Братья фантасты. Братья стругацкие. В чем же незаурядность фантастики братьев Стругацких


В многообразном книжном море каждый сам себе капитан. Каждому нужно самому выбрать: к какому берегу пристать?

В чем же незаурядность фантастики братьев Стругацких?

В наше время покатилась лавина развлекательной фантастики с закрученным сюжетом, инопланетными чудовищами и прочими невероятными явлениями. Приключенческой фантастики огромное множество…

Еще сто лет назад основоположник научной фантастики Герберт Уэллс писал блестящие социальные вещи, потому что у фантастики есть еще одно умение: она может быть очень серьезной литературой. В этом заключается главная сила фантастического метода. Тот, кто им владеет, в состоянии писать сложные и умные философские произведения. Как сказал писатель-фантаст Рей Брэдбери: « Я передаю людям свою любовь к жизни… Начинаешь с малого, а пробуждаешь в людях очень высокие чувства».

Писатели-фантасты в своих произведениях пытаются реализовать вечную мечту о счастье, герой одного из многочисленных рассказов Брэдбери говорит: « Сегодня начинается время, когда большие слова – вечность, бессмертие приобретает смысл».

Особое место, среди многих писателей, принадлежит братьям Стругацким. Уже в семидесятых годах канадский литературовед Дарко Сувин назвал Стругацких «несомненными первопроходцами в советской фантастике». Их первая повесть «Страна багровых туч», по мнению критиков, была вещью заурядной, но авторы постоянно искали свою тему и в этих поисках успели детально разработать целый мир – земной и космический, населить его людьми. Писатели пытались преодолеть каноны технической фантастики, не выходя за пределы этих же канонов, - писатели-братья фонтанировали: рождались фантастические изобретения, придумывались звездолеты и породы скота, системы подвоза продуктов и школьного образования и Бог знает что еще. Стругацкие действительно создали свою державу, фантастический вариант фолкнеровского Иокнапатофы, суперсюжет, охватывающий тринадцать романов и повестей. Привычные научно-фантастические условности включают в себя противостояние человечества и инопланетных форм жизни, конфликт между человеческими ценностями и техническим прогрессом, противопоставление общества прошлого и общества будущего.

В зрелых работах Стругацких последовательно проводится тема катастрофической потери культурной памяти, произошедшей в Советском Союзе при их жизни. По Стругацким, сам жанр научной фантастики подчинен этой теме, поскольку культура, которая не может вспомнить свое прошлое, не сможет «вспомнить» и будущее.

Реальное и фантастическое в произведениях братьев Стругацких.

Аркадий и Борис Стругацкие очень хорошо ориентировались во многих сферах науки и культуры. В их произведениях можно встретить описания нестандартных физико-химических процессов, которые привлекают читателя своими фантастическими явлениями. В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» таких примеров довольно много. Научные сотрудники института НИИЧАВО без особых усилий могут перемещаться в пространстве, а такое явление, как быстрое появление разнообразной пищи на столе, после разговора с неодушевленным предметом становится совершенно обыкновенным. Такое спокойное отношение к этим явлениям в повести говорит о том, что им, как и многому другому, можно научиться. Это сложные физико-химические процессы, реакции и превращения, в которых человек и его действия играют роль одного из компонентов, а среда их происхождения – это материальное пространство.

Предлагаемые очерки из жизни Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства не являются реалистическими в строгом смысле этого слова. Однако они обладают достоинствами и позволяют рекомендовать их широкому кругу читателей.

«Попытка к бегству» и «Трудно быть Богом» - вещи во всех смыслах пороговые для Стругацких. Из развлекательно-поучительной фантастики они шагнули в философскую литературу.

Так в повести «Попытка к бегству» писатели изобретают глайдеры, скотчеры, квазитивные механизмы – реквизит Будущего. Повесть поначалу развивается как юмористическая: «Закрой люк! Сквозняк!» - это в момент старта космического корабля, события, которому надлежит быть серьезным и торжественным… Но на другом конце космического прыжка – резко, безжалостно – кровь, погибель, хруст костей. Страшное, черное средневековье. «Дверь с визгливым скрипом открылась ему навстречу; и из нее выпал совершенно голый, длинный, как палка, человек». Вот так - потешный люк звездолета и дверь туда, где погибают лютой смертью. Дверь, люк, порог – вообще перелом пространства, вход куда-то в литературе имеют особый смысл. М.М.Бахтин ввел в научный оборот понятие хронотопа – единого времени – места действия.

В повести «Попытка к бегству» и в следующем романе «Трудно быть Богом», построенных на символах порога, дверей, за которыми события, ломающие всю жизнь человека. Во вступлении к роману фигурирует дорожный знак, запрещающий проезд: в финале – запретная дверь; если ее миновать, герой перестанет быть человеком – превратиться в убийцу.

Замысел романа «Трудно быть Богом» очень интересный и жизненный. Многие люди мечтают о власти: вначале о сравнительно маленьком повышении в должности, а потом все больше и больше. Возможно, что многие монархи и правители, достигшие определенных высот, начинают мечтать о господствующем положении во всем мире. Как показывает история таких, стремящихся к власти людей и к покорению всего мира, было немного, но все они останавливались у самого финала их воплощения мечты. Наполеон, Гитлер, А.Македонский – почему они все-таки не завершили свои грандиозные планы? А возможно, потому, что каждый из них на одно мгновение побывал на месте Великого Владыки мира и понял, что обычному смертному человеку, пусть даже и наделенного гениальными способностями, невозможно справиться со всем Миром.

В романе «Трудно быть Богом» рассматривается эта проблема. Румата – это историк, хорошо знающий все этапы развития жизни на Земле во всех областях. Он послан на другую планету, чтобы предотвратить все разрушения, смерти и поражения, направить людей на правильный путь, минуя ошибки, которые происходили на Земле в течение ее развития. Но Румата убеждается, что сделать это невозможно, так как каждая цивилизация может выйти на правильный путь только путем своих проб и ошибок и никак иначе! Также нужно сказать, что Богом быть трудно потому, что нужно очень многого себя лишать и жертвовать своими личными чувствами ради других людей. Румата был наделен необычайными силами. Он был практически не убиваемым. Но Румата мог пользоваться своими силами только в крайних обстоятельствах, и поначалу это у него получалось. Но нельзя забывать, что Румата – человек, которому свойственно влюбляться и совершать необдуманные поступки. Сердце главного героя этого романа покорила простая девушка Кира. Так случилось, что ее убили у него на глазах. И после этого влюбленный герой забывает о своих обязанностях и целях, с которыми он прибыл на эту планету, и в бешенстве начинает убивать всех. Таким образом, Румата не выполняет своего задания и возвращается на Землю.

Стругацкие объявляют, что опасно любое вмешательство в исторический процесс. История должна сама прокрутить шестерни, в своей беспощадной последовательности. Писатели предупреждают, что «без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике… начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство самонадеянность… И как бы ни презирали знания эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторического прогресса…»

Герои Стругацких научились чувствовать в «Трудно быть Богом». В этом романе блеснул секрет психологической фантастики, до того затерявшейся в прорыве звездолетов, роботов, ученых-одиночек, научных, псевдонаучных, социальных и псевдосоциальных прогнозов. Секрет простой, как и все значительное, в искусстве: герои должны делать нравственный выбор. Почему фантасты, кроме очень немногих, о ней забыли, но Стругацкие не забывают никогда.

Одним из удивительных произведений братьев Стругацких является “Пикник на обочине”. По этому произведению снято много фильмов, а его сюжет заставляет задуматься над смыслом жизни, над целесообразностью наших желаний и возможностью, их выполнения и невыполнения. “Пикник на обочине” или “Сталкер” рассказывают об удивительном и неповторимом месте на Земле – Зоне, где исполняются самые заветные желания людей.

Зона – это одушевленный предмет, которой приходящий туда человек может понравиться, а может и не понравиться, она может ласково принять его, а может грубо оттолкнуть. Она видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души.

Такое произведение как “Отель “У погибшего альпиниста”, в котором дело идет об убийстве, также заслуживает внимания. Это детектив, который расследует опытный инспектор Петер Глебски. Приезжая в отель по вызову, он сразу замечает много подозрительных вещей. Но потом оказывается, что вызов был ложным, и ничего в отеле не произошло. А все-таки это не так. Выясняется, что в отеле живут пришельцы с другой планеты, которые не могут попасть к себе домой из-за технических проблем. Здесь также проявляются элементы фантастики. Олаф Андварафоре и Ольга Мозес – молодые люди, ничем особым не отличаются от других. Но оказывается, что они – кибернетические устройства, роботы, запрограммированные так, чтобы походить на среднего человека, соответствующего социального положения. Инспектор отказывается верить в эти чудеса, но его связывают и дают возможность пришельцам уйти.

“Вдаль, к синеющим горам, уходили две голубоватые совершенно прямые лыжни. Они уходили на север, наискосок от отеля…Они мчались быстро, сверхъестественно быстро, сбоку, сверкая лопастями и стеклами кабины, заходил вертолет. Вертолет медленно, словно бы неторопливо, снижался, прошел над беглецами, обогнал их, вернулся, опускаясь все ниже, а они продолжали мчаться по долине… А потом вертолет повис над неподвижными телами, медленно опустился и скрыл тех, кто лежал неподвижно, и тех, кто еще пытался ползти… Послышался злобный треск пулемета…”

Были ли это действительно пришельцы с другой планеты, на которой цивилизация и технический прогресс добились более высоких успехов, чем на Земле, или же это – обычные хорошо квалифицированные преступники и умелые гипнотизеры – загадка.

В этом произведении Стругацких можно увидеть элементы и реального, и фантастического. Так как в реальной жизни случаются такие события, которые заставляют людей задуматься о фантастике или о чуде.

Нельзя не сказать о романе «Хромая судьба», который рассказывает частично автобиографическую, частично фантастическую историю советского писателя, который следует своим внутренним убеждениям и совести только в произведении не годящимся для публикации, которое он «пишет в стол» -в тексте романа «Гадкие лебеди». Общей темой, соединяющей эти две части, является тема Апокалипсиса. В различных декорациях, как обрамляющее повествование, так и произведение рассказчика показывают, как теряется уважение к структуре и ценностям нынешней цивилизации, но и обличье новой цивилизации, готовящейся появиться на месте цивилизации старой, выглядит, к добру ли, к худу ли, совершенно чуждым.

Их фантастика – символ веры в будущее: надежда на творческих людей.

Произведения Братьев Стругацких привлекают нас своей фантастикой, а некоторая традиционность тем и сюжетов компенсируются вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремление к индивидуальности характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастического мира и также юмором реальности.

Герои Стругацких не решают научные проблемы, не выбирают, в сущности, даже между жизнью и смертью – только между правдой и ложью, долгом и отступничеством, честью и бесчестием.

Утопическая земля, которую они нарисовали в своих книгах, строится вокруг работы, на ней живут творческие люди, для которых работа – именно потребность, естественная, как дыхание.

Стругацкие ничего не навязывают нам, читателям. Дело писателя – задать тему и разбудить воображение читателя, дальше он будет думать, и чувствовать сам, выуживать ответы из второго, восьмого слоя книги.

Фантастические картинки XXII или любого другого века в книгах Стругацких, детали этих выдуманных времен и мест – скорчеры, пустышки, Комиссии по Контактам – не более чем декорации, на фоне которых разыгрывается подлинное действие: «Тот пикник, где пьют и плачут, любят и бросают». Не всем удаётся прорваться в глубинные слои этих книг.

На самом деле Стругацкие не пишут о будущем. Они показывают нам, как не надо жить сейчас. Они из тех «кто в годы бесправия … напоминал согражданам о неуничтожимости мысли, совести, смеха», подтолкнули нас к разрыву со средневековьем, к прорыву в будущее.

Имя братьев Стругацких хорошо известно многомиллионной армии поклонников научной фантастики. Удивительный мир, созданный на страницах их произведений, неизменно привлекает и завораживает читателей. Эти яркие, талантливые произведения стали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

Русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Книги

  • Братья Стругацкие , Володихин Дмитрий Михайлович, Прашкевич Геннадий Мартович. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…
  • Братья Стругацкие , Володихин Д., Прашкевич Г.. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…

Кратко о статье: Задайте любому любителю фантастики вопрос: “Кого из наших фантастов лучше всего знают и больше всего читают?”. Восемь из десяти ответят - братьев Стругацких. Стругацких читали всегда и будут читать еще долго. Уже при жизни они стали классиками фантастики, признанными не только у нас, но и за рубежом. И это не случайность, а вполне закономерный результат их истинного таланта и мастерства. В чем же секрет популярности и признания Стругацких?

ЗВЕЗДНЫЙ ТАНДЕМ

МИРЫ И КНИГИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

Задайте любому любителю фантастики вопрос: “Кого из наших фантастов лучше всего знают и больше всего читают?”. Восемь из десяти ответят - братьев Стругацких. Стругацких читали всегда и будут читать еще долго. Уже при жизни они стали классиками фантастики, признанными не только у нас, но и за рубежом. И это не случайность, а вполне закономерный результат их истинного таланта и мастерства. В чем же секрет популярности и признания Стругацких?

Начало

Первая книга братьев Аркадия и Бориса Стругацких - “Страна багровых туч” - вышла в конце пятидесятых. Тогда в авторах небольшого томика мало кто мог увидеть будущих властителей фантастических дум. Но уже эта книга, не свободная от недостатков, отличалась характерным для Стругацких обаянием. Трудно сказать, в чем оно. Может быть, в живых, ярких персонажах. А может, и в том, что авторы показали героизм (пусть и несколько картинный) не как одномоментное проявление храбрости и смекалки, а как ежедневную, тяжелую работу.

После этой повести стали появляться другие, все более талантливые и яркие. В начале творческой деятельности Аркадий и Борис Стругацкие отличались бешеной продуктивностью. За три года было издано пять их книг, и с каждой авторы поднимались на новую ступеньку писательского мастерства. Неудивительно, что армия поклонников Стругацких увеличивалась с каждым новым произведением братьев.

Несмотря на то, что братья Стругацкие не отличались столь гибельным для современных авторов пристрастием к сериалам, один крупный цикл в их творческом наследии выделить можно. Это так называемый мир Полдня, получивший свое название от сборника “Полдень, XXII век”. В цикл о Полдне входит полтора десятка книг Стругацких, описываемые события охватывают период с конца двадцатого по начало двадцать третьего столетий.

Книги цикла объединены, прежде всего, общим видением мира и сквозными персонажами, однако назвать их сериалом нельзя. Центральный персонаж одного произведения может мельком упоминаться в другом, и даже самый маленький рассказ вполне самостоятелен. Тематика входящих в цикл книг также разнообразна. Если в ранних произведениях Стругацкие описывали тяжелые будни космолетчиков и планетологов будущего, то в более поздних авторы обратились к этическим и общественным проблемам. А проблем этих в мире Полдня ничуть не меньше, чем в нашем, и порой они настолько остры, что безнадежно калечат психику, казалось бы, несгибаемых суперменов светлого будущего. А супермены ли они?

Герои коммунистического, доброго и светлого будущего практически ничем, за исключением некоторых моральных установок, не отличаются от наших с вами современников. Именно такой простой и естественный взгляд и породил неподдельный интерес к книгам Стругацких. Ведь до них попытки описать это самое будущее, пронизанное любовью и уважением к ближнему своему, были... скажем, не совсем удачны. И, хотя сами Стругацкие говорили, что мир Полдня - это мир-мечта, который вряд ли когда-нибудь состоится именно в том виде, в каком описан, но создан он так реально, что навсегда оставляет след не только в голове, но и в сердце читателя.

Мир Полдня

1. Страна багровых туч

2. Путь на Амальтею

3. Стажеры

4. Хищные вещи века

5. Полдень, XXII век (Возвращение)

6. Далекая Радуга

7. Трудно быть богом

8. Обитаемый остров

10. Парень из преисподней

12. Жук в муравейнике

13. Попытка к бегству

14. Волны гасят ветер

Романы и повести

Повесть о дружбе и недружбе

Понедельник начинается в субботу

Сказка о Тройке

Отель у “Погибшего альпиниста”

Второе нашествие марсиан

Пикник на обочине

За миллиард лет до конца света

Улитка на склоне

Град обреченный

Отягощенные злом, или Сорок лет спустя

Хромая судьба

Сценарии, пьесы

Дни затмения

Машина желаний

Пять ложек эликсира

Жиды города Питера

Рассказы

Шесть спичек

Спонтанный рефлекс

Чрезвычайное происшествие

Песчаная горячка

Бедные злые люди

Первые люди на первом плоту

Человек из Пасифиды

В наше интересное время

Забытый эксперимент

Частные предположения

Испытание СКИБР

Прогрессор - не агрессор?

Одной из наиболее интересных находок братьев Стругацких стала тема прогрессорства. Прогрессоры - организация ученых, которые исследуют жизнь иных, менее развитых цивилизаций и вмешиваются в исторический ход событий с целью... А вот с какой целью? На этот вопрос сами Стругацкие не дают однозначного ответа.

Впервые прогрессорство появляется в повести “Трудно быть богом”. Земляне, замаскированные под аборигенов, работают на планете “развитого феодализма” и стараются спасти лучших представителей тамошнего человечества от уничтожения, морального и физического. Однако любое физическое воздействие землянам запрещено, поэтому их деятельность не всегда удачна: на несколько спасенных приходятся десятки и сотни уничтоженных. Перед землянами со всей суровостью встает выбор: либо активно вмешиваться в ход событий, перекроить историю - либо остаться в стороне, наблюдая за гибелью великих ученых, художников и поэтов.

В романе “Обитаемый остров” главный герой, оказавшийся один на один с незнакомым и часто враждебным миром, решает эту проблему самостоятельно. И, как человек с вполне конкретной нравственной позицией, принимает очевидное для себя решение, которое приводит к непредсказуемым последствиям. Стругацкие как бы возводят нас на следующую ступень понимания: к чему могут привести действия, которые, казалось бы, являются единственно верными? Имеем ли мы право единолично решать чужие проблемы, пусть даже из принципов гуманизма?

В повестях “Жук в муравейнике”, “Волны гасят ветер”, “Парень из преисподней” тема прогрессорства просматривается, но отходит на второй план. Зато проявляется в “Попытке к бегству”. В этой книге братья Стругацкие, наверное, впервые ставят проблему социального прогрессорства во весь рост. Может ли и имеет ли право небольшая кучка людей, пусть и невероятно развитая технически, пусть и преисполненная самыми гуманными чувствами, изменить ход истории и заставить людей чувствовать себя людьми, а не скотами? Ответ остается открытым...

Фантастика настоящего

Остальные книги Стругацких - это отдельные произведения с собственными темами, мирами и героями. Именно эти романы и повести, пожалуй, самые сильные как по затронутым проблемам, так и по стилю. Стругацкие четко видят задачу каждого произведения и мастерски решают ее. Несомненна и острота проблем. Иногда Стругацким приходится прибегать к манере, доступной не каждому читателю. Например, “Улитка на склоне” написана в духе Кафки, такой же стиль письма виден в “Граде обреченном”. Иносказание - вообще сильная сторона братьев, часто помогавшая им обходить цензуру.

Одной из первых книг, которую можно отнести к фантастике нынешнего дня, стала самая известная повесть писателей - “Понедельник начинается в субботу”. Сами авторы назвали ее “сказкой для научных работников младшего возраста”. “Понедельник” - не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, это веселая, временами смешная до икоты история, написанная с использованием сказочного антуража. Между Научно-исследовательским институтом Чародейства и Волшебства и реальным миром нет никаких противоречий. В конце концов, любой ученый - немножко маг и чародей. Собственно, вся суть “Понедельника” заключается в названии. Это книга о людях, которым “...было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. ...Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова ”.

За “Понедельником” последовали “Пикник на обочине”, “Град обреченный”, “Улитка на склоне”, “За миллиард лет до конца света”, “Отягощенные злом”, “Гадкие лебеди”. Тема прогрессорства, правда, в зеркальном отражении, вновь возникает в “Отеле у погибшего альпиниста”: инопланетные наблюдатели против своей воли вмешиваются в дела людей и трагически погибают.

В центре этих произведений братьев Стругацких - человек из нашего настоящего, отягощенный пороками современного мира, в силу разных причин стоящий перед проблемой выбора. Казалось бы, тема избитая, неоднократно исследованная в литературе, но Стругацкие придают ей новое виденье, помещая своих героев в условия фантастические и иррациональные.

О пользе классического чтения

Даже на фоне самой разнообразной современной фантастики произведения Стругацких так и остаются “первой свежести”. И во многом - благодаря таланту и мастерству братьев.

В каждой из своих книг, даже в ранних повестях из мира Полдня, братья Стругацкие пытаются показать читателю те причины, которые делают окружающий нас мир именно таким, какой он есть - сложным, противоречивым, а порой и отталкивающим. Но всякое их произведение заканчивается, тем не менее, на оптимистичной ноте. У Стругацких есть и кровь, и ужас, и фарс, и жестокая издевка, но вывод из всего этого следует далеко не трагический. Как раз напротив - Аркадий и Борис Стругацкие верят в силу разума и человеческого духа вопреки кошмарной действительности настоящего.

Но не только это послужило причиной их популярности и неподдельного интереса к их книгам. Стругацкие в полной мере обладают настоящим мастерством писателя, тем, что привлекает самую широкую аудиторию. Каждый найдет для себя в книгах братьев то, что ему близко. Сюжет в их произведениях выстроен таким образом, что, захватив, не отпускает до самой развязки. Впрочем, построить лихо закрученный сюжет по силам любому мало-мальски искушенному писателю. А вот вплести в канву повествования, наряду с увлекательными приключениями тела, не менее увлекательные приключения духа, построить связную картину мировоззрения персонажей, заставить их не столько махать мечами и кулаками, сколько напряженно думать, да еще и приправить эту смесь изрядной долей доброго юмора - это, увы, дано далеко не всем.

Есть еще одна сильная сторона Стругацких - многослойность их книг. Романы и повести братьев не устаешь перечитывать: всякий раз открываешь для себя что-то новое. А неоднозначная концовка большинства произведений позволяет мысленно поиграть с сюжетом, довести его до того логического конца, который наиболее близок тебе самому.

Жизнь братьев Стругацких

Самая известная фотография братьев Стругацких.

Старший из братьев, Аркадий Натанович, родился в Батуми в 1925 году. Почти сразу семья Стругацких переехала в Ленинград, где восемь лет спустя родился Борис Натанович. В годы Великой отечественной войны Стругацкие были эвакуированы, Аркадий призван в ряды вооруженных сил. Получив в военном институте диплом переводчика-япониста, он прослужил до 1955 года. В армии Аркадий начал писать рассказы и переводить японских авторов. Литературная жизнь Аркадия Стругацкого началась после демобилизации: он работал в редакции “Реферативного журнала”, в издательствах “Детгиз” и “Гослитиздат”.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета и несколько лет проработал по специальности - астрономом в Пулковской обсерватории. После выхода нескольких книг братьев они были приняты в Союз писателей СССР и смогли всецело посвятить себя литературе.

Братья Стругацкие - лауреаты многочисленных премий, как литературных, так и фантастических. Особое место в наградном списке занимают премии “Аэлита” и “Великое Кольцо”, премия Жюля Верна (Швеция), приз “За независимость мысли” (Великобритания). Именем братьев Стругацких назван один из астероидов в Солнечной системе.

Аркадий Натанович Стругацкий скончался в 1991 году. Борис Натанович в настоящее время руководит семинаром молодых писателей- фантастов, а также редактирует журнал фантастики “Полдень. XXI век”. Официальная интернет-страница писателей находится по адресу www.rusf.ru/abs .

* * *

Значение творчества Стругацких трудно переоценить. Во-первых, на их книгах выросло целое поколение читателей, которые не только впитали идеи братьев, но и стали истинными ценителями хорошей фантастической литературы. Во-вторых, Стругацкие послужили творческим детонатором для следующего поколения писателей, многие из которых учились у Мастеров напрямую, на семинарах и слетах писателей-фантастов. И, наконец, в-третьих. Вы можете себе представить поклонника фэнтези, не читавшего “Властелина колец”? И я не могу. Поэтому если вы не просто балуетесь фантастикой время от времени, а считаете себя настоящим ее поклонником, то прочитать Стругацких вам просто необходимо. В конце концов, это просто невероятно интересно.

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они передумали и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику - честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС - «Понедельник начинается в субботу», ТББ - «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого - с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная может быть сатиричной. А будни научных работников - увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

3. Трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких - само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы - самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило - человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Борис Стругацкий

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж - редкость для книг АБС.

4. Пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия - Земля после . Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы - это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

5. Град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».


roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец - это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Научная Фантастика Братьев Стругацких

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых Научно Фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) Научной Фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской Научной Фантастики. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров Научной Фантастики в отечественной литературе.

Список наград и премий, приведенный ниже, далеко не полон. В составленным Вадимом Казаковым списке только в период с 1959 по 1990 год упомянуты полученные Стругацкими 17 наград и других отличий (почти половина из которых зарубежные). Первую из премий они получили в 1959 г. за повесть «Страна багровых туч» - третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР (первое место заняла «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова).

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...