Бурдонский семья. Судьба потомков Сталина: почему Александр Бурдонский отказался от фамилии деда. — Тимошенко вас что же, со свету сживала


Театральный режиссер.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.07.1985).
Народный артист России (21.02.1996).

Прямой внук И. В. Сталина, старший сын Василия Иосифовича Сталина (1921-1962) от первой жены Галины Бурдонской (1921-1990).
Он вспоминал: «Совместная жизнь у родителей не сложилась. Мне было четыре года, когда мама от отца ушла. Детей ей взять с собой не позволили. Нас разлучили на восемь лет».
В 1951-1953 годах учился в Калининском суворовском училище.
Позже поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. В 1966 году поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель, одновременно экстерном окончив школу и получив аттестат зрелости.
По окончании ГИТИСа в 1971 году его приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечины" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки, в 1972 году главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В. Бурдонскому остаться в Театре Армии.

Режиссер Центрального академического театра Советской (Российской) Армии.
Поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А. Чехова, "Вассу Железнову" М. Горького и "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса.

Преподавал в ГИТИСе (РАТИ).

Был женат на своей однокурснице Дале Тамулявичюте (1940-2006), режиссере Государственного молодежного театра Литвы.

театральные работы

Спектакли, поставленные в ЦАТРА:
«Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденева
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнову» М. Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Н. Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюбленный» Н. Саймона
«Британник» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» А. Касоны
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануя
«Дуэль королевы со смертью» по пьесе «Смех лангусты» Д. Маррелла
«Та, которую не ждут…» по пьесе «Утренняя фея» А. Касоны
«Чайка» А.П. Чехова
«Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена

НЕТ ДЛЯ СТАЛИНА ШЕКСПИРА

РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ: “НЕ ЗНАЮ, КАК Я НЕ СПИЛСЯ И НЕ ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ…»
Его дед – Иосиф Сталин, отец – Василий Сталин, бабушка – Надежда Аллилуева, тетя – Светлана Аллилуева. Каждое имя – страница истории. Мальчик из такой семьи имел все шансы стать «царским» сынком, но он сознательно отказался от магической фамилии «Сталин». Александр Бурдонский не состоял и не участвовал. Любимый ученик Марии Кнебель, он уже сорок лет служит в театре Российской Армии. В профессии режиссера родословная не играет особой роли. Какие бы предки не стояли за твоей спиной, со сценой ты один на один.

«Зачем трясти фамилией?»
- Александр Васильевич, легендарная Сара Бернар сказала такую фразу: «Жизнь постоянно ставит точку, а я ее меняю на запятую». А вам приходилось менять знаки препинания?
- Жизнь ставила мне точку много раз. Иногда думаю, как я выжил и не нахожу ответа на этот вопрос. Не знаю, как я не спился, не сошел с ума, не опустился, не пошел по какой-то другой дороге. Гены, наверное, мамины хранили. Точка могла быть поставлена, когда я в Германии из окна выпал вместе с рамой. Там второй этаж был высокий, но я упал на крону цветущего дерева.
- Дети с громкими фамилиями часто присваивают себе родительские заслуги. У них на лице написано большими буквами: «Вы что, не знаете кто я?» А вы такой скромный человек.
- С нами такого и быть не могло. Когда я был мальчишкой, мы ехали зимой на дачу. Я сидел прилепленный к стеклу, а у поворота на Рублевское шоссе дежурил милиционер. Я не удержался и показал ему язык. Он остановил нашу машину, и мне от родных попало так, что на всю жизнь отучило кого-то из себя строить. И вообще фамилию «Сталин» я никогда к себе не относил. Был кто-то там наверху, и меня это мало трогало. Я впервые об этом узнал, когда он умер. Тогда я учился в Суворовском училище, меня погрузили в самолет, привезли в Москву и посадили в Колонном зале. Там все плакали. А я не понимал, почему я должен плакать. У меня не было никаких эмоций. Как я мог убиваться из-за смерти Сталина? Он – Сталин, а я – кто? У меня никаких связей с ним не было, ни внутренних, ни внешних.
- Вы его и дедушкой никогда не называли?
- Это было не принято. А уж кичиться родством в голову бы не пришло. Сталина я видел раза два-три, и то мы стояли на трибунах, и я наблюдал, как он поднимался по лестнице наверх. С собой я его никак не соотносил. Когда я об этом где-то сказал, получил письмо от одной женщины: «Как вам не стыдно! Вы – культурный человек, а позволяете себе такую ложь! Я сама видела, как он играл с вами в песочнице!» Ну, счастливая…
Я ведь родился в 41-м году. Какие внуки, когда война? Потом у него был тяжелейший инфаркт. У моего отца менялись жены, Сталин это не приветствовал, и вообще всем тогда было не до нас. Он был холодный и жесткий человек. Светлане что-то перепадало, потому что она была девчонкой. Но после истории с Каплером ее отношения с отцом поддерживались тоже на расстоянии, и это было лучше.
- Фамилию вы поменяли уже после смерти Сталина?
- В моей метрике фамилия «Сталин». В школе я был Васильевым. Зачем трясти фамилией? А Бурдонским я стал, когда нас вернули маме. Это было мое решение. Моя сестра Надя в школе тоже была Бурдонской, а, когда стала получать паспорт, взяла фамилию по метрике.
- А в школе знали, что вы – внук Сталина?
- Этому не придавалось значения. Никто никогда передо мной не лебезил. Я помню свою первую учительницу – прелестную женщину Марию Петровну Антушеву, царство ей небесное, она первую оценку мне поставили четверку, хотя можно было поставить пять. Спустя годы я понял, что этим она меня тоже ставила на место.
- Одноклассники к вам могли приходить в гости?
- Мы жили в особняке на Гоголевском бульваре, я терпеть не мог и дом этот, и комнату свою. У меня был друг – Володя Шкляр. Его семья жила в двухэтажном доме прямо за школой. Дедушка его был портной, с пейсами, в кипе. Дома мне у них очень нравилось: стояли бальзамины на окнах, в маленьких комнатках было уютно и хорошо.
- А как выглядела ваша комната?

- Она была длинная, как пенал, и очень аскетичная: солдатская кровать, письменный стол, стул, тумбочка и стенной шкаф, покрашенный масляной краской. Единственной роскошью было радио с одной «чупочкой», которую можно было крутить. Поскольку я очень любил читать и читал везде, где можно и нельзя, сидел с книжкой на лестнице, там горела лампочка, а радио слушал под подушкой. С той поры я знаю наизусть практически все оперы.
- Но какие-то привилегии у внука вождя были? Например, машина с шофером?
- У меня? Это басни. В первом классе меня начали возить на машине. Наверное, просто следили. Я просил, чтобы останавливали автомобиль пораньше, чтобы ребята не видели. Это, наверное, свойство моего характера. Я иногда смотрю на Ксению Собчак, которая у нас такая официальная левая девушка, при поддержке Путина и Медведева. Вот останавливает сотрудник ГИБДД ее машину и слышит тираду: «Вы знаете, что я с вами сделаю?» Я никогда не чувствовал, что принадлежу к какому-то избранному кругу. Одевали нас очень бедно, потому что денег особых не было. Мне перешивали одежду из каких-то старых вещей. Сохранилась детская фотография, на которой я в пальто, застегнутом на левую сторону, то есть перелицованном.
Кто в койку, кто на попойку!
- Как ваши родители познакомились?
- Их познакомил ее жених Володя Меньшиков, в ту пору известный хоккеист, красивый, как голливудский актер. Первая встреча произошла на знаменитом катке на Петровке. Мама жила тогда на Кировской, а отец летал над площадью и бросал цветы. На мотоцикле гонял и в стойку его ставил. Бабушке это нравилось, а дедушка был категорически против. И он сказал: «Замуж она выйдет только через мой труп. За эту проститутку в брюках она не пойдет!» И отец его боялся, даже притихал в его присутствии.
- Александр Васильевич, у вас с отцом какое-то общение было?
- Я его боялся и не любил. Иногда мы обедали вместе, но вообще он жил отдельно, своей жизнью.
- Ваше детство было трагичным.
- Я должен порадовать всех, кто очень хлопочет по поводу сталинской семьи. Судьбы у всех сложились очень драматично. И у внуков, и у детей.
- Скажите, а вы со Светланой Аллилуевой общаетесь?
- Общаюсь. Светлана, как и я, человек настроения. Когда она звонит, я с удовольствием с ней разговариваю, Если пишет – отвечаю. Я очень люблю ее предпоследнюю книгу «Другая музыка», она получилась очень личная, похожая на исповедь со вторым планом.
- Кому из родных вы благодарны?
- Нас очень неплохо воспитывала Капитолина Васильева, третья жена моего отца. Мы занимались спортом, я плавал, бегал. Ее период я вспоминаю добрым словом, за исключением Суворовского училища, в котором учиться я очень не хотел. Тому была причина. Ко мне в школу пришла бабушка и устроила мне встречу с мамой в подъезде. Мы даже не говорили, только плакали: мы не виделись восемь лет. Кто-то, наверное, донес, потому что отец узнал об этом, жутким образом меня излупил и отправил с глаз долой.
- Как объяснить, что он не позволял вам даже встречаться?
- Не простил, что она от него ушла. Он нас ей не отдал. Сначала отец хотел поделить детей, но мама на это не пошла. Это был мудрый шаг, потому что мы с сестрой – погодки, и вдвоем мы выстояли. В первый раз мама уходила от отца в 43-м году, когда она была беременна Надей, а у отца был роман с Ниной Кармен, женой режиссера Романа Кармена. И тогда Светлана обратилась к Сталину. Маме дали квартиру, дачу и машину с шофером. Отец покрутился-покрутился, потом прибежал: «Я тебя люблю, прости!» И она, конечно, простила, на что Сталин сказал: «Все вы бабы – дуры! Простила – ну и зря!» И, когда в конце 45-го мама опять ушла от отца, а Светлана попыталась снова с этим сунуться к Сталину, ответ был такой: «Нет, пусть решают свои дела сами. Ей было трудно – я помог, а больше ей помогать не хочу».

- А ваш отец не пытался ее вернуть?
- Пытался. Но она не хотела. Тогда он поехал стрелять ей по окнам. Мама жила в Еропкенском переулке на Арбате, где у бабушки были две комнаты в коммуналке на первом этаже. К счастью, пуля попала бабушке в бриллиантовую серьгу. Ее вырвало из уха, а мама убежала через кухню и спряталась у друзей. Это были такие паратовские номера: «Не доставайся ты никому». У мамы был любимый фильм в юности «Бесприданница», где Паратов Ларисе шубу под ноги бросал.
- Несмотря на последующие браки, Василий Сталин продолжал любить свою первую жену – вашу маму?
- Во всяком случае, он не дал ей развода. Она хотела развестись, потому что ее на работу не брали: в паспорте стоял штамп, и все боялись ее брать. И тогда женщина-домоуправ у бабушки на Арбате сказала: «Галя, давай мне паспорт!» Бросила его в печку, и маме дали новый уже без штампа. Так что, когда отец с Катериной Тимошенко расписывался, он с мамой не был разведен.
- Когда же вы смогли жить с мамой?
- В 53-м, уже после смерти Сталина, она писала Ворошилову, и нас ей отдали. Отец уже был арестован.
- Екатерина Тимошенко, действительно, была злой мачехой?
- Я очень ее не любил, и еще долго недобро ее вспоминал, но, когда стал старше, начал ее жалеть и понимать причины ее жестокости. Как-то она мне позвонила уже после смерти отца. Я к ней пришел часа в два дня, а закончили мы беседу на следующий день в то же время. Сутки проговорили. Он ее бил и никогда не любил, этот брак собрали «доброжелатели». Начальник охраны Сталина – Власик сказал маме: «Галечка, надо говорить вещи, которые ты можешь услышать от летчиков». Но надо знать мою маму: она отказалась в резкой форме. Власик ответил, что даром ей это не пройдет. А Екатерина, вероятно, дала согласие. В любом случае, она наказана. Сын умер от передозировки наркотиков, а дочь была очень больна.
- Я читала, что она вас с сестрой била смертным боем. У Нади даже почти были отбиты. Чем можно колотить ребенка, чтобы нанести такие травмы?
- Плеткой. У нас собаки были. Для наказания держали кожаную плетку. Если ее взять наоборот, человека можно убить. Не хочется вспоминать. Пусть это останется на ее совести. Я понял, что всех надо прощать. Возможно, во мне говорит профессия. Прежде, чем играть персонажа, надо понять, почему он поступил так, а не иначе.
- Вы ездили к отцу в тюрьму?
- Ездил. Мне его было жалко. Я много лет не прощал ему маму и всю свою жизнь, но спустя годы все, конечно, простил. Он понимал, что его жизнь искалечена. Как-то, когда он кипешился, мама сказала: «Вась, не можешь ли ты взять себя в руки?» Ей было стыдно за его пьяный дебош. Он ей сказал: «Неужели ты не понимаешь, что я живу до тех пор, пока жив мой отец». Так и случилось. Его посадили меньше, чем через месяц после смерти Сталина.
- Психологически его можно понять…
- Наверное. Тут еще роль сыграла война, которая дала послабление и искалечила ему жизнь. Отец ведь на фронте начал заливать глаза.
- Вокруг смерти Василия Сталина много слухов. Будто его отравили или сделали смертельный укол. Капитолина Васильева вспоминала, что не видела швов – значит, не делали вскрытие.
- Что говорить, если ты не знаешь. Столько читаешь вранья о своей семье! Знаете первый закон истории по Цицерону? Бояться нужно какой бы то ни было лжи, а потом можно не бояться никакой правды. Швы были. Я это видел, и Надя видела, у меня зрительная память, как мгновенная фотография.
- Вы почувствовали горе?
- Ошеломляющее горе было, когда умерла моя мама и когда не стало моей сестры – близких мне людей. Отца было жалко, я понимал, что его жизнь загублена, но тогда еще я его не прощал. Это позже пришло, когда я сам доехал до сороковника. Потом его прощала мама, она его любила, конечно. Говорила: будешь старше – поймешь, у отца ужасающее окружение и ужасающая жизнь. После смерти его матери – Надежды Аллилуевой каждый старался на нем что-то сделать, куда-то завлечь: кто в койку, кто на попойку.
- О жизни Надежды Аллилуевой написано немало. Отчего-то запомнилось, что она носила штопаные вещи.
- Они жили небогато. Это же не теперешние вожди. Она и рожала в обыкновенном роддоме. Когда бабушка поехала в Германию, она привезла себе какие-то наряды. Потом нам отдали сундук с ее вещами. В одном платье ее похоронили, еще было, как сейчас помню, черное шелковое платье с черным жакетом, очень элегантное, с аппликациями, бежевое летнее платье, пальто с котиковым воротником и туфли, которые я отдал в театр «Современник» для спектакля.
Шекспир для Сталина
- А вам никогда не предлагали сыграть роль Сталина?
- Предлагали. Это пошлость, я бы не стал этого делать никогда. Я один раз чуть дрыгнулся, когда меня Сергей Федорович Бондарчук позвал играть в фильме «Красные колокола». Даже поехал на пробы. Тогда я был мало похож на Сталина. Потом приехал домой, и мама сказала: «Подумай, тебе это нужно? Это такие нервы!» Однажды вообще бешеный гонорар предлагали. Я бы согласился, если бы это снимал Висконти, и был бы изумительный сценарий. Можно работать с большим мастером, чтобы не плохого или хорошего Сталина изобразить, а правду истории. Его сыграть вообще-то интересно. Может быть, когда-нибудь будущий Шекспир напишет его характер во всех противоречиях и сложностях. Но пока такого пока не попадалось.
- Кто из исполнителей роли Сталина подошел ближе всех?
- Все по лекалу делалось. Пожалуй, интересней всех из тех, кого я видел, американский актер Роберт Дювал, который играл его в фильме «Сталин». Это была интересная попытка показать именно многозначность личности.
- Александр Васильевич, как вы относитесь к инициативе московских властей повесить в городе портреты Сталина к 9 мая?
- Никак не отношусь. Пусть вешают или не вещают – меня это мало трогает. У меня тоже к нему сложное отношение, но победу от него отставить можно, а его от победы – нельзя. И никуда не деться – это правда истории. Можно говорить, что он был дурак и ничего не понимал в войне, и выиграли вопреки ему. Но есть Жуков, Конев, Баграмян, Рокоссовский, конструкторы по танкам, самолетам – люди, которые с ним общались и поражались его эрудиции, подготовленности. Он был главнокомандующим, выиграли войну при нем, и его имя играло очень большую роль. Я не собираюсь беспокоиться и дергаться на эту тему. Верю, что истина, эта мысль принадлежит Френсису Бэкону, – дочь времени, а не авторитетов. Сегодня – одни, завтра – другие. У вас свое представление об Иване Грозном, у меня – свое.
- Если бы вы захотели поставить пьесу об Иване Грозном, пригласили бы Мамонова?
- Не пригласил бы никогда, потому что я прекрасно понимаю, что это не плакатный, трехкопеечный образ. Грозный был совершенно другим человеком, это все пиар вокруг него, как и вокруг Петра, у которого гораздо меньше добра и больше зла. Мы судим о нем по старому фильму Петрова-Бытова с Николаем Симоновым в главной роли. Когда Петр умер, Россия праздновала.
- Когда умер Сталин, многие люди, простите, тоже праздновали!
- Это не было так, как сейчас говорят. Послушаешь, все считали себя антисоветчиками, графами и князьями. Особенно актеры любят этим заниматься. Время было другое, и нельзя с сегодняшней точки зрения смотреть на тот период. Сталин превратился в миф, он стал легендой. А миф – это сливная яма. Раньше о нем рассказывалось в небесных тонах, теперь – в адских, но Сталин между тем и другим.
- Но он чуть не стал именем России. Никакая другая фигура не вызывает такого раскола в современном обществе.
- Мне кажется, это создается искусственно. Мы же красные и белые. Сталин не мог остановиться после гражданской войны, и это противодействие продолжается. Для чего сталкивают сталинистов и их противников? Ведь какая-то цель существует. Общество живет неблагополучно, а этим можно занимать умы. Как только страна уходит в кризис или вираж, сразу вынимается Сталин, и начинают им трясти. Забудьте уже! Прошло 55 лет, как его нет, за это время можно было построить три разных общества. Почему немцы Гитлером не размахивают? По опросам, которые проводились после войны, 45 процентов считали Гитлера важной фигурой. Но жизнь становилась лучше, и количество приверженцев падало, дойдя до трех процентов. Если бы наши люди жили лучше, потребность в фигуре Сталина исчезла бы.
- Какой период в жизни Сталина вам интересен с точки зрения драматургии?
- Сталин был очень умным человеком, он хорошо знал и понимал, что делает. Мне было бы интересно понять, что он думал, когда часами сидел ночью в кресле и смотрел в окно, которое выходило на лес. Какие мысли он перебирал? Почему он захотел исповедаться? Ведь исповедь была. Священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал. В чем исповедовался человек, который сам себя поднимал до бога? Я очень люблю Ибсена. Меня захватывает тема человека, оставшегося в одиночестве на холодной вершине. Никто из нас никогда не был на той вершине, где находился Сталин, ни один журналист, ни один писатель.
- Вы встречались с внуками Рузвельта и Черчилля. Какое впечатление они на вас произвели?
- Совершенно неинтересные, партикулярные люди, говорить с ними не о чем. Нас приглашали в Киев на презентацию Международного фонда «Бабий Яр». Когда я понял, что Бабий Яр – повод для сбора денег, больше на это мероприятие не ходил. Посмотрел Киев и уехал.
- Вы одинокий человек?
- Почему одинокий? У сестры Нади остались дочка и внучка. Она прекрасно учится, собирается поступать в МИИТ.
- Простите, а почему у вас нет собственных детей?
- А я не хотел детей. Я прожил жизнь и знаю, что это такое. Жена меня понимала. Двадцать лет мы прожили счастливо, потом жизнь нас развела. Два года назад Даля умерла.
- Недавно состоялась премьера спектакля «Та, которую не ждут» Алехандро Касоны, где триумфально сыграла Людмила Чурсина. Западная драматургия вам интересней современной? Тот же Ибсен, к примеру.
- Ибсен, конечно, трудный для зрителя, отравленного телевидением. Но я в театре 40 лет, и могу ставить то, что меня волнует. И в этом мое счастье, хотя для карьеры, наверное, требовалось другое. Потом я приверженец психологического театра. Выше этого пока ничего не придумано. Была пьеса «Снеги пали» на тему войны, она у нас в театре шла 17 лет с громадным успехом. Я ставил Бориса Кондратьева.
- Александр Васильевич, вы ставили в Японии Чехова, Горького и Уильямса. Как вам работалось с японскими актерами?
- Потрясающе. Я их обожаю, и это взаимно. Когда-то Станиславский мечтал именно о таком актерском братстве. У них школа наша. В этой студии преподавали наши педагоги. Актеры понимают язык русского театра. Им не надо говорить два раза. У меня был контракт на два месяца, а уже через месяц спектакль в общем был собран. У нас это невозможно. Продюсер объяснил: «Во-первых, ты знаешь, что ты хочешь, а, во-вторых, японские актеры веками привыкали к вниманию и к дисциплине».
- Чем спасаетесь, когда плохо?
- По-разному. Я вообще книгочей. Иногда могу выпить, даже крепко. Это, правда, не помогает, особенно с годами.
- Вы когда-нибудь навещали могилу Сталина у Кремлевской стены?
- Нет. А зачем?

24 мая в Москве на 76-м году жизни скончался Александр Васильевич Бурдонский - Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА), внук , сын и Галины Бурдонской.

Об этом сообщила пресс-секретарь Центрального академического театра Российской армии Марина Астафьева.

"Александр Васильевич скончался вчера поздно вечером после тяжелой болезни на 76-м году жизни", - сказала Астафьева.

Режиссер скончался в госпитале в Москве. По предварительным данным, причиной смерти стала внезапная остановка сердца.

Прощание с ним состоится в ЦАТРА.

Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) в семье Василия Сталина и Галины Бурдонской.

До 13 лет был Сталиным, в 1954 году ему сменили фамилию.

Родился в в эвакуации, когда его родителям было всего 20 лет. Спустя четыре года они расстались, Бурдонской не разрешили оставить ребенка у себя, и его воспитанием занимался отец.

Окончил Калининское суворовское училище и режиссёрский факультет ГИТИСа. Также поступил на актёрский курс студии при театре «Современник» к Олегу Николаевичу Ефремову.

По окончании ГИТИСа в 1971 году Бурдонского приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовёт в Центральный театр Советской Армии ставить спектакль «Тот, кто получает пощёчину» Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки в 1972 году главный режиссёр ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А. В. Бурдонскому остаться в театре.

Как замечал сам режиссер, судьба уберегла его от участи царского ребенка - делать первые шаги в профессии ему довелось в то время, когда происхождение ему, мягко говоря, не помогало. Зато помогал талант - об этом говорит хотя бы то, что молодого выпускника ГИТИСа в 1971 году (то есть за год до перехода в Театр армии) Анатолий Эфрос позвал в Театр на Малой Бронной на роль шекспировского Ромео.

Александр Бурдонский. Наедине со всеми

В течение десяти лет вместе с преподавал в ГИТИСе.

Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссёром Молодёжного театра. Овдовел, детей не имел.

Театральные постановки Александра Бурдонского в Театре Российской армии

«Тот, кто получает пощёчину» по Леониду Андрееву
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденёва
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнова» Максима Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Николая Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюблённый» Н. Саймона
«Британик» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» Алехандро Касона
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнём
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануйя
«Дуэль королевы» Д. Маррелла
«Серебряные колокольчики» Г. Ибсена
«Та, которую не ждут...» Алехандро Касона
«Чайка» А. Чехова
«Элинор и её мужчины» Джеймс Голдмен
«Игра на клавишах души» по пьесе «Лив Штайн» Н. Харатишвили
«С тобой и без тебя» К. Симонова
«Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова

Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский

Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».

Черный цыпленок на эскалаторе

Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.

Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.

В честь Суворова

Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту - очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.

Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней - Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.

Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua

Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.

Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»

Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.

Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом - смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.

«Он же внук Сталина»

Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения - это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».

Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com

Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю!.. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.

Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.

Помог «Взгляд»

Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.

В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский - родной старший внук Иосифа Сталина.

Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» - ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.

Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru

Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог - непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.

Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.

Татьяна Мамаева

Скончался еще один потомок Иосифа Сталина - его внук Александр Бурдонский , режиссер Театра Российской армии, Народный артист России.

Бурдонскому было 75 лет. Информацию о его смерти Федеральному агентству новостей подтвердили в пресс-службе Центрального академического театра Российской армии.

Из неофициальных источников было известно, что Бурдонский страдал от заболевания сердца, однако в околотеатральной среде корреспонденту ФАН рассказали, что режиссер буквально за несколько месяцев «сгорел» от онкологического заболевания.

Сын Василия Сталина

Александр Бурдонский - старший сын младшего сына Иосифа Сталина - Василия Сталина от его первого брака с Галиной Бурдонской - дочери инженера кремлевского гаража (по другим данным - чекиста), праправнучки пленного наполеоновского офицера.

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве, о трагической судьбе своего отца Василия Сталина и о своем детстве рассказывал страшные вещи и в интервью, и в книге «Вокруг Сталина». Впрочем, по словам Бурдонского, самого Сталина он видел только издалека - на трибуне, и один раз воочию - на похоронах в марте 1953 года.

В одном из интервью Бурдонский рассказывал, что Сталин на свадьбу Василия с Бурдонской не пришел и вообще выбор сына не одобрил. У Галины, женщины прямой и умеющей наживать врагов, сразу не сложились отношения с очень близким Василию Сталину человеком - начальником охраны Николаем Власиком . По версии Александра Бурдонского, именно Власик «развел» его родителей. По другой версии Галина ушла сама, не выдержав пьянок, загулов и измен мужа. Детей ей не отдали.

Дальше Александр Бурдонский и его сестра оказались во власти мачехи, Екатерины Тимошенко , дочери маршала Семена Тимошенко . Мачеха, по словам Бурдонского, жестоко издевалась над ним и сестрой, морила голодом, запирала в темной комнате, избивала.

Второй мачехой детей Бурдонской стала чемпионка СССР по плаванию Капитолина Васильева . С ней дети, наконец, вздохнули спокойно, а вскоре им разрешили жить вместе с матерью.

Фамилию матери Александр Бурдонский взял сознательно, многие ее родственники сгинули в ГУЛАГе. А вот как в 2007 году Бурдонский отзывался об Иосифе Сталине в интервью изданию «Бульвар Гордона»: «Дед был тираном. Пусть кому-то очень хочется приделать ему ангельские крылья - они на нем не удержатся. Что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство? Никому не пожелаю такого.... Быть внуком Сталина - тяжкий крест». Бурдонский, кстати, категорически отказывался играть Сталина в кино, несмотря на нередкие приглашения.

Человек театра

После суворовского училища Бурдонскому удалось «увильнуть» от военной карьеры - он окончил режиссерский факультет ГИТИСа и стал настоящим «человеком театра», посвятив этому призванию всю жизнь.

После актерского курса студии Олега Ефремова при театре «Современник» Бурдонский сыграл шекспировского Ромео в театре на Малой Бронной у Анатолия Эфроса , а затем по приглашению Марии Кнебель пришел в качестве режиссера-постановщика в Центральный театр Советской Армии, да так там и остался на всю жизнь.

Как рассказывал Бурдонский в интервью, его театральную тему определила трагическая судьба матери - он в основном ставил спектакли о нелегкой женской доле.

Потомки Сталина

У Иосифа Сталина было довольно много потомков. По линии Василия Сталина и его первой жены живы племянница Александра Бурдонского Анастасия Сталина (род. в 1974 г.) и ее дочь Галина Фадеева (род. в 1992 г.).

Последний из потомков Сталина, о ком много говорили, - Евгений Джугашвили (по его версии, он потомок старшего сына Сталина - Якова Джугашвили , впрочем, многие считали его самозванцем) умер в прошлом году. Евгений Джугашвили написал книгу «Мой дед Сталин. Он - святой!» и пытался судиться с теми, кто утверждал обратное.

От этой линии, по данным из открытых источников, живы:

Джугашвили Виссарион Евгеньевич (род. 1965) - правнук Сталина, строитель, живет в США;
Джугашвили Иосиф Виссарионович (род. 1995) - праправнук Сталина, музыкант;
Джугашвили Яков Евгеньевич (род. 1972) - правнук Сталина.
Селим - правнук Сталина; художник, живет в Рязани;
Джугашвили Василий Виссарионович - праправнук Сталина.

По линии дочери Сталина - Светланы Аллилуевой - живы:

Аллилуев Илья Иосифович (род. 1965) - правнук Сталина;
Жданова, Екатерина Юрьевна (род. 1950) - внучка Сталина, живет в России;
Крис Эванс (род. 1973) - внучка Сталина, дочь Светланы Аллилуевой.
Козева Анна Всеволодовна (род. 1982) - правнучка Сталина.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...