Боярская дума (кратко). Состав боярской думы Ликвидация боярской думы год
Боярская Дума –“собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.
Состав Боярской Думы.
Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным : бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.
Функции Боярской Думы.
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в «брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором — высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.
Роль Боярской Думы в политической жизни.
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы — это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили ». Есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, — так называемая комнатная дума государя.
Форма «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили » есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» — решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства — под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI — начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ».
Поиск на сайте:
Боярская Дума в XV-XVI вв
Предпосылки создания Боярской думы в системе государственных органов власти
В XV в. в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого земского собора 1549 г. (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. В условиях сословно-представительной монархии появлялась необходимость в сословно-представительном органе, ограничивающем власть царя, каким и стала Боярская Дума. Все государственные функции теперь царь осуществлял при участии Боярской думы, а также Земских соборов через систему приказов и воевод. Именно Боярская Дума, с установленной системой местничества и Земский собор являлись необходимыми атрибутами сословно-представительной монархии. С упадком их роли в государстве и дальнейшей ликвидации этих органов власти закончилось существование сословно-представительной монархии.
Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х гг. XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления — приказы.
Боярская дума, постоянно действующий совет знати, сложилась при великом князе. Ее члены назначались великим царем на основе местнических правил. Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек) Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть.
Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение (приговор) Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.
Итак, главной предпосылкой становления Боярской Думы в системе органов государственной власти стало возникновение в России сословно-представительной монархии, которая должна была опираться на сословно-представительный орган, такой как Боярская Дума. Именно эта предпосылка сыграла огромную роль в становлении Боярской Думы.
Становление Боярской думы в системе государственного управления, ее социальный состав и круг полномочий
Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.
Компетенция Боярской Думы.
Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.
Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.
Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться". Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми бояры", ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах "царь указал и бояре приговорили".
Значение думы было указано в царском судебнике: "А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати". Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: "Государь указал, и бояре приговорили". Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: "Все бояре на Верху приговорили". Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.
Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.
Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в "соправительствующий" орган при монархе.
Социальный состав Боярской Думы
Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего.
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которые относились к думным чинам.
Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должности по принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом, признак местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность.
Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе — высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств.
Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.
Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами.
Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляются думные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки.
Думные дворяне являлись третьим по "чести" разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.
Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократического элемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людей незнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрыты или, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина и окольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярских списках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием "дворянин в Думе", причем первым дворянином в Думе показан Роман Васильевич Олферьев, вторым — Михаил Андреевич Безнин.
Дьяки являются в XVI в. правителями приказов и проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления, мало — помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизм государственной жизни. В эти приказы мало — помалу перетягивается из Думы Боярской центр тяжести правительственной деятельности.
Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.
боярская дума государственное управление
Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти.
Боярская Дума при Иване IV
XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются одной из мрачных полос в истории Российского государства. Именно на этот век пришлось наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления.
Эпоха боярского правления в малолетство Ивана IV ознаменовалась лишь ожесточенною борьбою между боярскими родами князей Телепневых-Оболенских, Шуйских, Бельских и Глинских; представители каждого рода хотели стоять во главе Думы, выказывая непосредственное и преобладающее влияние на ход государственной жизни, каждый род старался "засесть" другой. Пошли в ход обоюдные клеветы, подозрения, заточения, убийства.
Тяжкая эпоха боярского правления не могла не отозваться па впечатлительном характере юноши-государя: она определила его отношения к боярству в последующие годы государствования его.
Одною из первых забот Ивана IV в начале правления была реорганизация Думы Государевой. Царь советовался с этою Думою обо всех важнейших делах: при посредстве ее отправлялся суд, производилось назначение воевод и военное устроение, раздавались вотчины и поместья, сказывались высшие придворные чипы. Дума же в свою очередь контролировала деятельность царя.
Новая Дума оказалась вполне на высоте признания своего и ее влияние следует видеть в созвании первого земского собора, исправлении Судебника и во всех лучших начинаниях этой светлой эпохи царствования Ивана. Значение этой Думы было весьма велико, — она оказывала решительное влияние на ход государственной жизни.
С середины XVI в. в Боярской думе выделилась привилегированная часть (комнатная или ближняя дума), с которой царь решал ряд вопросов не собирая общих заседаний. При Иване Грозном в 1547-1580 гг. действовала "Избранная рада" из числа наиболее приближенных к царю думцев и чинов дворцовой администрации. Зачастую члены рады, например, А. Ф. Адашев, на местнической лестнице находились значительно ниже думцев, которые в этот орган не входили.
С этого же времени отношение Ивана IV к боярству резко ухудшилось. Под влиянием наущений партии противников Сильвестра и Адашева, царь стал негативно относиться к боярам. Но особенно подействовал на царя поступок бояр — приверженцев Сильвестра и Адашева — во время тяжкой болезни его 1553 г.: эти бояре у постели находившегося при смерти царя отказались целовать крест четырехлетнему сыну его Дмитрию, имея в виду возвести на престол двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича. Этот поступок, глубоко затронувший самую чувствительную сторону сердца Ивана — уже не мог быть забыт им по выздоровлении. С 1560 г. Иван начинает открытую борьбу с боярами. Сильвестр и Адашев удалены от двора, царь подпадает влиянию новых советников, противников партии Сильвестра и Адашева. Дума Сильвестра и Адашева падает: часть членов ее кончает жизнь от руки палача или удаляется в изгнание, другая часть постепенно вытесняется новыми элементами, направленными в новом духе политики Ивана.
Царь нуждался в освобождении из укоренившейся опеки со стороны Боярской Думы и церкви. В опричнине Иван IV видел выход из сложившейся ситуации.
В декабре 1564 г. царь со всем двором неожиданно покинул столицу и переехал в Александровскую слободу. В грамотах, посланных в Москву, Иван Грозный обвинял бояр в "измене", однако в отношении горожан говорилось, что царь на них "не гневается и опале их не подвергает". Купцы и горожане объявили, что сами готовы "потребить всех изменников", просили Боярскую Думу вернуть царя. У послов от митрополита и бояр Иван IV потребовал всей полноты власти, чтобы "опалы свои класть, а иных казнить и животы их имати". Так, объявив о своем отречении от престола и использовав поддержку московского посада, царь вырвал у Думы и Священного собора согласие на введение в государстве чрезвычайного положения.
Вся территория страны была разделена на "опричнину" и "земщину". Опричнина управлялась особым "государевым двором", имела свой приказной аппарат и войско. Земщиной по-прежнему управляла боярская Дума. Передача правления Думе носила фиктивный характер.
Иван Грозный создал репрессивный режим опричнины, чтобы устранить со своего пути те общественные группы и слои, которые ограничивали его власть. Опричный террор обрушился на многие княжеские и боярские фамилии. Опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления.
Численность Боярской думы была увеличена в 3 раза. Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений.
Таким образом, именно с Ивана Грозного Боярская Дума полностью становится высшим совещательным органом при царе. Даже при Иване IV значение Боярской Думы было велико. Иван IV, относясь к боярам с недоверием, все же считался с мнением и деятельностью Боярской Думы. Следовательно, значение Боярской Думы при Иване IV Грозном не упало.
Значение Боярской думы в государственном управлении России в XV-XVI вв.
XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы.
Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению.
Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовали надобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых эти отношения обнаруживались. Существует довольно много фактов, в которых показывается огромное значение Боярской Думы.
Прежде всего, тот самый государь, на суровость и самовластие которого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественно лежит дело земского строения которым держатся внешняя безопасность и внутренний порядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного, как рассказывает летописец, сказал им: "с вами держал я Русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет".
Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающий Василий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого ко двору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя. С боярами Василий говорит "о устроении земском", им приказывает перед смертью, как "без него царству строитися". Такому политическому положению класса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Звание думного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали, "думу сказывали" по назначению государя. Теперь это назначение стало само по себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилых лиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, в какой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядком лиц и фамилий, установившимся в боярской среде. Члены думы, особенно двух высших чинов, обыкновенно выходили из известного родовитого круга, который в лице своих очередных представителей "думу ведал"; как полковых воевод, так и советников своих государь "прибирал, рассуждая их отечество, кто того дородился".
И правительственное значение думы на деле далеко не было пассивным: она является более чем совещательным собранием при своем государе, пользуется известным простором в своей деятельности.
В 1510 г. тот же суровый великий князь Василий, властию своею над подданными превосходивший всех монархов в свете, решая в Новгороде политическую судьбу Пскова, "велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали", и арест псковских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями, является делом московских бояр, следствием их думного приговора.
Стереотипный язык официальных актов затенял значение бояр перед авторитетом царя. Но когда царь говорил простым неусловным языком, обе стороны являются в другом освещении. В речи, заготовленной для произнесения на соборе 1551 г., Иван, вспоминая свой приговор о местничестве в думе 1549 г., с удовольствием замечает, что "всем боярам тот был приговор люб". Собору, на котором присутствовали вместе с духовенством князя и бояре, Иван указывает задачу все устроить по св. правилам и праотеческим законам, "на чем мы, святители, царь и все, приговорим и уложим". Дума сама располагала порядком обсуждения вопросов, стоявших на очереди.
В конце 1552 г. царь, уезжая из Москвы к Троице крестить новорожденного сына, велел боярам промыслить об устройстве только что завоеванной Казани и потом сидеть о кормлениях, т.е. о замене их денежным жалованьем; но они пустили вперед ближе касавшийся их вопрос о кормлениях, a "казанское строение поотложили", за что на них жалуется летописец.
Эти факты доказывают, что сами цари уважали Боярскую Думу и понимали ее значение для них же самих. Царю необходимо было положиться на какой-либо орган, который давал бы советы князю по принятию решений государственной важности.
Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами.
Любопытные воспоминания о роли думы оставил англичанин Джильс Флетчер, побывавший на Руси при Борисе Годунове. Он писал: "Царь и состоящая под ним Боярская дума, как верховные правители, так и самые исполнители в отношении издания и уничтожения законов, определения правительственных лиц, права объявлять войну и заключать союзы с иностранными державами, права казнить и миловать, права изменять решения по делам гражданским и уголовным".
В XVI в. было формально утверждено политическое значение думы: боярский приговор был признан необходимым моментом законодательства, через который должен был проходить каждый новый закон, прибавлявшийся к Судебнику.
Таким образом, в XV-XVI вв. Дума играла не последнюю роль в политических делах государя. Князья, а затем и цари понимали значение Боярской Думы и опирались на ее деятельность. Многочисленные факты, свидетельствующие об отношении царя к Думе, доказывают высокое положение Боярской Думы в обществе и ее роль для государей. Следовательно, значение Боярской Думы среди органов государственного управления, было наиболее высоким.
Боярская Дума
1.3 Сущность Боярской Думы
Боярской Думой назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в пригородах…
Боярская Дума
2.2 Состав Боярской Думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения…
Боярская Дума
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы
Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает…
Боярская Дума в XV-XVI веках
2) Изучить становление Боярской думы в системе государственного управления, ее социальный состав и круг полномочий.
3) Рассмотреть Боярскую Думу при Иване IV 4) Определить значение Боярской думы в государственном управлении XV-XVI вв. Охватывается период развития Боярской думы в системе государственного управления в конце XV-XVI вв….
2.3 Характер деятельности Боярской думы
Обсуждение дел в думе излагалось думными дьяками в протоколах или "списках государеву сиденью о всяком земском указе"; но это, кажется, не было постоянным правилом, и от XVI в. до нас не дошло таких записей. Только местнические тяжбы…
Государственные и правовые преобразования в эпоху Николая I
Глава 1. Преобразования в системе государственного управления в эпоху правления Николая I
Исследование системы государственного управления в период НЭПа
Глава 3.
Новая экономическая политика и её проявление в системе государственного управления
Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
2.1 Становление городского государственного и общественного управления
До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами…
1.2 Функции Боярской думы
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу…
Роль Боярской Думы в государственном управлении в X-XVII вв.
2.2 Заседания Боярской думы
Сиденье о делах начиналось обыкновенно с того, что начальники приказов докладывали о ходе дел в подчиненных им ведомствах и вносили на разрешение государя и бояр такие дела, которых не могли разрешить сами с товарищами…
Роль Боярской Думы в государственном управлении в X-XVII вв.
2.3 Закат Боярской Думы
Дума XVII в. по внешности ничем не отличается от Думы XVI века. Думцы по прежнему первые люди в правительстве и возле царя. Только теперь в XVII в., думцы выдвигаются на свои высокие места больше своей личной заслугой да милостью государя…
Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения
Глава 1. Становление сегуната как системы государственного управления в Японии (конец XII — вторая половина XVI в.)
1. Камакурский сёгунат 1192—1333. Правительство Кэмму — попытка реставрации власти императора 1333- 1336 гг. Япония к XII веку была как политически, так и экономически нестабильной. Страна была раздроблена, не было четкого управления…
Система государственного управления в годы царствования Екатерины II
2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века
Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей — Вольтера, Руссо, Дидро…
Становление советского государственного управления на Южном Урале в 1917-1920 гг.
Глава 2. Становление Советского государственного управления на Южном Урале в 1917 — 1920 гг.
Формирование советского государственного аппарата
История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство…
Боярская Дума
ГЛАВА I.
БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Боярская Дума
1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси
В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе…
Боярская Дума
1.2 Боярская Дума как сословный орган
Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е…
Боярская Дума
ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Компетенции Боярской Думы Боярская дума, по определению С.М. Каштанова4, не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции…
Боярская Дума в XV-XVI веках
Боярская Дума при Иване IV
XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются одной из мрачных полос в истории Российского государства.
Именно на этот век пришлось наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления…
Боярская дума в России: формирование и этапы эволюции
Глава 2. Боярская дума при Московском княжестве
Третий период нашей истории начинается с половины XV в., точнее говоря, со вступления Ивана III на великокняжеский стол в 1462 г. и продолжается до начала XVII в. (1613 г.), когда на московском престоле является новая династия.В.О…
Боярская дума в России: формирование и этапы эволюции
2.2 Боярская дума как высшее правительственное учреждение
Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением, руководившим отдельными ведомствами, — государевой боярской думой. В удельное время эта дума составлялась из тех или других, вообще немногих бояр…
Боярская дума в России: формирование и этапы эволюции
Глава 3. Боярская дума в смутное время
События Смутного времени не только поселили в умах новые политические понятия, но изменили и состав правительственного класса, с помощью которого действовали цари первой династии, и эта перемена много содействовала успеху самых этих понятий…
Особенности сословно-представительной формы государственного устройства в России
3.2 Боярская дума
В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц…
Реформы Ивана IV
2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV
Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти — гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники…
Роль Боярской Думы в государственном управлении в X-XVII вв.
1.1 Боярская Дума: место в системе государственной власти и состав
В летописях и древних грамотах нет этого сочетания слов в буквальном смысле — «Боярская дума»; есть бояре, которые «сидят в думе» с великим князем (потом царём), ездят с посольствами в другие страны, бывают наместниками в различных городах…
Россия в XVI веке. Иван Грозный
Завещание великого князя не сохранилось и никто в точности не знает, какова была его последняя воля. Согласно Воскресной летописи 1542 года, Василий III благословил “на государство” сына Ивана…
Русская правда
Боярская дума
Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности…
Управление русских княжеств в эпоху областного строя
1. Вече, его состав и функции.
Рассмотрев в главных чертах политический уклад Руси, как он определился к концу XII века, и его основания, мы должны теперь остановиться на тех силах, которые правили обществом в эпоху областного строя…
Характеристика политического устройства сословно-представительной монархии в России в середине XVI века
2). Боярская Дума
Главным правительственным учреждением в России XVI — XVII вв. была Боярская Дума. Возникшая в XV в. из совета при князе, она являлась совещательным органом при царе. В период складывания централизованного Российского государства…
Боярская Дума –“собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.
Состав Боярской Думы.
Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным : бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.
Функции Боярской Думы.
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в «брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.
Роль Боярской Думы в политической жизни.
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили ». Есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя.
Форма «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили » есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI - начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ».
БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА , высший совет при рус. князьях и царях в 10 – нач. 18 вв. Термин введён в науч. оборот рос. историками 18–19 вв. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Б. д.) и др. появились в источниках с 11 в. при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в т. ч. в более ранний период (начиная с 10 в.).
В Др.-рус. государстве 10 – нач. 12 вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родо-племенной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и междунар. отношения, судебно-адм. устройство государства (в т. ч. принятие Русской правды ), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и т. п. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними. Раздробление Др.-рус. государства в 12 – нач. 13 вв. на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями разл. ветвей династии Рюриковичей , становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение Б. д. Думы пополнялись лицами из боярской элиты (в т. ч. тысяцкими ), в связи с чем деятельность Дум стала более регулярной.
Установление зависимости рус. княжеств и земель от Золотой Орды и их ослабление повлияли на судьбу Б. д. В Сев.-Вост. Руси сер. 13 – сер. 15 вв. резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13–15 вв . (в особенности до 1430-х гг.), а также ликвидация к кон. 14 в. института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Б. д. Развитие княжеского хозяйства укрепило в Б. д. позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути , – конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к кон. 14 в. аристократич. верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Б. д. и в гос. управлении («великие», или «введённые», бояре). На аннексированных Великим княжеством Литовским в кон. 13 – нач. 15 вв. рус. территориях (преим. западных, юго-западных, позднее – центральных) Б. д. сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям-Рюриковичам. В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и Б. д., известной аналогией им был Совет господ .
Классич. облик Б. д. получила на завершающем этапе образования Рус. гос-ва в форме монархии с сословным представительством (сер. 15 – сер. 16 вв.). Трансформация Б. д. стала составной частью кардинальных перемен в общественно-гос. устройстве страны и в то же время – следствием таких перемен. С кон. 15 в. Б. д. – постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы. Сложилась иерархическая структура Б. д., постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Б. д., члены Б. д. обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.
Вплоть до нач. 18 в. Б. д. занимала высшую позицию в структурах Государева двора . В сер. 16 – последней четв. 17 вв. «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов . Б. д. была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политич., экономич. и др. проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550–70-х гг. и др.; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и др.; совещаний 1660, 1662, 1663 с представителями привилегированного купечества и горожан, и т. п.).
Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15–16 вв., сама процедура фиксируется в источниках с кон. 16 в. В Б. д. с последней четв. 15 в. по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности – дворецкие (руководители центр. ведомств – Большого дворца, позднее Большого дворца приказа и т. н. областных дворцов ), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и др., со 2-й трети 16 в. – кравчие. В 16 в. для пополнения Б. д. близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 – «стряпчий в думе», с 1564 – «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 известны «великие дьяки», с 1562 – «думные дьяки»). Думный чин со 2-й пол. 16 в. имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 в. в Б. д. по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др. Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 в. они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в т. ч. подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политич. обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.
В кон. 15 в. численность Б. д. не превышала 15–18 чел. (с учётом должностных лиц), в правление вел. кн. московского Василия III Ивановича при незначит. росте числа членов Б. д. в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509–1518) и генеалогич. состава (от 60 до 90% бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать моск. и тверских родов). В сер. 16 в. Б. д. резко расширилась, генеалогич. пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560–62 в ней состояло более 60 чел. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Б. д. Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 их было около трети в объединённой думе (образована при слиянии особой дворовой Б. д. Ивана IV Васильевича и земской Б. д., действовавшей в 1565–84 на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян. В кон. 16 в. численность Б. д. почти восстановилась (ок. 60 чел. в 1598), так же, как и её генеалогич. состав (титулованных лиц было ок. 40%, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 в. назначения в Б. д., ок. 50% из них – титулованные лица семи княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четырёх ветвей литов. Гедиминовичей . Представители ок. 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Б. д. с чина окольничего. К концу Смутного времени позиции и авторитет Б. д. резко ослабли и восстановились лишь в 1620-е гг. Во 2-й пол. 17 в. численность Б. д., в силу разнонаправленных политич. факторов, неуклонно росла (59 чел. в 1648/49, 79 чел. в 1662/63, 108 чел. в 1675/76, 180 чел. в 1688/89) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670–80-е гг. составляли более 60% Думы), значит. «ухудшения» её генеалогич. состава (св. 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 в. только боярский чин, в Думу входили ещё ок. 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 в. фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Б. д. в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха. Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.
Б. д. заседала регулярно, обычно во главе с государем (напр., от 3 до 5 дней в неделю в сер. 17 в.). В полном составе заседания Б. д. происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников – Ближней думой . Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов . Б. д. не имела канцелярии, отд. делопроизводства, её решения (а порой и осн. точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Б. д. её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Б. д.), думцы возглавляли ряд приказов (к кон. 16 в. – ок. 15 приказов, с сер. 17 в. – более 25). «Думские» комиссии руководили общими и уездными воен. смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и др. (1552, 1555–56, 1598, 1605–06 и др.); подготавливали с предварит. утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й пол. 16 в.); формировали полки нового строя (2-я треть 17 в.); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в кон. 17 – нач. 18 вв. Расправная палата.
Члены Б. д. со 2-й пол. 15 в. присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём. Но чаще (не позднее 2-й трети 16 в.) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от адм.-терр. принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридич. квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»). Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551, на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 (см. в ст. Судебники 15–16 вв .) и уставная земская грамота. Согласно Судебнику 1550 (ст. 88), Б. д. в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 о судьбах церк. землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 , проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681–82) и т. п. Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центр. ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги сер. 16 – сер. 17 вв. Члены Б. д. постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха в 16–17 вв. (по монастырям, дворцовым имениям, во время воен. походов) часть Б. д. сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Б. д. (до 1569 нередко во главе с удельным князем из моск. ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией. На заседаниях Б. д. (порой предшествовавших земским соборам, напр., в 1566, 1621, 1653) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных воен. действий, государевых походов и др. Дипломатич. переговоры с иностр. делегациями в Москве, на разл. посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварит. соглашений), состоявшими из членов Б. д. Думцы разного статуса возглавляли обычно рус. посольства в др. государства. Б. д. участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589, осуждение и лишение сана патриарха Никона , обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на церковном соборе 1666–67 и др.). В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» , состоявшая из видных представителей Б. д., находившихся тогда в Москве, реально (июль – окт. 1610), а затем и формально (конец окт. 1610 – окт./нояб. 1612) являлась высшим институтом гос.-политич. власти в стране. «Семибоярщина» 17(27).8.1610 заключила договор о признании рус. царём польск. королевича Владислава (будущего польск. короля Владислава IV ).
В период становления самодержавия значение Б. д., которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Б. д. (138 чел. в 1696/97, 48 чел. в 1713). В 1713 Б. д. перестала функционировать (ликвидации Б. д. способствовало создание в 1711 Сената ). Впоследствии совещательные функции при рос. монархах исполняли Верховный тайный совет (1726–30), Кабинет министров 1731–41 , Конференция при Высочайшем дворе (1756–1762),
Боярская дума, высший совет при князе (с 1547 при царе) в Русском государстве X - XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер.
В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Боярская Дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности.
В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место.
В состав Боярской думы, кроме бояр московского князя, входили бывшие удельные князья и их бояре.
С первой половины 16 века в составе Боярской думы появились и менее знатные феодалы окольничие, а также представители поместного служилого дворянства думные дворяне («дети дворянские, которые в думе живут») и верхов служилой бюрократии думные дьяки. Первоначально в Думе было четыре думных дьяка по посольским, разрядным, поместным делам и делам Казанского приказа. Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.
Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов открывался ход в думные дворяне и думные дьяки. Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: «Государь указал и бояре приговорили».
Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения Боярской думы. С IX в. вследствии наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам дума состояла только из бояр.
В период феодальной раздробленности она являлась советом феодалов (великого князя с его вассалами), обладала значительным политическим влиянием.
В Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. в Боярской думе заседали путные бояре и лица административно-управленческого аппарата князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.).
С начала XV в. членами Боярской думы становятся бояре введённые (большие бояре) представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители наиболее важных поручений.
С конца XV в, Боярская дума превратилась в постоянный, совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины бояре, окольничие, думные дворяне и несколько позже думные дьяки. Преобладающее значение в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати.
Однако во 2-й пол. XVI и в XVII вв. в условиях сословно-представительной монархии Боярская дума в известной степени разделяла власть с царём.
В XVI и XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центр властью за счет менее знатных лиц.
Во 2-й половине XVII в. значение Боярской думы уменьшается.С образованием Сената в 1711 Боярская дума была ликвидирована.
Функции Боярской думы . Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Дума заседала ежедневно, заседания длились пять-шесть часов. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю.
- К чему снится лепить хинкали
- К чему снится черешня: ваши желания исполнятся или вас ждет новое любовное приключение
- К чему снится мертвая собака: замужней женщине, незамужней девушке, беременной, мужчине – толкование по сонникам
- Квас из чистотела по болотову противопоказания
- Соус сацебели из слив Сацебели с алычи рецепт приготовления на зиму
- Сыроедческое спагетти из кабачка
- Народные средства для восстановления мужской силы Народное средство для восстановления мужской силы
- Очистка кишечника соленой водой от шлаков в домашних условиях
- Какие есть заговоры на похудение
- Молитва о поступлении на бюджет
- Анализ на C-пептид (как сдавать и зачем он нужен) Анализ крови на аццп - что это такое
- Беляев александр романович - человек-амфибия
- Непридуманная история Вали Котика (5 фото)
- Когда не следует увольняться с работы
- Правила и образец заполнения формы Р13001
- Использование кодов: правила заполнения табеля учета рабочего времени
- Нюансы внесения разных сведений
- Знаки зодиака весы кролик Весы заяц
- К чему снится вино — толкование сна по сонникам
- К чему снится летучая мышь черная