Что дала толстому служба на кавказе. Лев Толстой. Страницы жизни. Кавказ. Толстой на Кавказе


ГОД ЛИТЕРАТУРЫ D РОССИИ

ГАПУРОВ Шахрудин Айдиевич

доктор исторических наук, профессор, президент Академии наук Чеченской Республики, заведующий кафедрой новой и новейшей истории Чеченского государственного университета

г. Грозный, Россия ShakhrudinA. GAPUROV Dr. Sci. (National History), Prof., President, Academy of Science of the Chechen Republic, Head, DepartmentofModern and Contemporary History, Chechen State University, Grozny, Russia [email protected]

МАГОМАЕВ Ваха Хасаханович

доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории народов Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, профессор кафедры истории России Чеченского государственного университета, г. Грозный, Россия

Vakha Kh. MAGOMAEV Dr. Sci. (National History), Head, Department of History of the Ethnics of the Caucasus, Academy of Science of the Chechen Republic,Prof., Department of History of Russia, Chechen State University, Grozny, Russia

[email protected]

Кавказская война в творчестве Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой - совесть и честь русского народа - был непосредственным участником русско-горской трагедии XIX в., вошедшей в историю как Кавказская война. Величайший художник слова, глубоко совестливый человек сострадал горю вовлеченных в неё народов, стремился философски осмыслить причины их бед.

Ключевые слова: Толстой, Кавказская война, горцы, казаки, Хаджи-Мурат, Шамиль.

Caucasian War in Leo Tolstoy"s Creativity

Leo Tolstoy - the conscience and honor of the Russian people - was a direct participant in Russian-Highland tragedy of the 19th century which went down in history as the Caucasian War. The greatest artist of the word, a deep conscientious person that compassionated to the grief of the nations involved in this conflict, sought to philosophically understand the causes oftheir disasters.

Keywords: Tolstoy, Caucasian War, mountaineers, Cossacks, Hadgy-Murat, Shamil.

РЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2015 №2

Представления о Кавказе в российском обществе первой половины-середины XIX в. были довольно смутными. Это была далекая окраина, «теплая Сибирь», где вечно лилась кровь и военные действия шли, не прекращаясь, более полувека. Вряд ли можно было говорить о каких-либо симпатиях к «немирным черкесам» в российском обществе в таких условиях. Просвещенная же часть общества больше знала о Кавказе по произведениям Пушкина, Бестужева-Марлинского, Лермонтова. И у молодого Л. Н. Толстого представления о Кавказе были «бестужево-марлинскими». Одни русские офицеры и «вольноопределяющиеся» ехали на Кавказ за романтикой, за экзотикой, за чинами, весьма мало интересуясь собственно этой страной и ее жителями, их проблемами. И очень быстро теряли свой романтизм в тяжелых кавказских буднях, с их неустроенным бытом, постоянными военными стычками. В «Рубке леса», в разговоре с капитаном Розенкранцом, Л. Н. Толстой так описывает это «перерождение» «романтиков» в озлобленных, растерянных людей:

« - Для чего же вы пошли служить на Кавказ, - сказал я, - коли Кавказ вам так не нравится?

Знаете, для чего, - отвечал он с решительной откровенностью, - по преданию. В России ведь существует престранное предание про Кавказ: будто это какая-то обетованная земля для всякого рода несчастных людей.

Да, это правда, - сказал я, - большая часть из нас...

Но что лучше всего, - перебил он меня, - что все мы, по преданию едущие на Кавказ, ужасно ошибаемся в своих расчетах, и решительно я не вижу, почему вследствие несчастной любви или расстройства дел скорее ехать служить на Кавказ, чем в Казань или в Калугу. Ведь в России воображают Кавказ как-то величественно, с вечными девственными льдами, бурными потоками, с кинжалами, бурками, черкешенками, - все это страшное что-то, а в сущности, ничего в этом нету веселого...

Да, - сказал я, смеясь, - мы в России совсем иначе смотрим на Кавказ, чем здесь. Это испытывали ли вы когда-нибудь? Как читать стихи на языке, который плохо знаешь: воображаешь себе гораздо лучше, чем есть?

Кавказ обманул меня. Все то, от чего я, по преданию, поехал лечиться на Кавказ, все приехало со мною сюда, только с той разницей, что прежде все это было на большой лестнице, а теперь на маленькой, на грязненькой, на каждой ступеньке которой я нахожу миллионы маленьких тревог, гадостей, оскорблений; во-вторых, оттого, что я чувствую, как я с каждым днем морально падаю ниже и ниже...» .

Но молодой «вольноопределяющийся» Л. Н. Толстой был из той плеяды русской интеллигенции, которая стремилась разобраться в сущности кавказских событий, относясь без изначального предубеждения к Кавказу и к самим кавказцам. Лев Николаевич прибыл на Кавказ, чтобы познать его, а не ради чинов и увеселений.

Кавказ сыграл огромную роль в русской культуре Х1Х-ХХ вв., особенно в развитии литературы. В творчестве гениальных художников слова отразились не только картины природы, пейзажи гор и степей, удивительные по своей красоте, но и образы людей, живших на древней кавказской земле, их обычаи и традиции, а также яркие исторические события, происходившие здесь. В. Г. Белинский отмечал по этому поводу: «Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтической их родиной! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм - «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм «Галуб» тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый талант (речь идет о М. Ю. Лермонтове. - Авт.) - и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Иппокрену...». Сказанное напрямую относится и к Л. Н. Толстому. Именно на Кавказе, в станице Старогладов-ской, в 1852 г., он напишет свою первую повесть .

Знакомство с Кавказом у Толстого начинается с гребенских казаков. История тер-ско-гребенского казачества, этого уникально-

РЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2013 №2

[япуров, Р). р. рягопяЕВ цявкязскял война в творчестве р.р. толстого

го явления в истории России, по-настоящему увлекла молодого офицера. Для Толстого казаки стали порождением взаимодействия и взаимовлияния двух культур - русской и кавказской. Он глубоко заинтересовался терскими казаками и стал их настоящим этнографом. Особо интересно то, что, по мнению писателя, беглые русские люди селились на чеченской земле, жили, по-соседски, с чеченцами, перенимали их традиции и обычаи. «На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками, - пишет Л. Н. Толстой. - Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру. ...Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там». А то, что Л. Н. Толстой пишет дальше, требует особого внимания, отражает философию самого писателя и особенно актуально в виду сегодняшних северокавказских реалий: «Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски» .

Очень хотелось бы, чтобы казаки (кубанские, терские) и все остальные жители сегодняшнего Северного Кавказа почаще читали бы Л. Н. Толстого, чтобы не забыть историю взаимоотношений своих предков с горцами.

Подавляющая масса российской интеллигенции, офицерского корпуса, чиновничества поддерживала планы правительства относительно присоединения Кавказа к России. Тут сомневающихся практически не было. Но прогрессивная часть российского общества была против насильственных методов осуществления этого процесса, полагая, что это нужно делать через просвещение горцев, приобщения их к русской культуре, путем широкого применения экономических методов. Представители этой части русского общества считали, что горцам нужно на деле показать преимущества пребывания в составе Российского государства. Вполне понятно, что они были против кровавых реалий Кавказской войны. Л. Н. Толстой же, как известно, столкнувшись с ужасами российско-горского противостояния в первой половине XIX в., стал вообще отрицать убийства, войну как способ решения каких-либо проблем. Глядя на казака Лукашку, который радуется тому, что он убил чеченца, плывшего через Терек, Толстой рассуждает в повести «Казаки»: «Что за вздор и путаница? Человек убил другого (как видим, для Л. Н. Толстого чеченец - такой же человек, как и казак, имеющий такое же право на жизнь, как и другие россияне. - Авт.), и счастлив, доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели ничто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости? Что счастье не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы жертвовать собой?» .

Как известно, именно на Кавказе, во время наблюдения ужасов войны, у Л. Н. Толстого зародилась идея ненасилия, превратившаяся позже в весьма стройную философскую теорию. И тут интересен тот факт, что отдельные элементы этой теории совпадали с религиозным учением шейха Мансура, руководителя народно-освободительного движения в Чечне и на Северном Кавказе в конце XVIII в. Текст повести «Хаджи-Мурат» четко показывает, что Л. Н. Толстой был знаком с этим учением. Писатель описывает разговор горцев, которые

РЯСЛЕДИЕ ^ЕКОВ 2015 ^2

сопровождали Хаджи-Мурата во время его пребывания у русских: «Святой был не Шамиль, а Мансур, - сказал Хан-Магома. - Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески и каялся в грехах, и клялся не делать дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые, -не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах. Тогда и бог давал успеха народу во всем, а не так, как теперь, - говорил Хан-Магома» .

Некоторые исследователи отмечают, что Л. Н. Толстой не определил в своих произведениях, кто был виновником Кавказской войны и на чьей стороне - российской или горской - была правда в этой войне, кто вел справедливую борьбу. Да, действительно, у Льва Николаевича нет ни прямого осуждения царского правительства за войну против горцев, ни прямой поддержки горцев, ведших освободительную борьбу. В этих вопросах Толстой весьма осторожен в оценках. Но ведь писатель всегда считал, что права та сторона, которая страдает больше другой. Вряд ли у кого-либо могут быть сомнения о том, что в Кавказской войне наиболее страдающей стороной, понесшей большие потери, была горская. Потери мирного населения у горцев были огромными: от голода, болезней, от необходимости постоянно укрываться в лесах, особенно в зимнее время.

Правда, в «Хаджи-Мурате» у Толстого есть очень резкий отрывок о действиях российских солдат в уничтоженном горском селении. В этом отрывке Толстой совершенно четко и недвусмысленно расставляет акценты: его симпатии на стороне горцев. Он сочувствует им и осуждает царских солдат за жестокость. Такого резкого осуждения методов политики Российского правительства на Кавказе нет в ранних «кавказских» произведениях Толстого - «Рубка леса», «Казаки», «Набег». Повесть «Хаджи Мурат» написана уже «поздним» Толстым, в последнее десятилетие его жизни, уже в начале XX века, когда писатель уже весьма критически относился в целом к политике правительства. И это сказалось на его суждениях о Кавказской войне.

Да, Л. Н. Толстой поддерживал политику присоединения Кавказа к России. Но не насильственными методами. В «Хаджи-Мурате» он показывает, что именно жестокость российских войск толкала горцев на вооруженное сопротивление российской власти. Толстой пишет, что после вышеописанного разгрома чеченского аула «перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить со страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или... покориться русским.

Старики помолились и единогласно решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи (это означало присоединение жителей аула к вооруженной борьбе горцев под руководством имама Шамиля. - Авт.), и тотчас же принялись за восстановление нарушенного» .

Л. Н. Толстой в «Хаджи-Мурате» выступает как исследователь Кавказской войны. Он показывает, что к началу 50-х годов XIX в. чеченское население безмерно устало от бесконечной войны и искало пути примирения срос-сийской властью. Другой вопрос, что эта власть не особенно шла навстречу подобным стремлениям горцев, требуя безусловной покорности. «...Много аулов чеченских сожжены и разорены, и переменчивый, легкомысленный народ, чеченцы (Толстой передает размышления Шамиля. - Авт.) колеблются, и некоторые уже готовы перейти к русским...» .

Действительно, к началу 1850-х годов определенная часть чеченского населения, поставленная в чрезвычайно тяжелое положение и уже мало верившая в победу Шамиля, начала склоняться к прекращению сопротивления и признанию российской власти. Их «главнейшие старшины» начали вступать в переговоры с командующим Левым флангом Кавказской линии генералом А. И. Барятинским об условиях принятия российского подданства. Шамиль не мог допустить развития этой тенденции: она была чрезвычайно опасна для имамата. В марте имам созвал совещание чеченских старшин. «Хитрый дипломат» сумел их убедить в необходимости и возможности продолжения борьбы с Россией (да и кто посмел бы открыто возражать имаму: это

0ЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2015 ДО2

ш.д. fanvpob, j). р. рягопяев цавказская война в творчестве p.p. толстого

было небезопасно для жизни). Было принято решение переселиться в горы. По приказу Шамиля по Джалке, Сунже и Гудермесу были расставлены сильные караулы, чтобы не допустить переселения чеченцев на подконтрольные российским властям земли (выходит, желающих переселиться было немало). Одновременно шамилевские отряды были отправлены в чеченские селения для переселения их жителей в горы. «„.Сопротивляющихся приказано было предавать смерти». «Цветущая многочисленным населением и богатая произведениями природы плоскость Большой Чечни обратилась в пустыню и все пространство от большой русской дороги до Аргуна и Сунжи, по объявлению самого Шамиля, добровольно предоставлено нашей власти» . Подобные действия усиливали недовольство чеченцев властью Шамиля. Они могли в какой-то мере оттянуть во времени гибель Имамата, но предотвратить ее уже не могли. В целом же они лишь увеличивали страдания и жертвы чеченского населения.

Казалось бы, Крымская война, отвлекшая военные силы и внимание Петербурга с Кавказского фронта, должна была способствовать восстановлению и даже усилению позиций Шамиля на Северо-Восточном Кавказе. Однако этого не произошло. Чечня и Дагестан, предельно истощенные и ослабленные многолетней войной, уже не были способны на новый всплеск военной активности. Н. И. Покровский подчеркивал по этому поводу: «Ни Крымская война, ни смелые шамилевские вторжения в Грузию, ни, наконец, предприятия имама в самой Чечне не могли спасти последнюю (имамат. - Авт.) от медленно, но верно приближавшегося падения ее обороноспособности. Для имамата это было печальным предзнаменованием» . Р. А. Фадеев в свое время также отмечал: «... Решимость обществ, над которыми больше всего разражались наши удары, уже колебалась, особенно в Чечне, менее фанатической, чем другие племена» . Внутри имамата уже действовали центробежные силы, разрушавшие его. Политика верхушечных слоев чеченского общества все сильнее порывала с демократией сороковых годов XIX в.; все ярче выступало на первый план своекорыстие, стремление усилить

эксплуатацию, восстановить феодальные отношения . Недовольство у чеченцев вызывали и частые сборы продовольствия для нужд имамата, постои войск Шамиля в аулах, перемещения населенных пунктов с равнины в горы по приказу имама. В это же время все сильней становится стремление верхушки чеченского общества и окружения Шамиля к соглашению с российской властью. Виднейшие деятели Имамата в Чечне и в Дагестане (Бота Шамурзаев, Хаджи-Мурат и др.) переходили на сторону России. На их место имам назначал других, пользовавшихся его доверием, но не имевших авторитета в массах. Процесс разложения имамата нельзя было остановить ни арестами, ни снятием с наибства, ни уговорами. Вновь назначаемые наибы больше думали о собственном обогащении, чем о победе в борьбе за независимость, в которую они уже и не верили. Подобное поведение наибов ослабляло имамат не меньше, чем походы царских войск. К тому же в горском обществе все сильнее сказывалась необходимость восстановления экономических связей с Россией .

Для чеченцев была непривычной жестокая военная дисциплина, царившая в имамате, излишняя регламентация личной и общественной жизни. «Чеченцы бесспорно храбрейший народ в восточных горах. Походы в их землю всегда стоили нам кровавых жертв, - писал историк XIX в. - Из всех восточных горцев чеченцы больше всех сохраняли личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях, в обрядовой строгости веры...Распадение горского союза, основанного мюридизмом, всего скорее могло начаться с Чечни» .

Л. Н. Толстой показывает в «Хаджи-Мурате», что Шамиль прекрасно понимал, какую опасность для его государства - имамата -представляет наметившаяся тенденция перехода равнинных чеченцев на русскую сторону - «все это было тяжело, против этого надо было принять меры» . В качестве одной из мер было и обращение Шамиля к чеченцам, которое приводит Л. Н. Толстой: «Желаю вам вечный мир с богом всемогущим. Слышу я, что русские ласкают вас и призывают к по-

0ЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ

корности. Не верьте им и не покоряйтесь, а терпите. Если не будете вознаграждены за это в этой жизни, то получите награду в будущей. Вспомните, что было прежде, когда у вас отбирали оружие. Если бы не вразумил вас тогда, в 1840 году, бог, вы бы уже были солдатами и ходили вместо кинжалов со штыками, а жены ваши ходили бы без шаровар и были бы поруганы. Судите по прошедшему о будущем. Лучше умереть во вражде с русскими, чем жить с неверными. Потерпите, я с Кораном и шашкою приду к вам и поведу вас против русских. Теперь же строго повелеваю не иметь не только намерения, но и помышления покоряться русским» . Однако никакие обращения и даже наказания со стороны Шамиля не могли остановить наметившийся процесс отхода от него уставших от войны горцев. Проявлением этого процесса был и переход Хаджи-Мурата на российскую сторону.

Хаджи-Мурат, знаменитый наиб Шамиля, имел огромный авторитет в Дагестане и в Чечне. Наибы Шамиля Ташу-Хаджи и Юсуф-Хаджи, безосновательно снятые имамом от своих должностей, не стали вступать в конфронтацию с Шамилем, чтобы не нанести вред народно-освободительной борьбе горцев, не расколоть их ряды. Они отстранились от активного участия в делах имамата, принеся в жертву общему делу собственные идеалы и военно-политическую карьеру. Хаджи-Мурат по характеру был другой человек и он вступил в открытую борьбу с Шамилем. Хотя, объективности ради, следует отметить, что имам сам загнал этого наиба в угол. Когда Хаджи-Мурат, снятый с должности наиба, лишенный своего имущества, в поисках собственной безопасности, попытался уйти в чеченское селение Гехи, где жили родственники его жены (которые, безусловно, не дали бы его тронуть никому), Шамиль не разрешил ему и этого. Имам опасался, что Хаджи-Мурат, используя свои родственные связи, сумеет укрепиться в Чечне (где уже было немало недовольных диктатом Шамиля) и начнет борьбу против него. Хаджи-Мурат не захотел смириться. И имам решает уничтожить его. 20 ноября 1851 г. в чеченском селении Автуры Шамиль проводит собрание ученых-богословов. «По всей вероятности, для проведения съезда не случайно было выбрано

чеченское село. Решать вопрос о судьбе известного дагестанца лучше и безопаснее было в окружении чеченцев. Любая попытка оправдать Хаджи-Мурада здесь была бы пресечена беспрекословно, в то время как в Дагестане Шамиль не мог бы рассчитывать на единодушие в решении данного вопроса» .

Имам обвинил непокорного наиба в пособничестве русским и в попытке захвата власти в Имамате (говоря современным языком - в попытке государственного переворота). Делегаты собрания, с которыми, безусловно, была проведена соответствующая «предварительная работа», вынесли (по настоянию Шамиля) Хаджи-Мурату смертный приговор . То есть имам буквально вынудил Хаджи-Мурата искать спасения на российской стороне. 25 ноября 1851 года этот наиб, один из наиболее авторитетных в горской среде, переходит на сторону российского командования. Раскол в лагере Шамиля углубляется все больше и больше.

В повести же «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстой приводит заседание Совета Шамиля по обсуждению вопроса о действиях против Хаджи-Мурата после его перехода к русским: «Дело это было очень важное для Шамиля. Хотя он и не хотел признаваться в этом, он знал, что, будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне (речь идет об очередном поражении Шамиля от российских войск. - Авт.). Помириться с Хаджи-Муратом и опять пользоваться его услугами было бы хорошо; если же этого нельзя было, все-таки нельзя было допустить того, чтобы он помогал русским. И потому, во всяком случае, надо было вызвать его и, вызвав, убить его. Средство к этому было или то, чтобы подослать в Тифлис такого человека, который бы убил его там, или вызвать сюда и здесь покончить с ним. Средство для этого было одно - его семья, и главное - его сын, к которому, Шамиль знал, что Хаджи-Мурат имел страстную любовь. И потому надо было действовать через сына» .

Как известно, Хаджи-Мурат не поддастся на эту уловку Шамиля и попытается бежать из русского лагеря, надеясь спасти свою семью. Во время попытки бегства он будет убит. Его

ряслсдис ВЕКОВ 2015 №2

ш.д. fanvpob, р. рягопяев цявкязскял война в творчестве p.p. толстого

отрубленную голову привезут в русский лагерь. Л. Н. Толстой устами своей героини Марьи Дмитриевны назвал убийц Хаджи-Мурата «живорезами».

«- Все вы живорезы. Терпеть не могу. Живорезы, право, - сказала она, вставая.

То же со всеми может быть, - сказал Бутлер, не зная, что говорить. - На то война.

Война! - вскрикнула Марья Дмитриевна. - Какая война? Живорезы, вот и все. Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право, - повторила она...» .

В повести Л. Н. Толстого Хаджи-Мурат - это человек с удивительной жизнестойкостью, наделенный всеми свойствами национального борца с насилием. При этом писатель говорит и об отрицательных качествах Хаджи-Мурата. Ведя борьбу с русскими, он показал себя как человек, обладающий непомерным честолюбием, жаждой кровной мести, даже и унизительной корыстью. Но, по мне-

Использованная литература:

1. Вачагаев М. М. Чечня в Кавказской войне XIX ст.: события и судьбы. Киев, 2003.

2. Егоров М. Действия наших войск в Чечне с конца 1852-го по 1854 год // Кавказский сборник. Тифлис: Тип. Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1895. Т. 16. С. 302-404.

3. Литература народов Северного Кавказа: учеб. пособ. / Г. М. Гогиберидзе и др. Ставрополь, 2004.

4. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОССПЭН, 2000.

5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА]. Ф. 14719. Оп. 3. Д. 410.

6. Толстой Л. Н. Повести и рассказы. Л.: Лениздат,

7. Фадеев Р. А. Кавказская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2003.

нию Толстого, не это было в нем главное. Толстого, этого художника-жизнелюба, интересует совсем другое в Хаджи-Мурате - отвага и непреклонность, инициатива и находчивость, несгибаемая воля и гордое чувство собственного достоинства. Его характеризуют и такие привлекательные черты, как непосредственность, переходящая в детскую наивность, как любовь к семье, привязанность к людям, доброжелательность и доверчивость.

Главная нота, звучащая на протяжении всей повести, от первой ее строки до последней, - это жизнелюбие, воспевание красоты и мощи жизни, любование непокорным, гордым и свободолюбивым человеком .

Таким образом, Л. Н. Толстой, современник и участник Кавказской войны, в своих «кавказских» произведениях затронул ряд важных аспектов этой трагедии, выступив не только в качестве писателя, но и как этнограф и историк.

1. Vachagaev, М. М., Chechnya v Kavkazskoy voyne XIX stoletiya: sobytiya i sud"by (Chechnya in the Caucasian War of the 19th Century: Events and Destiny], Kiev, 2003.

2. Egorov, M., Deystviya nashikh voysk v Chechne s kontsa 1852-go po 1854 god (The Actions of Our Troops in Chechnya since the End of 1852 until 1854], in Kavkazskiy sbornik, vol. 16, Tiflis: Tipografiya Okruzhnogo Shtaba Kavkazskogo voennogo okruga, 1895, pp. 302-404.

3. Gogiberidze, G.M., Artemova, L.V., Eydel"nant, V.I. Literatura narodov Severnogo Kavkaza: uchebnoye posobiye (Literature of the People of the North Caucasus: the Tutorial], Stavropol", 2004.

4. Pokrovskiy, N. I., Kavkazskie voyny i imamat Shamilya (Caucasian Wars and the Imamate of Shamil], Moscow: ROSSPEN, 2000.

5. Russian State Military Historical Archives [.RGVIA], Fund 14719, Inventory 3, File 410.

6. Tolstoy, L. N., Povesti i rasskazy (Novels and Short Stories], Leningrad: Lenizdat, 1969.

7. Fadeev, R. A., Kavkazskaya voyna (The Caucasian War], Moscow: Eksmo: Algoritm, 2003.

Гапуров, Ш. А. Кавказская война в творчестве Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / Ш. А. Гапуров, В. X. Магомаев // Наследие веков. - 2015. - № 2. - С. 17-23. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_ Gapurov_Magomaev.pdf (дата обращения дд.мм.гг].

Full bibliographic reference to the article:

Gapurov, Sh. A., and Magomaev, V. Kh., Kavkazskaya voyna v tvorchestve L. N. Tolstogo (Caucasian War in Leo Tolstoy"s Creativity], Naslediye Vekov, 2015, no. 2, pp. 17-23. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_ Gapurov_Magomaev.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

Попав на Кавказ молодым человеком, 22-х летним офицером, Толстой был на всю жизнь очарован им. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». Во время службы на Кавказе Толстой знакомится не только с казаками, но и с чеченским народом. Теперь известно, что Толстой стал первым собирателем чеченского фольклора. К теме Кавказской войны он обращался на разных этапах своего творчества. Его первые кавказские рассказы написаны под свежим впечатлением и представляют собой мастерски сделанные беглые наброски.
В этих первых произведениях чеченцы показаны глазами именно русского офицера, со стороны, без глубокого проникновения в психологию кавказских народов Позднее, в "Кавказском пленнике"(1872 г.) взгляд пленника позволил описать мирный быт "немирных" горцев, приблизить их к русскому читателю.



Толстой, как и его великие предшественники, не отдает решительного предпочтения ни одной из борющихся сторон. Вряд ли можно утверждать, что мрачный чеченец в "Казаках", смертельно ранивший лихого красавца Лукошку, вызывает у писателя большее сочувствие, чем сам Лукошка. убивший брата этого чеченца.

Это повседневность Кавказа. Нет правых и виноватых. Если бы Лукошка не заметил и не застрелил абрека, плывшего на русскую сторону реки, абрек убил бы кого-нибудь из казаков. За тем и плыл, И в сцене на последних страницах понести, сцене гениальной в своей безыскусности, равная правота на стороне девяти чеченцев, пришедших убивать на казачьи земли, и на стороне казаков, затравивших этих чеченцев. Все это - по Толстому - естественная, природная жизнь, и в ней правых и виноватых нет. Таков взгляд молодого Толстого на эту войну.

На конкурс исследовательских работ и проектов учащихся

«Науки юношей питают»

«Война и «другие» в кавказских произведениях

Л.Н. Толстого»

«Большеарешевская СОШ» Кизлярского района РД Магомедова Патимат

Ражабовна

Научный руководитель-Гасанов

Ибрагим Абакарович,кандидат

филологических наук,учитель русского

языка и литературы МКОУ

«Большеарешевская СОШ»

Введение

Тема войны и неприятия чужого, другого становится одной из ведущих в

русской литературе ХIХ-ХХвв., притом основной вектор изображения концентрируется на изображении войны как явления насилия над жизнью и естественным ходом вещей.

Собственно напряжение антивоенной тематике придают в русской литературе очерки А.Бестужева-Марлинского, произведения М.Ю. Лермонтова, в частности его стихотворение «Я к вам пишу случайно, право…». Антивоенные мотивы получают новые мощные импульсы в кавказских произведениях Л.Н. Толстого («Рубка леса», «Набег», «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Кавказский пленник»). Неприятие насилия и войны оформляется у Л.Н. Толстого в дневниковых записях во время пребывания в Дагестане и Чечне.

Изображение войны как явления противного человеческому духу убедительнее именно в творчестве Бестужева-Марлинского, Лермонтова, Толстого, потому что они сами были непосредственными участниками событий, знали цену человеческой жизни и смерти.

В кавказских произведениях Толстого мы наблюдаем окончательный отход от мифопоэтики в изображении войны, которая в представлении Толстого есть только кровь, смерть, страдания людей, притом писатель с одинаковым сочувствием описывает как простых русских солдат, так и горцев как жертв искусственно созданных обстоятельств, полных вражды и ненависти.

Через духовный мир своих героев, для которых наступает прозрение, Толстой как бы говорит всему человечеству: «Люди, остановитесь, перестаньте убивать друг друга, что же вы делаете!!!».

Война рождает отчуждение между народами, воюют с «другими», чужими, в кавказских текстах Толстого – это горцы, но, вопреки всему, простые русские солдаты и горцы могут понять друг друга и уважать.

Основная часть

Будучи участником военных действий против горцев, Толстой старается осмыслить смысл этой войны, чутьём понимает бессмысленность происходящего.

То, что война отталкивает писателя, не вызывает вдохновения, как у многих офицеров, жаждущих чинов и наград, видно из краткой записи в дневнике 3 июля 1851г. в Старом Юрте: «Был в набеге». . Этого же числа, однако, следует другая запись, которая передаёт восхищение писателя красотой пейзажа: «Сейчас лежал за лагерем. Чудная ночь! Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки». .

Это противопоставление ясной, чистой природы безнравственным, жестоким поступкам людей будет сопровождать творчество Толстого до конца (вспомним, как Толстой описывает пение соловьёв во время смерти Хаджи-Мурата как символ торжества жизни над смертью).

Все рассказы кавказского цикла Толстого – это результат его напряжённой внутренней жизни и постоянным, мучающим его вопросом: Что есть война? Зачем она?

Запись из дневника 1852г., 18 июня: «Я молюсь так: боже, избави меня от зла, то есть избави меня от искушения творить зло, и даруй добро, то есть возможность творить добро». .

В описании войны Толстым сброшены все романтические бравады, штампы и мифы.

В рассказе «Набег» наблюдаются мотивы двойного движения: один механический – путь, маршрут отряда, совершающего поход на горское село и путь ступенчатого прозрения, движения человека к истине. Цель бессмысленного набега передана писателем в простых словах (аул был пустой): «Там рушится кровля, стучит топор по крепкому дереву и выламывает дощатую дверь; тут загорается стог сена, забор, сакля, и густой дым столбом поднимается по ясному воздуху…». .

Зная, что жители ушли, генералы всё же приказывают разрушать всё, что сделано целым поколением людей, а тайная цель похода всё же есть: получить поощрения и награды, чины. В итоге – убитые и раненые солдаты, в том числе смертельно ранен и прапорщик, которым минутой раньше любуется главный герой-повествователь.

«Два солдата держали его под мышки. Он был бледен, как платок, и хорошенькая головка, на которой заметна была только тень того воинственного восторга, который одушевлял её за минуту перед этим, как-то страшно, углубилась между плеч и спустилась на грудь». .

Чтобы подчеркнуть противоестественность войны, Толстой часто прибегает к приёму антитезы – счастливое-трагическое, жизнь-смерть. Ещё недавно молодой прапорщик был счастлив. У него «детский голос», «робкая улыбка». И «детский голос», и «робкая улыбка» - это универсальные способы Толстого, чтобы придать человеческой душе естественность и непосредственность. Особенно – улыбка. И у Хаджи-Мурата тоже «детская улыбка» – деталь, символизирующая о чистоте его души. И прапорщик, и Хаджи-Мурат погибают в бою. Невербальное средство общения (жест, улыбка) свидетельствует о недопустимости насилия над жизнью.

В «Набеге» как важная увертюра к последующим сценам убийств и грабежа выделяется фраза, несущая философский смысл: «Природа дышала примирительной красотой и силой». .

Опыт демифологизации войны продолжается на другом глубинном уровне писателем в повести «Казаки», в которой два чужих мира – русские и горцы – не только сталкиваются в процессе войны, но и способны понять мотивы поведения и обычаи друг друга.

Известный литературовед Казбек Султанов, отмечая в повести «Казаки» способы ухода русских и горцев от конфронтации, несущей взаимную гибель, пишет: «Толстой видит дальше злободневной топографии, различая два берега одной реки жизни и выявляя мнимую непроницаемость границы. Граница двойственна, амбивалентна, разделяет, но и соединяет, будучи не только оборонительным рубежом, отделяющим «своё» от чужеродного, но и местом встречи, обмена словами и жестами». .

Толстой передает античеловечность войны через описание смерти героев. Вот Лукашка, полный жизни и энергии, умирает от чеченской пули. Толстой описывает его предсмертные мучения. Казаки и чеченцы то дружат между собой, то воюют, но общаются, уважают друг друга, ходят в гости.

Богопротивность и жестокость войны и насилия не всем казакам и чеченцам дано понять: они живут в своём мире, полном схваток, смертей, набегов.

Оленин думает, глядя на Лукашку: «Человек убил другого, и счастлив, доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели никто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости? Что счастье не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы жертвовать собой?» .

В Лукашке нет жестокости, но он не понимает, что творит. Понимание приходит только поздно.

Толстой исподволь приводит читателя к мысли о том, что любое насилие над жизнью противоестественно, война – отвратительное явление.

Одинаково мучительна смерть как для русского, так и для горца. Толстой прямо не пишет, что война нехороша, не говорит о том, что простым русским людям и горцам она приносит несчастье, – он просто описывает процесс смерти раненных в бою горцев или русских.

«Смерть в глазах Толстого хранит в себе какую-то глубокую тайну», – пишет В.В. Вересаев. .

Большой остроты и глубины изображения античеловечности войны и описания «чужих», других, т.е. горцев достигает Толстой в известной повести «Хаджи-Мурат». Задуманная как апофеоз жизни над смертью, повесть ярко высветила наиболее дорогие для Толстого ценности: жизнь как божий дар, недопустимость насилия над ней и равенство всех людей независимо от религии и национальности.

По Толстому, войны создаются эгоистичной шайкой людей, которые продвигают свои интересы, добиваются чинов и наград, власти над людьми. Простым горцам и русским солдатам война не нужна и отвратительна, они быстро находят общий язык.

В повести «Хаджи-Мурат» есть эпизод, когда встречаются мюриды Хаджи-Мурата и русские солдаты. Идёт диалог между ними. Смешивая русские и тюркские слова, горцы и солдаты общаются между собой. Солдат Авдеев говорит:

А какие это, братцы мои, гололобые ребята хорошие. Ей-богу. Я с ними так разговорился. – Право, совсем как российские. .

Нет войны, нет «других» – есть люди, которые смотрят в глаза друг друга и не могут уже стрелять в себе подобных. Этот способ отвращения от войны типичен для художественной методологии Толстого.

В повести «Хаджи-Мурат» проводится автором и другая линия. Искусственный мир чиновников, военной бюрократии, кормившейся за счёт войны, для которых смерть своих солдат и горцев является лишь ступенькой к чинам и наградам.

Тема войны в кавказских произведениях Толстого непременно сопрягается с проблемой «чужие», «другие». Эта проблема в центре и другого рассказа кавказского цикла Толстого «Кавказский пленник».

Горцы и русские солдаты и офицеры воюют друг с другом, но начинается всё же путь постепенного узнавания «других». Война также несёт гибель и разрушения в горские дома, как смерть в бою и русским солдатом.

Психология общения горцев и русских – это психология, которая толкает их смотреть друг на друга через прицелы ружей.

Вот Жилин в плену, он с удивлением узнаёт горский мир, в нём есть ненавистники и фанатики, как старик чеченец, который стрелял в Жилина, но есть и другие горцы: душевные, простые, отнюдь «не звери», они не собираются кого-то убивать. Это, например, Абдул и его дочь Дина.

Вся простодушная философия Абдула заключается в неоднократно повторяемой им фразе, обращённой к Жилину: «Твоя Иван – хорош, моя Абдул – хорош».

Абдул часто улыбается, а добрая улыбка в художественной методологии Толстого – это простота, жизнь, непосредственность, отсутствие лжи.

Как ни странно, носителями идей жизненной философии Толстого во многом становятся горцы, которые привлекают писателя своим простым образом жизни, естественными ценностями, полнотой жизни. Мы узнаём, что не все горцы совершают набеги, не все горцы фанатики, не все горцы любят войну и грабежи.

Смерть солдата Авдеева в бою – один из значимых эпизодов повести. Недолго горевали о нём на родине, жена в его отсутствие загуляла с другим и успела его забыть, услышав про смерть мужа, повыла для приличия всего лишь. Умер за «царя и отчество» – краткая эпитафия солдату Авдееву, который так и не понял за что сражался с горцами. Мучительный процесс умирания раненного Авдеева рождает в читателе чувство протеста и возмущения, заставляет задуматься над смыслом войны как таковой. Сами солдаты были уже вычеркнуты из жизни со дня их мобилизации.

«Солдат был отрезанный ломоть, и поминать о нём – душу бередить». .

Война только калечит и убивает, только что радующийся небу, воздуху и жизни урядник Назаров погибает от рук Хаджи-Мурата, также бессмысленно гибнет и солдат Петраков. В описание его смерти Толстой вложил в полную художественную силу жестокую суть войны, несущую людям страдания и боль.

«Петраков лежал навзничь с врезанным животом, и его молодое лицо было обращено к небу, и он, как рыба всхлипывая, умирал». .

Выражение «как рыба всхлипывая, умирал» лучше чем обширные описания говорит нам, что последствия войны страшны для людей, отнимают у них то, что создано Богом.

Толстой не различает смерть русских людей от смерти горцев. Также страшна и смерть самого Хаджи-Мурата, до последнего защищавшего свою жизнь.

У Толстого есть свои художественные секреты, приёмы, с помощью которых он озвучивает то, что хочет сказать, выразить. Большое внимание он уделяет описанию цвета глаз. Чёрные глаза у Толстого символизируют жизнь и энергию, непосредственность и естественность. У Хаджи-Мурата «быстрые, чёрные глаза», у сына Садо из повести «Хаджи-Мурат» «блестящие чёрные глаза», у Юсуфа, сына Хаджи-Мурата тоже «жгучие чёрные глаза». Последующий ход событий в кавказских текстах, однако, приводит к тому, что все «носители» чёрных глаз гибнут: в бою погибает Хаджи-Мурат, Юсуф сгинул в тюрьме Шамиля, а сын Садо убит штыком. Война не щадит чёрных глаз, то есть жизнь.

Толстой правдиво показывает разрушительную суть войны в «Хаджи-Мурате»: «Садо нашёл свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами, мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезён мёртвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину». .

Обе стороны и русская, и горская – терпят лишения и несчастья. Всем одинаково больно, все одинаково плачут по близким.

Мать солдата Петра Авдеева (того самого, который хорошо отзывался о горцах), услышав про смерть сына «повыла, покуда было время, а потом взялась за работу». .

Бедной старушке и долго горевать-то некогда о сыне – надо работать, чтобы жить дальше. Эхо войны отзывается в далёкой России, в бедной семье. Точно также горе и в другую, горскую семью приносит жестокая война. Жена Садо «благообразная женщина, служившая во время его посещения, Хаджи-Мурату, теперь, в разорванной на груди рубахе, открывавшей её старые обвисшие груди, с распущенными волосами, стояла над сыном и царапала себе в кровь лицо и не переставая выла». .

Война лишает людей красоты, многие смерти русских и горцев происходят на фоне прекрасных картин природы, которых писатель противопоставляет человеческим разрушениям.

В кавказских произведениях Толстого, прежде чем рассказать о гибели персонажей, они упоминаются не однажды, отмечаются разные детали портретов героев, их улыбки, цвет глаз, особенности речи – это, видимо, должно заострить тему войны и смерти. Художник как бы говорит нам: «Смотрите, какие неповторимые черты характера и детали внешности уходят из жизни». Впечатление на читателя это производит сильное, потому что мы привыкаем к герою, его внешности, голосу, особенностям речи – и вдруг всё это перестаёт существовать.

В «Кавказском пленнике», чтобы обозначить злое, Толстой прибегает к цветовой гамме.

Толстой делит мир «других», т.е. горцев, на плохих и хороших, как и мир русских людей, у писателя нет теоретического ранее заданного подхода к изображению людей.

Писатель развенчивает стереотипы изображения горцев Кавказа как людей вечно воюющих, мечтающих только о набегах и грабежах и которые постоянно живут войной, и которым вовсе не больно ни физически, ни морально от войны.

В художественном пространстве Толстого нет «других», он с одинаковой болью и чуткостью рисует как солдата Авдеева, так и Хаджи-Мурата.

Точка зрения на кавказских горцев как на дикарей и зверей, которых надо силой просвещать, находила сторонников и в российском обществе.

В частности, известный царский историк Р.Фадеев резюмировал: «Население гор, несмотря на коренные различия между племенами по наружному типу и языку, всегда было проникнуто совершенно одинаковым характером в отношении к соседям, кто бы они ни были: характером людей, до того сроднившихся с хищничеством, что оно пришло к ним в кровь, образовало из них хищную породу, почти в зоологическом смысле слова». .

Толстой же видит кавказский мир другими глазами: причиной войны для него являются военная бюрократия царизма и верхушка фанатичных горцев. Писатель отстраняется от вопроса: на чьей стороне сам: он на стороне добра и правды, от кого бы они ни исходили и против тех, кто сеет вражду и ненависть.

Повесть «Хаджи-Мурат» – одно из самых гуманных антивоенных произведений Толстого, лишённое и тени романтизма и экзотики в обрисовке горцев.

Он осуждает в Хаджи-Мурате кровную месть, но с любовью рисует его неповторимый характер, полный бесшабашности, отваги, некоторого авантюризма, верности и рыцарства.

Учёный З.И. Гасанова замечает: «Лев Толстой, в отличие от Пушкина, Лермонтова, Полетаева, Бестужева-Марлинского не поэтизировал кровную месть, будучи принципиальным противником насилия в любой форме». .

Толстой против насильственного насаждения чужой культуры, в конкретном случае русской культуры на Кавказе, нужно, сообразуясь с местными традициями, религией, образом жизни постепенно и неуклонно сближаться, иначе – война, следовательно, кровь, смерть, разорение. Эту мысль Толстой передал словами Хаджи-Мурата: «У нас пословица есть, - сказал он переводчику, - угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, - оба голодные остались». .

В кавказских произведениях Толстого проводится мысль о том, что только в час испытаний человек может постичь смысл бытия, и тут нет своих и чужих, русских и горцев, и чтобы постичь эту тайну, писатель заставляет пройти предсмертные муки своих любимых героев (нет сомнений, что и Авдеев, и Хаджи-Мурат трогают Толстого своей простой философией жизни). Именно через душевные переживания героев постигается мысль о никчёмности политических событий, в том числе и войны, перед лицом человеческой трагедии.

Толстой показывает, что многие офицеры и солдаты русской армии понимают жестокость и варварство войны, для них горцы такие же люди, как и сами.

Капитан из рассказа «Набег» прямо говорит, что он в горцах врагов не видит, а прапорщик Алакин готов защищать чеченского ребёнка, которого, как он думал, казаки хотели убить.

Учёный Г.Ш. Чамсетдинова замечает: «Толстой как объективный художник-реалист не скрывает, что война несёт много бед и коренным жителям Кавказа. Особенно впечатляет и картина погрома в «Набеге». Осуждая кровопролитие, подчёркивая, что простой народ не приемлет войну, которая развязывается деспотическими силами, Толстой поднимает вопросы героизма, долга и чести». .

Развивая тему войны и её жертв, Толстой акцентирует внимание читателя в повести «Хаджи-Мурат» на смерти мальчика, которая сразу же заостряет проблему смысла войны вообще, ибо дети – символ чистоты и невинности (этот мотив развил особенно Некрасов и был продолжен Достоевским и Толстым). Литературовед В.М. Мухина отмечает: «Сначала в произведении наступает кульминация военного сюжета – это набег русских на горский аул. В ней крупным планом дана смерть горского мальчика, что позволяет Толстому пацифистский пафос повести поднять на предельно возможную высоту, раскрыть антигуманную сущность войны, её предельную жестокость и противоестественность… Толстой бунтует против современной цивилизации, узаконившей организованные массовые убийства, при которых зачастую гибнут безвинные существа – дети». .

Через смерть подростков, детей Толстой крайне заостряет проблему безвинного страдания человека, поэтому в поле зрения Толстого находятся всегда дети-жертвы взрослых смертельных игр (сын Садо из «Хаджи-Мурата», Петя Ростов из «Войны и мира»).

Дина же из «Кавказского пленника» совершенно не понимает почему русский Иван сидит в глубокой яме – он же хороший, умеет всё, лепит куклы.

Толстой хотел бы, чтобы народы смотрели друг на друга глазами детей, и тогда не было бы чужих и своих, кровопролития и насилия, ненависти и вражды.

Писатель отнюдь не питает иллюзий насчёт того, то думают о горцах разные русские люди.

Примечательна сцена прощания Хаджи-Мурата с русскими: одни офицеры сказали, что он молодчина, другие, что он обманщик, а Марья Дмитриевна высказывает оценку Хаджи-Мурату, и эта оценка исходит от самого автора: «Обходительный, умный, справедливый… Только зачем осуждать, когда человек хороший. Он татарин, а хороший». .

Выводы:

Список литературы

    Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т.21. Дневники 1847-1894. М.: Худож.лит., 1985. – 574с.

    Толстой Л.Н. Избранные соч. в 3 т. Т.3. М.: Худож.лит., 1989. – 671с.

    Султанов К.К. «Переправиться через Терек», или два берега одной реки жизни. // Вопросы литературы. Вып.III, 2011. – С.9-47.

    Толстой Л.Н. Собр. соч. в 14 т. Т.3. М.: Госуд.изд-во худож.лит., 1952. – 443с.

    Вересаев В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Толстом: Аполлон и Дионис. М.: Политиздат. 1991. – 336с.

    Толстой Л.Н. Повести и рассказы. М.: Совет.Россия. 1985. – 512с.

    Фадеев Р. Кавказская война. М.: Алгоритм. 2005. – 635с.

    Гасанова З.И. Горский менталитет в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Махачкала. Алеф, 2009. – 58с.

    Чамсетдинова Г.Ш. «Война и свобода» в рассказе Л.Н. Толстого «Набег» // Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времён. Всероссийская научно-практическая конференция. 27-29 окт. 2008г. ДГПУ. С.139-141.

    Мухина В.М. Кавказский цикл произведений Толстого: структурно-тематический аспект // Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времён. Всероссийская научно-практическая конференция. 27-29 окт. 2009г. ДГПУ. С.103-108.

В апреле 1851 года Лев Толстой вместе с братом Николаем уехал из Ясной Поляны на Кавказ. Николай ехал на службу: он числился в артиллерийской бригаде, расквартированной на Тереке. С какой целью ехал Лев, было неясно: то ли просто проехаться, то ли служить в действующей армии. О неопределенности цели свидетельствует и то, что Толстой не подготовил нужных документов. На Кавказе это осложнило его зачисление на службу.

Путешествие было долгим - больше месяца.

Ехали через Москву, Казань, плыли по Волге до Астрахани.

Только к июню братья Толстые добрались до станицы Старогладковской - места службы Николая. Лев записал в дневнике:

Можно только поражаться глубине и постоянству толстовских сомнений в своем предназначении. Больше месяца, во все время путешествия, имея рядом такого умного собеседника, как брат Николай, который понимал «все тонкости жизни». Лев не пришел к однозначному ответу на вопрос: чем он будет заниматься на Кавказе и, главное, каково его будущее призвание?

У абсолютного большинства двадцатилетних людей если и появляются подобные мысли, то они связаны с поиском спасительного выхода из житейской пустоты. Природа толстовских сомнений иная. Они происходили не от слабости или растерянности перед многоликостью жизни. Это были сомнения человека, постоянно занятого размышлениями о смысле своего существования, о том, на что употребить огромные душевные силы, которые он в себе чувствовал.

Толстой не зря считал, что неполных три года, проведенные на Кавказе, были временем его наибольшего душевного роста; все выше становились его требования к себе.

Брат Николай часто и надолго уезжал по службе, и Лев оставался в одиночестве. Но он не жил в станице как скучающий путешественник. Даже развлечение охотой превращалось для него в наблюдение за природой и жизнью казаков. Впоследствии это отразилось в кавказских повестях и особенно в повести «Казаки», которую он писал с перерывами десять лет.

Он записывал казачьи песни, делая научные наблюдения, которые составили бы честь специалисту. Готовился к зачислению на службу в артиллерийскую бригаду и участвовал в качестве волонтера в операциях против горцев. (В январе 1852 года после экзамена на звание юнкера Толстой был зачислен на военную службу фейервейкером 4-го класса.) Изучал местные языки и говоры, много читал, переводил на русский язык «Сентиментальное путешествие» своего любимого писателя Стерна. И это далеко не полный перечень занятий Толстого.

В это время писались и по нескольку раз переписывались страницы повести «Детство». Работая над нею, Толстой заметил в дневнике:

«Слог слишком небрежен и слишком мало мыслей, чтобы можно было простить пустоту со-держания».

Если Толстой так относился к повести, признанной одной из лучших в русской литературе, то можно понять крайнюю степень его требовательности к себе и в дневниковых записях, и в повседневной жизни. Он хотел быть мужественным и храбрым и добился этого - окружающие почитали его за храбреца. На охоте подпускал огромного кабана на такое близкое расстояние, что от выстрела подгорала щетина. Участвовал в многочисленных операциях против горцев и однажды чуть не был убит снарядом, угодившим прямо в колесо пушки, которую он наводил.

Он всегда поступал согласно законам чести, но в мыслях и дневниках часто корил себя за трусость, бесхарактерность, лень. Можно улыбнуться, зная то, чего не знал молодой Толстой: что и восьмидесятилетним стариком он останется так же требователен к себе, так же будет корить себя за отступление от нравственных законов.

4 июля 1852 года Толстой отослал рукопись «Детства» в лучший журнал того времени - «Современник», который редактировал Некрасов. Письмо, которым сопроводил рукопись двадцатитрехлетний автор, заканчивалось словами:

«Я убежден, что опытный и добросовестный редактор - в особенности в России, - по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями, всегда может вперед определить успех сочинения и мнения о нем публики. Поэтому я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».

С такой чистотой уверенности могут писать только гении.

В день своего рождения Толстой записал в дневнике:

«Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет борюсь с сомнениями и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность. Убил трех бекасов».

Будущность не заставила себя ждать: на следующий день Толстой получил ответ из «Современника». Некрасов стал первым из профессиональных литераторов, кто оценил толстовский талант. Вместе с перечислением достоинств присланного текста он сообщил о своем решении опубликовать повесть в ближайшем номере журнала. 6 сентября 1852 года, через два месяца после того, как Толстой отправил рукопись, «Детство» было опубликовано. Повесть была замечена критикой; Толстой с радостью читал одобрительные отзывы.

Впервые за время пребывания на Кавказе Толстому пришла мысль об отставке:

«Служба мешает двум призванием, которые я единственно сознал себе, особенно лучшему, благороднейшему, главному, и в том, в котором я более уверен найти успокоение и счастье».

Итак, после восьми лет сомнений и поисков, Толстой впервые твердо определил два главных своих призвания. Первым и главным была литература, вторым - улучшение жизни крестьян, о которых он не забыл на Кавказе.

Но Толстой понимал и чувствовал, что возвращаться в Ясную Поляну, вести сравнительно спокойную жизнь ему еще рано. Его душа требовала жизненных впечатлений.

После первого литературного успеха Толстой оставался на Кавказе еще полтора года. Поняв свое призвание, оставался в той жизни, видеть и знать которую необходимо художнику так же, как рыбе плавать в воде. Как писатель он был признан не только другими, но и, что для Толстого всегда было важнее всего, самим собой.

«Сейчас лежал я за лагерем. Чудная ночь! Луна только что выбиралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки; за мной свистел свою заунывную, непрерывную песнь сверчок; вдали слышна лягушка и около аула то раздастся крик татар, то лай собаки; и опять все затихнет, и опять слышен только свист сверчка и катится легенькая, прозрачная тучка мимо дальних и ближних звезд. Я подумал: пойду опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила; пачкать пальцы и чертить по бумаге буквы. Буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство. Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд при виде природы? Описание недостаточно. Зачем так тесно связана поэзия с прозой, счастье с несчастьем? Как надо жить? Стараться ли соединить вдруг поэзию с прозой, или насладиться одною и потом пуститься жить на произвол другой?»

Как назвать эту цитату? Пейзажной зарисовкой? Рассуждением на тему творчества? Размышлением, по словам современного писателя Андрея Битова, «на границе поэзии и прозы»? Как незаметно и органично молодой Толстой переходит от впечатлений к описаниям, к мыслям, к вопросам, в одном звучании которых таится притягательная сила!

Эти слова объясняют состояние Толстого в последний год перед отъездом с Кавказа. Он видел жизнь, ощущал ее жаркое дыхание - и сразу же отвечал ей и поведением, и внутренней напряженной работой. В нем умещалось все: и стремление послужить так, чтобы не стыдно было вернуться домой, и жажда новых впечатлений (которых, впрочем, было в избытке - однажды, например, уходили с приятелем от двух десятков чеченцев и чудом успели доскакать до крепости Грозной), и огромная работоспособность, поражающая людей конца двадцатого века. Толстой-военный служил, воевал, играл с сослуживцами в карты - что всегда вызывало запоздалое раскаяние, не говоря уже о больших материальных издержках. Толстой-писатель за этот короткий срок «запустил» всю свою будущую творческую лабораторию. В это время он писал повесть «Отрочество», рассказы «Набег», «Записки маркера», «Рубка леса», роман «Беглец», «Роман русского помещика» и многие другие произведения. Все это было частью завершено, частью только начато. Количество же набросков, зарисовок и записей в дневнике - огромно.

В 1848-1851 годах деревенское уединение Льва Николаевича Толстого чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, «безалаберной» столичной жизни – в Москве, в Петербурге.

Литературные занятия все больше привлекают Толстого, он задумывает повесть «из цыганского быта», но рассеянная светская жизнь мешает сосредоточенному труду. Недовольство собой, желание круто переменить жизнь, сменить пустую болтовню светских гостиных на настоящее дело привели его к внезапному решению уехать на Кавказ.

Николай Николаевич, возвращаясь в полк, предложил брату ехать с ним, и они отправились. 30 мая 1851 года Толстые прибыли в казачью станицу на левом берегу Терека – Старогладковскую. Здесь началась военная служба Льва Николаевича. В те времена служба на Кавказе была опасной: шла война с отрядами горцев, объединившихся под предводительством Шамиля. Однажды Толстой чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженскую в Грозную.

Под Толстым была очень резвая лошадь, и он мог легко ускакать. Но он не оставил приятеля Садо Мисербиева, мирного чеченца, лошадь которого отставала. Они удачно отбились и прискакали в Грозную за подкреплением.

В офицерском обществе, не отличавшемся высокими духовными интересами, Лев Николаевич чувствовал себя одиноко. Его больше привлекали солдаты, в них он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество. Но особенно привлекательна была для него вольная жизнь казаков. Он подружился со старым кзаком-охотником Епифаном Сехиным, слушал и записывал его рассказы, казачьи песни.Черты Епифана Сехина запечатлены в образе дяди Ерошки в «Казаках» (повесть начата на Кавказе, закончена в 1862 году).

На Кавказе Толстой испытал сильную страсть к казачке, описанной в повести «Казаки» под именем Марьяны. Здесь на Кавказе, определенно обрисовались многие черты, характеризующие зрелого Толстого как мыслителя и художника. Он много читал.

«У меня есть книги, занятия и досуг, потому что никто не приходит беспокоить меня, так что в общем я не скучаю», - писал он из Тифлиса в 1851 г.

Военная служба не могла занять Толстого всецело. Чувство смятения, недовольство собой не покидают его и на Кавказе. В день рождения 28 августа 1852 года, Толстой записывает в Дневнике: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность». Случилось так, что на следующий день он получил из Петербурга письмо Н. А. Некрасова, содержащее похвалу рукописи его первой законченной повести «Детство»: «Я прочел вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе есть талант. Во всяком случае направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения».



На Кавказе Толстой сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем.

«…Помните, добрая тетенька, что когда-то вы посоветовали мне писать романы; так вот я послушался вашего совета – мои занятия, о которых я вам говорю, литературные. Не знаю, появится ли когда в свет то, что я пишу, но меня забавляет эта работа» - так писал Толстой с Кавказа в Ясную Поляну Татьяне Александровне Ергольской. Он задумал роман «Четыре эпохи развития» в котором хотел изобразить процесс духовного роста человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм, в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе».

На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856); четвертая часть – «Молодость» осталась ненаписанной. Там же были написаны «Святочная ночь» («Как гибнет любовь»), «Записки маркера», по свежим впечатлениям, основываясь на собственном опыте, он начал писать военные рассказы: «Набег», «Рубка леса», начаты «Роман русского помещика», «Казаки», «Дневник кавказского офицера».

В период пребывания Толстого на Кавказе идея человеческого единения столкнулась в условиях войны с одним из самых глубоких и трагических противоречий исторической жизни человечества. Осмысление причин, порождающих войны, приводит Толстого к постановке вопроса о совести и нравственной чистоте (настоящей и ложной) и патриотизме (истинном и мнимом). Психология войны – в центре рассказов «Набег» и «Рубка леса». В характеристиках трех преобладающих типов солдат Толстой высвечивает начало, единящее и «покорных», и «отчаянных», и «начальствующих», проявляющееся по-разному в каждом из этих разрядов солдат. Оно заявляет о себе несокрушимым спокойствием, необычайной честностью и презрением ко всяким превратностям судьбы (в разряде «покорных»), благородством и высокими поэтическими порывами (в разряде» начальствующих»), непоколебимой веселостью, огромной способностью ко всему, благородством натуры и удалью (в разряде «отчаянных»). Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера.



В истории творческой работы Толстого над кавказскими мотивами можно отметить, по нашему мнению, три периода.

К первому периоду мы относим те произведения, которые были написаны или начаты им на Кавказе, под непосредственным впечатлением виденного и пережитого там. Произведения эти следующие: "Набег" (1852), "Рубка леса" (1855), "Встреча в отряде с московским знакомым" (1856) и "Казаки" (1863). Характерная черта произведений данного периода - глубокая автобиографичность. Особенно много личных мотивов вложено в повесть "Казаки". Канва этой повести, как установлено биографами, во многом совпадает с действительными фактами жизни писателя: отъезд Оленина из Москвы, неудовлетворенность пустой светской жизнью, стремление к нравственному обновлению, приезд в гребенскую станицу, сближение с казаками, дружба с охотником Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об "опрощении" - все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого Толстого.

Ко второму периоду относятся рассказы для детей, написанные в зрелую пору творчества - цикл хрестоматийпых очерков о Бульке и Мильтоне и "Кавказский пленник". В художественном отношении чрезвычайно ценен "Кавказский пленник". В этом рассказе примечательны следующие черты - ослабление автобиографических мотивов, стремление к полной объективности, усиление интереса к изображению горского быта, продолжение борьбы с романтической традицией. В самом деле, поводом к написанию этого произведения послужил подлинный случай из жизни самого Толстого - встреча с чеченцами, едва не закончившаяся пленением его и верного спутника - Садо; однако подробности личного характера здесь не подчеркнуты. Главная цель автора - правдивое описание горской жизни. Мотив любви, выступавший у Пушкина и Лермонтова в аналогичном сюжете на первый план, заменен здесь мотивом дружбы (дружба Жилина и Дины). Здесь на первом плане - изображение внешнего быта горцев, их обычаев. Толстой описывает их жилище, одежду, еду, обряд похорон, обращение с пленными и прочее.

Третий период - пора писания "Хаджи-Мурата" (1896- 1904). Образ Хаджи-Мурата давно привлекал внимание Толстого. Впервые имя кавказского героя встречаем у Толстого в письме от 23 декабря 1851 г. Л. Толстой писал своему брату Сергею Николаевичу из Тифлиса: "Если хочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость".

В Хаджи-Мурате, как видно из этих строк, Толстого поразили две особенности - героизм и способность к измене. Образ Хаджи-Мурата всплывает перед Толстым десять лет спустя, в период педагогической работы.

Лишь в 1896 г. Толстой берется за создание повести, толчком к написанию которой был известный случай, описанный им в дневнике: "Вчера иду по предвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего, кроме черной земли, - ни одной зеленой травки; и вот на краю пыльной, серой дороги куст татарника (репья). Три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью черной, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее".

"И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев и часть вообразил себе. Эта история, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая", - говорит Толстой в прологе "Хаджи-Мурата"

Отметим ряд черт, которые сближают повесть "Хаджи-Мурат" с его ранними кавказскими произведениями и свидетельствуют об устойчивости стилистических приемов Толстого и тяготении его к излюбленным образам и идеям.

Мотив измены горца, легший в основу "Хаджи-Мурата", впервые затронут Толстым в "Кавказском пленнике".

Это большой человек! - рассказывал Жилину хозяин про одного старика. - Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и 8 сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал.

"Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. Полторацкий никак не ожидал видеть таким этого страшного горца. Он ожидал мрачного, сухого, чуждого человека, а перед ним был самый простой человек, улыбающийся такой доброй улыбкой, что он казался давно знакомым приятелем".

Такое же впечатление эта улыбка произвела на княгиню Марью Васильевну Воронцову: "Улыбка его понравилась Марье Васильевне так же, как и Полторацкому".

Исторический уклон, не занимавший в прежних кавказских произведениях большого места, выступает в новой повести на первый план. В "Казаках" Толстой ограничился краткой справкой о причинах, повлиявших на заселение берега Терека гребенцами и на склад их характера. В Хаджи-Мурате автор стремится воспроизвести с наибольшей полнотой историческую обстановку, воскресить исторические образы с документальной правдивостью и тщательностью.

Преемственная связь "Хаджи-Мурата" с прежними кавказскими произведениями Толстого заключается, конечно, не только в этих деталях. Толстой и в последней кавказской повести продолжает борьбу с романтикой, с "марлинизмом", сохранившимися в современной ему литературе, например в кавказских романах Немировича-Данченко. Обычный романтический мотив - любовь - не имеет здесь первостепенного значения; в "Хаджи-Мурате", как и в "Кавказском пленнике" того же автора, любовь заменена дружбой Хаджи-Мурата и Марьи Дмитриевны.

Автобиографические мотивы не занимают значительного места, хотя воспоминания о Кавказе порою сильно овладевали им в пору работы над "Хаджи-Муратом". В феврале 1897 г. Толстой отмечает в дневнике: "45 лет тому назад был в сражении". Личные черты можно подметить в Бутлере, но в общем автор стремится к объективности, сильно выявленной уже в «Кавказском пленнике».

Военная служба тяготит Толстого. Но его прошение об отставке удовлетворяется лишь после службы в Дунайской армии (1854) и пребывания в осажденном Севастополе, куда его переводят в ноябре 1854 года

С Доном и его людьми судьба сталкивала Льва Николаевича Толстого не раз. В начале творческого пути он едва не замерз в верхнедонских степях в январе 1854 года, когда он покинул Кавказ, где начал службу, чтобы после побывки дома, в Ясной Поляне, отправиться на театр Крымской войны в Дунайскую армию, а потом в осажденный Севастополь.

К предстоящей поездке Лев Николаевич готовился основательно: купил шубу, шапку, тулуп, бурку, бешмет. Правда, ругал себя за «необдуманные лишние расходы». Однако зима в наших краях, через которые он ехал, выдалась суровой, с крепкими морозами, колючим ветром, затяжными метелями, и «необдуманные» покупки обернулись разумной предусмотрительностью. Запись в дневнике: «Был в дороге, 24-го в Белгородцевской, 100 верст от Черкасска, плутал целую ночь, мне пришла мысль написать рассказ «Метель». Блуждания среди расходившейся стихии и составили сюжет произведения.

Толстой помимо «Метели» создал немало произведений, так или иначе связанных с Доном и его людьми. Это «Шат и Дон», «Ермак», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и другие. Немало страниц «Войны и мира» отведено донцам. В нем отмечены высокие воинские качества казаков, их лихость и отчаянная храбрость наряду с гуманностью и великодушным отношением к поверженному врагу. Характерна в этом отношении сценка с пленным молодым французским барабанщиком, которого наши земляки обогрели, накормили и на свой лад из Винсента переименовали в Ваню.

Не обойдены в творчестве писателя казачий атаман Платов, предводители казачьей вольницы Стенька Разин, Булавин. В рассказе «Как тетушка рассказывала бабушке о том, как ей разбойник Емелька Пугачев дал гривенник» можно прочесть, как добрая нянька помещичьих детей, оставленных на ее попечение, при появлении отрядов Пугачева переодела их в крестьянскую одежду и выдала за своих внучек. Пугачев, войдя в горницу, подозвал старшую девочку, взял за щеку и со словами «Вишь, белолицая какая, красавица будет» вынул из кармана горсть серебра, выбрал гривенник и дал ей.

«Гривенник тот, что дал мне Пугачев, - заключает рассказ тетушка, - я до сих пор храню».

Был у Льва Николаевича замысел написать роман об Азовском походе Петра I.

Смолоду и до последних дней Толстой интересовался Донщиной, ее самобытностью, казачьими вольностями. И в дневнике появляется такая запись.

«Вся история России сделана Казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ Казаками желает быть»… Сказано это было в том смысле, что русский народ стремится к свободе, воле и справедливости.

И последнюю свою поездку Толстой наметил из Ясной Поляны в Ростов-на-Дону. Но не доехал: больного, его сняли с поезда на станции Астапово, где он и умер.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...