Борьба католической церкви с еретиками. Борьба христианской церкви с ересями в средневековье Борьба с ересью в средние века


Урок 18. Католическая церковь в борьбе с еретиками.
Предмет: история.

Дата: 18.12.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: рассмотреть причины зарождения ересей ; охарактеризовать формы борьбы католической церкви с ересями; показать особенности нищенствующих монашеских орденов.
План

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Ереси.

  3. Борьба церкви против ересей.

  4. Нищенствующие монахи.

Оборудование: Вед. §18.


Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Письменное задание: Учащимся предлагается написать сочинение-эссе на тему «Один день из жизни воинства крестоносцев в период первого крестового похода». Работа рассчитана на 15 минут. Ученикам разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими материалами.


  1. Ереси.

Запись в тетради: Ересь – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.

Ересь в Средние века – весьма распространённое явление. Причём, ереси были очень разнообразные. Одни отрицали наличие в Христе одновременно человеческого и Божественного начала, другие говорили о мире, где происходит вечная борьба между силами добра и зла, третьи настаивали на широких социальных реформах.


  • Почему ереси были так опасны для церкви? (Они подрывали основы её могущества – веру людей в незыблемость установленных истин.)

Наиболее влиятельные еретические учения X-XIII вв. – катары и вальденсы. Основателем вероучения вальденсов был французский купец Пьер Вальдо. Он утверждал, что спастись можно не через церковь , а через служение Христу и непосредственное следование его учению. Он убеждал своих учеников, что богатство развратило церковь, лишило её изначальной святости. Катары («катар» - по-гречески «чистый») утверждали, что церковь – порождение дьявола. Необходимо было создать новую церковь. Центром этого вероучения был город Альби на юге Франции. Поэтому само движение часто называли альбигойским. Оно было чрезвычайно влиятельным и пользовалось расположением графа Тулузского.


Материал учебника
Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?
«Наместник Христа». На рубеже XII-XIII веков папство находилось в зените своего могущества. Папе Иннокентию III (1198-1216) удалось добиться большего, чем любому из его предшественников. Убеждённый в том, что папа римский – высший глава всего христианского мира, Иннокентий III стремился, чтобы это признали все христиане , даже германский император. Власть светского правителя папа уподоблял луне, получающей свет от солнца и способной испускать слабое сияние лишь по ночам, в отсутствие солнца, под которым имелась в виду папская власть. Вместо «преемника апостола Петра» Иннокентий III приказал называть себя «наместником Христа». Превосходно образованный, папа прославился как автор сочинений об аскети зме. Но именно в его правление золото со всей Европы текло в Рим более широким потоком, чем когда бы то ни было. Свидетельством энергичной деятельности папы остались более 6000 булл (булла – изданная папой или государём грамота, скреплённая особой печатью) и посланий с его подписью, сохранившиеся в архивах Ватикана – папской резиденции в Риме. Папа считал , что нет таких дел, которые он не был бы правомочен решать. Он успевал заниматься и укреплением Папского государства в Италии, и организацией Крестовых походов против неверных и еретиков, и реформами церкви.

Иннокентий III добивался, чтобы его главенство признали все монархи Европы. Он был искусным дипломатом и прекрасно умел пользоваться таким традиционным оружием папства, как анафемы и интердикты. В его правление под отлучением побывали три самых могущественных монарха Западной Европы: германский император, король Франции и король Англии. Многие государи признавали верховную власть папы, некоторые платили ему дань.

Даже в момент высшего могущества папской власти положение церкви было отнюдь не безоблачным. Серьёзным соперником папству по-прежнему была империя , усиливалась Франция, вышли из-под папского контроля участники Четвёртого Крестового похода. Но главной угрозой для церкви стали в это время еретики.


  1. Борьба церкви против ересей.

На рубеже XII-XIII вв. католическая церковь достигла пика могущества. Папой тогда был Иннокентий III (1198-1216). Это был в высшей степени деятельный и образованный папа. Его превосходство признавали все монархи Западной Европы. Он отлучил от церкви и короля Франции, и короля Англии, и германского императора. И те были вынуждены униженно просить его о прощении. Именно он инициировал четвёртый крестовый поход.


  • Какова была цель четвёртого крестового похода? (Константинополь.)

Наиболее же серьёзная угроза для церкви – ереси. В 1209 г. Иннокентий III объявил о начале крестового похода против альбигойцев. Это стало началом альбигойских войн (1209-1229). Альбигойская ересь была жесточайшим образом искоренена. Юг Франции был разорён.


  • Кто преимущественно принимал участие в этом крестовом походе? (Рыцари Севера Франции, завидовавшие своим богатым соседям.)

Во имя дальнейшего искоренения ересей была создана инквизиция, изучавшая всякий случай отклонения от канонического вероучения.


Материал учебника
Опаснейшая из всех угроз. Ереси сопровождали церковь в течение всего её существования. Много ересей появилось в первые века христианства, а в XI – начале XIII века ереси вновь распространились очень широко.

  • Какая ересь раннего Средневековья вам известна?

Именно тогда в Западной Европе возникали и боролись со своими сеньорами средневековые города. В городах вызревали смелые идеи , и накопилось много недовольства сеньорами. Если сеньором оказывался епископ, его жадность и злоупотребления воспринимались особенно болезненно.

Ересей было много. Одни еретики рассматривали мир как арену борьбы добра (Бога) и зла (дьявола), причём официальную церковь считали порождением зла. Другие считали, что Христос обладает только какой-то одной природой – либо божественной, либо человеческой. Третьи призывали к равенству в имуществе или к отказу от всякой собственности. Четвёртые предсказывали близкое наступление Царства Божия на земле. Но при всех различиях еретические движения объединяло недовольство существующими порядками. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответы на вопросы в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники. Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и , следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Даже внешний облик раскормленных и разодетых в роскошные одежды епископов и аббатов не имел ничего общего с тем, как жили Христос и апостолы. Еретики стремились возродить евангельскую бедность и простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от земельных владений и богатств. Они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, питались подаянием , странствовали и проповедовали. С точки зрения простого человека, они были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».


  • Почему в поисках истины средневековый человек обращался именно к Библии?

  • Какие чувства у верующих могли вызывать эти поступки еретиков?

Среди ересей X-XIII веков наиболее широко распространились учения вальденсов и катаров. Основатель ереси вальденсов Пьер Вальдо был богатым купцом, но отказался от своего имущества, чтобы жить в бедности, странствуя и проповедуя Евангелие. Вальденсы считали, что развращённая богатством римская церковь потеряла святость и не может отправлять таинства. Но такое право имеет любой мирянин , следующий заповедям Христа.

Катары объявили католическую церковь творение сатаны, противопоставив ей свою «чистую» церковь («катар» в переводе с греческого означает «чистый»), основанную на принципах бедности. По названию одного из центров движения, южнофранцузского города Альби , этих еретиков часто называли альбиг о йцами. На юге Франции альбигойцы пользовались огромным влиянием, их поддерживал даже могущественный граф Тулузский. Ереси угрожали уничтожить самую основу могущества церкви – веру христиан в её необходимость.

Церковь в борьбе с ересями. В начале XIII века положение католической церкви стало критическим. Учения еретиков быстро распространялись по всей Европе, они создавали собственную церковную организацию. В такой ситуации папство прибегло к чрезвычайным мерам. Иннокентий III объявил Крестовый поход против еретиков-альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209-1229).

Крестоносцы, среди которых преобладали рыцари из северной Франции , обрушились на цветущие города юга страны. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский легат ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

После военной победы над еретиками церковь сделала всё возможное, чтобы с корнем уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было строжайше запрещено хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии, которые вели расследования по всем делам , связанным с ересью. Так возникла печально знаменитая инквизиция (от латинского слова «инквизицио» - расследование), ставшая самым грозным оружием против еретиков.

Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. В ходе расследования применялись жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит и мешает «чистосердечному признанию». Для многих жертв инквизиционное расследование заканчивалось сожжением на костре.

В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь , а инквизиция выкорчевала её остатки. Но такого результата церкви вряд ли удалось бы достигнуть, если бы она ограничивалась только карательными мерами. Папству всё же удалось перетянуть на свою сторону умы и души многих людей, колебавшихся между ересью и официальным католицизмом. С еретиками их сближала неудовлетворённость официальной церковью и стремление найти собственный путь к Богу. Но, в отличие от еретиков, они не критиковали церковь и потому не вызывали у её служителей такой ненависти. Проницательный Иннокентий III сумел оценить двух необычных людей.


  • Каким образом средневековые художники подчёркивали святость изображённых персонажей?

  1. Нищенствующие монахи.

Однако церковь в начале XIII в. пошла на коренное обновление, основную роль в котором сыграли два человека – Франциск Ассизский и Святой Доминик. Святой Фанциск родился в итальянском городе Ассизи. Он проповедовал идею совершенства всего созданного Господом, а также необходимость искренней любви к Богу. К Святому Франциску стекались многочисленные ученики. Иннокентий III, оценив потенциал нового учения, дал разрешение на организацию нового монашеского ордена – францисканцев.


  • Какой монашеский орден вы знаете? (Бенедиктинцы.)

Францисканцы составляли нищенствующий орден. Это значит , что они не имели никакого имущества, жили подаянием, следовали апостольскому идеалу поведения, бродили по Европе, проповедуя Слово Божье. Аналогичный орден был создан в 1216 г. Домиником де Гусманом – Святым Домиником. Именно в честь него монахи получили название доминиканцев. Доминиканцы во многом следовали примеру францисканцев. Они тоже были нищенствующими монахами. Однако были и свои особенности. Орден был специально создан для борьбы с ересью. Неслучайно, что именно доминиканцы занимались преподаванием в университетах и активно работали в инквизиционных судах. Доминиканцы непременно отличались большой учёностью. Они должны были иметь незаурядные знания в области богословия, чтобы успешно противостоять ереси.


Материал учебника
«Ликующие в Господе». Одного из них звали Франц и ском. Сын богатого купца из итальянского города Асси зи, он провёл молодость в удовольствиях, но затем пережил внезапное озарение, и жизнь его совершенно изменилась. Он ушёл из дома и избрал для себя судьбу нищего странника, живущего подаянием. Он страстно молился, доводя себя до такого состояния, что в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь.

Франциск не мог не делиться с другими всем тем, что он понял в христианстве. И он начал проповедовать слово Божие. Франциск не получил богословского образования , и у учёных служителей церкви его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки. Но его кротость и смирение обезоруживали даже врагов, а в проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, радость и ликование от осознания совершенства созданного Богом мира, что вскоре вокруг него стали собираться ученики и последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, чтобы просить у папы утверждения устава для своего братства. Легенда рассказывает, что Иннокентий III решился поддержать Франциска, увидев во сне , как тот подпер плечом наклонившийся римский собор. В то же время папа взял с Франциска клятву послушания.

Вскоре первоначальное сообщество было преобразовано в большой монашеский орден, названный по имени основателя францисканским. От других монашеских орденов его отличали важные особенности. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием, и считалось, что у них нет ничего своего. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей , а странствовали по всей Европе с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь часто была убедительнее, чем проповедь тех, у кого слово расходилось с делом. Многих колеблющихся именно проповедь Франциска удерживала от того, чтобы примкнуть к еретикам.

Вскоре после смерти Франциск был причислен к лику святых. Однако орден всё дальше отходил от его заветов. У нищих монахов появились монастыри и дома. Официально это имущество принадлежало папскому престолу или городским властям, но для многих было очевидно , что это просто словесные уловки.

«Псы Господни». Другой необычный человек, вовремя замеченный Иннокентием III, испанец Домини к де Гусма н, известен как святой Доминик (1170-1221). Он долго проповедовал в южной Франции против альбигойцев, и ему пришла в голову мысль создать монашеское братство специально для борьбы с ересями. В 1216 году новый орден был утверждён папой. В отличие от Франциска, с подозрением относившегося к учёности, доминиканцы (ещё их называли «братья-проповедники») усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками.

Многие доминиканцы преподавали в университетах, они же играли главную роль в деятельности инквизиции. Им очень нравилось созвучие «домини канес» (по-латыни «псы Господни»). Просвещая мир проповедью Божественной истины , они готовы были, как псы, охранять церковь от ложных учений, и не случайно эмблемой ордена стало изображение собаки с горящим факелом в пасти.

Популярность францисканцев подтолкнула Доминика к тому, чтобы тоже превратить свой орден в нищенствующий. Как и францисканцы, доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Уже в XIII веке они добрались до самого Китая. Но от обета бедности они отошли ещё раньше францисканцев, ведь для богословских занятий и борьбы с ересями нужны были как минимум библиотеки.
ИЗ ПОСЛАНИЯ ИННОКЕНТИЯ III ГРАЖДАНАМ ИТАЛЬЯНСКОГО ГОРОДА ИЕЗИ
Иго церкви – самое лёгкое бремя, и владычество наше мягко. Те, кто не знает его, стремятся к нему от всего сердца , а те, кто испытали его, дорожат им ещё более.

Духовная власть апостольского престола не имеет пределов. Она простирается над всеми народами, над всеми государствами. Светская власть этого престола также преобладает, с Божьей помощью, во многих местах.


В чём хочет убедить Иннокентий III своих адресатов? Каковы политические взгляды автора?

  1. Вопросы самоконтроля.

  1. Докажите, что в правление Иннокентия III католическая церковь достигла вершины могущества.

  2. Какие противоречия между христианским учением и реальным положением церкви видели еретики? Подумайте, среди каких слоёв населения особенно широко распространялись ереси.

  3. Сформулируйте основные требования средневековых ересей.

  4. Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с еретиками?

  5. Подумайте, было ли случайным появление такого человека, как Франциск из Ассизи. Почему его проповеди вызывали такой горячий отклик у слушателей?

  6. В чём состоят черты сходства и различия между целями и устройством двух орденов – францисканцев и доминиканцев?

  7. Чем различались ереси зрелого Средневековья от ереси раннего Средневековья?

  8. Почему военное выступление против альбигойцев их противники назвали Крестовым походом? В чём отличие Альбигойских войн от Крестовых походов?

  9. Подумайте, случайно ли совпали по времени усиление влияния папской власти и широкое распространение ересей.

  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §18 «Католическая церковь в борьбе с еретиками» (сс. 174-182); письменно ответить на вопросы самостоятельной работы (с. 182).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ересь (греч. отбор) - это религиозное движение, оппозиционное ортодоксальному (правильному) вероучению в вопросах догматики, богослужения или организации Церкви.

Ереси м.б. разные. Ересь сопровождала католицизм на протяжении всей её истории. Со временем она меняется.

Что порождало Ересь?:

1. Христианство было, по сути, ересь, т.к. отошло от иудаизма

2. В христианстве не сразу оформились литературные источники веры, была разобщённость в литературе

3. Связано с эволюцией католицизма. Был разрыв между словом Божием и практикой католицизма

4. Господство религиозного мировоззрения: творение Бога или дьявола - чьё творение предмета? Создавало почву для ереси

5. Социальные конфликты в обществе через призму религии.

Динамика Ереси:

1. Интеллектуальные ереси в светском обществе, мирян не интересовали вопросы догматического расхождения о Святой Троице, о природе Бога и др.

Термин Монофизиты - это:

а). Сторонники единой природы Христа

б). Церковная элита вела споры такие: кем был Христос, как Бог м.б. равен сыну и пр.

Борьба имела весьма умеренный характер

2. Патриархальная ересь - это языческие реакции на христианство. Факт крещения ещё не означало, что ты христианин.

Расцвет католицизма в 12 - 13 вв. и пик Ереси

Социальная почва для Ереси является в городской среде, а не в сельской местности. Сами ереси периода Средневековья были очень разнообразными: один женился на Деве Марии и пр.

Типология (деление) Ереси:

1. Социальный и экономический принцип:

Народный, крестьянско-плебейский, движение преобразования народной и общественной жизни, не сторонники насилия

2. Бюргерская - ограничивали..., сторонники насилия.

Ни одна программа Ереси не содержала в себе рациональное зерно.

Направление Ереси:

1. Пантеизм - растворение Бога в природе. Пан - природа, теизм - Бог.

Бог присутствует в каждом человеке, он в тебе, значит, может делать всё, что хочет, была вседозволенность.

Опасность для Церкви - посредник между Богом и человеком не нужен, а посредником была Церковь, т.е. церковь не нужна

2. Монтанистские - ереси, обращённые к раннему христианству.

По сути, хотели отказаться от всего, что Церковь «накрутила» за века, от богатств, ритуалов и пр.

Пример: Вальденсы - основатель Пьер Вальдо , у него умер друг насильственно, но он был благочестив. Для Пьера показалось, что заупокойные молитвы Не могут поменять ничего у умершего друга. Он говорил, что слово Божие д.б. доступно каждому. Стал нищим, отдал своё имущество людям, отвергал таинства Церкви, т.к. она вытягивает деньги. Хотел сделать бедность идеалом - это распространилось в Италии и во Франции. Мечтал о возврате к раннему Христианству

3. Дуалистические ереси - это явление иного порядка, основано на противопоставлении всего: «добра и зла», на двойственности.

Берёт начало от Манихейства со 2 в. н.э.

Суть манихейства:

1. Было как бы 2 Бога. Делили добро и зло; плоть и дух. Создателя телесного мира называли Иегова . Сам акт творения мира для Манихеев - это Бог.

Манихеи отрицали всё: церковь, деньги, государства, отрицали саму жизнь.

Идеал у Манихеев - это избавление от плоти.

Катары - чистые, совершенные, умерщвление от плоти

Альбигойцы - Христос был человеком, земной мир от сатаны, а Бог создал Душу и Ангелов, против католичества и светской власти, признавали только Новый Завет, отрицали церковные обряды и таинства, почитание креста, икон, мощей. Усвоили религиозные принципы катаров и вальденсов.

Проникновение Манихейства:

Манихейство 7 - 8 вв. - Павликианство (Византия) (хотели сохранить чистоту Христианства от язычества и идолопоклонства, название от Апостола Павла) - Богомильство (Болгария) (делали погромы, мир не от Бога, а от сатаны) - Италия - Франция.

Катаризм - инициатор запрета беременности, это движение таит угрозу анархии.

Богомильская ересь в Югославии на 80 лет стала главной, в Хорватии сразу начала возникать Церковь - переродилась в другое, но потом сметена католической церковью.

С Катарами было очень тяжело бороться.

Борьба с Ересью:

Сначала носило умеренный характер.

Что делали?:

1. Предание анафеме еретика - лишить посмертного покаяния

2. Наложение Интердиктов - запрет богослужения на определённой территории

3. Литературные диспуты (интеллектуальные)

Но с 12 века, это было не достаточно.

Появились другие методы борьбы с Ересью:

1. Крестовые походы (Иннокентий III) - папа. Папы сами спровоцировали эти походы

2. Деятельность нищенствующих монахов

3. Инквизиция - создана для борьбы с альбигойскими ересями.

Епископские суды возникли со времён Константина Великого.

1. Церковь не проливала кровь

2. Епископы судили на основе канонов

3. В светских судах использовалось «Божий суд», т.е. поединок, кто победит, на той стороне и правда

4. В церковных судах был адвокат, здесь больше порядка, было милосердие, все хотели идти в церковный суд.

Грань между Ересью и Истиной была очень зыбкой.

До 16 века католицизм догматически не оформился, епископы от суда над еретиками отказались.

Создание специальных трибуналов по борьбе с ересью.

Доминиканский орден стал трибуналом над ересью. Они стали Инквизицией .

Арестованному ничего не говорили, кто донёс на него.

По сути, всё расследование сводилось к тому, чтобы пытать людей. Пытки были бескровными, т.к. Церковь кровь Не проливала. Палачи хорошо знали анатомию человека, чтобы человек не умер раньше времени, иначе их тоже убьют.

С альбигойской Ересью справились и в 13 в. инквизиция угасла, а в 15 в. инквизиция опять поднялась. Пошли гонения на женщин, как на ведьм. Это было из-за целибата и безбрачия мужчин-церковников.

К 17 в. Европа с проказой справилась, искали проказу у женщин. Те, кто не реагировал на болезнь, протыкая иголку в кожу, те ведьмы.

После, пытки перешли и в светский суд, только чтобы мучить человека.

Причины пыток:

1. Боролись с проказой - объявляли женщин ведьмами

2. Зависть

3. Устранить конкурента

Ереси сопровождали церковь с первых веков христианства, но особенно широко распространились в XI-XIII веках. При всех различиях еретические движения объединяло недовольство порядками в церкви и в обществе. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответ в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники.

  • Почему в поисках истины люди обращались к Библии?

Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Еретики стремились возродить евангельскую простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали.

Неприступный замок Монсегюр на юге Франции до середины XIII в. оставался одним из последних убежищ сторонников альбигойской ереси

В XII - начале XIII века ереси особенно широко распространились в Южной Франции. По названию одного из центров движения, города Альбй, всех южнофранцузских еретиков часто называли альбигойцами. Ереси угрожали уничтожить основу могущества церкви - веру христиан в её необходимость. Иннокентий III объявил Крестовый поход против альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209-1229).

    Крестоносцы обрушились на цветущие города юга Франции. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский посланник ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

Церковь постаралась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию. Толковать её отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии для расследований по делам, связанным с ересью. Так возникла инквизиция (от латинского слова «инквизицио» - расследование).

    Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. Инквизиция применяла жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.

В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь, а инквизиция выкорчевала её остатки. Но церковь вряд ли достигла бы своей цели, если бы ограничилась только карательными мерами.

Инквизиция, нищенствующие ордена. Еретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католической церкви. Церковные соборы предавали анафеме ересиархов и их последователей. Для подавления массовых еретических движений церковь организовывала крестовые походы (Альбигойские войны, походы против апостоликов, пять крестовых походов против гуситов). В конце XII в. появилась инквизиция (лат. inquisitio - расследование) для суда и расправы над еретиками. Сперва инквизиция была в подчинении епископов. В XIII в. она превратилась в самостоятельное учреждение под верховной властью папы. Была создана система судебного расследования с применением изощренных пыток, запутанных софистических ухищрений и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали признания вины. Широко применялись шпионаж и доносы, поощ-

ряемые передачей доносчикам части имущества осужденных. Для наказания осужденные передавались в руки светских властей, так как церковь лицемерно отказывалась от «пролития крови». Обычно осужденных еретиков сжигали на кострах. При этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашения приговора инквизиции над группой еретиков - аутодафе (исп. «акт веры»). Раскаявшиеся грешники подвергались пожизненному заточению. Под надзор инквизиции попадали ученые, заподозренные в свободомыслии и несогласии с установленными католической церковью канонами.

Деятельность инквизиции представляла одну из самых мрачных страниц средневековья.

Одна инквизиция не могла справиться с массовыми еретическими движениями. Церковь пыталась подорвать эти движения изнутри, доказать «заблуждения» сбившихся с пути «истинной веры» еретиков. С этой целью церковь признавала некоторые умеренные секты и превращала их в нищенствующие ордена. Так было с францисканцами.

Основатель этого ордена Франциск Ассизский (1182-1226) был выходцем из богатой и знатной итальянской семьи. Следуя примеру Петра Вальда, он ушел нищенствовать, проповедуя аскетизм и покаяние. Франциск не отрицал церкви и монашества в принципе, а только призывал духовенство следовать «апостольскому примеру» - странствовать и проповедовать в народе, добывая средства к существованию трудом и за счет милостыни. Именно такой образ жизни и вели его последователи - «меньшие братья» (минориты). Папа легализовал проповедническую деятельность Франциска и его последователей и утвердил в 1210 г. орден францисканцев. Церковь даже объявила Франциска святым. Францисканцы вскоре отказались от своих требований «равенства» и «бедности» и превратились в очень богатый и влиятельный монашеский орден. Главной их целью была борьба с распространением еретических учений. Монахи проникали в массу еретиков и своими проповедями и примером старались отвлечь их от «заблуждений» ереси и вернуть в лоно католической церкви. Орден имел строгую централизованную организацию во главе с «генералом», подчиненным непосредственно папе.

По примеру францисканского ордена в 1216 г. был учрежден орден доминиканцев, создателем которого являлся испанский монах фанатик Доминик. Члены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. Они одевались не в рубища, а в мантии ученых. Это были образованные «братья-проповедники», захватившие в свои руки систему образования, и прежде всего богословские кафедры в университетах. Из их среды вышли такие известные столпы схоластики и богословия, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Главной целью доминиканцев была борьба с ересями. Именуя себя «псами господними» (domini canes-созвучно «доминиканцы»), они громили еретиков не

только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. Из них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

Нищенствующие ордена занимались также миссионерской деятельностью, основывали свои монастыри в некатолических странах. Доминиканцы проникали как проповедники и дипломаты в восточные страны - Китай и Японию.

Упадок папства в XIV в. Соборное движение. В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать - светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий - освобождения от налогов и права особой церковной юрисдикции.

Вставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. Приходил конец папской теократии.

Но папство, вопреки этим новым веяниям, пыталось отстоять и даже усилить свои теократические притязания, отрицая в принципе идею светского государственного суверенитета. Именно на этой почве развернулась ожесточенная борьба между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, окончившаяся победой короля. Папская резиденция была перенесена во французский город Авиньон, и папство в течение 70 лет (1309-1378) находилось в «пленении», идя на поводу у французских королей (см. с. 201).

С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, сопровождавшейся взаимными проклятиями и преданием анафеме, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским собором. Соборное движение нашло активную поддержку западноевропейских монархий, стремившихся освободиться от папского вмешательства и утвердить светское государственное верховенство. Французский король Карл VII на основе соборных постановлений издал в 1438 г. «Прагматическую санкцию», провозглашавшую принципы «галликанской церкви» и верховенства соборов в делах веры. За королем признавалось право назначения на церковные должности и устанавливалась подсудность духовенства государственным судам. Аналогичные меры принимались и в других странах, например в Англии и в отдельных германских княжествах.

Одной из основных задач соборного движения и поводом к нему было стремление католической иерархии преодолеть схизму и укрепить авторитет церкви. Пизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап - авиньонского и римского - и избрал нового папу Александра V. Однако это не устранило схизмы. Вместо двух теперь уже стало три папы.

На следующем, Констанцском соборе (1414-1418), кроме ликвидации раскола, обсуждались вопросы о всеобщей реформе церкви и о борьбе с «гуситской ересью». Но ни одной из этих задач собор по существу не решил. Ян Гус был осужден собором и сожжен на костре. Однако в Чехии поднялось всенародное движение против католической церкви и немецкого засилья, которое одержало в конечном счете победу. Было принято постановление о верховенстве собора над папой. Иоанн XXIII был низложен. Как оказалось, в прошлом этот первосвященник (Бальтасаро Косса) был пиратом и фальшивомонетчиком. Собор избрал папой Мартина V. Но расекол продолжался, так как один из прежних пап - Бенедикт XIII - не отказался от своего сана. В 1431 г. был созван собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г. Его успехом явилось заключение компромиссного соглашения с умеренными гуситами.

Папа Евгений IV не подчинился Базельскому собору и созвал свой особый собор в Ферраре. В 1439 г. этот собор был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния между католической и православной церквами. Византийский император и константинопольский патриарх надеялись получить с Запада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Но население и значительная часть духовенства отвергли унию. Ее удалось провести позже только в западных областях Украины и Белоруссии, находившихся под владычеством Литвы и Польши.

Раскол продолжался, и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс V отказался от своих притязаний на престол и Николай V остался единым главой церкви.

Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. Папа все более терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из заурядных князей Средней Италии. Но папство по-прежнему оставалось организующей силой католической реакции. Римская курия возглавляла инквизицию, жестоко подавлявшую прогрессивные антикатолические движения. Не менее реакционную роль играло папство в исторической судьбе Италии. Владея центром страны, оно стояло на пути ее национального и политического объединения.

2. Борьба церкви с ересями

Во второй половине XIV в. в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную оболочку, известное под именем ереси стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства; они отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души». В ереси стригольников отразилась борьба против господствующей феодальной церкви; это был протест, хотя и пассивный, социальных низов против феодального гнета, против установившейся феодальной идеологии. В критике церковных догматов и обрядов были элементы рационализма. Во главе ереси стояли рядовые люди, а также дьячество, т.е. низший слой духовенства.

Господствующая церковь сурово осудила новую ересь, как направленную против церкви и феодального гнета. Ересь называли «прямой затеей сатаны», а ее участников - «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». Новгородские епископы настояли на том, чтобы руководителей ереси - дьякона Никиту, ремесленника Карпа и др. сбросили в 1375 г. в реку Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Физическое уничтожение еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416-1425 гг. он благодарил псковичей за расправу над еретиками.

В XV в. широкое развитие получило новое антифеодальное движение, также имевшее религиозную оболочку, - новгородско-московская ересь, известная также как ересь жидовствующих. Сторонники этого антифеодального движения требовали уничтожения церковного землевладения, отмены исповеди, не верили в воскресение мертвых. Они отрицали внешнюю обрядность и основные догматы православной церкви, например догмат о троице, не признавали икон.

Они выступали также против церковной знати, осуждая ее стяжательство. В ереси отразился социальный протест городских людей против феодального гнета. Она, однако, не была поддержана крестьянским движением, и в этом ее слабость. Для борьбы с ересью в 1490 г. был созван церковный собор, на котором присутствовали самые воинствующие представители церкви. Собор отлучил от церкви и предал проклятию участников этого движения и потребовал от царской власти их смерти. Проповедуя необходимость жестокой казни еретиков, духовные власти руководствовались в своей практике Кормчей книгой, являвшейся переводом византийского Номоканона (свод правил византийских императоров, касающихся церкви и церковных дел).

С требованием смерти еретиков обратился к царю Ивану III и новгородский архиепископ Геннадий. Но еретики своей агитацией против церковного землевладения и церковной знати облегчали Ивану III борьбу за ликвидацию крупного церковного землевладения, которую он вел в интересах светских феодалов и служилых людей. Поэтому он ограничился лишь наказанием еретиков. Их били кнутом, а затем отослали к новгородскому епископу для осуждения церковным собором. Осудив еретиков и предав их проклятию, Геннадий, по примеру полюбившихся ему католических инквизиторов, устроил еретикам позорный въезд в Новгород. Их посадили в шутовской одежде на коней «хребтом к глазам конским», т.е. задом наперед, на головы им надели берестяные шлемы с надписью «Се есть сатанино воинство» и в таком виде возили по городу. Городские жители обязаны были плевать на еретиков и говорить: «Это враги божьи и христианские хулители». В заключение на их головах были сожжены берестяные шлемы. Некоторых еретиков, как рассказывает летопись, по требованию Геннадия сожгли на Духовском поле, а других он послал в заточение.

После разгрома новгородского антицерковного движения его центр перешел в Москву. Во главе этого движения стали Федор и Иван Курицыны. Московские еретики также боролись за ослабление власти крупных церковных феодалов и были противниками церковного землевладения. Они выступали против монашества, критиковали творения отцов церкви, но не посягали на основы христианства. Суровым и непримиримым гонителем этого движения был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Он был представителем воинствующей церкви, сторонником сильной светской власти, создателем теории божественного происхождения царской власти.

Московских еретиков судил церковный собор 1504 г. По настоянию собора наиболее активных еретиков - Ивана Волка, Михаила Коноплева и Ивана Максимова сожгли в клетке в Москве, а Некраса Рукавова - в Новгороде, предварительно отрезав ему язык.

После расправы с еретиками на соборе 1504 г. Иосиф стал знаменем воинствующей церкви - «презлых иосифлян», боровшихся с участниками антицерковного движения посредством духовного и светского меча. За заслуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591 г. был объявлен общерусским святым.

После Иосифа во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви, стал московский митрополит Даниил. Церковь обрушила свой меч и на так называемых нестяжателей Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Максим Грек раньше сам выступал за смертную казнь еретикам. Но он был противником церковного землевладения и беспощадной эксплуатации трудившихся на церковно-монастырских землях крестьян. Вассиан Патрикеев, стоявший во главе боярской оппозиции, также обличал стяжательство монастырей, ибо владение землей, по его словам, развращает монахов, заражает их «ненасытным сребролюбием». В своих произведениях Вассиан писал об эксплуатации монастырских крестьян, которые, по его словам, жили в последней нищете.

Вассиан и Максим Грек критиковали феодально-крепостнический быт церковных вотчин и стремились склонить великого князя к отчуждению церковных и монастырских земель, что и вызвало ненависть к ним церковных иерархов. Максим Грек предстал перед церковным собором в 1525 г. Его признали «злохулительным еретиком» и заключили в тюрьму Волоколамского монастыря. Максиму Греку запретили писать, мучили голодом, морозом и, как отмечает один источник, он «от дыма и от горести темничные был яко мертв». В таких условиях Максим пробыл шесть лет. В 1531 г. он был привезен в оковах в Москву и предстал перед судом нового церковного собора. Здесь в его сочинениях нашли «хулу на господа бога и богородицу» и обвинили в том, что он составлял «писания хульные и еретические», критиковал церковные уставы и законы, что он еретик и чернокнижник. Церковный собор осудил Максима как «хульника и Священного писания тлителя» и сослал в оковах в Тверской Отрочь монастырь, где его заточили в каменный мешок.

В ереси обвинили и помощников Максима по исправлению книг - Михаила Медоварцева и Сильвана. Медоварцев был сослан в Коломну, а Сильван в Волоколамский монастырь, где его «уморили дымом». На этом же соборе еретиком был объявлен «князь - инок» Вассиан, противник церковного землевладения. Он также попал в каменный мешок Волоколамского монастыря и в «прегорчайшей темнице» умер от голода и дыма. Сделано это было по приказу митрополита Даниила.

Вскоре в руках инквизиторов оказался игумен Троицкого монастыря Артемий - противник церковной знати и церковного землевладения. Он писал об этом царю и умолял его в интересах самой церкви отобрать ее имения. Артемия судил церковный собор 1553 г. Его обвинили в ереси и сослали в Соловецкий монастырь с предписанием «пребывать ему внутри монастыря с великой крепостью, в келье молчательной».

На церковном соборе 1554 г. как «безбожного еретика и отступника православной веры» осудили Матвея Башкина. Он считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство. Башкин подверг критике церковные каноны и догмы: отрицал божественное происхождение Иисуса, не признавал «угодников» и поклонения иконам. В выступлении Башкина против церкви и ее догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Защищая устои феодально-крепостнического государства, церковные иерархи не могли простить Башкину его взглядов. Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли.

Не прошло и года, как вновь собрались церковные иерархи. На этот раз они судили Феодосия Косого, выдающегося идеолога социальных низов середины XVI в. Феодосий Косой учил, что не следует повиноваться попам и властям, он звал угнетенные массы на борьбу за уничтожение церковного и светского гнета и коренное переустройство общества. Церковный собор приговорил Феодосия к тяжкому наказанию, но ему удалось вырваться из цепких лап инквизиторов и бежать в Литву.

Но, несмотря на это, по сравнению с деятельностью инквизиции в католических и протестантских государствах Европы, размах преследований и казней еретиков Православной Церковью был относительно невелик. Если в одной только Испании времен Торквемады было сожжено около 40000 ведьм, то за весь период с 15 по 17 вв. на Руси было произведено только около 100 казней сожжением.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...