Чем отличается витраж от мозаики. Как делают мозайку. Интересные образцы мозаичного искусства встречаются уже в государствах доколумбовой Америки, однако в те времена мозаику использовали исключительно для украшения культового обихода


Мозаика, витраж должны сохранять общую структуру архитектурного ансамбля иначе они просто потеряют сой смысл. Самой трудоемкой и самой древней техникой стенной живописи является фреска («al fresco» - по-сырому), т.е. роспись по сырой штукатурке.

В качестве краски для росписи фреской мастера использовали специальный пигмент, разведенный водой. При этом одновременное высыхание красок и основы гарантировало долговечность и прочность покрытия. Этот эффект достигался из-за пленки, образующейся при высыхании карбоната кальция, что и служило своеобразным закрепителем краски. Цветовая палитра фрески отличается от мозаики и представлена натуральными пастельными тонами. Опытный фрескист знает, что после высыхания фресковая роспись становится бледнее, причем, фреска только частями, пока штукатурка еще влажная. В случае каких-то оплошностей в росписи ничего исправить уже нельзя, можно лишь снять весь слой испорченной штукатурки. Именно это сделал великий Микеланджело, и мир теперь восторгается его творением в Сикстинской капелле.

Мозаика

Не менее популярной техникой живописи была мозаика - изображение, которое держалось на цементирующей основе и представляло собой плотно пригнанные друг к другу кусочки разноцветных материалов (мрамор, галька, смальта, полудрагоценные камни, цветное стекло) различной формы.

Первые античные мозаики украшали полы дворцов и знатных домов Рима и Помпей. На них изображались копии картин греческих мастеров и создавались ландшафтные композиции. Постепенно мозаика, сложенная из цветных стекол (смальта), с полов переместилась на своды и стены храмов. Для того, чтобы свет играл и лучился, кусочки смальты ложились на поверхность неровно, что давало большой эффект светоотражения. Именно из-за этого свойства мозаики в средневековых соборах и сегодня сохранилась особая световая аура.

Витраж

Название "витраж" в переводе французского означает оконное стекло. Как утверждает история, первые витражи украшали храмы католической церкви еще в первом веке нашей эры. Из-за использования цветных стекол свет, проходящий сквозь витраж, окрашивается и создает атмосферу, оптимальную для культовых сооружений.

Самыми древними работами в Европе считаются пять фрагментов витражей Аугсбургского Собора. Они сделаны из ярких разноцветных стекол с применением техники тонального оттенения и закрашивания, что могли сделать только мастера высочайшей квалификации.

Панно

Под панно подразумевается фрагмент стены, выделенный любой окантовкой и заполненный внутри скульптурным или живописным изображением. Как вид монументальной живописи, панно может быть исполнено в виде картины или рельефного изображения. Панно может быть изготовлено или плитки, в виде резьбы по дереву, чеканки, гипсовой лепнины и пр. Можно приобрести уже готовое панно из плитки или обоев, или же самому воплотить в жизнь собственную смелую идею.

Введение

Витраж и мозаика, основным своим назначением в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Это - цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и иными видами живописи.

Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые наблюдаются в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

Витраж

Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

Часто мы говорим: все части мозаики сошлись. Конечно мы имеем ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. Правда, без нашей помощи вряд ли бы головоломка событий сложилась настолько удачно. В этом мозаика нашей действительности не сильно отличается от настоящей мозаики - картин выложенных из десятков, сотен и даже тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины, мне посчастливилось увидеть в одной из мастерских студии витража «Александрия», куда меня пригласила главный художник студии Лейла Аль-Нуман ( elenaleila ) .

1


Двадцать лет назад «Александрия» создавалась как студия витража, и я уже рассказывал о том, . При создании витражей используется самое разное стекло - от прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать пустить их в дело - начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

2

В одной из таких мастерских - просторном помещении с высокими потолками - я и увидел, как собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

3

4

5

У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла - мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

6

7

8

9

На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража - те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона - рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами - здесь будет желтый, здесь - синий, то мы просто видим общие линии и эскиз», - Рассказал мне один из мастеров Андрей.

10

11

Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области - лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать - ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи - каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы - мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми - и я их делаю золотыми».

12

13

14

15

Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше - иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

16

17

18

19

При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станочке

«Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому - вот посмотри, как работает Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

20

21

22

Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

23

Модули выкладывают на монтажной плёнке - самоклеющемся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал - ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу - особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.

24

Мозаика по мотивам картины Густава Климта "Водяные змеи". Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца

25

26

Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики - такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики - прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать. Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно.

«А после этого начинается самое интересное - затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя - остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

27

Работа шла своим чередом — маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил там Лейлу. Мы разговорились — об искусстве, о фотографии, о внутренних делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую работу — разобрать образцы, съездить куда-нибудь».

28

Под конец разговора Лейла достала из под стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один образец пронизали воздушные белые перья.

«Когда уже всё надоело и нет сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая преданность профессии.

29

Взят у anton_agarkov в Мозаика: живопись стеклом

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.

Владимир Френкель

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.

Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
- Пескоструйный витраж.
- Мозаичный витраж.
- Наборный витраж.
- Спечной витраж (фьюзинг).
- Расписной витраж.
- Травленый витраж.
- Паечный витраж.
- Фацетный витраж.
- Комбинированный витраж.
- Кабошон.
- Узор «Мороз».
- Нацвет.
- Травление.
- Многослойное травление.
- Рюмочная плитка.
- Транспарант.
- Эрклез.
- Бендинг.
- Шебеке (панджара).
- Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

- Свинцово-паяный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

- Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

- 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse - плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.

3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.

4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно - чуть больше одного десятилетия назад.

Стеклом украшались керамические и каменные изделия, а также украшения, когда цветное стекло имитировало драгоценные камни.

После того, как римляне в I в. до н.э. захватили Сирию и Египет, развитые центры стеклоделия, производство стекла быстро распространилось по всей территории Римской империи. Стеклянные изделия, хлынувшие в Рим с завоеванных территорий, получили высокий спрос, а приток рабов и материальных ресурсов способствовали небывалому расцвету ремесел, изобразительного искусства и, конечно, архитектуры.

Римские зодчие создавали великие произведения искусства, используя новые приемы и конструкции, пышно украшая интерьеры. Строились дворцы, храмы, театры, термы, акведуки, триумфальные арки. Стеклянными пластинками украшали стены, колонны, полы и потолки – так свидетельствовал Плиний.

Особенно широкое распространение получила мозаика

Наиболее ранние ее образцы найдены на территории Южной Месопотамии и относятся к IV тысячелетию до н. э. Сохранилась мозаика Красного храма в Уруке (Двуречье, III тысячелетие до н. э.), представляющая собой глиняную обмазку стен, инкрустированную цветными шляпками глиняных конусов. Одна из находок в Кносском дворце, относящаяся к раннему минойскому периоду, указывает на то, что мозаичные работы были известны во времена крито-микенской культуры.

В эпоху эллинизма мозаичное искусство достигло высокого уровня.

Хорошо известны мозаичные полы домов античных городов Олинфа, Делоса, Приены, Помпеи, замечательные галечные мозаики древнего города Пеллы. В мозаиках, украшавших храмы и дворцы, часто использовались драгоценные и полудрагоценные камни.

К этому периоду, который охватывает про-межуток с III в. до н. э. до I в. н. э., относят начало применения греками смальты и стеклянной мозаики.

Цветные стекла не только обогатили мозаику, но и придали этому древнему виду искусства новые художественные возможности.

Красота стекла сделала этот материал самым популярным для мозаики; камень остался только в мозаиках пола.

В этот период в Египте, входившем в состав монархии Птолемеев, под влиянием культуры и ремесел Греции в стекольных мастерских Александрии начали изготавливать мозаику. От стеклянных прутов различных цветов отрезали тонкие пластинки, которыми украшали посуду, а значительно позднее – стены и полы зданий.

Известны наиболее ранние из стеклянных мозаик, найденные в Нижнем Египте. Во времена Римской империи мозаикой повсеместно украшали бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев, полы и стены дворцов и особняков.

С III – IV вв. начали широко использовать смальты, придававшие мозаике глубину цветов, звучность и мерцание тонов благодаря золотому подстилающему слою. В IV – V вв. создаются поразительные по декоративному богатству мозаики; примером могут служить мозаики в ротонде св. Георгия в Фессалониках.

Но особого расцвета мозаичное искусство достигло на территории Византийской империи в V – VI вв.

В этот период создаются великолепные мозаики собора св. Софии и Большого дворца императоров в Константинополе, а также церквей г. Равенны на Севере Италии. Византийское влияние сказалось на характере равеннских мозаик – они имеют золотой фон. Мозаики на внутренней поверхности купола мавзолея Галлы Плацидии относятся к лучшим среди ранних равеннских мозаик.

С IX в. начали бурно развиваться местные школы мозаики. Искусство мозаики распространяется на новые территории.

Мозаика использовалась во внутреннем убранстве Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве в XI в. Полы, стены, колонны и своды Софийского собора были выложены мозаиками, которые долгое время считались утраченными. В конце XIX в. уцелевшие фрагменты были вновь открыты.

В Киевской Руси мозаика использовалась для украшения храмов в Новгороде, Переяслав-Хмельницком, Полоцке, Чернигове и др. Раскопки в Киеве в 1951 г. обнаружили мастерские по изготовлению смальты, мозаики, эмалей, стеклянных изделий, относящиеся ко второй половине XI в.

С XII в. бурно развивается венецианская школа мозаики.

В этот период создаются мозаики собора св. Марка (XIII – XIV вв.). Мозаика поднимается на высоту самостоятельного декоративного искусства.

История донесла до нас множество великолепных мозаичных произведений. В наши дни прекрасные мозаики украшают современные здания.

Среди других видов архитектурно-художественного стекла, служащих для облицовки и декорирования интерьеров, можно назвать применяемое издавна зеркальное стекло, листы цветного стекла, стеклянные элементы убранства интерьеров, появившиеся сравнительно недавно стеклянные плиты и др.

Первое зеркало появилось в Венеции в XIV в., а в XVII в. производство зеркального стекла стало массовым. Его широко и пользовали для декорирования интерьеров. В XVIII в. цветное и молочно-белое стекло использовалось при отделке помещений.

В конце XVII и начале XVIII вв. венецианская стекольная промышленность начала выпускать люстры из прозрачного стекла. Производство люстр, бра, торшеров из стекла и хрусталя особенно популярно стало во Франции и России. С начала XVIII в. спрос на такие изделия резко возрос. Архитекторы широко применяли стекло и хрусталь для убранства интерьеров. Выдающиеся русские архитекторы использовали стекло для решения самых различных декоративно-монументальных задач, особенно в эпоху классицизма.

В наши дни стекло широко используется для внутренней отделки зданий. Наряду с выполнением утилитарных функций такая отделка, как правило, обладает высокими декоративными качествами, позволяет сделать интерьер более выразительным.

Наиболее значительным направлением применения стекла в строительстве является использование стекла в конструкциях остекления

Остекление окон впервые применили римляне незадолго до новой эры. Освещение и вентиляция ранних римских домов осуществлялись через дверные проемы, открывающиеся в атриум. Однако уже во времена Римской Республики (VI в. до н. э. – 27 г. н. э.) окна широко применяются в жилых домах, дворцах, общественных зданиях. Появляется первое остекление.

Построенные в Помпеях «терры форума» (80 г. до н. э.) имели довольно большие остекленные окна. Остекление представляло собой толстое литое стекло с оплавленными краями в бронзовой раме.

При возведении жилых домов все большее внимание уделялось связи внутреннего пространства с окружающей средой. Внутренние помещения раскрывались внешнему миру через галереи, окна, портики или широкие проемы во внутренние дворики с садом, фонтанами и скульптурами.

В континентальной Европе, Шотландии и Ирландии шло развитие окон из дверных проемов, когда тот использовался и для освещения, и для прохода. Позднее такое решение приняло вид веерообразного окна над дверью и полуостекленных дверей. Постепенно стекло заменяло в дверных проемах слюду, мрамор, пергамент, алебастр и прочие непрозрачные материалы. Распространение стеклоделия в странах Европы ускорило применение стекла в оконных проемах.

Однако стекло из мастерских Западной Европы по качеству было ниже египетского и древнеримского. Оно имело трещины, пузырьки и иные пороки; цветовая гамма его была ограничена, а ассортимент изделий был более чем скромный.

И только стекольное производство Византии, возникшее еще до римского господства в VI в. до н. э. и достигшее расцвета к IV в. н. э. при императоре Константине Великом, давшем стеклоделам большие привилегии, могло по качеству изделий и по мастерству ремесленников сравниваться с производствами Египта и Рима. Особенно славилось византийское цветное и золоченое стекло.

В 1688 г. во Франции, а позднее в Англии появился метод получения толстого стекла с помощью литья, которое затем шлифовали вручную. Это стекло использовалось для остекления окон и изготовления зеркал. Способ литья позволил изготовлять листы достаточно большого размера. Переплеты окон из дерева, камня, гипса, бронзы, стали приобретают современный вид. Складывается традиционный способ использования листового стекла – в виде остекления в рамах, заполняющих проемы в массивных стенах.

За 19-вековый период сменилось несколько архитектурных стилей, окна принимали разную форму однако всегда оставались проемами в массивной несущей стене. При этом стеклу отводилось скромное место заполнения световых проемов и оно не играло доминирующей роли в формирован архитектурного облика фасада зданий.

Романская архитектура была основана на применении арок сводов. Ее характерные черты – массивные каменные стены с небольшими, редкими окнами в глубинах ниш, из-за чего освещения внутри помещений не хватало. Решить эту проблему был призван готический стиль, который сменил романскую архитектуру.

Ведущий тип здания в готической архитектуре – величественное сооружение, городской собор. Размеры соборов и богатство их отделки служили выражением могущества и богатства городов. С появлением стрельчатых арок и аркбутан размеры окон значительно увеличились, однако пролет окна определял высоту этажа. В соборах высота этажа могла быть значительной, но в гражданских зданиях окна оставались узкими и небольших размеров.

Особое место в архитектуре прошлого занимали декоративные витражи

Впервые цветные витражи появились в VI в. в Византии, украсив окна собора св.Софии.

Витраж представлял собой фрагменты цветного плоского стекла, вырезанные по определенному рисунку и соединенные вместе свинцовым профилем.

Стекло для витражей вырабатывалось вначале литьем, а после - методом выдувания. Листы имели толщину около 1 см, поверхность их была неровной и шероховатой, стекло было недостаточно прозрачным.

В Средние века ремесленник варил стекло в керамическом горшке, а затем изготовлял лист стекла с помощью литья или выдувания. Вероятно, художник присутствовал при варке стекла или выбирал стекло необходимых цветов из заранее заготовленного ремесленником. Рисунки и эскизы выполнялись углем на досках, а позднее на пергаменте. Резка стекла по рисунку осуществлялась так: стекло нагревали в нужном месте раскаленным металлическим прутом, а затем охлаждали водой, при этом образовывалась трещина. Развивая трещину в нужном направлении, получали стекла необходимых очертаний. Каждый кусок стекла окончательно подгоняли по рисунку с помощью инструмента, который являлся прообразом современного стеклореза.

В X в. витражи стали расписывать керамическими красками.

Фрагменты стекла временно скрепляли и прорисовывали основные элементы изображения и детали: лица, складки одежды, руки и т. п. Разрисованные куски стекла обжигали в печи при температуре ниже точки плавления стекла. Свинцовый Н-образный профиль выплавляли в витражной мастерской. Готовые куски витража собирали по рисунку. Стыки свинцового прутка соединяли пайкой с двух сторон. По периметру витраж обрамлял массивный свинцовый профиль, который крепился к стойкам в окне.

На протяжении VI – IX вв. техника изготовления витража распространилась в странах Европы. Трактаты Григория Турского и Фортуна свидетельствуют о том, что технология изготовления витражей в VI в. была хорошо известна в Галлии.

Особого расцвета витражное искусство достигло в XII в. на территории Франции.

Этот период совпал с возникновением в архитектуре готического стиля. Наиболее ранним называют витражи церкви аббатства Сен-Дени, относящиеся к началу XII в. Почти во всех крупных городах сооружаются храмы, которые украшаются витражами:

  • собор Парижской Богоматери в Париже (1163-1196 гг.),
  • собор в Лане (1180-1220 гг.),
  • церковь Сен-Реми в Реймсе (1170-1181 гг.),
  • собор в Шартре (около 1200 г.),
  • собор в Мане (середина XI – середина XIII вв.),
  • Амьенский собор (1218 г.),
  • собор в Пуатье (около 1215 г.),
  • собор в Анжере (вторая половина XII в.) и др.

Шартрский собор – единственный, в котором сохранились в целости почти все витражи.

По мере развития готического стиля окна в зданиях становились все больше, изображения же фигур в узких окнах все более вытягивались.

Одним из распространенных элементов украшения фасадов готических соборов становится круглое витражное окно, «роза». Однако увеличение размеров окон готических соборов не улучшало освещенность внутри, потому что к середине XIII в. витражи выполнялись из интенсивно окрашенных стекол, их рисунок был сложным и насыщенным.

К началу XIV в. появляется т ехника выполнения витражей «гризайль», при которой вся поверхность бесцветного стекла покрывалась легким монохромным сплошным узором, и уже по нему наносился более интенсивный и более рельефный узор.

Дальнейшее развитие готического стиля привело к увеличению размеров окон, при котором стены практически перестали существовать. Стеклянные плоскости соборов почти сплошь украшались витражами. Пример – Святая капелла в Париже, XIII в.

В Германии живопись на стекле появилась в X в., к середине XI в. она получила широкое распространение.

К одним из ранних относятся витражи Аугсбургского собора, относящиеся к XI в. К XIV в. роспись стекол достигла своего расцвета. В этот период были созданы витражи в окнах Эрфуртского, Кельнского соборов, церкви Кенигсфельден в Ааргау и др.

Среди наиболее значительных образцов английских витражей следует назвать окна коллегии Мертона в Оксфорде, относящиеся к XIII в., окна Уэлльского, Йоркского соборов.

В XIV – XV вв. появились декоративные витражи с изображениями светского содержания, витражи все чаще употребляются в зданиях нерелигиозного назначения. Развивалась и обогащалась техника витража, увеличивалась палитра красок. В середине XVII в. витражное искусство пришло в упадок и возродилось только в начале XIX в.

В Средней Азии и странах Среднего Востока цветные стекла применялись в орнаменте в жилых постройках, дворцах и храмах с древнейших времен и до наших дней. Цветные витражи в орнаментальном обрамлении являлись органическим продолжением стенного декора.

Витражи, выполненные древними зодчими Востока существенно отличаются от европейских. В них присутствуют в основном голубые и синие стекла насыщенных тонов с небольшими включениями красных стекол, что создает общую цветовую гамму интерьера в холодных тонах и в сочетании с росписью стен и потолка, выдержанной также в холодных голубых тонах, вызывает ощущение прохлады.

Функции цветных витражей мнообразны

Прежде всего они, как и обычное остекление, пропускают свет, защищают от непогоды. Витражи, дополняя художественный образ сооружения, играют значительную роль в формировании интерьера и более того - являются средством эмоционального воздействия. Это их свойство издавна использовалось в культовых сооружениях для создания религиозно-мистического настроения.

В светских зданиях цветное остекление создавало ощущение прохлады или тепла, компенсируя таким образом недостатки внешней среды.

О том, как появилось стекло, читайте

Не пропустите: как использовалось стекло в архитектуре 19-20 века и какие трансформации ждут архитектурное стекло в

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...