, сделанном в III веке до Р. Х.). Православная Церковь не ставит их наравне с каноническими книгами Ветхого Завета, но признаёт их назидательными и полезными.

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н.э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном. Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы.)

Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского. Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно «Товия и ангел» - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено. nearyou.ru


Товий с ангелом.
Антон Павлович Лосенко. 1759 г. Холст, масло, 105х135.
, Москва. Инв.№ 15173.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея.
nearyou.ru


Возвращение Товия (Тобия).
Н. Н. Ге. Между 1864 и 1867 гг.


Товий с ангелом.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Дерево, масло. 12х9 см
Государственная Третьяковская галерея

Товий и архангел Рафаил.
В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 282 х 72
Икона. Северная дверь иконостаса. Не окончена
Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург)
Государственный Русский музей
Инв. № Ж-3188

Каталог 138-145. Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825.
Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792). Троицкая церковь имела три придела: главный - во имя Святой Троицы; второй - во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) - во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха. Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника. Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36678.html

Руфь

Руфь (ивр. Рут) - знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Моавитянка по происхождению она привязалась к мужу (еврею из Вифлеема) и после его смерти не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и поселилась с ней в Вифлееме. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала прабабушкой (праматерью) царя Давида.


Руфь, сидящая у древа.
Фаворский Владимир Андреевич. Фронтиспис к книге «Руфь». 1924 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.artsait.ru


Встреча Руфи и Вооза.
Марк Шагал. 1957-1959 гг.
www.artsait.ru

Самсон и Далила

Самсон - герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых», сила которого кроется в волосах. Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими» она после нескольких безуспешных попыток все-таки выведывает его секрет и остригает герою волосы, лишая силы.


Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти. (Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян)
Чернов Иван Потапович. 1800 г. Холст, масло. 215 х 158,8.
На библейский сюжет.
За эту картину в 1800 г. художник удостоен звания академика.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея (ранее Музей Академии художеств). Инв.№ 15164.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood22172.html
С 2011 года картина впервые демонстрируется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи


Самсон разрушает храм филистимлян.
Завьялов Федор Семенович. 1836 г.


Самсон и Далила.
Кившенко Алексей Данилович. 1876 г. Холст, масло. 145 х 199,5.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары


Самсон, связываемый филистимлянами по лишении волос.
П.Д. Баскаков. 1849 г. Холст, масло. 133 х 164
Ветхий завет. Книга Судей, 16, 19-20
Справа внизу подпись и дата: П. Баскаковъ 1849 г.
Поступила: в 1940 из собрания Ю. Э. Кульбис через Финотдел Дзержинского района (Ленинград). Инв. № Ж-8659
Государственный Русский музей
За эту картину в 1849 Баскаков получил серебряную медаль первого достоинства. Экспонировалась в том же году на ежегодной академической выставке.

В феврале исполняется 185 лет со дня рождения Николая Ге – русского живописца и рисовальщика, мастера исторических и религиозных полотен. Критика и особенно церковь не всегда принимали его трактовку евангельских сюжетов, слишком натуралистическую для русского искусства, но вполне традиционную, как показывают коллекции Большого собрания изящных искусств ASG, для Западной Европы.

Родился будущий художник Николай Ге в 1831 году в семье воронежского помещика. Необычная фамилия является производным от Gay – дед художника был французом и эмигрировал в Россию в конце XVIII века, скорее всего, бежав от революции.

В три месяца ребенок остался без матери – в год его рождения в центральных губерниях России свирепствовала холера. По настоянию отца все заботы о младенце взяла на себя его няня – крепостная.

Способности к рисованию Николая Ге обнаружились еще в гимназии, но не смея ослушаться отца, он учился сначала в Киевском, а затем в Петербургском университетах на математическом факультете. Однако основное время он посвящал рисованию в стенах Эрмитажа. В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, в которой обучался семь лет. Большая золотая медаль, полученная в конце обучения, дала ему возможность выехать за счет Академии в Европу.

Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, является то, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично.

В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств.

Николай Ге
Тайная вечеря. 1863 г.
Холст, масло. 283х382 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сегодня картина считается мощным произведением, отражающим специфику восприятия художником библейского мифа. В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами в одном из домов города Иерусалима стоит обыкновенная кушетка, на которую облокотился Иисус. Молодой Иоанн в ногах у него, а сзади стоят другие апостолы. Седоглавый Петр (считается, что в нем Ге изобразил себя) - во главе стола. За ним видны еще несколько нечетких темных фигур. Справа, у стены, расположен светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), белую скатерть стола, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды, облик которого мы угадываем, а не видим.

В композиции прослеживается библейская символичность: праведным светом доброты и мудрости освещен стол – художественное олицетворение общности духовной пищи для апостолов. Этим светом освещается Христос, растерянные взгляды апостолов, устремленные на Иуду, он попадает и на Петра, охраняющего райские врата. Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума. И лишь Иисус спокоен и грустен.

Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в ней «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. Таким образом, его творчество получило признание у искушенной столичной публики.

Николай Ге не отступает от религиозной темы и с 1869 по 1880 год пишет картину «Христос в Гефсиманском саду». Его критикуют и заставляют поверить в свою бездарность, но спустя некоторое время автор переделывает полотно, и тогда критики замолкают. Эта картина признана одним из шедевров великого художника.


Николай Ге
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Холст, масло.

Ге показывает зрителю Христа, который готов развести свои руки. Он знает свое предназначение, но согласиться с этим до конца ему достаточно сложно. До распятия осталось совсем немного времени, Иисус устал, и в Гефсиманском саду он терзается сомнениями и борется со своими страхами. Его одеяние растрепалось так же, как и душа великих грешников. На лице спасителя мы видим тревогу, но не отчаяние. Совершенно один в темном лесу он обращается к Отцу и знает, что его слышат и прощают.

Это полотно будет длительное время выставляться на закрытых выставках. О нем будут говорить и хорошее, и плохое. Николай Ге поймет, что это и есть настоящий успех.

Картина «Голгофа» стала одной из последних работ Николая Ге и, по мнению критиков, осталась неоконченной. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.


Николай Ге
Голгофа (Картина не закончена). 1893 г.
Холст, масло. 222,4х191,8 см.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В центре картины - Христос и два разбойника. Каждый персонаж картины наделён своими чертами характера. Так, автор ведёт диалог со зрителем, тонко намекая на происходящее и рассказывая о настроении каждого из героев. Сына Божьего одолевает отчаянье, он заламывает себе руки. Его глаза закрыты, а голова запрокинута. Из-за спины Иисуса выглядывает преступник со связанными руками. Он приоткрыл рот, а глаза сами собой расширились от ужаса. Справа стоит юноша, в прошлом разбойник, теперь – мученик, который печально отвернулся. Автор намеренно противопоставляет своих персонажей.

Слева в поле зрения возникает деспотичная рука, которая подаёт сигнал к началу казни. Фигура Иисуса излучает безнадёжность, он предчувствует долгую и мучительную смерть, у его ног уже положили крест. Николай Ге предельно точно показал, как Христа предали и отправили на позорную казнь. Всеми изобразительными средствами художник подчеркивает, что Сына Божьего казнили несправедливо. Задача, которую автор поставил перед собой, донести до зрителя, что Христос своим поступком искупил грехи всего рода человеческого и подарил людям шанс на спасение, пожертвовав своей жизнью.

Ге упрекали за пренебрежительное отношение к форме и злоупотребление контрастными красками. Возможно, это был единственный приём, способный выразить чувства художника. Не боясь преступить границы художественности, игнорируя нормы и условности, Николай Ге достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с необычайной силой и достоверностью.

Кроме Николая Ге к драматичным религиозным сюжетам обращались и другие русские живописцы, в частности Александр Иванов (1806-1858) и Николай Крамской (1837-1887). Однако первопроходцами в данном иконографическом русле были западноевропейские мастера. Особенно популярна тема предательства Иисуса Иудой и в целом страсти Христовы среди старых мастеров в XVII столетии в эпоху Барокко, поскольку данные сюжеты позволяли изобразить на картинах сильные эмоции: страдание, боль, раскаяние, муки и сомнения.

Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранятся картины французских и фламандских мастеров XVII века, с помощью которых можно проследить сюжетную цепочку от «Моления о чаше в Гефсиманском саду» до «Крестного пути Христа на Голгофу».

За сюжет «Моления о чаше» брались многие художники, решая его с разной степенью успеха. Христа в Гефсиманском саду писали Андреа Мантенья (1455 г.), Джованни Беллини (1465-1470), Эль Греко (1605 г.) и другие, менее именитые, мастера, в частности, Карель Саварье – фламандский живописец, даты и обстоятельства жизни которого не известны. В собрании ASG хранится композиция Саварье, выполненная на меди, где Христос изображен молящимся в ночь перед арестом в Гефсиманском саду.


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2418

В центре – коленопреклоненный Иисус. Он приложил руку к груди и смотрит в небеса, моля Бога о спасении от предстоящих мук. С ответом к Христу летят ангелы, один из которых несет в руках распятие и чашу, наполненную страданиями, которую Сыну Божьему придется испить до дна. Ученики Спасителя спят, а вдалеке уже идут стражники и Иуда.

Далее в череде трагических событий следует «Поцелуй Иуды» – сюжет, не оставляющий равнодушным никого, поскольку посвящен одной из самых мучительных тем человечества – предательству ближнего. Пожалуй, наиболее известной работой на этот сюжет сегодня в мире является фреска Джотто (ок. 1267-1337). На ней Иуда облачен в плащ желтого цвета, который до той поры считался одним из наиболее радостных и царственных цветов. Здесь же, по воле художника, за ним закрепляется негативный оттенок. На картине круга французского живописца XVII века Мишеля Корнеля Старшего (1642-1708) из собрания ASG предатель Иуда одет во все черное.


Мишель Корнель Старший, круг

Франция, ок. 1700 г.
Холст, масло. 38,5×47 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2771

В центре полотна изображен Иисус в красном одеянии. Он покорно дает поцеловать себя Иуде в знак следовавшим за ним воинам, что это именно тот, которого им надлежит взять под стражу. В правой части мы видим солдат, вооруженных копьями и алебардами, они держат поднятые факелы и фонари. В композицию вошел и сюжет с отрубанием уха у слуги (левый нижний угол холста). Он упоминается во всех четырех Евангелиях, хотя только Иоанн поименно называет его участников: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх». Таким образом, художник из окружения Корнеля Старшего противопоставляет предательству Иуды верность другого ученика Христа, готового бороться за жизнь и свободу своего учителя.

После этого опознавательного поцелуя начнутся уже физические страдания Иисуса, где одним из самых тяжких будет Крестный путь – путь Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он будет распят. Во время этого пути Иисус был подвергнут бичеванию и поруганию воинами, увенчавшими его голову терновым венком. И здесь мы вновь вернемся к творчеству фламандца Кареля Саварье, написавшему картину «Крестный путь на Голгофу», также избрав для нее медную доску абсолютно того же размера, как и для «Моления о чаше».


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-1309

Глядя на эту многофигурную композицию, сложно сразу идентифицировать здесь фигуру Христа с его ношей. Внимание привлекает всадник на белой лошади, наблюдающий за ходом этой печальной процессии, а также всадники в металлических доспехах, следующие за ним. Христос изображен в центре, он припал к земле, лишившись сил. Люди, пытаясь помочь, поддерживают его крест, а святая Вероника вытирает пот с лица Спасителя простым полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся его лик. Справа – Богоматерь, скорбно наблюдающая за муками своего сына и поддерживающий ее ученик Христа – Иоанн. Вдали – Голгофа, к основанию которой уже добрался Иисус. На горе расположилось множество людей, ожидающих, когда и до них доберется обреченный на казнь мученик.

Тема Страстей Христовых является вечной в изобразительном искусстве. К ней обращались мастера разных школ и исторических эпох. В Большом собрании изящных искусств ASG есть работы и других мастеров, посвящавших свои произведения данной теме, например, картина мастерской Франса II Франкена «Крестный путь на Голгофу». Все это лишь доказывает большой интерес художников всех веков и стран к нравственным и духовным проблемам.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа  Лк. 1:26-38. . В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в раз-ных позах, интерьерах и исполь-зуя различные символы. И это даже не глав-ное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображен-ных персонажей. Раннехристиан-ские художники хотели показать вели-чие Марии, в средневековой и возрож-денческой живописи Дева оли-цетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрожде-ния и ба-рокко — испы-тывает удивление и испуг. Архан-гел Гавриил, в XII-XIV веках почти-тельно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом. На примере десяти работ выясняем, как в ис-кусстве на протяжении пятнадцати веков менялось восприятие этого сюжета.

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)

Diomedia

На рубеже 420-430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все-го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го-ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди-цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи-тали и раньше, но осо-бенно сильным ее культ стал именно после постановле-ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди-це. Сце-на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ-но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь-ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме-кает вере-тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави-да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря-нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

Благовещение у колодца (вторая половина XII века)

Bibliothèque nationale de France / MS Grec 1208

Писавшие о Благовещении богословы часто рассуждали о том, чтó в этот мо-мент чувствовала Мария, и лишь немногих занимали переживания архангела Гавриила. Среди последних — живший в XII веке монах Иаков Коккиноваф-ский, автор шести гомилий Гомилия — проповедь с объяснением прочитанных мест Священного Писания. о жизни Богородицы. Гавриил был изрядно напу-ган порученным ему заданием. Сначала он зашел в дом Марии невидимым и был поражен ее добродетелью — настолько, что не мог подобрать подходя-щие слова. Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой, и сообщить ей но-вость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась).

Встречу у колодца иллюстрирует одна из миниатюр рукописи. Мария стоит к Гавриилу спиной. Услышав его голос, она поворачивает голову, испуганно вскидывая одну руку, а другой придерживая кувшин. Эта сцена часто встре-чается в византийском и древнерусском искусстве, в росписях, посвященных Благовещению.

«Устюжское Благовещение» (1130-40-е)

Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project / Wikimedia Commons

Создатель «Устюжского Благовещения» Традиционное название иконы ошибочно: в XVIII веке считали, что ее привезли в Мо-скву из Устюга, но на самом деле икона была написана в Новгороде. использовал редкую для этого сюже-та иконографию. Архангел и Богородица стоят друг напротив друга. Склонив го-лову, Мария слушает Гавриила. На первый взгляд, в подобной композиции нет ничего необычного, однако, если присмотреться, на груди Марии можно раз-личить изображение Богомладенца. Этот образ прямо говорит о том, что именно с Благо--вещением начинается земная жизнь Христа и именно в этот мо-мент он вочело-вечивается, чтобы потом погибнуть. Его грядущую смерть сим-во-лизирует одежда: на нем набедренная повязка, как на Распятии. Иисус изо-бражен отроком: эта иконография Она называется «Эммануил» по пророчеству Исайи о том, что сыну Девы нарекут имя Еммануил, что значит «С нами Бог». (Ис. 7:14) напоминала о том, что происхождение Христа было изначально божественным, в отличие от учения Нестория.

В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого Денми Господь Ветхий Денми — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца. . Этот образ позаимствован из Книги пророка Даниила: «Видел я на-конец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь».  Дан. 7:9. В «Устюжском Благовещении» изображен и Святой Дух: его символизирует луч света, исходящий от фигуры Ветхого Денми.

Симоне Мартини. «Благовещение» (1333)


Uffizi Gallery / Wikimedia Commons

Средневековые Благовещения редко обходятся без двух атрибутов: цветов, ча-ще всего лилий, стоящих в вазе, и книги, которую читает Мария. Эти образы мы видим и в позднеготическом «Благовещении» итальянского художника Симоне Мартини — к лилии художник добавляет символизирующую мир оливковую ветвь, которую Марии вручает ангел. О том, что Мария умела чи-тать и знала текст Ветхого Завета, еще в IV веке упоминал святой Амвросий Медиоланский. Однако до второй половины IX века эти сведения не слишком впечатляли авторов иконографии, посвященной Марии. Самое раннее изобра-жение читающей Богородицы из тех, что сохранились, относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно сделан-ной в Меце. Одновременно всего в 120 километрах от нее монах Отфрид Вай-сен-бург-ский пишет стихотворное изложение Евангелия и впервые упоми-нает, что в момент появления Гавриила Мария читала псалмы. С тех пор Мария встречает архангела за чтением все чаще и чаще, и к XIII веку книга становится постоянной деталью западноевропейского Благовещения, а веретено отходит византийской традиции. В том же XIII веке появляется цветок, стоящий между архангелом и Марией. Этот символ напоминал о том, что Благовещение про-изошло весной: «Назарет» в переводе с древнееврейского означает «цветок». Позже он превращается в лилию, символизирующую не только время года, но и чистоту Марии.

Робер Кампен. «Благовещение» (1420-30-е)


Metropolitan Museum of Art

Ангел входит в обычный бюргерский дом того времени. Мария поглощена чте-нием и не замечает его. В луче света — летящая через окно фигурка Христа. Архан-гел еще не успел заговорить с Девой, и Кампен как будто использует эту паузу, чтобы показать зрителю интерьер комнаты. На столе — лилии, в углу — до блеска начищенный бронзовый умывальник, книга обернута тканью. Все это намекает на чистоту Марии. Только что потушенная свеча, вероятно, напоми-нает о сиянии, исходившем от новорожденного Иисуса и затмившем огонь све-чи. Возможно, так Кампен подчеркивает человеческое начало Христа. Вообще, картина Кампена — пример того, как сложно иногда бывает расшифровать ни-дерландскую живопись XV века, выбрав определенное значение того или иного предмета. Например, украшенная маленькими резными львами скамейка Бого-родицы может символизировать трон Соломона, с которым сравнивали Марию и который тоже был украшен львами, а сами львы — Иисуса. А может быть, Кам--пен написал скамейку только потому, что такая мебель была в те годы в моде.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение» (1452-1466)

Пьеро делла Франческа. Благовещение

Пьеро делла Франческа. Опускание Иуды Кириака в колодец Basilica di San Francesco, Arezzo / Wikimedia Commons

Благовещение могло быть и самостоятельным сюжетом, и частью цикла, по-свя-щенного Богородице, и первой сценкой в изображении жизни Христа. У Пьеро делла Франчески Благовещение неожиданно становится частью исто-рии обретения креста, на котором был распят Иисус. Мария и ангел помещены в классическое архитектурное пространство (в живописи эпохи Возрождения оно сменяет условные изображения зданий готического и ви-зантийского искус---ства). Ярусы здания делят композицию на два регистра: земной, в кото-ром ангел обращается к Марии, и небесный, с изображением Бога Отца.

Лаконичная композиция почти лишена деталей, поэтому обращает на себя вни-мание веревка, свисающая с балки у окна. С одной стороны, этот символ напоминает об орудиях страстей Орудия страстей — инструменты мученичества Иисуса Христа. , с другой — делла Франческа с помощью этого изображения связывает Благовещение со сценой пытки Иуды Кириака, которая изображена в верхнем регистре. Согласно апокрифической легенде, в IV веке римская императрица Елена, мать Константина Великого, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, иници-иро-вала в Иерусалиме раскопки, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус. Иудеи отказались помогать Елене в поисках, и тогда она велела посадить одного из них, Иуду, в высушенный колодец. Через несколько дней Иуда стал умолять освободить его и обещал помочь найти крест. Вызволенный из колод-ца, он помолился Богу — и увидел место, где находился крест: так он уве-ровал в Христа. Однако ему явился дьявол и обвинил в том, что он, в отли-чие от Иуды Искариота, предал его. Именно об Искариоте и о ве-ревке, на которой тот повесился, напоминает веревка на балке. Пустая петля, не при-годившаяся уверовавшему и спасенному Иуде Кириаку, указывает на спасение, следующее за приходом Иисуса в мир.

Благовещение с единорогом (1480-1500)

Schlossmuseum, Weimar

Средневековые рассказывали о множестве фантастических зверей и приписывали удивительные черты реальным животным. Богословы находи-ли параллели между описаниями некоторых животных и событиями из жизни Иисуса: например, жертву, евхаристию и воскресение символизировали пели-кан, кормящий птенцов собственной кровью, и лев, рождавшийся мертвым и оживавший на третий день от дыхания львицы. Еще одним символом Христа был единорог, поймать которого могла только непорочная дева. В XV-XVI ве-ках становится популярен сюжет охоты на единорога — особенно в Германии. Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алта-рях, гобеленах и посуде.

Изображенная на крыле алтаря Мария сидит в саду. Гавриил гонит к ней еди-норога. Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие доброде-тели: истину, милосердие, мир и справедливость. Изображения охоты на еди-норога часто превращались в наивное перечисление того, что символизирует Деву Марию: запертый сад, заключенный колодец  З апертый сад и заклю-ченный колодец — образы невесты из Песни песней, которую в Средние века считали про-образом Марии. , неопалимая купина Неопалимая купина — куст на горе Синай, из которого Бог говорил с Моисеем. Горе-вшая, но не сгоревшая купина символизи-ровала чистоту Марии. , руно Гедеона Согласно Ветхому Завету, Гедеон, один из су-дей Израиля, убедился в том, что Господь из-брал его, когда оставленное им на ночь руно на следующее утро осталось сухим, хотя вся земля вокруг намокла от росы, а еще через утро, наоборот, лежало мокрым на сухой земле. , затворенные врата Затворенные врата — образ из видения пророка Иезекиля, также считавшийся предвосхищением Благовещения. Через эти ворота должен был пройти Господь. и жезл Аарона Жезл Аарона чудесным образом расцвел за ночь — в этой истории видели намек на рождение Спасителя от девы. . Светский характер сцены вызывал недовольство церкви, и в 1545 году на Тридентском соборе подобные изображения были запрещены.

Якопо Тинторетто. «Благовещение» (1576-1581)


Scuola Grande di San Rocco / Wikimedia Commons

На большинстве изображений Благовещения Мария спокойна. Она не пугается при виде архангела и со смирением принимает отведенную ей роль. Благове-щение Тинторетто тревожное и сумбурное. Картина написана в темных тонах, Гавриил врывается в дом, его сопровождает вихрь из путти Путто (лат. putus — «маленький мальчик») — крылатый мальчик. ; голубь, симво-лизи-рующий Святой Дух, резко устремляется вниз, а Мария в испуге отшаты-вается. Здесь нет ни цветов, ни сада, а дом напоминает руины: из стула лезут прутья соломы, за дверью небрежно навалены доски и плотницкие инструмен-ты Иосифа. За стулом мы видим старые ясли. Чтобы усилить напряжение, Тин-торетто использует резкую перспективу и странный ракурс: зритель как буд-то бы смотрит на все происходящее сверху. Динамичная композиция, поры-вистые движения и контрастное освещение предвосхищают живопись эпохи барокко, предпочитающую сдержанным Благовещениям предыдущих веков напряженные, динамичные, эмоциональные сцены.

Александр Иванов. «Благовещение» (1850)


Государственная Третьяковская галерея / wikiart.org

Архангел Гавриил был послан с небес на землю, чтобы сообщить Марии о ее пред--назначении. Принадлежность Марии и Гавриила к разным мирам художник подчеркивает, изображая их в разных масштабах. Архангел не просто выше Ма-рии — их фигуры несоизмеримы друг с другом. При этом компози-ционно они объединены: рука ангела попадает в круг сияния, исходящего от Марии.

Благовещение Иванова неожиданно монументально — особенно если учесть, что это акварель на бумаге. В конце 1840-х годов художник задумал цикл рос-писей на библейские сюжеты, и этот акварельный эскиз должен был впослед-ствии стать фреской (но так и не стал). В это время Иванов читал книгу немец-кого богослова Давида Штрауса «Жизнь Иисуса». Штраус считал, что евангель-ские чудеса — мифологизированные предания, часто основанные на ветхоза-ветных сюжетах, и проводил параллели между ветхо- и новозаветными сюже-тами. Именно поэтому Иванов собирался написать рядом со сценой Благове-щения явление Троицы Аврааму.

Билл Виола. «Приветствие» (1995)

Фрагмент видеоинсталляции Билла Виолы «Приветствие»

Обращаясь к вечным сюжетам, современные художники часто задумываются об их месте в истории искусства. Современный американский художника Билл Виола в своей видеоработе цитирует вовсе не евангельский рассказ, а картину «Встре-ча Марии и Елизаветы», написанную в 1529 году итальянским художни-ком Якопо Понтормо. Речь тут, правда, идет не о самом Благовещении, а о сле-дую--щем за ним сюжете — встрече Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Кре-стите-ля. Узнав от Гавриила о том, что ее престарелая родственница Елизавета тоже бе-ременна, Мария отправляется к ней. Елизавета тут же понимает, что Мария родит Сына Божьего, и таким образом становится первым человеком, узна-вшим о грядущем рождении Иисуса.

Early Netherlandish Painting.

Просмотры: 8 851

Сюжеты Ветхого Завета Сюжеты Нового Завета
Ад и потоп
Адам и Ева (гравюра Дюрера)
Артаксеркс, Аман и Эсфирь
Вавилонская башня
Валаамова ослица
Избрание семидесяти старейшин Моисеем
Изгнание Элиодора
Медный змий
Моисей, разбивающий Скрижали Завета
Наказание восставших Левитов
Обрезание сына Моисея
Ослепление Самсона
Первый траур
Переход через Красное море
Пир Валтасара
Поклонение волхвов
После потопа
Призвание Моисея
Самоубийство Саула
Самсон и Далила
Смерть и завещание Моисея
Сон Иакова
Сотворение Адама
Сошествие Ноя с горы Арарат
Страшный суд
Схождение с горы Синай
Юдифь и Олоферн
Вавилонская блудница
Вифлеемская звезда
Зверь, вышедший из моря
Камо грядеши
Отречение апостола Петра
Путь в Дамаск
Бегство в Египет
Благовещение
Блудный сын в таверне
Брак в Кане Галилейской
Воз сена
Возвращение блудного сына
Возложение тернового венца
Вручение ключей апостолу Петру
Голгофа
Динарий кесаря
Древо жизни
Избиение младенцев
Искушение Христа
Кающаяся Мария Магдалина
Коронование терновым венцом
Крещение Христа
Мадонна с безбородым Иосифом
Мария Магдалина
Маэста
Нагорная проповедь
Нахождение Спасителя во Храме
Не трогай меня
Несение креста
Обезглавливание Иоанна Крестителя
Обращение Савла
Оплакивание Христа
Отречение Петра
Пир в доме Левия
Поклонение волхвов
Поклонение пастухов
Поцелуй Иуды
Преображение (Рафаэль)
Призвание апостола Матфея
Призвание первых апостолов
Распятие Христа
Сад земных наслаждений
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Семь деяний милосердия
Семь радостей Марии
Семь скорбей
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Снятие с креста
Страшный суд
Суд Синедриона. «Повинен смерти»
Суд Пилата
Тайная вечеря
Увенчание терновым венцом
Успение Богородицы
Христос в Гефсиманском саду
Христос в пустыне
Христос в родительском доме
Христос во время шторма на море Галилейском
Христос и грешница
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии
Четыре апостола
Что есть истина?
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Явление Христа народу
Ужин в Эммаусе
Неверие Фомы

А теперь лирики

Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира. В этом томе собрана лишь небольшая часть произведений изобразительного искусства (более 2700 репродукций), иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках от первых веков нашей эры до начала 20 столетия.
Вторая заповедь запрещает создание любых изображений («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» Исх. 20:4). В один из тех исторических периодов, когда эта заповедь трактовалась менее жестко — как запрет на изготовление статуй (кумиров) и других трехмерных изображений, в еврейском искусстве были созданы первые произведения на сюжеты Священной истории. На рубеже нашей эры в Александрии Египетской был разработан цикл иллюстраций к Септуагинте (греческому переводу Библии). Хотя эти иллюстрации не сохранились до настоящего времени, их влияние прослеживается в изображении сюжетов Ветхого Завета как в настенных росписях римских катакомб, так и в византийской книжной миниатюре. Долгое время существование александрийского цикла оставалось недоказанным, пока в 1931 году не были обнаружены руины синагоги в Дура-Европос в Месопотамии. Росписи западной стены, датируемые примерно 244 г. н.э., представляют основные сюжеты Ветхого Завета: жертвоприношение Авраама, нахождение Моисея, Исход, помазание Давида на царство, торжество Мардохея, видение Иезекииля и др. Живописные панели из Дура-Европос помогли исследователям подтвердить связь между различными памятниками, композиционно воспроизводившими сцены александрийского цикла. Следы влияния иллюстраций к Септуагинте заметны также в библейских сценах, изображенных на мозаичных полах синагог 6 века н. э. в Палестине и северной Африке (например, сцена жертвоприношения Авраама из синагоги в Бейт-Альфа).

Зарождение христианской изобразительной традиции относится к 2-7 векам н. э., когда создаются росписи в римских катакомбах (многоярусных подземных галереях-лабиринтах). В эпоху гонений на христиан катакомбы использовались для захоронения наиболее почитаемых членов общины, а также были местом собраний и проведения религиозных церемоний. Сцены катакомб покрыты росписями, в которых встречаются изображения персонажей и сцен Ветхого Завета (Моисей, иссекающий воду из скалы, Адам и Ева и др.), но преобладают новозаветные сюжеты, а также символические и аллегорические изображения Христа в виде рыб, Доброго Пастыря и т. д. Здесь же находится и первое из известных нам изображений Богоматери.

После признания христианства государственной религией Римской империи в 4 веке н.э. постепенно обозначаются расхождения между западной и восточной церквами (разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) фактически произошло в 1054 году). Формируются два различных подхода к изображению священной истории. В Византии вырабатывается и закрепляется канон: «истинные», чудесным образом явленные изображения Иисуса Христа, Богоматери стали подлинниками, с которых делались списки. Возникает особая система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещается на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, выбор элементов пейзажа подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру.

На Западе в средние века главным заказчиком произведений изобразительного искусства становится Церковь. Создаются настенные росписи храмов, мозаики, скульптура, большое распространение получает книжная иллюстрация. В раннесредневековой западной книжной миниатюре можно заметить влияние как византийских образцов (Евангелие Оттона), так и традиций римской миниатюры (Евангелие Карла Великого). В это время рукописная книга была роскошью, которую могли позволить себе немногие. Для неграмотного в большинстве своем населения иллюстрированной книгой был сам храм. Но уже в преддверии Ренессанса, в 15 веке, появляется новый вид искусства — гравюра — гораздо более дешевый и доступный. Печатная графика вплоть до 20 века остается самым демократичным видом искусства. Первоначально большинство иллюстрированных гравюрами печатных изданий составляли книги религиозного содержания, а в станковой гравюре к библейским сюжетам обращались такие мастера как Дюрер, Рембрандт и многие другие. Завершают традицию книжных иллюстраций к Библии в настоящем собрании гравюры Гюстава Доре, сочетавшего в своем творчестве романтическую трактовку сюжетов со смелыми пространственными построениями и драматическими эффектами освещения.

В западной Церкви, начиная с позднего Средневековья, происходит постепенный отказ от сложившихся типов изображений; наряду с религиозной, появляется светская живопись. Если в Средние века единственным заказчиком была церковь, то в эпоху Ренессанса одни и те же художники выполняют как церковные, так и светские заказы. Само название нового периода в развитии западноевропейского искусства — Возрождение — означает возвращение к античной культуре и эстетике. Художественными принципами нового искусства становятся объем изображаемых фигур, трехмерность пространства. Персонажи живописных полотен и фресок изображаются не как обобщенные образы, а как современники художника, которому зачастую позируют бедняки. В изображении героев Ветхого и Нового заветов мастера любуются их физической красотой — мужественной силой и мощью (Микеланджело) или нежной женственностью (Леонардо да Винчи).

События Священной истории становятся в полотнах Караваджо и Тинторетто сценами из современной жизни, а эпоха барокко вносит в них элементы чувственной красоты, интерес к декорации и украшениям, нюансам и подробностям. Особняком от других мастеров этого периода стоит творчество Рембрандта, в произведениях которого на библейские сюжеты глубина чувства и концентрация эмоциональных ощущений переданы минимумом художественных средств («Возвращение блудного сына»).

Реформация и эпоха Просвещения вытеснили религиозные темы в искусстве на второй план. Постепенно происходит отход от изображения героев Священной истории в современных художнику одеждах и обстановке. Мастера классицизма, романтизма, а затем и реализма стремятся к исторически верному воспроизведению интерьеров, одеяний и пейзажей, путешествуют в Палестину (как, например, Тиссо) для зарисовок с натуры.

Интерес к библейским, в первую очередь, евангельским сюжетам возрождается в кругу прерафаэлитов, группы английских художников, поставивших себе целью освобождение от академических условностей и возвращение к традиции искренности и «наивной религиозности» раннего Возрождения. Чувственная красота, стилизация и декоративность в картинах прерафаэлитов наполняются мистически-восторженным религиозным переживанием («Беата Беатрикс» Россетти), а события Священной истории разыгрываются в детально воспроизведенной повседневной обстановке («Мастерская плотника» [Иисус в родительском доме] Милле).

Символисты, в поисках мечты, таинственной и чувственной Идеи, также обращаются к религиозным сюжетам. Образ Саломеи становится одним из наиболее частых мотивов, так, в картине Гюстава Моро «Видение» (Танец Саломеи) чувственность танцовщицы, таинственное и экзотичное место действия соединяются с реалистичной передачей истекающей кровью головы Иоанна Крестителя, создавая фантастическую атмосферу, отличную от традиционных интерпретаций этого сюжета.

Древняя Русь с принятием христианства заимствовала и иконописную традицию. Светская живопись впервые появляется лишь в 17 веке, а ко времени правления Петра I обозначаются два течения: традиционалистское, поддерживаемое духовенством, и светское. В 18 веке расширяется круг книжных образцов, появляется возможность учиться за границей, что приводит к постепенному освоению западной традиции, появляются картины на религиозные темы. К евангельским сюжетам обращаются К. Брюллов, Г. Семирадский, А. Иванов, Н. Гё, И. Крамской, В. Верещагин и многие другие художники 19 века.

Ветхий Завет, при большом разнообразии сюжетов, представлен меньшим количеством иллюстраций. Самые популярные эпизоды и персонажи этого раздела — Адам и Ева, Моисей и исход из Египта, Иудифь. В Новом Завете художников привлекали преимущественно события из жизни Богоматери и Иисуса Христа (см. Рождество, Крещение и т. д.), реже деяния апостолов (см. Апостолы, Стефан) и Апокалипсис.

Пейзаж с изображением сна Иакова: ангельская лестница, достигающая неба
(Быт. 28:10-16)

Художник: Вильманн, Михаэль Лукас Леопольд
Дата создания: около 1691
Размер: 87 x 106 см
Материал, техника: холст
Местонахождение: Бреслау, Музей изобразительных искусств (до 1945)
Стиль, эпоха: барокко
Страна: Германия

Вконтакте

Выбор редакции
Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...

История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...

Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...

Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...
предисловие «По сути, «Охота на банкира» — квинтэссенция тех расследований, которыми мы с журналистами «Новой» занимались последние...
Удивили депутаты Заксобрания Ленобласти. Они решили скинуться по 100 руб. для помощи самому бедному своему коллеге Алексею Ломову . У...
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...