Целлюлоза является полисахаридом. Полисахариды. Крахмал, гликоген, некрахмальные полисахариды. Химическое строение крахмала


Многие полисахариды служат внеклеточными опорными элементами в стенках клеток одноклеточных микроорганизмов и высших растений, а также на внешней поверхности клеток животных. Другие полисахариды входят в состав соединительной ткани позвоночных и экзоскелета членистоногих. Структурные полисахариды защищают клетки, ткани и органы, придают им форму и поддерживают ее.

Существует большое число различных структурных полисахаридов. На примере одного из них, а именно целлюлозы, мы увидим, как специфическая молекулярная организация вещества может быть приспособлена для выполнения определенной биологической функции.

Рис. 11-16. Строение целлюлозы и различные конформации -связей в цепях целлюлозы, а также -связей в цепях крахмала и гликогена. А. Цепь целлюлозы: остатки -глюкозы соединены друг с другом -связью. Б. Схематическое изображение параллельно расположенных полимерных цепей целлюлозы, соединенных водородными связями (выделены цветом). В. Изображение (с соблюдением масштаба) двух участков параллельных цепей, показывающее истинное расположение остатков -глюкозы и поперечных сшивок, образованных водородными связями. Г. Изображение (с соблюдением масштаба) участка молекулы амилозы. Благодаря -связям полимерные цепи в молекулах амилозы, амилопектина и гликогена приобретают сильно спирализованную компактную структуру, в которой многие гидроксильные группы обращены наружу.

Целлюлоза - прочное, волокнистое, водонерастворимое вещество - содержится в стенках клеток растений, главным образом в ветвях, стеблях, а также в стволах и других деревянистых частях растений. Древесина состоит в основном из целлюлозы и других полимерных веществ, хлопок - почти целиком из целлюлозы. Если наиболее распространенные внутриклеточные биополимеры - это белки (разд. 3.6), то целлюлоза, бесспорно, это не только самый распространенный внеклеточный структурный полисахарид в растительном мире, но и вообще самый распространенный в природе биополимер.

Целлюлоза является линейным, неразветвленным гомополисахаридом, состоящим из 10000 и более остатков -глюкозы, связанных друг с другом -гликозидными связями; в этом отношении она сходна с амилозой и линейными участками цепей гликогена. Но между этими полисахаридами существует одно очень важное различие: в целлюлозе -связи имеют (-конфигурацию, а в амилозе, амилопектине и гликогене -конфигурацию. Это, казалось бы, незначительное различие в строении целлюлозы и амилозы приводит к весьма существенным различиям в их свойствах (рис. 11-16). Благодаря геометрическим особенностям --связей линейные участки полимерных цепей в молекулах гликогена и крахмала стремятся принять скрученную, спиральную конформацию, что способствует образованию плотных гранул, которые и обнаруживаются в большинстве животных и растительных клеток.

Среди позвоночных только крупный рогатый скот и другие жвачные (овцы, козы, верблюды, жирафы и т.д.) могут использовать целлюлозу в качестве пищи. Однако делают они это весьма необычным способом. Большая часть кишечника, составляющая 15% общего веса коровы, приходится на долю четырех последовательно соединенных друг с другом желудков. Первые два из них составляют так называемый рубец.

Содержащиеся в нем микроорганизмы секретируют целлюлазу и расщепляют целлюлозу до -глюкозы, которую далее сбраживают до короткоцепочечных жирных кислот (см. гл. 12), двуокиси углерода и газообразного метана Образовавшиеся жирные кислоты всасываются в кровоток коровы, проникают в ткани и используются как топливо. Метан и которые вырабатываются со скоростью 2 л/мин, постоянно выводятся посредством непроизвольного процесса, напоминающего едва уловимую на слух отрыжку. В остальных двух желудках жвачных микроорганизмы, сделавшие свое дело, перевариваются ферментами, секретируемыми слизистой желудка; при этом образуются аминокислоты, сахара и другие продукты, которые всасываются и используются в организме коровы в качестве питательных веществ. Таким образом, между коровой и населяющими ее рубец микроорганизмами устанавливаются отношения симбиоза, при котором микроорганизмы получают возможность насладиться короткой, но счастливой жизнью в удобной и теплой среде; при этом целлюлоза из клевера и другой травы служит основным источником топлива и для «жильцов», и для организма-хозяина. Ежегодно огромные количества целлюлозы синтезируются растениями, причем не только растущими в лесах деревьями, но и культурными растениями. Расчеты показывают, что на долю каждого живущего на Земле человека растения ежедневно нарабатывают приблизительно 50 кг целлюлозы. Целлюлоза находит широкое применение в промышленности. Древесина, хлопок, бумага и картон почти полностью состоят из целлюлозы. Целлюлоза используется также для получения искусственного шелка, изоляционных, строительных и упаковочных материалов.


Строение, физико-химические свойства

Полисахариды – высокомолекулярные углеводы, представляющие собой продукты конденсации моносахаридов, содержащие от нескольких десятков до сотен тысяч моносахаридов, соединенных гликозидными связями. Они могут быть как линейными, так и разветвленными. Если молекула полисахарида построена из остатков моносахаридов одного вида, то это – гомополисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза), если из разных моносахаридов – это гетерополисахариды (пектиновые вещества, камеди, слизи, мукополисахариды). В полисахаридах растительного происхождения между остатками моносахаридов в основном образуются (1→ 4)- и (1→ 6)-гликозидные связи, а в полисахаридах бактериального происхождения дополнительно имеются также (1→ 3) и (1→ 2)-гликозидные связи. На конце цепи полисахарида находится остаток восстанавливающего моносахарида. Поскольку доля концевого остатка относительно всей макромолекулы невелика, то полисахариды проявляют очень слабые восстановительные свойства.

Полисахариды имеют большую молекулярную массу. Им присущ характерный для высокомолекулярных веществ более высокий уровень структурной организации макромолекулы. Наряду с первичной структурой, т.е. определенной последовательностью мономерных остатков, важную роль играет вторичная структура, определяемая пространственным расположением макромолекулярной цепи.

В связи с биологической функцией полисахариды делятся на резервные и структурные. Большинство резервных полисахаридов (крахмал, гликоген, инулин) являются важнейшими компонентами пищевых продуктов, выполняя в организме человека функцию источника углерода и энергии. Структурные полисахариды (целлюлоза, гемицеллюлоза) в клеточных стенках растений образуют протяжные цепи, которые в свою очередь, укладываются в прочные волокна или пластины и служат своего рода каркасом в живом организме.

Гомополисахариды

Крахмал – главный резервный полисахарид растений, запасается во многих семенах, клубнях, корневищах и используется только тогда, когда эти органы прорастают. В клубнях картофеля его содержится около 20%, кукурузе – 55-60%, ржи – около 70%.

Крахмал является одним из важнейших продуктов фотосинтеза, образующийся в зеленых листьях растений в виде так называемых первичных зерен. Затем он расщепляется на моносахариды или их фосфорнокислые эфиры и переносится в другие части растений, например, клубни картофеля или зерна злаков. Здесь вновь происходит отложение крахмала в виде зерен, форма и размер которых характерны для данного вида растений.

Крахмал подобно белкам обладает гидрофильными свойствами, однако в холодной воде крахмальные зерна лишь набухают, но не растворяются. Если взвесь крахмальных зерен в воде постепенно нагревать, то они будут набухать все сильнее и при определенной температуре крахмал образует вязкий коллоидный раствор, называемый крахмальный клейстер.

Температура клейстеризации крахмала для разных растений неодинакова и находится в пределах 55-75°С.

Характерным свойством крахмала является его способность окрашиваться йодом в темно-синий цвет.

Крахмал не является химически индивидуальным веществом. На 96-98% он состоит из полисахаридов. В нем найдены в небольшом количестве белки, высокомолекулярные жирные кислоты, минеральные кислоты (фосфорная и кремниевая), которые адсорбированы на крахмальных зернах.

Полисахаридная фракция крахмала состоит из двух компонентов: амилозы и амилопектина.

Амилоза легко растворима в теплой воде и дает нестойкие растворы со сравнительно низкой вязкостью. Длительное хранение раствора амилозы на холоде приводит к выпадению ее в осадок. Этот процесс носит название ретроградации амилозы. Этим, отчасти, можно объяснить процесс черствения хлеба при его хранении.

Молекула амилозы имеет линейную структуру, представляет собой длинную цепочку из остатков a-D-глюкопиранозы, соединенных a(1→ 4)-гликозидными связями:

Количество остатков глюкозы в каждой цепи колеблется от 100 до нескольких тысяч. По данным рентгеноструктурного анализа пространственная конформация цепной макромолекулы амилозы имеет форму спирали.

Такая форма обусловлена тем, что остатки a-Д-глюкозы в составе амилозы имеют конформацию лодки, которая способствует спирализации полигликозидной цепи.. На каждый виток спирали приходится 6 остатков глюкопиранозы. Во внутренний канал спирали могут входить соответствующие по размеру молекулы, например, молекулы йода образуют комплексы, называемые соединениями включения, комплекс амилозы с йодом имеет синий цвет. Это используется в аналитических целях для открытия как крахмала, так и йода.

Амилопектин в отличие от амилозы имеет сильно разветвленную структуру. В его молекулу входит до 50.000 a-D-глюкопиранозных остатков. Наряду с a(1→ 4) связями в амилопектине имеются также a-(1→ 6) гликозидные связи, представляющие собой точки ветвления. Между точками ветвления располагается 20-25 глюкопиранозных остатков. Гликозидные a–(1→ 6) связи составляют около 5% от общего количества связей, содержащихся в молекуле амилопектина.

Методом рентгеноструктурного анализа показано, что структура амилопектина напоминает гроздь винограда.

Амилопектин с йодом дает красно-фиолетовое окрашивание.

Как в амилозе, так и в амилопектине, имеется только один восстанавливающий конец, при том его доля невелика, поэтому крахмал относят к нередуцирующим полисахаридам.

В крахмале большинства растений на долю амилопектина приходится 70-90%, остальные 10-30% составляет амилоза. Однако содержание этих компонентов может изменяться в зависимости от сорта растения, типа ткани, из которой он извлечен. Соотношение амилоза / амилопектин изменяется также во время созревания зерна. Крахмал некоторых культур может быть представлен только одним видом полисахарида, так, у яблок это амилоза, у восковидной кукурузы только амилопектин.

Целлюлоза (клетчатка) – структурный полисахарид, является основным компонентом клеточных стенок растений.

Целлюлоза придает растительной ткани механическую прочность и эластичность, выполняя роль опорного материала растений. В природе целлюлоза не встречается в чистом виде. Волокна хлопка содержат 96-98% целлюлозы, в различных видах древесины содержание ее составляет 40-60%. Волокна льна и конопли состоят преимущественно из клетчатки. Важнейшими спутниками целлюлозы являются лигнин, гемицеллюлозы, пектиновые вещества, смолы и жиры.

Структурной единицей целлюлозы является b-D-глюкопираноза, звенья которой связаны b-(1→4)-гликозидными связями. Это подтверждается тем, что при частичном гидролизе клетчатки образуется дисахарид целлобиоза, имеющий тоже b-(1→4)-гликозидную связь.

Строение клетчатки можно выразить следующей формулой:

b-Д-глюкопираноза в составе клетчатки находится в креслообразной конформации. Это исключает возможность спирализации полиглюкозидной цепи, поэтому молекула целлюлозы сохраняет строго линейное строение.

В растительных клеточных стенках молекулы целлюлозы связаны друг с другом бок о бок, образуя структурные единицы, получившие названия микрофибрилл.

Каждая микрофибрилла состоит из пучка молекул целлюлозы, расположенных по ее длине параллельно друг другу.

Рентгеноструктурные исследования показали, что в полимерной цепи остатки молекул глюкозы повернуты относительно друг друга на 180°С, что делает возможным образование водородных связей между ОН-группой при атоме С-3 одного глюкозного остатка и кислородом пиранозного кольца следующего остатка глюкозы. Это препятствует вращению расположенных рядом остатков глюкозы вокруг соединяющей их гликозидной связи. В результате образуется жесткая линейная и пространственная структуры.

Целлюлоза не растворяется в воде, но в ней набухает. Она не усваивается организмом человека, т.к. в организме не вырабатывается фермент, способный расщеплять b-гликозидную связь. Однако она является необходимым для нормального питания балластным веществом, выполняющим энтеросорбентную функцию. Целлюлоза усваивается травоядными животными, в желудочно-кишечном тракте которых находится специфическая микрофлора, вырабатывающая фермент целлюлазу.

Схему гидролиза целлюлозы можно представить:

Кислотный гидролиз целлюлозы при температуре 170°С приводит к образованию глюкозы, которая используется для получения кормовых дрожжей, этилового спирта. В промышленности из целлюлозы получают хлопчатобумажные ткани, бумагу и целый ряд химических продуктов: вискозу, целлоффан, кинопленку, ацетатный шелк и др.



Полисахариды получаются с помощью поликонденсации моносахаридов. Общая формула (С 6 Н 10 О 5) n . Простейшие представители - крахмал и целлюлоза.

Крахмал получается в процессе фотосинтеза и откладывается в корнях и семенах. Это белый порошок, нерастворимый в холодной воде, а в горячей образует коллоидный раствор .

Крахмал - природный полимер, образованный остатками α -глюкозы. Он модет быть в 2х формах: амилоза и амиопектин.

Амилоза - это линейный полимер, растворимый в воде, в котором остатки глюкозы связаны через 1 и 4 атомы углерода .

Линейная полимерная цепь свернута в спираль. Комплекс амилозы и йода дает синее окрашивание. Эта реакция является качественной для обнаружения йода.

Амилопектин нерастворим в воде и разветвлен:

Химические свойства полисахаридов.

При нагревании в кислой среде крахмал подвергается гидролизу. Конечным продуктом является глюкоза:

Эта реакция имеет промышленное значение.

Целлюлоза.

Целлюлоза является основным продуктом растительных клеток. Древесина состоит из целлюлозы, а хлопок и лен - это почти 100%-я целлюлоза. Это природный полимер:

Химические свойства целлюлозы.

1. Целлюлоза подвергается гидролизу в кислой среде при нагревании. Конечный продукт - глюкоза.

2. Характерна реакция образования сложных эфиров:

Тринитрат целлюлозы - взрывчатое вещество, на его основе делают порох.

  • 5.Биохимические превращения протеиногенных а-аминокислот (аланина, лизина): дезаминирование и декарбоксилирование.
  • 6.Биохимические превращения протеиногенных а-аминокислот: а) трансаминирование; б) дезаминирование.
  • 7. Понятие об изоэлектрической точке а-аминокислот и белков.
  • 8. Первичная структура белков: определение, пептидная группа, тип химической связи.
  • 9. Вторичная структура белков: определение, основные виды
  • 10.Третичная и четвертичная структуры белков: определение, типы связей участвующие в их образовании.
  • 11.Строение полипептидной цепи пептидов белков. Привести примеры.
  • 12.Структурная формула трипептида аланилсерилтирозин.
  • 13.Структурная формула трипептида цистеилглицинфенилаланина.
  • 14.Классификация белков по: а) химическому строению; б) пространственной структуре.
  • 15.Физико-химические свойства белков: а) амфотерность; б) растворимость; в) электрохимические; г) денатурация; д) реакция осаждения.
  • 16.Углеводы: общая характеристика, биологическая роль, классификация. Доказательство строения моносахаридов на примере глюкозы и фруктозы.
  • Классификация углеводов
  • 17. Реакции окисления и восстановления моносахаридов на примере глюкозы и фруктозы.
  • 18. Гликозиды: общая характеристика, образование.
  • Классификация гликозидов
  • 19. Брожение моно- и дисахаридов (спиртовое, молочнокислое, маслянокислое, пропионовокислое).
  • 20.Восстанавливающие дисахариды (мальтоза, лактоза): строение, биохимические превращения (окисление, восстановление).
  • 21. Невосстанавливающие дисахариды (сахароза): строение, инверсия, применение.
  • 22.Полисахариды (крахмал, целлюлоза, гликоген): строение, отличительные биологические функции.
  • 23.Нуклеиновые кислоты (днк,рнк):биологическая роль,общая характеристика,гидролиз.
  • 24.Структурные компоненты нк: главные пуриновые и пиримидиновые основания, углеводная составляющая.
  • Азотистое основание Углеводный компонент Фосфорная кислота
  • Пуриновые Пиримидиновые Рибоза Дезоксирибоза
  • 26.Строение полинуклеотидпой цепи (первичная структура), например, построить фрагмент Ade-Thy-Guo; Cyt-Guo-Thy.
  • 27.Вторичная структура днк. Правила Чартгоффа Вторичная структура днк характеризуется правилом э. Чаргаффа (закономерность количественного содержания азотистых оснований):
  • 28.Основные функции т рнк, м рнк, р рнк. Структура и функции рнк.
  • Этапы репликации:
  • Транскрипция
  • Этапы транскрипции:
  • 29.Липиды (омыляемые, неомыляемые): общая характеристика, классификация.
  • Классификация липидов.
  • 30.Структурные компоненты омыляемых липидов (вжк, Спирты).
  • 31.Нейтральные жиры, масла: общая характеристика, окисление, гидрогенизация.
  • 32.Фосфолипиды: общая характеристика, представители (фосфатидилэтаноламины, фосфатидилхолины, фосфатидилсерины, фосфатидилглицерины).
  • 33.Ферменты: определение, химическая природа и строение.
  • 34.Общие свойства химических ферментов и биокатализаторов.
  • 35.Факторы, влияющие на каталитическую активность ферментов:
  • 36.Механизм действия ферментов.
  • 37.Номенклатура, классификация ферментов.
  • 38.Общая характеристика отдельных классов ферментов: а)оксидоредуктазы; б) трансферазы; в) гидролазы.
  • 39.Общая характеристика классов ферментов: а) лиазы; б) изомеразы; в)л и газы.
  • 40.Общая характеристика витаминов, классификация витаминов; представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов. Их биологическая роль.
  • 1)По растворимости:
  • 2)По физиологической активности:
  • 41.Понятие о метаболических процессах: катаболические и анаболические реакции.
  • 42.Особенности метаболических процессов.
  • 22.Полисахариды (крахмал, целлюлоза, гликоген): строение, отличительные биологические функции.

    Полисахариды – высокомолекулярные продукты поликонденсации моносахаридов, связанных друг с другом гликозидными связями и образующие линейные или разветвленные цепи. Наиболее часто встречающимся моносахаридным звеном полисахаридов является D-глюкоза. В качестве компонентов полисахаридов могут быть также D-манноза, D- и L- галактоза, D-ксилоза и L-арабиноза, D-галактуроновая и D-маннуроновая кислоты, D- глюкозамин, D-галактозамин и др. Каждый моносахарид, входящий в состав полимерной молекулы, может находиться в пиранозной или фуранозной форме. Полисахариды можно разделить на 2 группы: гомополисахариды и гетерополисахариды.

    Гомополисахариды состоят из моносахаридных единиц только одного типа. Гетерополисахариды содержат два и более типов мономерных звеньев.

    Гомополисахариды. По своему функциональному назначению гомополисахариды могут быть разделены на 2 группы: структурные (гликоген и крахмал) и резервные (целлюлоза) полисахариды.

    Крахмал. Это высокомолекулярное соединение, включающее сотни тысяч остатков глюкозы. Он является главным резервным полисахаридом растений.

    Крахмал представляет собой смесь двух гомополисахаридов: линейного – амилозы(10-70%) и разветвленного – амилопектина(30-90%). Общая формула крахмала (С 6 Н 10 О 5)n. Как правило, содержание амилозы в крахмале составляет 10-30%, амилопектина – 70-90%. Полисахариды крахмала построены из остатков D-глюкозы, соединенных в амилозе и линейных цепях амилопектина α-1,4-связями, а в точках ветвления амилопектина – межцепочечными α-1,6-связями.

    Рис. Структура крахмала. а - амилоза с характерной для нее спиральной структурой, б – амилопектин.

    В молекуле амилозы линейно связаны 200-300 остатков глюкозы. Благодаря α-конфигурации глюкозного остатка, полисахаридная цепь амилозы имеет конфигурацию спирали. В воде амилоза не дает истинные растворы, в растворе при добавлении йода амилоза окрашивается в синий цвет.

    Амилопектин имеет разветвленную структуру. Отдельные линейные участки молекулы амилопектина содержат 20-30 остатков глюкозы. При этом формируется древовидная структура. Амилопектин окрашивается йодом в красно-фиолетовый цвет.

    Крахмал имеет молекулярную массу 10 5 -10 8 Да. При частичном кислотном гидролизе крахмала образуются полисахариды меньшей степени полимеризации – декстрины, при полном идолизе – глюкоза.

    Гликоген. Это главный резервный полисахарид высших животных и человека, построенный из остатков D-глюкозы. Общая формула гликогена как и у крахмала (С 6 Н 10 О 5)n. Он содержится почти во всех органах и тканях животных и человека, но наибольшее количество гликогена обнаружено в печени и мышцах. Молекулярная масса гликогена 10 5 -10 8 Да и более. Его молекула построена из ветвящихся полиглюкозидных цепей, в которых остатки глюкозы соединены α-1→4-гликозидными связями. В точках ветвления - α-1→6-связями. Гликоген характеризуется более разветвленной структурой, чем амилопектин; линейные отрезки в молекуле гликогены включают 11-18 остатков α-D-глюкозы.

    При гидролизе гликоген, подобно крахмалу, расщепляется с образованием сначала декстринов, затем мальтозы и глюкозы.

    Главные функции крахмала и гликогена:1)энергетическая функция (являются источником энергии в метаболических процессах);

    Целлюлоза (клетчатка) – наиболее широко распространенный структурный полисахарид растительного мира. Он состоит из β-глюкопиранозных мономерных (D-глюкозы), соединенных между собой β-(1→4)-связями. При частичном гидролизе целлюлозы образуются целлодекстрины, дисахарид целлобиоза, а при полном гидролизе D-глюкоза. Молекулярная масса целлюлозы порядка 10 6 Да. Клетчатка не переваривается ферментами пищеварительного тракта, т.к. набор этих ферментов у человека не содержит гидролаз, расщепляющих β-связи.

    Структурная ф-я целлюлозы –основа растений,клеток стебля,листьев,деревьев,грибов,лишайников.Целлюлоза выполняет в организме функцию пищевых волокон.

    "

    К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

    Элементы ответа:

    1) к исчезновению некоторых видов животных и растений;

    2) к изменению состава биоценоза, смене экосистемы

    Известно, что при высокой температуре окружающей среды кожа лица краснеет, а при низкой бледнеет. Объясните, почему это происходит.

    Элементы ответа:

    1) сосуды кожи при высокой температуре рефлекторно расширяются, кровь приливает к коже, она краснеет;

    2) при низкой температуре сосуды кожи, напротив, рефлекторно сужаются, крови в них становится меньше и кожа бледнеет

    Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызвано? Объясните причину малокровия.

    Элементы ответа:

    По каким признакам можно определить венозное кровотечение?

    Элементы ответа:

    1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет;

    2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков

    С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

    Элементы ответа:

    1) дрожжи, питаясь сахаром, превращают его в спирт и углекислый газ, этот процесс называют брожением;

    2) этот процесс используют в хлебопечении, так как выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста.

    Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

    Элементы ответа:

    1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;

    2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы

    Объясните, почему кровь в сердце течёт только в одном направлении.

    Элементы ответа:

    1) между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны, а на границе между желудочками и артериями – полулунные клапаны;

    2) клапаны открываются только в одном направлении и предотвращают обратный ток крови

    В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью?

    Элементы ответа:

    1) в селекции растений и животных;

    2) при выведении новых сортов или пород, если необходимо выяснить генотип особи, обладающей доминантным признаком

    На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?

    Элементы ответа :

    1) разнообразие форм листьев у одного растения – это модификационная изменчивость;

    2) листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него сформировались листья разных форм;

    3) стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья

    Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора и почему увеличивается число тёмноокрашенных бабочек в местности, где промышленное производство преобладает над аграрным? Ответ обоснуйте.

    Элементы ответа:

    1) морфологический критерий – проявляется в окраске покровов тела бабочек, сходных по форме и размерам крыльев, усиков и частей тела;

    2) движущая форма отбора – сохраняет тёмноокрашенных бабочек;

    3) тёмная окраска крыльев служит условием для выживания в промышленных районах: так как тёмноокрашенные бабочки в меньшей мере заметны на тёмных стволах деревьев, их реже склёвывают птицы

    Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.

    Элементы ответа :

    1) орган – трахея;

    2) стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами, задняя стенка мягкая;

    3) через трахею проходит воздух к бронхам и лёгким, хрящевые полукольца не позволяют трахее спадаться;

    4) мягкая задняя стенка прилегает к пищеводу и не препятствует прохождению по нему пищи

    Назовите структуры, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции выполняют эти структуры? Какая часть слухового анализатора обеспечивает передачу нервного импульса?

    Элементы ответа :

    1) А – орган равновесия (полукружные каналы); Б – слуховая труба (евстахиева труба);

    2) орган равновесия определяет положение тела в пространстве;

    3) слуховая труба обеспечивает выравнивание давления в среднем и наружном ухе;

    4) проводниковая часть – слуховой нерв обеспечивает передачу нервного импульса (возбуждения)

    Определите фазу и тип деления клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

    Элементы ответа :

    1) метафаза первого деления, мейоз I;

    2) в метафазе I хромосомы расположены над и под плоскостью экватора;

    3) гомологичные хромосомы располагаются в виде бивалентов, что характерно для мейоза I

    Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

    Элементы ответа :

    1) плод – зерновка;

    2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;

    3) 2 – семядоля (часть зародыша) – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;

    4) 3 – зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почечка) – даёт начало новому растению

    Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

    1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез.

    Элементы ответа:

    1) 1 – споры образуются у бактерий при неблагоприятных условиях;

    2) 2 – споры у бактерий не выполняют функцию размножения, а способствуют перенесению неблагоприятных условий;

    3) 5 – бактерии не содержат хлоропластов

    в которых они сделаны, исправьте их.

    1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

    Элементы ответа

    1) 1 – полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения структурную функцию (образует клеточную стенку);

    2) 2 – накапливаясь, углеводы в клетке выполняют главным образом энергетическую (запасающую) функцию;

    3) 4 – клеточные стенки образованы полисахаридом целлюлозой

    Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

    в которых они сделаны, исправьте их.

    1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

    Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

    1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

    2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

    3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом

    Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

    в которых они сделаны, исправьте их.

    1. В мейозе происходит два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация. 3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом.

    Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

    1) 2 – между двумя делениями мейоза в интерфазе репликация отсутствует;

    2) 4 – кроссинговер – это обмен генами между гомологичными хромосомами;

    3) 5 – результатом конъюгации служит сближение гомологичных хромосом и образование пар (бивалентов)

    1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

    Элементы отв ета: ошибки допущены в предложениях:

    1) 3 – близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа;

    2) 4 – цитогенетический метод не позволяет установить группы крови, а позволяет выявить геномные и хромосомные аномалии;

    3) 5 – характер наследования гемофилии был установлен путём составления и анализа родословного древа

    Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

    1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эндокринные железы выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Инсулин – гормон поджелудочной железы. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови уменьшается. 7. При недостатке инсулина развивается заболевание сахарный диабет.

    Элементы ответа : ошибки допущены в предложениях:

    1) 1 – железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь;

    2) 3 – гормоны могут быть не только белками, но и другими органическими веществами (липидами);

    3) 6 – при недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови повышается

    Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

    1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов, которые относят к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме у человека эти гены блокируются и не «работают» 6. Но бывают случаи, когда они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

    Элементы ответа : ошибки допущены в предложениях:

    1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки;

    2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма:

    3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом

    Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

    1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточник, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь. 7. В норме моча здорового человека не содержит глюкозу и белки.

    Элементы ответа : ошибки допущены в предложениях:

    1) 1 – надпочечники относят к эндокринной системе, а не к выделительной;

    2) 3 – в почки по сосудам поступает только кровь, лимфа не поступает;

    3) 4 – фильтрация крови происходит в нефронах почек

    В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение.

    Элементы ответа:

    1) увеличение количества позвонков шейного отдела, позволяющего не только поднимать и опускать голову, но и поворачивать её;

    2) удлинение воздухоносных путей (появление бронхов), дыхание только с помощью лёгких, имеющих ячеистое строение, что увеличивает площадь газообмена в лёгких и его интенсивность;

    3) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично;

    4) внутреннее оплодотворение, появление в яйце запаса питательных веществ и защитных оболочек;

    5) усложнение нервной системы и органов чувств, развитие переднего мозга;

    6) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме

    В чём проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трёх примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?

    Элементы ответа:

    1) птицы строят гнёзда (некоторые охраняют гнездовые участки);

    2) насиживают яйца и выводят птенцов;

    3) выкармливают, защищают и обучают своё потомство;

    4) в основе заботы о потомстве лежат безусловные рефлексы (инстинкт)

    Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

    Элементы ответа:

    1) кровь в капиллярах большого круга отдаёт кислород и насыщается углекислым газом;

    2) в капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь;

    3) кровь из артериальной превращается в венозную;

    4) медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела

    Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости.

    Элементы ответа:

    1) изображение близких предметов возникает за сетчаткой;

    2) при врождённой форме глазное яблоко укорочено;

    3) приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности

    Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.

    Элементы ответа:

    1) обтекаемая форма тела, слитность его отделов;

    2) черепицеобразное расположение чешуи;

    3) слизь, обильно покрывающая кожу;

    4) наличие плавников, особенности их строения

    Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере

    и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

    Элементы ответа:

    1) повышение концентрации кислорода в атмосфере произошло благодаря возникновению у одноклеточных организмов (цианобактерий) способности к фотосинтезу;

    2) накопление кислорода сделало возможным появление аэробов и кислородного этапа энергетического обмена;

    3) накопление кислорода обеспечило образование защитного озонового экрана и выход организмов на сушу;

    4) кислородное окисление обеспечило эффективность обмена и появление многоклеточных организмов

    Прочитайте текст.

    Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

    Элементы ответа

    1) морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;

    2) экологический критерий – особенности питания, место обитания;

    3) физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

    Какие растения преобладают в тропических лесах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые? Ответ обоснуйте.

    Элементы ответа:

    1) в тропических лесах преобладают растения, опыляемые насекомыми;

    2) в тропических лесах деревья вечнозелёные, листва затрудняет перенос пыльцы ветром;

    3) обилие растений, приходящихся на единицу площади, также препятствует переносу пыльцы (высокая плотность растений)

    Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

    Элементы ответа:

    1) преобладающее поколение – спорофит, редукция гаметофита;

    2) появление корней способствовало широкому распространению на суше, позволило всасывать воду из почвы;

    3) развитие проводящих тканей – позволило проводить её по растению на большую высоту;

    4) совершенствование покровной ткани – позволило выжить в более сухом климате;

    5) развитие механической ткани – обеспечило появление древесных форм

    Прочитайте текст.

    Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается.

    Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

    Элементы ответа

    1) морфологический критерий – описание корневой системы, ствола, хвои, шишек;

    2) экологический критерий – особенности жизни, светолюбивость, требования к почве;

    3) физиологический критерий – особенности опыления, оплодотворения, созревания семян, размножения

    Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трёх доказательств.

    Элементы ответа:

    1) предки земноводных жили в пресных водоёмах, в прибрежной зоне, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах солёных водоёмов (океана);

    2) предки земноводных могли дышать атмосферным кислородом с помощью лёгких, а латимерия атмосферным кислородом не дышит;

    3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоёма с помощью парных плавников, латимерия с помощью парных плавников может только плавать в воде

    Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.

    Элементы ответа:

    1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью;

    2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара);

    3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.).

    Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: ГУГАУАГГУЦУАУЦУ. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь ДНК, которая комплементарна первой цепи ДНК, найденной по вирусной РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

    Элементы ответа:

    1) фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК:

    ЦАЦТАТЦЦАГАТАГА-

    ГТГАТАГГТЦТАТЦТ-;

    2) последовательность иРНК: -ЦАЦУАУЦЦАГАУАГА-;

    3) последовательность аминокислот: -гис-тир-про-асп-арг-

    Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру полипептида, содержит следующую последовательность нуклеотидов: ААТГЦАЦГГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, участвующих в биосинтезе пептида, нуклеотидный состав их антикодонов и последовательность аминокислот, которые переносят эти тРНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического года. Объясните полученные результаты.

    1) на матрице ДНК синтезируется иРНК по принципу комплементарности; её последовательность: УУАЦГУГЦЦ;

    2) антикодон каждой тРНК состоит из трёх нуклеотидов, следовательно, в биосинтезе пептида участвуют три молекулы тРНК, антикодоны тРНК: ААУ, ГЦА, ЦГГ, комплементарны кодонам иРНК;

    3) последовательность аминокислот определяется по кодонам иРНК: – лей – арг – ала –

    Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны роста и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.

    Элементы ответа:

    1) в зоне роста 56 хромосом;

    2) в зоне созревания в конце первого деления в клетках 28 хромосом;

    3) в зоне роста диплоидная клетка растёт, накапливает питательные вещества, число хромосом соответствует кариотипу организма (56);

    4) в зоне созревания клетка делится мейозом, и в конце первого деления в клетках находится по 28 хромосом

    В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.

    Элементы ответа:

    1) в зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом 56; число молекул ДНК равно 112;

    2) в зоне окончательного созревания гамет в клетках 28 хромосом; число молекул ДНК – 28;

    3) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется; число молекул ДНК удваивается за счёт репликации;

    4) в конце зоны созревания гамет происходит мейоз, число хромосом уменьшается в 2 раза, образуются гаплоидные клетки – гаметы, каждая хромосома содержит одну молекулу ДНК.

    Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. Элементы ответа:

    1) в клетках спороносных побегов диплоидный набор хромосом – 2n;

    2) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n;

    3) спороносные побеги развиваются на взрослом растении в результате митоза;

    4) заросток развивается из споры в результате митоза

    Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

    Элементы ответа:

    1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n;

    2) в клетках зародышевой почечки диплоидный набор хромосом – 2n;

    3) клетки зародышевой почечки развиваются из зиготы в результате митоза;

    4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из гаплоидной мегаспоры митозом

    У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

    При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

    Схема решения задачи включает:

    1) первое скрещивание:

    генотипы родителей P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ

    чёрная шерсть, белая шерсть,

    короткий хвост длинный хвост

    G: АВ, Аb аВ

    F 1: АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;

    АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;

    2) второе скрещивание:

    генотипы родителей P: ♀ АаВb х ♂ ааВb

    чёрная шерсть, белая шерсть,

    короткий хвост короткий хвост

    G: АВ, Аb, аВ, аb аВ, аb

    F 2: 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;

    2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;

    1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост;

    2ааВb – белая шерсть, короткий хвост;

    3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:

    1: 2: 1: 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.

    При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой, 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой, 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

    Схема решения задачи включает:

    1) Р: АаВb х ааbb

    фиолетовые цветки, красные цветки

    овальная пыльца круглая пыльца

    G: АВ, Аb, аВ, аb аb

    2) F 1: 51 АаВb – фиолетовые цветки, овальная пыльца;

    15 Ааbb – фиолетовые цветки, круглая пыльца;

    12 ааВb – красные цветки, овальная пыльца;

    59 ааbb – красные цветки, круглая пыльца;

    3) присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 растений – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов А и В, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.

    Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

    Схема решения задачи включает:

    3) проявляются законы независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом, и сцепленного с полом наследования, так как один из генов находится в Х-хромосоме.

    Форма крыльев у дрозофилы - аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.

    При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

    Схема решения задачи включает:

    1) Р: ♀ АаХ В Х b х ♂ АаХ В Y

    нормальные крылья нормальные крылья

    нормальные глаза нормальные глаза

    G: АХ В, АХ b , аХ В, аХ b , АХ В, аХ В, АY, аY

    Генотип родившегося самца - ааХ b Y;

    1) Р 1: ♀ АаХ В Х b х ааХ b Y

    нормальные крылья редуцированные глаза

    нормальные глаза щелевидные глаза

    G: АХ В, АХ b , аХ В, аХ b , аХ b , аY

    F 2: АаХ В Х b и АаХ В Y – нормальные крылья, нормальные глаза;

    АаХ b Х b и АаХ b Y – нормальные крылья, щелевидные глаза;

    ааХ В Х b и ааХ В Y – редуцированные крылья, нормальные глаза;

    ааХ b Х b и ааХ b Y – редуцированные крылья, щелевидные глаза;

    3) самки – 1/8 часть от общего числа потомков во втором поколении фенотипически сходны с родительской самкой; это самки с нормальными крыльями, нормальными глазами - Аа Х В Х b .

    У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.

    Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

    Схема решения задачи включает:

    в F2 получится 4 разных фенотипа в соотношении:

    3/8 AABB, 2AABb – красные комолые;

    3/8 AaBB, 2AaBb – чалые комолые;

    1/8 AAbb – красные рогатые;

    1/8 Aabb – чалые рогатые;

    3) проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

    У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

    Схема решения задачи включает:

    1) P ♀АaX b Y × ♂АаX В X b
    хохлатая коричневая хохлатый зелёный
    G АX b , аX b , АY, аY АX В, АX b , аX В, аX b
    F1 ААX b X b , АaX b X b – самцы хохлатые коричневые;
    aaX b X b – самцы без хохолка коричневые;
    ААX В Y, АaX В Y – самки хохлатые зелёные;
    aaXbY – самки без хохолка коричневые;
    2) P1 ♀АaX В Y × ♂aaX b X b
    G1 АX В, АY, aX B , aY aX b
    F2 АaX В X b – cамцы хохлатые зелёные;
    АaX b Y – самки хохлатые коричневые;
    aaX B X b – cамцы без хохолка зелёные;
    aaX b Y – самки без хохолка коричневые;

    3) проявляются закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом, и закон сцепленного с полом наследования, так как один ген находится в Х-хромосоме.

    Выбор редакции
    «12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

    Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

    Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

    Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
    ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
    Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
    Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
    План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
    На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...