Биография. Биография Артур эйзен певец


Страна

СССР СССР → Россия Россия

Профессии Певческий голос Коллективы Награды

Артур Артурович Э́йзен (8 июня , Москва - 26 февраля , Москва) - советский российский оперный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (). Член КПСС с 1964 года .

Биография

Артур Артурович Эйзен родился в Москве в семье латышского революционера. В 1944 году , после окончания школы, поступил в Театральное училище им. Б. Щукина на курс, который вёл И. М. Толчанов , кроме того, он посещал занятия по вокалу.

Выступал с большими сольными концертами, гастролировал в крупнейших залах разных стран мира. В последние годы артист много гастролировал с квартетом «Московская балалайка».

На протяжении многих лет Артур Эйзен преподавал в Российской академии музыки имени Гнесиных , с 1986 года - профессор. Артур Эйзен умер 26 февраля 2008 года (по другим источникам - 27 февраля ). Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Семья

Артур Эйзен был женат на актрисе Тамаре Александровне Эйзен. Дочь – Елена, педагог театрального отделения Театра на набережной города Москвы.

Партии

Аудиозаписи

Видеозаписи

  • - «Борис Годунов » Модеста Мусоргского , Варлаам , дир. Борис Хайкин

Фильмография

  1. - Вольный ветер - вокал

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Эйзен, Артур Артурович"

Примечания

Ссылки

  • Эйзен Артур Артурович // Кто есть кто в современной культуре: В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семенов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др.. - М .: МК-Периодика, 2006-2007. - ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.

Отрывок, характеризующий Эйзен, Артур Артурович

Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Артур Артурович Эйзен родился 8 июня 1927 года в Москве в семье потомственного латышского революционера.
В доме Эйзенов всегда звучали музыка и поэзия, в доме был старый патефон и шаляпинские пластинки. Прямо со школьной скамьи в 1944 году после окончания школы Артур поступил на актёрский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при Государственном академическом Театре им.Евг.Вахтангова, где учился с будущими звездами театрального искусства Ю.Борисовой, В.Лановым, Е.Симоновым, М.Ульяновым. Одновременно посещал занятия по вокалу у известной в прошлом певицы Н.Поповой-Нарутович.
По окончании училища в 1948 году Артур Эйзен был принят в Театр им.Евг.Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения "Московские литературные чтения". Ещё в студенческие годы Артур Эйзен пробовал себя как вокалист: сначала он мастерски копировал известных певцов - А.Пирогова, М.Рейзена, М.Михайлова, а затем во время первой гастрольной поездки Литературного театра по Украине на одном из концертов Артур Эйзен спел тогда весь свой вокальный репертуар и оказался "гвоздем" программы.
Вернувшись в Москву он снова стал студентом. Сначала музыкального училища, через год - Музыкально-педагогического института им.Гнесиных, а с третьего курса - Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского. За год до её окончания пришёл первый успех. Летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило москвичу Артуру Эйзену Золотую медаль и звание Лауреата.
Параллельно с учёбой в консерватории Артур Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного им. А.А.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии (1949-1956 гг.). Певец исполнял и большие сольные программы в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к нему пришла широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым.
В 1956 году Артуру Эйзену присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
В конце 1956 года состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле "Севильский цирюльник". Голос Эйзена отличается необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с легкостью берет и низкие басовые звуки и в то же время поражает уверенностью и яркостью подачи баритоновых верхов. При этом совершенно не ощущается "перелом" в тембровой окраске голоса или неестественность звучания. Выступления на оперной сцене не ограничивают творческую деятельность артиста - она по-прежнему многогранна и насыщена.
Артур Эйзен выступал в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. В парижской "Гранд-опера" маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую "Дубинушку". В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена "басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса". Английские критики отмечали, что "в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента". Американцы охарактеризовали солиста как "превосходного поющего актёра".
Эйзен уже много лет профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных, где передаёт своё мастерство молодым артистам. Пятеро его бывших учеников являются сейчас солистами Большого театра.
А.А.Эйзен – Народный артист СССР (1976), Заслуженный артист многих союзных и автономных республик, кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971), ордена Дружбы Народов (1988).
Скончался 26 февраля 2008 года.

Родился 8 июня 1927 года в Москве в семье потомственного латышского революционера. В доме Эйзенов всегда звучали музыка и поэзия. Отец любил читать стихи, играл на скрипке, всей семьей пели народные песни. А еще в доме был старый патефон и шаляпинские пластинки. Артура-младшего во дворе и в школе прозвали "артистом", - он с увлеченностью участвовал в школьной худрожественной самодеятельности, - и поэтому никто не удивился, когда прямо со школьной скамьи в 1944 г. после окончания школы А.Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при Государственном академическом Театре им.Евг.Вахтангова, где учился с будущими звездами театрального искусства Ю.Борисовой, В.Лановым, Е.Симоновым, М.Ульяновым. Художественным руководителем курса был выдающийся мастер театра И.Толчанов. В училище Артур Эйзен изучал также и музыкальные предметы: его педагогом по пластике была ученица Жак-Далькроза В.Гринер. Одновременно посещал занятия по вокалу у известной в прошлом певицы Н.Поповой-Нарутович. Её воспоминания о Шаляпине еще больше разжигают "оперные страсти" юного вахтанговца. Он часто посещает спектакли находившейся неподалеку оперной студии Московской консерватории, все чаще поет на студенческих вечерах и в "капустниках".

Артур Артурович любит театр во всех его проявлениях. "На дне", "Дети солнца", "Старые друзья", "Борис Годунов" - только некоторые из постановок театра имени Евгения Вахтангова, в которых принимал участие А.А.Эйзен. По окончании училища в 1948 г. Артур Эйзен был принят в Театр им.Евг.Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения "Московские литературные чтения". Казалось, определился творческий путь к вершине Олимпа.

Но "господин Случай" перевернул жизнь актера по-своему. Еще в студенческие годы Артур Эйзен впервые "попробовал" себя как вокалист: сначала он мастерски копировал известных певцов - А.Пирогова, М.Рейзена, М.Михайлова, а затем во время первой гастрольной поездки Литературного театра по Украине на одном из концертов зрители "запросили"...песен. Артур Эйзен спел тогда весь свой вокальный репертуар, повторил их на "бис" и оказался "гвоздем" программы. Вернувшись в Москву, не выдержал - снова стал студентом. Сначала музыкального училища, через год - Музыкально-педагогического института им.Гнесиных, а с третьего курса - Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского. За год до ее окончания пришел первый успех. Летом 1955 г. на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило москвичу Артуру Эйзену Золотую медаль и звание Лауреата.

Параллельно с учебой в консерватории Артур Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного им. А.А.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии (1949-1956 гг.). Работа в таком высокопрофессиональном коллективе - важная веха в творческой жизни певца. Это был трудный период в его биографии, потребовавший от А.Эйзена упорства, выдержки, целеустремленности: занятия в консерватории, экзамены и репетиции, выступления и поездки с концертными бригадами по стране, зарубежные гастроли и обязательные, ежедневные репетиции с концертмейстером. Певец готовит большие сольные программы для выступлений в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к певцу приходит широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым. В 1956 г. Артуру Эйзену присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

В конце 1956 г. состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле "Севильский цирюльник". С января 1957 г. по сей день А.А.Эйзен - солист оперной сцены первого театра страны. Гармоничное сочетание вокальных и актерских данных, когда одно не приносится в жертву другому, выделяет дарование Эйзена даже на фоне блестящей плеяды солистов Большого театра - А.Пирогов, А.Кривченя, И.Петров, Е.Иванов, А.Огнивцев... Вот лишь некоторые из партий, спетых артистом, за время более чем 40-летней работы на главной сцене России, в самых престижных оперных театрах мира: Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Пестель ("Декабристы" В.Шебалина), Иван Хованский ("Хованщина" М.Мусоргского), Борис Годунов и Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Иван Грозный ("Псковитянка" Н.Римского -Корсакова), Собакин ("Царская невеста"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Галицкий ("Князь Игорь" А.Бородина), Мельник ("Русалка" М.Даргомыжского), старшина Васков ("Зори здесь тихие" К.Молчанова), Баптиста ("Укрощение строптивой" В.Шебалина), Ткаченко ("Семен Котко" С.Прокофьева), Федот ("Не только любовь" Р.Щедрина), Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" С.Прокофьева) - целая галерея разных и ярких образов!

Приоритетом в работе над партией для А.А.Эйзена всегда была музыкальная трактовка образа, вокальная сторона исполнения. Голос Эйзена отличается необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с легкостью берет и низкие басовые звуки и в то же время поражает уверенностью и яркостью подачи баритоновых верхов. При этом совершенно не ощущается "перелом" в тембровой окраске голоса или неестественность звучания.

Выступления на оперной сцене не ограничивают творческую деятельность артиста - она по-прежнему многогранна и насыщена. Артур Эйзен выступает в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. Ему посчастливилось работать с такими прекрасными дирижерами как А.Мелик-Пашаев, С.Самосуд, Б.Хайкин, М.Жуков, В.Небольсин, К.Кондрашин, Е.Светланов. Так, с Государственным симфоническим оркестром под управлением Е.Светланова он спел заглавную партию в опере С.Рахманинова "Алеко", был среди первых исполнителей на концертной эстраде оперы В.Рубина "Июльское воскресенье". С Г.Рождественским и оркестром Московской филармонии выступил в Тринадцатой симфонии Д.Шостаковича, в оратории Р.Щедрина "Ленин в сердце народном".

В парижской "Гранд-опера" маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую "Дубинушку". В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена "басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса". Английские критики отмечали, что "в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента". Американца охарактеризовали солиста как "превосходного поющего актера".

Лучшие дня

Огромное место в творческой биографии певца занимает концертная деятельность. Многие годы А.А.Эйзен выступал в ансамбле с замечательным концертмейстером, учеником Г.Нейгауза - Кириллом Львовичем Виноградовым. Эта творческая дружба вызвала к жизни целые программы из произведений композиторов-классиков, народных песен. В его концертном репертуаре произведения П.Чайковского, А.Бородина, М.Мусоргского, Р.Шумана, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Э.Грига, А.Делиба. Певец охотно выступает с академическими вокальными программами, состоящими из оперных арий и романсов. В то же время в его репертуаре большое место занимает и камерная музыка: произведения русских и советских композиторов. Он стал первым исполнителем многих из них на концертной эстраде. Среди них - "Финдлей" Г.Свиридова на стихи Р.Бёрнса и "Серенада Дон-Кихота" Д.Кабалевского. Каждая вокальная миниатюра у артиста - это яркая жанровая сценка, будь то "Козел" Мусоргского или "Червяк" Даргомыжского. А вот смех - в "Блохе" Мусоргского и в серенаде Мефистофеля Гуно: грубоватый, народный юмор и утонченная "сатанинская" ирония. Много лет артист увлечен расширение географического диапазона своего исполнительского актива. Так родились программы "Песни разных народов", представляющие своеобразные вокальные портреты Польши, Чехословакии, Испании.

В последние годы Артур Эйзен часто и много гастролирует с лауреатом Всероссийского конкурса и международных фестивалей квартетом "Московская балалайка". Концерты прошли с большим успехом во многих городах России: в Петропавловске-Камчатском и Архангельске, Томске и Кургане, Чите и Ростове-на-Дону, Челябинске и Сыктывкаре...

Сотрудничество с К.Л.Виноградовым дало толчок и преподавательской деятельности Артура Артуровича Эйзена. Вот уже много лет ныне профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных Артур Эйзен передает свое мастерство молодым артистам. Пятеро его бывших учеником являются сейчас солистами Большого театра.

А.А.Эйзен – Народный артист СССР, Заслуженный артист многих союзных и автономных республик, кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Дружбы Народов (1988 г.). Награжден Почетными грамотами Президиумов Верховных Советов всех бывших союзных республик, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Одна из причин стабильно высокого искусства А.А.Эйзена кроется в его неиссякаемой энергии, оптимизме, в его восторженном отношении к жизни, к людям, к природе. Он всегда бодр, подтянут, приветлив и внимателен, являясь для молодых живым примером, а иногда и укором их небрежности и расхлябанности. Живопись, поэзия, туризм, охота, рыбная ловля - вот далеко не полный перечень страстных увлечений артиста. Хорошо владея латышским языком, он переводит на русский стихи Яна Райниса. Любимые поэты Эйзена, произведения которых он постоянно перечитывает - Р.Гамзатов и К.Кулиев. А.Эйзен - прекрасный знаток живописи русских художников-передвижников, в то же время его привлекает утонченный колорит полотен французских мастеров. Объездив весь мир, Эйзен любит проводить свободное время на родной природе, в тихих, не тронутых цивилизацией уголках. Общение с природой, по словам Артура Артуровича - лучший стимул творческой деятельности, хороший заряд для дальнейшей работы.

Живет и работает в г.Москве.

Народный артист СССР, артист Большого театра родился 8 июня 1927 года в Москве в семье латышского революционера.

В 1944 году, после окончания школы, Артур Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина при Государственном академическом Театре имени Евгения Вахтангова, где учился на курсе Иосифа Толчанова.

В 1948 году, после окончания училища Артур Эйзен был принят в Театр имени Евгения Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения "Московские литературные чтения".

Эйзен начал петь в студенческие годы в Щукинском училище, мастерски копируя бас известных певцов – Александра Пирогова, Марка Рейзена, Михаила Михайлова. Всерьез заниматься вокальным пением он решил после первой гастрольной поездки в составе Литературного театра по Украине, где пел на "бис" и оказался "гвоздем" программы.

Вскоре Артур Эйзен поступил на учебу в музыкальное училище, позднее учился в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, затем в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Владимира Политковского), которую окончил в 1956 году.

Первый значительный успех пришел к певцу летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (Польша) – жюри конкурса вокалистов единогласно присудило Артуру Эйзену золотую медаль и звание лауреата.

Параллельно с учебой в консерватории в 1949 1956 годах Эйзен был вокалистом Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А.А. Александрова. В его исполнении звучали многие советские песни не только на концертах, но и по радио, голос стал узнаваемым.

В конце 1956 года состоялся успешный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле "Севильский цирюльник".

С января 1957 года Эйзен стал солистом Большого театра, где в общей сложности проработал 46 лет и исполнил за это время около 50 партий.

Среди выдающихся сценических образов, созданных Эйзеном, – Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Мефистофель ("Фауст"), Иван Хованский ("Хованщина"), Фарлаф ("Руслан и Людмила") и другие.

Последней премьерой Эйзена на сцене Большого театра стала роль Вагнера в "Фаусте".

Артур Эйзен выступал в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. После выступления в "Гранд-опера", где зрители вызывали Эйзена "на бис" много раз, парижские газеты писали о "рождении второго Шаляпина".

Голос Эйзена отличался необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с легкостью брал и низкие басовые звуки, и баритоновые верхи. Благодаря актерскому образованию певец мог профессионально перевоплощаться в своих героев, ему были подвластны не только драматические, но и комедийные роли.

Огромное место в творческой биографии Эйзена занимала концертная деятельность. Он исполнял произведения Петра Чайковского , Александра Бородина , Модеста Мусоргского , Людвига Бетховена , Франца Шуберта и других композиторов. Певец стал первым исполнителем произведений советских композиторов, среди которых "Финдлей" Георгия Свиридова и "Серенада Дон-Кихота" Дмитрия Кабалевского.

В последние годы артист много гастролировал с квартетом "Московская балалайка".

Артур Эйзен вел преподавательскую деятельность, с 1986 года являясь профессором Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных).

Многие годы Эйзен был главным редактором газеты Большого театра. Являясь пропагандистом музыки XX века, в своих публикациях не раз подчеркивал необходимость создания новых музыкальных произведений и призывал молодых композиторов и исполнителей в Большой театр.

Он был удостоен звания Народный артист СССР (1976), награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы Народов (1988) и медалями.

Артур Эйзен был женат на актрисе Тамаре Эйзен. Его дочь – Елена педагог театрального отделения Театра на набережной города Москвы.

«Талант актера Эйзена - из тех драгоценностей, которые созданы для короны русского оперного театра».
Георгий Ансимов

Родился 8 июня 1927 г. в Москве. Начинал как драматический актер. В 1948 г. окончил Высшее театральное училище имени Б. Щукина, принимал участие в постановках Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. В 1956 г. окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс В. Политковского).
В 1949-1956 гг. пел в ансамбле Советской Армии имени А. Александрова.
С 1956 г по 2002 г. был солистом Большого театра.

Репертуар

1956
Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)

1957
Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина)
Баптиста («Укрощение строптивой» В. Шебалина)
Фабричный («Мать» Т. Хренникова)
Старый солдат («Декабристы» Ю. Шапорина)

1958
Старший работник («Ее падчерица» Л. Яначека)

1959
Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
Журавлев («Джалиль» Н. Жиганова)
Рамбаль

1960
Цунига («Кармен» Ж. Бизе)
Дон Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Князь Болконский («Война и мир» С. Прокофьева)
Комиссар («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)

1961
Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
Федот Петрович («Не только любовь» Р. Щедрина)

1962
Пестель («Декабристы» Ю. Шапорина)

1963
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)

1964
Варлаам
Ленин («Октябрь» В. Мурадели)
Граф Ростов («Война и мир» С. Прокофьева)

1965
Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Тезей («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)

1966
Кочубей («Мазепа» П. Чайковского)

1969
Главный богач («Снежная королева» М. Раухвергера)

1970
Ткаченко («Семен Котко» С. Прокофьева)

1971
Грозный («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)

1973
Ланчотто Малатеста («Франческа да Римини» С. Рахманинова)

1974
Генерал («Игрок» С. Прокофьева)
Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского)

1975
Васков («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Рене («Иоланта» П. Чайковского)

1977
Лепорелло («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Тариэл («Похищение луны» О. Тактакишвили)
Сальери («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова)

1978
Дон Иниго Гомец («Испанский час» М. Равеля)

1979
Вотан («Золото Рейна» Р. Вагнера)

1983
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)

1985
Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди)

1986
Судья («Вертер» Ж. Массне)

1988
Царь Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)

1990
Чуб («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова)

1992
Вагнер («Фауст» Ш. Гуно)

Вел активную концертную деятельность. В его концертном репертуаре произведения П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского, Р. Шумана, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига, Л. Делиба. Особое место в его репертуаре занимали романсы и камерная музыка, он стал первым исполнителем многих произведений советских композиторов, например, романсов «Финдлей» Г. Свиридова и «Серенада Дон-Кихота» Д. Кабалевского. Работал с такими дирижерами, как А. Мелик-Пашаев, С. Самосуд, Б. Хайкин, М. Жуков, В. Небольсин, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский. Имеет обширную дискографию.
В 1975 г. начал преподавать в Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных.

Снялся в фильме «Вольница» (режиссер Григорий Рошаль, 1956 г.)

Умер в 2008 г.

Распечатать

Выбор редакции
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...

Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...

Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...

В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...
Когда подавать документы в колледж 2018 Приёмная кампания в колледжах и техникумах в 2018 году так же как и в вузах стартует не позднее...
Несмотря на то, что нельзя оценивать верность женщин только по их принадлежности к определенному Знаку Зодиака, все равно у многих...
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...
Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...