Биография. Гарин-Михайловский: жизнь — в движении Гарин михайловский биография


Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Все в городе знали старого громадного еврея с длинными, всклокоченными, как львиная грива, волосами, с бородой, которая от старости была желта, как слоновая кость.

Он ходил в лапсердаке, в стоптанных туфлях и только тем разве и отличался от остальных евреев, что смотрел своими громадными на выкате глазами не вниз, как, говорят, смотрят все евреи, а куда-то вверх.

Проходили годы, поколения сменялись поколениями; неслись с грохотом экипажи; озабоченной вереницей торопились мимо прохожие, мальчишки, смеясь, бежали,-- а старый еврей, торжественный и безучастный, все так же двигался по улицам с устремленным взглядом туда вверх, точно он видел там то, чего другие не видели.

Единственный человек в городе, которого старый еврей удостаивал своего внимания, был учитель математики одной из гимназий.

Каждый раз, заметив его, старый еврей останавливался и долго, внимательно смотрел ему вслед. Может быть, и учитель математики замечал старого еврея, а может быть, и нет, потому;что это был настоящий математик, -- рассеянный, маленький, с физиономией обезьяны, который ничего, кроме своей математики, не знал, не видел и знать не хотел. Засунуть в карман, вместо платка, губку, которою вытирают доску; явиться на урок без сюртука,-стало для него настолько обычным делом, а глумление учеников дошло до таких размеров, что учитель, наконец, вынужден был оставить преподавание в гимназии.

С тех пор он весь отдался своей науке и выходил из дома только для того, чтобы пообедать в кухмистерской. Жил он в своем собственном, доставшемся ему от отца большом доме, сверху до низу набитом квартирантами. Но почти никто из квартирантов ничего не платил ему, потому что все это был неимущий, бедный люд.

Дом был грязный, многоэтажный. Но грязнее всего дома была квартира из двух комнат в подвальном этаже самого учителя, вся заваленная книгами, исписанной бумагой, с таким толстым слоем пыли на них, что если бы поднять ее всю враз, то, пожалуй, можно было бы и задохнуться.

Но ни учителю, ни старому коту, другому обитателю этой квартиры, никогда и в голову не приходила такая мысль: учитель неподвижно сидел за своим столом и писал выкладки, а кот без просыпу спал, свернувшись клубком на подоконнике с железными решетками.

Пробуждался он только к обеду, когда наступало время встречать учителя из кухмистерской. И он встречал его улицы за две -- старый, облезлый. Долгим опытом кот знал, что из тридцатикопеечного обеда полпорции отрезывались для него, завертывались в бумагу и выдавались ему, когда он возвратится домой. И, предвкушая наслаждение, кот с высоко поднятым хвостом, изогнутой спиной, весь в клочках слежавшейся шерсти, шагал по улицам впереди своего хозяина.

Дверь в квартиру учителя отворилась однажды и в нее вошел старый еврей.

Старый еврей, не спеша, вынул из-за жилетки грязную, толстую, всю исписанную по-еврейски тетрадь и передал ее математику.

Математик взял тетрадь, повертел ее в руках, задал несколько вопросов, но старый еврей, очень плохо говоривший по-русски, почти ничего не понял, но математик понял, что в тетради речь идет о какой-то математике. Понял, заинтересовался и, найдя переводчика, занялся изучением рукописи. Результат этого изучения был необычный.

Через месяц еврей был приглашен в местный университет в отделение математического факультета.

В зале заседали математики всего университета, всего города, заседал и старый еврей, такой же безучастный, со взглядом вверх, и через переводчика давал свои ответы.

Сомнения нет,-- сказал еврею председатель,-- вы действительно сделали величайшее из всех в мире открытий: вы открыли дифференциальное исчисление... Но, к несчастью для вас, Ньютон уже открыл его двести лет назад. Тем не менее ваш метод совершенно самостоятельный, отличный и от Ньютона и от Лейбница.

Когда ему перевели, старый еврей спросил хриплым голосом:

Его сочинения написаны на еврейском языке?

Нет, только на латинском,-- ответили ему.

Старый еврей пришел через несколько дней к математику и кое-как объяснил ему, что желал бы учиться математике и латинскому языку. В числе квартирантов учителя нашлись и студент-филолог и студент-математик, которые за квартиру согласились учить еврея: один -- латинскому языку, другой -основам высшей математики.

Старый еврей ежедневно с учебниками приходил, брал уроки и уходил учить их на дом. Там, в самой грязной части города, по темной, вонючей лестнице взбирался он среди коростливых детей на свой чердак, пожертвованный ему еврейским обществом, и в сырой, грибами поросшей конуре, присев у единственного окна, учил заданное.

Теперь, в часы отдыха, старый еврей, на вящую потеху ребятишек, часто шагал рядом с другим уродом города -- маленьким, с лицом обезьяны, учителем. Молча шли они, молча расставались и только на прощание пожимали руку друг другу.

Прошли три года. Старый еврей мог уже прочитать в подлиннике Ньтона. Он прочел его раз, другой, третий. Сомнения не было. Действительно, он, старый еврей открыл дифференцйиальное исчисление. И, действительно, оно было уже открыто двести лет тому назад величайшим гением земли. Он закрыл книгу, и все было кончено. Все было доказано. Это знал он один. Чуждый волновавшейся вокруг него жизни, ходил старый еврей по улицам города с бесконечной пустотой в душе.

Застывшим взглядом он смотрел на небо и видел там то, чего другие не видели: величайшего гения земли, который мог бы подарить мир новыми величайшими открытиями и который пригодится только для того, чтобы быть посмешищем и забавой детей.

Однажды нашли старого еврея мертвым в его конуре. В застывшей позе, он как изваяние, лежал, облокотившись на руки. Густые пряди, цвета пожелтевшей слоновой кости, волос рассыпались по лицу и плечам. Глаза его смотрели в раскрытую книгу, и, казалось, после смерти еще читали ее.

1) В основание рассказа взят истинный факт, сообщенный автору М. Ю. Гольдштейном. Фамилия еврея -- Пастернак. Автор сам помнит этого человека. Подлинная рукопись еврея у кого-то в Одессе. (Прим. Н. Г. Гарина-Михайловского.)

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (родился в Санкт-Петербурге 8 февраля (20 февраля) 1852 года, умер там же, 27 ноября (10 декабря) 1906 года) - русский писатель.

Отец писателя, Михайловский Георгий Антонович, происходил из херсонских дворян, служил в уланах. Во время Венгерской компании 25 июля 1849 года отличился в битве под Германштадтом, произведя атаку каре венгерцев с эскадроном улан. Уланы были на короткое время приостановлены от прицельных выстрелов картечью, однако после этого находились под впечатлением от примера штаб-ротмистра и командира эскадрона Михайловского и овладели орудиями, врубившись в каре. Получивший небольшую рану герой дня получил награду святого Георгия.

По окончании Венгерской компании Георгий Антонович Михайловский с «образцовой командой» был представлен императору Николаю I, после чего государь перевёл его в Уланский полк, в лейб-гвардию, и даже стал восприемником некоторых его детей, среди которых был и Николай. Спустя несколько лет Михайловский в чине майора оставил военную службу и ушёл в отставку.

Мать Гарина-Михайловского - Михайловская Глафира Николаевна (фамилия при рождении - Цветинович или Цветунович). Если ориентироваться на фамилию, то Глафира, скорее всего, происходила из сербской дворянской семьи, что в то время в России не являлось чем-то необыкновенным.

Николай Георгиевич появился на свет в 1852 году, детство его прошло в городе Одесса. Обучался в Ришельевской гимназии Одессы.

После окончания одесской гимназии в 1871 году Михайловский поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но обучение здесь было недолгим, через год он провалился на экзамене, после чего Николай решил, что лучше быть не плохим юристом, а хорошим ремесленником.

В 1872 году он бросил Университет и был зачислен в Институт путей сообщения. Надо сказать, что и здесь юный Михайловский не особо утруждал себя образованием. Через много лет он признался, что относился к числу «облыжных студентов», как их тогда называли, которые целью обучения считали не приобретение уверенных теоретических знаний, а приобретение диплома, дающего возможность работать по специальности.

Весь досуг Гарина-Михайловского в основном состоял из дружбы и любви (в то время он был далёк от общественно-политических вопросов). Какое-то время он пробовал заниматься писательским делом, но студенческая повесть, которую писатель представил в редакцию журнала, была отвергнута без каких-либо мотиваций. Эта неудача сбила с ног юного автора и на долгие годы отбила у него желание заниматься литературным творчеством.

В 1876 году, летом, Гарин-Михайловский трудился в Бессарабии кочегаром на железной дороге (один из вариантов практики студента инженера-путейца). Близкое знакомство с людьми, работавшими физическим трудом, выполняя изнуряющую работу машиниста и кочегара, принесло молодому Михайловскому большую пользу и способствовало становлению его личности.

Год окончания учёбы писателя в Институте путей сообщения пришёлся на большое историческое событие, а именно на Русско-турецкую войну, длящуюся с 1877 год по 1878 год. Он окончил обучение и получил специальность инженера, когда война всё ещё шла. Сразу после окончания своего курса его направили в Болгарию, оккупированную российскими войсками, в Бургас, старшим техником. Там он принимал участие в строительстве шоссе и порта. Получил один из первых своих орденов, касающихся гражданской службы, 1879 году за прекрасное исполнение всех поручений в прошедшую войну.

Спустя двадцать лет впечатления о службе в Бургасе нашли своё отражение в повести «Клотильда», опубликованной в 1899 году. Будучи молодым инженером, весной 1879 года Михайловский, у которого не было практического опыта в строительстве железных дорог, смог чудом получить престижную должность на строительстве Бендеро-Галацкой ЖД, которое вела организация известного концессионера С. Полякова. Эта работа очень сильно захватила Михайловского, писатель быстро показал себя с самой лучшей стороны, зарекомендовал себя и стал зарабатывать приличные деньги, продвигаясь по службе.

Летом 1879 года, находясь по делам службы в городе Одесса, Николай Георгиевич познакомился с знакомой своей сестры Нины, которую звали Надежда Валерьевна Чарыкова, после чего женился на ней. Это было 22 августа 1879 года.

Зимой он работал в Министерстве путей сообщения. Среди других инженер Михайловский отличался щепетильной честностью и крайне болезненно воспринимал направленность многих коллег по работе к неправедному личному обогащению (взятки, участие в подрядах). Через три года он ушёл в отставку, мотивируя это тем, что неспособен сидеть в окружении двух стульев, то есть с одной стороны - государственные интересы, с другой стороны - личные хозяйские.

Гарин-Михайловский в 1883 году приобрёл за 75 тысяч рублей Гундуровку (Самарская губерния), имение в Бугурусланском уезде, и с женой поселился в помещичьей усадьбе. Николай и Надежда Гарины-Михайловские, к этому времени имевшие уже двух своих маленьких детей, прожили здесь около 2,5 года.

В ходе реформы 186 года, как известно, крестьянские общины приобрели часть земель помещиков, однако крупными владельцами по-прежнему оставались дворяне. Чтобы прокормиться, бывшие крепостные постоянно вынуждены были обрабатывать земли помещиков, играя роль наёмных работников, за мизерную плату. Экономическое состояние крестьян после реформы во многих местах лишь только ухудшилось. Имея в обороте довольно крупный капитал (порядка 40 тысяч рублей), Николай Георгиевич собирался создать в имении образцовое хозяйство на дворянских землях. В качестве образца для подражания он взял находившееся неподалёку от Гундуровки поселение колонистов, получавших баснословные, по представлениям русских крестьян, урожаи. Таким способом супруги хотели улучшить материальное положение местных крестьян: поднять в целом уровень их культуры и научить их правильно обрабатывать землю. Кроме этого Николай Георгиевич под влиянием народнических веяний хотел модифицировать систему общественных взаимоотношений, сложившуюся на селе. Программа писателя была проста: «уничтожение кулаков и восстановление общины».

На долю жены Гарина-Михайловского, Надежды Валерьевны, пришлось очень много занятий в деревне: она лечила крестьян, живших в их поместье, всевозможными «общеупотребительными средствами», организовала школу, в которой сама проводила занятия для всех девочек и мальчиков деревни. Спустя два года её школа содержала уже пятьдесят учеников, кроме того, у неё самой возникли два молодых парня-помощника, которые сами окончили сельскую школу в соседском большом селе.

В экономическом плане дела писателя в имении шли замечательно, однако крестьяне с ропотом и недоверием принимали все нововведения сердобольного помещика, и он вынужден был постоянно преодолевать противодействие инертной массы, а с тамошними кулаками ему вообще пришлось вступить в большой конфликт, следствием которого стала целая серия поджогов. Сначала он лишился молотилки и мельницы, а потом и всего урожая. Когда Николай Георгиевич почти разорился, он решил уехать из деревни и возвратиться к своей инженерной деятельности. Само имение было доверено жёсткому управляющему.

В последующие годы Николай Георгиевич появлялся в своём имении только наездами и редко задерживался здесь надолго, вместо сельской глуши предпочитая Самару - губернский город. Гундуровка была переложена и заложена, но до её продажи дело всё никак не доходило и дошло ещё весьма нескоро. Но на этом биография Гарина-Михайловского не заканчивается.

Литературный дебют писателя состоялся в 1892 году. Рукопись произведения «Несколько лет в деревне», которую доставил в Москву один приятель Михайловского, нашла своего первого читателя в кружке московских прозаиков на квартире Н. Н. Златовратского. Надо сказать, что отзывы слушателей произведения были сочувственными. Но особенно ценным для писателя было одобрение идейного лидера литераторов народного направления, коим был Николай Константинович Михайловский, предложивший издать рукопись своего однофамильца и тёзки в «Русской мысли», популярном в то время журнале.

Всевозможные разъезды, экспедиции, изыскания оставляли Михайловскому мало времени для занятий литературным творчеством, случалось, что он писал в дороге, «на облучке», урывками. Однако была в этом и положительная сторона. Непосредственно близкая связь с повседневной жизнью вдохновляла писателя на написание литературных произведений, придавая им определённое неповторимое своеобразие.

Основную часть литературного наследия писателя составляют очерки - бесконечный ряд художественных произведений из жизни, окружающей автора, яркое и красочное изложение непосредственных чувств и эмоций, зачастую с публицистическими отступлениями. Элемент беллетристики более заметен в рассказах, но и тут в основе сюжета почти всегда лежит какой-либо факт из реальной жизни.

Несмотря на любовь Николая Георгиевича к так называемому «малому жанру» рассказа и очерка, наибольшую литературную популярность принесли писателю не они, а ряд автобиографических повестей (по выражению Горького, составлявших целую эпопею). В 1893 году появилась повесть «Гимназисты» - продолжение «Детства Тёмы». Два года спустя, была опубликована и третья часть, получившая название «Студенты». Начиная с 1898 года и до конца своей жизни, автор работал над четвёртой повестью данного цикла («Инженеры»).

В сентябре 1906 года, по возвращении из Маньчжурии, писатель обосновался в городе Петербурге. Принимал активное участие в общественной и литературной жизни столицы. Состоял в редакции большевистского журнала, который назывался «Вестник жизни», в нём сотрудничал с А. В. Луначарским, В. Д. Бонч-Бруевичем и В. В. Воровским. Скоропостижно скончался 10 декабря 1906 года во время заседания редакции, в котором в тот день обсуждалась и читалась его драматическая зарисовка «Подростки».

Николай Георгиевич похоронен на Волковом кладбище на Литераторских мостках.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гарина-Михайловского Николая Георгиевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

По натуре он был поэт, по профессии — инженер, по духу — бунтарь, пожертвовавший на нужды революции круглую сумму денег, однако на похороны писателя у родных денег не нашлось. Тогда товарищи по подписке собрали нужное количество денег у рабочих и интеллигенции.

Речь идет о писателе-инженере Гарине-Михайловском. Заядлые читатели знакомы с его произведениями «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Но писатель был слишком требовательным к себе и, когда восхищались его ранней повестью про мальчика Тему, он пожимал плечами, считая, что про детей писать легко и это подвластно всем.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич родился 8 (20) февраля 1852 года в Петербурге в семье военного потомственного дворянина. Интересным фактом в биографии этого необычного человека являлось то, что его крестил сам Николай Первый и мать революционерки Веры Засулич. Детство маленького Коли прошло в Одессе, где у отца мальчика был дом, а недалеко от города — загородное поместье.

Гарин-Михайловский: краткое содержание произведения писателя «Детство Темы»

Известно, что произведение «Детство Темы» — это автобиография, скорее, настольная книга для родителей, читая которую они смогут разобраться в психологии детей. А в 1990 году режиссер Елена Стрижевская ставит одноименный фильм. В роли матери снялась замечательная актриса Анна Каменкова, отца сыграл Леонид Кулагин, а самого Тему — Сергей Голев.

Гарин-Михайловский «Детство Темы» написал так живо и непосредственно, что заставляет читателей переживать эпизод за эпизодом своей жизни. Молодым (и не только) родителям рекомендуют эту книгу еще и потому, что при воспитании детей очень важно помнить себя в этом возрасте и быть снисходительнее к своим детям.

И еще один важный момент, который затронул писатель Гарин-Михайловский в казалось бы детской теме. В какой-то трудный момент главный герой решает покончить собой, но представив глаза матери, полные скорби, своих плачущих братьев и сестер и горе отца, мальчик ужасается своей мысли. Книга учит любви и доброте, которых не так много осталось на планете

Образование писателя

Первоначальное образование Гарин-Михайловский получил дома под руководством матери, затем поступил в гимназию, окончив которую поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако юридическая наука ему показалась скучной, и он не выдержал первый экзамен по энциклопедии права.

Следующий год для писателя оказался более удачным, юноша с блеском сдал вступительные экзамены в Петербургский институт путей сообщения. Учеба пришлась юноше по душе, во время каникул он даже работал кочегаром и ездил на паровозе. Гарин-Михайловский старался досконально изучить выбранную профессию. В этот значительный период жизни он понял, что всякий труд требует не только интеллектуальных способностей и физической силы, но и мужества.

После окончания курса Михайловского отправляют в Болгарию на строительство порта и шоссе. В дальнейшем он смог зарекомендовать себя как толковый инженер и в итоге получил денежную работу.

Гарин-Михайловский: биография и первая любовь

Живя в Одессе, писатель пережил судьюоносную встречу. Николай Гарин-Михайловский встречает свою будущую жену. Это была Наденька, урожденная Чарыкина, дочь минского губернатора. Проучившись в Германии, Надежда продолжила учебу в художественной школе города Одессы и жила у своей сестры. Познакомились они на Рождество, и между ними сразу пробежало чувство. Недолго раздумывая, молодые поженились, предварительно получив благословение у родителей. Как впечатлительному человеку, свадьба надолго запомнилась Гарину-Михайловскому.

Будучи инженером, писатель много ездил и работал на открытом воздухе. И везде его сопровождала верная жена — Надежда Валерьевна. Вскоре у них друг за другом родились шестеро детей, и, когда Николаю Михайловскому пришлось на время выйти в отставку, он с семьей переехал жить в собственное имение и стал заниматься сельскохозяйственными работами.

Роковая встреча

Но больше всего его в это время увлекла писательская работа. Из-под пера инженера выходят его первые очерки, да и жена писателя не сидела без дела — она организовала бесплатную школу для сельских детишек. Постепенно писательство увлекло Гарина-Михайловского, и он познакомился с богемной средой девятнадцатого века.

Это знакомство стало роковым для писателя. В мае 1896 года писатель-романтик Станюкович знакомит инженера-писателя с Верой Садовской, женщиной «которая погибает и нуждается в помощи». Николай Георгиевич теряет голову, и его жизнь делится на две половины: одна половина полностью принадлежит семье и детям, а другая — Вере Александровне. Михайловский не хочет разводиться с женой, а Садовской развода не дает муж. Все вокруг знают про любовный треугольник, и многие друзья делятся на две группы: одна хочет видеть писателя с женой и зовет к себе на ужин только в таком составе, а другая половина предпочитает общаться с Верой Садовской. Лишь небольшое число знакомых готовы принимать у себя и ту и другую женщину.

Последние годы и смерть писателя

Беззаботное время для Гарина-Михайловского проходит, но он никак не может разобраться со своими женщинами.

Садовская рождает ему дочку, которую они называют Вероникой, по имени матери — Вера, и отца (Николая) - Ника. Они были красивой парой. На Гарина и в юности, и в зрелые годы засматривались женщины, а Верочка, выросшая во дворцах, так и вовсе покоряла всех своей красотой. Верная своему возлюбленному, она без сожаления тратила все свои средства на фантазии любимого человека. Но в 1901 году писателя отправляют в ссылку на два года за поддержку бунтующих студентов.

Там он покупает имение на имя своей любимой женщины и селится там вместе с ней. Вскоре у них рождаются еще дети: Вера и Ника. Однако сельская идиллия меняет образ мыслей Гарина-Михайловского и это остро чувствует Садовская. Через некоторое время они расстались.

Наступало тревожное время 1905 года. Писатель возвращается в Петербург, снова сходится с женой, принимается за работу, организует революционный журнал, но сердце не выдерживает тяжелой нагрузки. И вот однажды на очередном собрании, почувствовав себя плохо, Гарин-Михайловский тихо выходит в соседнюю комнату, ложится на диван отдохнуть и больше никогда не встает. В час смерти рядом с ним была его первая любовь — Надежда Валерьевна.

Сказочники России и СССР

Виктор Ерёмин

Книжка счастья; Курочка Куд; Попугай; Корейские сказки.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Дети для него были источником непроходящей радости. С детьми он отдыхал, с детьми он по-детски смеялся и трепетал сам их маленькими, такими смешными, такими наивными радостями. А мы, дети, жадно ловили его свободные минуты, окружали, тянули каждый в свою сторону и просили все новых и новых сказок, какие творились им здесь же на месте, творились с неподражаемым мастерством. А затем уже наступала и наша очередь, — Николай Георгиевич настойчиво требовал сказок от нас, и наши неопытные наивные попытки заставляли его смеяться заразительно и поощрительно» (Б. К. Терлецкий).

Николай Георгиевич Михайловский родился 20 февраля 1852 г. в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Антонович Михайловский, был из старинного дворянского рода, улан, за подвиги удостоенный ордена Св. Георгия. Из уважения к вояке крестным отцом его старшего сына Николая стал лично император Николай I. Мать мальчика, урожденная Глафира Николаевна Цветинович, происходила из сербских дворян.

После кончины Николая I и завершения Крымской войны Георгий Антонович вышел в отставку в чине генерала и переехал с семьей в Одессу, где у него имелся собственный дом и имение близ города. Там и прошло детство будущего писателя. Сразу отмечу, что боевой генерал Михайловский оказался никудышным предпринимателем, а потому в годы реформ Александра II семья потихоньку разорилось. Происходило это столь медленно, что на молодости Николая фактически не отразилось.

Первоначальное образование мальчик получил дома, затем его отдали в немецкую школу, откуда он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. В 1871 г. Михайловский стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но провалил первую же сессию. В 1872 г. он с успехом поступил в Институт путей сообщения. Так был найден главный жизненный путь блистательного писателя и инженера-изыскателя.

По окончании института гражданский инженер Михайловский был направлен в только что освобожденные от турок Болгарию и Молдавию. Он участвовал в строительстве порта в районе Бургаса, а также Бендеро-Галицкой железной дороги, соединившей Молдавию с Болгарией. На Балканах молодой человек трудился 4 года.

В 1879 г. Николай Георгиевич женился на дочери Минского губернатора Надежде Валерьевне Чарыковой. И здесь придется сказать о важнейших свойствах личности Николая Георгиевича. Во-первых, он был необычайно обаятельным человеком, в него с легкостью влюблялись женщины, а что касается мужчин, то он умел уговаривать и умирять даже самых жестких кредиторов. Во-вторых, Михайловский был чрезвычайно легкомысленным человеком и творил такие вещи, за которые любой другой пострадал бы непременно; достаточно сказать, что имея большую семью, 11 собственных и 3 приемных детей, он умудрился в кратчайшие сроки растранжирить на пустое капиталы двух своих жен-миллионерш (незадолго до смерти писатель, получив кредит, нанял частный поезд и съездил на нем в Париж за фруктами для банкета в честь получения этого кредита и т. д.). Но при этом в-третьих, Михайловский был очень бережливым и расчетливым там, где дело касалось государственных денег и общего блага России.

После женитьбы Николай Георгиевич попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, где его чуть не убили бандиты-турки.

Поскольку у него уже были дети, Михайловский решил более не рисковать и стать помещиком. На деньги жены он купил имение в Самарской губернии и организовал там научно обоснованное рентабельное хозяйство. Однако крестьяне приняли добрые дела его за чудачества барина — в насмешку хозяйство сожгли, урожай погубили. Через 3 года, когда деньги жены кончились, пришлось Михайловскому возвращаться в инженеры.

С 1886 г. Николай Георгиевич строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги. Работал он в Уфе, в Казанской, Костромской, Вятской, Волынской губерниях и в Сибири. Он считается основателем города Новониколаевска (Новосибирска). С апреля 1903 г. Михайловский руководил экспедицией для выполнения проектных работ по строительству железной дороги на южном берегу Крыма.

Поначалу семья ездила вслед за кормильцем. Зиму 1887 г. они жили в Усть-Катаве (близ Челябинска). Там умерла первая дочь Михайловских — 3-месячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря (Георгий).

Зимой 1890—1891 г. тяжело заболела Надежда Валерьевна. Михайловский взял отпуск и увез семью в разоренное самарское имение. Жена поправилась, а Николай Георгиевич со скуки решил написать воспоминания о своем детстве. Попытки заняться литературой он предпринимал и до этого. Ранней весной 1891 г., в самую распутицу, к ним приехал из Петербурга выдающийся русский писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович. К нему случайно попала рукопись Михайловского «Несколько лет в деревне», и он решил познакомиться с автором. Николай Георгиевич прочитал гостю фрагмент из своих воспоминаний, и тот предложил отдать их в журнал «Русская мысль». Поскольку главным редактором этого издания был однофамилец Николая Георгиевича, потребовался псевдоним. Стали придумывать. И тут в комнату вбежал маленький Гаря. Отец взял малыша на руки и со смехом сказал:

— Я Гарин папа!

На что Станюкович ответил:

— Вот и псевдоним — Гарин!

Первые книги писателя выходили под этим именем. Потом появилась двойная фамилия — Гарин-Михайловский.

На литературное поприще Николай Георгиевич выступил в 1892 г. с повестью-воспоминанием «Детство Темы» и рассказом «Несколько лет в деревне». Читатели приветствовали талантливого автора. Со временем воспоминания стали тетралогией: «Детство Темы» (1892 г.), «Гимназисты» (1893 г.), «Студенты» (1895 г.), «Инженеры» (опубл. 1907 г.). Она считается лучшим из всего, что создал Гарин-Михайловский.
В 1895 г. в Самаре писатель познакомился с Верой Александровной Садовской, урожденной Дубровиной. Эта миллионерша жертвовала огромные суммы на его инженерные и литературные авантюры. Начавшийся роман закончился разводом Николая Георгиевича с Чарыковой и его свадьбой с Садовской. С этого времени писатель стал появляться в обществе в сопровождении двух жен! Женщины вынуждены были подружиться и смиренно принять капризы их общего мужа. Бросать кого-либо из них писатель не собирался. Хотя оклада его на содержание столь многочисленного семейства не хватало, все жили на средства Садовской. Гарин-Михайловский даже написал пьесу о его жизни с двумя женами, ее поставили в Самарском театре, и на премьере присутствовало все необычное семейство.

Не забывал писатель и о себе. Утомившись в постоянных изыскательско-строительных экспедициях, он решил совершить в 1898 г. кругосветное путешествие по маршруту Дальний Восток—Япония—Америка—Европа. Жены согласились.

Перед самым отъездом Михайловскому предложили принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Поскольку до того времени Корея проводила политику самоизоляции, это была первая в тех местах широкомасштабная зарубежная научная экспедиция. Отказаться от нее было глупо до преступления. И писатель согласился.

Путешествие оказалось очень трудное и опасное. Экспедиция прошла пешком и проехала верхом на лошадях 1600 км. И в каком бы месте она не появлялась, местные власти собирали сказителей, которые через переводчиков рассказывали Николаю Георгиевичу народные сказки — таков был каприз писателя. Все было записано и вылилось в уникальную книгу «Корейские сказки». Автор опубликовал ее в 1899 г., после чего она была переведена на многие языки мира.

С началом русско-японской войны Гарин-Михайловский отправился на Дальний Восток военным корреспондентом. Там он оставался до начала первой русской революции и окончания войны.

По возвращении в Петербург писатель продолжил работу над повестью «Инженеры», а также принял участие в работе большевистского журнала «Вестник жизни». Вечером 10 декабря 1906 г. прошло бурное заседание редколлегии журнала, на нем энергично выступал Гарин-Михайловский. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. От переутомления у писателя случился паралич сердца.

Поскольку накануне Николай Георгиевич по легкомыслию своему отдал крупную сумму на дело революции, а обе его семьи к тому времени были уже разорены, на похороны пришлось собирать деньги по подписке. Погребение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского состоялось на Волковском кладбище в Петербурге.

Гарин Николай Георгиевич (псевдоним; настоящее имя - Н. Г. Михайловский), писатель, родился 8(20).II.1852 г. в Петербурге в богатой дворянской семье.

Его отец в чине генерала вышел в отставку и переехал с семьей в Одессу, где и прошло детство и юность будущего писателя. Николай Георгиевич получил образование в Одесской гимназии.

С 1871 он учился в Петербургском университете на юридическом факультете.

С 1872 - в Институте путей сообщения, который и окончил в 1878.

Работал инженером-путейцем на строительстве Сибирской железной дороги. Конфликт на деловой почве с начальником участка заставил его бросить службу. Николай Георгиевич купил имение в Гундоровке, Бугурусланского уезда, Самарской губернии, намереваясь наладить в нем рациональное хозяйство на основе агрономической науки и оказывать помощь окрестным крестьянам. Натолкнувшись на сопротивление и месть кулаков, четырежды поджигавших его амбары и хозяйственные постройки, и непонимание крестьян, Гарин в 1886 отказался от своего эксперимента и бросил дело.

Впечатления от работы в имении легли в основу цикла очерков «Несколько лет в деревне» (1892). В них он показал всю несостоятельность народнических иллюзий о деревне, за что подвергся нападкам народнической критики. Очерки произвели большое впечатление на известного марксиста Н. Е. Федосеева. М. Горький писал: «Очерки» весьма понравились мне» (Собр. соч., т. 17, М., 1952, с. 68-69).

Высоко оценил их Чехов: «Ничего подобного не было в литературе в этом роде по топу и, пожалуй, искренности» (XV, 440). Несколько позднее Чехов писал: «Здесь у пишущей публики имеет большой успех Гарин. О нем много говорят. Я пропагандирую его «Несколько лег в деревне» (XV, 460). Чехов своеобразно интерпретировал тему гаринского произведения в «Новой даче».

В конце 1891 литературное товарищество, членами которого были Н. Г. Гарин, К. М. Станюкович, С. Н. Кривенко и А. И. Иванчин-Писарев, купило журнал «Русское богатство». В нем Николай Георгиевич печатает свои рассказы и повести. Однако народническая программа журнала не удовлетворяла писателя, разногласия с редакцией «Русского богатства» все обострялись, и в 1897 он совсем порвал с журналом.

Еще с 1893 Гарин сотрудничал и в журналами «Начало», «Жизнь», «Журнал для всех». Сблизившись с марксистами, он оказывал материальную помощь их газете«Самарский вестник», в редакцию, которой он входил в 1896-97. Он издавал марксистские брошюры, подписал совместно с другими литераторами протест против избиения демонстрантов у Казанского собора в Петербурге в 1901, за что был выслан из столицы.

Гарин оценил общественно-историческое значение марксизма. Он писал сыну: «С.-д. на основании экономических учений приходят к строго научному выводу о неизбежности эволюции жизни и достижения конечной цели - торжества труда над капиталом... И только с учением Маркса, с точным выводом законов жизни, явилась возможность не терять на ветер приобретенного, знать, чего хочешь».

Горький писал о взглядах Гарина: «Его привлекала активность учения Маркса... Марксов план реорганизации мира восхищал его своей широтой, будущее он представлял себе как грандиозную коллективную работу, исполняемую всей массой человечества, освобожденного от крепких пут классовой государственности» (Собр. соч., т. 17, М., 1952, с. 77).

Кругосветное путешествие 1898 Гарин описал в книгах очерков «Вокруг света» и «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899). В них он обнажил жестокую эксплуатацию трудящихся азиатских стран, обрисовал обычаи и нравы восточных народов. Записи фольклорных материалов (собрано около 90 сказок) писатель использовал в книге «Корейские народные сказки».

Во время русско-японской войны 1904 Гарин 5 месяцев находился в местах боевых действий. Впечатления этого времени составили книгу «Война. Дневник очевидца» (1904), в которой правдиво воспроизведены писателем суровые будни русской армии.

Во время революции 1905 Николай Георгиевич Гарин активно помогал большевикам.

В 1906 он печатает свои произведения в большевистском журнале «Вестник жизни». С начала 90-х гг. Гарин печатается в издательстве «Знание», дружит с Горьким. Вся жизнь Николая Георгиевича прошла в постоянных разъездах, писал он «на облучке» и умер «на ходу» - выйдя из зала заседаний редакции журнала «Вестник жизни».

Самое значительное произведение Гарин - тетралогия

«Детство Темы» (1892),

«Гимназисты» (1893),

«Студенты» (1895),

«Инженеры» (1907).

Вобрав в себя все темы творчества писателя, автобиографическая семейная хроника вылилась в широкое полотно общественной жизни России последней трети прошлого века. В ней полно раскрыта психология детского, отроческого и юношеского возраста, хорошо показано мертвящее воздействие на юные умы классического образования. Гимназия нивелирует личность учащихся, приучая их к бессмысленной зубрежке текстов, воспитывая скрытность, лицемерие. Пороки людей обусловлены пороками общества - эта мысль пронизывает все произведение. Ярко обрисованы педагоги, родители Темы: Аглаида Васильевна - женщина волевая, но реакционно настроенная, сковывающая любую инициативу детей, и генерал Карташев - служака, подавлявший венгерское восстание, насаждающий суровую дисциплину и в семье. Писатель нарисовал обобщенную картину жизни русской интеллигенции. Безвольный, рефлектирующий Артемий Карташев, энергичный циник и стяжатель Шацкий, вялый и нерешительный Корнев, чистая и целеустремленная Маня Карташева - все они представляют разные слои русской интеллигенции 80-х гг. Писатель приводит Артемия Карташева к возрождению: работая на строительстве железной дороги, он тянется к возвышенным идеалам, трудом инженера хочет способствовать прогрессу родной страны. Общение с людьми труда меняет взгляды Карташева, обновляет его.

Поэзия труда красной нитью проходит и через другие произведения Гарина («Вариант», «Два мгновения»). Жизнь рабочего-машиниста Гарин обрисовал в рассказе «На практике». Труд у Гарина Н.Г. выступает как источник оптимизма.

Это сближает писателя с Горьким. Замысел Гарина- показать жизнь современного ему общества со всех сторон - воплощен не до конца, т. к. писатель не поставил в центр совершающихся событий революционера, не показал силу, способную сломать прогнивший самодержавный строй. Он считал, что всемерным внедрением культуры и техники можно обновить жизнь. Сила тетралогии - в полноте психологических характеристик персонажей, особенно Темы, в драматичности повествования, в гуманистической устремленности автора. Писатель избегал подробных описаний, а давал яркую художественную деталь, раскрывавшую важную сторону характера. Художник детально прослеживает процесс становления характера молодого человека, подчеркивая обусловленность его общественными обстоятельствами. Горький назвал тетралогию «целой эпопеей». Лучшая часть тетралогии - «Детство Темы».

Критика справедливо отмечала, что повесть «стоит целого трактата по педагогике» (Ф.Батюшков). Произведение это часто переиздается и пользуется большим спросом в детских библиотеках. Повесть переведена на французский, немецкий, польский, чешский, словацкий, сербохорватский, болгарский, венгерский и др. языки. В ней органически: сочетаются яркие художественные картины и образы с взволнованными публицистическими отступлениями. Язык ее краток, лексически богат и эмоционален. Повествование окрашено лиризмом, мастерски построен диалог.

К детской тематике Гарин Николай Георгиевич обращался на протяжении всего творческого пути. Интересны его рассказы:

«Мальчик» (1896),

«Дворец Дима» (1899),

«Счастливый день» (1898) и др.

Наивные народнические иллюзии о путях развития деревни Гарин высмеял в «Деревенских панорамах», печатавшихся в «Русском богатстве» (1894, № 1-2, 3, 5).

Дикость, нищету и голод он изобразил в рассказах «Матренины деньги», «На ночлеге» и других Гарин выступал и как драматург.

Лучшая его пьеса - «Деревенская драма» - была опубликована в сборнике «Знание» в 1904. Но и в ней серьезные недостатки - убийство нагромождено на убийство. Мелодраматичны сцены, в которых две молодые женщины избавляются от хилых мужей. И хотя сам драматург говорил, что «весь сюжет полностью взят... из действительности», мелодраматизм сцен лишает пьесу и силы обобщения, и жизненной достоверности. Старик Антон, охарактеризованный авторской ремаркой как «молчаливый и загадочный», не раскрыт психологически, выглядит мелодраматическим злодеем, хотевшим подкупить крестьянский «мир». Явно заметен в драме уклон в биологическую область, а социальные стороны жизни отодвинуты на второй план.

Другие пьесы -

«В медвежьих лугах (Жонглеры чести)» (2-я пол. 90-х гг.),

«Орхидея» (1898),

«Зора» (1906),

«Подростки» (1907) - слабы в художественном отношении. Последняя пьеса отразила реальные события. В ней воспевается бесстрашие подростков-гимназистов, страстно спорящих по вопросам революции и стремящихся к участию в революционном деле. В этой пьесе Гарин Н.Г. подошел к теме революции.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...