Чем рожок отличается от жалейки. Музыкальный инструмент: Жалейка. Несколько слов о хроматической жалейке


Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка известна также под названием жаломейка. Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.

В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.

В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.

В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин

О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.

Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.

Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.

Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок , называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента - одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.

По диапазону жалейки бывают:

а) пикколо - от нот IIоктавы «соль», «ми», «до»;

б) сопрановые - от нот Iоктавы «ля», «соль»;

в) альтовые - от нот Iоктавы «фа», «ми», «ре», «до»;

г) басовые - от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;

д) парные или двойные сопрановые - от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.

Двойная (двухствольчатая) или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

Жалейка -язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.

Жалейка - наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки - нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком - пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб - резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.

Известные коллективы и исполнители на жалейке

Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый

Мастера по изготовлению жалеек:

Астахов Анатолий (Москва)

Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)

Краснобаев Вячеслав (Москва)

Мишин Сергей (Москва)

Соловьёв Александр (г. Кемерово)

Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)

Продажа инструментов: где купить/заказать? !

Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».

Послушать звучание жалейки

Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).


Жалейка пикколо МИ


Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича


Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку

Является жалейка. Она представляет собой духовой язычковый музыкальный инструмент, который был очень популярен среди населения славянских народностей. Существует мнение, что прародителем такого язычкового духового инструмента с одинарной тростью, как кларнет, была та самая жалейка. Впрочем, это приписывают и венгерскому тарогато, и средневековому шалюмо.

Общее описание

Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку, материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение, с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного. Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.

Различают жалейки (описание представлено в статье) по конфигурации, они бывают раздвоенные или однотрубчатые. Длина инструмента колеблется в пределах 10-20 см, при этом количество отверстий на трубке для извлечения звука может быть от трех до семи. На некоторых южных территориях России местное население крепило к раздвоенной жалейке колокольчик.

Музыкальный инструмент жалейка довольно-таки прост в обращении. С ним может управиться любой желающий, так как он не требует тренированного дыхания или каких-либо других особенных музыкальных навыков.

Данный духовой музыкальный инструмент может использоваться в сольной программе, наигрывать мелодии в дуэте или находиться в составе ансамбля.

Этимология инструмента

Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом. Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы. На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблями.

Русская жалейка также известна как жаломейка. Писатель и публицист Владимир Михневич обращает внимание общественности на схожесть корня в словах "жалейка" и "жальник". Жальником новгородский народ называл древний языческий могильник курганного типа. Другое значение слова ассоциировалось со старинным кладбищем или погостом. В связи с этим В. Михневич выдвигал предположение, что инструмент применялся во время обрядов, которые проводились в память об умершем после погребения или в определенные сроки поминовения.

Исторический экскурс

Духовые музыкальные инструменты были важнейшей составляющей русской народной музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Первые музыкальные инструменты достоверно замечены учеными еще в тринадцатом веке до нашей эры. Первыми появились ударные инструменты, а затем и духовые, различные дудки и свистки. В Древней Руси широкое распространение среди пастухов и придворных скоморохов получили музыкальные инструменты: жалейки, свирели и рожки.

Также эти музыкальные приспособления нашли применение в военных дружинах Киевской Руси. При княжеских дворах звук жалеек можно было услышать во время различных торжественных собраний и веселий.

Некоторые русские цари пытались уничтожить культуру этих музыкальных инструментов, устраивали гонения музыкантам и устанавливали запреты на использование предметов музыки. В то время национальная русская народная музыка понесла большие потери в музыкальной культуре. Но всенародная любовь к музыкантам и их творениям не дала исчезнуть любимым традициям и инструментам.

Народный инструмент

В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре. Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов. В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации. Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.

Кстати, брелка - это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области. Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины. Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение. Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.

В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями. Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской - ладуша, в Белгородской - пищик, в Пензенской - сиповка. Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской - жаланки, в Пензенской области она носит название трости.

Разновидности жалейки

Музыкальный инструмент жалейка подразделяется по конструкции на два вида:

  • Одинарная жалейка.
  • Двухсоставная.

Звук из жалейки разного типа извлекается по одному и тому же принципу. Заключается он в вибрировании язычка пищика. У инструмента семизвуковая система звучания, присутствует воспроизведение нот "ре", "соль", "ля", реже - "до", "фа", "ми". Диапазон звука схож с высоким певческим голосом. На слух звук жалейки кажется печальным и очень жалостливым, мелодии выходят тоскливыми, но при должном умении могут быть и довольно веселыми.

Жалейка широко используется в народных оркестрах и является очень распространенным музыкальным инструментом. Двухствольчатая жалейка по звучанию еще очень схожа с волынкой. Ее нижние тона звучат на одной высоте, выполняя функцию бурдона. Некоторые умы считают, что жалейка произошла от волынки. Заметна схожесть трубки волынки и трубочки самой жалейки в конструктивном плане. Имеется и звуковая похожесть характера звучания.

Одинарная жалейка

Данный музыкальный предмет выглядит как небольшая трубочка длиной до 20 см, сделанная из ивы, бузины или камышового тростника. На одной стороне трубки находится пищик, имеющий в своей конструкции язычок из гусиного пера (или камыша). На другом, нижнем, конце прикреплен раструб, сделанный из бересты. Нередко материалом для такого элемента становится рог крупного животного, например коровы. Бывает, что язычок на самой трубочке надрезают.

Для получения мелодии на трубке жалейки расположены отверстия. Их количество варьируется от 3 до 7 штук. Одинарные жалейки по диапазону могут быть сопрановые, альтовые или басовые.

Двухсоставная или парная жалейка

Представляет собой спаренные трубочки одинакового размера, каждая - со своими игровыми отверстиями, количество которых может резко отличаться друг от друга. Одна трубка может быть ведущей, другая - второстепенной, и у первой, соответственно, отверстий будет больше. Вставлены трубки в один общий раструб.

Извлекать мелодию их двухсоставной жалейки можно как по очереди из каждой дудочки, так и одновременно из двух.

Такой музыкальный инструмент предназначен в основном для двухголосой мелодичной игры.

Старинный русский народный - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка известна также под названием жаломейка .

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский , называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики «, широко распространённый в южно-российских областях.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.


Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться . Весь корпус состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им . Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Видео: Жалейка на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


На зелёной на полянке пастушок
Из бересты смастерил себе рожок,
И играет от зари и до зари,
Даже ночью подпевают соловьи.

Льётся песенка о том, как у реки
Сели девушки плести себе венки.
А одна так несказанно хороша,
Что зашлась у пастушка его душа.

И ни спать теперь, ни есть не может он,
И лишь песни льётся грустный перезвон.
Думы в голове, и только всё о ней,
Никого на свете нет ему милей.

Тёмно-синие у девушки глаза,
С ярким бантом ее русая коса,
Ты услышь-услышь, красавица, рожок,
Для тебя играет песню пастушок.


Жалейка - так называется народный духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе язычковых. Это традиционный пастуший инструмент. Жалейка использовалась в основном жителями Смоленской, Воронежской, Курской, Псковской, Тверской, Новгородской, а также Московской, Рязанской и Тульской областей. По своей конструкции жалейка подразделяется на одинарные и двойные (парные). По разному называют этот инструмент в регионах России; одинарная - ,рожок"(Курская обл.); ,ладуша"(Горьковская обл.); ,пищик"(Белгородская обл.); ,сиповка"(Пензенская обл.); двойная - ,двойчатки"(Владимирская обл.); ,жаланки"(Рязанская обл.); ,трости"(Пензенская обл.)

Двухсоставная жалейка

Принцип извлечения звука для всех жалеек одинаков: это вибрация язычка пищика.
Слово,Жалейка" не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Происхождение слова,жалейка" не установлено. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов

Изготовление жалейки из тростника

Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!

Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.

Итак, берем рюкзак, ножик, одеваем непромокаемую обувь и идем за тростником (за сухим (!) тростником). Приготовьтесь к тому, что ваши очумелые ручки могут превратиться в офигевшие ножки, так как придется долго ходить. Оказавшись в зарослях этого растения, необходимо, как завещал Козьма Прутков, зрить в корень, так как именно внизу, у почвы, находятся самые толстые коленца. Нас интересуют коленца диаметром от 7 мм и длиною от 15 см. Если вы задумали сделать жалейку, вам понадобится еще и береста с поваленной березы (с неё легче снимать кору, да и вообще надо беречь природу!). Теперь, когда вы собрали много подходящего материала и отогрели свои озябшие конечности, приступаем к его обработке и изготовлению дудки. Нам необходимы следующие инструменты — острый нож, круглый или полукруглый надфиль (если есть, если нет — не беда), длинная палочка (можно взять стержень от ручки и т.п.) и спичка.

Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!

Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).

Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).

Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.

Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.

Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.

Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.

После такой процедуры звук точно появится. Теперь как сделать игровые отверстия. Берем нож и вырезаем по следующей схеме: 1-е в 3 см от края, 2-е в 3 см от первого, 3-е в 1,5 см от второго, 4-е в 3 см от третьего. Диаметр отверстий примерно 5 мм. Четырех отверстий хватит с головой. На наш век вряд ли был больший строй, чем тон-тон-полутон-тон. Теперь вы можете играть и радоваться! Для тех, кто хочет еще немного заморочиться, осталась береста. Мы режем её на полоски, промазываем края клеем (каким позволит ваша совесть) и скручиваем рожок. Делаем заготовку дудочки с язычком, но без дырочек, и прилаживаем к ней рожок, но пока не на клей. Получается жалейка!

Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:

  • длины инструмента с рогом
  • язычка
  • силы, с которой вы дуете

Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.

Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...